Конспект урока "Евангельские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»"

МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа
им. А.Д. Бондаренко Волоконовского района Белгородской области»
Конспект интегрированного урока по литературе
и православной культуре в 10 классе
«Евангельские мотивы в романе
Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Морозова Алла Станиславовна
Тема: Евангельские мотивы в романе Ф.М.Достоевского
«Преступление и наказание»
Цели:
образовательные:
организовать деятельность учащихся по уяснению евангельских
мотивов в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»;
обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала через
создание проблемной ситуации её исследование решение анализ
обобщение;
создать условия для развития умений формулировать учебную цель,
самостоятельно выявлять связи и отношения между изучаемыми
понятиями, делать самостоятельные выводы;
вызвать у учащихся заинтересованность в чтении Евангелия.
развивающие:
создать условия для развития умений формулировать учебную цель,
самостоятельно выявлять связи и сопоставления между текстом
изучаемого романа и текстом Евангелия, для развития творческой, речевой
и мыслительной активности, интереса к литературе и православной
культуре;
вызвать у учащихся заинтересованность в решении проблемных,
исследовательских, познавательных учебных задач.
воспитывающие:
содействовать формированию нравственных качеств
учащихся, воспитанию коммуникативности, привитию культуры речевого
общения.
Тип урока: урок применения знаний
Используемые технологии: элементы проблемного, дифференцированного
обучения, приём составления синквейна, основанного на методике
развития критического мышления, пректно-исследовательская
технология.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа,
фронтальная работа, работа в группах.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Ориентировочно-мотивационный этап:
Поэтическая пятиминутка:
Учитель читает стихотворение Б.Окуджавы, уч-ся выписывают в тетрадь
ключевые слова:
Совесть, Благородство и Достоинство –
Вот оно святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрёшь как человек.
Все эти слова свойственны внутреннему состоянию человека, пытающегося
понять самого себя, свой внутренний мир, мир своей души. Вам это никого
не напоминает?
Разминка:
1) К чему восходят истоки романа «Преступление и наказание»?
( Ко времени каторги Достоевского. 9 октября 1859года он писал брату из
Твери: «В декабре я начну роман…».)
2) Сколько лет продолжалось вынашивание замысла?
(6 лет)
3) История развития сюжета романа.
4) Когда и куда были отправлены главы нового романа?
(В середине декабря 1865 года в «Русский вестник».)
5) Какие две противоположные идеи столкнулись в образе Раскольникова?
6) В чём ошибочность теории Раскольникова?
7) Закончи предложение: «Я работал с текстом Евангелия и думал…».
Реализация домашнего задания:
Дома учащиеся должны были работать с дополнительной литературой,
помогающей выяснить значение ключевых слов темы урока. После
сообщения учителем темы урока проверяется это задание.
1) Что такое мотив как литературоведческий термин?
В словаре Ожегова нашли определение: мотив «простейшая составная
часть сюжета, тема в произведениях искусства».
2) Каково значение первого слова в формулировке темы урока?
Четыре Евангелия – часть Библии. В переводе с греческого это слово
означает благая весть. Благая весть о воскресении Сына Божия была
проповедана его учениками и записана четырьмя евангелистами:
Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном.
III. Операционно-исполнительский этап:
Чтение эпиграфа: «Если в произведении с несомненной религиозной
серьёзностью осмысления бытия – а романам Достоевского отказать в
этом невозможно – цитируется Священное Писание, то пренебречь этим
значит обречь себя на полное непонимание всего художественного
текста» М.М.Дунаев.
Сформулируем основной проблемный вопрос урока, исходя из темы
урока:
Какие евангельские мотивы использовал автор в своём романе?
Сформулируем основную задачу исследования:
Проследить за увязыванием смысла романа с евангельскими мотивами.
Слово учителя
Разговор о евангельских мотивах в романе Достоевского
«Преступление и наказание» можно начать с того, что писатель не только с
детства знал Евангелие, но и в зрелом возрасте оно было его настольной
книгой. Однажды, когда писатель следовал на каторгу в Сибирь, в Тобольске
жёны декабристов подарили ему Евангелие. С этой единственной книгой,
позволенной в остроге, он никогда не расставался. Именно этот экземпляр
Евангелия Достоевский описывает в романе «Преступление и наказание»:
«На комоде лежала какая-то книга… Это был Новый Завет в русском
переводе. Книга была старая, подержанная, в кожаном переплёте». В этой
книге очень много страниц, испещрённых пометками карандашом и ручкой,
некоторые места отмечены ногтём. Этими пометами, столь важными для
понимания религиозных и творческих исканий великого писателя, давно
заинтересовались исследователи его творчества.
Впоследствии Достоевский писал Н.Д.Фонвизиной, жене декабриста:
«Я скажу вам про себя, что я дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и
даже… до гробовой крышки… Я сложил для себя символ веры, в котором
всё для меня ясно и свято. Этот символ очень прост; вот он: верить, что нет
ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и
совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе,
что и не может быть. Мало того, если бы кто мне доказал, что Христос вне
истины, то мне лучше бы хотелось оставаться с Христом, нежели с истиной».
