Сценарий литературного вечера, посвящённого 205-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
"Школа № 2116 "Зябликово"
Сценарий литературного вечера,
посвящённого 205-летию
со дня рождения М.Ю. Лермонтова
(для учащихся 7-9 классов)
подготовила
учитель русского языка и литературы
Колесник Дарья Сергеевна
Литературный вечер, посвящённый юбилею М.Ю. Лермонтова
Действующие лица:
ведущий 1
ведущий 2
Бабушка Елизавета Арсеньевна
отец Юрий Петрович
Юный Лермонтов
Чтец
Варенька Лопухина
Печорин («Герой нашего времени»)
Княжна Мери («Герой нашего времени»)
Вера («Герой нашего времени»)
Кирибеевич («Песня про купца Калашникова»)
Алёна Дмитриевна («Песня про купца Калашникова»)
купец Калашников («Песня про купца Калашникова»)
Оборудование:
Презентация
(слайд 1)
Звучит романс «Выхожу один я на дорогу…»
Ведущий 1
15 октября 2019 года исполнилось 205 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Этот вечер мы посвятим
поэту, чье творчество - одна из вершин русской и мировой литературы.
Ведущий 2. В дождливую ночь 15 октября 1814 года в большом доме села Тарханы долго не могли
уснуть. Молодая барышня Мария Арсеньева все никак не могла успокоить новорожденного сына, всё
качала и качала недоношенного, слабого мальчика.
(слайд 2)
Ведущий 1
Тяжело перенесла роды мать. От тревог, переживаний и бессонной ночи осунулся отец. Но была в доме
женщина, сохранявшая даже в эти трудные часы спокойствие и твердую решимость. Елизавета
Арсеньева была женщина властная домовитая помещица, она всюду и всегда наводила свой порядок.
Бабушка сразу поняла внук ее очень слабый и заботу о нем надо брать в свои руки. Она объявила
молодым родителям, что сама будет крестной мальчика и назовет его Михаилом
Ведущий 2
В эту тревожную ночь в доме у Красных ворот мы знакомимся с главными действующими лицами
семейной драмы, которая окажет влияние на всю судьбу одного из величайших поэтов России - Михаила
Юрьевича Лермонтова.
(слайд 3)
Ведущий 1
Ему дали жизнь Мария Михайловна и Юрий Петрович. Но статная пожилая женщина воспитает его,
окружит такой несказанной любовью и заботой, на которую способна только любящая бабушка.
Ведущий 2
Тугой узел семейной драмы завязался именно в ту пору, когда Юрий Петрович попросил руки Марии
Михайловны, а ее мать, произнесла слово «нет». Это повторила вся родня: они не пара, слишком беден
по нынешним временам этот отставной капитан.
(слайд 4)
Ведущий 1
Но Мария Михайловна сказала «да» и сумела настоять на своем.
А что же Елизавета Алексеевна? Ради дочери она пошла на уступки. И он стал ее мужем. Но неприязнь к
Юрию Петровичу сохранилась и нарастала с каждым днем. (Звучит II часть сонаты №2 Бетховена)
Ведущий 2
Здоровье Марии Михайловны вызывало опасения. Годы болезни закончились трагедией: 24 февраля
1817г. она скончалась. Лермонтову не было еще и трех лет. Но день похорон матери он запомнил на всю
свою жизнь:
Чтец
Он был дитя, когда в тесовый гроб
Его родную с пеньем уложили.
Он помнил, что над нею черный поп
Читал большую книгу, что кадили
И прочее... и что, закрыв весь лоб
Большим платком, отец стоял в молчанье.
И что когда последнее лобзанье
Ему велели матери отдать,
То стал он громко плакать и кричать,
И что отец, немного с ним поспоря,
Велел его посечь... (конечно, с горя).
(слайд 5)
Бабушка
Сегодня ровно 9 дней со смерти моей дочери. И теперь Вы, Юрий петрович, должны покинуть наше
имение. Собирайте вещи, и чтобы завтра Вас уже не было в Тарханах.
Юрий Петрович
Я хочу забрать своего сына с собой.
Бабушка
Вы – отставной капитан. Что Вы можете дать моему внуку? Мишель – наследник моего состояния, но с
тем условием, что до полного совершеннолетия он будет воспитываться только мной! Впрочем, иногда я
позволю Вам навещать мальчика.
Юрий Петрович
Подумайте о мальчике. Как он перенесёт разлуку со мной?
