Конспект урока литературы "Анализ эпизода «Сон Обломова» (Роман И.А. Гончарова «Обломов»)" 10 класс
МКОУ СОШ № 1
г. Кисловодска Ставропольского края
Конспект урока литературы
«Анализ эпизода
“Сон Обломова”»
(Роман И.А. Гончарова «Обломов»)
10 класс
Любой УМК
Учитель русского языка и литературы
Голышева Галина Эриевна
Поразительное и неотъемлемое свойство классической литературы – её
современность. Обратимся к «Обломову». В доперестроечные времена клеймили главного
героя вслед за Добролюбовым, утверждавшим: «Общее у всех этих людей то, что в жизни
нет им дела, которое бы для них было жизненной необходимостью, сердечной святыней,
религией, которое бы органически срослось с ними, так что отнять его у них значило бы
лишить их жизни. Всё у них внешнее, ничто не имеет корня в их натуре... Они только
говорят о высших стремлениях, о сознании нравственного долга, о проникновении
общими интересами, а на поверку выходит, что всё это – слова и слова... в глубине же
души их коренится одна мечта, один идеал – невозмутимый покой, квиетизм (безучастное
отношение к жизни), обломовщина».
2
То время романтических идеалов требовало
героических людей, готовых жертвовать собою во имя общества, то есть интересов
народа. А отсутствие в жизни героя общественно полезного дела не оставляло Обломову
никаких шансов на признание его достоинств, отмеченных Гончаровым: «В нём было то,
что дороже всякого ума: честное верное сердце! Это его природное золото; он невредимо
пронёс его сквозь жизнь... Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к
нему грязи... никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто,
светло, честно... Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; это перлы в
толпе!.. Узнав раз, его разлюбить нельзя».
3
В наше время исследователи всё чаще обращаются к другому критику –
Дружинину, который «вникал в нравственно-философскую суть образа. Обломов сникает,
полагая, что лучше не жить вовсе, чем жить так, как живут многие его сослуживцы и
знакомые, то есть в суете, корысти, стяжательстве, с вечной неприязнью и завистью к
другим, с равнодушием к тому, что именуется истиной и красотой. Обломов плох и
смешон в своей практической неприспособленности, но надо ли «приспосабливаться» к
той жизни, которая его окружала? И может быть, главный вопрос «Обломова» не в том,
что лень, ничегонеделание сгубили человека, а в том, что бескорыстная доброта к людям
пока ещё не может стать в человеческом мире действенным рычагом его гармонического
развития».
4
Но одно безусловно: в истории «добряка-ленивца Обломова ... отразилась русская
жизнь, в ней предстаёт перед нами живой, современный русский тип...»
5
. Выделив
определение, я имею в виду не XIX век, а наше настоящее, нашу эпоху. Показательно, что
в 1992 году (180 лет со дня рождения Гончарова) в юбилейной статье «Комсомольской
правды» «Место дивана в отечественной истории» автор И.Вирабов констатировал:
«Вопросы в обществе витают всё прежние... Диван, несмотря на свою округлость и
мягкость, стал в нашей истории краеугольным камнем. Русские Гамлеты стояли над ним:
спать или не спать?.. Есть ли у человека моральное право на лежание в такое
историческое перестроечное время? Имеет ли он право ещё видеть сны, вздыхать о чём-то
своём и не участвовать в общественном процессе?»
Да, Обломов современен, потому что он, по-моему, выражение одной из
национальных черт русского характера. Но речь идёт не о пресловутой лени или
социальной пассивности. В русских до сих пор живёт вера в сказки о том, какая
распрекрасная жизнь ждёт нас в будущем. Возможно, поэтому мы дружно, не
задумываясь, как щедринские глуповцы, шагали за политиками с лозунгами: «Вся власть
советам!» в 1917 году, «Даёшь перестройку!» в 1986. Мы жить не можем без сказки! Но
стоит столкнуться с действительностью (а это нищета, гражданская война, терроризм и
т.д.) – социальная апатия, духовная деградация, страх перемен, то есть обломовское
лежание как способ ухода от реальности. «В каждом из нас сидит значительная часть
Обломова, и ещё рано писать нам надгробное слово».
