Интегрированный урок "«Есть в образе твоем икона...» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»" 10 класс

Интегрированный урок: «Есть в образе твоем икона…» по роману Ф.М.
Достоевского «Преступление и наказание»
МОУ Первомайская СОШ №3 Морозовой Н.Ю.
Интегрированный урок по изучению иконографических образов святых
в произведении должен объединять в себе одновременно такие дисциплины,
как Основы Православной Культуры, МХК, историю и искусство. Урок
должен включать в себя все виды деятельности, которые заявлены ФГОС,
что будет полностью соответствовать его требованиям. При изучении
иконографического образа, произведение Ф.М. Достоевского должно
рассматриваться на духовно-нравственном, аксиологическом и
экзистенциональном уровнях.
При разработке урока предполагается, что учащиеся уже подробно
ознакомились с биографическими сведениями писателя, знают его
мировоззрение, кратко ознакомлены с Великим Пятикнижием как с системой
романов, куда входит «Преступление и наказание», прочитали роман
«Преступление и наказание». Учитель учитывает, что учащиеся также
ознакомлены с таким понятием, как рукотворная, нерукотворная и словесная
икона. Исходя из мировоззрения Достоевского, библейского сюжета, иконы
как текста, следует разработать урок по роману «Преступление и наказание»
для 10 класса.
Разработка урока на тему: «Есть в образе твоем икона…» по
произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
(Рассчитан на 80 минут- 2 урока по 40 минут)
Цель урока: на примере романа «Преступление и наказание», дать
представление об иконографических образах святых, их роли в
произведении, и художественном приеме, с помощью которого изображается
словесная икона, сопоставить с рукотворными иконами.
Задачи урока:
1) Образовательная: знать, каким образом изображается икона в романе
«Преступление и наказание», ее значимость в произведении. Знать отличия
рукотворного и словесного образов.
2) Развивающая: развивать навык чтения текста на духовно-
нравственном уровне, а так же аналитические и критические способности
учащихся.
3) Воспитательная: воспитывать правильное отношение к прочтению
произведений русской классической литературы. Прививать любовь к
чтению. На примере героев произведения, воспитать хорошие душевные и
нравственные качества учащихся.
Виды деятельности на уроке:
Рецептивная деятельность: чтение и прослушивание материала по теме.
Репродуктивная деятельность: чтение отрывков из художественного
произведения и Библии.
Продуктивная деятельность: диалог учителя и ученика, ответы на
вопросы, рассказ по прослушанному, прочитанному, просмотренному.
Исследовательская деятельность: наблюдение и сопоставление
художественного текста с текстом Священного писания. Поиск правильного
ответа. Сопоставление изучаемого произведения с произведением другого
писателя.
Творческая деятельность: рассматривание икон, визуальное
представление передаваемых иконографических сюжетов романа, словесное
рисование.
Оборудование: текст произведения «Преступление и наказание»,
Библия, мультимедийная установка (фото-иконы), аудиозапись колокольного
звона «Троица», календарь православных праздников.
Ход урока
Организационный момент: обеспечение эмоционального настроя
учащимся, донесение до учащихся темы урока. Самостоятельное
формулирование цели урока учащимися и предлагаемых условий ее
осуществления. (В качестве рефлексии).
Проверка домашнего задания:
Вопросы:
1) Основной сюжет романа «Преступление и наказание»?
2) Главная мысль произведения?
3) Краткая характеристика главного образа произведения?
4) Краткое описание жизни Сони Мармеладовой?
5) Какую роль играет в произведении Соня Мармеладова?
6) Смысл названия произведения?
7) Какую проблему в тексте поднимает автор? Каким образом она
решается?
8) Чему вас, как читателя, научил этот роман?
Работа по теме урока
Этапы урока
Вступительное слово учителя
Ребята, на прошлом уроке, мы познакомились с биографией Ф.М.
Достоевского, теперь вы знаете, что Достоевский
__
богословствующий
писатель. Вы прочитали один из романов его Великого Пятикнижия и,
наверное, убедились в том, что в романе много говорится о Боге, Библии,
душе человеческой, о ее спасении? Теперь мы понимаем, что Достоевский,
своим романом «Преступление и наказание», передает нам урок того, что
человек может спастись или выйти из какой-либо тяжелой душевной
ситуации только с помощью любви и другого человека. Так ли это? Будем
разбираться. Еще раз обратим внимание на тему урока: «Есть в образе твоем
икона…»
Опрос учащихся:
Как вы понимаете, что такое икона и для чего она нужна?
