Урок литературы "Каждый выбирает для себя… Каждый выбирает по себе…" 10 класс
Урок литературы в 10 классе
Тема: "Каждый выбирает для себя… Каждый выбирает по себе…"
«Каждому достанется по вере его…»
(М.Булгаков)
Тип урока- комбинированный;
Вид урока - практикум
Данный урок уместно проводить в 10 классе профильного уровня, т.к. изучение
литературы на профильном уровне, сохраняя фундаментальную основу курса,
систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы,
позволяет глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной
литературы. Изучение «сквозных» тем предполагает заинтересованность учащихся в
глубоком знакомстве с русской классикой.
Технологии: кейс-технология, диалоговая технология
Планируемые результаты:
предметные: обогащение нравственно- эстетического сознания учащихся
художественными открытиями А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского,
Г.Яхиной, Т.Н.Толстой в разработке темы «маленького» человека; сопоставление
характеров, образа жизни, внутреннего мира героев нескольких произведений;
понимание авторской позиции, формулирование собственного отношения к
анализируемым произведениям; создание устного и письменного монологического
высказывания на предложенную тему.
метапредметные: самостоятельная организация работы с различными источниками
информации: ее отбор, оценка, систематизация , анализ, подбор аргументов для
подтверждения собственной позиции, структурирование материала формулирование
обобщенных выводов по ключевым вопросам урока;
личностные: побудить учащихся быть внимательными , терпимыми и гуманными в
отношениях с людьми, помочь «сберечь в себе нежность к простому человеку»
(В.Шукшин).
Виды учебной деятельности:
репродуктивная: осмысление сюжетов произведений, изображенных в них
событий и характеров;
продуктивная, творческая: характеристика героев, основного конфликта
произведений, выбранных для анализа, выявление характерных авторских приемов в
изображении жизни и человека; устный развернутый монологический ответ на
проблемный вопрос по тексту произведения с цитированием;
поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос;
исследовательская: сопоставительный анализ произведений писателей 19-20
веков, в которых нашел воплощение образ «маленького человека».
Оборудование: раздаточный материал, кейсы, тексты произведений Г.Яхиной,
Т.Толстой, проектор, экран, компьютер.
Ход урока:
Притча. У людей, выполнявших одну и ту же работу, спросили: «Что вы делаете?»
Ответы были разные:
- Таскаю камни
- Зарабатываю себе на пропитание
- Строю Храм…
«Жил человек – и нет его…» Так начинает свой рассказ Т.Толстая
Как? С кем? Какой человек? «Каждому достанется по вере его…»
Жизнь для себя… по себе….
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
меру окончательной расплаты
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
«Иногда даже самый маленький человек
способен отбрасывать большую тень»
Конфуций
? Какое литературное понятие мы можем в нем найти?
? Какого литературного героя мы называем «маленьким» человеком?
?Но ведь, наверно, интересней знакомиться с исключительными личностями,
способными противостоять миру, бороться с жизненными невзгодами, создавать
собственные миры? Предположите, чем «маленький человек» так интересен
классикам.
Давайте вспомним, какие они - «маленькие» люди.
Работа с кейсами.
Отступление учителя:
Тема “маленького человека” — это “сквозная тема” русской литературы.
В литературоведении существует несколько толкований понятия «маленький
человек». Одно из определений предложено исследователем литературы А.А.
Аникиным: «Маленький человек» - это литературный тип человека – жертвы
обстоятельств, государственного устройства, злых сил и т.д.». Главными
тематическими чертами этого образа будут: 1) низкое, бедственное, подчиненное
социальное положение; 2) страдание, происходящее не от своего злого умысла или
вины, а от слабости и ошибок; 3) в разной мере, но – ущербность личности, часто
убожество и неразвитость; 4) острота жизненных переживаний; 5) наконец, осознание
себя именно "маленьким человеком" и стремление утвердить свое право на жизнь
именно в таком качестве, но часто с мечтой лишь об облегчении жизни; 6) обращение
к Богу как единственному носителю справедливости и равенства: только перед Богом
равны все.
