Рабочая программа по литературе 9 класс (под редакцией Г.И. Беленького)

1
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта,
авторской программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5—11 классы / под ред. Г.И. Беленького. 4-е изд., перераб.
Москва.- Мнемозина. – 2011.
Программа соответствует Федеральному стандарту содержания образования и отражает концентрическую систему обучения. Рабочая
программа предназначена для изучения литературы на базовом уровне.
В 9 классе школьники приступают к изучению художественных произведений в историческом освещении, когда прослеживается связь
творчества писателя с жизнью страны и родного народа.
Завершение в 9 классе начального курса литературы в то же время является прологом второго этапа литературного образования.
Программа построена с учетом следующих принципов: психологического (учет возрастных интересов ученика); развивающего
(обеспечение развития литературных способностей школьника); историко-хронологического (выделение основных эпох в развитии
искусства); социального (сопоставление социальных и художественных систем писателя, учет социальных потребностей времени,
общественной психологии поколения); художественно-эстетического (рассмотрение литературы как особого вида искусства);
литературоведческого (целостное отношение к литературному произведению, его теоретико-литературное осмысление).
Содержание и структура программы определяются целью литературного образования: приобщить учащихся к богатствам русской и
мировой литературы, развить способности воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни и на
этой основе формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию школьников.
Рабочая программа рассчитана на 3 недельных часа (102 часа в год), что соответствует количеству часов по учебному плану школы.
Программа реализована в учебнике «Литература. 9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений: в 3 ч./ под ред. Г.И. Беленького. 18-е
изд., стер. – М.: Мнемозина, 2015.
Цели и задачи программы обучения в области формирования системы знаний, умений.
Основными целями обучения в организации учебного процесса в 9 классе будут:
приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе
как об одном из важнейших достижений культуры;
2
формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений
жизни;
воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
воспитание культуры речи учащихся.
Данные цели обуславливают решение следующих задач:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим
мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и
культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и
эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся;
формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в
самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях
русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по
теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно
пользоваться русским языком.
Основа литературного образования чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о
мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Цель
литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной
культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы,
воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
3
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с
новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая,
мемуарная и справочная литература.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования
читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Общая характеристика учебного предмета.
Литература базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей
принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания
и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета
определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие
человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-
эстетическим ценностям нации и человечества.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений,
составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным
человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает,
что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного
произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей
эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей
способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и
теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-
литературных понятий:
4
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и
русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова.
Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение
русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета -
важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его
речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин
обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения слово как единица языка и речи, его
функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук
(лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-
культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой
деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным
искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру.
Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью
человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний
5
по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему
миру.
Место учебного предмета в учебном плане.
Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить
идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России,
познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление
о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания
функций языка и художественной образности литературного текста.
В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих
учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации
школьников.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
авторов и содержание изученных произведений;
основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр
лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие
представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в
художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм
художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии,
юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о
6
жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы
стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
уметь:
прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
определять идейную и эстетическую позицию писателя;
анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
оценивать проблематику современной литературы;
анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их
разрешения, общее и различное в них;
находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.
Содержание учебного предмета.
Введение (1ч.)
Начальные сведения об историческом развитии русской литературы. Способы выражения авторского сознания в художественном
произведении.
I. Литература Древней Руси (4+1)
Общая характеристика древнерусской литературы.
7
Для чтения и изучения
«Слово о полку Игореве». Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. Ее построение, связь с народной поэзией. Проблема
авторства поэмы. Кого и за что прославляет и осуждает автор?
II. Литература XVIII века (12)
Общая характеристика литературы XVIII века. Сведения о классицизме.
М.В. Ломоносов. Сведения о жизни ученого и поэта.
Для чтения и бесед
«Разговор с Анакреоном», «Ода 1747 года», духовные оды и другие произведения.
Д.И. Фонвизин. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и бесед
«Недоросль». Сатирическое обличение невежества, злонравия, деспотизма. Идеалы человеческого достоинства, гражданского служения
родине. Элементы классицизма в комедии.
Возможные виды внеурочной деятельности: инсценировка.
А.Н. Радищев. Свободолюбивые идеи писателя.
Для чтения и бесед
«Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты).
Возможные виды внеурочной деятельности: библиотечный урок «Судьба книги «Путешествие из Петербурга в Москву» - по
материалам статьи Н.П. Смирнова-Сокольского (Смирнов-Сокольский Н.П. Рассказы о книгах. М., 1969).
Г.Р. Державин. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и бесед
«Властителям и судьям» (фрагменты), «Русские девушки», «Памятник».
Заслуги Державина перед русской литературой (поворот поэзии к реальной жизни). Сочетание в его стихах элементов оды, сатиры и
философских раздумий.
Н.М.Карамзин. Сведения о жизни и творчестве.
8
Для чтения и бесед
«Бедная Лиза». Внимание к внутреннему миру простого человека. Язык повести. Сентиментализм в литературе. «Бедная Лиза» как
произведение сентиментализма.
Литература XIX века (53+4+2)
Романтизм и реализм в литературе первой половины XIX века
В.А. Жуковский. Сведения о жизни и творчестве с обобщением изученного («Светлана», «Перчатка», «Лесной царь»). Романтизм поэта.
Жуковский-переводчик
Для чтения и бесед
В.А. Жуковский – автор оригинальных баллад и стихотворений. Стремление « найти связь земного с небесным». «Море».
Для самостоятельного чтения
«Я Музу юную, бывало…».
А.С. Грибоедов. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и изучения
«Горе от ума». Своеобразие жанра и композиции пьесы. Общественный и личный конфликт в комедии. «Век нынешний и век минувший».
Поражение и победа Чацкого. Непреходящее значение образа Чацкого. Споры вокруг Чацкого в прошлом и в наши дни. Богатство языка
комедии.
Возможные виды внеурочной деятельности: устный журнал «Писатель, государственный деятель, дипломат»; литературная игра по
комедии «Горе от ума».
А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (основные вехи).
Для чтения и изучения
«К Чаадаеву», «К морю», «Во глубине сибирских руд…», «19 октября (1825 г.)», «Анчар», «Пророк», «К*** («Я помню чудное
мгновение…»), «На холмах Грузии…», «Я вас любил…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».
Свобода, творчество, любовь три стихии человеческого духа в лирике Пушкина. Ее биографичность, высокий нравственный смысл
лирики поэта. «Внутренняя красота человека» (В.Г. Белинский) как идеал и нравственный критерий Пушкина.
