Урок литературы "Урок-опыт чтения и понимания Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"" 10 класс

МОУ Богданихская СОШ
Ивановский муниципальный район Ивановская область
( Урок литературы в 10 классе)
Автор: учитель русского языка
и литературы 1 категории
Иванова
Людмила Леонардовна
2022 г.
Урок-опыт чтения и понимания романа
Ф. М. Достоевского « Преступление и наказание».
Библия принадлежит всем, атеистам и верующим равно.
Это книга человечества.
Ф. М. Достоевский
Цели урока: Понимание замысла автора, его позиции, образа главного героя с точки
зрения социальной и общечеловеческой, умение видеть в романе «мыслительную» книгу,
сравнивая его с другой мыслительной книгой – Библией.
Воспитание вдумчивых, чутких к слову читателей.
Развитие чувства сострадания к окружающим. Связь с современностью.
Оборудование: электронная презентация урока, Библия, иллюстрации, текст
произведения.
Ход урока.
1. Слово учителя.
Сегодня мы вновь обращаемся к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и
наказание». Это будет не урок проверки знаний, не урок-обобщение, не урок-повторение,
не суд над Раскольниковым; это не урок-концерт, на нём не будет звучать музыки, кому-то
он может показаться скучноватым, кому-то трудным.
Мы изучили роман в соответствии с требованиями программы. Можете ли вы,
прочитав роман, сказать, что вы его хорошо знаете? Что вы поняли авторскую позицию,
его замысел, образы романа, слово автора, слово Достоевского?
Я прочитала роман приблизительно 5 раз: в школе, в институте, и перечитывала
столько раз, сколько преподавала этот роман своим ученикам, и считаю, что что-то
осталось недоговорённым. Каждый раз я открываю для себя нового Достоевского. Я
пришла к выводу, что с Достоевским полезно вести диалог, он умный, настойчивый,
искренний собеседник. Он не только опытный психолог, как вы успели убедиться, но он
проводник чего-то большего, он — Учитель.
Я бы хотела, чтобы вы обращались к нему за советом. Поверьте, он даст вам
нужный совет! Я бы хотела, чтобы вы видели в «Преступлении и наказании» не только
художественный текст, содержание которого вы знаете, но и мыслительную книгу. Я хочу
видеть в вас вдумчивых читателей, чутких к слову.
ауза). Вступительное слово я сделала довольно большое. Но начнём с простого.
2. Коротко перескажите сюжет романа.
- Казалось бы, всё очень просто: рассказ о вине и воздаянии. Но этот роман
Достоевского – большого трагического мыслительного содержания.
3. - Обратимся к названию романа. «Преступление и наказание». А какое название
роману дали бы вы? («История одного преступления», « Преступление Родиона
Раскольникова», «Хроника одного преступления» и т. д.)
- Думаете, такое название удовлетворило бы Достоевского? Конечно, нет. Название
книги точно соответствует её главному содержанию.
- Сколько слов в названии романа? (3 слова)
- Какие они: исконно русские или иноязычные? (Да, они исконно русские, т. е. несут
в себе национальный опыт их понимания).
- Часто ли вам приходится слышать эти слова? Где? (Да, в криминальной хронике).
- Я просила вас подготовить криминальную сводку за последнюю неделю в районе
или области.
- Так, криминальную хронику вы знаете, со словами «преступление» и «наказание»
встречались часто. Это ещё раз доказывает, что слова эти исконно русские. Вот почему
название романа «Преступление и наказание» привлекает современного читателя, хотя
роман был написан в 1866году…
А написан он человеком, который исповедовал себя православным и много думал,
над тем, что такое православное мировоззрение.
I. Слова названия романа имеют толкование библейское и святоотеческое. Начнём с
1-ого слова – «преступление». Поработаем с ним, подберём однокоренные слова. В слове
есть приставка пре-, близкая к пере-. ПРЕСТУПЛЕНИЕ – это, по смыслу слова, пере-
ступание через какую-то черту .
- Какая это черта, и где она пролегает?