6
Оттого и не можем никак наладить
нормальную, человеческую жизнь в нашей стране ни при царе Горохе, ни при Брежневе,
ни при новых президентах. И хотя в переломные моменты истории нас можно вдохновить
на героические поступки, но вскоре мы, осмысливая содеянное, с испугом думаем, как
выйти из ситуации, как вернуть всё на круги своя. А ведь это тоже обломовское: желание
спрятаться в футляр, закутаться в халат! С какой лёгкостью, вдохновлённый любовью к
Ольге, Обломов живёт, действует, развивается. И как постыдно прячется, хитрит, поняв
неизбежность свадьбы.
Обломов помогает нам понять себя. Поэтому чувство, охватывающее нас, когда
прочитана последняя страница, – жалость. «Жалко Обломова», – говорят ребята. «Нет, –
думаю, – это нам себя жалко». Об этом рассуждает и автор книги об «Обломове» в
журнальной статье: «Гончаров посягнул вложить в своего Илью Ильича слабости и
недуги всякого человека, каждого из нас, слабости извиняемые, малоизвиняемые или
неизвиняемые. В целокупном образе органично сочетались с ними и многие благие
задатки, милые и симпатичные свойства, также присущие всякому человеку. И потому
Обломов трогает, беспокоит и тревожит всякого человека».
7
«И после прочтения всего романа вы чувствуете, что в сфере вашей мысли
прибавилось что-то новое, что к вам в душу глубоко запали новые образы, новые типы.
Они вас долго преследуют, вам хочется думать над ними, хочется выяснить (их) значение
и отношение к вашей собственной жизни, характеру, наклонностям... Вы готовы снова
перечитать многие страницы, думать над ними, спорить о них».
8
Мне кажется, что именно
со столкновения разных оценок критиков, с осознания необходимости познать себя через
героя следует начать разговор с учениками о романе И.А.Гончарова «Обломов».
Анализ эпизода «Сон Обломова» следует предварить обсуждением первой части
романа. Главный герой не был выдуман автором, считавшим, что «пособием художника
всегда будет фантазия». Но «я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал,
что любил, что близко видел и знал...» Желание осознать суть обломовщины зародилось у
автора ещё в юности. Гончаров вспоминал своего крёстного отца Трегубова Николая
Николаевича, аристократа по рождению и духу, его приятелей-помещиков, которые
приезжали в город на выборы с одной целью: чтобы их не выбрали. «С утра, бывало, они
все трое лежат в постелях, куда им подавали чай или кофе. В полдень они завтракали,
после снова забирались в постели. Так их заставали гости. Редко, только в дни выборов,
они натягивали на себя допотопные фраки, ... надевали парики... Какие смешные были все
трое! Они хохотали, осматривая друг друга...»
9
Целью первого урока по роману будет осознание определения такой,
вынесенного в тему: «Отчего же это я такой?» Эпиграф определит ход поисков:
«Лежанье не было ни необходимостью, ни случайностью: это было нормальным
состоянием».
- Какое слово вас удивило в первом предложении? (На улице человек не жил, а
лежал.) Сделайте вывод. (Лежать – жить – контекстуальные синонимы.) По ходу урока
вы должны будете подобрать контекстуальные синонимы к словам: труд, покой, любовь,
служба, сон.
- Почему так важно указать название улицы? (Это улица в центре столицы,
следовательно, жизнь здесь должна кипеть.) Сравните представление нашего героя с
первым появлением Онегина, Печорина и Чичикова. (Первый летит на почтовых, второй
едет на перекладных, а последний въезжает в город. С каждым новым глаголом
действие замедляется, а в последнем лежит вообще останавливается.)
- Докажите, что Гончаров был прав, написав вместо жил лежал. Для этого
составьте распорядок дня Обломова (проверка домашнего задания).
День Обломова.
8
00
– проснулся рано.
9
30
– лежит, позвал и отправил назад Захара.
9
45
– лежит, заставляет Захара искать письмо, бранится с ним.
10
30
– начал, кряхтя, подниматься, но опять лёг думать.
