Литературно-музыкальный вечер, посвященный жизни и творчеству С.А. Есенина "Живи и пой, моя строка…"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37» г. Белгорода
Литературно-музыкальный вечер,
посвященный жизни и творчеству
С.А. Есенина
"Живи и пой, моя строка…"
Организаторы:
Заведующая библиотекой
Маслова Марина Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
Ильминская Яна Григорьевна,
музыкальный руководитель
Бойченко Виктория Николаевна
2015
Аннотация
Литературно-музыкальный вечер, посвященный жизни и творчеству
С.А. Есенина "Живи и пой, моя строка…", предназначен для учащихся
9-11 классов. Проводится в честь 120 юбилея со дня рождения великого
русского поэта и в рамках всероссийского конкурса «Литературный венок
России».
Цель мероприятия - вызвать интерес к личности Сергея
Александровича Есенина, сформировать представление о поэтической
индивидуальности поэта, обратить внимание на глубокую лиричность
поэзии, нежную любовь к Родине, природе.
Для мероприятия использовано следующее оборудование:
мультимедийный проектор и экран, портрет поэта, книжная выставка,
фрагменты фильмов, видеоклипы
Участники - учащиеся 9-11 классов.
Продолжительность вечера - 45 минут.
Сценарий мероприятия
Ведущий 1. Наш литературно-музыкальный вечер посвящён жизни и
творчеству великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, 120-
летний юбилей которого мы будем отмечать 3 октября 2015 года.
Звучит песня на стихи С.Есенина “Не жалею, не зову, не плачу…”
Ведущий 2. 1918 год. На открытии памятника в Москве документальная
хроника подарила нам “живого” Сергея Есенина. Мы видим его молодым и
очень красивым.
Тоскуют, тоскуют березы,
Осенним исходят дождем
И желтые листья, как слезы,
Роняют и ночью и днем.
Дрожат от мороза под утро,
И вдруг замирают в забвенье,
И шепчут тоскливо кому-то:
“Есенин, Есенин, Есенин…”
Автор: Татьяна Смертина
Ведущий 1.
Да кто ж так до сердца проймет?
Да кто же плакать так заставит?
Да кто ж так Русь свою поймет
И сгоряча бел-свет оставит?
Уже водица мерзнет в сенях,
В стога уметано все сено,
И ясень надломил колено…
Опять – октябрь…
Грусть деревень…
Вспахали зябь…
Сергеев день…
Хоть годы – счастливы, быстры,
То имя – нежно в сердце носим!
В помин Его летят листы
Со всех берез русоволосых!
Заплакав, гуси в даль пронзают,
Звенит осенник в синь дождей,
И в честь него себя сжигают
Рябины по России всей!
Автор: Татьяна Смертина
Ведущий 2. Что мы знаем о Сергее Есенине, для которого стихи были
лучшей, главнейшей частью его жизни? Его поэтические произведения – это
вся его жизнь и его биография. Понимаем ли мы ее?
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей её покинуть.
Ведущий 1. Если каждое или почти каждое стихотворение Есенина –
художественное целое, то жизнь его – раздерганную, странную,
противоречивую – понять сложно.
Чтец 1
Я люблю родину.
Я очень люблю родину!
Хоть есть в ней грусти ивовая ржавь.
Приятны мне свиней испачканные морды
И в тишине ночной звенящий голос жаб.
Я нежно болен воспоминаньем детства,
Апрельских вечеров мне снится хмарь и сырь.
Как будто бы на корточки погреться
Присел наш клен перед костром зари.
О, сколько я на нем яиц из гнезд вороньих,
Карабкаясь по сучьям, воровал!
Все тот же он теперь, с верхушкою зеленой?
По-прежнему ль крепка его кора?
Ведущий 1. Он – певец Руси! В его стихах, по-русски искренних и
откровенных, мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца. В них
“русский дух”, в них “Русью пахнет”.
Звучит песня на стихи С.Есенина “Клен ты мой опавший…”
Ведущий 2. У него счастливое детство. Любимец в семье. Живой,
спокойный, веселый, умный, общительный. Хорош собой. На него стали рано
заглядываться девушки. С отличием закончил Константиновское
четырехклассное училище (1909), вышел “учителем школы грамоты”.
(Демонстрируются слайды).
Ведущий 1. Летом 1912 г. Сергей Александрович Есенин переехал в Москву,
служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец.
Чтец 2.
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь,
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть
Золотою лягушкой луна
Распласталась над тихой воде,
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!...
Ведущий 1. Работал в книгоиздательстве, в типографии. В этот период
примкнул к революционно настроенным рабочим, оказался под надзором
полиции. Занимался на историко-философском отделении университета
Шанявского (1913г. – 1915г.) Печататься начинает в 1914 году в московских
журналах (дебют – стихотворение “Береза”).