Эта черта пролегает, прежде всего, в нравственной области. Первое понятие о
нравственности – понятие предела: предел – то, что нельзя переходить. Есть нечто по эту
сторону и нечто по ту сторону, и переступать этот предел нельзя. Почему?
- Посмотрим, что будет, если перейти предел. Напомните, сколько преступлений
было совершено за последнюю неделю или месяц. А задумайтесь, сколько было
совершено преступлений за историю человечества. Страшно подумать! Преступления
бывают разные.
- Какие преступления были совершены за последнюю неделю? (Угон, кража,
насилие, самоубийство) А речь в «Преступлении и наказании» идет об определённом
преступлении. Каком? Убийстве человека. «Хочу показать все психологические этапы
преступления», -- писал Достоевский. Да, в романе показаны все этапы преступления и
сама сущность наказания. Попробуем её понять.
Я сказала, что задача в романе Достоевского художественная и мыслительная:
автор показывает, как человек в преступлении переходит предел самой человеческой
природы (т. е. идет против человека в себе), когда с неизбежностью раскрывается вопрос,
что такое человек? Что будет с человеческим началом в преступнике? Как оно вообще
может после преступления «быть»? Масштаб мысли у Достоевского
очень велик.
- А каким было первое убийство в истории человечества? (Это преступление Каина)
- Откуда вы узнали об этом преступлении? (Конечно, из книги книг «Библии» 1книга
«Бытие» гл. 1
- С чего началось преступление Каина? Обратимся к Библии.
Каин принёс дары Богу, которые Бог не принял.
И был Авель пастырь овец; а Каин был земледелец.
Спустя несколько времени, Каин принёс от плодов земли дар Господу. И Авель
также принёс от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля
и на дар его;
а на Каина и на дар его не призрел.
- Что значит для современного человека приносить дары Богу? Как это можно
делать?
Когда мы изучали Библию в 6 классе, я вас просила рассказать о добрых делах,
сделанных вами за неделю. Помню: это вызвало у вас затруднение.
Христос говорит праведникам на Страшном суде:
«…алкал Я, ивы дали Мне есть, жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и
вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня, в
темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи!
Когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы
видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя в
темнице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: Так как
вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».
Евангелие от Матфея, 25: 35-40
- Обратимся к герою романа Раскольникову. Приносил ли он дары Богу? (Да.
«Эпилог», ч.1)
- Принимает ли его дары Господь?
Умирают близкие люди, молодые. Вспомним ещё и смерть невесты. Сам он и его
близкие в очень трудном положении.
- А как называют такого человека, который принимает чужие беды и страдания, как
свои? (Милосердным, сострадательным).
- Итак, герой романа сострадателен. Что же происходит в сердце героя? С чего же
началось преступление Раскольникова? (Дети отвечают). С мысли о деньгах? С «теории»,
что всё позволено? Нет! Всё это придёт потом. Началось не с мыслей, а с чувства: «Соня, у
меня сердце злое, ты это заметь: этим можно многое объяснить… Я озлился…
Именно озлился (это слово хорошее!) Я тогда, как паук, в угол забился», -- пытается
понять Раскольников с чего началось преступление при разговоре с Соней после
совершения преступления.
Озлобление сердца, огорчение чувства ведёт к порабощению ума. Раскольников
надеется, что выдержит его воля, -- и ошибается… (Обратим внимание на доску).
Достоевский показывает преступление как насилие помысла над огорчённой
душой. (В криминальных современных сводках мы видим, что человек совершает
преступление в состоянии аффекта, а это чувство, которому подчиняется разум и воля.)
- Как же ведёт себя Библейский герой после того, как Господь не принял его даров?
Каин сильно огорчился, и поникло лице его.
Важно знать, что Господь не оставляет «огорчённого» человека, как он не оставил
Каина.
И сказал Господь Каину:
почему ты огорчился? и отчего поникло сердце твоё?
Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица?
а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечёт тебя к себе, но ты
господствуй над ним.
Что значат эти слова? То есть это звучит как предупреждение Каину.
