Литературно-музыкальная композиция, посвященная юбилею М.Ю. Лермонтова (200 лет со дня рождения)

1
Литературно-музыкальная композиция, посвященная юбилею
М. Ю. Лермонтова (200 лет со дня рождения)
« Вечно молод и вечно живой».
( 1814 1841)
Хочу, чтоб труд мой вдохновенный
Когда-нибудь увидел свет.
М.Ю.Лермонтов.
М.Ю.Лермонтов.
Звучит музыка (песня И.Талькова «Поэты не рождаются случайно»)
1вед. Не просто, не в тиши, не мирною кончиной,-
Но преждевременно, противника рукой-
Поэты русские свершают жребий свой,
Не кончив песни лебединой!
2 вед. 15 июля 1841г. у подножия горы Машук в окрестностях Пятигорска был
убит на дуэли русский поэт Михаил Лермонтов. Поэту было 27 лет….
Вверху одна горит звезда.
Мой взор она манит всегда.
Мои мечты она влечет
И с высоты меня зовет.
3 вед. Такие поэты, как Лермонтов, рождаются только раз, чтобы стать вечной
звездой для человечества. Он всю жизнь жаждал подвига, стремился к
2
совершенству. Михаил Юрьевич оставил потомкам более 400 стихов, 25 поэм, 5
драм и 7 повестей.
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать.
Всегда кипит и зреет что-нибудь
В уме моем. Желанье и тоска
Тревожат беспрестанно эту грудь.
Но что ж? мне жизнь всё как-то коротка
И всё боюсь, что не успею я
Свершить чего-нибудь.
4 вед. В Пензенской области расположилось старинное село Тарханы, куда
Лермонтова привезли полугодовалым ребенком. Барский дом был похож на все
усадьбы: деревянный, с мезонином. В этом доме поэт прожил много лет с
горячо любящей его бабушкой. Жизнь ему дали в 1814г. Мария Михайловна и
Юрий Петрович. Но воспитает его и поставит на ноги бабушка Елизавета
Алексеевна Арсеньева (урожденная Столыпина). Мама умерла, когда Михаилу
было 2,5 года.
Отца Лермонтова бабушка не любила, считала, что он не сможет дать сыну
материальный достаток. Так Мишель лишился и матери, и отца.
Бабушка Елизавета Алексеевна:
- Пусть у Мишеньки будет все, коли остался один без родителей.
Но какой все - таки прелестный ребенок: ему идет пятый год, а он имеет
склонность произносить слова в рифму. Вчера сказал: « Кушай кашу, помни
Машу.» И часто так с удовольствием рифмует. (Бабушка садится рядом с
внуком)
В центре на стене портрет М. Лермонтова. На сцене - кресло, в котором сидит Е.
Арсеньева, бабушка поэта.
Звучит отрывок оперы М. Мусоргского «Хованщина».
Сценическая постановка эпизода «Маленький хозяин Тархан».
Лермонтов. Бабушка!
Арсеньева. Что, Мишенька?
Лермонтов. Я хочу Вас о чем-то попросить. Только обещайте, что исполните
мою просьбу.
Арсеньева. Господи, конечно, исполню, радость моя! Что подарить тебе,
Мишенька? Ведь завтра твой день рождения.
Лермонтов. Дайте мне один день поуправлять имением.
Арсеньева. Имением? Да зачем это тебе?
Лермонтов. Вы же обещали исполнить любое мое желание!
Арсеньева. Исполню, видит свет. Но объясни хоть, зачем это тебе.
3
Выходят крестьянские ребята. Лермонтов выступает вперед и
торжественно произносит:
Лермонтов. Я, наследник старинного рода Столыпиных, повелеваю отдать в
вечное пользование крестьянам Тархан барскую Долгую рощу, а также выдать
из нее столько леса, сколько нужно будет, чтобы построить каждому новую
избу!
Бабушка всплескивает руками, а Лермонтов смеется и убегает.
Ведущий 1: Так Миша Лермонтов в день своего рождения подарил крестьянам
Долгую рощу.
Ведущий 2: Только бабушка на следующий день рощу эту отобрала назад.
2 ведущий. Бабушка во всем ему потакала. Любит играть в войну? Так вот ему
и куча «солдат» из крестьянских детей. Вот лошадка живая. Катание на лодках.
