Характеристика героя литературного произведения в 5 классе

Характеристика героя литературного произведения в 5 классе
Урок литературы в 5 классе – это начало изучения нового предмета,
ещё один шаг в приобщении ученика к искусству слова.
5 класс это и начало школы читательского мастерства: уже не
мешает несовершенство техники чтения, есть опыт чтения произведений
разных жанров, произошло знакомство с писателями-классиками. Ученикам
доступно изучение художественного произведения в его специфике.
Из многообразия задач преподавания литературы в 5 – 7 классах одной
из важнейших является формирование умений характеризовать героя
литературного произведения. Не прибегая к термину «характеристика
персонажа», дети на первом этапе обучения учатся рассказывать о герое
литературного произведения, характеризуя его поступки и внешность. На это
рассчитаны и вопросы учебника-хрестоматии. Так при изучении сказки
«Василиса Прекрасная» пятиклассникам предлагаются вопросы и задания:
1.Какой вы представляете себе Василису Прекрасную? Создайте её
словесный портрет и сделайте рисунок.
2.Сказку «Василиса Прекрасная» обычно называют «Василиса
Премудрая». Как вы думаете, почему?
Успешной характеристике персонажа во многом способствует обращение
к иллюстрациям, помещённым в учебнике. Иллюстрация, как известно,
пояснительный рисунок к тексту. Рассматривание иллюстрации во многом
помогает учащимся не только дополнить свои представления о персонаже, но и
зрительно воспринять текст.
Благодатный материал для обучения характеристике персонажа
содержит поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Здесь внимание
учащихся обращается на прямую авторскую характеристику героев
пушкинской поэмы: «Рогдай, воитель смелый,// Мечом раздвинувший
пределы // Богатых киевских полей»; «Фарлаф, крикун надменный,// В пирах
никем не побежденный,// Но воин скромный средь мечей…».
Облегчает характеристику персонажей поэмы Пушкина во многом
их звучащие имена: Рог–дай, воинственное имя; Рат–мир, непостоянный,
противоречивый; Людмила, людям милая. Наблюдая за поведением героев, их
внешностью, учащиеся работают с текстом осознанно, целенаправленно,
выясняя, оправдывают ли персонажи свои имена. В частности, Людмила милая
людям не только благодаря своей внешней красоте (Пушкин, например, в
отличие от Жуковского, мало уделяет внимания внешности своей героини),
сколько своими поступками, отношением к жизни. Красота не вечна, вечна
любовь. А в любви Людмила самоотверженна. К тому же, ничто
человеческое ей не чуждо. Финн увлёкся всего лишь красотой Наины. И в
результате живёт с разочарованной душой.
Хотя в 5 классе дети учатся рассказывать о герое, в основном
характеризуя его внешность и поступки, не следует пренебрегать на
первоначальном этапе обучения и другими средствами характеристики
персонажа.
«Руслан и Людмила» предоставляет возможность работать с косвенной
характеристикой и самохарактеристикой. Так, дети сравнительно легко
находят в поэме ответ на вопрос: что рассказала голова о характере Черномора
и о себе?
Я был всегда немного прост,
Хотя высок; а сей несчастный,
Имея самый глупый рост,
Умён как бес–и зол ужасно.
Знакомясь с отрывком из романа «Война и мир», пятиклассники
совершенствуют умения рассказывать о персонаже, выполняя задания
учебника: каким вы видите Петю Ростова? Опишите его внешность, поведение.
Создайте словесный портрет, то есть описание внешности героя. Здесь же они
обращаются и к сравнительной характеристике персонажа, сравнивая Денисова
с Долоховым, их отношение к Пете Ростову, пленным французам.
Характер персонажа во многом проявляется в его взаимоотношениях с
другими героями произведения. Именно таким образом раскрывается в первую
очередь характер Герасима в рассказе Тургенева «Муму». Своеобразие работы
учащихся над этим произведением определяется уже тематикой уроков:
«Герасим и дворовые», «Герасим и барыня», «Герасим и Татьяна». Разумеется,
учащиеся находят и портреты героев рассказа, прямую характеристику,
косвенную характеристику. Но рассказ Тургенева предоставляет широкие
возможности познакомить учащихся и с такими средствами характеристики
персонажа, как предыстория литературного героя, его речевая характеристика,
интерьер, сравнение, пейзаж, словоупотребление.
Рассказывая о Татьяне, например, пятиклассники приводят её предысторию,
во многом помогающую понять и полюбить эту тихую, безответную,
запуганную женщину. Описание каморки помогает учащимся увидеть не
только Герасима-богатыря, но и человека, любящего всё прочное,
основательное, устойчивое… и одинокого.
Властность, капризность барыни ярко проявляются в её речи. Наблюдая за
речью Гаврилы в его диалоге с барыней, Капитоном, женой, Татьяной,
учащиеся приходят к выводу, что это речь и раба, и начальника, и господина в
семье, и ловкого человека, отлично понимающего, в чьих руках находится его
судьба.
Производит впечатление характеристика автором речи старого буфетчика, по
прозвищу дядя Хвост, «к которому все обращались за советом, хотя только и
слышали от него, что вот оно как, да: да, да, да». Можно показать и на других
примерах, что авторское отношение к герою данном случае ирония) также
является важным средством характеристики персонажа. Например, после
чтения диалога дворовых за ужином можно предложить учащимся следующие
вопросы:
1.Почему «толстая» прачка называет Герасима «чудной»?
2.Понятно ли из контекста слово «проклаждаться»?
3.Спрашивает или утверждает «толстая» прачка? Как к ней относится
автор?
Отвечая на предложенные вопросы, дети говорят, что «толстая» прачка
не разделяет переживаний Герасима и не понимает его. В конце её реплики
восклицательный знак. Значит, она утверждает, что из-за собаки
«проклаждаться», то есть убиваться, переживать, глупо. Лично она этого делать
не будет, потому что считает себя человеком нормальным, а Герасим
«чудной», то есть не такой, как она, непонятный. А это уже плохо!
Чтение описания летней ночи на заключительном уроке по рассказу
«Муму» можно предварить вопросами:
1.Что чувствовал Герасим, шагая в деревню?
2.Почему ему так легко шагалось?
Отвечая на предложенные вопросы, дети убеждаются, что пейзаж
помогает представить не только место действия, но и является важнейшим
средством характеристики персонажа. Знакомый запах, ветер с родины,
белеющая дорога домой, звёзды, «светившие его путь», всё это делало
Герасима могучим, сильным и бодрым, похожим на льва.
Готовясь к уроку «Герасим и его судьба», учащиеся ищут сравнения,
характеризующие Герасима, готовят ответ на вопрос: что узнали о герое
рассказа благодаря сравнениям?
Как известно, сравнения совсем не обязательно имеют в виду чисто
внешние признаки. Сравнения в рассказе «Муму» характеризуют в первую
очередь состояние героя, помогая представить его как существо, близкое
природе (все сравнения взяты из мира природы),– могучее, но бессловесное,
немое в самом решительном значении этого слова, лишённое возможности не
только говорить, но и понимать происходящее. Сравнение Герасима с
пойманным зверем в начале рассказа и львом в сцене летней ночи в конце
повествования рисуют духовную эволюцию героя. Существо, некогда
свободное и потому столь глубоко переживающее свою неволю, бессильное
как-то влиять на свою судьбу, Герасим вырос в человека свободного,
протестующего, в какой-то мере хозяина своей жизни.
Итак, портрет, поступки, взаимоотношения с людьми, авторская
характеристика, косвенная характеристика и самохарактеристика, звучащие
имена, сравнения, предыстория, интерьер, деталь как средство выражения
авторского отношения, пейзаж важнейшие средства характеристики
литературных героев, доступные восприятию пятиклассников.
Что читать летом. 11 класс.
1. И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар», «Чистый
понедельник», «Тёмные аллеи». Лирика.
2. А.И.Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет».
3. А.М.Горький «На дне», «Макар Чудра», «Старуха Изергиль».
4.
5. А.А.Фадеев «Разгром».
6. Е.И.Замятин «Мы».
7. А.П.Платонов «Котлован».
8. М.А.Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита».
9. А.Н.Толстой «Пётр 1».
10. М.А.Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека».
11. А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор».
12. В.В.Набоков «Облако, озеро, башня».
13. В.Кондратьев «Сашка».
14. Б.Пастернак «Доктор Живаго». Лирика.
15. В.М.Шукшин «Миль пардон, мадам», «Чудик».
16. Ю.Трифонов «Обмен».
17. В.Дудинцев «Белые одежды».
18. А.П.Чехов «Вишнёвый сад», «Дом с мезонином», «Ионыч», «Дама с
собачкой.
19. Лирика А.Блока, С.Есенина, М.Цветаевой, А.Ахматовой, В.Маяковского,
В.Высоцкого, И.Бродского.