Исследовательская работа "Лицом к лицу по произведениям Евгения Чеширко" 10 класс

Тема исследовательской работы : «Лицом к лицу по произведениям Евгения Чеширко »
Автор :Филиппова Татьяна Сергеевна.
Россия. Иркутская область,Заларинский район,с.Веренка,
МБОУ Веренская СОШ 10 класс
Научный руководитель :Бородавкина Татьяна Викторовна
Учитель русского языка и литературы МБОУ Веренская СОШ
Тема исследовательской работы : «Лицом к лицу по произведениям Евгения Чеширко »
Автор :Филиппова Татьяна Сергеевна.
Россия. Иркутская область,Заларинский район,с.Веренка,
МБОУ Веренская СОШ 10 класс
Аннотация .
Цель: более подробно познакомиться с произведениями Евгения Чеширко , проанализировать
некоторые из них(«Ужин», «Письмо»),показать как автор раскрывает образ Смерти ,показать
как ведут себя герои, встречаясь лицом к лицу со смертью.
Методы и приемы : в работе использован метод анализа произведений и синтез,
Полученные данные : в результате анализа произведений Е.Чеширко раскрыт образ смерти.
поведение героев перед лицом смерти.
Выводы : произведения Е.Чеширко , несмотря на жанр фэнтази ,заставляют задуматься над
истинными ценностями, и над всепобеждающей силой любви.
1
Наверное,каждый хотя бы раз задумывался над таким понятием как смерть. Так что же такое
Смерть , каков ее образ? Над чем задумываются , как ведут себя герои ?
Смерть - это прекращение существования. В славянском фольклоре Смерть предстает в виде
костлявой и безобразной старухи с косой. Согласно древним представлениям, Смерть приходит
к человеку в момент перехода из мира людей на «тот свет», в потусторонний мир .
Появление Смерти сопровождается знамениями: собачьим воем, пением петуха, кукованием
кукушки, карканьем вороны, треском стен, воем в трубе. Смерть является действующим лицом
многих народных рассказов и быличек.
Смерть и жизнь всегда ходят рядом. умирают все : люди, птицы, животные, деревья словом,
все живое. Это только вопрос времени. И не прав тот ,кто говорит ,что не боится смерти ,о ней
просто не принято говорить.
Не так давно я познакомилась с творчеством Евгения Чеширко. Это молодой автор
(1988г.р),который начал свое творчество как сетевой писатель, в основе его творчества мир
фэнтази , герои славянской языческой культуры .Сейчас книги Чеширко изданы, а легендарный
«Дневник домового» даже переиздан.
Одна из лучших притч Чеширко «Кузнец и Смерть» или «Дорога в рай» принесла ему
известность. За основу притчи автор взял старинную притчу с одноименным названием, но
вложил в свою притчу глубокий философский смысл .Чеширко не изменил образ Смерти,
который нафантазировали люди, который так и прижился в культуре.
Кузнец Василий,герой притчи Евгения Чеширко, увидел ее такой «..Смерть вскочила и
скинула капюшон. Пред взором кузнеца предстало дряхлое, испещренное морщинами лицо.
Седые волосы клочьями свисали по бокам. Но самыми страшными были глаза. Абсолютно
выцветшие, ничего не выражающие..».
Считается ,что смерть забирает жизни , а коса в ее руках- это орудие, которым она собирает
души.
2
В произведениях Чеширко у Смерти другая миссия.
В притче Смерть просит Василия наточить ей косу, в разговоре между ними выясняется ,что
смерть никогда и никого не убивала «…Я скажу еще раз. Никогда. Никого. Зачем? Вы сами
прекрасно справляетесь: можете убить ради удовольствия или ради каких-то несчастных
бумажек. А когда вам становится этого мало, вы устраиваете войны, и гибнут тысячи, десятки
тысяч людей. Вы стали зависимыми от чужой крови. А самое противное, что у вас даже не
хватает смелости признаться себе в этом! Вы во всем вините меня!»