Как возникла тема «маленького человека» в русской литературе?
Первый период развития русской литературы, как мы знаем, это древнерусская
литература, героями произведений которой являлись князья, святые, воины. Лишь в
конце периода существования древнерусской литературы в неё «допускается» простой
человек, не герой, не святой, не правитель. Затем в литературу приходит с запада
классицизм, это направление соответствовало потребностям того времени: Пётр I
строил сильное государство. Классицистов волновали потребности государства и
человек как гражданин, полезный своей стране. Только с приходом, опять же из
западной литературы, в русскую литературу сентиментализма писателям стали
интересны личные потребности и переживания людей. Первым писателем, который
открыл нам мир "маленьких людей" был Н.М. Карамзин. Самое большое влияние на
последующую литературу оказала повесть Карамзина "Бедная Лиза. " Социальное
неравенство героев и естественная сложность человеческой души становятся
препятствием для Лизиного счастья. А.С. Пушкин был следующим писателем, в
сферу творческого внимания которого вошла вся огромная Россия: ее просторы, жизнь
деревень, Петербург и Москва открывались уже не только с роскошного подъезда, но
и через узкие двери бедняцких домов. «Повести Белкина» были созданы осенью 1830
года в селе Болдино. Из повестей этого цикла наибольшее влияние на весь
дальнейший ход развития русской литературы оказала повесть «Станционный
смотритель». Выбор Пушкиным героя – станционного смотрителя - был не
случайным. В 20-х годах 19-го века в русской литературе появляется немало
нравоописательных очерков, рассказов, героями которых оказываются люди «низшего
класса». В самом сюжете «Станционного смотрителя» передан типический
социальный конфликт, выражено широкое обобщение действительности, раскрытое в
индивидуальном случае трагической судьбы рядового человека Самсона Вырина.
Пушкин показал в своём герое черты человечности, протеста против социальной
несправедливости, которые раскрыты им в реалистическом изображении судьбы
простого человека. Это подлинная человеческая драма, каких много в жизни. Мудрый
писатель учит нас обращать внимание не на должность, а на душу и сердце человека,
потому что тогда мир станет гораздо чище и честнее. Смирение, показывает А. С.
Пушкин, унижает человека, делает жизнь бессмысленной, вытравливает из души
гордость, достоинство, независимость, превращает человека в добровольного
раба, в покорную ударам судьбы жертву. Своего апогея тема «маленького
человека» достигла в произведениях Гоголя. Гоголь открывает читателю мир
"маленьких людей", чиновников в своих "Петербургских повестях". Особенно
значима для раскрытия этой темы повесть "Шинель", которая имела огромное
значение для всей последующей литературы. Повесть лицом к лицу сталкивает
«маленького человека» с жестокой бюрократической машиной старой России. И эта
машина безжалостно давит и унижает его. «Маленькому человеку» не суждено быть
счастливым в этом несправедливом мире. И лишь после смерти свершается
справедливость. «Душа» Башмачкина обретает покой, когда возвращает себе
потерянную вещь. Акакий Акакиевич умирает, но Н. В. Гоголь оживляет его. Для
чего же он это делает? Нам кажется, что Н. В. Гоголь оживил героя, чтобы еще
сильнее показать робость души героя, и, даже ожив, он изменился только снаружи, а в
душе по - прежнему остался лишь «маленьким человеком».
Н. В. Гоголь показал не только жизнь «маленького человека», но и его протест
против несправедливости. Пусть этот «бунт» робкий, почти фантастический, но
герой выступает за свои права, против основ существующего порядка. У Чехова
«маленький человек» - мелкий чиновник. Добровольное пресмыкательство,
самоуничижение «маленького человека» - вот поворот темы, предложенный А.П.
Чеховым. Если Чехов и «разоблачал» что-то в людях, то, прежде всего, — способность
и готовность их быть «маленькими». Человек не должен, не смеет делать себя
«маленьким» — вот основная мысль Чехова в его интерпретации темы
«маленького человека». Чехов все переворачивает. Виновата у него не социальная
система, а сам человек.
