Конспект урока "Роль детали в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»" 10 класс

1
Урок литературы в 10 классе по теме:
Тема урока: «Роль детали в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и
наказание»
Учитель литературы МБОУ «Фощеватовская
СОШ Волоконовского района Белгородской области»
Тип урока: урок – исследование текста
Цели урока:
Образовательные:
побуждение к внимательному, вдумчивому чтению произведения, развитие умений
определять роль системы изобразительно-выразительных средств в их единстве;
обучение учащихся необходимым навыкам использования средств ИКТ в литературе на
примере создания мультимедийных учебных материалов по произведению с помощью
Мicrosoft PowerPoint .
Воспитательная: формирование у учащихся нравственных качеств личности, взглядов и
убеждений при оценке поступков героев романа; совершенствование коммуникативных
навыков учащихся при работе в творческих группах;
Развивающая: развитие речевой деятельности учащихся при литературоведческом
анализе произведения; развитие потенциала учащихся, необходимого для дальнейшего
самообучения, саморазвития и самореализации ученика. Развитие творческих
способностей и информационно-технологических навыков при взаимосвязи изучения
литературы и информатики.
Задачи урока:
1. Проанализировать значение выбранных учащимися из текста эпизодов, в которых
встречаются различные детали.
2. Организовать групповую деятельность по обсуждению материала презентаций
учащихся, подготовленных к уроку в качестве домашнего задания.
3. Обеспечить возможность каждому учащемуся выразить своё мнение по
обсуждаемой проблеме.
Оборудование урока:
Компьютер, мультимедиапроектор, презентации по темам сообщений.
Актуализация учебного материала урока.
Учащиеся класса разделены на 5 групп по интересам и получили домашнее задание:
1. Выписать в тетрадь примеры использования автором значение деталей
интерьера в комнатах героев; цветов, используемых в романе; предметов
(топора, денег, часов); определить значение библейских символов: крестики,
Библия, перекресток; выделить и проанализировать действия героев,
происходящие на лестницах, описанных в романе.
2. Составить вопросы по теме презентации (можно с гиперссылками).
2
Ход урока.
I. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.
Вступительное слово учителя.
-Известно, как велико значение первой фразы художественного текста идейного и
эстетического камертона всего произведения.
Вопрос: С чего начинается роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?
(С описания каморки Родиона Раскольникова, зачитать текст).
- Каморка – это тот мир, в котором задавлен и обездолен человек. А на что еще
обращает внимание читателя автор произведения на первых страницах?
(На портретную характеристику героя. Здесь проявляется мастерство реалистической
детали в изображении вещного мира и создании портретной характеристики).
Словарная работа (запись на доске).
Художественная деталь (от фр. detail часть, подробность) – значимая подробность,
частность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание сцены,
эпизода или всего произведения. Чаще всего в качестве детали изображаются
предметные подробности, придающие дополнительные черты портрету, обстановке,
пейзажу, действиям, жесту, речи. (Детали: каморка, шляпа, темные глаза, тонок,
строен…)
- Как вы думаете, ребята, деталь может выступать в качестве чего-нибудь другого в
художественном произведении? (Да, как символическая деталь).
Символ (от греч.symbolon – знак, примета) – один из видов тропа, слов, которые
получают в художественном тексте кроме своих основных (словарных, предметных)
значений, еще и новые(переносные).
- Давайте попытаемся выявить символическое значение деталей в романе.
Сегодня мы завершаем изучение романа Ф.М.Достоевского «Преступление и
наказание». Заключительный урок мы проведем в виде семинара с использованием
информационных технологий. Для работы на уроке каждая группа получила
индивидуальное задание: создание презентации по определенной теме.
По словам Д. С. Лихачёва, роман «Преступление и наказание» не предназначен для
быстрого чтения. В нём поставлены острые вопросы. Ф. Достоевский доверял
внимательному и вдумчивому читателю и поэтому многое недоговаривал, рассчитывая
на духовное приобщение читателя к своему миру.
При чтении романа “Преступление и наказание” имеет значение буквально всё: и
числа, и имена, и петербургская топография, и время действия, и даже отдельные слова,
лишь медленное чтение романа даст возможность читателю постигнуть весь его
замысел и понять редчайшее искусство мысли Ф. Достоевского.
