Всероссийская олимпиада школьников школьный этап литература 9 класс

1
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП
ЛИТЕРАТУРА
9 КЛАСС
Инструкция по выполнению задания
Участники школьного этапа олимпиады по литературе выполняют два
типа заданий: аналитическое (комплексный анализ текста) и творческое.
Время выполнения заданий 3 астрономических часа. Максимальный
общий балл за работу – 100 баллов.
Аналитическое задание
Участнику олимпиады предлагается провести комплексный анализ
художественного текста. Анализируя его, ученик должен показать степень
сформированности аналитических, филологических навыков. Ученик сам
определяет методы и приёмы анализа, структуру и последовательность
изложения своих мыслей.
Бунин Иван Алексеевич
Роза Иерихона
В знак веры в жизнь вечную, в воскресение из мертвых, клали на Востоке
в древности Розу Иерихона в гроба, в могилы.
Странно, что назвали розой да еще Розой Иерихона этот клубок сухих,
колючих стеблей, подобный нашему перекати-поле, эту пустынную жесткую
поросль, встречающуюся только в каменистых песках ниже Мертвого моря, в
безлюдных синайских предгориях. Но есть предание, что назвал ее так сам
преподобный Савва, избравший для своей обители страшную долину
Огненную, нагую мертвую теснину в пустыне Иудейской. Символ
воскресения, данный ему в виде дикого волчца, он украсил наиболее
сладчайшим из ведомых ему земных сравнений.
Ибо он, этот волчец, воистину чудесен. Сорванный и унесенный
странником за тысячи верст от своей родины, он годы может лежать сухим,
серым, мертвым. Но, будучи положен в воду, тотчас начинает распускаться,
давать мелкие листочки и розовый цвет. И бедное человеческое сердце
радуется, утешается: нет в мире смерти, нет гибели тому, что было, чем жил
когда-то! Нет разлук и потерь, доколе жива моя душа, моя Любовь, Память!
Так утешаюсь и я, воскрешая в себе те светоносные древние страны, где
некогда ступала и моя нога, те благословенные дни, когда на полудне стояло
солнце моей жизни, когда, в цвете сил и надежд, рука об руку с той, кому бог
судил быть моей спутницей до гроба, совершал я свое первое дальнее
странствие, брачное путешествие, бывшее вместе с тем и паломничеством во
святую землю господа нашего Иисуса Христа. В великом покое вековой
2
тишины и забвения лежали перед нами ее Палестины - долы Галилеи, холмы
иудейские, соль и жупел Пятиградия. Но была весна, и на всех путях наших
весело и мирно цвели всё те же анемоны и маки, что цвели и при Рахили,
красовались те же лилии полевые и пели те же птицы небесные, блаженной
беззаботности которых учила евангельская притча...
Роза Иерихона. В живую воду сердца, в чистую влагу любви, печали и
нежности погружаю я корни и стебли моего прошлого - и вот опять, опять
дивно прозябает мой заветный злак. Отдались, неотвратимый час, когда
иссякнет эта влага, оскудеет и иссохнет сердце - и уже навеки покроет прах
забвения Розу моего Иерихона.
__________________________________________
Иерихон город в Палестине, существовавший в 7—2 тысячелетиях до
н.э. По имени города назван цветок, о котором идет речь в рассказе.
Мертвое море бессточное соленое озеро на территории Израиля и
Иордании, в которое впадает река Иордан. Из-за высокой солености
органической жизни в озере нет (за исключением некоторых видов
бактерий).
Жупел по библейским представлениям, горящая сера в аду. Иудейская
пустыня примыкает к южной оконечности Мертвого моря. Волчец
колючие травы.
"..лежали перед нами ее Палестины..." слово алестины" здесь
употреблено в разговори.чл значении: край, местность (обычно во
множественном числе "родные Палестины"); это значение взято из
Библии, из Второй Книги Моисеевой, где рассказано о возвращении евреев
го плена египетского в родные палестинские края.
Галилея северная часть древней Палестины.
Рахиль в Первой Книге Моисеевой - вторая жена патриарха Иакова,
мать Иосифа; история любви Иакова к Рахили много раз служила материалом
для произведений словесного искусства.
"...красовались те же пинии полевые и пели те же птицы небесные,
блаженной беззаботности которых учила евангельская притча.."