Главная мысль Достоевского — «маленький человек» способен и на высокие
чувства. Любимой темой Достоевского было описание жизни «униженных и
оскорбленных».
Эту же тему он и развивает частично в повести «Бедные люди», но в основном в
своем романе «Преступление и наказание». Особенно интересен здесь образ главного
героя Родиона Раскольникова – хоть он и мнит себя выше всех прочих людей, на
самом деле является таким же «маленьким человеком». Однако «маленький человек»
у Достоевского идет дальше предыдущих: он сам говорит о своей тяжелой жизни, он
не подчиняется обстоятельствам безмолвно. Такими же персонажами являются и
другие герои романа – несчастная Сонечка Мармеладова, сестра Раскольникова Дуня,
сам Мармеладов...
Все они – представители петербургского дна, до которых нет дела влиятельным
господам. Достоевский первым описал противоречия в душе маленького человека.
Мармеладов не только страдает, но и анализирует свое душевное состояние, он
как врач ставит беспощадный диагноз болезни - деградация собственной личности.
“Милостивый государь,- бедность не порок, это истина. Но ... нищета - порок-с. В
бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же
никогда и никто...»
“Позвольте молодой человек: можете ли вы... сказать утвердительно, что я не свинья?
“ Мармеладовский вопль - “ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-
нибудь можно было пойти” - выражает последнюю степень отчаяния
обесчеловеченного человека.
Представление о «маленьком человеке» менялось на протяжении XVIII-XIX
веков. Каждый писатель имел свои личные взгляды на данного героя. Писатели XVIII
века - Н.М.Карамзин – и первой половины XIX века – А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь -
относятся к «маленькому человеку» с сочувствием.
Сначала «маленький человек» мог любить, уважать себя, но был бессилен перед
государственной машиной. Затем он не мог любить, не мог уважать, а о борьбе с
государством даже и подумать не мог. Позже «маленький человек» приобретает
чувство собственного достоинства, способность любить и при этом остро
ощущает своё ничтожное положение. Но самое главное – он уже не ничтожен в
душе!
Не хватало чувства собственного достоинства1
Эта тема всегда занимала значительное место в русской литературе, претерпевала
значительные изменения в творчестве писателей.
20 век в России принес окончательное формирование тоталитаризма. В
период наиболее жестоких репрессий, в то время, когда человек был
окончательно обезличен и превращен в винтик огромной государственной
машины, писатели яростно откликнулись, встав на защиту личности.
” Новые писатели вступают в защиту правды и совести, они
формировали человека нового. Поэтому нельзя закрывать последнюю страницу в
огромной книге посвященной ему - “маленькому человеку! ”
Баллада о маленьком человеке Рождественский (М.Магомаев)
На Земле безжалостно маленькой
жил да был человек маленький.
У него была служба маленькая.
И маленький очень портфель.
Получал он зарплату маленькую…
И однажды — прекрасным утром —
постучалась к нему в окошко
небольшая, казалось, война…
Автомат ему выдали маленький.
Сапоги ему выдали маленькие.
Каску выдали маленькую
и маленькую — по размерам — шинель.
…А когда он упал — некрасиво, неправильно,
в атакующем крике вывернув рот,
то на всей земле не хватило мрамора,
чтобы вырубить парня в полный рост!