Бабушка
Мишель ни в чём не будет нуждаться. Я отвезу его на минеральные воды Кавказа, положу свыше
четырёх тысяч на его воспитание. Он – аристократ рода Столыпиных, а ваш род слишком бедный и
захудалый. Я была против вашего брака, но уступила дочери. Теперь Машеньки нет, но внука я вам не
отдам!
Юрий Петрович (за сцену)
Сердце разрывается от тоски. Прощай, сын! Я буду приезжать к тебе при каждой возможности!
Бабушка
Исключительно с моего позволения!
(детский голос из-за сцены)
Папа! Не уезжай, папа!
(слайд 6)
(слайд 7)
Ведущий 1
Лермонтов тяжело переносил напряженную обстановку в семье и это не могло не сказаться на состоянии
его души. В 1827 году Михаил Лермонтов вместе с бабушкой переезжает в Москву и поступает в
Благородный пансион при университете.
Чтец
Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,
Как русский,- сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
Напрасно думал чуждый властелин*
С тобой, столетним русским великаном,
Померяться главою и обманом
Тебя низвергнуть. Тщетно поражал
Тебя пришлец: ты вздрогнул - он упал!
Вселенная замолкла... Величавый,
Один ты жив, наследник нашей славы.
(слайд 8)
Ведущий 2
За годы учебы им было написано более 60 стихотворений и несколько поэм. 1831 год оказался для юного
поэта очень тяжелым. В день, когда будущему поэту исполнилось 17 лет, он получил известие о
скоропостижной смерти отца.
Чтец
Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть,
И жребий чуждого изгнанника иметь
На родине с названьем гражданина!
Но ты свершил свой подвиг, мой отец,
Постигнут ты желанною кончиной;
Дай бог, чтобы, как твой, спокоен был конец
Того, кто был всех мук твоих причиной!
(слайд 9)
Ведущий 1
Весной 1832 г. в судьбе Лермонтова наступил решительный перелом: при переходе на следующий курс
университета он не сдал экзамен. Произошла история, обычная для творческих натур: студент много знал
сверх программы, но не мог ответить на элементарные вопросы. Его не отчислили прямо, но
посоветовали уйти, как было записано в протоколе. По настоянию родни Лермонтов поступил в военную
школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге. Лермонтов проведет там два
года и назовет их «страшными». Единственный отрадой будут стихи и воспоминания о своей первой -
последней любви... (Звучит соната №1 Моцарта.)
Ведущий 2
Будучи студентом, он был страстно влюблен в молоденькую, милую, умную Варвару Александровну
Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная.
(Высвечивается портрет). Эту любовь Лермонтов пронес через всю свою жизнь.
Летом 1831 года Лопухины поехали погостить в подмосковное имение к Столыпиным. Сюда же приехала
и Елизавета Алексеевна Арсеньева с внуком. Уединенные прогулки в аллеях средневекового парка
сблизили Вареньку с юным Лермонтовым. (Музыка стихает)
Сцена 2
(слайд 10)
Лермонтов и Варенька гуляют по сцене, читая одну книгу.
Лермонтов (вслух читает книгу)
«С самого начала нашего знакомства я не чувствовал к ней ничего особенного кроме дружбы... Говорить
с ней, сделать ей удовольствие было мне приятно и только. Ее характер мне нравился: в нем видел я
какую-то пылкость, твердость и благородство, редко заметные в наших женщинах; одним словом что-то
первобытное... увлекающее — частые встречи, частые прогулки, невольно яркий взгляд, случайное
пожатие руки — много ли надо, чтоб разбудить таившуюся искру?.. Во мне она вспыхнула; я был
увлечен этой девушкой, я был околдован ею, вокруг нее был какой-то волшебный очерк; вступив за его
границу, я уже не принадлежал себе; она вырвала у меня признание, она разогрела во мне любовь, я
предался ей как судьбе, она не требовала ни обещаний, ни клятв... но сама клялась любить меня вечно —
мы расстались».
(останавливаются, берутся за руки)
Лермонтов
Я вынужден уезжать в Петербург на службу.
Варенька
Я буду тяжело переживать нашу разлуку! Я буду ждать вас, Мишель!
Мы случайно сведены судьбою,
Мы себя нашли один в другом,
И душа сдружилася с душою,
Хоть пути не кончить им вдвоём!
