Внеклассное мероприятие "П.И. Чайковский Времена года. Осень"

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Детская школа
искусств имени А.И. Баева» Северного района Новосибирской области
Внеклассное мероприятие
Тема: «П.И. Чайковский Времена года. Осень»
Выполнила: преподаватель Мамакова И.Г.
с. Северное, 2018
Цель: Ознакомление обучающихся со сборником фортепианных пьес П.И.
Чайковского «Времена года» Сентябрь, Октябрь, ноябрь.
Задачи:
1. Формировать навык слушания классической музыки, определить ее характер;
2. Воспитывать понимание классической музыки;
3. Формирование мотиваций к изобразительной деятельности и музыки;
4. Расширение знаний по истории искусства.
Ход урока:
Многие композиторы в своем музыкальном творчестве обращались к теме
времен года. Это и И. Гайдн, П.И. Чайковский, А. Вивальди, Е. Крылов и многие
другие. Сегодня мы коснемся этой темы на примере П.И. Чайковского (1840-
1893).
Много лет тому назад сам композитор П.И. Чайковский сказал такие слова: «Я
хотел бы, чтобы музыка моя распространялась, чтобы с каждым днем
увеличивалось бы число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и
подпору» И мы сегодня, в начале XXI в., можем с уверенностью сказать, что
мечта композитора сбылась. Его музыка самая популярная в мире. По данным
ЮНЕСКО Чайковский самый исполняемый в мире композитор. Удивительно
разнообразно, широко в жанровом отношении творчество этого великого
композитора. Его основная тема- борьба человека за счастье, добро, свет и
свободу, против сил тьмы, против жестокости и насилия. Главное назначение
музыки, как мы видим раскрывать внутренний мир человека, всю богатейшую и
разнообразную гамму настроений, различных состояний его души. Один из
популярных циклов для фортепиано – «Времена года» Чайковского.
Сборник фортепианных пьес «Времена Года» состоит из 12 небольших
музыкальных зарисовок, которые соответствуют 12 месяцам года. Средствами
музыкальных звуков композитор рисует картину природы или душевное
состояние человека в определенную пору года. Удивительно точно переданы
малейшие движения души и изменения в природе, настолько точно, что слова при
этом не требуются, достаточно только поэтического эпиграфа, который помогает
настроится на картину.
Каждая пьеса была снабжена стихотворным эпиграфом из произведений русской
классики.
Сентябрь «Охота»
«Пора, пора! Рога трубят:
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят;
Борзые прыгают на сворах».
А.С. Пушкин
Первые дни осени приносят с собой возможность предаваться любимой забаве,
как господ, так и простолюдинов охоте. И эпиграфом к этому произведению
стало четверостишие авторства Пушкина, подчеркнувшего охотничий азарт,
громкий гул рожков и лай своры борзых. Словно вторя ему, Чайковский начинает
пьесу с громких аккордов зова охотничьих рожков. Быстрое аллегро в середине
пьеса имитирует погоню и взмыленных лошадей, нетерпеливых всадников,
наклонившихся в седле.
Страсть сентябрьской охоты разгорается от радости поймать добычу и
заготовить на зиму припасы. Небывалый азарт только успевает захватить
слушателей, как лирическая мелодия рисует в воображении крадущихся по следу
зайца гончих, веселую и шумную погоню и финал – ловлю беглеца и конец охоты.
Октябрь «Осенняя песнь»
Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья желтые по ветру летят…»
А.К. Толстой
В качестве эпиграфа для поэтического описания Чайковский выбрал
коротенькое двустишие А.Н. Толстого, в котором по ветру летят желтые листья,
осыпающиеся с деревьев в саду. Слышится стук спелых яблок, падающих на
крышу, грустный шелест листвы и печаль увядающей природы передают тихие
аккорды, вот в середине пьесы легкие трели напоминают о теплых лучиках
солнца, проскальзывающих в сад и освещающих золото убранства деревьев.
Трепетное чувство, охватывающее душу, дарит последнюю надежду на тепло, а
затем природа вздыхает, темп замирает и затихает. Лирическая зарисовка пьесы
очень душевная, она дает насладиться запахом костра и прозрачным осенним
воздухом со свежестью первых вечерних заморозков.
Ноябрь «На тройке»
«Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда затуши».
Н.А. Некрасов
Некрасов писал о ноябре, преддверии русской зимы, как о первой пороше, на
которой оставляет след тройка, звенящая веселым колокольчиком, разгоняющим
тревогу на душе.
Чайковский тоже пьесу «ноября» посвятил исконно русскому сюжету быстрой
езде на тройке лошадей, радости первому снегу и пока еще не колючему ветру,
овевающему щеки. Морозы уже бодрят, но солнце светит ярко, и снег блестит по
копытами мчащихся коней.
А теперь я предлагаю послушать эту прекрасную музыку, и прошу ответить на
вопросы:
1. Какой характер прослушанных пьес;
2. Какие вы представляете образы, которые описаны музыкальными
средствами.
И в заключении нашего мероприятия я бы хотела чтобы образы, которые
навеяла вам музыка вы перенесли бы на бумагу и нарисовали свои картины
природы осенних месяцев.