Стихотворение повествует о судьбе, казалось бы, маленького человека. Жил да был
маленький, невзрачный, серенький человечек. У него всё было маленькое: маленькая
должность в маленькой конторе, маленькая зарплата, маленький портфель и маленькая
квартирка, даже, наверное, и не квартирка, а комната в рабочем общежитии или в
коммуналке. И был бы этот человек до конца жизни очень маленьким и незаметным,
если бы в дверь его дома не постучалась война…
Маленькому человеку в армии всё дали такое, какое он привык иметь в довоенной
жизни: всё привычное, родное, маленькое… Автомат у него был маленький, и шинель
у него была маленькая, и фляга с водой – маленькая, маленькие кирзовые сапоги… И
задача перед ним ставилась как будто бы маленькая: отстоять участок фронта
величиной два метра на два… Но, вот когда он выполнил свой священный долг перед
Родиной и народом… когда его убили и он упал в грязь, искривив рот ужасной
гримасой боли и смерти… тогда не нашлось в целом мире столько мрамора, чтобы
поставить ему монумент на могилу такой величины, какой он заслужил…
«Зулейха открывает глаза»
«Соня»
Традиции Ч.Айтматова
глубокое знание национального
материала
прикосновение к фольклору
мотив бесконечной дороги
метафорические сравнения
(вагон, «битком набитый человеческими
жизнями»)
приём сна в романе
язык писателя, необычный синтаксис
Достоевский «Идиот»
Сонечка Мармеладова
Иванушка-дурачок
Композиция – антитеза
Реминисценции
Художественная деталь
Чеховский хронотоп
Метафоры, каламбур, оксюморон
Мокрая курица расправляет крылья – Зулейха открывает глаза
Гузель Яхина так говорит о своей книге: «Это книга о том, каким горьким может
быть счастье. Попадая в Сибирь, Зулейха обретает любовь, друзей, сына, обретает
себя как мать. Поездка на край света оборачивается для нее счастьем. Название
„Зулейха открывает глаза“ — это как раз о том, что она пробуждается, открывает глаза
на мир».
О чём же этот роман, получивший столь высокую оценку и у экспертов, и у читателя?
Сама автор в разговоре с корреспондентами различных газет и журналов говорит так:
"Это произведение, наверное, в первую очередь, о женщине и её судьбе, о том, как из
забитого существа героиня превращается в настоящего человека, обретает себя,
начинает новую жизнь, в то время, как, казалось бы, жизнь закончена. И вторая идея -
о том, что в каждом несчастье, в каждом горе, даже самом большом, может
содержаться зерно будущего счастья - эту идею я тоже хотела выразить».
Действие романа о коллективизации начинается зимой 1930 года в глухой татарской
деревне. Крестьянку Зулейху вместе с сотнями других переселенцев отправляют в
вагоне-теплушке по извечному каторжному маршруту в Сибирь. Дремучие крестьяне
и ленинградские интеллигенты, деклассированный элемент и уголовники, мусульмане
и христиане, язычники и атеисты, русские, татары, немцы, чуваши — все встретятся
на берегах Ангары. И будут пытаться выжить, наладить свою новую жизнь.
Первая глава - о жизни Зулейхи в доме мужа - самая сильная в романе.
О чём эта книга? О женщине, которая обретает себя!
Анализ эпизодов:
- «За дверью пока – тихо. Ну же, Зулейха, мокрая курица, поторопись. Мокрой
курицей – жебегян тавык – ее впервые назвала Упыриха. Зулейха не заметила, как
через некоторое время и сама стала называть себя так»
«Профессору, к тому времени уже надломленному произошедшими в стране
переменами, сильно досталось в войне с белочехами, он впал в немилость у новых
университетских ректоров (а их в первые годы Гражданской сменилось немало),
практику в клинике прикрыли… И однажды утром Вольф Карлович не вышел из
комнаты. Его никто не хватился»
«И вот уже – письмо написано и опущено в почтовый ящик (Груня тогда вспотела
щедро, по-лошадиному, выводя под Степанову диктовку длинные и заковыристые
слова, значения которых не понимала: буржуазный – через у или о? германский –
через е или и? шпион – через о или е? контрреволюция – с одним или двумя р? слитно
или раздельно?..). Если Степан прав – скоро они придут, чтобы освободить
профессорский кабинет с трельяжем чудных окон, смотрящих на старинный парк, с
пахнущими воском полами и тяжелой ореховой мебелью. Освободить для Груни,
ждущей своей очереди на счастье уже долгие десять лет»
«Умрешь ты скоро, во сне видела. Мы с Муртазой в доме останемся, а за тобой
прилетят три огненных фэрэштэ и унесут прямиком в ад… Я стою на крыльце,
смотрю. Щелк кнутом – и разверзается земля, из щели – дым с искрами. Щелк – и
полетели вы все туда, и пропали в этом дыме…»
«Переселенцы широким длинным ручьем текут по рельсам. …А через пути, наискосок,
стремительно шагает одинокая фигура в остроконечном шлеме, с серой папкой в
руке.
