Учебно-методический комплекс по литературе по профессии 19.01.17 "Повар, кондитер"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
КГБПОУ «МИНУСИНСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
КАРАТУЗСКИЙ ФИЛИАЛ
Учебно-методический комплекс
дисциплины «Литература»
для специальностей:
260807.01 Повар, кондитер
Составитель: Подобедова Любовь Тимофеевна, преподаватель русского языка и
литературы, преподаватель первой квалификационной категории.
с. Каратузское
2015
2
Содержание
1. Пояснительная записка
1.1. Требования к уровню подготовки обучающегося, завершившего изучение предмета
2. Содержание дисциплины
2.1. Распределение учебной нагрузки по видам занятий.
2.2. Календарно-тематический план изучения дисциплины
2.3. Содержание разделов дисциплины
3. Формы контроля
3.1. Текущий контроль.
3.2. Промежуточный контроль
4. Учебно-методическое обеспечение
4.1. Основная литература
4.2. Дополнительная литература
4.3. Базовые понятия по курсу
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс по литературе составлен на основе федерального
компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на
базовом уровне.
Комплекс включает следующие разделы: пояснительную записку; требования к
уровню подготовки выпускников; основное содержание с распределением учебных часов
по разделам курса, тестовый материал, вопросы для зачета и экзамена, рекомендуемую
последовательность изучения тем и разделов; литературу.
Все содержание литературного образования в данном документе разбито на разделы
согласно этапам развития русской литературы, что соответствует принципу построения
курса на историко-литературной основе. В ней детализируется обязательный минимум
содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества
писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-
художественное содержание произведения); включаются историко-литературные сведения
и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала.
УМК структурирован следующим образом:
литература второй половины XIX века;
литература первой половины XX века;
литература второй половины XX века .
Литературные термины рассматриваются в процессе изучения конкретных
литературных произведений.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса,
систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы,
позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и
современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение
художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений,
развития культуры устной и письменной речи.
Курс литературы предусматривает следующие виды деятельности по освоению
содержания художественных произведений и теоретико- литературных понятий;
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа.
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или
иному роду и жанру.
- Анализ текста, выявляющий идею автора, определение мотивов поступков героев и
сущности конфликта.
- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в
раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом
мнения других.
- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам
литературных произведений.
4
Цели
Изучение литературы в колледже направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и са-
мосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания,
гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям
отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств;
культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской
позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса;
образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей
учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи
учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и
формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
формирование представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интепретации литературного произведения
как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с
использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
УМК предусматривает формирование у учащихся соответствующих умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом
направлении приоритетами для дисциплины "Литература" являются:
поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями
целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение, сопоставление, классификация;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или
развернутом виде;
осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста,
использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и
др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль,
выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст,
таблица, схема и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезисов, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной
форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации, включая энциклопедии, словари и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и
оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и
возможностей.
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и
нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в
эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в
5
формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего
невозможно духовное развитие нации в целом.
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы
как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и
многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой
силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям
нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса,
систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы,
позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и
современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение
художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений,
развития культуры устной и письменной речи.
Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет
преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию
изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и
переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития
личности школьника. Приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой
художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные
ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности
учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения курса литературы студент колледжа должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты
литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по
истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система
образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка,
художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения,
объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать
конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных
произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;
соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы
литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на
литературные темы.
6
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении
приоритетами для учебного предмета "Литература" являются:
o поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями
целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
o сравнение, сопоставление, классификация;
o самостоятельное выполнение различных творческих работ;
o способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или
развернутом виде;
o осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста,
использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое
и др.);
o владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль,
выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст,
таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной
задачей;
o составление плана, тезисов, конспекта;
o подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной
форме результатов своей деятельности;
o использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др.
базы данных;
o самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и
оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и
возможностей.
Требования направлены на реализацию деятельностного, практико- и личностно
ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической
деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни,
позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей
среды и собственного здоровья.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Распределение учебной нагрузки по видам занятий.
260807.01
Повар,
кондитер
Всего часов по
учебному плану
292
110\85
Теоретическое
обучение
195
110\85
Лабораторные и
практические
занятия
Самостоятельная
работа
97
Форма контроля
Экзамен(2 сем)
Часов в неделю
3/3
7
Календарно-тематический план изучения дисциплины «Литература» по
специальности 260807.01 Повар, кондитер 1 курс
п/п
Наименование разделов
и тем
Календа
рные
сроки
изучени
я тем
Вид занятий
Самостоятел
ьная работа
студентов
Домашнее задание
Примеча
ние
1-2
Введение
Русская литература и
русская история 19
века.
Лекция
Беседа
Составить план
лекции, дополнить
примерами
3-4
Критический реализм –
новый этап в развитии
литературы и искусства.
Журнальная полемика
60-х годов. Классик,
которого не было.
Лекция
Беседа
Внеклассное
чтение
Сочинение
«Как я
понимаю
афоризм
Козьмы
Пруткова»(1
ч)
Знать афоризмы
Козьмы
Пруткова, один
письменно
объяснить, читать
«Грозу».
5
ТВОРЧЕСТВО
А.Н.ОСТРОВСКОГО
А.Н.Островский-
создатель русского
театра. Этапы
биографии и творчества
(1823-1886)
Лекция
Беседа
Учить лекцию,
ответить на вопросы
по первому
действию; отрывок
наизусть.
6
Драма «Гроза». Идейно-
художественное
своеобразие.
Город Калинов и его
обитатели. Д. 1-4.
1
Беседа
Обитатели города
Калинова, образ
Катерины по плану
7
Образ Катерины. Её
душевная трагедия.
Лекция
Беседа
Тестовая работа
по творчеству
Островского.
8
Драма
«Бесприданница»
Внеклассное
чтение
9
Подготовка к
домашнему
сочинению по
творчеству
Островского.