Смерть всего лишь проводник душ «Я была красивой, юной девушкой, я дарила людям цветы,
провожая их на ту сторону, я пела им песни… Посмотри ж, что со мной стало!.. Это вы, люди,
сделали меня такой!»
Смерть видела «…как мать убивает детей, как сын умерщвляет отца! Как брат душит брата. Я
рыдала, я выла от отчаяния не понимая вас… .Тогда я сменила свое красивое платье на этот
черный плащ, чтобы на нем менее заметна была кровь людей, которых я провожала. Я стала
надевать капюшон, чтобы никто не видел моих слез… Вы сами превратили меня в чудовище и
обвинили во всех своих бедах..»
Но зачем же тогда ни в чем не повинной смерти коса? Смерть дает ответ , лишь уходя «Дорога
в Рай уже давно заросла густой, высокой травой.»
Так в иносказательной форме автор заставляет задуматься читателя над тем , почему всю
ответственность люди перекладывают на других ,не пора ли остановиться и задуматься, не идти
на сделку с совестью, прекратить войны, не убивать , может быть тогда и дорога в Рай не
зарастет травой!
Действительно ,мы ведь чуть ли не с детства знакомы с образом смерти. И образ ее в нашем
понимании именно такой : костлявая старуха в черном балахоне с капюшоном. Интересно, что
чувствуют люди, которые были на грани смерти?
3
Меня увлекло творчество автора и мне захотелось узнать , как ведут себя герои Чеширко
встречаясь лицом к лицу с костлявой старухой? Зачем приходит она к ним ? Над чем заставляет
задуматься?
Чеширко по- своему объясняет появление Смерти перед героями своих рассказов. Особенно
четко это проявляется в таких рассказах как «Ужин» и «Письмо».
Каждый человек в своей жизни имеет свою категорию ценностей, и в соответствии с ней он
живёт и определяется, как личность .Для одних – это материальные ценности, для других –
духовные. Список жизненных ценностей у каждого свой. Но главное на пути к мечте —
понимать, что для тебя действительно важно.
Телефонные звонки. Задачи. Планы. Цели. Деньги. Но где же в этом списке близкие люди,
рядом с которыми становится легко и хорошо на душе? К сожалению, они отошли на второй
или даже третий план, потому что все это время человек был занят работой. Однако не нужно
забывать о том, что есть те, кого ты искренне любишь.
Герой рассказа «Ужин» , Дмитрий Павлович, как обычно зашел поужинать в ресторан. В
ожидании ужина решил поработать «Договоры, контракты, соглашения... Времени на все
катастрофически не хватало, поэтому каждую свободную минуту приходилось расходовать
рационально.»
- Димка!
Дмитрий Павлович вздрогнул от неожиданности. Давно уже он не слышал, чтобы к нему
обращались так фамильярно. А обращались именно к нему, так как, подняв голову, он увидел,
что напротив него, прямо за его столиком сидит Смерть.
Смерть спросила у него о том, как давно ли он ходит в этот ресторан. Димка после долгих
раздумий ответил ,что года два ,но Смерть попросила его не врать.
4
"Так. Мне этот ресторан показал Геннадий Александрович, когда мы подписали контракт на
поставку оборудования. Когда это было? Поставки начались в сентябре, значит это примерно...
Да, точно. Подписывали мы в начале августа. Получается, что год и девять месяцев".
«-Не нужно мне врать, - жестким голосом перебила его Смерть, - не нужно мне врать о том, что
ты измеряешь свою жизнь годами». Жизнь Димки измерялась не годами, а портфелями.
Смерть начала свою игру , которую она называла «Веселое анкетирование».
«Смерть медленно достала из складок своей одежды часы на длинной цепочке и положила их
на стол.
- Забыла сказать. На каждый ответ дается минута».
И Смерть начала задавать вопросы.
«Сколько подарков назад ты говорил своей жене, что любишь ее?»