имеется в виду притча Иисуса о богатом, который собирает сокровища для
себя, а не в Бога богатеет (Евангелие от Луки).
Опорные вопросы:
1) Определите основные смыслы текста, его сюжетные линии. Какие
ключевые образы-символы каждого абзаца помогают понять смысл
текста?
2) Охарактеризуйте образ героя-повествователя. Можно ли назвать его
лирическим героем? Свой ответ обоснуйте.
3) Галилея…Гефсиманский сад, Голгофа, Палестина… Как и почему
упоминает в своём произведении эти земли Бунин? Какое отношение
3
имеют они к тому, без чего невероятно страдал писатель в изгнании, -
к Родине, к России?
4) Приведите примеры метафор из текста. Какую роль в тексте играют
метафоры?
5) В предпоследнем абзаце автор использует аллюзию. Найдите её.
Аллю
́
зия (лат. allusio «намёк, шутка») стилистическая фигура,
содержащая указание, аналогию или намёк на некий литературный,
исторический, мифологический или политический факт, закреплённый в
текстовой культуре или в разговорной речи. Материалом при
формулировке аналогии или намёка, образующего аллюзию, часто
служит общеизвестное историческое высказывание или какая-
либо крылатая фраза. В том числе могут использоваться библейские
сюжеты. Например, название фильма «В. Давыдов и Голиаф» отсылает к
широко известному библейскому сюжету про Давида и Голиафа.
6) Определите жанр текста, обоснуйте свой ответ.
7) С точки зрения литературного критика Архангельского, роза
Иерихона символизирует для Бунина Россию, унесённую в сердце.
Постоянное воскрешение Родины в себе вот призвание эмигрантов.
А вы согласны с позицией Архангельского?
Творческое задание
Перед вами стихотворения поэтов ХIХ–ХХ веков.
Прочитайте их и выполните следующие задания:
1) Определите автора каждого стихотворения. Объясните, почему вы так
решили. Какие детали помогли вам в этом?
2) Представьте, что вам нужно публиковать эти стихотворения в книге или
Интернете. Напишите вступительную статью к такому сборнику.
3) Если бы вы писали своё стихотворение о музе, какими деталями вы бы
дополнили этот образ и почему? Дайте примеры 2–3 таких деталей.
4) Знаете ли вы другие примеры стихотворений, в которых поэты пишут о
музе? Назовите их (максимум 5-6).
1) «Муза ушла по дороге»
Муза ушла по дороге,
Осенней, узкой, крутой,
И были смуглые ноги
Обрызганы крупной росой.
Я долго ее просила
4
Зимы со мной подождать,
Но сказала: "Ведь здесь могила,
Как ты можешь еще дышать?"
Я голубку ей дать хотела,
Ту, что всех в голубятне белей,
Но птица сама полетела
За стройной гостьей моей.
Я, глядя ей вслед, молчала,
Я любила ее одну,
А в небе заря стояла,
Как ворота в ее страну.
2) «Муза»
Когда я ночью жду ее прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
И вот вошла. Откинув покрывало,
Внимательно взглянула на меня.
Ей говорю: "Ты ль Данту диктовала
Страницы Ада?" Отвечает: "Я!".
3) «О муза, друг мой гибкий»
О муза, друг мой гибкий,
Ревнивица моя.
Опять под дождик сыпкий
Мы вышли на поля.
Опять весенним гулом
Приветствует нас дол,
Младенцем завернула
Заря луну в подол.
Теперь бы песню ветра
И нежное баю -
За то, что ты окрепла,
5
За то, что праздник светлый
Влила ты в грудь мою.
Теперь бы брызнуть в небо
Вишневым соком стих
За отческую щедрость
Наставников твоих.
О мед воспоминаний!
О звон далеких лип!
Звездой нам пел в тумане
Разумниковский лик.
Тогда в веселом шуме
Игривых дум и сил
Апостол нежный Клюев
Нас на руках носил.
Теперь мы стали зрелей
И весом тяжелей...
Но не заглушит трелью
Тот праздник соловей.
И этот дождик шалый
Его не смоет в нас,
Чтоб звон твоей лампады
Под ветром не погас.
4) «Музе»
О муза! наша песня спета.
Приди, закрой глаза поэта
На вечный сон небытия,
Сестра народа - и моя!