Лекция
Беседа
Написать
сочинение.
10
ТВОРЧЕСТВО
И.А.ГОНЧАРОВА
Основные этапы
жизни и творчества
И.А.Гончарова (1812-
1891)
Лекция
Беседа
Сочинение –
миниатюра «Можно
ли назвать судьбу Г.
«обыкновенной
историей» или это
«необыкновенная
история?»
11
Образ главного героя
в романе «Обломов».
Понятие
«обломовщина».
Лекция
Беседа
Подготовиться к
тесту по первой
части романа.
Читать вторую
часть.
8
12
Захар. Крепостное
право с его
тремястами Захаров.
Ольга Ильинская.
Лекция
Беседа
Учить лекцию,
подбор материала
об Андрее
Штольце.
13
Андрей Штольц.
Критика о романе
Гончарова.
Лекция
Беседа
Читать роман,
конспект статьи
Добролюбова «Что
такое
обломовщина?»
14
Итоговая работа по
роману «Обломов»
Лекция
Беседа
Прочитать «Отцы и
дети» Тургенева.
15
ТВОРЧЕСТВО
И.С.ТУРГЕНЕВА
Этапы биографии и
творчества
И.С.Тургенева (1818-
1883)
Лекция
Беседа
Учить лекцию,
ответить на
вопросы,
перечитать «Отцы и
дети».
16
Творческая история и
своеобразие романа
«Отцы и дети».
Общественная
атмосфера и её
отражение в романе.
Лекция
Беседа
Анализ 5-11 глав
романа
17-
18
Взаимоотношения
Базарова с
Кирсановыми (гл. 5-
11). Базаров –
нигилист.
Лекция
Беседа
Читать роман,
анализ 13-19, 25-27
глав
19
Любовь в жизни
героев (гл. 13-19, 25-
27). Базаров и его
родители.
Лекция
Беседа
Составить 12
вопросов по теме.
20
Взаимоотношения
Базарова и Аркадия.
Лекция
Беседа
Ответить на
вопросы.
21
Смерть Базарова.
Лекция
Беседа
Подготовка
тестовой
работы по
творчеству
Тургенева
(2ч)
Подготовиться к
итоговой работе по
творчеству
И.С.Тургенева.
22
Итоговая работа по
творчеству
И.С.Тургенева.
Контроль
23
Стихотворения в
прозе И.С.Тургенева
Лекция
Беседа
Индивидуальные
задания, выучить
одно стихотворение.
24
ТВОРЧЕСТВО
Н.А.НЕКРАСОВА
Биографическая и
творческая справка о
Н.А.Некрасове (1821-
1878).
Лекция
Беседа
Подготовка
тестовой
работы по
творчеству
Некрасова
(2ч)
Учить лекцию
25
Основные темы и
Лекция
Письменный
Учить лекцию, 1
9
идеи лирики
Н.А.Некрасова.
Беседа
анализ стих-
я (1ч)
стихотворение
наизусть
26
«Кому на Руси жить
хорошо»
Н.А.Некрасова
Лекция
Беседа
Читать поэму,
инд.задания
27
Народ в споре о
счастье.
Лекция
Беседа
Знать роль
эпизодических
образов в поэме,
инд.задания.
28
Народ и Гриша
Добросклонов.
Лекция
Беседа
Уметь произвести
лингвостилистическ
ий анализ
стихотворения,
инд.задания.
29
Проверочная работа
по поэме «Кому на
Руси жить хорошо»
Контрольна
я работа
30
ТВОРЧЕСТВО
Ф.И.ТЮТЧЕВА
Этапы биографии и
творчества
Ф.И.Тютчева.
Основные темы и
идеи лирики.
Лекция
Беседа
Реферат
«Любовная
лирика
Тютчева»
(2ч)
Наизусть стих-е по
выбору
31
ТВОРЧЕСТВО
А.А.ФЕТА
Этапы биографии и
творчества А.А.Фета.
Лекция
Беседа
Учить лекцию,
составить 10
вопросов по теме,
стихотворение по
выбору наизусть.
32
Анализ
стихотворения Фета
или Тютчева.
РР
Анализ
стихотворения
33
ТВОРЧЕСТВО
М.Е.САЛТЫКОВА-
ЩЕДРИНА
Этапы биографии и
творчества
М.Е.Салтыкова-
Щедрина.
Художественный мир
писателя.
Лекция
Беседа
Стилизация
сказок
Салтыкова –
Щедрина
(2ч)
Учить лекцию,
читать сказки,
пересказывать.
34-
35
Сказки
М.Е.Салтыкова-
Щедрина – синтез его
творчества
Лекция
Беседа
Читать сказки
Салтыкова-
Щедрина.
36
Ф.М.ДОСТОЕВСКИ
Й (1821-1881). Этапы
биографии и
творчества.
Лекция
Беседа
Подготовка
тестовой
работы по
творчеству
Достоевског
о (1ч)
Учить лекцию,
беседа по вопросам
на тему «Образ
Петербурга в
романе»
37
Петербург в
изображении
Достоевского.
Лекция
Беседа
Читать роман,
инд.задания.
10
38-
39
«Потрясённый,
выбитый из колеи
герой» или
Раскольников среди
униженных и
оскорблённых.
Лекция
Беседа
Читать роман,
инд.задания.
40
Идея Раскольникова о
праве сильной
личности.
Лекция
Беседа
Читать роман,
инд.задания.
41
Преступление
Раскольникова
Беседа
Читать роман,
инд.задания.
42
Раскольников и
«сильные мира сего»
Лекция
Беседа
Читать роман,
инд.задания.
43
Семья
Мармеладовых.
«Правда» Сони
Мармеладовой.
Лекция
Беседа
Читать роман,
инд.задания.
44
Итоговый урок.
Анализ эпизода.
Лекция
Беседа
Письменно ответить
на вопрос.
45
ТВОРЧЕСТВО
Л.Н.ТОЛСТОГО
По страницам
великой жизни.
