Сценарий урока "Тема любви в лирике Н.А. Некрасова" 10 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Запрудное Питерского района Саратовской
области»
Сценарий урока
в 10 классе
«Роман в стихах». Тема любви в лирике Н. А.
Некрасова»
Автор:
Сисенгалиева Ажарганым Карагушевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ с. Запрудное Питерского района
Саратовской области»
2022 г
Сценарий урока
Учитель: Сисенгалиева А. К.
Класс: 10
Авторы: УМК: Курдюмова Т. Ф.
Тип урока: урок «открытия» нового знании
Тема. «Роман в стихах». Тема любви в лирике Н. А. Некрасова.
Цель: познакомить учащихся с первым и последним любовными романами его жизни; раскрыть особенность любовной лирики поэта; её
неповторимость.
Планируемые результаты: личностные: совершенствовать нравственные качества личности: умение любить, прощать, жертвовать собой ради
любимого человека, дорожить чувствами, нести ответственность за близкого человека.
Предметные: уметь анализировать стихотворения путём их сопоставления (определять тему, идею, время написания стихотворения и
особенности раскрытия темы); находить изобразительно-выразительные средства и объяснять их роль в раскрытии образа, идеи стихотворения;
понимать авторскую позицию и выражать своё к ней отношение, выразительно читать поэтические тексты, вести диалог, отвечая на проблемные
вопросы. Метапредметные: структурировать материал по теме; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; выделять
причинно- следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы, работать с разными источниками информации.
Ход урока.
I . Организационный момент. Приветствие учителя.
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель. - Александр Сергеевич Пушкин… - Когда я произношу это имя, какие строки вам сразу вспоминаются? («Я вас любил», «Я помню
чудное мгновенье...».)
Учащиеся читают наизусть стихотворения поэта.
- Николай Алексеевич Некрасов… - А когда звучит это имя? (Это поэт другого времени – 2 пол.19 века.). - Какие его строки вам вспоминаются?
(Отвечают).
- Ф. М. Достоевский называл Некрасова «поэтом, страстным к страданию». - Почему? (Некрасов страдал за униженных и оскорблённых.)
Учитель . - Мы привыкли к тому, что Некрасов — поэт – гражданин, демократ, поэт « униженных и оскорблённых», чьё правдивое слово звало на
борьбу со злом, к добру и справедливости Когда произносят имя: Николай Алексеевич Некрасов, то на память приходят строки: «Поэтом можешь
ты не быть, но гражданином быть обязан», «Я лиру посвятил народу своему», «Доля ты русская, долюшка женская, вряд ли труднее сыскать». Мы
привыкли к тому, что Некрасов — поэт-гражданин, демократ, поэт униженных и обездоленных, чье правдивое слово звало на борьбу со злом, к
добру и справедливости. И мало кто знает, что у Некрасова есть замечательные стихи о любви. . . И мне хочется, чтобы вы сегодня увидели, что
Некрасов — автор прекрасных стихов о том чувстве, которое, пожалуй, является главным в жизни человека и если оно не посещает его, то этот
человек поистине несчастлив.
Я имею в виду великое чувство, двигающее человечеством, — ЛЮБОВЬ.
Произнесите про себя это слово.
Л—Ю—Б—О—В—Ь
- Как оно звучит? (Мягко, нежно, ласково).
- Назовите близкие ему слова.
Учитель. - От любви родилось всё самое прекрасное в мире. И в этом мы убедимся ещё раз, читая любовную лирику поэта. Вам уже знакомы
стихотворения о любви Пушкина, Лермонтова. - Сегодня мы прочитаем с вами роман Н.А. Некрасова о любви, составленный из его стихов.
- Итак, запишите тему урока: «Роман в стихах». Тема любви в лирике Н. А. Некрасова».
- Попытайтесь сами определить цели нашего урока. (Определяют цель урока).
- Да, сегодня мы должны найти ответ на вопросы: чем неповторима любовная лирика Н.А. Некрасова? Каковы её особенности? Что привнёс поэт
в раскрытие этой вечной в литературе темы?