Ваше внимательное чтение поможет понять значение некоторых деталей романа.
Вопрос: С чего начинается роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?
(С описания каморки Родиона Раскольникова, зачитать текст).
3
Каморка – это тот мир, в котором задавлен и обездолен человек.
А на что еще обращает внимание читателя автор произведения на первых страницах?
( На условия, в которых живет герой).
Вопрос: Какие детали подчеркивают убогость жилища?
Выступление учащихся 1 группы: Писатель рисует углы, коморки, обращает
внимание читателей на детали.(Презентация «Комнаты героев романа» (см.Приложение)
I. Комната Раскольникова: три старых стула, крашеный стол в углу, на котором
лежало несколько тетрадей и книг; неуклюжая большая софа, когда-то обитая
ситцем, но теперь вся в лохмотьях. Главная деталь: всюду отставшие от стены
обои. Вместо слово комната – каморка, шкаф, угол, гроб, скорлупа.
II. Комната Мармеладовых: закоптелая дверь, протянута дырявая простыня;
ободранный диван, перед которым стоял кухонный сосновый стол; сальный
огарок в железном подсвечнике. Главное качество комната проходимая.
III. Комната Сони Мармеладовой: Простой тесовый стол, покрытый синенькой
скатертью; около стола два плетеных стула; Небольшой, простого дерева комод.
Главная деталь - тупой угол комнаты, который отражает Сонину душу,
зашедшую в тупик.
IV. Комната старухи процентщицы: Диван с огромною выгнутою деревянной
крышкой; картинки в желтых рамках, изображавшие немецких барышень с
птицами в руках; круглый стол овальной формы перед диваном.
Задание: Распределить по комнатам героев вещи, предметы интерьера.
1
Комната Раскольникова
а
дырявая простыня
2
Комната Мармеладовых
б
отставшие от стены обои
3
Комната Сони Мармеладовой
в
картинки в желтых рамках
4
Комната старухи
процентщицы
г
сальный огарок в железном
подсвечнике
д
похожа на сарай
е
разбросанное детское тряпье
ж
стол, покрытый синенькой
скатертью
з
стол овальной формы перед
диваном
и
тупой угол комнаты
к
три старых стула
Слово учителя: Деталей в интерьерах много, но они приобретают особое значение,
когда узнаешь судьбы героев. А судьба героев во многом определена условиями, в
которых они живут. Получается замкнутый круг. Прежде чем мы рассмотрим детали,
поговорим о цветах этих деталей. Какое значение у Достоевского имеет цвет?
4
Выступление учащихся 2 группы:
В романе “Преступление и наказание” основным цветом является жёлтый: в комнате
Раскольникова грязные жёлтые обои, само лицо героя во время болезни становится
жёлтым, в комнате Сони желтоватые обои, в кабинете Порфирия Петровича мебель
из жёлтого дерева, лицо следователя тёмно-жёлтое; в квартире старухи-процентщицы
жёлтые обои, мебель из жёлтого дерева. Весь спектр оттенков от тёмно- до ярко-
жёлтого: цвет заходящего солнца, огненное перо на Сониной шляпе, золотая медаль
Катерины Ивановны, рыжая шляпа Раскольникова...
Гнетущее звучание приобретает само слово «жёлтый». В первой части романа его
синоним «жёлчный». Стоит прочитать вслух следующие предложения: «Тяжёлая,
жёлчная, злая улыбка змеилась по его губам. Он прилёг головой на свою тощую и
затасканную подушку и думал, долго думал... Наконец ему стало душно и тесно в этой
жёлтой каморке».
При жизни Достоевского слова «жёлтый» и «жёлчный» писались через «о». Вот что
отмечает по этому поводу критик: «...это написание как-то грубее и выразительнее...
Стоило бы и теперь восстановить это начертание: оно подчёркивало бы то особенное
значение, которое вложил в эти слова Достоевский».
Если вспомнить, что «жёлтый дом» означало сумасшедший дом, то символика
жёлтого цвета становится очевидной. Ведь недаром Свидригайлов называет Петербург
городом полусумасшедших.
