Образовательный проект "Ожившие страницы" (П.И. Чайковский. «Детский альбом»)

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
ЗАТО Северск
«Детская школа искусств»
Усова Татьяна Львовна,
Шушканова Юнна Витальевна,
преподаватели по классу фортепиано
Образовательный проект «Ожившие страницы»
(П. И. Чайковский. «Детский альбом»)
Актуальность:
Сегодня для России чрезвычайно актуальны проблемы патриотического
воспитания подрастающего поколения и сохранения культурных ценностей
по причине падения интереса к истории своей страны и засилья Западной
коммерческой культуры. В связи с этим необходима музыкально-
просветительская деятельность среди учащихся и приобщение их к лучшим
образцам русской классической и современной музыки.
Гипотеза:
Реализация проекта «Ожившие страницы» послужит побудительной
мотивацией к изучению истории своей страны, повысит интерес к занятиям
по классу фортепиано, даст возможность учащимся, родителям и
слушателям расширить и обогатить свой музыкально - слуховой опыт.
Цель:
Создание условий для формирования творческих потребностей
учащихся через приобщение к лучшим образцам русской музыки.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширить педагогический репертуар;
2. Формировать положительное отношение детей к учебно-
воспитательному процессу;
Развивающие:
1. Создать условия для развития артистических навыков через
сольное исполнительство;
2. Пробудить в детях интерес и любовь к музыке, изобразительному
искусству, архитектуре, поэзии, истории своего Отечества;
3. Расширить навыки музыкально-исполнительской деятельности;
4. Приобрести навыки самостоятельной работы со справочными,
иллюстративными материалами, интернетом и т. д.
Воспитательные:
1. Воспитывать устойчивый интерес к занятиям за инструментом,
самостоятельность и ответственность;
2. Формировать у родителей чувство ответственности за процесс
обучения маленьких музыкантов, следить за физическим и эмоциональным
здоровьем своих детей;
3. Повысить самооценку учащихся в социуме, пробудить стремление
к самореализации.
План реализации проекта:
Основой для создания данного проекта послужил написанный в 2003
году альбом фортепианных пьес известного петербургского композитора
Сергея Баневича, посвящённый 300-летию Санкт-Петербурга и состоящий из
10 пьес.
1. 2016 год С. Баневич. «Петербургские страницы»
2. 2017 год П. И. Чайковский. «Детский альбом»:
выбор количества музыкальных номеров с учётом продолжительности
мероприятия не более 40-45 минут;
распределение пьес среди учащихся преподавателей методической
группы;
редактирование найденного материала;
распределение всего собранного материала согласно законам
драматургии;
создание сценария;
создание видеопрезентации;
определение даты и времени представления проекта;
репетиция на сцене, в которой все участники проекта демонстрируют
свою компетентность и готовность к выступлению;
создание афиш;
приглашение слушателей через средства массовой информации;
презентация проекта (22.03.2017г. и 05.04.2017г.)
3. 2019 год. И. Парфёнов. «Детский альбом»
Условия реализации проекта:
Участники проекта: преподаватели и учащиеся ДШИ, слушатели.
Общее количество участников – 60 человек.
Аудитория слушателей: учащиеся СОШ и ДШИ, воспитанники
кадетского корпуса, дошкольных учреждений, детских домов; общество
инвалидов и дети с ограниченными возможностями, и т.д.
Презентация Microsoft Office Power Point 2007. Тематический подбор
иллюстративного материала: репродукции картин русских художников,
старинные фотографии, открытки, гравюры; фото архитектурных
памятников, скульптур, видов Москвы и Санкт-Петербурга, стихи русских
поэтов.
Материально-техническая база: большой концертный класс, рояль,
экран, компьютер, видеопроектор, звуковое и световое оснащение.
Принципы реализации проекта:
Комплексный подход в создании данного проекта – синтез музыки,
поэзии, изобразительного искусства, использование мультимедийных
возможностей;
Индивидуальный подход, учитывающий возрастные особенности
учащихся;
Координация и взаимодействие педагогов, учащихся и родителей.
Основная задача данного сценария рассказать о жизни русского
дворянства, воспитании дворянских детей и русской усадьбе.
Во вступительной части даётся историческая справка о появлении сословия
дворянства, этапах его развития; дана характеристика его представителей.
В основной части сценария звучат пьесы из "Детского альбома", которые
были отобраны и сгруппированы соответственно следующим темам.