Л.Н.Толстой-
человек, мыслитель,
писатель.
Лекция
Беседа
Подготовка
тестовой
работы по
творчеству
Толстого
(2ч)
Учить лекцию,
инд.задания
46
Роман «Война и
мир»- роман-эпопея;
проблематика,
образы, жанр
Лекция
Беседа
Читать роман,
инд.задания
47
Эпизод «Вечер в
салоне Шерер.
Петербург. Июль
1805 г.» (т.1, ч.1, гл.
1-6, 12-13, 18-25)
Лекция
Беседа
Читать роман,
инд.задания
48
Изображение войны
1805-1807 гг. (т. 1)
Лекция
Беседа
Подобрать
материал
«Кутузов и
Наполеон в
романе»(1ч)
Читать роман,
инд.задания
49
Быт поместного
дворянства и «жизнь
сердца» героев
романа.
Лекция
Беседа
Подобрать
материал
«Семья в
романе»(1ч)
Читать роман,
инд.задания
50
Изображение войны
1812 года.
Лекция
Беседа
Читать роман,
инд.задания
51
Образ Наташи
Ростовой.
Лекция
Беседа
Читать роман,
инд.задания
52
Нравственные
искания Андрея
Болконского и Пьера
Безухова.
Лекция
Беседа
Читать роман,
инд.задания
53
Сочинение по роману
РР
11
«Война и мир»
54
ТВОРЧЕСТВО
А.П.ЧЕХОВА
Этапы биографии и
творчества
А.П.Чехова.
Лекция
Беседа
Чтение
рассказа
«Человек в
футляре»
(1ч)
Учить лекцию.
Читать маленькую
трилогию.
55
Тема гибели души в
рассказе «Ионыч»
Лекция
Беседа
Читать «Вишнёвый
сад»
56-
57
Конфликт в пьесе
«Вишнёвый сад».
Действующие лица и
авторское отношение
к ним.
Лекция
Беседа
Презентация
по
творчеству
Чехова (1ч)
Мини-сочинение по
творчеству Чехова
1 курс 2 семестр
58-
59
Сложность и
самобытность
русской литературы
начала 20 века.
Лекция
Беседа
Реферат
«Писатель и
эпоха» (2ч)
Учить лекцию
60-
61
Основные черты
лирики и прозы
И.А.Бунина.
Лекция
Беседа
Подготовка
тестовой
работы по
творчеству
Бунина и
Куприна(2ч)
Читать «Гранатовый
браслет».
62-
63
Особенности
худож.мира
И.А.Куприна.
Нравственно-
философское
звучание рассказа
«Гранатовый
браслет».
Лекция
Составить 12
вопросов,
перечитать повесть
«Молох».
64
Сочинение по
творчеству
И.А.Бунина и
А.И.Куприна.
РР
65
Судьба и творчество
М. Горького.
Лекция
Беседа
Подготовка
тестовой
работы по
творчеству
М.Горького
(2ч)
Учить лекцию,
читать «Челкаш».
66-
67
"Дно" и его обитатели
(пьеса "На дне")
Лекция
Беседа
Реферат
«Новаторств
о Горького-
драматурга»
(2ч)
Читать.
68
Серебряный век
русской поэзии.
Символизм и русские
поэты-символисты.
1
Лекция
Беседа
Реферат
«Серебряны
й век в
русском
искусстве»
(2ч)
Учить лекцию
69
В.Я. Брюсов как
"идеолог" русского
Лекция
Беседа
Анализ худ.-
выразит.средств.
12
символизма. Мотивы
лирики Брюсова
70-
71
Жизненные и
творческие искания
А. Блока
Лекция
Беседа
Составить тестовую
работу по теме.
72
Старый и новый мир
в поэме А. Блока
"Двенадцать".
Лекция
Беседа
Анализ худ.-
выразит.средств.
73
Символика поэмы А.
Блока "Двенадцать" и
проблема финала.
Лекция
Беседа
Ответить на
вопросы.
74
Преодолевшие
символизм.
Н.Гумилев. Поэзия и
судьба.
Лекция
Беседа
Учить лекцию
75
Творческий путь А.
Ахматовой.
Лекция
Беседа
Подобрать свои
примеры.
76
Психологическая
глубина и яркость
любовной лирики
Ахматовой.
Лекция
Беседа
Учить лекцию.
Прочитать
«Реквием».
77
Уникальность
поэтического голоса
М.И.Цветаевой.
Лекция
Беседа
Учить лекцию
78
Поэзия Цветаевой как
лирический дневник.
РР
Прочитать рассказы
Аверченко.
79
Октябрьская
революция и
литературный
процесс 20-х годов.
Лекция
Составить план
лекции.
80
Тема революции и
гражданской войны в
романе А.Фадеева
«Разгром»
Лекция
Беседа
Ответить на
вопросы.
81
Творческая
биография В.В.
Маяковского.
Новаторство поэта в
области
художественной
формы. Футуризм.
Лекция
Беседа
Ответить на
вопросы.
82
Отражение "гримас"
нового быта в
сатирических
произведениях
В. Маяковского.
Лекция
Беседа
Ответить на
вопросы.
83
С. Есенин: поэзия и
судьба
Лекция
Беседа
Учить лекцию
84
Трагическое
противостояние
города и деревни в
есенинской лирике.
Лекция
Беседа
Подобрать свои
примеры.
85
Лирическое и
Лекция
Жанр
Ответить на
13
эпическое в поэме
"Анна Снегина".
Беседа
письма в
поэзии
Есенина(1ч)
вопросы.
86-
87
Литературный
процесс 30-х - начала
40-х гг. Жизнь и
творчество М. А.
Шолохова.
Лекция
Реферат
«Сатира в
творчестве
Зощенко,
Ильфа и
Петрова»
(1ч)
Учить лекцию.
88
Картины жизни
донского казачества в
романе М.А.
Шолохова "Тихий
Дон".
Лекция
Беседа
Придумать 12
вопросов по теме.
89
Традиции народного
правдоискательства в
судьбе Григория
Мелехова.