- А герою романа было ли предупреждение от Господа?
- Да, было. В реальности и во сне.
- Вспомните, 1) какие чувства испытывает Раскольников после последнего визита к
старухе-процентщице? 2) Встреча с Мармеладовым тоже была предупреждением.
(Побеждённый страстью, Мармеладов губит себя и семью и приходит в состояние, когда
«уже некуда больше идти». Это -- итоговое состояние преступника, Раскольникову
предстоит узнать его. Ч.1, гл. 2)
3) Далее Раскольников получает письмо от матери. (ч.1, гл.3)
4) Молитвы матери сбываются, Родион видит себя ребёнком во сне. Это сон-
предупреждение. (ч.1, гл.5)
Что пугает 7-летнего Родиона? – Да, не кладбище и не могилы, а боится он кабака у
дороги, около которого гуляет безобразная толпа, спокойно, с веселостию наблюдающая,
как хозяин со злобой и наслаждением убивает лошадь.
Таким образом, Достоевский показывает, что душа может умереть при жизни тела и
быть жива после телесной смерти.
Во сне герой увидел себя сострадательным, казалось бы, сострадание должно
прогнать мысль о преступлении: разве он хочет этого?
Но перемены души не произошло, по-каяния не было. (На доске: Покаяние в
переводе с греческого (Библию мы от греков приняли) означает «перемена мыслей»)
- Как называет Раскольников преступление, убийство, грех?
- Мечтой, пробой, предприятием.
Душа человека – поле битвы, где сатана с Богом борется. Грех, который влечёт к
себе человека – дух злобы, «бес», «чёрт».
Грех влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним.
Раскольников понял, что не может совладать с собой, незаметно для себя он
попадает под власть греха и лишается воли. Герой уже ведом на преступление, «как на
казнь», «механически»: «как будто его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо,
слепо, с неестественной силой, без возражений. Точно
он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в неё втягивать».
У дверей грех лежит –
- предупреждал Господь Каина. Близко, у дверей, у порога… Есть порог, предел,
который нельзя
пере-ступить. До того, как убил, Каин переступил порог: вышел с братом своим «в поле».
А уже в поле… Читаем дальше:
И когда они были в поле,
восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.
Убийство Авеля
Страшный грех: брат убил брата. А Раскольников? До того, как убил, он перешёл
предел внутри себя. Его воля не выдержала непомерного давления ожесточённых чувств и
озлоблённого ума. До преступления произошло крушение души…
Преступление совершилось – конец 1 части романа (зачитаем).
Раскольников прошёл все этапы на пути к преступлению и совершил его как роковую
ошибку. Он теперь с роковой необходимостью пройдет все этапы наказания. Любой
преступник испытывает на себе все последствия преступления. Но не всякий может, по
своему характеру и развитию, сохранить сознание «на глубине» падения и пройти –
ощутить, принять, осилить – все этапы наказания.
Итог-вывод. Как вам помогла Библия понять все этапы преступления, совершённого
Раскольниковым? Что вы сейчас открыли для себя?
II. Преступление совершилось…Что следует за ним?
- Сколько слов в названии романа? (3).
Второе слово – союз «и», тоже может быть понято особым образом.
- Что следует непосредственно за преступлением? (Пауза). Ещё не наказание. Что же?
(Пауза).
Вновь обратимся к Библии, ведь она помогла нам многое понять в этапах
преступления.
Странный момент, когда преступление совершено, а преступник ещё ничем не
наказан.
- Каким содержанием о первом убийстве этот момент наполнен?
И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой?
- Почему всеведущий Господь спрашивает Каина об убитом брате? Знает ли Господь
о преступлении?
- В чём тогда смысл этого вопроса? (Или чего ждёт Господь от Каина?)
(Предположения детей).
За преступлением Каина следовало не наказание, а призыв к покаянию («перемене
мыслей»), потому что
Бог не хочет смерти грешника, но – чтобы обратиться ему и быть
живу.
Каин ничем ещё не наказан, но его состояние таково же, как и перед убийством –
какое состояние было у него перед убийством?) – помрачение ума. Ибо только безумием
можно объяснить, что, отвечая всеведущему Богу, Каин лжёт:
Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?
Итак, от Бога – призыв к покаянию, от человека – безумное его отвержение.
Достоевский показывает, что помрачение ума – условие преступления, оно
сохраняется и по его совершении.
- В чём звучит для Раскольникова призыв к покаянию? (В событиях его жизни)
Он получает весть – повестку из полиции с требованием явиться. (Представьте его
состояние). Две мысли борются в нём: 1-я скрыть улики, 2-я пусть уличат.
«Только бы поскорей… Если спросят, я может быть, и скажу… Войду, стану
на колена и всё скажу». (ч.2, гл.2)
Но когда он узнал, что вызов в полицию не имел отношения к преступлению, «он
вздрогнул от радости… Это была минута полной непосредственной, чисто животной
радости». (ч.2, гл.1).
В своём порыве сознаться Раскольников внезапно был остановлен: полицейские
«вдруг» при нём начинают обсуждать «вчерашнее». Покаяния не произошло.
III. Как Библия помогает понять следующий этап в душе героя?
Итак, 3-е слово в названии – «наказание».
- Что такое наказание? (Кара, возмездие (месть), мучительство).
Не так у Бога. Не так и в русском языке. Наказание – это «указание на» что-то, а
также «наказ», что делать, что не делать. При этом тебе что-то «сказано»: открыто явно,
теперь ты можешь делать это или нет. И даже когда ты преступил «наказанное»,
«наказание» остаётся с тобой – как акт милосердия Божьего.
Об этом читаем в Библии: как Каин выпросил у Бога себе наказание – «Каинову
печать».
И сказал (Господь Каину): что ты сделал?
голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли.
И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь
брата твоего от руки твоей.
Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы для
тебя;
Ты будешь стенающим и трясущимся на земле.
Каин был 1-м из людей, кто был проклят. Но никто Каина не проклинал… Господь не
проклинает никогда никого… Каин был проклят от земли.
В древнееврейском языке одним словом обозначены «наказание» и «грех»: грех и
есть наказание для преступника. Каин проклят от земли, он оказался вне мира Божьего.
Господь не проклинал его, Он не гонит Каина от себя, но Каин не понимает этого.
И сказал Каин Господу: наказание моё больше, нежели снести можно. Вот, Ты
теперь сгоняешь меня с лица земли,
и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле…
Каин бежит от Бога, ему никто не хочет мстить. За ним никто не гонится. Каин сам
скрывается от лица Господа, боится же он одного – быть убитым.
Но милостив Господь, он дал первому убийце защиту, которая станет его
«наказанием».
И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьёт Каина, отмстится всемеро. И
сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.
и пошел Каин от лица Господня…
и построил он город;
и назвал город по имени сына своего…
- Как же тема «Каиновой печати» раскрыта Достоевским в «наказании» убийцы
Раскольникова?
- 1) совершенно охранен от преследования;
- 2) отлучён от общества людей.
1) В полицейском участке «Каинова печать» охраняет его.
Раскольников пытается объяснить себе своё новое состояние и решает, что это со страху
быть разоблачённым. (ч.2, гл.1).
2) Он идёт выбрасывать вещи в воду, а затем прячет их под камень. Но ему не становится
легче, а к чувству «уединения и отчуждения» прибавляется озлобление:
«Это было какое-то бесконечное, почти физическое, отвращение ко всему
встречавшемуся и окружающему, упорное, злобное, ненавистное. Ему гадки были все
встречные, -- гадки были их лица, походка, движения. Просто наплевал бы на кого-
нибудь, укусил бы, кажется, если бы кто-нибудь с ним заговорил».
Это и есть состояние Каина.
Итак, что же такое «наказание» для героя?
Вывод. «Наказание» герой осознаёт постепенно и ощущает его вначале как уединение
и отчуждение, затем невозможность сойтись с приятелем, который «всех добрее».
С Раскольниковым явно случилось то, о чём предупреждал его Мармеладов: «Некуда
больше идти».
IV. Достоевский-мыслитель прослеживает все этапы состояния души человека,
совершившего преступление.
Итак, Раскольников услышал «голос крови», что же его ожидает теперь?
На три дня он впадает в беспамятство. Три дня – время символически удостоверяющее
смерть. (Христос умер и на третий день воскрес.) Когда к Раскольникову вернётся память,
перед ним встанет вопрос – Как жить?
- Мотивы каких ещё Библейских легенд звучат в романе?
- «Воскресение Лазаря» и «Наказание блудницы». (Прочитаем их).
- На 1-м уроке мы проследили, как Библейское сказание о Каине и Авеле помогают нам
понять замысел автора. Подумайте, какую роль играют эти сказания в понимании образов
Сони и Раскольникова?
Притча о блуднице, прощенной Христом, типологически связана с историей жизни
Сони Мармеладовой. Вспомним слова её отца: «Прощаются же и теперь грехи твои
мнози, за то, что возлюбила много…» И простит мою Соню, простит, я уж знаю, что
простит…»(ч.5, гл.4)
Иисус и грешница
Воскрешение Лазаря
Любопытна такая деталь: евангельская Мария Магдалина жила неподалёку от города
Капернаума, который посетил Христос; Соня снимает квартирку у Капернаумовых
(именно здесь она читает Раскольникову притчу о воскресении Лазаря).
Соня и Раскольников читают Библию
(Изучение романа совпало с празднованием Лазаревой субботы в православных храмах,
желающие побывали на службе в Кохомском храме Благовещения Пресвятой Богородицы,
где подробно узнали об этом событии).
- Так как же связана легенда о Лазаре, включённая в роман, с образом главного героя?
(Зачитать конец романа).
- Да, слово Божие о величайшем чуде – воскресении Лазаря, поможет герою воскреснуть.
Слово это шло из любящего, сострадающего сердца.
- Обратимся к тексту романа. Понаблюдайте, как меняется голос Сони?
- А как Раскольников реагирует на её чтение?
В этом эпизоде Достоевский всеми художественными средствами показывает чудо
духовного воскрешения личности, благодаря слову Божию. Эту тему он считал главной в
литературе XIX в.
Эта сцена, символическая сцена, имеет логическое и художественное продолжение в
конце романа.
Раскольников-каторжник, покаявшись, возрождается к новой жизни, и в этом немалая роль
Сониной любви: «Они оба были бледны и худы; …»
Роман заканчивается словами «Эпилога». Эти слова звучат оптимистично.
4. Подведём итог урока.
- К каким выводам вы пришли, поработав сегодня на уроке? Как надо читать
Достоевского? (Ответы учащихся).
Добавляю: «Да, творчество Ф. М. Достоевского религиозно, национально,
художественно: он любил Христа, любил Родину, имел поэтический дар. Предположим,
вы не любите Христа, Родину, да и (вдруг?) лишены поэтического дара … Как вы будете
читать Достоевского?
В этом случае, уверена, вы будете не сопереживать героям, а судить их, а заодно и
автора, переделывая его внутренний мир и рассуждать о литературе без всякой попытки её
понимания. Это – преступление. Что значит читать литературу? Это значит её
перечитывать, а перечитывать – значит осмысливать.
- Но ведь сегодня на уроке звучал не только текст мыслительной книги Достоевского, но
и другой мыслительной книги. Что вы можете сказать об этом?
- Обратимся к эпиграфу урока. Надо ли современному человеку знать Библию?
- Да, без знания Библии многое останется неосмысленным и непрочувствованным при
чтении произведений многих писателей прошлого и наших современников. А впереди у
нас творчество
Л.Н. Толстого. Библия поможет нам дать более полный анализ произведений, в которых
затрагиваются общечеловеческие проблемы.
Итак, Библия - Книга Книг, т.к. речь в ней идёт о добре и зле, правде и лжи, о том, как
жить и умирать.