В течение 2,5 часов он в полудрёме, пересев с дивана на кресло, принимает
гостей, каждый из которых является карикатурным образом с говорящей фамилией:
Волков (суета жизни, в которой волка ноги кормят и выживают сильнейшие,
руководствуясь законом человек человеку волк), Судьбинский (карьера, которая вместо
судьбы определяет жизнь человека), Пенкин (литератор, всеядный журналист,
стремящийся делать шум, снимающий пенки или с пеной у рта небескорыстно
отстаивающий чьи-либо интересы; образ пены ассоциируется с пустым брожением, чем-
то поверхностным), Алексеев (никто – ничто), Тарантьев (хитрец, взяточник, могущий
процветать благодаря умению тарантить – говорить бойко, резко, скоро, торопливо,
тараторить; или от слова таран, выражающего сущность персонажа, наглого,
настырного, грубого).
Что же касается фамилии заглавного героя, то существуют разные версии:
1) писатель предчувствовал коренные перемены в русской жизни, чреватые обрывом
преемственности многовековой традиции, потерей естественного иммунитета против
разрушительных воздействий извне, надломом, или обломом, традиционного русского
общества, всего жизненного уклада
10
; 2) образовано от слова обломъ, зафиксированного в
словаре В.И.Даля, в значении неуч, грубый, неуклюжий
11
; 3) Е.А.Баратынский в
стихотворении «Предрассудок! Он обломок древней правды» поднимает вопрос об утрате
устоявшихся нравственных ценностей в связи с наступлением «железного века»; Гончаров
понимает, что «древняя правда», обломком которой является Обломов, уже отмерла, но
ему близок романтический пафос поэта
12
; 4) фамилия Обломов сигнализирует о
доминанте фрагментарности и отсутствии цельности. На месте целого находятся
распадающиеся остатки того, что когда-то было заложено и могло бы стать единым целым
13
; 5) Гончаров указывал, что «Сон» - это по сути дела и есть название романа. Сон-
обломон пришёл в язык из русских сказок. Именно он объял Обломовку. У обломона есть
и другое значение – сон, как бы придавивший человека могильным камнем
14
; 6) может
мотивироваться как существительным обломок – обломленная кругом вещь (В.И.Даль),
остаток чего-либо прежде существовавшего, исчезнувшего (МАС), так и прилагательным
облый (круглый). В этом случае фамилия интерпретируется как гибридное образование
облый и ломать: круг, символизирующий отсутствие развития, представляется
разорванным (сломанным)
15
. Учащихся стоит ознакомить с данными версиями, так как,
анализируя эпизод «Сон Обломова», не лишним будет порассуждать над топонимом –
метафорой Обломовка. «Что такое Обломовка, как не всеми забытый, чудом уцелевший
«блаженный уголок» – обломок Эдема?»
16
13
00
- вновь лёг на диван, но мечта о семейном счастье взбодрила его. Он сел,
привстал, решил позавтракать. Начал писать письмо домовому хозяину, но не окончил: в
гости пришел доктор, заявивший, что надо немедленно изменить образ жизни – это
повергло Обломова в ужас (он сжался на стуле в комок).
15
00
– опять прилёг, видит сон.
16
30
– приехал в гости Штольц, застав Захара, пытавшегося разбудить барина.
- Каков же результат этого лежания? (Идёт работа над а) портретом героя с
записью характерных черт и акцентировкой авторских приёмов: обстоятельность,
неторопливость, юмор, лиризм; б) интерьером кабинета с работой над ролью контраста,
лежащего в основе описания; в) его одеждой с работой над эпитетами, художественной
деталью (восточный), синтаксисом (роль бессоюзия). Весьма наглядна символичность
халата в «Романсе Обломова» Ю. Ряшенцева, который может прочитать подготовленный
ученик:
Ты, может быть, и не Сократ, ты, может быть, – ума палата.
А всё ж с восхода по закат цени объятия халата.
Сюртук все делает дела, а фрак всё ищет развлечений.
Халат живёт вдали от зла и – не страшась разоблачений.
Мундир и груб, и нагловат. Поддёвка вас продаст и купит.
Один халат, один халат одеждам царским не уступит.
Ему и орден ни к чему. Его карманы не для денег.
Но никогда не верь тому, кто говорит: халат – бездельник.
Халат – спаситель тех людей, кто до пустейших дел нелаком.
Он покровитель тех идей, какие и не снились фракам.
Хотел бы только одного: прожить без почестей и злата,
Не задевая никого свободным рукавом халата.
- В чём истоки такой апатии героя? (Необходима лексическая работа:
апатия
(греч. – франц.)
– состояние вялости, полного безразличия,
бесчувственности к происходящему, равнодушие.)
Обсуждается, как прошла жизнь Обломова на службе (глава 5) и дома (глава 6),
каковы были жизненный идеал героя (глава 8) и эпоха, в которую он жил (главы 1, 2, 7, 8).
Проверяются контекстуальные синонимы: труд – скука, покой – веселье, любовь –
хлопоты, служба – семья, сон – смерть.
- Определите, с каким чувством (симпатии – антипатии) рисует Гончаров
Обломова. Что может в нём привлекать вас и автора? (Способность к рефлексии,
философскому осмыслению себя: Настала одна из ясных сознательных минут в жизни
Обломова...) Запишите самостоятельно определения к слову такой и проверим их,
аргументируя и дополняя друг друга. Определите тему и идею первой части. (Тема – один
день из жизни как пример несостоятельности Обломова, идея – авторское отрицание
жизни–лежания и недовольство героя собой.)
- Чем выделяется 9 глава? (Во-первых, имеет название, во-вторых, судя по нему,
переводит повествование в ирреальный план.) Вспомните произведения, в которых герои
видят сны. Какова в них функция сна? (В «Путешествии из Петербурга в Москву» и
«Евгении Онегине» это сон-предсказание.)
- Дома вы прочитаете «Сон Обломова» и проанализируете композицию главы и
языковое мастерство писателя, роль и развитие темы природы, темы семьи, темы сказки,
темы воспитания и образования, темы быта (хозяйствование, еда), темы сна (покоя,
тишины, неподвижности), темы формирования личности ребёнка (работа организована по
конкретным вопросам в 8 группах).
Второй урок «Три главные акта жизни», посвящённый анализу эпизода «Сон
Обломова», оставим без эпиграфа, так как учащиеся должны будут сами подобрать его.
- Вы почувствовали необычность 9 главы, её отличие от других? В чём оно? «Сон
Обломова» был опубликован в 1849 году, то есть за 8 лет до выхода книги, и, по мнению
И.А.Гончарова, «служил ключом и увертюрой ко всему роману» (лексическая работа:
увертюра – музыкальное вступление к оперному, театральному представлению).
- Какую роль играет в романе мотив сна? (Это, по определению Ю.М.Лотмана,
сон – путь внутрь себя. Именно эта глава даёт ответ на вопрос героя: «Отчего же это
я такой?») Чем увиденный Ильёй Ильичом сон похож на сны вообще? (Он
фрагментарен, хотя имеет общую сюжетную линию.)
- Какова композиция сна и в чем её особенность? (Состоит из 4 частей:
1) природа – экспозиция и деревня (жизнь крестьян) – завязка; 2) день Ильи в 7 лет, 3)
сказки няни (2 и 3 фрагменты являются развитием действия); 4) Илья в 14 лет – спад
действия. Кульминация отсутствует, что служит выражением идеи «Сна...». Первые
три части повествуют о том, как из века в век формировалась типичная жизненная
философия русских дворян-помещиков, названная Гончаровым обломовщиной, а последняя
часть показывает её реальное воплощение и возможную судьбу Обломова, если бы не
наступили перемены в жизни России. Каждый фрагмент построен по типу рассуждения
с обязательным выводом.)
- В чём отличие сна? (Отсутствует вымысел – это скорее сон-воспоминание,
нежели сон-фантазия. Но особенность не столько в этом, сколько в «двойном зрении»:
сон видят одновременно автор и герой, причём природа изображена через восприятие
Обломова (отсюда и лиризм, поэтичность повествования), а повествователь
комментирует это восприятие, насыщая данный фрагмент иронией. Остальные же
эпизоды сна даны «глазами» автора и различаются различной степенью конкретики и
обобщения. Поэтому вряд ли верно утверждать, что Гончаров «поэтизирует» жизнь,
то есть патриархальное прошлое, в Обломовке.)