Чтец 3
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Ведущий 2. Весной 1915г. приезжает в Петроград, где знакомится с
А.Блоком, С.Городецким, сближается с Николаем Клюевым, оказавшим на
него значительное влияние. А. Блок потом вспоминал: «Днем у меня
рязанский парень со стихами. Крестьянин Рязанской губернии. 19 лет. Стихи
свежие, чистые, голосистые, многословные»
Чтец 4.
Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы, –
Я одурманен весной.
Радуют тайные вести,
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.
Сыпь ты, черемуха. Снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.
Ведущий 2. (Из воспоминаний С.М.Городецкого)
«Для него не было никаких ценностей в жизни кроме его стихов. Все его
выходки, бравады и неистовства вызывались только желанием заполнить
пустоту жизни от одного стихотворения до другого. Стихи он принес
завязанными в деревенский платок. С первых же строк мне было ясно, какая
радость пришла в русскую поэзию. Начался какой-то праздник песни»
Ведущий 1. Но не меньше, чем прочесть стихи, он торопился спеть
рязанские “прибаски, канавушки и страдания”.
Исполняется песня на стихи С.Есенина “Ты поила коня”.
Ты поила коня из горстей в поводу,
Отражаясь, березы ломались в пруду.
Я смотрел из окошка на синий платок,
Кудри черные змейно трепал ветерок.
Мне хотелось в мерцании пенистых струй
С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй.
Но с лукавой улыбкой, брызнув на меня,
Унеслася ты вскачь, удилами звеня.
В пряже солнечных дней время выткало нить.
Мимо окон тебя понесли хоронить.
И под плач панихид, под кадильный канон,
Все мне чудился тихий раскованный звон.
Ведущий 1. “Застенчивая, счастливая улыбка не сходила с его лица. Он был
очарователен со своим звонким озорным голосом, с барашком вьющихся
льняных волос – которые он позже будет с таким остервенением заглаживать
под цилиндр, – синеглазый”. (Звучит фонограмма, читает стихи
С.Есенин).
Ведущий 2. Он явился в город, чтоб рассказать о своей восторженной любви,
рассказать о красоте, окружающей его. Город восторгался им. Появились
лицемеры и завистники. Друзья поили вином. И он почувствовал, что этот
город должен его погубить.
Звучит песня на стихи С.Есенина “Отговорила роща золотая”
Ведущий 2. Этот прекрасный и неподдельный поэт по-своему отобразил
эпоху и обогатил ее песнями, по-новому сказал о любви, о синем небе,
упавшем в реку, о месяце, который ягненком пасется в небесах, и о цветке
неповторимом – о самом себе. Первый сборник стихов Есенина “Радуница”
(1916г.) – восторженно принят критикой. Последующие “Голубень”,
“Преображение”, “Сельский часослов” все (1918г.) и др. – в стихах
складывается особый есенинский мир: животные, растения, явления природы
очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми гармоничный, целостный,
прекрасный мир.
Самое драгоценное в нем, – писал Б.Пастернак, – образ родной природы,
лесной, среднерусской, рязанской, переданной с ошеломляющей свежестью,
как она давалась ему в детстве.
Чтец 4.
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?
Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил – печальный
Твой предосенний шум.
И мне в ответ березка:
“О любопытный друг,
Сегодня ночью звездной
Здесь слезы лил пастух.
Луна стелила тени,
Сияли зеленя,
За голые колени
Он обнимал меня.
И так, вздохнувши глубко,
Сказал под звон ветвей:
“Прощай, моя голубка,
До новых журавлей”.
Ведущий 2. В начале 1918 г. Есенин переезжает в Москву. С
воодушевлением встречает революцию. Создает поэмы “Иорданская
голубица”, “Инония”, “Небесный барабанщик” и др., проникнутых
предчувствием и “преображения” жизни. Размышляя, “куда нас несет рок
событий”, обращается к истории (поэма “Пугачев”, 1921г.)
Ведущий 1. Поиски в сфере образности сближают Есенина с Мариенгофом,
Шершеневичем и др., они объединяются в группу имажинистов. Есенин
становится завсегдатаем “Стойла Пегаса” – литературного кофе с критикой
“шутовского кривляния ради самого кривляния” “собратьев” – имажинистов.
Постепенно из его лирики уходят вычурные метафоры. (Демонстрация
слайдов).
Ведущий 2. В начале 20-х гг. в стихах Есенина появляются мотивы
“развороченного бурей быта” (распался брак с Зинаидой Райх), пьяной удали,
сменяющейся надрывной тоской. Поэт предстает хулиганом, скандалистом,
пропойцей с окровавленной душой, окружает его “чужой и хохочущий
сброд” (сборники “Исповедь хулигана”, 1921г., “Москва кабацкая”, 1924г.).
