Уровень организации произведения как художественного целого

Уровень организации произведения
как художественного целого
Композиция - построение литературного произведения; объединяет части
произведения в одно целое.
Основные средства композиции:
Сюжет - то, что происходит в произведении; система основных событий и
конфликтов.
Конфликт столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни,
положенное в основу действия. Конфликт может происходить между личностью и
обществом, между персонажами. В сознании героя может быть явным и скрытым.
Элементы сюжета отражают ступени развития конфликта;
Пролог - своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о
событиях прошлого, он эмоционально настраивает читателя на восприятие
(встречается редко);
Экспозиция- введение в действие, изображение условий и обстоятельств,
предшествовавших непосредственному началу действий (может быть развернутой и
нет, цельной и «разорванной»; может располагаться не только в начале, но и в
середине, конце произведения); знакомит с персонажами произведения, обстановкой,
временем и обстоятельствами действия;
Завязка начало движения сюжета; то событие, с которого начинается конфликт,
развиваются последующие события.
Развитие действия - система событий, которые вытекают из завязки; по ходу
развития действия, как правило, конфликт обостряется, а противоречия проявляются
все яснее и острее;
Кульминация - момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта,
кульминация представляет основную проблему произведения и характеры героев
предельно ясно, после нее действие ослабевает.
Развязка решение изображаемого конфликта или указание на возможные пути его
решения. Заключительный момент в развитии действия художественного
произведения. Как правило, в ней или разрешается конфликт или демонстрируется его
принципиальная неразрешимость.
Эпилог - заключительная часть произведения, в которой обозначается направление
дальнейшего развития событий и судеб героев (иногда дается оценка изображенному);
это краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами произведения
после окончания основного сюжетного действия.
Сюжет может излагаться:
• В прямой хронологической последовательности событий;
• С отступлениями в прошлое - ретроспективой - и «экскурсами» в
будущее;
В преднамеренно измененной последовательности (см. художественное время в
произведении).
Несюжетными элементами считаются:
• Вставные эпизоды;
• Лирические (иначе - авторские) отступления.
Их основная функция - расширять рамки изображаемого, дать возможность автору
высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, которые не
связаны напрямую с сюжетом.
В произведении могут отсутствовать отдельные элементы сюжета; иногда сложно
разделить эти элементы; иногда встречается несколько сюжетов в одном произведении
- иначе, сюжетных линий. Существуют различные трактовки понятий «сюжет» и
«фабула»:
1) сюжет - главный конфликт произведения; фабула - ряд событий, в которых он
выражается;
2) сюжет - художественный порядок событий; фабула - естественный порядок
событий
Композиционные принципы и элементы:
Ведущий композиционный принцип (композиция многоплановая, линейная,
кольцевая, «нитка с бусами»; в хронологии событий или нет...).
Дополнительные средства композиции:
Лирические отступления - формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по
поводу изображенного (выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой
жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или
объяснение своей цели, позиции);
Вводные (вставные) эпизоды (не связанные непосредственно с сюжетом
произведения);
Художественные предварения - изображение сцен, которые как бы предсказывают,
предваряют дальнейшее развитие событий;
Художественное обрамление - сцены, которые начинают и заканчивают событие или
произведение, дополняя его, придавая дополнительный смысл;
Композиционные приемы - внутренние монологи, дневник и др.
Уровень внутренней формы произведения
Субъектная организация повествования (ее рассмотрение включает следующее):
Повествование может быть личное: от лица лирического героя (исповедь), от лица
героя-рассказчика, и безличное (от лица повествователя).
1) Художественный образ человека - рассматриваются типические явления жизни,
нашедшие отражение в этом образе; индивидуальные черты, присущие персонажу;
раскрывается своеобразие созданного образа человека:
• Внешние черты - лицо, фигура, костюм;
Характер персонажа - он раскрывается в поступках, в отношении к другим людям,
проявляется в портрете, в описаниях чувств героя, в его речи. Изображение условий, в
которых живет и действует персонаж;
• Изображение природы, помогающее лучше понять мысли и чувства персонажа;
• Изображение социальной среды, общества, в котором живет и действует персонаж;
• Наличие или отсутствие прототипа.
2) 0сновные приемы создания образа-персонажа:
• Характеристика героя через его действия и поступки (в системе сюжета);
Портрет, портретная характеристика героя (часто выражает авторское отношение к
персонажу);
• Прямая авторская характеристика;
Психологический анализ - подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей,
побуждений - внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение
«диалектики души», т.е. движения внутренней жизни героя;
• Характеристика героя другими действующими лицами;
Художественная деталь - описание предметов и явлений окружающей персонажа
действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут
выступать как детали-символы);
3) Виды образов-персонажей:
лирические - в том случае, если писатель изображает только чувства и мысли героя,
не упоминая о событиях его жизни, поступках героя (встречается, преимущественно, в
поэзии);
драматические - в том случае, если возникает впечатление, что герои действуют
«сами», «без помощи автора», т.е. автор использует для характеристики персонажей
прием самораскрытия, само характеристики (встречаются, преимущественно, в
драматических произведениях);
эпические - автор-повествователь или рассказчик последовательно описывает героев,
их поступки, характеры, внешность, обстановку, в которой они живут, отношения с
окружающими (встречаются в романах-эпопеях, повестях, рассказах, новеллах,
очерках).
4) Система образов-персонажей;
Отдельные образы могут быть объединены в группы (группировка образов) - их
взаимодействие помогает полнее представить и раскрыть каждое действующее лицо, а
через них - тематику и идейный смысл произведения.
Все эти группы объединяются в общество, изображенное в произведении
(многоплановое или одно плановое с социальной, этнической и т.п. точки зрения).
Художественное пространство и художественное время ронотоп): пространство и
время, изображенное автором.
Художественное пространство может быть условным и конкретным; сжатым и
объемным;
Художественное время может быть соотнесенным с историческим или нет,
прерывистым и непрерывным, в хронологии событий (время эпическое) или
хронологии внутренних душевных процессов персонажей (время лирическое),
длительным или мгновенным, конечным или бесконечным, замкнутым (т.е. только в
пределах сюжета, вне исторического времени) и открытым (на фоне определенной
исторической эпохи).
Позиция автора и способы ее выражения:
•Авторские оценки: прямые и косвенные.
•Способ создания художественных образов: повествование (изображение
происходящих в произведении событий), описание (последовательное перечисление
отдельных признаков, черт, свойств и явлений), формы устной речи (диалог, монолог).
•Место и значение художественной детали (художественная подробность,
усиливающая представление о целом).
Уровень внешней формы. Речевая и ритмомелодическая организация
художественного текста
Речь персонажей - выразительная или нет, выступающая как средство типизации;
индивидуальные особенности речи; раскрывает характер и помогает понять
отношение автора.
Речь повествователя - оценка событий и их участников
Своеобразие слово пользования общенародного языка (активность включения
синонимов, антонимов, омонимов, архаизмов, неологизмов, диалектизмов,
варваризмов, профессионализмов).
Приемы образности (тропы - использование слов в переносном значении) -
простейшие (эпитет и сравнение) и сложные (метафора, олицетворение, аллегория,
литота, перифраз).