- Докажите это на примере пейзажа. Почему родовое имение героя названо
Обломовкой? Какую роль играет природа в этой главе? (В основе описания лежит фигура
отрицания, усиливающая антитезу: нет моря (оно не нежит слух, от него нет отрады
душе), но зато есть река (то бежит весело, шаля и играя, то чуть-чуть ползёт), пруд, ручей
(под журчание сладко дремлется); нет высоких гор (они не для увеселения, держат в
страхе и тоске за жизнь), но есть холмы (приятно кататься); небо жмётся с любовью,
как родительская надёжная кровля; солнце подарит ясный, тёплый день. Горы, море,
скалы, пропасти, леса – это атрибуты романтизма, где герой силён духом, жить не может
без борьбы; это в понимании Обломова грандиозное, дикое и угрюмое, среди которого
человек так мал, слаб, так незаметно исчезает... Мирный (то есть тихий, спокойный)
уголок в представлении героя – это сентиментальный пейзаж, где даже измученное
волнениями сердце обретёт никому неведомое счастье, покойную, долговременную жизнь
и сну подобную смерть. «Обломовка описана как замкнутый мир, «уголок», отделённый
от большого мира. Его можно окинуть взором ... человек не чувствует себя в нём
затерявшимся, слабым и одиноким... Это родной, подчёркнуто неэкзотический мир».
17
Жанр идиллии объясняет стремление Обломова к миру простых людей, отношений,
чувств. Эта же простота мироощущения героя выражается точностью эпитетов,
меткостью сравнений, лёгкостью метафор.
Кстати, описывая «благословенный богом уголок», автор рассматривает пейзаж
не только с точки зрения места, но и времени – годового круга, и, что интересно, в
восприятии крестьянина, тем самым сближая миропонимание барина Обломова и его
крепостных. Поэтому родная Обломовка видится герою как нечто сказочное, пришедшее
из фольклора: Не всякий и сумеет войти в избу к Онисиму; разве только что посетитель
упросит её стать к лесу задом, а к нему передом... Тихо и сонно всё в деревне...не видно ни
души... А далее следует ироничный комментарий автора, объясняющий умильную
глубокую тишину в деревне: ... как муравей, гомозится на чёрной ниве палимый зноем
пахарь, налегая на соху и обливаясь потом.
В пейзажных зарисовках природа изображена в разных состояниях: медленное
пробуждение утром, ленивая истома полдня, вечерняя дремота. Но каждый раз «поражает
иллюзия причастности природы к жизни обломовцев: в полдень всеобщее оцепенение в
усадьбе захватывает и окружающую природу, которая замирает в своём движении, словно
боясь внести диссонанс в размеренное существование людей. И это передаётся автором не
только с помощью лексики, но и через ритм синтаксических конструкций»
18
: Полдень
знойный; на небе ни облачка. Солнце стоит неподвижно над головой и жжёт траву.
Воздух перестал струиться и висит без движения. Ни дерево, ни вода не шелохнутся; над
деревней и полем лежит невозмутимая тишина – всё как будто вымерло. Звонко и далеко
раздаётся человеческий голос в пустоте. Анализируя микротему «Послеобеденный сон»,
нужно обратить внимание на роль глаголов преимущественно «недейственной»
семантики, усиленной и подчёркиваемой распространителями, выражающими состояние
неподвижности, статичность (неподвижно, без движения, невозмутимая тишина).
Рассуждения И.А.Гончарова об Обломовке завершаются выводом: Счастливые
люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть ...и что жить иначе – грех.)
Итак, состояние природы в эпизоде «Сон Обломова» отражает мир души героя ( приём
параллелизма – один из распространённых в русском фольклоре), который уже фактом
своего рождения в таком краю обречён на душевный покой и тишину, на социальную
неподвижность, на вечный жизненный сон, подобный смерти.
- Следующая картина сна – день семилетнего Ильи. Сравните этот день с днём 33-
летнего Обломова. Каким мы видим героя и его окружение? (Если портрет взрослого
Обломова обстоятельный и точный, то мальчик – это условное изображение того
идеала, который бы хотели видеть родители, скорее купидон, чем реальный ребёнок.
Целый день его будут окружать самые близкие люди: мама, отец, многочисленная родня
и няня. Но больше всех им занимается ... няня. Впрочем, это не удивительно: вспомним
хотя бы детство А.С.Пушкина.
