Проверочная работа по творчеству Ф.И. Тютчева

. Проверочная работа по творчеству Ф.И.Тютчева
Задания с выбором ответа
1.Укажите годы жизни Ф. И. Тютчева.
1. 1821-1878 2. 1803-1873 3. 1818-1883 4. 1836-1861
2. Укажите, как назывался первый сборник стихотворений А. А. Фета.
1. «Лирический пантеон» 2. «Вечерние огни»
3. «Стихотворения А. Фета» 4. «Снег»
3. Впервые стихотворения Ф. И. Тютчева были опубликованы:
1. в журнале «Современник» 2. в журнале «Полярная звезда»
3. в журнале «Колокол» 4. за границей
4.Стихотворения "Весь день она лежала в забытьи", "О, как убийственно мы
любим", "Последняя любовь" были посвящены:
1. Полине Виардо 2.Авдотье Панаевой
3. Елене Денисьевой 4. Марии Лизич
5.Укажите, какое из литературных мест России связано с именем Ф. И. Тютчева.
1. Константиново 2. Шахматово
3. Мураново 4. Ясная Поляна
6.Как назывался цикл стихотворений Тютчева о любви, где это чувство показано
как «поединок роковой»?
1.Панаевский 2.Никитинский
3.Денисьевский 4.Воронцовский
7. К какому литературному направлению следует отнести творчество Ф.И.Тютчева?
1.к реализму 2.к романтизму
3. к сентиментализму 4.классицизм
8. Назовите писателя, у которого Ф.И.Тютчев был любимым поэтом
1. Ф.М.Достоевский 2.Л.Н.Толстой
3.И.С.Тургенев 4.А.Н.Некрасов
9. Укажите стихотворение Ф. И. Тютчева, посвящённое Е. А. Денисьевой.
1. «Весенние воды» 2. «Сон на море»
3. «К. Б. (Я встретил вас …)» 4. «О, как убийственно мы любим …»
10. Ф. И. Тютчев около 20 лет проработал в посольстве:
1. в Мюнхене 2. в Персии 3. в Японии 4. в Лондоне
11. А. А. Фет активно сотрудничал с журналом:
1. «Колокол» 2. «Москвитянин»
3. «Современник» 4. «Русские ведомости»
12.Укажите, традиционное название цикла любовной лирики Ф. И. Тютчева.
1. «Стихи о прекрасной даме» 2. «Денисьевский цикл»
3. «Русские женщины» 4. «Цветы зла»
13.Укажите стихотворение Ф. И. Тютчева, на слова которого был написан романс.
1. «Что ты клонишь над водами …» 2. «К. Б. (Я встретил вас …)»
3. «Ещё земли печален вид …» 4. «Как хорошо ты, о море ночное…»
14. Какой художественный приём использует Ф. И. Тютчева в следующих строчках:
Сияет солнце, воды блещут,
На всём улыбка, жизнь во всём,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
1. Метафора 2. Эпитет
3. Сравнение 4. Олицетворение
15. Анализ стихотворения по плану
1.Автор и название стихотворения
2.История создания
3.Тема, основная идея
4.Жанр
5.Средства художественной выразительности
6.Композиция (сколько строф, сколько частей (о чем каждая из них)
7.Настроение
8.Мое восприятие стихотворения
История создания
Будучи уже состоявшимся поэтом и зрелым мужчиной, Федор Иванович страстно
полюбил молодую воспитанницу Института благородных девиц Елену Денисьеву. На тот
момент Тютчеву было 47 лет, а его избраннице – 24 года, однако столь внушительная
разница в возрасте не стала помехой для искренних чувств.
Роман между Фёдором Ивановичем и Еленой развивался весьма стремительно, став
предметом пересудов и осуждений в обществе. Дело в том, что на тот момент известный
поэт имел семью, и его связь с девушкой была аморальной. Чувства Денисьевой были
настолько сильны, что она пожертвовала своим положением в обществе.
Порочная связь Тютчева продолжалась в течение 14 лет, вплоть до роковой гибели Елены,
родившей поэту трёх внебрачных детей. Всё это время молодая женщина страдала от
своего оскорбительного положения и умерла от скоротечной чахотки. Оставшиеся дни
Фёдор Иванович прожил с чувством вины перед своей возлюбленной.
Всю силу своей страсти Тютчев отобразил в многочисленных стихах, посвящённых
Елене. Самые яркие лирические произведения были объединены в сборник
«Денисьевский цикл».
В него вошло и стихотворение «Последняя любовь», написанное Тютчевым в 1852–1854
годах.
Стихотворение (элегия)
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, -
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность…
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.