Лекция
Беседа
Составить план
лекции.
90
Итоговая работа по
роману «Тихий Дон»
Лекция
Беседа
Написать
сочинение.
91
Судьба и книги М. А.
Булгакова.
Лекция
Беседа
Учить лекцию
92
Сатира Булгакова
Лекция
Беседа
Подобрать свои
примеры.
93
"Мастер и
Маргарита" как
"роман-лабиринт"
(философская
проблематика
романа).
Лекция
Беседа
Ответить на
вопросы.
94
Неразрывность связи
любви и творчества в
проблематике
"Мастера и
Маргариты".
Лекция
Беседа
Написание
реферата по
творчеству
Булгакова (2
часа)
Подобрать свои
примеры.
95
Единство
человеческой души и
стихии мира в лирике
Б. Пастернака.
Лекция
Беседа
Учить лекцию,
ответить на
вопросы.
96
Оригинальность,
самобытность
художественного
мира А.П.Платонова.
«Котлован» (обзор)
Лекция
Беседа
Учить лекцию
97-
98
Литература периода
Великой
Отечественной
войны.
Лекция
Беседа
Рецензия на
книгу о
войне (1ч.)
Учить лекцию,
ответить на
вопросы, учить
стих-е.
99-
100
Тема нравственных
испытаний на дорогах
истории в лирике А.Т.
Твардовского
Лекция
Беседа
Составить план
лекции.
14
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Литература второй половины XIX века (68 час)
Обзор русской литературы второй половины
XIX века (1 час)
101
Литературный
процесс 50-80-х гг.
Лекция
Беседа
Учить лекцию
102
Колоритность и
яркость героев-
"чудиков"
новеллистики
В.М.Шукшина
Лекция
Беседа
Учить лекцию
103-
104
Трагическая судьба
человека в
тоталитарном
государстве. (По
рассказу
А.И.Солженицына
«Один день Ивана
Денисовича»).
Лекция
Беседа
Подобрать свои
примеры, учить
лекцию.
105
Взаимоотношения
человека и природы в
рассказах
В.П.Астафьева.
Лекция
Беседа
Составить план
лекции.
106
Нравственное
величие русской
женщины в повести
В.Г.Распутина
«Последний срок».
Лекция
Беседа
Составить тестовую
работу по теме.
107
Новые темы,
проблемы, образы
поэзии периода
«оттепели».
Лекция
Беседа
Учить лекцию .
108
Авторская песня
Лекция
Беседа
Составить тестовую
работу по теме.
109
Литература на
современном этапе
Лекция
Беседа
Учить лекцию,
ответить на
вопросы.
110
Новейшая русская
поэзия.
Лекция
Беседа
Учить лекцию,
ответить на
вопросы.
111-
112
Проблемы и уроки
литературы 20 века
Семинар
Учить лекцию.
113-
114
Повторение и
обобщение
Лекция
Беседа
Ответить на
вопросы.
115-
117
Подготовка к
экзамену
Лекция
Беседа
15
Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения
в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы.
Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная
острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны
смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность
художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование
национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.
А. Н. Островский ( 5 час)
Жизнь и творчество (обзор). Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме.
Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение “жестоких нравов”
“темного царства”. Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт
Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика
пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое
своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое
мастерство Островского. Н. А. Добролюбов “Луч света в темном царстве”
Сочинение по драме А. Н. Островского “Гроза”.
И. А. Гончаров (5 час)
Жизнь и творчество (обзор). Роман «Обломов». История создания и особенности композиции
романа. Петербургская “обломовщина”. Глава “Сон Обломова” и ее роль в произведении. Система
образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына.
Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета,
интерьера и художественной детали в романе. Авторская позиция и способы ее выражения в
романе. Своеобразие стиля Гончарова.
Сочинение по роману И. А. Гончарова “Обломов”.
И. С. Тургенев (8 час)
Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Отражение в романе
общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль
образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова.
"Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе.
Базаров и его мнимые последователи. Вечные” темы в романе (природа, любовь, искусство).
Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие
его жанра. “Тайный психологизм”: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием
умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы. Полемика вокруг романа. Д. И.
Писарев. «Базаров» (фрагменты).
Сочинение по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”.
Н. А. Некрасов (6 час)
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…»,
«Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит
изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…» (указанные стихотворения являются обяза-
тельными для изучения). «Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая
ужасам войны…» (возможен выбор трех других стихотворений). Гражданский пафос поэзии
Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя.
Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-
гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические
образы. Решение “вечных” тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное
своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие
поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы.
Образы правдоискателей и “народного заступника” Гриши Добросклонова. Сатирические образы
помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в
поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл “бабьей притчи”. Тема народного бунта. Образ
Савелия, “богатыря святорусского”. Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.
Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.
16
Ф. И. Тютчев ( 2 час)
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...»,
«Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…»,
«К. Б.» Я встретил вас – и все былое...») (указанные стихотворения являются обязательны-
ми для изучения). Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…»
(возможен выбор трех других стихотворений). Поэзия Тютчева и литературная традиция.
Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы,
мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике
Тютчева. Любовь как стихийное чувство и “поединок роковой”. Художественное своеобразие
поэзии Тютчева.
А. А. Фет ( 2 час)
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое
дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь» (указанные
стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Одним толчком согнать
ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…» (возможен
выбор трех других стихотворений). Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория “чистого
искусства”. “Вечные” темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская
проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка,
психологизм лирики Фета.
Сочинение по поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета
М. Е. Салтыков-Щедрин (4 час)
Жизнь и творчество (обзор). «История одного города» (обзор). Сказки Салтыкова-Щедрина.
Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония,
гипербола, гротеск, алогизм.
Ф. М. Достоевский (10 час)
Жизнь и творчество. Роман «Преступление и наказание». Замысел романа и его воплощение.
Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа.
Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его “двойники”. Образы “униженных и
оскорбленных”. Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки
Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе.
Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж,
интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. “Преступление и наказание” как
философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных “точек зрения”. Проблема
нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные
открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.
Сочинение по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.
Н. С. Лесков (2 час)
Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Очарованный странник». Особенности сюжета повести.
Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя).
Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия
повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.
Л. Н. Толстой (16 час)
Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Война и мир». История создания. Жанровое своеобразие
романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система
образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь
идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона
Каратаева и авторская концепция “общей жизни”. Изображение светского общества. “Мысль
народная” и “мысль семейная” в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа
Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе.
Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое
сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-
композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона
17
Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы
Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два
нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы
изображения душевного мира героев (“диалектики души”). Роль портрета, пейзажа, диалогов и
внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа- эпопеи. Художественные
открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.
Сочинение по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”.
А. П. Чехов (7 час)
Жизнь и творчество. Рассказы: «О любви», «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч». Темы,
сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в
решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и
неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты
человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в
чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм
повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.
Комедия «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов.
Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в
пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ
Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль
авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический
подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение
творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.
Сочинение по творчеству А. П. Чехова.
Литература XX века
Русская литература ХХ в в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы
(ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек
и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного
идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России,
отражение в них “вечных” проблем бытия.
Обзор русской литературы первой половины XX века
Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX−ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические
события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других
народов России. Конфликт человека и эпохи. Развитие реалистической литературы, ее основные
темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический
реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий.
Проблема “художник и власть”.
И. А. Бунин
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..»,
«Последний шмель» (возможен выбор трех других стихотворений). Философичность и тонкий
лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского
поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Антоновские яблоки», «Темные аллеи».
Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских
гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы
в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о
прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной
детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.
Сочинение по творчеству И. А. Бунина.
М. Горький
Жизнь и творчество (обзор). Рассказы «Старуха Изергиль», «Челкаш». Романтизм ранних
рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы
гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской
18
концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя.
Своеобразие композиции рассказа. Пьеса «На дне». Сотрудничество писателя с Художественным
театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы.
Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы
хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда
факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема
счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство
Горького-драматурга. Афористичность языка.
Сочинение по творчеству М. Горького.
А. И. Куприн
Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Гранатовый браслет». Своеобразие сюжета повести. Споры
героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм
решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое
изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл
финала.
Серебряный век русской поэзии.
Обзор
Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского
модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф.
Анненский, М. И. Цветаева.
Символизм
Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество
русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача
предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства).
Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха.
"Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А.
Белый, А. А. Блок).
В. Я. Брюсов
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту»,
Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ
формы в лирике Брюсова.
К. Д. Бальмонт
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…»,
«Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» (возможен выбор трех других
стихотворений). Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество
образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.
А. А. Блок
Жизнь и творчество. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…»,
«В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На
железной дороге». Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…»,
«Скифы» (возможен выбор трех других стихотворений). Мотивы и образы ранней поэзии,
излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока,
музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”.
Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос
патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и
стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция. Поэма «Двенадцать».
История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение
конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои,
своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ
Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.
Сочинение по творчеству А. А. Блока.
Акмеизм
19
Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и
акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”,
создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.
Н. С. Гумилев
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся
трамвай». Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике.
Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии
Гумилева.
А. А. Ахматова
Жизнь и творчество. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной
вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная
земля». Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома».
Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства.
Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность
стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой. Поэма «Реквием».
История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и
народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над
забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль
эпиграфа, посвящения и эпилога.
Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой.
М. И. Цветаева
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к
Блоку» («Имя твое птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по
родине! Давно…» Стихотворения: «Идешь, на меня похожий…», «Куст». Основные темы
творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный
монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой.
Своеобразие поэтического стиля.
А.Аверченко и группа «Сатирикон»
Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов
А.Фадеев
Роман «Разгром» (обзор). Тема революции и гражданской войны в романе.
Е.Замятин
Роман «Мы» (обзор).
М.Зощенко
Рассказы «Аристократка», «Баня».
Футуризм
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”.
Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над
содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и
графические эксперименты футуристов. Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин),
кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л.Пастернак).
В. В. Маяковский
Жизнь и творчество. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко
нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!», «Разговор с
фининспектором о поэзии». Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и
революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика,
рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность
строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление
проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.
С. А. Есенин
20
Жизнь и творчество. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах
багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина
дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская»
Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…»,
«Неуютная жидкая лунность…». Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике.
Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись,
сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности
человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики
Есенина.
Сочинение по творчеству В. В. Маяковского и С. А. Есенина.
Литературный процесс 30-х - начала 40-х гг
А.Н. Толстой
«Петровская» тема. Роман «Петр Первый» (обзор).
М. А. Шолохов
Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение). История создания романа.
Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе.
Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических
процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема
разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска
правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса.
Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе.
Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.
Сочинение по роману М. А. Шолохова “Тихий Дон”.
М. А. Булгаков
Жизнь и творчество. Роман «Мастер и Маргарита». История создания и публикации романа.
Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое
начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его
свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа.
Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение
любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл
финальной главы романа.
Сочинение по творчеству М. А. Булгакова.
В.В.Набоков
Обзор творчества В.В.Набокова. Рассказ «Круг»
Б. Л. Пастернак
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..»,
«Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь»
Стихотворение: «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…». Поэтическая эволюция
Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и
ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на
страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность
настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.
Роман «Доктор Живаго» (обзор). История создания и публикации романа. Цикл “Стихотворения
Юрия Живаго” и его связь с общей проблематикой романа.
А. П. Платонов
Жизнь и творчество. Повесть «Котлован». Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова.
Высокий пафос и острая сатира в “Котловане”. Утопические идеи “общей жизни” как основа
сюжета повести. “Непростые” простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность
языка и стиля писателя.
Литература периода Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и
литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х
21
годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном
сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза». Постановка острых нравственных и
социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность
человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках
нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России. Поэтические
искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения,
единства человека и природы).