Чем же одаривают взрослые малыша? Мама осыпает его страстными поцелуями,
осматривает жадными, заботливыми глазами, молится с ним, влагая в молитву всю свою
душу. Наконец-то произнесено главное слово – душа, но не обольщайтесь: о
формировании нравственности, духовных запросов речь не идёт. Они никогда не смущали
себя никакими туманными умственными или нравственными вопросами. Молитва была
своеобразным футляром, халатом, дававшим возможность избегать проблем: «Надо богу
больше молиться да не думать ни о чём!» - учит мать домочадцев. Дальнейшие функции
мамы сводятся к ласкам: приласкав его ещё, отпускала гулять в сад; перед ужином
медленно расчёсывает волосы Илюши, любуясь их мягкостью и ставя его героем какой-
нибудь созданной ею блистательной эпопеи. Задача матери была предельно проста:
выходить здоровенького ребёнка, чтобы дитя было всегда весело и кушало много, а когда
подрастёт – приискать ему подругу – тоже поздоровее, порумянее. Вот за эту слепую
любовь, выражающуюся в беспрестанной ласке и обилии булочек, сухариков, сливочек,
Обломов до конца жизни был благодарен маме: ...увидев давно умершую мать ...
затрепетал от радости; у него медленно выплыли из-под ресниц ... две тёплые слезы. Вот
какая любовь ему нужна от Ольги! А она ему вместо булочек – книги, театры...
Обломов-старик настолько погружён в заботы о хозяйстве, что заниматься сыном
ему недосуг (мал ещё ребёнок, не дорос до внимания отца; это со Штольцем папа уже и
читает, и карты изучает): Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за
всем, что делается во дворе. Недостаток же отцовского внимания компенсируют
многочисленные старушки, проживающие в доме: ... подхватили Илью Ильича и начали
осыпать его ласками и похвалами: он едва успевал утирать следы непрошенных поцелуев.
Няня – это тот человек, который изо дня в день рядом с Ильёй. Няня ждёт его
пробуждения утром, а вечером, взяв его с коленей матери, уносила сонного в постель. И
любит она его не меньше мамы. Более того, писатель пишет о чувствах безымянной няни,
в отличие от мамы: ... все дни и ночи няни наполнены были ... то пыткой, то радостью,
то страхом, то умилением или смутной тоской за его будущность: этим только и
билось сердце её... Но вот слёз сентиментального барина она не удосужилась. Почему? Во-
первых, в отрочестве её сменил Захарка (которому, если барину покажется что-то не так,
можно было поддать ногой в нос), во-вторых, и это важнее, няня вносила в жизнь
мальчика страсти, чувства, эмоции, которых он, глядя на обломовское существование,
всячески старался избежать: когда он просыпается, оба они хохочут; а когда слушает её
сказки, нервы напрягались как струны.
В результате все эти любящие и заботливые люди вырастили абсолютно
безвольного и беспомощного взрослого человека! А ведь родился Илья, как и все дети,
любознательным, пытливым ребёнком. Молясь с мамой, рассеянно повторял слова, глядя
в окно, откуда его призывно манило в живой, полный приключений и открытий мир.
Ребёнок не дождался предостережений матери: он уж давно на дворе. Он с радостным
изумлением, как будто в первый раз, обежал дом... Ему страсть хочется взбежать на
галерею... Он не внимал запрещениям матери и направился к соблазнительным
ступеням... Он бросился к сеновалу, с намерением взобраться по крутой лестнице... Его
постоянно тянет вверх, как будто он хочет преодолеть замкнутый мир Обломовки.
И блаженный миг свободы от обломовских оков настал – послеобеденный сон!
Анализируя этот отрывок, работаем с глаголами: они имеют конкретную семантику
(искал, ловил, забирался, роется, отыскивает), причём подбор однокоренных слов и
синонимов усиливает живописность картины подчёркиванием семантических оттенков
(убегал, взбегал, обегал, выбежит, сбегать). Выразительны и сопутствующие глаголам
слова, передающие динамику движений мальчика и его радостное, восторженно-активное
восприятие мира, противоположное всеобщей апатии окружающих (на цыпочках,
пристально, с замирающим сердцем, с наслаждением и т.д.).
19
После сна пили чай, занимались чем-нибудь, ужинали и убаюкивали мальчика
сказками. «Вот день-то и прошёл, и слава богу! Прожили благополучно; дай бог и завтра
так!» – делает вывод автор от имени обломовцев.)