III. «Открытие» новых знаний.
1. - Итак, открываем первую главу романа. Сегодня мы будем читать эти стихи, навеянные любовью к Женщине. Ведь эта любовь вдохновляла
его на стихи, поистине незабываемые, пленительные.
2. На фоне музыки учителем читается стихотворение:
Прости! Не помни дней паденья,
Тоски, унынья, озлобленья,-
Не помни бурь, не помни слез,
Не помни ревности угроз!
Но дни, когда любви светило
Над нами ласково всходило
И бодро мы свершали путь-
Благослови и не забудь.
Учитель. - Именно с этой лирической миниатюры я решила начать разговор о любовной лирике Некрасова. Именно в этой миниатюре, по-моему,
сфокусированы отношения двух неординарных людей: Николая Алексеевича Некрасова и Авдотьи Яковлевны
«Страна Любви — великая страна!» Она лишает покоя, отдыха и сна, заставляет ревновать и страдать, требует разлук и расстояний. Такой была
любовь Н. А Некрасова и Авдотьи Яковлевны Панаевой. Роман с Панаевой был настоящей, большой, но тяжелой любовью Некрасова.
- Однажды студёным зимним вечером 1844 года в блистающий огнями дом известного литератора и издателя Ивана Панаева Белинский привёл
странного гостя. Это был обитатель трущоб, по свидетельству очевидцев, был он «очень бледен, плохо одет, всё как-то дрожал и поджимался.
Руки у него были голые, красные, белья не было видно, но шею обвёртывал он красным вязаным шарфом, очень изорванным. Ещё он слагал
стихи, которые никто не печатал и которыми он пытался расплатиться в трактире…» Таким был Некрасов, когда впервые переступил порог дома
Панаевых.
2. Сообщение учащегося
Авдотья Яковлевна Панаева родилась в семье актёров, окончила Петербургское театральное училище, но актрисой не стала, она рано вышла
замуж не по любви, а по настоянию родителей за начинающего писателя И.И. Панаева.
Смолоду Авдотья Яковлевна была красива. Современники говорили, что она одна из самых красивых женщин Петербурга. Целых шесть лет
добивался Некрасов любви этой женщины. И день, когда она стала его гражданской женой, он назвал «праздником из праздников».
Счастливый день! Его я отмечаю
В семье обыкновенных дней;
С него я жизнь мою считаю
И праздную его в душе моей.
Учитель. - Союз Некрасова с Панаевой, длившийся около 16 лет, в лучшие его годы был освящен любовью, дружбой, взаимопониманием.
Важную роль в развитии их отношений сыграла близость духовных интересов, общее понимание смысла литературы. Об этом говорится в стихах,
написанных спустя много лет после того, как они расстались:
Все, нем мы в жизни дорожили,
Что было лучшего у нас,
Мы на один алтарь сложили,
И этот пламень не угас!
- Любовь Панаевой, по мнению современников, составила «самые светлые страницы в мрачной жизни поэта». К этой поре относятся стихи, в
которых Некрасов назвал ее своей «второй музой» (первой, конечно, была мать поэта).
И все же их общий жизненный путь не назовешь гладким, а отношения идиллическими — наоборот, они знали горечь тяжелых размолвок,
противоречий, расставаний, предельно мучительных для обоих. С годами эта мучительность возросла. Причин для этого было много: и трудный
характер Некрасова (известно, что на него порой нападала тоска, злость, жажда одиночества), и болезненное состояние, которое вызывала
ревность, и трудные обстоятельства в связи с выпуском журнала «Современник», борьба с цензурой. В стихах поэт признавался:
Ни смех, ни говор твой веселый Не прогоняли темных дум:
Они бесили мой тяжелый,
Больной и раздраженный ум.
Иногда давала себя знать известная сложность положения Авдотьи Яковлевны: оставаясь формально женой Панаева, она стала гражданской (то
есть невенчанной) женой Некрасова. К чести ее надо сказать, что она умно и мужественно преодолевала неловкость этой ситуации, пренебрегая
предрассудками и мнением общества. Более того, она собственным примером как бы пыталась разрешить один из больных вопросов того времени
о праве женщины на независимость и свободу чувства. Обоим им пришлось перенести огромное горе: оба их сына умерли в младенческом
возрасте.