Ответы
1 вариант
Задания с выбором ответа
1. 2. 1803-1873
2. 1. «Лирический пантеон»
3. 1. в журнале «Современник»
4. 3.Елене Денисьевой
5. 3. Мураново
6. 3.Денисьевой
7. 2. К романтизму
8. 2.Л.Н.Толстой
9. 4. «О, как убийственно мы любим …»
10. 1. в Мюнхене
11. 2. «Москвитянин»
12. 2. «Денисьевский цикл»
13. 2. «К. Б. (Я встретил вас …)»
14. 4. Олицетворение
История создания Стихотворение написано в 1852–1854 годах и посвящено Елене
Денисьевой.
Тема стихотворения Сильное и глубокое чувство любви, которое возможно лишь в
зрелом возрасте.
Композиция Стихотворение условно разделено на три части, в каждой из которой автор
заключил определённый смысл.
Жанр Лирическое стихотворение.
Стихотворный размер Четырёхстопный ямб с использованием перекрёстной рифмы.
Эпитеты «последней», «вечерний», «прощальный».
Олицетворения «полнеба обхватила тень», «бродит сиянье».
Лексические повторы «продлись, продлись», «помедли, помедли».
История создания
Будучи уже состоявшимся поэтом и зрелым мужчиной, Федор Иванович страстно
полюбил молодую воспитанницу Института благородных девиц Елену Денисьеву. На тот
момент Тютчеву было 47 лет, а его избраннице – 24 года, однако столь внушительная
разница в возрасте не стала помехой для искренних чувств.
Роман между Фёдором Ивановичем и Еленой развивался весьма стремительно, став
предметом пересудов и осуждений в обществе. Дело в том, что на тот момент известный
поэт имел семью, и его связь с девушкой была аморальной. Чувства Денисьевой были
настолько сильны, что она пожертвовала своим положением в обществе.
Порочная связь Тютчева продолжалась в течение 14 лет, вплоть до роковой гибели Елены,
родившей поэту трёх внебрачных детей. Всё это время молодая женщина страдала от
своего оскорбительного положения и умерла от скоротечной чахотки. Оставшиеся дни
Фёдор Иванович прожил с чувством вины перед своей возлюбленной.
Всю силу своей страсти Тютчев отобразил в многочисленных стихах, посвящённых
Елене. Самые яркие лирические произведения были объединены в сборник
«Денисьевский цикл».
В него вошло и стихотворение «Последняя любовь», написанное Тютчевым в 1852–1854
годах.
Тема
Каждая строчка стихотворения пронизана сильным и нежным чувством. Однако это не
страстные и неистовые любовные переживания юности, а гораздо более глубокие и
проникновенные эмоции зрелости.
В основе любви немолодого уже человека лежат нежность, доброта, внимание, желание
заботиться и оберегать свою возлюбленную. Но всё же это не дружеские отношения,
лишённые романтизма, а подлинная любовь мужчины к женщине.
Лирический герой понимает, что этот подарок небес – последняя любовь – так или иначе
обречена, и в произведении сквозит тоска и безнадёжность. Он суеверно бережёт его,
поскольку столь сильное взаимное чувство никогда более не повторится.
Композиция
Произведение условно можно разделить на три части, по числу строф, каждая из которых
заключает в себе законченную мысль.
Так, в первой строфе показаны размышления лирического героя о любви в зрелом
возрасте. Любовь он сравнивает с «зарей вечерней», освещающей жизненный путь.
Во второй строфе чувствуется отрешённость героя, стоящего на пороге неизбежной
старости. Он просит у времени небольшую отсрочку, чтобы успеть насладиться
очарованием чувства.
В заключительной третьей строфе отображена главная мысль произведения несмотря на
все преграды, которые ставит время, человек способен искренне и беззаветно любить в
любом возрасте.
OTM
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с использованием перекрёстной рифмы.
Жанр
Стихотворение написано в жанре лирического стихотворения : на первом плане эмоции
лирического героя, его чувства, переживания.
Средства выразительности
Возвышенная интонация достигается за счёт использования частицы «о», которой автор
искусно обрамляет произведение. Лиричность и удивительную музыкальность
стихотворению придают лексические повторы («продлись, продлись», «помедли,
помедли»).
Выразительность и образность произведения достигается благодаря многочисленным
эпитетам («последней», «вечерний», «прощальный») и олицетворениям («полнеба
обхватила тень», «бродит сиянье»).
Композиция
Стихотворение «Последняя любовь» состоит из трёх строф. Произведение
можно разделить на три смысловые части, соответствующие каждому
четверостишию.
В 1-й части автор восклицает, говорит будто на выдохе, после долгих раздумий
и метаний.
«О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…»
Поэт сравнивает «последнюю» любовь со светом, с зарёй.
«Сияй, сияй, прощальный свет…»
Повторение слов или строк в лирических произведениях обычно заостряет
внимание читателя на особо важном, на основном. В данном случае поэт
воспользовался повторением, чтобы рассказать читателю о своей радости
видеть этот удивительный свет, о нежелании его терять из виду.
2-я часть посвящена жизни лирического героя, которую поэт сравнивает с
небом, которое «обхватила тень», с прошедшим днём, сложным, утомляющим,
но на склоне таким прекрасным, озаренным.