9
«Евгений Онегин». История создания. Лироэпический характер «свободного романа» в стихах. Образ автора. Широта охвата
действительности. Главные герои романа, причины их жизненной драмы. Богатство и своеобразие языка. «Онегинская строфа». «Евгений
Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. Оценка романа в русской критике.
Понятие о литературном типе.
Для чтения и бесед
«Моцарт и Сальери». Проблема таланта, гения, труда, вдохновения. Злая сила зависти.
Возможные виды внеурочной деятельности: подготовка и проведение КТД; устный журнал «А.С. Пушкину посвящается» (стихи,
музыка, кино, живопись); выставка «Мой Пушкин».
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (основные вехи).
Для чтения и изучения
«Смерть Поэта», ««Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт», «И скучно, и грустно…», «Молитва» («В минуту жизни
трудную…»), «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий», «Прощай, немытая Россия…», «Нет, не тебя я так пылко я люблю…»,
«Пророк», «Родина».
Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова. Интонационное и ритмическое богатство лирики.
«Герой нашего времени». История души человека, не нашедшего высокой цели в жизни. Беспощадный самоанализ Печорина,
противоречия его натуры. Роль других действующих лиц в раскрытии характера главного героя произведения. Особенности композиции
романа (смена рассказчиков, нарушение хронологической последовательности повествования). Печорин и Онегин.
Оценка романа в русской критике.
Для самостоятельного чтения
«Маскарад»; «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!...», «В альбом» (из Д. Байрона), другие стихотворения.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия «Цель и смыл жизни героев (Онегин и Печорин)»; литературная игра по
биографии и творчеству Лермонтова.
Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество (основные вехи).
Для чтения и изучения
10
«Мертвые души». Своеобразие жанра. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, чиновничья,
народная. Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение. Идейно-
композиционное значение образа Чичикова. Образ автора. Единство сатирического и лирического начал, обусловленное гуманистическими
идеалами Гоголя. «Мертвые души» в оценке русской критики.
«Шинель». Тема «маленького человека». Роль фантастики в повести
Для самостоятельного чтения
«Портрет», «Нос», «Коляска».
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия «Н.В. Гоголь в современной России».
А.Н. Островский. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и бесед
«Снегурочка». Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке.
Язык персонажей. Творческая и сценическая история пьесы.
Для самостоятельного чтения
«Доходное место», «Бедность не порок».
Н.А. Некрасов. Место Н.А. Некрасова в русской поэзии XIX века.
Для чтения и изучения
«Тройка», «Размышления у парадного подъезда». Восприятие народных страданий как собственного неизбывного горя. Осуждение
долготерпения народа, призыв пробудиться от духовного сна.
Для чтения и бесед
Давно - отвергнутый тобою…», «Письма», «Горящие письма».
Понятие о лирическом герое.
Для самостоятельного чтения
«Огородник», «Праздник жизни, молодости годы…», «Песня Еремушке», «Калистрат» и другие произведения.
Л.Н. Толстой как исследователь путей нравственного совершенствования человека.
Для чтения и бесед
11
«Юность» (обзор). Три эпохи жизни человека в трилогии. Способность к духовному росту - основной критерий писателя в оценке людей.
Особенности повествования от первого лица.
Внеклассное чтение. А.П. Чехов. «Маленькая трилогия».
IV.Литература XX века (12)
Литература великих и трагических лет.
А. А. Блок. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и изучения
«Россия», «О, я хочу безумно жить…», «Да. Так диктует вдохновение»; «Земное сердце стынет вновь…», «Сольвейг», «Утро в Москве»,
«Ты – как отзвук забытого гимна…».
Чувство личной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всем мире. Покоряющая сила любви. Ощущение неразрывной
связи поэта с лучшими традициями русской культуры.
Для самостоятельного чтения
«Лениво и тяжко плывут облака…», «Осенний день», «Сусальный ангел», «Мы встречались с тобой на закате…» и другие стихотворения.
В.В. Маяковский. Сведения о жизни и творчестве
Для чтения и изучения
«Хорошее отношение к лошадям». Гуманистическое содержание стихотворения. Звуковая инструментовка стиха.
«Необычайное приключение…». Юмор и патетика, метафорический строй стихотворения
«Разговор на одесском рейде..» широта диапазона любовной лирики поэта. Новаторство Маяковского в стихосложении
Для чтения и бесед
«Гимн обеду», «Подлиза» и другие стихотворения.
Для самостоятельного чтения
«Красавицы», «Я счастлив!».
С.А. Есенин. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и изучения
12
«С добрым утром!», «Я покинул родимый дом…», «Пороша», «Голубень», «Отговорила роща золотая…», «Собаке Качалова», «Низкий дом
с голубыми ставнями…».
Родина и родная природа как источник лирических переживаний. Нежность «ко всему живому». Грусть от сознания быстротечности жизни.
Живописность, народная основа языка.
Для самостоятельного чтения
«Каждый труд благослови, удача…», «Клен ты мой опавший…», и другие стихотворения.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер или час в литературной гостиной «Песни и романсы
на стихи С.А. Есенина», вечер одного стихотворения «Мой Сергей Есенин».
М.А. Булгаков. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и бесед
«Собачье сердце» (обзор с разбором избранных глав, например: I, II, VI, VIII, эпилога). Шариков и «шариковщина». Истоки шариковщины.
Булгаков – сатирик.
Для самостоятельного чтения
«Собачье сердце» (полный текст), «Ханский огонь», рассказы из цикла «Записки юного врача».
Возможные виды внеурочной деятельности: коллективный просмотр и обсуждение кинофильма «Собачье сердце».
А.И. Солженицын. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и бесед
«Матренин двор». Смысл «праведничества» героини рассказа. Идея национального характера. Своеобразие жанра (достоверность очерка,
притчевая обобщенность).
Зарубежная литература (7).
Данте Алигьери. Краткие сведения о поэте.
Для чтения и бесед.
«Божественная комедия» (фрагменты).
В. Шекспир.
13
Для чтения и бесед.
Жанровое многообразие драматургии У. Шекспира. Проблематика трагедий. Низкое и высокое, сиюминутное и общечеловеческое, злое и
доброе в трагедии «Гамлет». Центральный конфликт пьесы.
Ф. Шиллер.
Для чтения и бесед.
«Вильгельм Телль» (фрагменты). Народная драма.
И.В. Гёте. Краткие сведения о поэте.
Для чтения и бесед.
И.В. Гёте – выдающийся деятель немецкого Просвещения. «Фауст» - вершина философской литературы. И.В. Гёте в России.