Отношения с Панаевой стали темой многих лирических стихов — они-то и позволяют нам теперь проследить, хотя бы в общих чертах, историю
этой любви, занявшей столь важное место в жизни поэта. Других данных почти нет в распоряжении биографа. Были, конечно, письма, но они не
сохранились: Авдотья Яковлевна в порыве отчаяния однажды уничтожила их переписку. Правда, как-то уцелели три письма А Я. Панаевой.
3. Сообщение ученицы. - Летом 1855 года Некрасов жил в Москве. Здесь и были получены эти письма. Они относятся к той поре, когда
отношения Некрасова и Панаевой стали очень напряженными. Он был тяжело болен, она недавно потеряла второго ребенка. В письмах прогляды-
вают плохо скрытое раздражение, обида, горькая ирония и вместе с тем глубокое чувство.
Вот выдержки из писем. Из первого:
«Меня очень удивляет постоянная Ваша поспешность в письмах. Верно, Вы очень заняты чем-нибудь. Вы пишите, что кашель Вас беспокоит, но
не пишите, какие Вы принимаете меры от него, советовались ли со своим доктором. Ваша болезнь отнимает у меня последнюю энергию. Будьте
осторожны, лежите больше, не думайте ни о чем. Если желаете, я приеду к Вам на будущей неделе, или не желаете, то я останусь в Петербурге...
Пишите мне об этом. Я не получила Вашего ответа на мое письмо, где уже говорено было то же самое... Никого не вижу, никуда не езжу...»
Из второго: «Давно и нетерпеливо ждала я Вашего письма. Наконец, получила. Что за тон? Что за странные предположения, будто я пишу о
деньгах, которых имею в виду. Бог с Вами! Вы все дурное, все низкое приписываете мне, как бы Вашему первому врагу. Вы верно угадали, что
Ваше письмо принесет мне много слез и горя. А у меня его так мало, что Вы и не задумались прибавить самой ядовитой горечи...
Прощайте. Желаю одного теперь в жизни — это возврата Вашего здоровья, а с ним Вы, верно, забудете все старое. Оно очень Вам! надоело, я
вижу по всему».
Приписка: «Пожалуйста, не утруждайте себя письмами, напишите только — «я жив»: лучше одно холодное слово, нежели сто, наполненных
злобой...»
Учитель. - Любовь к Панаевой Некрасов сохранил до конца своих дней. Об этом говорят стихи «Горящие письма» и «Три элегии», помещенные в
последнем прижизненном издании стихов «Последние песни».
Конечно, не всегда можно лирический дневник поэта перевести на язык фактов его биографии. Но отношения двух людей, став предметом
поэзии, делаются общим достоянием и надолго переживают свое время. Понимая это, Некрасов считал возможным печатать в журналах и
включать в сборник лирические стихи, о которых мы говорим,— это значит, что он сам видел в них не просто стихотворное обращение к
определенной женщине, а придавал им гораздо более широкий смысл.
'Интересно, что многие из них были положены на музыку и превратились в популярные романсы и песни еще при жизни поэта. Например,
стихотворению «Прости», обращенному к Панаевой, дали в разное время музыкальное истолкование около 40 русских композиторов.
Стихи, обращенные к А. Я Панаевой, составляют целый цикл, его принято называть «панаевским». Это настоящий роман в стихах, перечитывая
внимательно который можно понять многое. Стихи образуют как бы поэму, в которой , нашли отражение различные моменты в жизни
лирических 'героев.
- Прочитаем и мы с вами этот лирический дневник поэта и попытаемся проследить, как складывались отношения лирического героя и героин»,
что нового в отношении “к женщине можно отметить в любовной лирике 'Некрасова. Начнем мы со стихотворения «Да, наша жизнь текла
мятежно...».
4. Ученик читает наизусть стихотворение «Да, наша жизнь текла мятежно...».
5. Беседа.
- Каковы взаимоотношения лирического героя и лирической героини? (- Взаимоотношения очень сложные; несмотря на любовь, они расстаются,
но жизнь без любимого и без любимой женщины утратила свой смысл.)
- О чем вспоминает лирический герой? (- Этапы любви.)