Походы в лес. И даже огромное путешествие на Кавказ… Вот учителя какие
бы ни были лишь бы занимали внука. Всякий день, а пуще всякий праздник -
дым коромыслом, лишь бы Миша был весел.
3 ведущий.
Бабушка Елизавета Алексеевна ( с тревогой приглядывается к нему):
Что-то Мишенька задумался, да грустно так. А вдруг спросит про отца
почему он редко бывает в Тарханах, почему не живет здесь? А вдруг начнет
выспрашивать о матери почему да как умерла, да что было? Рано ему все это
знать… Да об отце ли он думает?!
4 ведущий. Он ничего не спрашивал. Но с какой радостью кидался к отцу в его
редкие приезды, как льнул к нему! И как сокрушала эта сыновняя радость
сердце Елизаветы Алексеевны! Любящее бабушкино сердце… Миша – один
сын у Юрия Петровича. Но он же и единственный внук у бабушки.
Если бы не завещание Арсеньевой - забрал бы Юрий Петрович сына к себе в
Кропотово. Но связала она его этой бумагой.
Бабушка Елизавета Алексеевна(садится за стол пишет)
«После дочери моей Марьи Михайловны, которая была в замужестве за
капитаном Ю.П.Лермонтовым, - говорилось в завещании, - остался в
малолетстве законной ее сын, а мой родной внук Михаил Юрьевич Лермонтов.
Завещаю и предоставляю по смерти моей ему, родному внуку моему
М.Ю.Лермонтову, принадлежащее мне движимое и недвижимое имение.
Однако, ежели оной внук мой будет до времени совершеннолетнего его
возраста находиться при мне, на моем воспитании и попечении. Ежели отец
внука моего истребовает, то я, Арсеньева, все имение предоставляю в род мой
Столыпиных».
1 ведущий. Вот так: все или ничего! Неограниченная любовь бабушки не
признает половинчатых решений. Что было делать Юрию Петровичу? Лишить
сына всех этих бабкиных благ? А что скажет сын, достигнув совершеннолетия?
Оскорблен был и унижен отец этим духовным завещанием Арсеньевой. Но ради
сына, ради его будущего проглотил обиду, умолк.
4
Он понимал, что Арсеньева нанесла ему сокрушительный удар, на который нет
возможности ответить, но понимал так же, что сделала она это из любви к внуку
его сыну. Эта душевная рана вылилась в горькие строки.
Ужасная судьба отца и сына.
Жить розно и в разлуке умереть…
Ты дал мне жизнь, но счастья не дал.
1 вед. Бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева, дала клятву: сделать для
внука все возможное и невозможное. И она это сделала. И это был её подвиг.
. В одном из стихов Лермонтов вспоминает свои мальчишеские годы:
( Логинов Виктор )
И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться,- памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей.
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится – и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.
Сценка 2
Лермонтов : Бабушка, послушай, как хорошо звучат стихи, –
Уже бледнеет день, скрываясь за горою,
шумящие стада толпятся над рекой;
Усталый селянин медлительной стопою
Идет, задумавшись в шалаш спокойный свой".
Это Жуковский написал.
Бабушка Елизавета Алексеевна А ведь и правда, красиво звучат! . Раньше
я не замечала, хотя и слышала их.
Лермонтов Эти стихи, как музыка, и немецкие есть тоже, как музыка, и
английские... А то еще есть такой поэт Александр Пушкин. Я тоже хочу так
писать.
Бабушка Елизавета Алексеевна Так и напишешь, ты вон у меня какой
умный, раз хочешь – значит, напишешь.
Бабушка Елизавета Алексеевна: «Что-то опять Мишенька запечалился. Вот
опять у окна сидит… Не заболел бы.. Надо бы съездить на Кавказ, на воды,
поправить здоровье, глядишь, повеселеет внучек.
Ведущий : так появляется в творчестве Лермонтова тема Кавказа.
Синие горы Кавказа, приветствую вас!
вы взлелеяли детство мое;
5
вы носили меня на своих одичалых хребтах,
облаками меня одевали,
вы к небу меня приучили,
и я с той поры все мечтаю об вас да о небе.
КАВКАЗ
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.
Я счастлив был с вами, ущелия гор,
Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!..