– Стой! – негромко произносит человек с папкой.
Зулейха узнает его: красноордынец Игнатов – убийца Муртазы.
– Слушай меня внимательно! – говорит наконец. – Я – ваш комендант…
Она не знает, что такое комендант. Он сказал: ваш? Значит, надолго вместе?
– …И повезу вас, граждане раскулаченные, и вас, граждане бывшие люди, в новую
жизнь…»
«Уже на подъезде к Красноярску, вычеркивая огрызком карандаша из серой папки с
надписью «Дело» очередных убывших, Игнатов поймет, что при взгляде на кучно
напечатанные фамилии видит не строчки и буквы, а лица»
«Вольф Карлович жил в яйце.
Оно выросло вокруг него само, много лет, а возможно, десятилетий назад, – он не
утруждал себя подсчетами: в яйце время не текло и потому не имело значения.
Скоро по университету поползли слухи, что «профессор Лейбе, как бы это помягче
выразить, немного не в себе». Яйцо и профессор были счастливы друг с другом.
Совместная жизнь их текла неспешно и ровно»
«Игнатов прерывисто выдыхает, надвигает фуражку на лицо.
– Представляете, – Вольф Карлович говорит бодро, быстро, свободно, – Юзуф!
Вдумайтесь только: здесь, в этой чертовой глуши – Юзуф и Зулейха. Каково, а?!»
«Зулейха не смогла удержать боль внутри, и боль выплеснулась, затопила все вокруг –
блескучую ангарскую воду, малахит берегов и холмов, утес, на котором стоит
Зулейха, небосвод в белой пене облаков. Смотреть на это – больно. Даже дышать –
больно. Закрыть бы глаза, не видеть ничего, не чувствовать, но…»
«Зулейха побредет, не замечая времени и дороги, на Круглой поляне заметит идущего
навстречу человека, седого, хромого, с палкой. Они с Игнатовым увидят друг друга и
остановятся…
Он вдруг поймет, как постарел: потерявшие зоркость глаза не смогут различить ни
морщин на лице Зулейхи, ни седины в ее волосах. А она почувствует, что заполнившая
мир боль не ушла, но дала ей вдохнуть»
Притча
Жила однажды в мире птица. Не простая – волшебная. Персы и узбеки называли ее
Симург, казахи – Самурык, татары – Семруг. Однажды все птицы земли слетелись
на общий туй, чтобы вместе веселиться и радоваться жизни. Но праздника не
получилось:стали ругаться друг с другом… От этой великой ссоры поднялся в мире
такой шум и гам, что с деревьев послетали все листья, а звери, испугавшись,
попрятались в норы.
«Полетим к Семругу, – предложил он, – и попросим его стать нашим шахом. Кому,
как не ему, наипрекраснейшему и наимудрейшему на земле, быть нашим
повелителем?»
Стая, огромная и черная, как туча, взмыла в небо и направилась к самой высокой в
мире горе на поиски сиятельного Семруга.
Птицы летели день и ночь, без перерывов на сон и еду, выбиваясь из последних сил, и
наконец достигли подножия вожделенной горы, взойти на ту вершину можно было
лишь путем страданий.
Сначала горная тропа привела их в Долину Исканий, где погибли те, чье стремление
достичь цели было недостаточно велико.
Затем пересекли Долину Любви, где остались лежать бездыханными страдавшие от
неразделенной любви. В Долине Познания полегли те, чей ум не был пытлив, а сердце
не открыто новому. В коварной Долине Безразличия пал тот, кто не смог уравнять
в своём сердце горе и радость, любовь и ненависть, друзей и врагов, живых и
мёртвых. В Долине Единения каждый ощутил себя – всеми и все – каждым. Все
вкусили сладость единения.