(слайд 11)
Лермонтов
Будь, о будь моими небесами,
Будь товарищ грозных бурь моих;
Пусть тогда гремят они меж нами,
Я рожден, чтобы не жить без них.
Ведущий 1
И вдруг, спустя 4 года, как гром средь ясного неба: Варенька выходит замуж. Тяжело перенес Лермонтов
это известие.
(Герои расходятся. Лермонтов возвращается на сцену и читает вслух письмо. За сценой – голос
Вареньки: «Дорогой Мишель! Вы, верно, женитесь на Екатерине Сушковой. Я же выхожу замуж за
Николая Ивановича Бахметева. Такова воля отца, и я не могу ей противиться… Прощайте, Мишель, и
простите меня!»)
Лермонтов (пишет в письме и читает вслух)
Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Ведущий 1
Лермонтов, будучи 1830-х годах офицером русской армии, ведшей боевые действия на Кавказе, близко
был знаком как с армейской жизнью, так и с бытом и обычаями местного населения. При написании
романа «Герой нашего времени» эти знания были широко использованы писателем.
(звучит «Ноктюрн» П. И. Чайковского)
Сцена 3
(слайд 12)
Печорин
- Сегодня я встал поздно; прихожу к колодцу – никого уже нет. Становилось жарко; Воздух был напоен
электричеством. Я углубился в виноградную аллею, ведущую в грот; мне было грустно. Я думал о той
молодой женщине, с родинкой на щеке, про которую говорил мне доктор Вернер. Зачем она здесь? и
она ли? И почему я думаю, что это она?., и почему я даже так в этом уверен? Мало ли женщин с
родинками на щеках! (подходит к гроту)
- Вера!
Вера
- Я знала, что вы здесь..
Печорин
- Мы давно не видались.
Вера
- Давно, и переменились оба во многом!
Печорин
- Стало быть, уж ты меня не любишь?..
Вера
- Я замужем.
Печорин
- Опять? Однако несколько лет тому назад эта причина также существовала; но между тем...
- Может быть, ты любишь своего второго мужа?
- Или он очень ревнив? (Молчание).
- Что же? Он молод, хорош, особенно, верно, богат, и ты боишься... (Вера плачет)
Вера
- Скажи мне, тебе очень весело меня мучить? Я бы тебя должна ненавидеть: с тех пор, как мы знаем друг
друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий!
Печорин
- Может быть, ты оттого-то именно меня и любила: радости забываются, а печали никогда!..
Вера
- Ты знаешь, что я твоя раба: я никогда не умела тебе противиться... и я буду за это наказана: ты меня
разлюбишь! О, я прошу тебя, не мучь меня по-прежнему пустыми сомнениями и притворной
холодностью: я, может быть, скоро умру, я чувствую, что слабею со дня на день... и, несмотря на это, я
не могу думать о будущей жизни, я думаю только о тебе... (Вера уходит)
Печорин
- За что она меня так любит, право, не знаю! Тем более, что это одна женщина, которая меня поняла
совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями… Неужели зло так
привлекательно?
Сцена 4
(слайд 13)
Грушницкий
Я люблю княжну до безумия... и я думаю, я надеюсь, она также меня любит... У меня есть просьба: ты
будешь нынче у них вечером... обещай мне замечать всё: ты лучше меня знаешь женщин... Женщины!
женщины! кто их поймет? Вот хоть княжна: вчера ее глаза пылали страстью, останавливаясь на мне,
нынче они тусклы и холодны...
Печорин
Скажи мне, однако, как твои дела с нею? Как ты думаешь, любит ли она тебя?..
Грушницкий (смутившись)
Любит ли? Помилуй, Печорин, какие у тебя понятия! .. как можно так скоро?.. Да если даже она и любит,
то порядочная женщина этого не скажет...
Печорин
Хорошо! И, вероятно, по-твоему, порядочный человек должен тоже молчать о своей страсти?..
Грушницкий
Эх, братец! на всё есть манера; многое не говорится, а отгадывается...
Печорин
Это правда... Только любовь, которую мы читаем в глазах, ни к чему женщину не обязывает, тогда как
слова... Берегись, Грушницкий, она тебя надувает...
Грушницкий
(самодовольно улыбнувшись)
мне жаль тебя, Печорин!.. (презрительно). Ты во всем видишь худую сторону... матерьялист!
Сцена 5
Мери (сидит)
Вы странный человек! Отчего вы не знакомились со мной?