2 вед. Осенью 1827г. бабушка вместе с 13-летним Мишей перебралась в Москву
для продолжения его образования. Она решила отдать его в Московский
университетский пансион
. К широкоплечей фигуре Лермонтова очень шла пансионская форма синий
сюртук со стоячим малиновым воротником и синие брюки.
Московский университетский пансион сохранял с прежних времен
литературное направление. Начальство поощряло занятия воспитанников
сочинениями и переводами.
В такой атмосфере поэтический дар Миши Лермонтова развивался все больше и
больше.
И вскоре он стал читать Шекспира и Байрона в оригинале. Поэзия Байрона
произвела на Лермонтова сильное впечатление. И он сравнивал себя с этим
поэтом.
Нет, я не Байрон, я другой,
Ещё неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Он пишет стихи, много рисует, участвует в издании рукописных журналов.
1 ведущий (на фоне мелодии). В день последнего экзамена Миша приехал
домой очень радостный. Окончен четвертый класс. Он промчался так
стремительно, что Мише казалось - он взял его приступом, с ходу, с маршу.
6
Ученик-«Лермонтов.: И дальше бы так… Жизнь-то ведь коротка… Остались
еще 5 и 6 классы. А дальше что? Может учение в университетах Берлина,
Парижа… Или офицерский мундир и подвиги на Кавказе…
Но в любом случае слава Поэта.
1 ведущий (рассказывая, подходит к Лермонтову, ставит на стол свечи в
подсвечнике, берет в руки тетрадь и листает ее)
Дома его ждал отец. После праздничного ужина Юрий Петрович и Миша
покинули гостей, так как им нужно было побыть вместе.
Разговор шел тихий и ровный. Дом давно опустел. Бабушка легла спать. Отец и
сын иногда умолкали, прислушиваясь к шуму ветра и думая об одном, своем
заветном… В эти минуты все мироздание было их домом - и Мария
Михайловна, конечно, была с ними. Это была семья неразлучная неразлучная
в вечности.
Потом в руках Юрия Петровича оказалась Мишина тетрадь со стихами. Он
прочитал все стихи и сказал:
- У тебя талант… Это дар Божий… береги его.
Это и было главное. Отец и не подозревал, какую волшебную опору дал он
своему сыну в его мечтах о поэзии.
2 ведущий (девочка набрасывает на плечи черный платок)
Первые дни октября 1831 года были не явью, а бредом. Лермонтову казалось,
что он тяжело болен и видит все во сне. Будто они с дядькой Андреем
Ивановичем мчатся по мокрым , грязным дорогам в обдаваемой потоками
дождя коляске, до костей пронизанные холодным ветром, в молчании, тяжелом
оцепенении горя. Где-то останавливались. Где он не помнит, потому что душа
его продолжала нестись вперед, туда, в Кропотово.
Отец скончался! И вот дом, вот осиротевшие тетки, одетые в черное.
Завешанные зеркала. Портрет матери, к которому он припал с судорожным
рыданием, бедный сирота!
И вот он стоит у свеженасыпанного холмика без шапки, ветер сваливает волосы
на сухие глаза (нет слез!) Ах, если бы слезы! Сон, ночной кошмар. Как часто
жизнь бывает похожа на кошмар. А это была правда. Они соединились. А он, их
сын, должен еще идти земными путями…
Музыка
Ученик-«Лермонтов» (заводит шкатулку и под ее мелодию рассказ о любви).
Во всяком сердце, во всякой жизни пробежало чувство , промелькнуло событие,
которых никто никому не откроет, а они-то самые важные и есть
3 ведущий В жизни Лермонтова таким событием явилась любовь к Вареньке
Лопухиной.
Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть;
Как я любил, как я страдал,
Тому судья лишь бог да совесть!
7
4 ведущий. (подходит к Лермонтову, берет со стола женскую фотографию,
говорит, рассматривая ее) Любовь? Лермонтов поглядывал на Вареньку,
привыкая к ней…
Лермонтов: «Белокурые волосы, продолговатое лицо, прямой нос, задумчивые
черные глаза, родинка над бровью… В ней нет никакого кокетства, зато есть
удивительная природная грация, мягкость…»
Ведущий : Лермонтов смотрел на нее, и в нем, словно от какого-то кошмарного
сна, просыпалась душа. Это была радость, как увидеть, проснувшись после
грозовой ночи, голубое небо.