Вопрос веры и безверия стал основным в жизни и творчестве великого
писателя. Эта проблема оказывается в центре его лучших романов: «Идиот»,
«Бесы», «Братья Карамазовы». По поводу романа «Преступление и
наказание», в основе которого лежит тема нравственного падения и
духовного возрождения человека, М.Дунаев справедливо заметил: «Вне
проблемы веры всякий разговор о романе Достоевского превратится в
праздномысленное времяпрепрепровождение». (Ещё раз обращаемся к
эпиграфу). Причин гибели души может быть много, но вот путь, который
ведёт к спасению, по убеждению автора, один. Это путь обращения к Богу.
Исследование текста романа и текста Евангелия
(Класс имеет группы постоянного состава. Каждой группе было дано задание
исследовать определённую часть романа, найти евангельские мотивы и
прокомментировать их значение с точки зрения текста Евангелия).
I группа работала с текстом первой и второй ч. романа.
В первой части во второй главе встречаем выражение «…всё тайное
становится явным…». Мы выяснили, что это выражение восходит к
Евангелию от Марка (гл. 4, ст. 22): «Нет ничего тайного, что не сделалось бы
явным; и ничего не бывает потаённого, что не вышло бы наружу».
В этой же главе встречаем выражение «… а пожалеет нас тот, кто всех
пожалел и кто всех и вся понимал, он единый, он и судия. Придет в тот
день…»
Речь идёт о втором пришествии Христа. Сроки его, по Евангелию,
неизвестны, но оно должно быть перед концом мира, когда земля исполнится
беззаконий и «восстанет народ на народ и царство на царство; и будут глады,
моры и землетрясения» (Евангелие от Матфея, гл. 24, ст. 7).
Во второй части в седьмой главе встречаем выражение «Исповедь и
причащение кончились».
Исповедь признание человека в своих греховных мыслях и деяниях и
раскаяние в них, с обещанием исправления; исповедь совершается перед
священником. Причащение принятие церковного вина, т.е. крови
Христовой, и просфоры, т.е. тела Христова.
II группа работала с текстом третьей и четвёртой ч. романа.
В третьей части в пятой главе встречается выражение «Страдание и боль
всегда обязательны для широкого сознания и любящего сердца». Эти строки
выражают один из важнейших христианских этических принципов о
виновности и ответственности каждого перед всеми и всех перед каждым.
Мир лежит во зле, и Иисус Христос дал себя распять за грехи людей: «Так
как Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы
послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Евангелие от
Матфея, гл. 21, ст. 28). Отсюда: человек с «широким сознанием и глубоким
сердцем» всегда должен помнить о Голгофе, т.е. о распятии Христа.
В четвёртой части в четвёртой главе «Она бога узрит». Подчёркивая
душевную чистоту Лизаветы, Соня цитирует Евангелие от Матфея (гл. 5, ст.
8): «Блаженны чистые сердцем, ибо они бога узрят».
III группа работала с текстом пятой и шестой ч. романа и эпилогом.
Часть шестая глава вторая. «Ищите и обрящете». То есть ищите и найдёте.
Цитата из нагорной проповеди Иисуса Христа (Евангелие от Матфея, гл. 7,
ст.7).
Эпилог из сна Раскольникова: «Ему грезилось в болезни, будто весь мир
осуждён в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой
язве, идущей из глубины Азии на Европу (…) Люди убивали друг друга в
какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями
(…) кололись и резались, кусались и ели друг друга (…) начались пожары,
начался голод. Все и всё погибло».
В основании сна Раскольникова лежит 24 глава Евангелия от Матфея и
главы 8 - 17 Апокалипсиса откровения Иоанна Богослова. Когда Иисус
Христос сидел на горе Елеонской, к нему приступили ученики его и стали
расспрашивать, «когда это будет?», когда кончится старый век и начнётся
новый и «какой признак Твоего (второго) пришествия?» Иисус Христос
ответил: «…услышите о войнах и военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь;
ибо надлежит всему тому быть. Но это ещё не конец: ибо восстанет народ на
народ, и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам;
всё же это начало болезней (…) И тогда соблазнятся многие и друг друга
будут предавать, и возненавидят друг друга…» (Евангелие от Матфея, гл. 24,
ст. 6 - 8; 10 - 12). Достоевский, размышляя о судьбах России, Европы и всего
мира, наполняет евангельский сон Раскольникова глубоким символическим
содержанием. Писатель указывает на страшную опасность для человечества
индивидуализма, который может привести к забвению всех нравственных
норм и понятий, всех критериев добра и зла.
Здесь же «Спастись во всём мире могли только несколько человек, это
были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и
новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих
людей, никто не слыхал их слова и голоса». Ср. с Евангелием от Матфея, гл.
24, ст. 13 и 22: «Претерпевший же до конца спасётся», «ради избранных
сократятся те дни». Таким претерпевшим до конца и избранным в эпилоге
романа и оказывается Раскольников.
Вывод: таким образом, можно сказать, что весь роман построен на
мотиве воскресения человека к новой жизни. Путь героя это путь через
смерть к вере и воскресению. Евангельские мотивы играют важную
роль в произведении, где религиозная вера и христианский смысл
являются всё определяющими силами. (обращение к эпиграфу)
IV. Рефлексивно-оценочный этап: