Урок-дискуссия по рассказу Л.Н. Толстого "После бала" 8 класс

Урок-дискуссия по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1) Слово учителя
Лев Николаевич Толстой учит нас жить по совести. Современники писателя считали, что он
знает всё. Ему присылали письма. (Например: Я не понимаю учения Будды. Объясните…) Ему
писали письма из тюрем, простые люди. И все просили: «Научите, как жить». Он почти всем
отвечал. А ночью ждал, когда все уснут, раскрывал свой дневник и писал: « Господи, научи меня
жить…» Значит, Толстой тоже сомневался, ошибался, путался…Толстой великий писатель. Он
не мог смириться с жестокостью и в то же время ничего не мог изменить. Сегодняшний наш урок
еще один шаг к пониманию того, как надо жить. Каждый из вас сможет выразить свое мнение
по тем тезисам, которые я вам буду озвучивать. Но сначала повторим изученное.
2) Опрос методом «Верные и неверные вопросы»
- Рассказ ведется от лица Ивана Васильевича (да).
- Он был сильно влюблён в Вареньку Б. (да).
- Бал состоялся у губернского предводителя на Рождество (нет, в последний день Масленицы).
- Бал Ивану Васильевичу не понравился (нет, «Бал был чудесный»).
- Весь вечер И. В. танцевал с Варенькой Б. (нет)
- Мазурку Варенька танцевала с отцом (да).
- В 3-ем часу ночи танцевали кадриль (да).
- После бала рассказчик не мог уснуть (да).
- Прогуливаясь ранним утром, И. В. увидел в поле сцену наказания солдат (да)
- Рядом шёл полковник Б. и ругал одного солдата (да)
- И. В. женился на Вареньке Б. и пошёл на военную службу (нет).
II. Дискуссия
Учитель: Молодцы. А теперь мы обратимся к дискуссии, к методу «Светофор». Перед вами
карточки трех цветов. Ваша задача выслушать тезис и поднять свою карточку. Отвечаем по
цепочке. Подключаться к ответу может любой из вас (если есть что дополнить или опровергнуть)
(Знакомство с правилами дискуссии)
Метод «Светофор»
ПРИМЕЧАНИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
Каждый участник получает карточки. Преподаватель зачитывает тезисы по одному.
Участники, согласные с тезисом, поднимают зеленую карточку;
несогласные - красную;
сомневающиеся и воздерживающиеся от решения - желтую.
Примечания:
- этот метод позволяет узнать мнения всех участников: никто не остается только зрителем;
- у многих участников уже вскоре после начала игры возникает живой интерес, обусловленный
желанием узнать причины расхождения во взглядах и обосновать свое мнение;
- желательно подготавливать такие тезисы, к которым у членов группы предположительно
несходное отношение. Если мнение всех участников по какому-то вопросу в основном совпадает, то
интерес к игре быстро остывает;
- всякий раз необходимо предоставлять участникам несколько минут на обдумывание решения.
Если тезис требует обсуждения, участников просят обосновать их положительную или отрицательную
реакцию. Если дискуссия угасает, следует переходить к следующему тезису;
- этот метод не применяется, если по условиям времени нет возможности провести дискуссию.
Простое поднятие карточек малорезультативно.
Тезис 1.
Первоначально рассказ имел несколько черновых названий: «Рассказ о бале и сквозь
строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…». Писатель остановился на названии «После
бала», потому что после того, что произошло ранним утром, изменилась вся жизнь Ивана
Васильевича. Главным для автора было показать внутренний мир своего героя, смену его
чувств, его мыслей, его мировоззрений в одно утро. (Вспомним слова героя рассказа, Ивана
Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра». Главное в рассказе
то, что произошло рано утром, после бала: повествователь увидел, как истязают солдата,
причем командовал казнью отец его возлюбленной).
Тезис 2
Рассказ «После бала» был написан Л. Н. Толстым в начале XX века 1903г.), хотя
возвращает он нас к «Николаевской эпохе» - 40 годам XIX столетия. Известно, что зерном
повествования явилась история, которая произошла со старшим братом писателя
Сергеем Николаевичем. Но есть основание думать, что источником рассказа была и жизнь
отца Толстого. (Действительно, это так: участник Отечественной войны, он вышел в
отставку, потому что не считал для себя возможным служить. Даже все друзья его были люди
такие же свободные, не служащие).
Тезис 3.