В Долине Смятений смешались день и ночь, быль и небыль. Многие пали здесь,
сраженные отчаянием. В живых осталось тридцать самых стойких. В Долине
Отрешения ждала их лишь бескрайняя водная гладь, а над нею – вечное безмолвие.
Далее начиналась Страна Вечности, куда нет входа живым.
В этот миг они постигли суть: они все – и есть Семруг. И каждая по отдельности,
и все вместе.
Один день. Начало романа.
Зулейха открывает глаза. Темно, как в погребе. Сонно вздыхают за тонкой занавеской
гуси. Месячный жеребенок шлепает губами, ища материнское вымя. За окошком у
изголовья – глухой стон январской метели. Но из щелей не дует – спасибо Муртазе,
законопатил окна до холодов. Муртаза – хороший хозяин. И хороший муж. Он
раскатисто и сочно всхрапывает на мужской половине. Спи крепче, перед рассветом –
самый глубокий сон.
Пора. Аллах Всемогущий, дай исполнить задуманное – пусть никто не проснется.
Концовка романа. Наконец опускает руки. С силой, намертво затягивает узел платка
на шее. Поворачивается спиной к Ангаре и уходит с утеса.
Зулейха побредет, не замечая времени и дороги, стараясь не дышать, чтобы не
множить боль. На Круглой поляне заметит идущего навстречу человека, седого,
хромого, с палкой. Они с Игнатовым увидят друг друга и остановятся – он на одном
краю поляны, она на другом.
Он вдруг поймет, как постарел: потерявшие зоркость глаза не смогут различить ни
морщин на лице Зулейхи, ни седины в ее волосах. А она почувствует, что
заполнившая мир боль не ушла, но дала ей вдохнуть.
Язык автора…
Скручивается, скукоживается, сворачивается змеей, утыкается в себя,
хватается за воротник рубашки – треск!
В лицо – ветер, крики чаек, шум леса; под ногами – земля, трава, камни, корни.
Сон:
Мир течет перед ее взором, струится. Не формы и линии – лишь цвета: плывут,
утекают. Вдруг посреди потока – четкий образ, высокий и темный. Гордая посадка
головы, широкие мужские плечи, руки длинные, чуть не до колен, платье бьется по
ветру. И ты здесь, старая ведьма.
Зулейха хочет оттолкнуть Упыриху, замахивается – но вместо этого почему-то падает
ей на грудь, обнимает могучее тело, пахнущее не то древесной корой, не то свежей
землей. Утыкается лицом во что-то теплое, плотное, мускулистое, живое, чувствует
сильные руки – на спине, на затылке, вокруг себя, везде. Слезы подступают к горлу,
веревкой свивают глотку – Зулейха плачет, уткнувшись в грудь свекрови, долго и
сладко. Слезы льются так щедро и стремительно, что кажется – не из глаз, а откуда-то
со дна сердца, подгоняемые его частым и упругим биением. Минуты, а может, часы
спустя, выплакав все не выплаканное за годы, она успокаивается, приходит в себя.
Еще спешит дыхание, еще вздымается судорожно грудь, но уже разливается по телу
долгожданное усталое облегчение.
– Скажи, мама… – она не разжимает глаз, не разнимает рук, словно боится отпустить,
– так и шепчет не то в костлявое плечо свекрови, не то в морщины у основания шеи. –
Все хотела спросить: зачем ты по молодости ходила в урман?
– Давно это было, девчонкой была глупой… Смерти искала – спасения от любви
несчастной, – широкая и твердая грудь старухи поднимается и опускается в долгом
могучем вздохе. – Пришла в урман, а нет ее там, смерти.