Воспитание дворянских детей: 1) Мама (пьеса ама", можно
использовать пьесу "Сладкая грёза"); 2) Няня (пьесы "Нянина сказка",
"Баба Яга"); 3) Гувернёр (пьеса "Старинная французская песенка").
Игрушки: 1) Лошадки (пьеса "Игра в лошадки"); 2) Солдатики (пьеса
"Марш деревянных солдатиков"); 3) Куклы ("Новая кукла").
Балы, как неотъемлемая часть жизни русского дворянства, обучение
детей танцам (пьесы "Вальс", "Мазурка", "Полька" - на выбор).
Русские дворяне и религия. Вера в Бога (пьеса церкви", возможно
исполнение пьесы "Утренняя молитва").
Сценарий предназначен для учащихся средних и старших классов, для
учащихся младших классов данный материал не подходит из-за сложности и
большого объёма информации.
Сценарий.
Ведущий:
Поводом для нашей встречи послужило замечательное произведение
П.И.Чайковского «Детский альбом», написанное в 1878 г., т.е. 139 лет назад.
А как жили дети 139 лет назад? Кто для них был близким человеком,
кто их воспитывал, в какие игрушки они играли, как учились, как
развлекались? Конечно, можно почитать исторические документы, повести,
романы, рассказы русских писателей того времени, посмотреть картины и
фотографии (фотография уже существовала в XIX веке). Но, оказывается, и
музыкальные произведения могут дать ключ к пониманию жизни детей и
взрослых второй половины XIX века.
Так «Детский альбом» Чайковского даёт нам возможность узнать о
жизни ваших сверстников в России, которые жили почти 150 лет назад. Сам
Пётр Ильич ставил целью «сделать ряд маленьких отрывков безусловной
лёгкости и с заманчивыми для детей заглавиями». Т. е. названия пьес
непосредственно связаны с жизнью детей того времени.
Сегодня обязательно будет звучать гениальная музыка великого
композитора, а также будет много исторических сведений, потому что очень
хочется, чтобы вы как можно более широко представили русскую
действительность XIX века.
Дворяне.
Начнём издалека и расскажем вам о русских дворянах. В XIX веке всё
общество в России делилось на группы или, как их называют, сословия:
дворяне, духовенство, купечество, мещане, крестьяне. Самым
привилегированным сословием было дворянство. Дворяне имели в
собственности землю, крепостных крестьян, занимали высшие
государственные должности. Посмотрите, какие поместья были у богатых
дворян. Это дворцы с большой парковой зоной, множеством хозяйственных
построек (конюшни, оранжереи), церковью, театром, в котором выступали
крепостные артисты. Были дома и попроще. Вот типичная усадьба. Дом,
который строился из дерева, украшался колоннами. Обязательно парк,
множество построек хозяйственного назначения, церковь. В барских домах
накапливались художественные ценности картины, посуда, мебель.
Предметом гордости были огромные библиотеки. Помещики ездили друг к
другу в гости, устраивали праздники, охотились, ходили за грибами и
ягодами, прогуливались верхом на лошади, много музицировали. Тогда
считалось, что дворянин обязательно должен владеть каким-либо
музыкальным инструментом или петь.
У дворян сложилась своя идеология. В её основе лежало убеждение, что
высокое положение дворянина обязывает его являться образцом высоких
нравственных качеств. "Кому много дано, с того много и спросится". Ребёнка
ориентировали не на успех, а на идеал. Дворянин должен быть храбрым,
честным, образованным. Главное его предназначение – служение Отечеству.
Почему я так подробно это всё рассказала? На это есть две причины.
Дело в том, что П.И. Чайковский был дворянином в третьем поколении. Дед
Пётр Фёдорович служил лекарем на Русско-турецкой войне. За честную
службу он был пожалован званием дворянина. Отец композитора Илья
Петрович был горным инженером. Его назначили на службу на завод в
небольшом городке Воткинске, где и родился П.И. Чайковский. Он много
сделал для развития данного предприятия - внедрял новые устройства,
усовершенствовал старые механизмы. Семья Чайковских жила в большом
доме. Часто принимали гостей, даже устраивали балы, на которых играл
ансамбль музыкантов. Мама хорошо играла на рояле и пела (особенно ей
удавался романс Алябьева "Соловей"), отец играл на флейте, даже
организовал трио виолончель, гитара, флейта. Так что в доме постоянно
звучала музыка. Образ жизни, который вели родители Петра Ильича, вполне
соответствовал образу жизни небогатой дворянской семьи. Думается, что в
"Детском альбоме" великий композитор отразил впечатления своего детства.