- Почему свою любовь лирический герой называет странной? (- Испытывает сложные чувства: желает счастья и в то же время надеется, что и она
тоскует без него.)
6. Учитель читает стихотворение «Тяжелый крест достался ей на долю...».
- Назовите основной образ стиха. Что он обозначает? (- Образ креста. Нести крест.)
- Как отвлеченное обозначение тягот материализуется в настоящий могильный крест? Какие ассоциации вызывает последняя строфа?
(- Памятник ей и ее страданию. Высокий взлет человечности.)
7. Ученик читает стихотворение «Тяжелый год - сломил меня недуг...
- О чем говорит начало стихотворения? (- Окружающий мир суров.)
- Кто был самым надежным оплотом в жизни для лирического героя? (- Любимая, но и она «не пощадила»).
- Как показана ссора? (- Правда жизни.)
- Разрешим ли конфликт героев и можем ли мы сказать, кто прав? (- Конфликт героев слишком глубок в своей неразрешимости. Признание
правоты каждого.)
- Какие эпитеты наиболее часто встречаются в стихотворениях «панаевского цикла»? (- Мятежный, тяжелый, ревнивый, роковой.)
- Обратили ли вы внимание, какой знак стоит в конце почти всех стихов «панаевского цикла»? (Многоточие в конце - незавершенность,
продолжение следует.)
Учитель. - Общие эпитеты, многоточия в конце стихотворения, следующие парами: «Если мучимый страстью мятежной...», «Да, наша жизнь
текла, мятежно...» и «Тяжелый крест достался ей на долю...». «Тяжелый год — сломал меня недуг…» - все это как бы поддерживает «сюжет
лирического романа».
8. Ученик читает стихотворение «Горящие письма».
Учитель. - О чем говорят строки: «Свободно ты решила выбор свой». «И не как раб упал я на колени»? (- Самостоятельность женщины в реше-
нии своей судьбы. Он признает за ней это право. Союз — борьба равных.)
- В каких стихотворениях эта мысль подтверждается? (- «Тяжелый крест» — «он палач». «Тяжелый год» — «она не пощадила».)
Учитель. - Следующий этап в отношениях героев мы. видим в стихотворении «Давно отвергнутый тобою...» (стихотворение читает учитель).
- И вот как бы концовка этого лирического романа, этой нелегкой, проходившей в борениях любви.
- Читаем наизусть стихи «Прощанье» и «Прости».
Учитель. - Своего рода заклинание — перечисляется то, что не надо помнить. Герой наделен благодарной памятью. Стихи наполнены теплым
чувством признательности к пережитому. Высоко поднято чувство любви — «любви светило». Появляется щедрость пушкинских благословений:
«Как дай вам Бог любимой быть другим». А как вы считаете, надо ли прощать?
Учитель. - Нам остаётся открыть заключительную страницу романа.
9. Сообщение учащегося.
- Последний роман в жизни Н.А. Некрасова начался в июле 1870 года. Он был недолог, всего семь лет. Настоящее имя этой женщины - Фёкла
Онисимовна, дочь умершего рядового Викторова. Между ними была большая разница в возрасте: ей - 19 лет, ему - 49. Некрасов называл её более
благозвучным именем - Зина. Она была простой крестьянкой, которую поэт стремился развить и воспитать. Николай Алексеевич учил её музыке и
французскому языку, приглашал для неё учителей. Сын поэта А. Плещеева вспоминал, что она «была красавицей, располагавшей к себе и нежным
взглядом, и всегда приветливой улыбкой. Душа русской добрейшей женщины чувствовалась в ней с первого знакомства». Зина обладала в глазах
поэта моральным авторитетом, а это возможно лишь при нравственной чуткости и отзывчивости с её стороны.
Учитель: - Часто Некрасов, передававший какой-нибудь эпизод из деревенской жизни, говорил ей ласково: «Зина, выйди, я должен скверное
слово сказать». И она, мягко улыбнувшись, уходила на несколько минут.
Именно ей приходилось утешать, поддерживать больного поэта в последние годы. У него было серьёзное заболевание, его мучили боли. Когда
они прекращались, он звал Зинаиду Николаевну (отчество Некрасов дал ей от своего имени), усаживал возле себя и вёл с ней задушевную беседу.