Красный цвет символизирует кровь. Раскольников приносит старухе золотое
кольцо с тремя красными камешками, похожими на капельки крови, отождествляется
с бесконечной любовью и кровным родством Родиона, Дунечки и их матери.
Кровь после убийства долго преследовала героя, ему казалось, что все, к чему он
прикасается, испачкано кровью. Цветовая деталь повторяется ещё: красные отвороты
на сапогах Мармеладова, красные пятна на пиджаке героя.
Зеленый цвет у Достоевского почти всегда связан с символикой Богородицы -
всему миру Заступницы. Зеленый купол церкви из сна Раскольникова прямо
соотносится с зеленым платком Сони, в самые тяжелые минуты ее покрывающим (равно
как и в самые торжественные). Соня, укрываясь платком, как епитрахилью, - с головой,
и кается, и получает отпущение грехов, и отдает себя "под покров" Богородицы. Это и
знак ее нахождения - всегда - под сводом детской церкви Раскольникова.
В сцене дачи Раскольникову подаяния на мосту пожилой купчихой и купеческой
дочерью с зеленым зонтиком. Здесь как бы протягивается милующая рука из-под купола
оставленной им церкви - простить и поддержать (подаяние протягивается герою после
того, как его ударил кучер и народ смеялся над ним). Но Раскольников выбросит
подаяние с моста в воду.
Таким образом, цвета в романе Ф.М. Достоевского выполняют значимую, порой
зловещую роль. Автор подчеркивает оттенки вещей постоянно, чтобы усилить
впечатление.
5
Слово учителя: Зная значение цвета, теперь мы по-другому посмотрим на
некоторые вещи. Слово третьей группе о деталях романа.
Выступление учащихся 3 группы:
(Рассказ сопровождается презентацией «Детали в романе «Преступление и наказание»)
(см.Приложение).
Часы. Отцовские часы с изображенным на оборотной стороне глобусом символом
времени и мира. Их герой принес в заклад старухе, будто говоря, что капитал правит
миром, пожирает деньги и время. В первом закладе было колечко с красными
камушками, во втором часы. Кровное родство, и время, и весь мир переходят во
владение к миру денег.
Деньги. Нельзя не обратить внимание и на то, как часто возникает на страницах
романа упоминание о реальных деньгах. Лужин сначала спокойно пересчитывает
пачки кредиток, затем, преисполненный собственной значительности, вручит
Соне «десятирублевый кредитный билет» и незаметно опустит в её карман
сторублёвую купюру. А потом, на поминках, он с ледяным спокойствием, ни разу не
дрогнувшим голосом обличает ни в чем неповинную Соню в краже.
Часто упоминание о деньгах связано с евангельским числом 3. Соня молча
положит на стол свой первый «заработок» - 30 целковых, а потом и отцу на похмелье
30 копеек внесет, и он, как и раньше Катерина Ивановна, не мог в эту минуту не
ощущать себя Иудой, который предал Христа за 30 сребреников. Свидригайлов хотел
предложить Дуне «тысяч до тридцати». Марфа Петровна выкупила Свидригайлова за
тридцать тысяч, а он потом, покушаясь на её жизнь, её предал.
Таким образом, деньги в романе тесно связаны с мотивом предательства:
жители Петербурга ради денег готовы отступиться от своих духовных ценностей,
предать своих друзей, родных и близких.
Топор. В нем было что-то необычное. Раскольников убил старуху и ее сестру
совсем не тем топором, каким собирался сделать это первоначально. Эта деталь
требует к себе особого внимания. На кухне Настасья стирала белье и развешивала его на
веревках, и только по этой причине Раскольников был вынужден взять топор не на
кухне, а в дворницкой. Сама по себе внешне незначительная, эта подробность
становится важной, когда оказывается в окружении других, родственных ей
подробностей. Новый топор Раскольникова — это уже не инструмент его воли, его идеи,
а подарок, подлог случая-беса («Не рассудок, так бес! подумал он, странно
усмехаясь»). Не случайным выглядит и местоположение каморки, откуда был взят
топор: это полуподземное помещение дворницкой. Топор, таким образом, был взят из-
под земли, вернее, из-под огромного камня-дома; это своего рода «меч-кладенец»,
наделенный самостоятельной злой силой.