Вторая причина связана с семьёй Давыдовых. Сестра композитора
Сашенька вышла замуж за потомственного дворянина Льва Васильевича
Давыдова. У них сложилась удивительно дружная семья. Жили они в усадьбе
Каменка, недалеко от Киева. Когда-то в этой усадьбе гостил А.С.Пушкин.
Дом был уютный, вокруг красивые места. В усадьбе постоянно находились
гости. Время проводили за интересной беседой, музицированием,
разыгрыванием спектаклей. Пётр Ильич очень любил гостить в Каменке.
Почти каждое лето он приезжал к своей сестре. Самое главное семья была
многодетной: 4 девочки и 3 мальчика. Чайковский обожал возиться с
детьми: гулял с ними, принимал участие в их играх и забавах, на детских
праздниках непременно сидел за роялем, сопровождая танцы.
Вот эти впечатления композитор отразил в пьесах "Детского альбома",
который посвящён одному из сыновей Давыдовых Володе.
Мама.
Для ребёнка мама - самый главный, самый любимый человек.
Материнство в России считалось самой важной ролью женщины, её
счастьем, а также самопожертвованием. Во все времена на Руси мать
почитали, относились к ней с уважением. До сих пор, особенно в деревнях,
можно услышать, как дети обращаются к матери на ВЫ. Сколько ласковых
слов есть в русском языке: мама, мамочка, маменька, матушка, мамулечка,
мамусенька. В английском языке нет столько уменьшительных суффиксов,
как в русском языке. В этом плане он гораздо более прост, чем наш родной
язык. Мы можем гордиться своим языком, и, конечно, старательно изучать
его. П.И.Чайковский очень любил свою маму. Звали её Александра
Андреевна. В 8 лет он написал стихотворение "Мать и ребёнок, который её
любит". Композитор тяжело пережил разлуку с ней, когда после
поступления на учёбу в Петербург, должен был расстаться с семьёй. Но
самый страшный удар постиг его, когда его мать умерла от холеры. Ему
тогда было только 14 лет. Даже будучи уже взрослым человеком Пётр Ильич
не мог без слёз говорить о матери. Так что окружающие избегали заводить
речь о ней.
Пламя от камина освещает вас,
Слушаете жадно мамы вы рассказ.
Вот рассказ окончен, все спустились в зал,
"Поиграй нам, мама" – кто-то пропищал.
"Хоть уж девять било, отказать вам жаль"–
И послушно села мама за рояль. (А.Плещеев)
Звучит пьеса «Мама»
Няня.
В богатых семьях часто воспитанием ребёнка занималась няня. Она
должна была следить за ним весь день. Как правило, няни очень
привязывались к своим подопечным. Ухаживая за чужим ребёнком, эти
женщины иногда не могли создать свою семью и поэтому всю любовь
отдавали своим воспитанникам. С годами няня становилась самым близким
человеком для ребёнка. И дети отвечали им своей любовью, всю жизнь,
вспоминая этих добрых женщин с большой теплотой. Самая знаменитая
русская няня это няня А.С.Пушкина Арина Родионовна Яковлева. Почти
сразу после рождения поэт был передан на попечение няни. Будучи
взрослым, Пушкин доверял все свои секреты Арине Родионовне, зная, что
она сможет утешить, дать добрый совет. Смерть няни потрясла поэта. Он
признался, что потерял самого верного друга. Своей няне Пушкин посвятил
стихотворение няне", которое начинается словами "Подруга дней моих
суровых, Голубка дряхлая моя". Как правило, няня была простой женщиной,
чаще из крестьян. Конечно, она не могла обучить ребёнка светскому этикету,
иностранному языку. Зато знала русские обычаи и обряды, множество
пословиц и поговорок, бесчисленное количество сказок, например: о Жар-
птице, про Емелю-дурака, Медведя-на-одной-ноге. Рассказывая всё это
богатство народного творчества своему питомцу, няня прививала ему любовь
к русской культуре, русскому языку, уважение к простому человеку.
Опостылели салазки,
Мы садимся в два рядка
Слушать нянюшкины сказки
Про Емелю - дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идёт.
Притворимся, что не слышим,
Если мама позовёт. (С.Есенин.)
Звучит пьеса «Нянина сказка»
Баба - Яга
Баба-Яга персонаж русских народных сказок. Это уродливая старуха,
которая живёт на краю волшебного леса в избушке на курьих ножках. Она
умеет колдовать, и у неё есть волшебные предметы. Чаще это
отрицательный персонаж, который похищает детей, хочет их зажарить и
съесть. Но иногда она помогает главному герою. Баба-Яга летает на ступе,
заметает следы помелом, а ещё у неё есть волшебная палка, которая может
любого превратить в камень. Портрет Бабы-Яги - устрашающий. Это
столетняя дряхлая старуха. У неё костяная нога. Про неё так и говорят:
«баба-яга – костяная нога», а ещё добавляют – «морда глиняная».
Звучит пьеса «Баба-яга»
Гувернёры.
Когда дворянскому ребёнку исполнялось 7 8 лет, начиналось его
образование. В дворянской семье образование очень ценилось. Считалось,
что образование является признаком благородного происхождения. Оно
отделяло дворян от низших сословий. Большинство бедных людей были
безграмотными. Под грамотностью для низших слоёв подразумевалось
умение только читать и писать на родном языке. Широкого образования, как
дворяне, они получить не могли. Сейчас вы получаете такое же образование,
как дворяне. Поэтому необходимо ценить возможность быть всесторонне
образованными и культурными людьми.
Для образования своих детей дворяне приглашали в свою семью
гувернёра или гувернантку домашнего воспитателя, наставника, учителя.
В первую очередь гувернёр учил детей этикету (или манерам) и иностранным
языкам. Поэтому больше всего любили приглашать иностранцев, т.к. они уже
говорили на иностранном языке. Особенно ценились французы, потому что в
XIX веке считалось, что необходимо знать французский язык в
совершенстве. Примерно так, как сейчас надо знать английский язык.
Доходило до абсурда. Дворяне между собой разговаривали преимущественно
на французском языке, а некоторые из них родной русский знали гораздо
хуже французского.
Хочется сказать несколько слов о русском языке. В Израиле учёные,
изучив успеваемость израильских школьников, пришли к выводу, что
учащиеся, владеющие русским языком, учатся лучше, чем те, которые
русского языка не знают. То есть наш язык каким-то образом организовывает
мышление, будит воображение. Американские учёные утверждают, что
независимо от того, на каком языке говорит человек, он мыслит в образах
русского языка. Ещё раз хотим вам сказать, что русский язык уникален. Мы
должны им гордиться и тщательно изучать.
Есть воспоминания многих дворян, ставших впоследствии известными
людьми, которые с благодарностью вспоминали своих наставников. У Петра
Ильича Чайковского тоже была гувернантка Фанни Дюрбах, француженка.
Она строго следила за распорядком дня. В любое время года дети вставали в
6 утра, делали гимнастику, завтракали, делали уроки. Всё было по
расписанию. Пётр Ильич очень любил Фанни Дюрбах. Когда уехал на учёбу
в Петербург часто писал ей письма.
Сейчас мы послушаем "Старинную французскую песенку", в которой
П.И.Чайковский использует подлинный напев "Куда ушли увлечения моей
молодости". Выбор этой пьесы связан не только с тем, что русские дворяне
любили разговаривать на французском языке и приглашали французских
гувернёров. Дело в том, что русские дворяне очень любили путешествовать,
особенно по Европе. Их путешествия иногда длились больше года, а
некоторые дворяне жили за границей десятилетиями. Одна из самых
посещаемых европейских стран была, конечно же, Франция. Пока будет
звучать "Старинная французская песенка" вы увидите на экране виды
Парижа XIX века.
Звучит пьеса «Старинная французская песенка»
Игрушки.
Лошадки.
Игрушки - необходимая вещь в развитии детей. Игрушки отражают
национальные традиции, историческую эпоху и даже географические
особенности. Игрушка - это жизнь в миниатюре.
Если взглянуть на жизнь в XIX веке, то можно заметить, что главным
средством передвижения была лошадь. В армии имелись особые войска,
которые назывались кавалерия, где воин сидел верхом на лошади. Это –
уланы, гусары, драгуны, казаки. Как вы помните, большинство дворян
служили в армии. Поэтому верховой езде обязательно обучали мальчиков.
Ведь он будущий защитник родины. Хотя и девочки тоже обучались
верховой езде. Прогулки верхом на лошади считались одним из развлечений
дворянства. Поэтому появились игрушки, изображающие лошадей. Их было
два вида:
1. Палочка, на один конец которой прикреплена голова лошадки. Надо
было пропустить палочку между ног, как будто садишься на лошадь, и
дальше можно бегать по комнатам или по двору, воображая себя всадником;
2.Лошадка - качалка. Такая игрушка существовала на Руси ещё с
древности, но конструкция её была примитивная.
Слушаем пьесу "Игра в лошадки". Здесь мальчик скачет на лошадке-
палочке. Мы словно слышим топот копыт.
Звучит пьеса «Игра в лошадки».
Солдатики.
Ещё одна излюбленная игрушка мальчиков того времени солдатики.
Эта игрушка имеет немецкое происхождение. Во второй половине XIX века
солдатиков начали производить в России. Обычно солдатиков было много.
Из них выстраивались отряды, полки и разыгрывались настоящие сражения.
Пока девочки играли в куклы, мальчики командовали армиями, выигрывали
сражения, захватывали новые территории.
Звучит пьеса «Марш деревянных солдатиков».
Куклы.
Излюбленная игрушка девочек - кукла. Как выглядела кукла, зависело от
того, для какого сословия её готовили. Так у крестьян была распространена
кукла "столбушка". Это берёзовый столбик, одетый в платьице. Эти куклы
могли устойчиво стоять. Ими украшали дома, использовали для
разыгрывания различных сценок. В некоторых избах их насчитывалось до
100 штук. Долгое время даже дети богатых семей играли с тряпичными и
деревянными куклами. Самыми дорогими считались куклы с фарфоровыми
головками, одетые в красивые платья, но с туловищем набитым ватой. Самые
красивые куклы делали в Германии и Франции. Эталон красоты куклы того
времени пухлое личико, пышные волосы и очень большие глаза.
Постепенно к куклам стали выпускать дополнения: вторую одежду, чепчики,
зонтики, посуду, домики, колыбельки. Повторяю, что фарфоровые куклы
были очень дорогими. В России даже царским детям таких кукол давали
только по праздникам.
Слушаем пьесу "Новая кукла". В ней слышен бурный восторг девочки.
Ведь ей подарили именно такую дорогую куклу с фарфоровой головкой, о
которой она не могла и мечтать. Мы слышим её восторженные возгласы:
"Посмотрите, какая она красивая! Какие глаза! Какие волосы! А какое
платье!"
Звучит пьеса «Новая кукла».
Балы. Обучение танцам.
Весь XIX век связан с прекрасными и романтичными балами. И если
сначала бал был исключительно элементом дворянского образа жизни, то
постепенно бал вошёл во все слои русского общества. Балы имели много
разновидностей:
1. Придворный бал. На него можно было попасть исключительно по
приглашению императора. Приглашались все дворяне, чиновники, военные;
2. Великосветский бал. Знатные и богатые семьи Москвы и Петербурга
созывали гостей из богатых родственников и знакомых;
3.Общественный бал. Проходил в здании городского театра или
городского собрания. Здесь был пёстрый круг приглашённых: дворяне,
чиновники, военные, помещики, учителя, врачи, инженеры;
4. Семейный бал. Такие балы были приурочены к семейным праздникам.
Приглашались родственники, близкие знакомые;
5. Сельский бал. Эти балы давали помещики в своих имениях, на них
приглашались соседи;
6. Благотворительный бал. На этих балах устраивалась торговля в
пользу, например, детского приюта.
Отличительной чертой бала были танцы под оркестр или ансамбль
музыкантов. Балы проходили в огромных залах, освещённых множеством
свечей в хрустальных люстрах, на лестницах стояли экзотические растения.
В середине зала танцевали, а по краям зала стояли небольшие столы. Там
играли в карты, разговаривали, философствовали. Т.е. бал для дворян был не
только местом отдыха, но и общения. Балы проходили по чётко
утверждённой программе. Основа бала - это танцы. Открывался бал
полонезом, затем вальс, мазурка и котильон.
Послушаем мазурку. Это польский танец, парный. Один из основных
элементов «антраше», когда кавалер совершает высокий прыжок, во время
которого нужно успеть хлопнуть три раза ногой об ногу. Особый шарм
кавалеру придавало умение ловко пристукнуть каблуками в определённые
моменты танца.