Лев Николаевич Толстой в преклонном возрасте вернулся к воспоминаниям своей
молодости, положив их в основу сюжета рассказа «После бала», чтобы показать, что за это
время почти ничего не изменилось. (Толстой обращается к событиям семидесятилетней
давности, чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царят
произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Более
всего его волновало, что «образованные люди убеждены, что это необходимо «для хорошей,
правильной жизни». Он восклицает: «Какое страшное нравственное искалечение должно
происходить в умах и сердцах таких людей!»)
Тезис 4.
В рассказе противопоставлены две эпохи: 40-е годы и 90-е годы XIX века
(40-е годы рекрутские наборы, проводимые еще при Петре I. Были издевательства,
унижения. Была пожизненная служба. Никакой защиты по отношению к личности. Правил
Николай I, прозванный за свою жестокость Николаем Палкиным.
90-е годы Правление Николая II. Произошла реформа. Служить стало легче.
Тезис 5
В произведении Л.Н.Толстого мы видим такую композиционную особенность, как
рамочная композиция “рассказ в рассказе”. (Да, такая композиция, при которой
объединяются два и более повествования, имеющие самостоятельный художественный
конфликт – рассказ в рассказе: Иван Васильевич вспоминает события 40-летней давности,
автор соединяет прошлое и настоящее героя.
Композиция может быть линейной, обратной, кольцевой, рамочной.
Линейная (такое построение повествования, при котором завязка, развитие действия,
кульминация и развязка следуют друг за другом).
Обратная (такое построение повествования, при котором произведение начинается с
развязки).
Кольцевая (такое построение повествования, при котором произведение заканчивается тем
же, чем оно началось).
Рамочная (такое построение повествования, при котором объединяются два и более
повествования, имеющие самостоятельный художественный конфликт рассказ в
рассказе).
Зеркальная композиция - такое построение произведения, когда начальные и конечные
образы повторяются с точностью до наоборот.
Тезис 6.
Контраст антитеза - противопоставление. Контраст может быть между словами,
образами, персонажами, композиционными элементами и т.п. Контраст является
выразительным приемом, способом оказывать эмоциональное воздействие на читателя. В
основе рассказа «После бала» лежит этот приём. (Да, в описании отдельных моментов бала и
в описании истязания солдата, в описании отца Вареньки на балу и после бала, в описании
настроения Ивана Васильевича до и после встречи с процессией экзекуции)
Тезис 7.
Многие критики основу конфликта этого рассказа видят в изображении двоедушия
полковника. По их мнению, полковник на балу изображен в маске, а после бала в истинном
свете. (Полковник убежден, что делать надо «все по закону». Он такой, каким его изобразил
рассказчик: искренен в отношении с дочерью, с людьми определенного круга любезен. Может
быть, где-то в глубине души у него при исполнении долга есть чувство жалости к несчастному,
униженному человеку. Мы знаем по тексту, как он, вероятно, стыдясь, делает вид, что не
узнает Ивана Васильевича. Но это не снимает с него вины, а лишь в какой-то мере объясняет
мотивы его поступков.)
Тезис 8
Жизненные позиции Ивана Васильевича и полковника похожи. (Полковник и Иван
Васильевич люди одного класса, однако, на этом их сходство заканчивается).
Тезис 9
Жизнь Ивана Васильевича после этого случая не изменилась: он стал военным, как и хотел. С
Варенькой его отношения остались прежними и женился на ней. (Он отказался от карьеры
военного. Герой выбирает путь «неучастия во лжи». Это путь внутреннего противостояния
общественному злу.)
Тезис 10.
Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и
опять начинать, и опять бросать и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная
подлость. (Л.Н.Толстой)
III. Вывод (с опорой на обсуждение последнего тезиса)
IV. Рефлексия и оценивание работы учеников на уроке.
V. Домашнее задание (на выбор)
1) Письменно поразмышляйте над вопросом: Почему автор своего героя ведет на плац, где
разворачивается картина экзекуции солдата?
2) Нарисуйте понятие «стыд»
3) Письменно поразмышляйте над вопросом: Прав ли Иван Васильевич, отказавшись от службы
и любви?
4) Прав ли Иван Васильевич, посчитавший Вареньку причастной к злу, совершённому её отцом?
ПОСЛЕСЛОВИЕ.
Думаю, проводить весь урок таким образом не следует. Лучше использовать как фрагмент,
особенно если класс нечитающий.
Я”
(как работал,
ошибки)
Мы”
(насколько я помог группе,
насколько одноклассники,
учитель помогли мне)
Дело”
(понял ли материал, что
узнал, что запомнил,
смогу применить)
Оценка в баллах
(по десятибалльной
системе)