Дж.Г.Н. Байрон.
Для чтения и бесед.
«Шильонский узник».
Характеристика класса.
14
Название темы
Содержание
учебного материала
Виды
деятельност
и
Формируемые универсальные учебные
действия
1
Введение. Историческое развитие
русской литературы.
Дать понятие о литературе
как искусстве слова, са-
мосознании народа, вопло-
щении героической
биографии Родины, о
специфике
художественного
отображения
действительности.
Работа с
учебником.
П: научиться пользоваться учебником, определять
композиционно – сюжетные, изобразительно –
выразительные особенности произведения
М: уметь ставить вопросы и обращаться за
помощью к учебной литературе
Л: формирование стартовой мотивации к обучению
Из литературы Древней Руси (4+1)
2
Литература Древней Руси.
Общая характеристика
древнерусской
литературы.
Познакомить с исто-
рической основой
«Слова», историей
открытия памятника,
культурой Руси XII века,
жанром «Слова»,
проблемой авторства.
Рассказ
учителя,
сообщения
учащихся.
П: научиться конспектировать статью учебника
М: уметь выполнять учебные действия (работать с
таблицей, планом)
Л: формирование навыков исследовательской и
творческой деятельности
3
«Слово о полку Игореве».
Историческая основа
памятника, его сюжет. Жанр и
композиция .
Знакомство с исто-
рической основой
«Слова», историей
открытия памятника,
культурой Руси XII века,
жанром «Слова»,
проблемой авторства.
Работа с
текстом,
чтение,
рассказ
учителя.
П: Научиться определять идейно эмоциональный
пафос «Слова»
М: уметь строить монологическое высказывание,
формулировать свою точку зрения, адекватно
использовать различные речевые средства для
решения коммуникативных задач
Л: формирование навыков самоанализа и
15
4
Идейный смысл «Слова».
Показать авторское
отношение к происхо-
дящему, раскрыть
идейный смысл «Слова».
Аналитическая
беседа.
самоконтроля
5
Поэтический мир и герои
«Слова о полку Игореве».
Родина – основной
художественный образ
«Слова».
Дать характеристику
героям и их поступкам,
показать роль пейзажа в
произведении.
Слово учителя,
чтение, анализ.
П: Научиться анализировать поэтический текст
М: уметь строить монологическое высказывание,
формулировать свою точку зрения, адекватно
использовать различные речевые средства для
решения коммуникативных задач
Л: формирование навыков самоанализа и
самоконтроля
6
РР Сочинение по «Слову о
полку Игореве».
Формировать умение
писать сочинение опреде-
ленного жанра, отбирать
материал, грамотно
оформлять.
Составление
плана,
обсуждение
проблем
произведения.
П: научиться составлять и редактировать текст
творческой работы
М: строить монологические высказывания,
овладеть навыками письменной речи
Л: формирование навыков исследовательской и
творческой деятельности
Из литературы XVIII века (12)
7
Литература 18 века.
Общая характеристика.
Понятие классицизма.
Дать характеристику
литературного процесса
18 века, понятия
Классицизм.
Лекция
учителя,
сообщение
учащихся.
П: научиться конспектировать статью учебника
М: уметь выполнять учебные действия (работать с
таблицей, планом)
Л: формирование навыков исследовательской и
творческой деятельности
8
М.В. Ломоносов. Черты
личности Ломоносова.
Ломоносов-филолог. «Разговор с
Анакреоном».
Показать, как просве-
тительские взгляды и пат-
риотизм отражаются в
лирике М. Ломоносова.
Сообщение
учащихся,
чтение
стихотворения,
анализ.
П: Научиться определять идейно – эмоциональный
пафос оды
М: применять метод информационного поиска, в
том числе с помощью компьютерных средств
Л: формирование навыков самоанализа и
самоконтроля
9
Жанр оды. «Ода 1747 года».
Показать новаторство М.
Ломоносова как поэта.
16
10
Д. И. Фонвизин. Факты жизни
писателя. История создания
пьесы "Недоросль".
Познакомить с
творчеством Д.И.
Фонвизина.
Сообщения
учащихся,
работа с
текстом.
П: научиться правильно определять идейно –
эмоциональный пафос комедии
М: уметь анализировать текст и соотносить
нравственные принципы в поведении и поступках
героев со своими
Л: формирование устойчивой мотивации к
самосовершенствованию
11
Обзор содержания пьесы
«Недоросль». Положительные
персонажи.
Показать идеал
гражданина в
рассуждениях Стародума
и Правдина.
Чтение
фрагментов,
обсуждение
прочитанного.
12
Отрицательные персонажи
комедии «Недоросль».
Показать роль
«говорящих» фамилий в
комедии.
Чтение
фрагментов,
обсуждение
прочитанного.
П: научиться определять духовные и нравственные
качества героев, идейный замысел комедии
М: уметь синтезировать полученную информацию
для составления ответа, работать самостоятельно,
уметь строить монологическое высказывание
Л: формирование навыков исследовательской
деятельности, готовности и способности вести
диалог с другими людьми в совместной
деятельности
13
Конфликт и особенности
композиции комедии
«Недоросль».
Показать сатирическую
направленность комедии,
реализация конфликта.
Работа над
композицией
комедии.
14-
15
А.Н.Радищев. Свободолюбивые
идеи писателя. Жанр
«Путешествия из Петербурга в
Москву».
Познакомить с личностью
писателя, его взглядами,
идейным и художест-
венным своеобразием
«Путешествия из
Петербурга в Москву».
Сообщения
учащихся,
чтение текста,
обсуждение.
П: научиться анализировать прозаический текст
М: выбирать действия в соответствии с
поставленной задачей
Л: формирование устойчивой мотивации к
коллективной творческой деятельности
«Бунтовщик хуже Пучачева».
16
Г.Р. Державин. Сведения о
жизни и творчестве. Заслуги
поэта перед русской
литературой.
Познакомить с личностью
Державина, с основными
темами его лирики,
новаторством. (Введение
в высокую лирику
разговорной речи).
Сообщения
учащихся,
чтение текста,
обсуждение.
П: научиться определять интонационно –
сюжетный рисунок стихотворений
М: формировать умение работать по плану (анализ
стихотворения)
Л: формирование устойчивой мотивации к
самосовершенствованию
17
Сочетание элементов оды,
сатиры в стихотворениях
Державина.
Познакомить со
стихотворениями
«Властителям и судьям»,
«Памятник».
Чтение и
анализ
стихотворений.
17
18
Жизнь и творчество
Н. М. Карамзина. Карамзин –
писатель. Карамзин – историк.