Лермонтов: Однако, все ее движенья,
Улыбка, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты;
Но голос в душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней…
Ведущий : Он смотрел на Вареньку, как на утраченную еще до встречи свою
единственную и настоящую любовь. Встречи с ней он называл своим счастьем.
Он трепетал от одной мысли, что это счастье может как-нибудь замутиться…
вот уж тут как тут ее маменька. У нее одна забота: выдать дочку замуж, не
прозевать жениха. Ну, Лермонтов, конечно же, не жених. Мальчик…
В глубине зала стоят Миша и Варя. Звучит стихотворение А. Дементьева
«Лермонтов и Лопухина».
Ведущий 1: Они прощались навсегда,
Хотя о том пока не знали.
Погасла в небе их звезда,
И тихо свечи догорали...
Ведущий 2: «Я обещаю помнить Вас...
Дай Бог дожить до новой встречи...»
И каждый день, и каждый час
Звучать в нем будут эти речи.
Ведущий 1: Она его не дождалась,
С другим печально обвенчалась.
Он думал: «Жизнь не удалась...»
А жизнь лишь только начиналась...
Звучит романс на слова М. Лермонтова «Расстались мы. Но твой
портрет...»
Ведущий: 1831 году волею судьбы Лермонтов переезжает из Москвы в
Петербург и поступает в школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских
юнкеров.
Звучит «Романс» из музыки Хачатуряна к драме «Маскарад»
8
Лермонтов: Когда меня исключили из Московского университета, я уехал из
Москвы. Меня ждал Петербург и Школа гвардейских подпрапорщиков и
кавалерийских юнкеров. Я сразу невзлюбил этот хмурый город. Но здесь была
написана драма «Маскарад».
Сцена из драмы «Маскарад»
Ученик-«Лермонтов: «До сих пор я предназначал себя для литературного
поприща, и вдруг становлюсь военным Умереть с пулей в груди стоит
медленной агонии старца; поэтому, если начнется война, клянусь вам Богом,
что везде буду впереди».
Чтец.
Гусар! Ты весел и беспечен,
Надев свой красный доломан.
Но знай – покой души не вечен,
И счастье на земле – туман!
…Пускай судьба тебя голубит,
И страсть безумная смешит;
Но и тебя никто не любит,
Никто тобой не дорожит.
Гусар! Ужель душа не слышит
В тебе желания любви?
Скажи мне, где твой ангел дышит?
Где очи милые твои?
Молчишь – и ум твой безнадежней,
Когда полнее твой бокал!
Увы – зачем от жизни прежней
Ты разом сердце оторвал!..
Ты не всегда был тем, что ныне,
Ты жил, ты слишком много жил,
И лишь с последнею святыней
Ты пламень сердца схоронил.
Вальс
(танцуют уч-ся 11 класса под музыку Хачатуряна из драмы «Маскарад»)
1-й чтец: Господа, великое горе! Сегодня, холодным январским днём 1837 г.,
скончался раненый на дуэли Пушкин.
Входит 2- чтец, он приносит пачку листочков, которые передаёт разным
персонажам этой группы.
2- й чтец: Вы обратили внимание на эти стихи?! Говорят, они были написаны
сегодня, этой вьюжной ночью.
9
Дама 1 (слева) читает: Погиб поэт! – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
1-й чтец: Убит!.. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Дама 1 (справа) читает: Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Господин 1 (справа): Что ж? веселитесь… - он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
Господин1 (слева): В петербургских гостиных эти строчки боятся даже
произносить вслух. Да ведь это же – воззвание к революции!
Все (слева возмущённым шёпотом): Воззвание к революции!
Воззвание к революции! Воззвание к революции!
2-й чтец: Воззвание к революции! Они так назвали стихи «На смерть поэта».
Дама 2 (справа): Более того, с такой надписью положили рукопись на стол
самому императору.
Дама 2 (слева): Вы знаете автора этих стихов, призывающих к бунту?
Господин 2 (слева): А как же! Это поручик лейб-гвардии Лерманофф. Куда
смотрит правительство?
Дама3 (слева): А что же поручик, автор возмутительных стихов?
