Презентация "Тема любви в творчестве А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова"

Подписи к слайдам:
Тема любви в творчестве А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, Н.А. Некрасова
  • «…безумная душа поэта
  • еще любить осуждена…»
  • В душе померк бы день, и тьма настала б вновь, Когда бы  на земле изгнали мы любовь.  Лишь тот блаженство знал, Кто страстно сердце нежил, А кто не знал любви, тот все равно,  Что не жил…
  • Жан Батист Мольер
  • Любовь –
  • излюбленная тема писателей и поэтов.
  • Во многих произведениях можно найти страницы, посвященные этому чувству.
  • Любовь как чувство и феномен исследовали поэты и ученые. Ей вверяли судьбу великие полководцы и самодержцы. Нет и, наверное не будет однозначного ответа на вопрос: что такое любовь…
«Любовь с силою архимедова рычага движет миром»
  • «Любовь с силою архимедова рычага движет миром»
  • И.А.Гончаров.
  • Это чувство «движет» и всей поэзией Ф.И.Тютчева, А.А.Фета и Н.А. Некрасова.
  • Истории любви
История первая
  • Музы Ф.И. Тютчева
Ф.И.Тютчев
  • Ф.И.Тютчев
  • Любовь, любовь –
  • гласит преданье –
  • Союз души с душой родной –
  • Их съединенье, сочетанье,
  • И роковое их слиянье,
  • И… поединок роковой…
  • И чем одно из них нежнее
  • В борьбе неровной двух сердец,
  • Тем неизбежней и вернее,
  • Любя, страдая, грустно млея,
  • Оно изноет наконец.
Ф.И. Тютчев на протяжении всей своей жизни любил нескольких женщин. Любил их глубоко, возвышенно, искренне.
  • Ф.И. Тютчев на протяжении всей своей жизни любил нескольких женщин. Любил их глубоко, возвышенно, искренне.
  •     
Амалия Крюденер
  • Первой, ранней любовью поэта была Амалия Максимилиановна Крюденер (Лерхенфельд). О тех временах осталось слишком мало сведений, но зато картину их воссоздают воспоминания Тютчева о прежней влюбленности.
В 1826 году Тютчев женился на вдове русского дипломата Эмилии Элеоноре Петерсон.
  • В 1826 году Тютчев женился на вдове русского дипломата Эмилии Элеоноре Петерсон.
Эмилия Элеонора Петерсон, урожденная графиня Ботмер
  • Еще томлюсь тоской желаний,
  • Еще стремлюсь к тебе душой –
  • И в сумраке воспоминаний
  • Еще ловлю я образ твой... 
  •  Твой милый образ, незабвенный,
  • Он предо мной везде, всегда,
  • Недостижимый, неизменный,
  • Как ночью на небе звезда...
  • Через семь лет начался роман Тютчева
  • с Эрнестиной Дернберг.
Эрнестина Дернберг
  • Так здесь –то суждено нам было
  • Сказать последнее прости…
  • Прости всему, чем сердце жило,
  • Что, жизнь твою убив, ее испепелило
  • В твоей измученной груди…
Эрнестина боготворила Тютчева.
  • Эрнестина боготворила Тютчева.
  • Величие и красоту
  • её души
  • Тютчев оценил давно.
Он написал жене искреннее, пронизанное душевной мукой письмо: «Ах, насколько ты лучше меня, насколько выше! Сколько достоинства и серьезности в твоей любви…»
  • Он написал жене искреннее, пронизанное душевной мукой письмо: «Ах, насколько ты лучше меня, насколько выше! Сколько достоинства и серьезности в твоей любви…»
  • Любить и заставлять страдать – удел Тютчева. Осознание этого тяготило его, ужасало и отталкивало от собственного «я». В такие минуты Тютчев-поэт отторгался от Тютчева-человека.
Последняя любовь в жизни Тютчева
  • Когда Федору Ивановичу
  • было 47 лет, началось любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. «Денисьевский цикл» - вершина любовной лирики Тютчева.
Е.А.Денисьева
  • О, как на склоне наших лет
  • Нежней мы любим и суеверней.
  • Сияй, сияй прощальный свет
  • Любви последней, зари вечерней.
  •  
  • Полнеба охватила тень,
  • Лишь там, на западе бродит сиянье.
  • Помедли, помедли вечерний день,
  • Продлись, продлись очарованье.
  •  
  • Пускай скудеет в жилах кровь,
  • Но в сердце не скудеет нежность.
  • О, ты последняя любовь...
  • Ты и блаженство, и безнадежность.
  • "...никто в мире его так не любил и не ценил,
  •  как  я его люблю и ценю,
  • никогда никто его так не понимал,
  • как я его понимаю..
  •  Я вся живу его жизнью,
  • я вся его, а он мой." Е.Денисьева       
  • «При ней и для нее я личность."
  •                                   Ф. Тютчев
  • В ряде стихотворений «денисьевского цикла» нашла отражение драма любви, возникшая по вине социальных обстоятельств.
Стихотворение «Последняя любовь», написанное в «денисьевский период», принадлежит к числу шедевров русской лирики.