Раскольников не зарубил старуху - процентщицу, а "опустил" топор на «голову
обухом». Поскольку убийца намного выше своей жертвы, то во время убийства лезвие
топора угрожающе «глядит ему в лицо». Лезвием топора Раскольников убивает
6
добрую и кроткую Лизавету, одну из тех униженных и оскорбленных, ради которых
и поднят был топор.
Обсуждение в группах: Какая деталь, вещь играет наиболее значимую роль в
романе?
(ответы на вопросы презентации).
Слово учителя: Ф.М. Достоевский в христианстве, в Боге видел возможность
решения многих социальных проблем: добро и зло, правда и справедливость,
общественное лицемерие и гнёт власти, сопротивление ей «маленького» человека - вот
основные мотивы, которые углублённо анализируются в романе «Преступление и
наказание». В нём явственно дают о себе знать христианские идеи. Весь роман
пропитан христианской лексикой и символикой. Следующая группа приготовила
сообщение о значении библейской символики.
Выступление учащихся 4 группы: (Презентация «Христианская символика в
романе «Преступление и наказание»)(см.Приложение).
Христианские мотивы в романе позволили лучше выразить взгляды Достоевского.
«Воскрешение Лазаря», когда Раскольников читает библию, является символом
воскрешения Раскольникова в конце романа. Соню спасает вера в бога. В романе
присутствуют такие фразы, как "страшный грех", "креста на тебе нет", "тебя бог наказал
и дьявол предал".
Крест - в христианском нравственном богословии есть совокупность жизненных
лишений, страданий и т.п., которые должны терпеливо переноситься во имя Христа.
Впервые в тексте слово «крест» слышится из уст пьяного Мармеладова в распивочной.
Он рассказывает о грядущем пришествии Христа и Его милостивом суде.
Крест и поругание видятся и в рассказе Мармеладова о судьбах Сони и Катерины
Ивановны. Поэтому люди оказываются связанными друг с другом своими крестами.
Часто один человек облегчает участь другого, взяв добровольно чужой крест на себя,
как это было с Соней.
Во время убийства старухи-процентщицы появляется незначительная деталь, над
которой вначале Родион даже не задумывается: «На снурке были два креста,
кипарисный и медный, и, кроме того, финифтяный образок; и тут же вместе с ними
висел небольшой замшевый засаленный кошелек с стальным ободком и колечком.
Кошелек был очень туго набит; Раскольников сунул его в карман не осматривая, кресты
сбросил старухе на грудь…».
Эта деталь имеет продолжение: крест снова и снова появляется в жизни Родиона
Раскольникова, а в период духовной борьбы становится важнейшим символом в его
судьбе. И снова появляется крест - теперь это крест убитой им Лизаветы. Крест как
деталь и как символ: «Есть на тебе крест? - вдруг неожиданно спросила она, точно
вспомнила. Он сначала не понял вопроса.
- Нет, ведь нет? На, возьми вот этот, кипарисный. У меня другой остался, медный
Лизаветин. Мы с Лизаветой крестами поменялись, она мне свой крест, а я ей свой
7
образок дала. Я теперь Лизаветин стану носить, а этот тебе. Возьми… ведь мой! Ведь
мой! - упрашивала она. - Вместе ведь страдать пойдем, вместе и крест понесем!..
И вот наступила эта минута. Решившись идти в участок с признанием в преступлении,
Раскольников приходит к Соне: « Я за твоими крестами, Соня. Сама же ты меня на
перекресток посылала; что ж теперь, как дошло до дела, и струсила?» Соня молча
вынула из ящика два креста, кипарисный и медный, перекрестилась сама, перекрестила
его и надела ему на грудь кипарисный крестик.
- Перекрестись, помолись хоть раз, - дрожащим, робким голосом попросила Соня.
- О, изволь, это сколько тебе угодно! И от чистого сердца, Соня, от чистого сердца…»
Таким образом, крест является важнейшим символом и связующим элементом
сюжета, композиции и отдельных сюжетных линий.