Суровое лицо его преображалось, глаза светились кроткой грустью.
10. Чтение стихотворения «Пододвинь перо, бумагу, книгу!...» учителем.
- Все ли слова понятны в стихотворении? Найдите в словарях значение слов «подвижник», «вериги», «животворил». Прочитайте.
11. Словарная работа.
Вери
ги (ст.-слав. верига — «цепь») — изделие, разного вида железные цепи, полосы, кольца, носившиеся христианскими аскетами на голом теле
для смирения плоти; железная шляпа, железные подошвы, медная икона на груди, с цепями от неё, иногда пронятыми сквозь тело или кожу и
прочее. Вес вериг может достигать десятков килограммов. В переносном смысле Верига — бремя, обычно нравственное или душевное.
Подвижник, -а, муж. 1. Монах, аскет, давший обет самоотречения во имя служения Богу.
2. Человек, героически принявший на себя тяжёлый труд или лишения ради достижения высокой цели (высок.). П. науки. | жен. подвижница, -ы. |
прил. подвижнический, -ая, -ое. П. труд (самоотверженный).
Животворить. Оживлять, пробуждать жизнь, обновлять. Труд всегда меня животворит. Некрасов.
Учитель. - В форме чего написано это стихотворение? Какие глаголы использует поэт? (- Это разговор; глаголы в повелительном наклонении). -
Что вы можете сказать о глаголе «слыхал»? (- Форма характерна для просторечной лексики, Зина - деревенская девушка, крестьянка, ей милее
слышать простую речь из уст любимого)
- И опять мы видим здесь роль лирической героини. Она написана достаточно чётко, укажите её. («Помоги же мне трудиться» Любимая придаёт
силы, силы для творчества, для побед над недугом, а ещё она «друг», как и Панаева. По-видимому, поэт вкладывает в это слово определённое
значение)
- Ухаживали за больным Некрасовым Зинаида и Анна Алексеевна, любимая сестра поэта. Зиночка, которая была моложе и со сном справлялась
труднее, садилась на пол и смотрела на зажжённую свечу.
Двести уж дней, двести ночей
Муки мои продолжаются;
Ночью и днём в сердце твоём
Стоны мои отзываются,
Двести уж дней,
Двести ночей!
Тёмные зимние ночи…
Зина! Закрой утомлённые очи!
Зина! Усни!
- Какая фигура речи использована в этом стихотворении? (- Ассонанс, повтор гласных «е», «и», «о»).
- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (- Боль, страдание, предчувствие смерти).
Учитель. - Больной, почти умирающий Некрасов - неожиданно для всех близких - за несколько месяцев до смерти обвенчался с Зинаидой
Николаевной. Может быть, поэт хотел хотя бы внешним образом отблагодарить свою сгоравшую на огне бескорыстной любви подругу, может,
юридически оформить её права на наследование.
IV. Рефлексия.
Учитель. - Закрывая последнюю страницу романа Н. А. Некрасова о любви, давайте подумаем, как лирический герой выражает свои чувства?
(искренно).
-В каких ситуациях человек предельно искренен? (- Когда произносит исповедь).
- Лирика Некрасова очень исповедальна.
- Нами остаётся ответить на вопросы, написанные на доске: Чем неповторима любовная лирика поэта, каковы её особенности?
(заслушать высказывания учащихся)
- Какой вывод мы можем сделать о любовной лирике Некрасова? (Отвечают).
Учитель. - Целый цикл, почти сюжетный лирический роман с одной героиней. Характер героини в развитии, в разных проявлениях:
самоотверженный и жестокий, любящий и ревнивый. Начато стихотворения — продолжение вновь и вновь начинающегося спора, ссоры, диалога.
Концовка — незавершенность, неразрешимость ситуации: любовь «роковая», «мятежная», видна драма любви. Новое отношение к женщине,
уважение ее нравственных прав, признание равенства между любящими.
Заканчивая урок, прослушиваем романс на стихи Некрасова.(Слушают романсы)
V. Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение Некрасова (по выбору).