Печорин
Я не хотел с вами знакомиться, потому что вас окружает слишком густая толпа поклонников, и я боялся
в ней исчезнуть совершенно.
Мери
Вы напрасно боялись! Они все прескучные...
Печорин
Все? Неужели все?
Мери (решительно)
Все…
Печорин
Даже мой друг Грушницкий?
Мери
А он ваш друг?
Печорин
Да.
Мери
Он, конечно, не входит в разряд скучных...
Печорин
Но в разряд несчастных (смеясь)
Мери
Конечно! А вам смешно? Я б желала, чтоб вы были на его месте...
Печорин
Что ж? я был сам некогда юнкером, и, право, это самое лучшее время моей жизни!
Мери (разочарованно)
А разве он юнкер?..А я думала...
Печорин
Что вы думали? Что он разжалованный офицер?… Бедный Грушницкий! Ему не понравится то, что я
выдал его тайну.
Мери
А вы опасный человек! Я бы лучше желала попасться в лесу под нож убийцы, чем вам на язычок… Я вас
прошу не шутя: когда вам вздумается обо мне говорить дурно, возьмите лучше нож и зарежьте меня, я
думаю, это вам не будет очень трудно.
Печорин
Разве я похож на убийцу?
Мери
Вы хуже…
Печорин
Да, такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств,
которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я
стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал
злопамятен; я был угрюм,— другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их — меня
ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир,— меня никто не понял:
и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие
мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли. Пробегаю в памяти всё
прошедшее моё и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился? А верно она
существовала, и верно было мне назначение высокое (Уходит)
(музыка из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»)
Ведущий 2
В своём творчестве Лермонтов часто обращался к истории. Ещё с ранних лет у поэта появился интерес и
к русскому фольклорному творчеству. Толчком к созданию его «Песни про купца Калашникова» могла
послужить история трагической дуэли Пушкина
.
Так же, как и Калашников, Пушкин защищал не только
и не столько свою честь, как честь жены, честь семьи.
Сцена 6
(слайд 13)
Перед сценой идет Алёна Дмитриевна, её догоняет Кирибеевич, обнимает, берёт за руки , Алёна
Дмитриевна вскрикивает, отпрыгивает)
Кирибеевич:
Что пужаешься, красна девица?
Я не вор какой, душегуб лесной,
Я слуга царя, царя грозного,
Прозываюся Кирибеевичем,
(Алёна ещё больше пугается)
Отвечай мне, чего тебе надобно,
Моя милая, драгоценная!
Хочешь золота али жемчугу?
Как царицу наряжу тебя
Станут все тебе завидовать.
Полюби меня, обними меня
Хоть единый раз на прощание!
лёна Дмитриевна отбивается и убегает. У Кирибеевича остаётся в руках фата. Всё это
наблюдают соседки, смеются, перешёптываются)
Сцена 7
Алёна Дмитриевна прибегает домой без головного убора, с распущенными волосами.
Калашников:
Уж ты где, жена, жена, шаталася?
На каком подворье, на площади,
Что растрёпаны твои волосы?
Уж гуляла ты, пировала ты,
Чай, с сынками всё боярскими!
Не на то перед святыми иконами
Мы с тобой, жена, обручилися.
Как запру я тебя за железный замок,
Чтобы моё имя честное не порочила…
Алёна Дмитриевна:
(упав мужу в ноги)
Государь ты мой, красно солнышко,
Иль убей меня, или выслушай!
Твои речи – будто острый нож:
Не боюся смерти лютой,
А боюсь твоей немилости.
(Калашников поднимает её, садится напротив)
-- От вечерни шла я нонече
Вдоль по улице одинешенька.
Оглянулася - человек бежит.
И он сильно схватил меня за руки,
Стал меня целовать -ласкать, говорил:
Я слуга царя, прозываюсь Кирибеевичем.
(Калашников вскакивает)
Калашников:
Да, он слуга царя, царя грозного,
Опричник Кирибеевич, а из роду Скуратовых
И семьёю вскормлён Малютиной.
Алёна Дмитриевна:
А смотрели в калитку соседушки,
Смеючись, на нас пальцем показывали.
(Калашников нервно ходит. Жена подходит к нему)
-- Как из рук его я рванулася,
И остались в руках у разбойника
Мой узорный платок, твой подарочек.
(Молчание… Алёна Дмитриевна заплакала)
Алёна Дмитриевна:
- Опозорил он, осрамил меня,
Меня честную, непорочную!