Звучат вступительные аккорды «Тройки» из сюиты Свиридова, написанной
к повести «Метель».
Выходит Лермонтов на край сцены, меряет шагами узкое свободное
пространство.
Лермонтов: Раз-два, три-четыре… Четыре шага в сторону. В другую – пять.
Есть о чём подумать в тюрьме, если к тому же тебе 22 года.
УЗНИК
10
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
Я красавицу младую
Прежде сладко поцелую,
На коня потом вскочу,
В степь, как ветер, улечу.
Но окно тюрьмы высоко,
Дверь тяжелая с замком;
Черноокая далеко,
В пышном тереме своем;
Добрый конь в зеленом поле
Без узды, один, по воле
Скачет, весел и игрив,
Хвост по ветру распустив...
Одинок я - нет отрады:
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем;
Только слышно: за дверями
Звучно-мерными шагами
Ходит в тишине ночной
Безответный часовой.
1837
1-й чтец: В Петербурге всё было ложью!
2-й чтец: Но это был чудо-город, украшенный громадами стройных дворцов.
1-й чтец:Они оставались для него холодными, чужими.
2-й чтец: Но здесь был собран цвет столицы.
1-й чтец: «Везде встречаемые лица, необходимые глупцы»?
2-й чтец: Но здесь жил Пушкин…
1-й чтец: А что будет с ним, с поручиком Лермонтовым?
2-й чтец: Царь сказал, что поступит с ним по закону…
(уходят)
Господин 3 (слева): Его сослали в Сибирь?
Господин 1 (слева): Неужели – Соловки?
Дама 2 (слева): Нет, хуже: его перевели на Кавказ
Ведущий : Первое пребывание Лермонтова на Кавказе длилось всего несколько
месяцев. Благодаря хлопотам бабушки он был переведен Лейб-гвардии
Гусарский Его Величества полк.
Впечатления от природы Кавказа, жизни горцев, кавказский фольклор легли в
основу многих произведений Лермонтова. Странствуя по старой Военно-
Грузинской дороге, он «наткнулся в Мцхете… на одинокого монаха, который
поведал ему свою историю
11
Этот интересный рассказ впечатлил Михаила Юрьевича и, вероятно, послужил
толчком к созданию «Мцыри».
Отрывок из поэмы ( выступление 7 класса)
Ведущий:
В 1840 году вышло единственное прижизненное издание стихотворений
Лермонтова, в которое он включил 26 стихотворений и две поэмы «Мцыри»
и «Песню про... купца Калашникова».
В «Песне...» отразились размышления Лермонтова о нравственных и
политических проблемах своей эпохи, о судьбе и правах человеческой
личности, в частности о судьбе и трагической дуэли Пушкина
«Песня про... купца Калашникова».( Выступление уч-ся 9 класса)
Лермонтов : «Жизнь моя очень изменилась . я снова в Москве, но все здесь
совершенно по-другому. У меня много новых друзей , в том числе и друзья
Пушкина. Наконец-то мои стихи увидели читатели, почти в каждом номере
журнала «Отечественные записки» появляется мое новое стихотворение»
Ведущий: 16 февраля 1840 года в доме графини Лаваль в разгар бала словно
невзначай вспыхнула ссора Лермонтова с сыном французского посла де Баранта
Эрнестом.
На балу Барант подошёл к Лермонтову и потребовал от него объяснений. Дуэль
состоялась 18 февраля рано утром за Чёрной речкой, недалеко от того места, где
Пушкин стрелялся с Дантесом. Дуэль окончилась бескровно: Барант, хотя и
целился, промахнулся, а Лермонтов уже после этого разрядил пистолет,
выстрелив в сторону. Противники помирились и разъехались.
Ведущий: об этой дуэли никто не должен был знать. Но тайными путями о
дуэли стало известно начальству. Лермонтова арестовали и предали военному
суду за «недонесение» о дуэли. А молодому Баранту, министр иностранных дел
граф Нессельроде в частной беседе посоветовал выехать на некоторое время за
границу.
Наконец приговор был вынесен и утверждён: царь распорядился снова сослать
Лермонтова на Кавказ, в армейский полк, воевавший в самом отдалённом и
опасном пункте Кавказской линии
Лермонтов: Прощай немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей. 1841
Ведущий:
Вторая ссылка на Кавказ отличалась от того, что ждало его на Кавказе
несколькими годами раньше: тогда это была приятная прогулка, позволившая
12
Лермонтову знакомиться с восточными традициями, фольклором, много
путешествовать.