Дать понятие о сенти-
ментализме как
литературном
направлении.
Сообщения
учащихся,
чтение текста,
обсуждение.
П: научиться определять духовные и нравственные
качества героев, идейный замысел повести
М: уметь синтезировать полученную информацию
для составления ответа, работать самостоятельно,
уметь строить монологическое высказывание
Л: формирование навыков исследовательской
деятельности, готовности и способности вести
диалог с другими людьми в совместной
деятельности
19
Внимание к внутреннему миру
человека в повести Н. М.
Карамзина «Бедная Лиза».
Формировать умение
определять черты
сентиментализма в
произведении.
Работа с
текстом.
Из литературы XIX века (53+4+2)
20
Литература ХIХ века. О двух
способах изображения жизни в
литературе.
Дать понятие о
литературном процессе
первой половины 19 века,
о романтизме и реализме
как литературных на-
правлениях.
Лекция с
элементами
беседы.
П: научиться конспектировать статью учебника
М: уметь выполнять учебные действия (работать с
таблицей, планом)
Л: формирование навыков исследовательской и
творческой деятельности
21
В.А. Жуковский. Жизнь и
творчество. Черты романтизма в
лирике. Автор оригинальных
баллад. Жуковский-переводчик.
Знакомство с личностью
писателя.
Лекция с
элементами
беседы.
П: научиться определять жанрово-композиционные
особенности баллад,
М: уметь моделировать монологическое
высказывание и аргументировать свою позицию,
координировать её с позициями партнёров при
выработке решения в совместной деятельности
Л: формирование навыков исследования текста с
опорой на жанр, композицию и выразительные
средства.
22
А.С. Грибоедов. Жизнь и
творчество
Познакомить с личностью
писателя и его временем.
Сообщения
учащихся,
чтение текста,
обсуждение.
П: научиться определять духовные и нравственные
качества героя, идейный замысел пьесы
М: уметь синтезировать полученную информацию
для составления ответа, работать самостоятельно,
уметь строить монологическое высказывание
Л: формирование навыков исследовательской
деятельности, готовности и способности вести
диалог с другими людьми в совместной
23
А.С. Грибоедов. Комедия «Горе
от ума». Специфика жанра
комедии. О замысле комедии.
Проникнуть в атмосферу
действия комедии,
выявить экспозицию,
особенности конфликта;
обратить внимание на
Работа над
жанром и
композицией.
Рассказ
учителя.
18
24
С Грибоедовым по фамусовской
Москве. Чтение и анализ 1
действия.
афористичность речи.
Работа с
текстом,
чтение
фрагментов.
деятельности
25
«Век нынешний и век ми-
нувший» в комедии «Горе от
ума». Анализ 2-3 действия.
Проследить дальнейшее
развитие конфликтов,
определить проблематику
пьесы, жанр; выявить
систему персонажей,
противоборство двух
лагерей; составить
речевую характеристику
Фамусова.
П: научить анализировать драматическое
произведение
М: устанавливать рабочие отношения, эффективно
сотрудничать
Л: формирование внутренней позиции школьника
на основе поступков положительного героя
26
Общественный и личный
конфликт в комедии.
Разграничить понятия
«ровесники» и
«единомышленники»;
дать характеристику
персонажам, понятие о
внесценических
персонажах - единомыш-
ленниках Чацкого.
Работа с
текстом,
чтение
фрагментов.
П: научиться определять особенности сюжета и
композиции пьесы
М: уметь искать и выделять необходимую
информацию в предложенных текстах
Л: формирование навыков исследовательской
деятельности, готовности и способности вести
диалог с другими людьми
27
Поражение и победа Чацкого.
Непреходящее значение образа.
Определить идейно-
композиционную роль
бала в комедии; понять
смысл финальной сцены;
познакомить с мнениями
А. С. Пушкина и А. И.
Гончарова о Чацком.
Работа с
текстом,
чтение
фрагментов.
28
РР Смысл названия и проблема
ума в комедии. Образность и
афористичность ее языка.
Подготовка к домашнему
сочинению по комедии «Горе
от ума».
Формировать умение
писать сочинение опреде-
ленного жанра, отбирать
материал, грамотно
оформлять.
Составление
плана,
обсуждение
проблем
комедии.
П: научиться составлять и редактировать текст
творческой работы
М: строить монологические высказывания,
овладеть навыками письменной речи
Л: формирование навыков исследовательской и
творческой деятельности
19
29
Пушкин А. С. Жизнь и
творчество. (Основные вехи).
Проследить основные
этапы творческого пути
поэта, осознать
творчество А. С.
Пушкина как выражение
высочайшей духовной
гармонии.
Сообщения
учащихся,
просмотр
презентации.
П: научиться определять идейно-эмоциональное
содержание стихотворения
М: уметь читать вслух и понимать прочитанное,
аргументировать свою точку зрения
Л: формирование устойчивой мотивации к
индивидуальной и коллективно-творческой работе
30
Свобода, стихия, любовь –три
стихии человеческого духа в
лирике А.С. Пушкина. Ее
биографичность и высокий
нравственный смысл.
Дать понятие о взглядах
поэта на свободу как
нравственный,
социальный,
философский идеал
поэтический текст.
Сообщения
учащихся,
Чтение, анализ
стихотворения.
31
«К Чаадаеву» - утверждение
непреходящих нравственных
ценностей.
Дать представление о
поэте как христианине и
философе, глубине его
философских взглядов.
Чтение, анализ
стихотворения.
32
«19 октября». Утверждение
дружбы и человеческого
общения как важнейших
жизненных ценностей.
Дать понятие о
биографической
направленности лирики
поэта, стихотворения.
Чтение, анализ
стихотворения.
33
«Во глубине сибирских руд…» -
свидетельство душевной
доброты, щедрости, верности
идеалам дружбы.
Дать понятие о взглядах
поэта на свободу как
нравственный,
социальный,
философский идеал
поэтический текст.
Чтение, анализ
стихотворения.
34
«Анчар» - воплощение
пушкинского идеала свободы и
выражение гуманистического
пафоса его поэзии.
Чтение, анализ
стихотворения.
35
Любовная и дружеская лирика А.
С. Пушкина.
Показать настроение,
глубину и культуру
чувств лирического героя
А. С. Пушкина.
Чтение, анализ
стихотворения,
сообщение
учащихся.
20
36
Пушкин о роли и значении
поэзии.
Дать представление о
поэте как христианине и
философе, глубине его
философских взглядов.
Чтение, анализ
стихотворения,
сообщение
учащихся.