Какие иконы вы знаете, и где вы с ними встречались?
Есть ли в романе «Преступление и наказание» сюжеты, где говорится
об иконе?
Вспомним историю искусства, уроки МХК и ОПК.
(учитывая, что учащиеся владеют понятием икона как рукотворный
образ, учитель объясняет, что в художественном тексте икона может быть не
только как образок, но еще и как словесный образ).
Нам предстоит на уроке познакомиться со словесными иконами,
которые передает Достоевский в своем романе, и понять, каким образом он
это делает. Поэтому важно понять, что работа на уроке будет осуществляться
с помощью Православной книги Библии, а произведение необходимо
рассматривать с точки зрения Православной культуры. Необходимо
вспомнить уроки МХК, историю создания иконы.
Для начала, запишем, что такое икона в литературе, т.е. икона как
текст, и основные принципы понимания иконы.
Учащиеся записывают под диктовку учителя
Икона в литературе
__
это словесный образ Христа, Богородицы,
Святого, а так же библейского сюжета, в основу которого заложены
литературные герои, чей характер, жизненные и душевные ситуации,
поступки и черты во многом совпадают с тем, что изображено на
рукотворных иконах.
Основные принципы понимания иконы по Ю.В. Биктимировой
[10, с. 25].
1. Буквальный, когда человек воспринимает конкретное изображение
конкретного святого или события.
2. Символический, в нем прослеживается богословская мысль,
заложенная в иконе.
3. Назидательный. При котором верующий воспринимает пример от
изображаемого на иконе.
4. Молитвенного общения с теми, кто изображен.
Теперь, когда нам известны принципы понимания иконы как текста, можно
приступить к работе с иконографическими образами в романе «Преступление
и наказание».
1. Работа с первым иконографическим образом в романе
Учитель обращает внимание учащихся на экран, на котором
перечислены все заповеди, переданные Моисею Богом:
Слайд №1 (рис.П.2.1)
Один из учеников зачитывает заповеди вслух, после каждой заповеди
учащиеся должны ответить на вопрос:
Нарушил ли кто-нибудь эту заповедь в романе «Преступление и
наказание»?
Таким образом, учитель приводит учащихся к выводу, что в романе
нарушены все 12 заповедей, которые Бог завещал человеку.
1.1. Беседа по заповедям
Как вы думаете, для чего Достоевский в своем романе описывает такое
страшное нарушение заповедей?
Что вам как читателю он желает сказать или передать?
Конечно, Достоевский в своем романе передает все эти страсти для
того, чтобы сказать нам читателям, что человечество живет по собственным
законам, давно забыв заповеданное Богом.
Далее, учитель обращает внимание учащихся на экран, на котором
изображена икона «Распятие Христа»
Слайд №2 (рис.П.2.2)
1.2. Беседа - опрос
Что за икона изображена на экране?
Как икона «Распятие Христа» может быть связана с сюжетом романа. А
точнее с нарушением заповедей в романе?
1.3. Подведение итогов по первому образу
Конечно, сам сюжет «Преступления и наказания» передает словесную
икону «Распятие Христа». В романе все плохое приподнялось, люди в
романе, в том числе и Раскольников своими грехами распяли Христа. И,
насколько нам известно, что все окружающее
__
это составляющее душевного
состояния Раскольникова, мы понимаем, что все, что происходит в романе
__
это состояние души Родиона. Поэтому все герои, которые присутствуют в
произведении
__
есть то (составляющее), что есть в главном герое. Например,
Порфирий Петрович
__
это его совесть, вспомним, какой вопрос всех больше
его интересовал: «А в Бога ты веруешь? …и в Воскресение Лазаря ты
веруешь?...». Старуха - процентщица
__
это его принцип зла, а Лиза
__
его
доброта, т.е. убивая в себе принцип (старуху), убиваешь в себе добро
(Елизавету). Поэтому Достоевский примерно 300 страниц описывает мучения
героя.
2. Работа со вторым иконографическим образом в романе
2.1. Задание учащимся
Вспомнить образ Сони Мармеладовой и ответить на вопрос: кем же она
является во внутреннем состоянии души Раскольникова?
Да, Соня Мармеладова является спасительницей в его душе.
2.2. Слово учителя
Имя София, переводится как «Божественная премудрость», т.е. в душе
Раскольникова, оказывается, была еще и Божественная премудрость, т.е. то,
что спасет его в конце романа.
2.3. Работа с наглядным образом
Учитель обращает внимание учащихся на экран, где изображена
богородичная икона «Споручница грешных».
Слайд №3 (рис.П.2.3)
Дети рассматривают икону и отвечают на вопрос:
Вспомните уроки Основы Православной культуры и истории, скажите, что за
икона перед вами? В каком историческом событиях используются
богородичные иконы?
Как вы думаете, к какому герою или сюжету романа можно соотнести эту
икону?
Конечно, икону Богородицы можно соотнести с Соней Мармеладовой.
2.4. Исследовательская деятельность
Найти 10 фактов в доказательства того, что Достоевский Соней
Мармеладовой передает словесную икону Богородицы.
Учащиеся должны вспомнить сюжет романа и назвать следующие
факты:
- она единственная, кто понимает его душевное состояние и молится за
него, жалеет его.
- она постоянно одевает зеленый драдедамовый платок.
- она часто направляется в сторону зеленого купала храма.
- она призывает его на покаяние.
-она читает Раскольникову отрывок из Библии «Воскресение Лазаря».
- она находится на каторге вместе с Раскольниковым (как это
возможно? Каторга души).
- каторжане называют ее «Матушка наша…болезная».
- ее интересует только душевное состояние Раскольникова, больше
ничего.
- ей удается спасти душу Родиона.
- в эпилоге романа Достоевским она описана уже в образе иконы в
молчаливой позе, в зеленом платке, на зеленой поляне, в праздник Троицу.
(соответствие канонам иконы).
Учащиеся зачитывают факты. Учитель сопоставляет и дополняет. (
Самый главный признак святой - моление Бога за грешную душу).
2.5. Сопоставление с библейским сюжетом
В качестве сопоставления с библейским сюжетом, учитель предлагает
учащимся найти в тексте романа сюжет, где Соня Мармеладова читает
Раскольникову Притчу «О воскрешении Лазаря».
Один из учеников зачитывает отрывок из текста под аудио запись
колокольного звона Троице – Сергиевой Лавры.
Другому ученику предлагается зачитать отрывок из Нового завета
[2, с. 46]
Таким образом, нам удалось сопоставить сюжет романа с Библейским
сюжетом и понять, что речь идет о реальном воскрешении человека на земле.
2.6. Творческая деятельность
Задание:
Словесно нарисовать икону, которая изображена на экране
(Богородица. «Споручница грешных»).
2-3 учащихся передают словами изображаемое на экране.
Учитель просит найти в романе, а точнее, в эпилоге романа, что-нибудь
похожее на словесное описание их одноклассников и зачитать.
Учащиеся должны найти тот сюжет, где Раскольников видит Соню в
окне, на поляне, и зачитать его. Обратим внимание на цвета на иконе и цвета,
используемые для описания Сони Мармеладовой.
Закрепление изученного материала
Вопросы учашимся:
- Понятно ли вам, каким образом может быть заложен
иконографический образ в произведениях Ф.М. Достоевского? Попробуйте
2-3 предложениями объяснить это своим одноклассникам.
2-3 ученика выступают с устным высказыванием.
- Как вы думаете, какие из трех видов икон в литературе нам удалось
рассмотреть сегодня на уроке: икона образа, икона библейского сюжета или
икона православного праздника?
На уроке нами было рассмотрено две иконы святого образа: «Распятие
Христа» (Крест) и Богородица «Споручница грешных».
Создание проблемной ситуации по теме урока
- Если Соня являлась прототипом иконы Богородицы, то почему же
Достоевский в начале произведения описывает ее как блудную девицу с
желтым билетом, ведь в ней заложено самое ценное Божественная
премудрость? Отвечая на этот вопрос, учтите, что роман передает внутреннее
состояние души человека.