Зулейха удивленно отстраняется, чтобы заглянуть свекрови в глаза. Лицо старухи –
темно-коричневое, в крупных извилистых морщинах. Да и не лицо то вовсе –
древесная кора. В объятиях Зулейхи – старая корявая лиственница. Ствол дерева –
бугрист и необъятен, в серебряных потеках смолы; корни – узлами; длинные
раскидистые ветви смотрят ввысь, пронзают небесную синь; на них легким
изумрудным сиянием дрожат первые проблески весенней листвы
Приём сна – это особый литературный приём, которым писатель или поэт пользуется
при построении композиционной структуры своего произведения. Этот прием в
художественной литературе помогает читателю «уснуть» в начале развития действия,
чтобы снова «проснуться» при его завершении, вернуться к переживаниям обыденной
реальной жизни.
Рассказы «Крохотки» – философские размышления А.И. Солженицына над многими
проблемами, которые волнуют современников. И одна их них — проблема
нравственности, её сохранения. Автор учит «жить не по лжи», а по совести.
Лиственница.
Темы:
- смысл жизни
-нравственные ценности
- связь человека со своими корнями – прошлым, предками
Человек силён своими корнями, связью с родом, прошлым своей семьи и страны в
целом. Неразрывна связь человека с родиной. Автор сравнивает человека с
лиственницей — частью огромной природы. Ведь и человек- её составная часть.
Осенью лиственница теряет свой зелёный наряд, как и всё в природе – «да как дружно
осыпается и празднично – мельканием солнечных искр”.А весной появляются новые
шелковистые иголочки. И лиственница преображается, делаясь ещё краше. Автор
словно очеловечивает это «диковинное дерево». А в конце делает вывод: “Ведь – и
люди такие есть”.Читатель начинает размышлять, о каких именно людях пишет автор.
И понимает — о добрых, сильных, умеющих радоваться жизни.
Рассказ аллегоричен. Лиственница отождествляется с человеком. Она так же, как он,
имеет долгую, непростую жизнь. Но осень и зима всегда сменяются весной¸
появляется надежда на лучшее. на душевное обновление.
Что за «диковинное дерево!»,- восхищается автор. Это же чувство он испытывает к
людям, может, и «колючим» внешне, но добрым , крепким, надёжным.
Конечно, это главная проблематика романа. Но наряду с данной проблемой, в
романе глубоко раскрыты и другие: проблема раскулачивания, которая в
действительности коснулась многих людей в нашей стране, проблема
взаимоотношений мужчины и женщины, «положения женщины в мусульманском
мире и в советском пространстве», репрессированной интеллигенции, материнского
самопожертвования, умения не потерять себя в нечеловеческих условиях ГУЛАГа. А
ещё это роман о силе духа и человеческих ценностях. Одним словом, это роман о
страшных страницах истории нашей страны и её народа, на долю которого в прошлом
веке выпало немало испытаний: войны, голод, разруха, коллективизация,
политические репрессии, в ходе которых были унижены и уничтожены лучшие из
лучших, у которых и в мыслях не было бороться против своего народа.
4. Насколько изменилось отношение к маленькому человеку авторов-наших
современников, давайте разберёмся, познакомившись с рассказом Толстой «Соня».
Родилась в семье, отмеченной литературными дарованиями. «Куда ни посмотри, у
меня одни литераторы в роду- Алексей Николаевич Толстой – дед по отцовской
линии. Бабушка Наталия Васильевна Крандиевская-Толстая – поэтесса. Их матери
тоже были писательницами. Дед по материнской линии Михаил Леонидович
Лозинский – переводчик.» Первый сборник рассказов “На золотом крыльце сидели…”
появился в 1987 году, затем появились еще 3 сборника, рассказ “Соня” входит в книгу
“Река Оккервиль”. В 2000 и 2002 году вышли книги “День” и “Ночь”, за роман “Кысь”
в 2001 году писательница получила премию “Триумф”. В настоящее время Толстая
одна из самых читаемых русских писательниц. Ее произведения обозначаются
критиками как постмодернистские.