Перекресток также имел продолжение в жизни Раскольникова. Родион попытался
выполнить то, о чем просила его Соня, правда, народ не понял его покаяния. Однако это
нужно было не народу, а ему самому, Родиону, христианину и преступнику. Именно «на
перекрестке» состоялась настоящая молитва Раскольникова. И вдруг его охватило
какое-то «цельное, новое ощущение». Раскольникову открылся в полной мере
глубинный смысл жизни, высокий смысл человеческого бытия. И он «с наслаждением и
счастьем» поцеловал землю, которую осквернил своим преступлением. Счастье
приходило к Раскольникову лишь изредка, какими-то отдельными вспышками,
«припадками». И сейчас он понял, что сам своим преступлением лишил себя счастья,
задавил в себе «ощущение полной и могучей жизни».
Вопрос к группе: Почему не спасают старуху висящие у нее на груди кресты?
«На шнурке были два креста, кипарисный и медный, и, кроме того, финифтяный
образок, и тут же, вместе с ними висел небольшой замшевый засаленный кошелек с
стальным ободком и колечком. Кошелек был туго набит…» В этом «тут же» - разгадка:
ибо оберег и кошелек вещи несовместимые, и то, что старуха их делает
равноценными, обрекает ее.
Слово учителя: События в романе почти всегда происходят в помещениях, стены и
потолки которых теснят, давят, подчеркивая границы возможностей героев. Мы узнали
об интерьерах помещений героев. Фоном и участницей событий часто выступает
лестница. И учащиеся из пятой группы дадут нам характеристику событий на лестнице.
Выступление учащихся 5 группы с презентацией (см.Приложение): Лестницы
- это особое место романа. Христианская семантика лестницы связана с духовным
восхождением. В романе по лестницам постоянно то поднимаются, то спускаются вниз.
Это создает движений героев параллельно с их житейскими проблемами. «Лестница
была тёмная и узкая, «чёрная», но он всё уже это знал и изучил, и ему вся эта обстановка
нравилась: в такой темноте даже и любопытный взгляд был не опасен» , «В комнате
было душно, но окна она не отворила; с лестницы несло вонью, но дверь на лестницу
была не затворена; из внутренних помещений, сквозь не притворенную дверь, неслись
волны табачного дыма, она кашляла, но дверь не притворяла». Самые важные моменты
8
напряжений или колебаний происходят на лестницах. Герой поднимается и спускается по
лестнице 48 раз.
(ответы на вопросы презентации).
Вывод: весь роман построен как восхождение и нисхождение.
Заключительное слово учителя:
На уроке мы дали характеристику многим деталям.
Вопрос: зачем Ф.Достоевский использовал этот прием?
1. Деталь – значимая подробность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое
значение эпизода или всего произведения.
2. Кроме прямого вещественного значения какую детали еще выполняют
символическое значение, которое помогает понять иное значение вещей.
Рефлексия
- Какими художественными средствами писатель достигает глубины в раскрытии
психологии своих героев?
(Пейзаж, художественная деталь, символы, персонажи, портретная характеристика…)
Вывод: Каждый персонаж, вплоть до случайных прохожих, вплоть до забитой насмерть
лошади из сна Раскольникова, отражает частичку его личности. Каждое лицо как символ
некоторой жизненной установки и идеологической позиции, как символ определенного
жизненного решения, идеологических вопросов, которые его мучают.
- Закончите фразу: « Стараясь разгадать загадки слова в тексте, мы находим путь не
только к постижению тайны авторского замысла, но и к истокам нашей культуры и
духовности». (А.Д.Дейкина)
Большое спасибо всем за плодотворную работу!
Домашнее задание: Выписать значение имен героев романа, объяснить значение
фамилий. Сопоставить полученный результат с образами героев. Соответствуют ли
значения имен персонажам романа?
9
Приложение1
Комнаты и помещения в
романе.
Казённые
помещения
Питейные
заведения
Углы героев
Трактир
Было душно, так что
было нестерпимо
сидеть, и все до того
было пропитано винным
запахом, что, кажется,
от одного этого воздуха
можно было в пять
минут сделаться
пьяным.