А. Т. Твардовский (3 час)
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти
матери», «Я знаю, никакой моей вины» Стихотворения: «Дробится рваный цоколь
монумента...», «О сущем» Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как
ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской
традиции в творчестве поэта.
Литературный процесс 50-80-х гг.
Н. Заболоцкий (1 час)
Красота и единство природы и человека.
В. М. Шукшин (2 час)
Рассказ «Чудик». Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах.
Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.
А. И. Солженицын (4 час)
Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия
“лагерной” темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической
эпохи. «Матренин двор».
В. Г. Распутин (2 час)
Повесть «Прощание с Матерой». Проблематика повести и ее связь с традицией классической
русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема
утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.
В.П.Астафьев (2 час)
Взаимоотношения человека и природы в рассказах
Ю.В.Трифонов (2 час)
Нравственная проблематика и художественные особенности повести «Обмен».
Поэзии периода «оттепели» (2 час)
Н. М. Рубцов (1 час)
Стихотворения. Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины
родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за
настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.
Авторская песня (2 час)
Литература на современном этапе
Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние
публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс,
положительные отклики в печати.
Татьяна Толстая, В.Пелевин, Сергей Довлатов.
И. А. Бродский (1 час)
Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для
меня…»). Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка
традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества
человека в “заселенном пространстве”.
Новейшая русская поэзия (2 час)
РЕЗЕРВ (7 ЧАС)
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
22
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
Опрос, тестирование, семинарские занятия, контрольные работы, сочинения, чтение
наизусть.
Тестовая работа по творчеству И.А.Гончарова
1. По социальному происхождению И.А.Гончаров
а) дворянин б) купец
в) мещанин г) помещик
2. Родился И.А.Гончаров
а) в Москве б) в Твери
в) в Симбирске г) в С-Петербурге
3. И.А.Гончаров закончил:
а) Московский государственный университет б) Петербургский кадетский корпус
в) Московское коммерческое училище г) Петербургскую военно-инженерную академию
4. И.А.Гончаров прожил более пятидесяти лет в
а) Москве б) Клину
в) Петербурге г) Симбирске
5. Первый роман И.А.Гончарова
а) «Обыкновенная история» б) «Обрыв»
в) «Обломов»
6. И.А.Гончаров отправляется в кругосветное путешествие на фрегате
а) «Бригантина» б) Каравелла»
в) «Паллада» г) «Елизавета»
7. Антипод Обломова в романе «Обломов»
а) Захар б) Штольц
в) Тарантьев г) Судьбинский
8. В критической статье «Мильон терзаний» И.А.Гончаров дает оценку
а) роману «Евгений Онегин» б) комедии «Горе от ума»
в) пьесе «Гроза» г) поэме «Мертвые души»
9. «Не умею выразить, как велико было наше наслаждение видеть и слышать нашего кумира», -
писал И.А.Гончаров о встрече с поэтом
а) Пушкиным б) Лермонтовым
в) Майковым г) Некрасовым
10. «Повесть И.А.Гончарова произвела в Питере фурор – успех неслыханный. Все мнения слились
в ее пользу», - писал В.Г.Белинский о произведении
а) «Обрыв» б) «Обыкновенная история»
в) «Обломов»
Ответы: 1 – г, 2- в, 3 – в, 4 – в, 5-а, 6-в, 7-б, 8-б, 9-а, 10-б.
Тест на знание текста романа И. С. Тургенева "Отцы и дети".
23
1.Какой барин "вступается за крестьян", но "говоря с ними, морщится и нюхает одеколон"?
а) Николай Петрович Кирсанов
б) Павел Петрович Кирсанов
в) Аркадий
г) Василий Базаров
2.Кто и кому дал такую характеристику: "Для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не
создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор. Ваш
брат, дворянин, дальше благородного смирения дойти не может, а это пустяки…Ты славный
малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич".
а) Базаров - Павлу Петровичу
б) Базаров – Ситникову
в) Базаров – Аркадию
г) Ситников - Аркадию
3.Чей это портрет? "Вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными,
детски-пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье,
голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах".
а) Кати Одинцовой
б) Дуняши
в) Фенечки
г) Авдотьи Кукшиной
4.Какая героиня романа "верила во всевозможные приметы, гадания, заговоры, сны; верила в
юродивых, в домовых, в леших, в дурные встречи, в порчу, в народные лекарства…в скорый
конец света"?
а) Авдотья Кукшина
б) Арина Васильевна Базарова
в) Фенечка
г) Катя Одинцова.
5.Кому посвящается роман?
а) Н. Г. Чернышевскому
б) Д. И. Писареву
в) Н. Н. Страхову
г) В. Г. Белинскому
6.Укажите, какой тип композиции использовал автор в романе?
а) зеркальная
б) последовательная
в) циклическая
24
г) кольцевая.
7. Как вы понимаете термин "нигилизм"?
8. С каким журналом у Тургенева произошел разрыв после издания романа "Накануне"?
а) «Отечественные записки»
б) «Москвитянин»
в) Новое время
г) Современник
9.Среди комических приемов в романе "Отцы и дети" Тургенев не использует:
а) прием несоответствия
б) речевая характеристика героя
в) гротеск
г) ирония
10."Тайный психологизм" Тургенева в том, что:
а) никаких приемов психологизма в романе не используется, а в послесловии автор сам объясняет,
что к чему
б) автор показывает читателю мелкие подробности и детали психологического состояния
героев, показывает процесс рождения и развития чувства или мысли
в) автор считает, что не нужно показывать слишком мелкие и тонкие движения души, излишне
дробить характер. Показывать нужно основное, видимое, слышимое проявление чувства: в жесте,
интонации, в изменении внешнего облика героя.
г) автор активно использует приемы психологизма, но что они значат, остается тайной.
Тестовая работа по русской литературе XX века.
Вариант I
1)Особенность произведений Н. Рубцова.