(Калашников снова начал ходить взад вперёд. Жена бросается в ноги. Говорит с жаром)
- Ты не дай меня, свою верную жену,
Злым насильникам в поругание!
На кого, кроме тебя, мне надеяться…
(Калашников поднимает жену, провожает её за сцену, а сам садится за стол, задумался, подперев
голову руками)
Сцена 8
Боярин:
Ой, уж где вы, добрые молодцы?
Вы потешьте царя нашего батюшку!
Выходите – ка во широкий круг;
Кто побьёт кого, того царь наградит;
А кто будет побит, тому Бог простит!
(Выходит Кирибеевич. Царю в пояс кланяется, скидывает шубу, надевает рукавицы)
Кирибеевич (гордо, насмехаясь)
Присмирели, небось, призадумались!
Так и быть, обещаюсь, для праздника,
Отпущу живого с покаянием,
Лишь потешу царя нашего батюшку.
(на сцену выходит Калашников)
Кирибеевич:
А поведай мне, добрый молодец,
Ты какого роду, племени,
Каким именем прозываешься?
Калашников:
А зовут меня Степаном Калашниковым
И жил я по закону Господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью тёмною.
К тебе вышел я, басурманский сын,
Вышел я на страшный бой, на последний бой!
(Кирибеевич смутился. Затем молча расходятся и начинается кулачный бой. Кирибеевич ударил купца в
грудь, тот закачался, еле устоял на ногах; на груди, где висит крест, появляется кровяное пятно.)
Калашников:
Чему быть суждено, то и сбудется;
Постою за правду до последнего!
(Бьёт опричника в висок. Тот застонал, закачался и падает замертво, к нему подбегают опричники,
затем идут к царю, царь встал с трона, разгневался, стукнул посохом)
Царь:
Привести его
(купца хватают другие опричники и тащат к ногам царя)
Царь:
Отвечай мне по правде, по совести,
Вольной волею или нехотя,
Ты убил насмерть моего верного слугу,
Моего лучшего бойца Кирибеевича?
Калашников:
Я скажу тебе, православный царь:
Я убил его вольной волею,
А за что про что – не скажу тебе,
Скажу только Богу единому,
Прикажи меня казнить, не оставь лишь малых детушек,
Не оставь молодую вдову
Да двух братьев моих своей милостью…
Царь:
Хорошо тебе, удалой боец, сын купеческий,
Что ответ держал ты по совести.
Ты ступай теперь, детинушка,
На высокое место лобное,
И сложи свою буйную головушку.
(звучит «Элегия» Рахманинова)
(слайд 15)
Ведущий 1. Трагическая нелепая случайность (дуэль с Н. Мартыновым) оборвала жизнь поэта 15 июня
1841 года.
Ведущий 2В Лермонтове было два человека: один добродушный, для небольшого кружка ближайших
друзей и для тех немногих лиц, к которым он имел особенное уважение; другой заносчивый и
задорный, для всех прочих знакомых.
(слайд 16)
Ведущий 1 «С самого приезда своего в Пятигорск Лермонтов не пропускал ни одного случая, где бы мог
он сказать мне что-нибудь неприятное», – вспоминал Мартынов.
Ведущий 1 Знакомясь с поэзией Лермонтова, понимаешь, что пушкинским светлым, стремящимся к
гармонии строкам приходит трагическая лира Лермонтова.
Ведущий 2 В.Г. Белинский говорил, что поэзия Лермонтова «вышла из глубины оскорбленного духа, это
вопль, это стон человека».
(Слайд 17)
Ведущий 1 Но в людской памяти поэт жив. Во многих городах его именем названы улицы, стоят
памятники. Лермонтову посвящали монеты и марки. На его стихи написаны русские романсы.
Чтец Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы...
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.
(звучит «Лунная соната» Бетховена)
Список использованных ресурсов:
(тексты произведений, биографии, мемуары)
1. http://lermontov-lit.ru/lermontov/text/geroj-nashego-vremeni/geroj-nashego-vremeni.htm
2. https://stihi-rus.ru/1/Lermontov/129.htm
3.https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9A_*_(%D0%9C%D1%8B_%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%
87%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%BE_%D1%81%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD
%D1%8B_%D1%81%D1%83%D0%B4%D1%8C%D0%B1%D0%BE%D1%8E_%E2%80%94_%D0%
9B%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2)