  • Стихотворение «Последняя любовь», написанное в «денисьевский период», принадлежит к числу шедевров русской лирики.
  • Смерть Е.А. Денисьевой вызвала в поэте взрыв глубочайшего отчаяния, которое отразилось в стихотворениях этого периода.
Е.А.Денисьева - последняя любовь Ф.И.Тютчева История вторая
  • Вечная любовь А.А.Фета
А.А.Фет
  • И хоть жизнь без тебя Мне суждено влачить, Но вместе мы с тобой, Нельзя нас разлучить…
О Марии Лазич…
  • В годы военной службы Афанасий Фет пережил трагическую любовь, которая повлияла на все его творчество.
  • Это была любовь к Марии Лазич, поклоннице его поэзии…
Она тоже полюбила его, но они оба были бедны, и А. Фет по этой причине
  • Она тоже полюбила его, но они оба были бедны, и А. Фет по этой причине
  • не решился соединить свою судьбу
  • с любимой девушкой.
  • Вскоре Мария погибла, она сгорела.
  • До самой смерти поэт помнил о  ней.  Образ Марии Лазич для поэта является нравственным идеалом, а вся жизнь поэта –  это стремление к идеалу и надежда на воссоединение с ним.
Поэт все время ощущает духовную близость со своей любимой:
  • Поэт все время ощущает духовную близость со своей любимой:
  • Хоть память и твердит,
  • Что между нас могила,…
  • Не в силах верить я,
  • Что ты меня забыла,
  • Когда ты здесь,
  • передо мной…
Фет писал, что по-настоящему любил два раза.
  • Фет писал, что по-настоящему любил два раза.
  • Литературоведы выдвигают гипотезу, что второй любовью, относящейся уже
  • к совсем позднему периоду жизни Фета, была А. Л. Бржеская,
  • подруга Марии Лазич.
  • Мелькнет ли красота иная
  • на мгновенье -
  •    Мне чудится:
  • вот-вот тебя
  • я узнаю;
  •    И нежности былой
  • Я слышу дуновенье,
  •    И, содрогаясь, я пою.
Итак,
  • Любовь для Тютчева и Фета – основной мотив творчества, источник вдохновения
  • и обогащения души,
  • способ связи с миром,
  • со всем живым.
История третья
  • Непростое чувство Н.А. Некрасова
«Да, наша жизнь текла мятежно, полна тревог, полна утрат…» Любовь в творчестве Некрасова
  •    Традиционно Н.А. Некрасов воспринимается нами как поэт глубоко гражданский, повествующий о народной жизни, о социальных проблемах.
  • Однако его перу принадлежат глубокие философские стихи о любви, объединенные литературоведами в так называемый «панаевский цикл». 
  •  Сколько у меня было души, страсти, характера
  • и нравственной силы –   все этой женщине я отдал, вce она взяла…      Н.А. Некрасов о А.Я. Панаевой.
  • Авдотья (Евдокия) Яковлевна
  • Панаева
 В «панаевском цикле» отношения лирического героя и его любимой женщины раскрываются как мучительный диалог двух независимых равноправных личностей.
  •    Закономерным следствием такого диалога предстает «проза любви»: ссоры, дрязги, мелочи быта, истерики. 
  •     Некрасов впервые открывает сложный, внутренне надломленный женский характер.
«Я не люблю иронии твоей…»
  • Оставь ее отжившим и не жившим,
  • А нам с тобой, так горячо любившим,
  • Еще остаток чувства сохранившим,
  • -Нам рано предаваться ей!
  • Пока еще застенчиво и нежно
  • Свидание продлить желаешь ты,
  • Пока еще кипят во мне мятежно
  • Ревнивые тревоги и мечты –
  • Не торопи развязки неизбежной!
  • И без того она недалека:
  • Кипим сильней, последней жаждой полны,
  • Но в сердце тайный холод и тоска...
  • Так осенью бурливее река,
  • Но холодней бушующие волны...
«Мы с тобой бестолковые люди…»
  • Мы с тобой бестолковые люди-
  • Что минута, то вспышка готова!
  • Облегченье взволнованной груди,
  • Неразумное, резкое слово.
  • Говори же, когда ты сердита,
  • Все, что душу волнует и мучит!
  • Будем, друг мой, сердиться открыто:
  • Легче мир - и скорее наскучит.
  • Если проза в любви неизбежна,
  • Так возьмем и с нее долю счастья:
  • После ссоры так полно, так нежно
  • Возвращенье любви и участья...
«Прости»
  • Прости! Не помни дней паденья, Тоски, унынья, озлобленья,- Не помни бурь, не помни слез, Не помни ревности угроз! Но дни, когда любви светило Над нами ласково всходило И бодро мы свершали путь,- Благослови и не забудь!
Любовь поэта – действительно «безумное чувство», на которое он «осужден»: в стихах чувство получает вечную жизнь, непреходящую длительность, оплаченную «муками сердца», облегчающимися только в момент творчества.
  • Любовь поэта – действительно «безумное чувство», на которое он «осужден»: в стихах чувство получает вечную жизнь, непреходящую длительность, оплаченную «муками сердца», облегчающимися только в момент творчества.