Действительно, если хорошо подумать, то мы сразу понимаем, что
Соня Мармеладова, как и другие герои, играет важную роль в душе
Раскольникова. Она является в его сердце единственной и оправданной
надеждой на спасение, она есть Божественная Премудрость в его зараженной
грехом душе. Поэтому Достоевский в начале романа описывает ее как
блудницу, чтобы показать, в каком состоянии, точнее, что происходит с
премудростью в душе человека, когда он грешит. (т.е. Святое в душе
грешного человека блудит, потерялось). Но Божественная премудрость в
конце романа берет верх над всем происходящим в душе Раскольникова, она
нашлась, и главному герою удается спастись.
Отсюда и понимаем главную мысль текста. Отвечаем на вопрос:
Чему учит Ф.М. Достоевский вас сквозь призму двух веков?
Сопоставление романа «Преступление и наказание» с
произведением другого писателя
- Теперь попробуем сравнить роман «Преступление и наказание» со
стихотворением А.С. Пушкина «Пророк» и ответить на вопрос: Похожи ли
сюжеты этих двух разных по жанру произведений, разных авторов, живущих
в разные эпохи? Стихотворение на экране:
Слайд №4 (рис.П.2.4)
Учащиеся по первому абзацу «Преступления и наказания» должны
заметить, что произведения очень похожи. И прийти к выводу, что
Раскольников, точно также как Пророк у Пушкина внутренне томим
духовной жаждою, точно также, влачился по мрачной пустыне, пока ему не
явилась Соня, так же как Шестикрылый Серафим и не озарила его сердце
Божественной премудростью. И он восстал, как и пророк, исполнился волей
Божию и, наконец, был спасен.
Подведение итогов по теме
Обратим еще раз внимание на принципы понимания иконы, которые
вы записали в начале урока, и ответим на вопрос: какому принципу
соответствует изучение иконографического образа в произведениях Ф.М.
Достоевского?
Верно,
__
символическому, т.е. нас интересует богословская мысль,
заложенная Достоевским в словесной иконе.
- Так какова же (богословская) главная мысль произведения?
Верно, человек может спастись благодаря другому человеку и своей
Божественной премудростью.
- Еще раз обратите внимание на тему урока. Не зря в конце темы стоит
многоточие. Вам нужно записать тему в тетрадь и письменно попробовать
завершить мысль предложения, согласно пройдённой теме.
Домашнее задание
Найти в романе «Преступление и наказание» сюжеты, в которых
говорится о Боге, церкви, Библии.
Написать сочинение-миниатюру на тему: «Если мой друг оказался на
месте Раскольникова».
На следующем уроке нам предстоит разобраться, какие же Иконы
библейского сюжета и праздника присутствуют в романе.
Выставление оценок за работу на уроке
Итак, работу с иконографическими образами святых в текстах
Достоевского в интегрированном уроке можно осуществлять различными
педагогическими приемами, главное, учесть все задачи и виды деятельности
на уроке, чтобы не нарушить методических требований. Если учитель
литературы не совсем просвещён в области иконографии, Православия, МХК
т.п., можно пригласить на урок учителей данных дисциплин или
организовать отдельное мероприятие: библиотечный урок, разговоры о
культуре и искусстве, классный час, библейский обзор и т.п.
Вывод по главе
Изучение святых образов в литературе требует особого внимания, так
как именно иконографические образы наделены глубокими смыслами,
которые являются хорошим «помощником» в организации воспитательной
деятельности, в формировании духовно- нравственной личности. Учитель не
только учит учащихся находить иконографические образы святых в текстах
Достоевского, но и вместе с Достоевским призывает подрастающее
поколение на нравственные поступки, учит отличать добро от зла, а главное -
вершить только добрые дела и благородные поступки, что свойственно
святым, находящимся в романах писателя. Учащимся нужно на фактах и
наглядности доказать наличие иконографии в текстах Достоевского, поэтому,
в первую очередь, ученику нужно дать возможность попробовать
самостоятельно найти иконы в тексте, и только потом, при неточностях или
сомнительных ситуациях, помочь закрепить, подтвердить, найти точные
совпадения, не забывая про образность и уровни изучения, на котором
находится читатель. Особенность изучения данной темы заключается в том,
что учителю-словеснику можно использовать любые педагогический методы
и приемы обучения учащихся анализу художественного текста.