Комната Раскольникова
Крошечная клетушка, шагов в 6
длиной, имевшая самый жалкий
вид с жёлтенькими пыльными всюду
отставшими от стен обоями;
было три стула, крашеный стол в
углу, на котором лежало несколько
тетрадей и книг и, наконец, большая
неуклюжая софа, когда-то обитая
ситцем, но теперь в лохмотьях.
Перед софой стоял маленький
столик.
Синонимы к слову «жильё»
Шкаф
Скорлупа
Гроб
Каморка
Клетушка
Конура
Каюта
Сундук
Комната Мармеладова
Маленькая закоптелая дверь в конце
лестницы, на самом верху, была
отворена. Огарок освещал беднейшую
комнату шагов в десять длиной; всю ее
было видно из сеней. Все было
разбросано и в беспорядке, в
особенности разное детское тряпье.
Через задний угол была протянута
дырявая простыня. За нею, вероятно,
помещалась кровать.
В самой же комнате было всего
только два стула и клеенчатый
очень ободранный диван, перед
которым стоял старый
кухонный сосновый стол,
некрашеный и ничем не
покрытый. На краю стола стоял
догоравший сальный огарок в
железном подсвечнике.
Мармеладов помещался не в
углу, но комната его была
проходная.
10
Небольшая комнат а
,
с ж елт ыми
обоями
,
геранями и кисейными
занавесками на окнах
.
Мебель
,
вся очень ст арая и из ж елт ого
дерева
,
сост ояла из дивана с выгнут ою
деревянною спинкой
,
круглого ст ола
овальной формы перед диваном
,
т уалет а
с зеркальцем в прост енке
,
ст ульев да
двух
т рех грошовых карт инок в
ж елт ых рамках
,
изображ авших
немецких барышень с пт ицами в руках
.
В углу перед небольшим образом горела
лампада
.
Все было очень чист о
:
и мебель
,
и полы были от т ерт ы под лоск
;
все
блест ело
.
Комната процентщицы
Алёна Ивановна
Ситцевая занавеска перед
дверью во вторую
крошечную комнатку, где
стояли старухины постель и
комод. Вся квартира состояла
из этих двух комнат.
Комната Сони
Дом был трехэтажный, старый и
зеленого цвета. Сонина комната
походила как будто на сарай,
имела вид весьма неправильного
четырехугольника, и это придавало
ей что - то уродливое. Стена с
тремя окнами, выходившая на
канаву, перерезывала комнату
как- то вкось, отчего один угол,
ужасно, острый, убегал куда- то
вглубь, другой же угол был
слишком безобразно тупой.
Желтоватые, обшмыганные и
истасканные обои почернели
по всем углам; должно быть,
здесь сыро и угарно зимой.
Бедность была видимая; даже
у кровати не было занавесок.
На что была похожа комната
Сони Мармеладовой?
На чердак
На сарай
На проходной двор
На каморку
Что было изображено на
картинах в доме Алёны
Ивановны?
генералы наполеоновской армии
немецкие барышни с птицами в руках
итальянские пейзажи
11
Приложение 2
Символы - детали
в романе
«Преступление и наказание»
Федор Михайлович
использует художественные детали,
детали настолько мелкие, но очень
точно передающие атмосферу
происходящего, что даже не очень
внимательный человек непременно
почувствует их энергетику.
Часы.
Месяца полтора назад он
вспомнил про адрес; у
него была вещь, годная к
закладу: старые
отцовские серебряные
часы, оставшиеся после
смерти отца.
Часы серебряные, старые,
плоские, круглые, на обороте их
изображен глобус - знак власти и
ответственности за мир.
Прежде чем совершить убийство,
герой должен расстаться с этими
часами, - так он отдает истинную
власть за самоволие.
Деньги фигурируют в романе
множество раз:
Раскольников, заложив свой заклад,
получил от Алёны Ивановны 30
копеек.
Раскольников отдаёт 30 копеек
пьяной, бедной девушке, которую он
встретил на улице.
Соня молча положит на стол свой
первый «заработок» - 30 целковых
Соня вынесет отцу на похмелье 30
копеек.