Он измерял любовь кольцами, браслетами ,которые он дарил своей жене и всегда забывал
сказать о том, как он ее любит.
«В памяти вдруг всплыли воспоминания из молодости. Как он со своей будущей женой лез на
крышу многоэтажки, чтобы просто посмотреть на звездное небо. Как они в выходной вставали
в четыре утра, чтобы встретить рассвет за городом. Как он забирался к ней в окно, когда она
жила на втором этаже. Как он впервые признавался ей в любви... Куда это все исчезло? Подарки
стали обязанностью, приуроченными к определённым дням. Пост сдал, пост принял...»
«- Итак, следующий вопрос, - Смерть вытащила его из воспоминаний, - сколько автомобилей
назад ты виделся со своим другом детства Серегой?».
Димка узнает ,что друг его умер «Была возможность его спасти, но не хватило денег на
операцию.» «…В памяти тут же всплыло его вечно улыбающееся лицо. Серега был душой
компании. А как он зажигал на гитаре... Но он никак не соответствовал новому кругу общения
Дмитрия, да и времени на встречи не хватало. А постоянные звонки с предложениями съездить
на рыбалку, выбраться к морю с палатками или пожарить мясо в лесу, утомляли и отвлекали от
5
повседневных дел и знакомств с нужными людьми. Именно поэтому он решил не сообщать ему
свой новый номер телефона, решив, что когда-нибудь сам с ним свяжется. Не позвонил. И уже
не позвонит. Никогда.»
Вот и дружбу заменили автомобили, а занятость и несоответствие кругу общения не спасли
друга от смерти
«- Четвертый вопрос, - как ни в чем не бывало продолжила Смерть, - сколько миллионных
контрактов назад ты ходил в зоопарк со своей дочерью?
С тех пор мы подписали двадцать девять миллионников, - как-то равнодушно проговорил он,
подперев голову рукой, - это я хорошо знаю, потому что мы как раз собирались устроить
мероприятие по поводу юбилейного контракта.
- Не буду тебя мучить, Димка, - кивнула Смерть, - это правильный ответ. Кстати, твоя дочь
иногда называет папой своего дедушку. Но это мелочи.»
Дочь заменили «двадцать девять миллионников»
«- Когда ты был счастливым человеком?
Она щелкнула по часам и стрелка побежала по кругу, отмеряя, быть может, последнюю минуту
жизни Дмитрия.»
«Пятнадцать секунд. Тридцать секунд. Сорок пять секунд. Пятьдесят восемь секунд.
- Одну жизнь назад, - посмотрев в глаза Смерти усталым взглядом, прошептал Дмитрий.
Стрелка завершила круг и остановилась. Смерть бережно взяла часы и молча встала из-за стола,
подойдя со спины к зажмурившемуся мужчине.
-Приятного аппетита. Димка.»
Только перед лицом Смерти герой рассказа ,может быть , переоценит свою жизнь и поймет ,что
нет ничего дороже того, что так часто и незаслуженно отодвигается на второй план, что жить,
любить ,радоваться нужно здесь и сейчас и очень хочется надеяться на то, что Димка проведет
четкую грань между истинными ценностями и ложными . И больно,что друга Серегу уже не
6
вернуть, но рядом есть те , кто ждет любви, заботы, простого внимания , которого не заменят
никакие портфели ,автомобили, контракты, договора.
Рассказ Чеширко «Письмо» заставил задуматься меня над тем, как часто старики остаются
одни , без внимания и любви . Рассказ небольшой по объему, как и все рассказы Чеширко , но
наполнен он глубоким смыслом.
Чеширко рассказывает о том, как к старику пришла смерть и сначала смерть думала ,что
страрик ее не видит.
« А можно не смотреть на меня, хотя бы когда я ем?
Женщина в черном, сидящая напротив, удивленно посмотрела на старика.
Или ты думаешь, что я тебя не вижу? — насупил брови старик.
А я что? Мешаю?
Хотя бы в рот мне не заглядывай, ладно?
Ну… Ладно… — растерялась смерть.»
Смерть объясняет свое появление очень просто:
« Я недолго. Постараюсь вкратце. Дело в том , что смерть всегда наступает тогда, когда
человек перестает дышать. Это физическая смерть. Есть еще другая. Она очень медленная. Не
знаю даже, как ее назвать. Моральная смерть. Пусть будет так. И вот она наступает тогда, когда
о человеке никто не думает, не вспоминает и так далее. То есть, если никто не думает о
человеке, то это значит, что его, как бы и нет. Понимаете меня?»
Жизнь человека продолжается до тех пор ,пока он чувствует ,что он кому-то нужен ,что его
помнят и любят. Из слов смерти мы понимаем , что никого у этого старика нет ,и его «как бы
нет» .
« Когда с человеком такое случается, рано или поздно он умирает физически. Скорее рано,
чем поздно. Моя задача — этих людей курировать. Вы попали в эту категорию, поэтому должна
вам сообщить, что… Ну, вы понимаете
7
У вас есть три дня, чтобы закончить свои дела здесь.
А потом что?
Через три дня я зайду еще раз. Все понятно?» Старик остался совсем один «Тишину
нарушали лишь тикающие часы на стене.»
Три дня прошло быстро , и смерть снова появилась на пороге ,старик заметно нервничал, но
«.., взглянув в окно, немного улыбнулся…»
Почтальон принес письмо.
«Здравствуй, папа! Извини, что так долго тебе не писала. Не было времени, да и почта в нашем
поселке работает с перебоями. Как твое здоровье? Надеюсь, что все хорошо. Сейчас много
работы, но я обязательно найду время и деньги, чтобы приехать к тебе в гости хотя бы на
выходные. Мы все очень скучаем по тебе! И нам очень тебя не хватает. Но ничего, я уверена,
что мы скоро увидимся. Алешка, твой внук, уже перешел в девятый…»
Это пропускайте, — смерть сжала зубы, — что там в конце?
Старик перевернул листок и продолжил читать.
«Знай, что мы очень любим тебя! Не болей! До скорой встречи! Твоя любящая дочь.»
В доме снова воцарилась тишина. Смерть сидела и задумчиво смотрела на письмо в руках
старика.»
Смерть «..взяла его в руки, покрутила во все стороны и положила на стол.
Выходит, что вы не один? Значит, ваши дети совсем о вас не забыли? Почему же у меня
совсем другие данные?
Бывает, — заметил дед, — ошибки везде случаются.
Хм… Ну что ж… В таком случае, прошу прощения. Я перепроверю свои источники.
Извините за беспокойство.
Смерть еще раз подозрительно посмотрела на письмо и вышла из дома.
Вот как читать научишься, так и придешь за мной. Тоже мне… Данные у нее не сходятся»
8
Развязка рассказа совсем необычна и не предсказуема.
«В отделении почты уже давно привыкли к этому странному старику, который каждые три дня
отправлял новое письмо самому себе, на свой же адрес, а вот женщину, которая пришла за
букварем, они видели впервые»
Вот так на двух небольших рассказах и одной притчи ,которая раскрывает образ Смерти, автор
показал героев,которые встретились лицом к лицу со смертью.
Кто –то сделал для себя выводы ,а кто –то обхитрил смерть ,заставив поверить ее в то, во что
сам уже не верил. И может быть, вера в любовь не раз еще спасет одинокого старика.
Любовь–это сила, которая спасает не только человека, но и всё человечество от духовной
смерти , бездушия ,безразличия .
Чеширко показал , что нет ничего сильнее любви родных и близких , друзей. Даже смерть
отступила от своего «курирования» одинокого никому не нужного старика . Не властна она
перед любовью.
У Евгения Чеширко много рассказов , все они разные, иногда фантастические,но все
наполнены поучительным смыслом.