Звучит пьеса «Мазурка».
Помимо полонеза, вальса, мазурки и котильона исполнялись и другие
танцы - гавот, кадриль, полька. Иногда в конце бала исполняли русскую
пляску. Так как бал считался важнейшей частью жизни дворянского
общества, то танцам начинали обучать с 5-6 лет. Обучение танцам
напоминало тренировку спортсмена, которая придавала танцорам ловкость,
уверенность в движениях, непринуждённость. Танцы придавали дворянам
величавость, грацию, изящество. Для детей проводились так называемые
детские балы, чтобы готовить детей к выходу в свет. Устраивались детские
балы в первой половине дня в помещениях танцевальных классов или в
частных домах. На них было очень весело и непринуждённо.
Слушаем польку. Это чешский танец. Правильнее говорить «пулка», т.е.
полшага с подскоком.
Звучит пьеса «Полька».
Вера в Бога.
Дворяне считали, что основное качество нравственного человека
добродетель, означающая сознательное и твердое следование добру.
Дворянские усадьбы находились в сельской местности, в естественной
близости от храма. Иногда в доме помещика находились молельные
комнаты, где и совершалось богослужение. Православие входило в жизнь
человека с момента его появления на свет: день и час рождения ребенка в
дворянской семье по традиции записывали на полях Библии или в календаре.
В возрасте 4-5 лет ребенка знакомили с системой христианских традиций,
которые определяли стиль поведения дворянина. Религиозные традиции
постепенно входили в сознание детей. Утренняя и вечерняя молитва в
дворянских семьях была обязательным для детей началом и концом дня. По
воскресеньям и праздникам они вместе с родителями посещали церковь.
Постоянное следование определённому ритуалу, чтение молитв, соблюдение
поста эти простые действия позволяли ребенку закрепить в сознании
элементы добродетели, а затем следовать им во взрослой жизни.
Большинство русских дворян видели в сердечной приверженности своих
детей православной вере важнейшую основу и становления личности, и
сохранения внутреннего государственного порядка. Ведь христианские
истины обращали человека к его внутреннему духовному миру и путем
множества религиозных установок вызывали потребность к
самосовершенствованию и высоким нравственным качествам. Каждый
родитель хотел видеть своего ребенка, прежде всего, хорошим, достойным,
нравственным человеком.
Слушаем пьесу церкви". В ней П.И.Чайковский использовал
церковное песнопение " Помилуй мя, Боже, по великой милости твоей!".
Звучит пьеса «В церкви».
Заключение.
На этом мы заканчиваем наш рассказ о русских дворянах, дворянских
детях и русской усадьбе XIX века. Историю и культуру своего Отечества
необходимо знать. А.С.Пушкин сказал: "Дикость, подлость и невежество не
уважают прошлого, пресмыкаясь перед одним настоящим".
Но важно ещё и другое. Сегодня вы видели огромное количество картин
и фотографий XIX века и не могли не заметить, как изменился мир за эти
годы. Но музыка "Детского альбома" словно протянула невидимый мостик из
века XIX в век XX. И мы чувствуем, что духовные ценности остались
незыблемыми, что душа наша также радуется и плачет, как и 150 лет назад.
П.И.Чайковский говорил: хотел бы, чтобы музыка моя
распространялась, чтобы с каждым днём увеличивалось число людей,
любящих её, находящих в ней утешение и опору". И, действительно, музыка
Чайковского сейчас, пожалуй, самая популярная в мире. Это самый
исполняемый композитор.
Не может жизнь утратить смысл высокий,
Сомкнув за нами круг земных забот,
Пока звучат нам Пушкинские строки,
И музыка Чайковского поёт. (Н.Рыленков)
Список использованной литературы
1. Альшванг А. П. И. Чайковский. – М.: Музыка, 1970
2. Берберова Н. Чайковский: История одинокой жизни — СПб. 1993
Интернет-ресурсы
1. https://otherreferats.allbest.ru/history/00601334_0.html
2. https://www.liveinternet.ru/users/aramill_stells/post385817954
3.Пётр Ильич Чайковский = Pyotr Tchaikovsky. Жизнь и творчество русского
композитора // «Belcanto.ru»: проект Ивана Федорова : [сайт] — [М]., 2014