A) веселая поэма
Б) иронические рассказы
B) исторические романы
Г) тихая лирика
2)Как зовут автора знаменитого романа «Лолита», носившего псевдоним
В. Сирин?
A) А. И. Солженицын
Б) А. П. Платонов
B) В. В. Набоков
Г) Б. Л.Пастернак
3)Автор песни «Ах, Арбат, мой Арбат...»
25
A) В. Высоцкий
Б) А. Галич
B) Ю. Визбор
Г) Б.Окуджава
4)Кто погибает на руках у Григория в конце романа «Тихий Дон»?
A) Наталья
Б) Ася
В Аксинья
Г) Даша
5)Фамилия профессора в повести «Собачье сердце»
А)Чугункин
Б) Переделкин
В) Преображенский
Г) Турбин
6)Главные герои рассказов Шукшина- это
A) солдаты и военные герои
Б) «чудики», не подчиняющиеся обыденным рамкам
B) «бездушные» лицемеры
Г) верящие в настоящую любовь девушки
7)Автор романа «Омон Ра».
А)Л.Улицкая
Б)А.Чехов
В)С.Довлатов
Г)В.Пелевин
8)Родоначальником какого течения считается С. Довлатов?
A) новый автобиографизм
Б) римейк
B) окопный реализм
Г) ностальгический реализм
9)Главным героем какого произведения является Григорий Мелехов?
A) «Поднятая целина»
Б) «Судьба Человека»
B) «Собачье сердце»
Г) «Тихий Дон»
10)Кто из поэтов предсказал свою смерть «в крещенские морозы»?
26
A) Е. Евтушенко
Б) В. Соколов
B) Н. Рубцов
Г) Ю. Кузнецов
11) К какому периоду можно отнести творчество А. Яшина, А. Солженицына, А. Вознесенского, Р.
Рождественского?
A) «городская» проза
Б) «оттепель»
B) реалистическая проза
Тестовая работа по русской литературе XX века
II вариант
1. Какое из произведений не относится к произведениям XX века?
a) «Сонечка»
b) «Тихий Дон»
c) «Война и Мир»
2. Кого из писателей нельзя назвать писателем XX века?
a) Астафьева
b) Солженицына
c) Гончарова
3. Какая из тем не звучит в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»?
a) Войны
b) Любви
c) Добра и зла
4. Творчество какого из перечисленных авторов нельзя отнести к периоду «оттепели»?
a) Рубцова
b) Евтушенко
c) Л.Н.Толстого
5. Идея повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича»?
a) Всегда заботиться только о себе
b) При любых обстоятельствах оставаться «человеком»
c) Надо уметь прощать
6. В каком из произведений показывается судьба донского казачества?
a) «Судьба человека»
b) «Мастер и Маргарита»
c) «Тихий Дон»
27
7. Назовите основные женские образы в романе «Тихий Дон»?
a) Соня, Рита, Женя
b) Соня, Таня, Ася
c) Аксинья, Наталья, Ильинична
8.Повесть, в которой автор описывает коллективизацию, раскулачивание, строительство
советского общества?
a) «Матренин двор»
b) «Котлован»
c) «Машенька»
9. Из какого произведени А.Т.Твардовского
следующий отрывок?
Немец был силен и ловок,
Ладно скроен, крепко сшит,
Он стоял, как на подковах,
Не пугайте, побежит.
a) «По праву памяти»
b) «Портрет»
c) «Василий Теркин»
10.Где происходят события в рассказе Виктора Астафьева «Людочка»?
a) В одном из больших городов
b) В сельской местности
c) На стыке города и деревни
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 1 КУРС.
1.Русская литература и русская история 19 века. Критический реализм новый этап в развитии
литературы и искусства.
2.А.Н.Островский- создатель русского театра. Драма «Гроза». Идейно-художественное
своеобразие. Город Калинов и его обитатели.
3.Трагическая острота конфликта Катерины с «тёмным царством».( по драме А.Н.Островского
«Гроза»).
4.И.А.Гончаров «Обломов». Образ главного героя в романе. Понятие «обломовщина». Критика о
романе Гончарова.
5.И.С.Тургенев «Отцы и дети». Творческая история и своеобразие. Общественная атмосфера и её
отражение в романе. Базаров в русской критике.
6.Дворянство в изображении И.С.Тургенева и разночинец Базаров. Взаимоотношения Базарова с
Кирсановыми.
7.Любовь в жизни героев. Базаров и его родители. Взаимоотношения Базарова и Аркадия. Смерть
Базарова . (По роману Тургенева «Отцы и дети» ).
28
8.Стихотворения в прозе И.С.Тургенева. Чтение наизусть и анализ одного (по выбору
экзаменуемого).
9.Основные темы и идеи лирики Н.А.Некрасова. Чтение наизусть и анализ одного стихотворения
(по выбору экзаменуемого).
10. «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова. Народ в споре о счастье. Народ и Гриша
Добросклонов.
11.Ф.И.Тютчев- певец русской природы. Чтение наизусть и анализ одного стихотворения (по
выбору экзаменуемого).
12.А.А.Фет. Основные мотивы лирики. Чтение наизусть и анализ одного стихотворения (по
выбору экзаменуемого).
13.сказки М.Е.Салтыкова - Щедрина-синтез его творчества
14.Петербург в изображении Достоевского. «Потрясённый, выбитый из колеи герой» или
Раскольников среди униженных и оскорбленных .(по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и
наказание»).
15.Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Двойники Раскольникова. Их роль в
системе художественных образов.
16.Теория Родиона Раскольникова и её развенчание в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и
наказание».
17.По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой - человек, мыслитель, писатель. Роман «Война и
мир»- роман-эпопея; проблематика, образы, жанр.
18.Кутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
19.Образ Наташи Ростовой в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
20.Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе Л.Н.Толстого «Война и
мир»
21.Понятие об истинном и ложном героизме. Подвиг батареи Тушина (по роману Л.Н.Толстого
«Война и мир»).