- Какие же законы обломовщины с рождения определяли жизненный путь
человека? (1) Забота о пище была первая и главная забота; 2) всепоглощающий, ничем
непобедимый сон, истинное подобие смерти; 3) сказка до конца жизни сохраняет свою
власть.)
- Какую роль в философии обломовщины играет сказка? (Сказка для обломовцев
– это не просто попытка с помощью воображения объяснить и разгадать мир, но реакция
на страшный мир реальной жизни, от которой люди так надёжно спрятались, заменив
жизнь вымыслом: ... сон, вечная тишина вялой жизни и отсутствие движения ...
заставляли человека творить среди естественного мира другой, несбыточный... Глаза
старухи искрились огнём; голова дрожала от волнения; голос возвышался до
непривычных нот. Неудивительно, что ироничное описание няни, через которое
выражается отношение автора к такой роли сказки, вызывает у ребёнка соответствующую
реакцию: объятый неведомым ужасом, жался к ней со слезами на глазах. В свою очередь
страхи порождали суеверия.
20
В результате Гончаров делает вывод: ... Илья Ильич ... на
каждом шагу всё ждёт чего-то страшного и боится.) Итак, сказка подавляла волю
человека, вселяя в него ужас перед действительностью, и заставляла его мечтать о той
волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей ... где так хорошо кормят и одевают
даром.
- Зачем писатель, показав примеры из жизни семилетнего Ильи, вновь повествует
об этой жизни, но уже в 13 – 14-летнем возрасте? (От конкретизации автор переходит к
обобщению, тем самым подчёркивая типичность обломовщины как явления русской
жизни первой половины ХIХ века. Недаром автор мельком упоминает ещё одного
мальчика, который почти никогда не учился, а больше ... плакал о том, что живёт среди
злодеев, что вот его и приласкать-то некому и никто любимого пирожка не испечёт ему.
Одновременно идёт расширение изображаемых сторон жизни: к повествованию о быте,
родителях, воспитанию добавляется проблема образования, и философия обломовщины
излагается как стройная теория.
А как жили взрослые в Обломовке?
1) Зачем дана жизнь? Бог весть. (Бессмысленное существование, то есть
отсутствие труда мысли: не слыхивали они о многотрудной жизни, о людях, отдающих
жизнь вечному, нескончаемому труду. Гончаров сознательно вводит описание ещё одного
зимнего вечера (первый был посвящён сказкам), во время которого обломовцы,
периодически погружаясь в дремоту, беседуют. О чём? Пустые фразы о бренности
человеческой жизни, затем глупый гомерический хохот по поводу катания три года назад
на салазках и в конце бурное обсуждение примет. Видит Илья Ильич во сне не один, не два
таких вечера, но целые недели, месяцы и годы...)
2) Плохо верили душевным тревогам, ... боялись, как огня, увлечения страстей,
душа мирно, без помехи, утопала в мягком теле. (Бездуховное существование, то есть
отсутствие труда души.)
3) Они сносили труд как наказание. (Паразитическое существование, то есть
отсутствие физического труда: Илья Иванович простёр свою заботливость даже до
того, что однажды, гуляя по саду, собственноручно приподнял, кряхтя и охая, плетень...)
В результате этих трёх составляющих человеку ничего не нужно: жизнь как покойная
река текла мимо и сводилась к трём главным актам жизни: родинам, свадьбе,
похоронам. Но нигде в этих актах жизни не нашлось места ни книге, ни образованию:
Илья Иванович не подозревал в чтении существенной потребности, а считал его
роскошью, ... без которой легко обойтись можно... к авторам ... он усвоил полупрезрение.)
- Почему обломовцы, мучая своих чад, отдавали всё-таки их учиться? (Старики
понимали выгоду просвещения: ... уже все начали выходить в люди, то есть приобретать
чины, кресты и деньги не иначе, как только путём ученья.) Можно ли это назвать учёбой?
А чему действительно научился Илья? (Лукавству, хитрости, помогающей отлынивать
от учёбы.)
- Какие слова являются ключевыми в эпизоде «Сон Обломова»? (Сон, тишина,
безмолвие, спокойствие, молчание, лень, неподвижность; они усилены эпитетами:
невозмутимое, глубокая, вечная, мёртвое.)