37
А.С. Пушкин «Евгений
Онегин». История создания
романа в стихах.
Познакомить с историей
создания романа, отзы-
вами критиков о романе,
«онегинской строфой»,
лирическими
отступлениями.
Рассказ
учителя ,
презентация
Сообщения
учащихся.
П: научиться определять особенности сюжета и
композиции романа в стихах
М: уметь искать и выделять необходимую
информацию в предложенном тексте
Л: формирование навыков исследовательской
деятельности, готовности и способности вести
диалог с другими людьми
38
Автор н его герой.
Сравнить поведение героя
в 1 -й и 8-й главах в
сходных ситуациях.
Понимать причины
хандры героя. Что
отличает автора от героя?
Беседа по
тексту.
39
Формирование характера
Онегина. Онегин и Ленский.
Показать героя в раз-
личных ситуациях:
Онегин и природа,
Онегин и поместное
дворянство, Онегин и
Ленский.
Беседа по
тексту, чтение
фрагментов.
П: научиться аргументировать свой ответ
М: уметь осознавать усвоенный материал,
осознавать качество и уровень усвоения
Л: формирование устойчивой мотивации к
самосовершенствованию
40
Образ Татьяны.
Показать нравственное
совершенство Татьяны,
богатство ее внутреннего
мира, самостоятельность
суждений.
Беседа по
тексту, чтение
фрагментов.
П: научиться определять духовные и нравственные
качества героя, идейный замысел романа в стихах
М: уметь синтезировать полученную информацию
для составления ответа, работать самостоятельно,
уметь строить монологическое высказывание
Л: формирование навыков исследовательской
деятельности, готовности и способности вести
диалог с другими людьми в совместной
деятельности
21
41
Татьяна и Онегин.
Показать Онегину и
Татьяну как героев
основной сюжетной
линии.
Беседа по
тексту, чтение
фрагментов.
П: Научиться анализировать поэтический текст
М: уметь строить монологическое высказывание,
формулировать свою точку зрения, адекватно
использовать различные речевые средства для
решения коммуникативных задач
Л: формирование навыков самоанализа и
самоконтроля
42
Евгений Онегин» первый
реалистический роман. Оценка
романа в русской критике.
Белинский о романе.
Составление
плана.
43
А.С. Пушкин. «Евгений
Онегин». Проблема финала.
Онегинская строфа.
Дать понятие онегинской
строфе.
Работа с новой
терминологией
.
44
А.С. Пушкин. «Евгений
Онегин». Выразительное чтение
отрывков наизусть.
Составлять план
сочинения в соответствии
с выбранной темой,
отбирать литературный
материал, логически его
выстраивать, превращая в
связный текст.
П: научиться определять идейно-эмоциональное
содержание стихотворения
М: уметь читать вслух и понимать прочитанное,
аргументировать свою точку зрения
Л: формирование устойчивой мотивации к
индивидуальной и коллективно-творческой работе
45
РР Сочинение по роману
«Евгений Онегин» А.С.
Пушкина
Логично в соответствии с
планом изложить
материал, соблюдая
композицию сочинения.
П: научиться составлять и редактировать текст
творческой работы
М: строить монологические высказывания,
овладеть навыками письменной речи
Л: формирование навыков исследовательской и
творческой деятельности
46
А.С. Пушкин. «Моцарт и
Сальери». Проблема «гения и
злодейства».
Сопоставление героев.
Беседа.
П: научиться анализировать прозаический текст
М: выбирать действия в соответствии с
поставленной задачей
Л: формирование устойчивой мотивации к
коллективной творческой деятельности
47
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и
творчество. Основные мотивы
лирики.
Познакомить с
биографией поэта,
особенностями времени.
Рассказ
учителя ,
презентация
Сообщения
учащихся.
П: научиться определять интонационно –
сюжетный рисунок стихотворений
М: формировать умение работать по плану (анализ
стихотворения)
Л: формирование устойчивой мотивации к
22
48
Возвышенное и трагическое в
поэзии Лермонтова. «Смерть
поэта» - подлинная защита А.С.
Пушкина и самой поэзии,
признание ее огромной роли в
обществе.
Чтение, анализ
стихотворения.
самосовершенствованию
49
«Поэт» - выражение заветной
мысли о роли поэзии в жизни
общества. «Пророк» -
утверждение верности поэта
своему дару и долгу.
Формирование умения
анализировать
стихотворный текст.
Чтение, анализ
стихотворения.
50
«Когда волнуется желтеющая
нива» - решение важнейших
философских и нравственных
проблем.
Формирование умения
анализировать
стихотворный текст.
Чтение, анализ
стихотворения.
51
«Дума» - размышление поэта на
философско-социальные темы,
осуждение пороков молодежи.
Выявить: возвышенное и
трагическое в лирике
Лермонтова
формировать умения
анализировать
стихотворный текст.
Чтение, анализ
стихотворения.
П: научиться определять интонационно –
сюжетный рисунок стихотворений
М: формировать умение работать по плану (анализ
стихотворения)
Л: формирование устойчивой мотивации к
самосовершенствованию
52
Поэзия любви М.Ю. Лермонтова
- гимн чистоте, нежности,
душевной красоте.
Дать понятие об
особенностях раскрытия
темы любви в творчестве
М.Ю. Лермонтова.
Сообщения
учащихся,
чтение, анализ.
53
Тема Родины в лирике М.Ю.
Лермонтова.
Выявить особенности
раскрытия темы Родины в
лирике М. Ю. Лермонтова
формировать умения
анализировать
стихотворный текст.
Чтение, анализ.
54
М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой
нашего времени». Жанр
социально-психологического
романа. Образы
Дать понятие о смысле
названия романа, его
жанре, особенностях
композиции, ее общем
Рассказ
учителя с
презентацией.
Сообщения
П: научиться анализировать прозаический текст
М: выбирать действия в соответствии с
поставленной задачей
Л: формирование устойчивой мотивации к
23
повествователей. Особенности
композиции.
принципе: от загадки к
загадке.
учащихся.
коллективной творческой деятельности
55
«Печально я гляжу на наше
поколенье» («Бэла», «Максим
Максимыч»).
Помочь почувствовать
романтическую
загадочность и
«демонизм» главного ге-
роя, его трагедию и
индивидуализм;
исследовать взаи-
моотношения с Бэлой,
Максим Максимычем.
Работа с
текстом
романа.
П: научиться аргументировать свой ответ
М: уметь осознавать усвоенный материал,
осознавать качество и уровень усвоения
Л: формирование устойчивой мотивации к
самосовершенствованию
56
«Тамань» Анализ эпизода.