Также автор прибегает к повторению.
«Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.»
Складывается ощущение, что лирический герой не хочет, чтобы время шло
дальше, он хочет задержать прекрасное мгновенье, «продлить очарованье».
В 3-й части поэт пишет о том, что, возможно внешне человек с возрастом и
меняется, но сердце, душа его всегда молоды, полны любви и надежды!
«О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.»
Последние две строки – это отчаянный вывод из всего рассуждения поэта!
Образы и символы
Лирический герой разбираемого произведения «Последняя любовь» – сам поэт,
так как произведение обращено к возлюбленной автора и отражает реальные
события. Лирический герой – человек, который уже повидал многое, испытал
всё, что можно было… Но вдруг он открывает для себя нечто новое! Это новое
хорошо забытое старое, это любовь! И вновь увидев этот «свет», ощутив,
прочувствовав это «хрупкое», лирический герой относится к любви по-новому,
с большим трепетом, с большим уважением, с благодарностью, погрузившись в
данное чувство полностью, не оставив себя для чего-то ещё!
Главным образом произведения является именно это чувство – любовь! Автор
сопоставляет его со светом. Свет – это символ истины, свет – это что-то
необходимое, неотъемлемое, побеждающее тьму. Точно такая же и любовь,
всепоглощающая, всепроникающая и необходимая. Она открывает глаза на
«настоящий» мир, на такой мир, каким он был задуман.
Далее поэт прямым текстом сравнивает последнюю любовь с зарей.
«Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!»
Заря – это символ пришествия Христа. То есть тьмы уже не будет, есть
негасимый свет! Поэт заменил закат словосочетанием заря вечерняя, что
объясняет отношение лирического героя к одолевшему его чувству, лирический
герой воспринимает его как что-то разрастающееся, увеличивающееся и
усиливающееся.
Далее поэт пишет:
«Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье…»
Скорее всего, здесь автор ничего не завуалировал, а образно обрисовал
происходящие события, представив свою жизнь небом, в которой не было место
радости, но вдруг появился свет, подаривший радость жизни лирическому
герою.
Очень интересно так же то, что одно из символических значений запада – это
средний возраст, то есть как раз тот возраст, в котором прибывал поэт на
момент написания произведения. Этот факт ещё раз доказывает, что лирический
герой является автопортретом поэта.
Далее следует очень красивый оксюморон «вечерний день», который опять же
описывает отношение автора к происходящему, к внезапной радости в жизни.
Темы, проблемы, настроение
Основная тема стихотворения «Последняя любовь» закреплена в названии
это любовь. Любовная лирика Фёдора Ивановича отличается удивительной
чувствительностью, эмоциональностью, открытостью.
Особенным является «Денисьевский цикл», который посвящен как раз
последней любви поэта. Данный сборник наполнен не только пылкой любовью
и чувственностью, но он также один из самых тревожных и отчаянных.
В этом и заключается проблематика произведения, в сплетённости любви,
нежности и отчаянья, странного чувства собственного несоответствия
обстоятельствам, тревоги, страха. Старость контрастирует с юностью, закат
дней сталкивается с ярким светом зари.
Настроение стихотворения «Последняя любовь» нельзя назвать тревожным,
хотя подобные ноты присущи ему. Произведение наполнено надеждой и
благодарностью, радостью и «нежным» страхом, который растворяется в
мудрости лирического героя.
Основная идея
Главная мысль стихотворения «Последняя любовь» — это ответ на
проблематику произведения. Поэт принимает решение любить, хотя прямым
текстом этого не пишет.
«О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.»
Последние строки описывают смешенные чувства лирического героя.
Складывается впечатление, что он решается «нырнуть с головой» в любовь,
хотя и не совсем уверен в себе, сомневается.
Смысл стихотворения Тютчева «Последняя любовь» состоит в том, что любовь
это свет, а от него не скроешься, любовь поддерживает нас, поднимает и
оберегает, любовь – это дыхание, а жить без дыхания невозможно. Именно
поэтому лирический герой принимает такое решение, он достаточно опытный,
мудрый человек, испытавший многое.
Средства выразительности
Анализ стихотворения Тютчева «Прощальная любовь» должен быть завершен
перечислением тропов. Средства художественной выразительно создают
неповторимый стиль автора и выражают его чувства.
1. Эпитеты: «прощальный свет», «любви последней», «последняя любовь».
2. Метафора: «на склоне лет», «заря вечерняя», «скудеет кровь», «не скудеет
нежность».
3. Олицетворение: «бродит сиянье», «полнеба обхватила тень».
4. Оксюморон: «вечерний день».
5. Лексический повтор: «сияй, сияй…», «помедли, помедли…», «продлись,
продлись…».
6. Инверсия прослеживается на протяжении всего стихотворения. Например,
«нежней мы любим и суеверней…».
7. Риторическое восклицание:
«Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!»
«О ты, последняя любовь!»