Ведущий:
Теперь же его прибытие сопровождалось личным приказом императора не
отпускать поэта с первой линии и задействовать его в военных операциях.
Лермонтов участвует в боях. После одного из сражений, поэт пишет
стихотворение «Валерик»
И с грустью тайной и сердечной
Я думал: «Жалкий человек.
Чего он хочет!.. Небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он — зачем?»
Галуб прервал мое мечтанье.
Ударив по плечу, — он был
Кунак мой, — я его спросил,
Как месту этому названье?
Он отвечал мне: «Валерик,
А перевесть на ваш язык,
Так будет речка смерти: верно,
Дано старинными людьми».
За свою храбрость Лермонтов был несколько раз представлен к наградами, но
он так и не получил ордена, так как его имя было вычеркнуто из окончательного
списка награждённых императором Николаем
Ведущий: Было много стихотворений, но тайные думы Лермонтова давно уже
были отданы роману.
Он был задуман ещё в первое пребывание на Кавказе; княжна Мери,
Грушницкий и доктор Вернер
Лермонтов:
Полк, к которому я прикомандирован, - это Нижегородский драгунский полк.
Мы всё время в сражениях. К тому времени я был уже известным литератором.
Вчера на водах одна дама спросила, не тот ли это Лермантофф, что написал
«Герой нашего времени». Я услышал, обернулся и направил на неё свой лорнет.
«Какая дерзость» - вскричала дама. И тот час вокруг неё образовалась группа
«доброжелателей». Не надо было этого делать. Но так уж устроен я, когда часто
во имя сильнейшего чувства поступаю вопреки здравому смыслу, как мой
Печорин.
Вновь звучит «Вальс». Входят люди из салона и рукоплещут Лермонтову..
Уходят.
Сцена из романа «Герой нашего времени» (выступление уч-ся 10-11 класса )
13
На сцене появляются Грушницкий со своим секундантом.Затем Печорин
и доктор Вернер.
Грушницкий: Мы давно уже вас ждём.
Печорин: Я готов.
Грушницкий: Объясните ваши условия, и всё, что я могу для вас сделать, то
будьте уверены…
Печорин: Вот мои условия: вы нынче же публично откажетесь от своей
клеветы и будете просить у меня извинения…
Грушницкий: Милостивый государь, я удивляюсь, как вы смеете мне
предлагать такие вещи?...
Печорин: Что же я вам мог предложить, кроме этого?
Грушницкий: Мы будем стреляться.
Печорин: (пожимая плечами) Пожалуй, только подумайте, что один из нас
непременно будет убит.
Грушницкий: Я желаю, чтобы это были вы…
Печорин: А я уверен в противном…
Доктор: (отводя Печорина в сторону) Послушайте, вы, верно, забыли про их
заговор? Я не умею зарядить пистолета. Скажите им, что вы знаете их
намерение, и они не посмеют…
Печорин: Пожалуйста, не беспокойтесь, доктор. Я всё устрою, что на их
стороне не будет никакой выгоды. Господа, это становится скучно! Драться так
драться.
Секундант: Мы готовы. Становитесь, господа!..Доктор, извольте отмерить
шесть шагов…
Печорин: Бросьте жребий, доктор!
Грушницкий: Решётка!
Печорин: Орёл!
Монета взвилась и упала, все бросились к ней.
Печорин: Вы счастливы, вам стрелять первому! Но помните, что если вы меня
не убьёте, то я не промахнусь – даю вам честное слово.
Грушницкий стал против Печорина и по данному секундантом знаку начал
понимать пистолет. Колена его дрожали. Он цели прямо в лоб Печорину…
Грушницкий: Не могу.
Секундант: Трус!
Раздался выстрел. Пуля оцарапала колено Печорина.
Секундант: Ну, брат Грушницкий, жаль, что промахнулся! Теперь твоя
очередь. Обними меня прежде: мы уже не увидимся! (они обнялись)
Печорин: Я вам советую перед смертью помолиться богу.
Грушницкий: Не заботьтесь о моей душе больше, чем о собственной. Об
одном вас прошу: стреляйте скорее.
Печорин: И вы не отказываетесь от своей клеветы? Не просите у меня
прощения? Подумайте хорошенько: не говорит ли вам чего-нибудь совесть?
Грушницкий: Господин Печорин! Вы здесь не для того, чтобы исповедовать.
Закончим скорее…
Печорин: Хорошо. Доктор, эти господа, вероятно второпях, забыли положить
пулю в мой пистолет: прошу вас зарядить его снова, - и хорошенько!
14
Секундант: Не может быть! Я зарядил оба пистолета. Разве что из вашего пуля
выкатилась. Это не моя вина! А вы не имеете права перезаряжать… это против
правил, я не позволю…
Печорин: Хорошо! Если так, то мы будем с вами стреляться на тех же
условия…
Грушницкий: Оставь их! Ведь ты сам знаешь, что они правы.
Секундант: Дурак же ты, братец. Уж положился на меня, так слушайся во
всём…Поделом же тебе! Околевай себе, как муха…
Печорин: Грушницкий! Ещё есть время: откажись от своей клеветы, и я тебе
прощу всё. Тебе не удалось меня подурачить, и моё самолюбие удовлетворено;
вспомни – мы были когда-то друзьями…
Грушницкий: Стреляйте! Я себя презираю, а вас
ненавижу. Если вы меня не убьёте, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле
вдвоём нет места.
Печорин стреляет. Грушницкий падает.
Печорин: Finita la comedia!
Печорин раскланялся с секундантом Грушницкого и они вместе с доктором
Вернером удалились.
Лермонтов : 1841 год . Я возвращаюсь из Петербурга на Кавказ. Решил заехать
на несколько дней в Пятигорск. здесь встретил своего старинного друга Алексея
Мартынова.
5 ведущий. Накануне офицеры, отдыхающие в городе, собрались в доме
Верзилиных. Звучала музыка, многие танцевали. Вдруг музыка умолкла, и все
явственно услышали слова «горец с большим кинжалом», сказанные
Лермонтовым о своем юнкерском друге Мартынове (Мартынов любил носить
черкеску и замечательной величины кинжал).
Мартынов побледнел, закусил губы, глаза его сверкнули гневом; он подошел к
Лермонтову и произнес:
(кадры из х/ф «Лермонтов» 1986г - «Мартынов вызывает Лермонтова
на дуэль»)
3.вед. Из письма бабушке: «Дорогая бабушка! Пишу вам с того света. Когда вы
получите это письмо, меня уже не будет в живых. Завтра у меня дуэль с
Мартыновым, черкесом с большим кинжалом. Сам виноват: не шути с дураком,
нарвался на вызов. Стрелять я в него не стану, а он выстрелит, не промахнется.
Я понял это по его злобному взгляду».
1 ведущий. Трагедия разыгралась июльским вечером 1841 года у подножия
Машука.
Приближалась гроза, поэтому для поединка небольшую и довольно покатую
полянку выбрали второпях, вблизи дороги. Условия дуэли были жестокими.
15
Секунданты отмеряли 30 шагов, последний барьер поставили на десяти шагах,
дали команду сходиться. Лермонтов остался неподвижен. Он поднял пистолет и
опустил его тут же.
«Лермонтов».
- Господа! Я стрелять не хочу! Вам известно, что я стреляю хорошо; такое
ничтожное расстояние не позволит мне дать промах…
1 ведущий. Лермонтов снова поднял пистолет и выстрелил вверх.
Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру, лицо поэта в этот момент
было спокойным, почти веселым… Раздался оглушительный выстрел….
2 ведущий (на фоне печальной мелодии). В ту секунду, как упал Лермонтов,
сраженный наповал, черная туча, медленно поднимавшаяся над горизонтом,
разразилась страшной грозой, пошел проливной дождь. Сама природа
оплакивала великого поэта.
Звучит «Реквием» Моцарта.
4.вед. Так закончилась его земная и началась великая жизнь поэта в веках. И
мы его потомки и почитатели, несем в душе его образ человека грустного и
веселого, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного,
язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного
могучими страстями, и волей, и проницательным умом. Поэте гениального и так
рано оставившего этот мир. Бессмертного и навсегда молодого.
Музыка «Выхожу один я на дорогу»