Формировать умения
анализировать часть
текста.
Работа с
текстом
романа.
П: научиться анализировать прозаический текст
М: выбирать действия в соответствии с
поставленной задачей
Л: формирование устойчивой мотивации к
индивидуальной деятельности
57
Роль других действующих лиц в
раскрытии характера Печорина.
«Княжна Мери».
Раскрыть конфликт
Печорина и водяного
общества.
Работа с
текстом
романа, чтение
фрагментов.
П: научиться определять особенности сюжета и
композиции романа
М: уметь искать и выделять необходимую
информацию в предложенных текстах
Л: формирование навыков исследовательской
деятельности, готовности и способности вести
диалог с другими людьми
58
Человек сам создает себе судьбу
или…(«Фаталист»).
Показать, особенности
композиции романа:
Показать, что тема судьбы
и случая является
центральной в повести
«Фаталист».
Работа с
текстом
романа, чтение
фрагментов.
П: научиться анализировать прозаический текст
М: выбирать действия в соответствии с
поставленной задачей
Л: формирование устойчивой мотивации к
коллективной творческой деятельности
59
РР Сочинение по роману «Герой
нашего времени».
Формировать умения
высказывать свою точку
зрения по предложенной
теме.
Составление
плана,
обсуждение
тем.
П: научиться составлять и редактировать текст
творческой работы
М: строить монологические высказывания,
овладеть навыками письменной речи
Л: формирование навыков исследовательской и
24
творческой деятельности
60
Н.В. Гоголь. Жизнь и
творчество.
Дать понятие о твор-
ческом пути Гоголя, его
писательской
самобытности и
неповторимости.
Конспекти-
ровать лекцию,
выделять
главное и
существенное.
П: научиться анализировать прозаический текст
М: выбирать действия в соответствии с
поставленной задачей
Л: формирование устойчивой мотивации к
коллективной творческой деятельности
61
«Шинель». Жизненные
источники повести. Петербург
30-40-х годов. Тема «маленького
человека».
Иметь представление о
теме «маленького
человека» как сквозной в
русской литературе,
особенностях раскрытия
ее А. С. Пушкиным и Н.
В. Гоголем.
Развитие
словарно-
логического
мышления.
62
«Шинель». Роль фантастики в
повести.
Роль фантастики в
повести.
Развитие
устной речи.
63
Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые
души». История замысла, жанр
и композиция поэмы.
Дать понятие об осо-
бенностях жанра,
композиции, роли
авторских отступлений,
внесюжетных элементов,
эпизодических пер-
сонажей.
Работа над
композиционн
ыми
особенностями,
жанровым
своеобразием.
П: научиться определять особенности сюжета и
композиции поэмы
М: уметь искать и выделять необходимую
информацию в предложенном тексте
Л: формирование навыков исследовательской
деятельности, готовности и способности вести
диалог с другими людьми
64 -
65
Образы помещиков. Способы и
приемы типизации.
Показать способы и
приемы типизации при
создании характеров;
раскрыть сатирические
приемы в поэме.
Характери-
зовать
персонажей
поэмы.
П: научиться анализировать прозаический текст
М: выбирать действия в соответствии с
поставленной задачей
Л: формирование устойчивой мотивации к
коллективной творческой деятельности
25
Способы изображения
героев. Обобщение
наблюдений. Авторская
оценка действующих лиц.
Характери-
зовать
персонажей
поэмы.
66
Город в поэме.
Работа с
текстом.
П: научиться определять духовные и нравственные
качества героя, идейный замысел поэмы
М: уметь синтезировать полученную информацию
для составления ответа, работать самостоятельно,
уметь строить монологическое высказывание
Л: формирование навыков исследовательской
деятельности, готовности и способности вести
диалог с другими людьми в совместной
деятельности
67
Образ Чичикова.
Роль 11 главы. Что такое
«чичиковщина»?
Роль главного
героя в системе
образов.
Характеристик
а Чичикова.
68
Н.В. Гоголь. Смысл названия
произведения. Души мертвые и
живые в поэме.
Наблюдения над текстом
поэмы.
Смысл
названия,
работа с
текстом.
П: научиться выявлять характерные детали при
создании образов
М: уметь делать анализ текста, используя
изученную терминологию и полученные знания
Л: формирование устойчивой мотивации к учению
и самосовершенствованию.
69
РР Сочинение по поэме
«Мертвые души».
Выявить степень усвоения
материала, умение
осмыслить тему и полно
ее раскрыть; выявить
правильность речевого
оформления.
П: научиться составлять и редактировать текст
творческой работы
М: строить монологические высказывания,
овладеть навыками письменной речи
Л: формирование навыков исследовательской и
творческой деятельности
75
Из жизни А. Н. Островского.
«Снегурочка». Из истории
создания и постановок драмы.
Дать понятие о твор-
ческом пути Островского.
Рассказ
учителя,
сообщения
учащихся с
презентацией.
76
«Снегурочка» Несказочные
проблемы сказочного мира.
Определение конфликта.
Беседа по
тексту пьесы.
26
77
Н. А. Некрасов. Певец труда и
страданий народных. Городские
мотивы.
Познакомить с личностью
и судьбой поэта; показать
роль Некрасова в разви-
тии русской поэзии.
Рассказ
учителя,
сообщения
учащихся с
презентацией.
П: научиться определять интонационно –
сюжетный рисунок стихотворений
М: формировать умение работать по плану (анализ
стихотворения)
Л: формирование устойчивой мотивации к
самосовершенствованию
78
Истинная и страстная любовь к
народу. «Тройка»,
«Размышления у парадного
подъезда».
Понятие о лирическом
герое.
Анализировать
стихотворение,
определять
тему, идею.
79
Новизна мотивов любовной
лирики. Понятие о лирическом
герое.
Понятие о лирическом
герое «Давно
отвергнутый…»,
«Письма», «Горящие
письма».
Сообщения
учащихся.
80
Слово о Л. Н. Толстом. Обзор
содержания автобиографической
трилогии. Три эпохи жизни
человека. Психологизм
автобиографической прозы
писателя.
Содержание
произведения, о трех
периодах жизни человека
в трилогии.
Работа с
учебником.
П: научиться определять духовные и нравственные
качества героя, идейный замысел трилогии
М: уметь синтезировать полученную информацию
для составления ответа, работать самостоятельно,
уметь строить монологическое высказывание
Л: формирование навыков исследовательской
деятельности, готовности и способности вести
диалог с другими людьми в совместной
деятельности
81
«Юность». Нравственные
проблемы повести.
Основная идея
произведения.
Работа с
текстом
произведения.