- Сравните первое описание Ильи (в 7 лет) и последнее (в 13 – 14 лет). (Ему легко,
весело; он шалит. – А иногда он проснётся бодрый, свежий, весёлый... Он крепится,
крепится, наконец не вытерпит, прыг с крыльца... А в доме гвалт: Илюши нет!.. Люди
овладели барчонком, окутали его в тулуп, потом в шубу, потом в два одеяла, и ...
принесли на руках домой.) И в начале романа мы видим уже взрослого Илью, всё ещё
окутанного, но теперь в халат. Какие слова вы бы взяли эпиграфом к уроку? (Илюша,
лелеемый как экзотический цветок, ... рос медленно и вяло. Ищущие проявления силы
обращались внутрь и никли, увядая.)
- Определите тему эпизода «Сон Обломова» (обломовщина как жизненная
философия) и его идею (сон подобен смерти, жизнь – это сон, следовательно,
обломовщина как философия жизни смертельно опасна для человека). Соотнесите темы и
идеи 1 части романа и эпизода. Какова роль данного эпизода в «Обломове»? (Тема
эпизода помогает понять, почему не состоялась жизнь героя, а идея поясняет авторское
отношение к поднятой в произведении проблеме. Без этого эпизода роман не имел бы
такой силы обобщения и типизации, а, следовательно, не стал бы новым словом в
осмыслении нашей жизни и в развитии русской литературы.) Вернитесь к определению
роли этого эпизода, данному Гончаровым. Как вы понимаете его слова?
Примечания
1
О методике анализа эпизода можно прочитать в статьях Никитиной Е.А. (РЯШ,
2003, № 4), Павловой Н.И. (ЛВШ, 2003, № 7), Сычёва Б.П. (ЛВШ, 2003, № 9).
2
Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? // Гончаров И.А. Обломов.
Кишинёв, 1969. С. 507.
3
Там же. С. 450.
4
Шевцова Л. О критике А.В.Дружинина. // Литература в школе, 2005, № 1. С. 10.
5
Добролюбов Н.А. Указанное сочинение. С. 483.
6
Там же. С. 509.
7
Лощиц Ю. Феномен Гончарова. // Огонёк. 1982.
8
Добролюбов Н.А. Указанное сочинение. С. 481.
9
Алексеева Ю.М. Симбирские прототипы И.А.Гончарова. // Литература в школе,
2003, № 5. С. 15.
10
Рогалёв А.Ф. Имена собственные в романах И.А.Гончарова. // Литература в
школе, 2004, № 3. С. 20.
11
Петрова Н.К. «Удивительно плавен и ровен...» // Русская речь,1987, № 3. С. 37 –
38.
12
Мельник В.И. Философские мотивы в романе И.А.Гончарова «Обломов». //
Русская литература,1982, № 3. С. 97.
13
Тирген П. Обломов как человек – обломок. // Русская литература, 1990,№ 3. С.
24.
14
Орнатская Т.И. Обломок ли Илья Ильич Обломов? // Русская литература, 1991,
№ 4. С. 230.
15
Николина Н.А. Имя собственное в романе И.А.Гончарова «Обломов». //
Русский язык в школе, 2001, № 4. С. 57.
16
Лощиц Ю. Гончаров. М., 1977. С.172.
17
Отрадин М.В. «Сон Обломова» как художественное целое. // Русская
литература, 1992, № 1. С. 5.
18
Дорофеева Т.С. Особенный слог И.А.Гончарова. // Русская речь,1982, № 3. С.
35.
19
Подробнее о стиле И.А.Гончарова см.: Бельчиков Ю.А. «Я ... увлекаюсь больше
всего... «своею способностью рисовать»...» // Русский язык в школе, 1991, № 4. С. 48 – 56.
20
О роли сказки в романе «Обломов» см.: Отрадин М.В. Указанное сочинение. С.13 – 14.
Литература - еще материалы к урокам:
- Конспект урока литературы "Подготовка к сочинению – анализу рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»" 11 класс
- Конспект урока литературы "Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака «Зимняя ночь»" 11 класс
- Тест по рассказу "М.М. Шолохова «Судьба человека»" 9 класс
- Сценарий Литературной гостиной "И вновь душа поэзии полна..."
- Литературная гостиная по басням Ивана Андреевича Крылова
- Технологическая карта урока литературы "Час ученичества (по новелле Л.Х. Борхеса Роза Парацельса)" 11 класс