Звучит песня на стихи С.Есенина “Забава”
Ведущий 1. Встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан (осень
1921г.), Совместное путешествие по Европе (Германия, Бельгия, Франция,
Италия) и Америке (май 1922г. – август 1923г.), сопровождалось шумными
скандалами, эпатирующими выходками Есенина, обнажило их
“взаимопонимание”, усугублявшееся отсутствием общего языка (Есенин не
владел иностранными языками, Айседора знала несколько десятков русских
слов). По возвращении в Россию они расстались.
Чтец 1
Тогда я понял,
Что такая Русь.
Я понял, что такое слава.
И потому мне
В душу грусть
Вошла, как горькая отрава.
На кой мне черт.
Что я поэт!...
И без меня в достатке дряни.
Пускай я сдохну,
Только…
Нет,
Не ставьте памятник в Рязани!
Ведущий 2. На родину вернулся с радостью, ощущением обновления,
желанием быть певцом и гражданином… в великих штатах СССР”. 1923 –
1925гг. создаются лучшие строки: стихотворения “Отговорила роща
золотая…”, “Письмо матери”, “Мы теперь уходим понемногу…”, цикл
“Персидские мотивы”, поэма “Анна Снегина”, “Страна негодяев” и др.
Главное место в его стихах по-прежнему принадлежит теме родины, которая
теперь приобретает драматические оттенки. “Русь Советская” Русь
уходящая”. Он все больше ощущает себя певцом “золотой бревенчатой
избы”, поэзия которого “здесь больше не нужна”. Эмоциональной
доминантой лирики становятся осенние пейзажи, мотивы, подведение
итогов, прощания..
Ведущий 1. Последние 2 года жизни Есенина прошли в постоянных
разъездах: он трижды совершает путешествия на Кавказ, несколько раз ездит
в Ленинград, семь раз в Константиново. В очередной раз пытается начать
семейную жизнь, брак с внучкой Льва Николаевича Толстого Софьей. В
конце ноября 1925г. измученный скитальчеством и бивуачным бытом
попадает в психоневрологическую клинику. Одной из последних поэм
“Черный человек” (“Друг мой, друг мой, я очень и очень болен…”), в
которой прошедшая жизнь предстает частью ночного кошмара. Прервав курс
лечения, 23 декабря Есенин поехал в Ленинград, где в ночь на 28 декабря
умер. Сергею Есенину было 30 лет.
Звучит аудиозапись поэмы «Чёрный человек», демонстрируются слайды
Ведущий 2.
Кому писал Есенин кровью в самый последний час? Может быть, он
перекликнулся с тем другом, который еще не родился, с человеком грядущей
эпохи, которого одни готовят боями, а Есенин – песнями. Поэт погиб потому,
что был несроден революции. Но во имя будущего.
Есенин осознавал свою внутреннюю незащищенность, потому в его
творчестве присутствует мотив Смерти…
Чтец 1
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свидания, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
Ведущий 1.
Умер Поэт! Угасла творческая жизнь, в которую до последней минуты
вплетал драгоценные нити поэзии Сергей Есенин. Трагическая судьба
постигла и любимых женщин поэта. Погибли Зинаида Райх и Айседора
Дункан. Галина Бениславская, по версии следствия, застрелилась на могиле
поэта.
Чтец 5
Вы помните,
Вы все, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.
Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас замучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел –
Катиться дальше вниз.
Любимая!
Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был, как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.
Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В разворочённом бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму
Куда несет нас рок событий.
Ведущий 2. Год кончался так мрачно! Смерть Есенина была воспринята, как
что-то личное. Утрата ощущается и сегодня, кажется, что осталось пустым
место лирика.
Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
И березы в белом плачут по лесам.
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?
Демонстрируются слайды.
Ведущий 1. Сергей Есенин открыл перед читателями те стороны души
переломной эпохи, которые не находили места в поэзии его современников.
Его стихи были созвучны настроениям молодежи, он один из первых в
советской поэзии почувствовал необходимость раскрыть духовный мир
своего читателя (современника). Писал искренне, правдиво, не скрывая своих
сомнений, колебаний, заблуждений.
Демонстрируется видеоклип «Жизнь – обман с чарующей тоскою…»
Ведущий 2. Есенин визитная карточка России. Его стихи находят живой
отклик в наших душах. Все прочувствованное им, прожитое за короткую
жизнь, он превратил в шедевры поэзии. Он воспел землю, плененный ею,
воспел любовь, как счастье, и счастье, как любовь.
Ведущий 1. Закончить вечер хочется словами Сергея Есенина:
Цветите, юные, и здоровейте телом:
У Вас иная жизнь. У Вас другой напев.
Звучит песня на стихи С.Есенина
Источники
1. http://biografix.ru/
2. http://esenin-s.ucoz.ru/
3. http://esenin.niv.ru/esenin/museum/moscow.htm
4. http://www.esenins.ru/c21.html
5. http://komanda-k.ru/
6. http://www.esenin.ru/