82-
83
Вн.чт. А.П. Чехов «Маленькая
трилогия»:
Почему человек в футляре? (по
рассказу «Человек в футляре»).
Крыжовник или земной шар? (по
рассказу «Крыжовник»).
Рассказ «О любви».
Основная идея
произведения.
Работа с
текстом
произведения.
П: научиться анализировать прозаический текст
М: выбирать действия в соответствии с
поставленной задачей
Л: формирование устойчивой мотивации к
индивидуальной и коллективной творческой
деятельности
27
Из литературы XX века (12)
84
А.А. Блок. Стихи о России. Поэт
и жизнь
1
Показать своеобразие
патриотической лирики
поэта.
Чтение, анализ
стихотворений
П: научиться определять идейно-эмоциональное
содержание стихотворения
М: уметь читать вслух и понимать прочитанное,
аргументировать свою точку зрения
Л: формирование устойчивой мотивации к
индивидуальной и коллективно-творческой
работе
85
Любовная лирика. Связь поэта с
лучшими традициями русской
культуры.
1
Воспринимать
творчество А. А. Блока.
Сообщения
учащихся,
презентация,
чтение, анализ.
86
В. В. Маяковский. Сведения о
жизни и творчестве.
1
Сведения о жизни и
творчестве В. В.
Маяковского.
Чтение, анализ
стихотворений.
П: научиться определять интонационно –
сюжетный рисунок стихотворений
М: формировать умение работать по плану
(анализ стихотворения)
Л: формирование устойчивой мотивации к
самосовершенствованию
87
Маяковский лирик. «Хорошее
отношение к лошадям».
1
Чтение, анализ
стихотворений.
88
«Необычайное приключение...».
Юмор и патетика. Маяковский
сатирик. «Гимн обеду».
Новаторство Маяковского в
стихосложении.
1
Поэтическое новаторство
Маяковского
Метафорический строй
стихотворения.
Чтение, анализ.
89
С. А. Есенин. Сведения из
биографии поэта. Родина и
родная природа как источник
лирических переживаний.
1
Познакомить с творче-
ством С. А. Есенина;
показать своеобразие
раскрытия темы любви и
образа России в
творчестве С. А. Есенина
«Отговорила роща
золотая», «Низкий дом с
голубыми ставнями».
Сообщения
учащихся,
презентация.
П: научиться определять идейно-эмоциональное
содержание стихотворения
М: уметь читать вслух и понимать прочитанное,
аргументировать свою точку зрения
Л: формирование устойчивой мотивации к
индивидуальной и коллективно-творческой
работе
28
90
Поэтические образы Есенина.
«Край любимый...». Любовь ко
всему живому.
1
«Клен ты мой опавший»,
«С добрым утром!»
«Я покинул родимый
дом».
Чтение, анализ.
91
М. А. Булгаков. Из биографии
писателя.
1
Познакомить с
биографией писателя и
его творческой
деятельностью, раскрыть
особенности
булгаковской сатиры.
Работа с
учебником.
П: научиться анализировать прозаический текст
М: выбирать действия в соответствии с
поставленной задачей
Л: формирование устойчивой мотивации к
коллективной творческой деятельности
92
История одного эксперимента.
Шариков и «шариковщина».
Истоки «шариковщины».
1
Показать истоки
шариковщины.
Раскрывать
художественное
своеобразие
рассказа, уметь
определять
нравственную
проблематику
повести.
П: научиться определять особенности сюжета и
композиции произведения
М: уметь искать и выделять необходимую
информацию в предложенном тексте
Л: формирование навыков исследовательской
деятельности, готовности и способности вести
диалог с другими людьми
93
Булгаков-сатирик. Повесть
«Собачье сердце» как социально-
философская сатира на
современное общество.
1
Подготовка к домашнему
сочинению по
творчеству Булгакова.
Составление
плана,
обсуждение
тем.
94-95
А. И. Солженицын. Слово о
писателе. «Матренин двор». Тема
праведничества в рассказе.
2
Познакомить с лично-
стью писателя на
примере рассказа А. И.
Солженицына.
Сообщения
учащихся.
П: научиться определять авторское отношение к
героям произведения
М: применять метод информационного поиска
Л: формирование навыков самостоятельной
работы
Зарубежная литература(7)
96
Данте Алигьери. «Божественная
комедия».
1
Содержание изучаемого
произведения.
Лекция,
беседа.
П: научиться определять особенности сюжета и
композиции произведения
М: уметь искать и выделять необходимую
информацию в предложенном тексте
Л: формирование навыков исследовательской
деятельности, готовности и способности вести
29
диалог с другими людьми
97
У. Шекспир. «Гамлет» как
философская трагедия. Образ
Гамлета в ряду «вечных
образов».
1
Познакомить учащихся с
содержанием трагедии В.
Шекспира «Гамлет»,
обозначить «вечные
проблемы» в творчестве
В. Шекспира.
Анализ
произведения,
выразительное
чтение
отрывков
произведения,
письменный
ответ на
вопрос, работа
в группах.
П: научиться анализировать драматическое
произведение
М: уметь строить монологическое высказывание,
формулировать свою точку зрения, адекватно
использовать для решения коммуникативных
задач
Л: формирование навыков самоанализа и
самоконтроля
98
«Смиряться под ударами судьбы
иль надо оказать
сопротивленье?» Нравственные
проблемы в трагедии
В. Шекспира «Гамлет».
1
99
И.К.Ф. Шиллер. Народная драма
«Вильгельм Телль».
1
Познакомить с
содержанием,
особенностями
композиции.
Чтение,
анализ.
П: научиться определять духовные и
нравственные качества героя
М: уметь синтезировать полученную
информацию для составления ответа, работать
самостоятельно, уметь строить монологическое
высказывание
Л: формирование навыков исследовательской
деятельности, готовности и способности вести
диалог с другими людьми в совместной
деятельности
100-
101
И.В. Гёте. «Фауст» - спор о
человеке, спор за душу
человека».
2
Рассмотреть философскую
трагедию Гете как
художественное
воплощение идей эпохи
Просвещения, раскрыть
идейное и художественное
содержание трагедии.
Индивидуальное
сообщение.
Выборочное
выразительное
чтение с
комментирова
нием.
П: научиться определять жанрово-
композиционные особенности драматических
произведений
М: уметь искать и выделять необходимую
информацию в тексте
Л: формирование навыков исследовательской
деятельности, готовности и способности вести
диалог с другими людьми
30
102
Дж.Г. Н. Байрон «Шильонский
узник».
1
Познакомить с
содержанием,
особенностями
композиции.
Чтение,
анализ.