22.Проблема жизненного выбора, поиски смысла жизни героями романа Л.Н.Толстого «Война и
мир».
23.А.П.Чехов. Маленькая трилогия. Идейно-художественное своеобразие. Рассказы «Человек в
футляре», «Крыжовник», «О любви».
24.Тема гибели души в рассказе «Ионыч» А.П.Чехова.
25.Конфликт в пьесе «Вишнёвый сад» А.П.Чехова. Действующие лица и авторское отношение к
ним.
26.Сложность и самобытность русской литературы начала 20 века.
27.Жизненный и творческий путь И.А.Бунина. Тема «закатной» цивилизации в рассказе
И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»
28.Рассказы И.А.Бунина о любви.
29.Судьба и творчество А.И.Куприна. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся» и «Гранатовый
браслет».
30.Судьба и творчество М.Горького. Образ свободного человека в горьковских рассказах-легендах
(«Макар Чудра», «Старуха Изергиль»).
31.«Дно» и его обитатели (пьеса «На дне» М.Горького).
32.Споры о предназначении человека в пьесе М.Горького «На дне».
33.Серебряный век русской поэзии. Символизм и русские поэты-символисты. В.Я.Брюсов как
«идеолог» русского символизма. Мотивы лирики Брюсова. Чтение наизусть и анализ одного
стихотворения (по выбору экзаменуемого).
34.Анализ стихотворения поэта-символиста. Чтение наизусть. (по выбору экзаменуемого).
35.Жизненные и творческие искания А.Блока. Образ «влюбленной души» в «Стихах о прекрасной
Даме». Чтение наизусть и анализ одного стихотворения (по выбору экзаменуемого).
36.Образ России и ее судьба в поэзии А.Блока. Чтение наизусть и анализ одного стихотворения
(по выбору экзаменуемого).
37.Старый и новый мир в поэме А.Блока «Двенадцать». Символика поэмы А.Блока «Двенадцать»
и проблема финала.
29
38.Преодолевшие символизм.
Н.Гумилев. Поэзия и судьба. Лирический герой поэзии Н.Гумилева. Чтение наизусть и анализ
одного стихотворения (по выбору экзаменуемого).
39.Творческий путь А.Ахматовой. Психологическая глубина и яркость любовной лирики
Ахматовой. Чтение наизусть и анализ одного стихотворения (по выбору экзаменуемого).
40.Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике Ахматовой. Гражданский пафос
стихотворений военного времени. Чтение наизусть и анализ одного стихотворения (по выбору
экзаменуемого).
41.«Личная» тема и образ страдающего народа в поэме А.Ахматовой «Реквием».
42.М.И.Цветаева: личность и судьба. Темы и проблемы творчества. Своеобразие поэтического
стиля. Чтение наизусть и анализ одного стихотворения (по выбору экзаменуемого).
43.А.Аверченко и группа «Сатирикон».
44.Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов.
45.Тема революции и гражданской войны в романе А.Фадеева «Разгром».
46.М.Зощенко «Аристократка», «Баня».
47.Творческая биография В.В.Маяковского. Новаторство поэта в области художественной формы.
Тема поэта и толпы в ранней лирике Маяковского.
48.Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях В.Маяковского.
49.С.Есенин: поэзия и судьба. Природа родного края и образ Руси в лирике С.Есенина. Чтение
наизусть и анализ одного стихотворения (по выбору экзаменуемого).
50.Любовная тема в поэзии Есенина. Чтение наизусть и анализ одного стихотворения (по выбору
экзаменуемого).
51.Лирическое и эпическое в поэме «Анна Снегина».
52.Жизнь и творчество М.А.Шолохова. «Донские рассказы».
53.Традиции народного правдоискательства в судьбе Григория Мелехова. (по роману
М.А.Шолохова «Тихий Дон».
54.Сатира Булгакова.
55.«Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт» (философская проблематика романа).
56.Литература периода Великой Отечественной войны. Лирика военных лет. (А.Сурков,
А.Фатьянов, М.Исаковский, В.Лебедев-Кумач).
57.Проза военных лет. (К.Симонов, В.Панова, В.Некрасов, Э.Казакевич и др.).
58.Тема нравственных испытаний на дорогах истории в лирике А.Т.Твардовского. Размышления о
настоящем и будущем Родины в поэмах Твардовского.
59.А.Т.Твардовский «Василий Теркин». Общий обзор поэмы, чтение наизусть отрывка из нее.
60.Колоритность и яркость героев-«чудиков» новеллистики В.М.Шукшина
61.Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве А.И.Солженицын. Особенности
«лагерной» темы в повести А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
62.Взаиоотношения человека и природы в рассказах В.П.Астафьева.
63.Нравственная проблематика и художественные особенности повести Ю.В.Трифонова «Обмен»
64.Авторская песня (на примере 1-2 произведений любого автора).
65.Чтение наизусть и разбор одного из лирических произведений современного поэта.
66.Литература на современном этапе. Анализ творчества одного из современных писателей.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная литература
1. Лебедев Ю.В. Русская литература 19 века. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2
ч. М.: Просвещение, 2003.
2. В.А.Чалмаев. . Русская литература 20 века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2
ч. - М.: Русское слово, 2005.
3. Поурочные разработки по литературе 19 в. 10 класс. Обновлённый комплект
уроков./И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова. М.: «ВАКО», 2005.
4. Поурочные разработки по литературе 20 века./Н.В.Егорова. М.: ВАКО, 2002.
30
Дополнительная литература
1. Литература. 10 класс: система уроков по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» / авт.-сост. Г.В.
Шихова. – Волгоград: Учитель, 2009.
2.
Основные теоретико-литературные понятия по курсу
− Художественная литература как искусство слова.
− Художественный образ.
− Содержание и форма.
− Художественный вымысел. Фантастика.
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм,
сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные
факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.
Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть,
рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма,
ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия:
экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-
повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
− Деталь. Символ.
− Психологизм. Народность. Историзм.
− Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в
художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.
− Стиль.
Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль,
амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.
− Литературная критика.