деньги в романе тесно связаны с
мотивом предательства: жители
Петербурга ради денег готовы отступиться
от своих духовных ценностей, предать
своих друзей, родных и близких.
упоминание о деньгах связано с
фольклорно- евангельским числом 3. И
Мармеладов, и Катерина Ивановна, не могли
не ощущать себя Иудой, который предал
Христа за 30 сребреников.
12
Топор
Он бросил стремглав на топор и вытащил его из-под
лавки, где он лежал между двумя поленьями; тут же,
не выходя, прикрепив его к петле, обе руки засунул в
карманы и вышел из дворницкой; никто не заметил!
Поскольку убийца намного выше
своей жертвы, то во время
убийства лезвие топора
угрожающе "глядит ему в лицо".
Лезвием топора Раскольников
убивает добрую и
кроткую Лизавету, одну из тех
униженных и оскорбленных,
ради которых и поднят был топор.
Раскольников убил старуху и ее
сестру совсем не тем топором,
каким собирался сделать это
первоначально.
Лезвие топора,
которое во время убийства
старухи направлено
на Раскольникова,
как знак противостояния,
знак того, что герой губит себя.
Евангелия.
"Воскрешение Лазаря", когда
Раскольников читает библию,
является символом воскрешения
Раскольникова в конце романа.
Соню спасает вера в бога.
В романе присутствуют такие
фразы, как "страшный грех",
"креста на тебе нет", "тебя бог
наказал и дьявол предал".
Под подушкой его лежало Евангелие.
Эта книга принадлежала ей, была та
самая, из которой она читала ему о
воскресении Лазаря. Он сам попросил
его у ней незадолго до своей болезни, и
она молча принесла ему книгу.
На комоде лежала какая-то книга.
Он каждый раз, проходя взад и
вперёд, замечал её; теперь же взял
и посмотрел. Это был Новый завет
в русском переводе. Книга была
старая, подержанная, в кожаном
переплёте.
Достоевской подчёркивает: книга была старая,
подержанная (значит её много читали).
Раскольников берёт книгу и просит Соню найти
место, где рассказывается о воскресении Лазаря.
Так впервые в сознании героя появляется
слово «воскресение» .
Лазарь умер физически, а Родион погубил в себе
христианскую душу.
Соня стала читать книгу Родиону.
Раскольников слушал её с волнением,
ведь он тоже нуждается в воскресении
погибшей души, не случайно он позже скажет Соне:
«Я не старуху убил, я себя убил».
Зелёный платок
Зеленый цвет у Достоевского всегда связан
с символикой Богородицы - всему миру
Заступницы. Зеленый купол церкви из сна
Раскольникова прямо соотносится с
зеленым платком Сони, в самые тяжелые
минуты ее покрывающим.
Соня, укрываясь платком, как епитрахилью, -
с головой, и кается, и получает отпущение
грехов, и отдает себя "под покров"
Богородицы.
Нательный
крест.
В момент, когда процентщицу
настигло ее крестное страдание, у нее
на шее вместе с туго набитым
кошельком висели "Сонин образок",
"Лизаветин медный крест и крестик из
кипариса".
Кипарисовый крест Раскольникова
означает не просто страдания, а
Распятие.
13
Лестницы - это особое место
романа.
Герой поднимается и
спускается по лестнице
48 раз.
Весь роман построен как
восхождение и нисхождение.
Самые важные моменты
напряжений или колебаний
происходят на лестницах.
Лестница
Лестница была тёмная и узкая, «чёрная», но он всё уже
это знал и изучил, и ему вся эта обстановка нравилась:
в такой темноте даже и любопытный взгляд был не
опасен.
В комнате было душно, но окна она не отворила; с
лестницы несло вонью, но дверь на лестницу была не
затворена; из внутренних
помещений, сквозь
не притворенную дверь,
неслись волны табачного
дыма, она кашляла,
но дверь не притворяла.
Символом чего являются
часы?
1. Уходящего времени.
2. Ответственности за мир.
3. Бесконечности бытия.
Символом чего в романе
является ЛЕСТНИЦА?
1Восхождение и нисхождение героя;
2 Бесконечный путь к истине;
3 Поиск правды.