П: научиться определять духовные и
нравственные качества героя, идейный замысел
поэмы
М: уметь синтезировать полученную
информацию для составления ответа, работать
самостоятельно, уметь строить монологическое
высказывание
Л: формирование навыков исследовательской
деятельности, готовности и способности вести
диалог с другими людьми в совместной
деятельности
31
Критерии и нормы оценки оценивания обучающихся по литературе.
Тест:
80% от максимальной суммы баллов «5»
60-80% - «4»
40-60% - «3»
0-40% - «2»
Сочинение:
примерный объем классных сочинений 1,5 - 2 страниц. При наличии в работе более 5 поправок оценка снижается на 1 балл. При наличии 3 и
более исправлений «5» не выставляется.
Оценка
Содержание и речь
Грамотность
«5»
содержание работы полностью соответствует теме;
фактические ошибки отсутствуют; содержание
излагается последовательно; работа отличается
богатством словаря; достигнуто стилевое единство
текста; в целом в работе допускается 1 недочет в
содержании и 1 речевой недочет.
Допущено ошибок:
1 орфографическая, или
1 пунктуационная, или
1 грамматическая.
«4»
Содержание работы в основном соответствует
теме; имеются единичные фактические
неточности; имеются незначительные нарушения
последовательности в изложении мыслей;
лексический и грамматический строй речи в целом
достаточно разнообразен; стиль работы отличается
единством; в целом в работе допускается не более
2 недочетов в содержании и не более 3 речевых
недочетов.
Допущено ошибок:
2 орфографические и
2 пунктуационные; или
1 орфографическая и
3 пунктуационные; или
4 пунктуационные,
или 2 грамматические
«3»
В работе допущены существенные отклонения от
темы; работа достоверна в главном, но имеются
фактические неточности; допущены отдельные
нарушения последовательности изложения; беден
словарь; стиль работы не отличается единством; в
целом в работе допускается не более 4 недочетов в
4 орфографические и
4 пунктуационные; или
3 орфографические и
5 пунктуационных; или
7 пунктуационных, или
4 грамматических.
32
содержании и 5 речевых недочетов.
«2»
Ставится за сочинение, которое: не раскрывает
тему, не соответствует плану, свидетельствует о
поверхностном знании текста произведения,
состоит из путаного пересказа отдельных событий,
без выводов и обобщений, или из общих
положений, не опираясь на текст; характеризуется
случайным расположением материала,
отсутствием связи между частями; отличается
бедностью словаря, наличием
грубых речевых ошибок.
7 орфографических и
7 речевых ошибок, или
6 орфографических и
8 пунктуационных ошибок,
или 5 орфографических и
9 пунктуационных ошибок,
или 8 орфографических и
6 пунктуационных ошибок,
или 7 грамматических
ошибок.
Самостоятельная работа:
Оценивается степень самостоятельности: без помощи учителя (3 балла); незначительная помощь учителя (2 балла); существенная
помощь учителя (1 балл); не справился (0 баллов) Правильность выполнения: работа выполнена верно или с незначительной ошибкой (3
балла), работа выполнена с ошибками, но количество ошибок не превышает 50 % от работы (2 балла), ошибки составляют 50-70 % работы
(1 балл), ошибок в работе более 2/3 всего объема (0 баллов). Оценка выставляется по количеству набранных баллов:
6-5 баллов – «5»
4-3 балла – «4»
2-1 балл – «3»
0 баллов – «2»
Устный ответ:
Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения или
теоретического лингвистического материала; умение объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных
средств в раскрытии идейно эстетического содержания произведения; умения пользоваться теоретико-литературными знаниями и
навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрыть связь
произведения с эпохой (8-11 классы); свободное владение монологической литературной речью.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого
произведения или теоретического лингвистического материала; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль
основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными
теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для
обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются 1-2 неточности в ответе.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения или
теоретического лингвистического материала; умение объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль
важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но
недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении
33
привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно
свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам,
установленным для данного класса.
Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения или теоретического
лингвистического материала; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в
раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение
монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Перечень учебно-методических средств обучения.
1. Абдуллина Л.И., Будникова Н.Н., Полторжицкая Г.И. Нетрадиционные уроки литературы: 5-11 классы. М.: ВАКО, 2011.
2. Беляева Н.В., Ерёмина О.А. Уроки литературы в 9 классе: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.:
Просвещение, 2011.
3. Крутецкая В.А. русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.
4. Литература. 9 класс: учебник для общеобраз. Организаций. В 3 ч./ под ред. Г.И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2015.
5. Русский язык. Литература. 5-11 классы: уроки-путешествия, ролевые игры, тематические тесты, викторины/авт.-сост. Е.М.Мордас. –
Волгоград: Учитель, 2011.
34
Приложение.
Работа с текстом.
Схема работы
1.Формулировка проблемы.
2.Комментарий к сформулированной проблеме.
3.Отражение позиции автора исходного текста по отношению к означенной проблеме.
4.Согласие или несогласие с автором исходного текста.
5.Аргументация собственного мнения по проблеме.
6.Общий вывод.
Работа с текстом автора. Анализ авторского текста
1. Внимательно, медленно прочитайте текст.
2. Определите стиль текста.
3. Определите тип речи. (повествование, описание, рассуждение).
4. Определите тему текста.
5. Определите микротему каждого абзаца (4 и 5 пункты помогут в дальнейшем комментировании проблемы)
6. Определите основную мысль текста.
7. Определите, какова проблематика текста, какую проблему или проблемы ставит автор в тексте.
8. Определите позицию автора, то, как он решает поставленные проблемы. (Проблема может быть сформулирована в 1-2 –х предложениях
или изложена пространно в абзаце текста).
9. Проанализируйте аргументы автора, при помощи которых он пытается убедить читателя в правильности своей позиции
Работа над созданием собственного текста
1.Сформулируйте основную проблему, поставленную автором. Для этого можно: воспользоваться текстом, частично процитировать его;
сформулировать проблему самостоятельно, опираясь на ключевые слова (понятия текста).
2.Сформулируйте, какова позиция автора. Для этого можно: опираться на текст и стараться не подменять мнение автора своими
рассуждениями.
3.Прокомментируйте проблему, выделенную автором: отметьте, на что обратил внимание автор, что подчеркнул особо, что выделил как
главное и.т.д.
4.Выскажите собственное мнение, согласны ли вы или нет с позицией, которую занимает автор текста.
35
5.Приведите два аргумента в защиту своего мнения, основываясь на читательском опыте.
6.Продумайте вступление и заключение к работе.