В одном интервью Татьяна Толстая говорит о себе: “Мне интересны люди «с
отшиба», то есть к которым мы, как правило, глухи, кого мы воспринимаем как
нелепых, не в силах расслышать их речей, не в силах разглядеть их боли. Они
уходят из жизни, мало чего поняв, часто недополучив чего-то важного, и уходя,
недоумевают как дети: праздник окончен, а где же подарки? А подарком и была
жизнь, да и сами они были подарком, но никто им этого не объяснил”.
Посмотрим же, как и во что играет с читателем писательница в рассказе «Соня».
Начало XX века прошло под знаком модернизма, художественного направления,
предполагающего создание поэтической системы, способствующей духовному
возрождению человечества. Модернисты стремились предвосхитить идеальную
культуру, духовно перестроить мир.
Анализ рассказа.
В центре его - две женские судьбы, не эпизоды из жизни, а именно судьбы. И Толстая
умудряется рассказать о них на 4 страницах своего произведения.
Расскажите о них( событийный план)
• Соня ровесница века (“в 41году ей должно было исполниться 40”),
• в 1930-е годы работает хранительницей в музее, знакомится с Адой и ее
приятелями, которые долгие годы будут “перебрасывать” ее из семьи в семью, где
нужна помощь,
• в 33 году возникает ее эпистолярный роман с выдуманным Адой Николаем,
• в 41 году остается в блокадном Ленинграде, отдав Николаю-Аде баночку
томатного сока, гибнет, может, от голода, может, от бомбежки.
А вот судьба Ады:
• видимо, чуть моложе Сони,
• в 33 году она “в своей лучшей форме” – теннис, байдарки, поклонники, тут-то и
придуман “адский планчик”,
• в 41 она тоже в блокадном Ленинграде, сын эвакуирован с детским садом,
• баночка томатного сока спасает ей жизнь,
• в 90-е годы Ада Адольфовна – парализованная старуха под девяносто.
Литература защищает, оберегает того, у кого все отнимается в жизни. Так сказке
милее всех Иванушка-дурачок. А наша Соня – четырежды будет сказано в тексте –
“дура”.
В чем же проявляется ее “идиотизм”? Медленно перестраивается, может зазеваться,
наивна до непредсказуемости, сентиментальные стихи не вовремя, безобразно
одевается. А внутренние качества? “Любила детей”, “романтическое существо”,
“должна же у нее быть совесть”, “любящее сердце”. И это “идиотизм”? Нет, скорее,
расхождение между внутренними качествами и реакцией на них окружающих:
мечтательность и романтичность Сони позволяют смеяться над ней, незащищенность
дает возможность обманывать, бескорыстие позволяет эгоистически “использовать” ее
как няньку, например.
Соня всего лишь кажется “дурой”, потому что она неадекватна в своем социальном
поведении, не приспособлена к жизни, непрактична.
Реминисценции.
Вы прочитали название - автор уже затеял игру. Какие ассоциации возникают, когда
читаем название?
(Явная реминисценция. Ещё не зная содержание рассказа, я могу предположить, что
за судьба у его героини. «Вечная Сонечка...» Ну конечно, Соня Мармеладова.
Бескорыстие Сони, умение любить, готовность идти за любимым на край света,
готовность к самопожертвованию, детски наивная, чистая душа. Ведь этот образ
прекрасно проецируется на героиню Толстой.)
Оксюморон.
Соня (греч. «премудрость») - «дура» (по тексту). Достоевскому важно было, что
«София» означает «премудрость». Не может этого не знать Т.Н.Толстая. Может, этот
оксюморон должен помочь нам в художественном осмыслении вопросов жизни и
смерти, смысла жизни, итога жизни? Бескорыстие, искренность - высшие ценности,
воспринимаемые, к сожалению, как слабость, неприспособленность.
Антитеза.
Ясно одно - Соня была дура… Сонины лошадиные черты. ледяной верхней губой.
кристалл Сониной глупости
Чуткий инструмент, Сонина душа
Соня шила... А как она сама одевалась? Безобразно, друзья мои, безобразно! Что-то
синее, полосатое, до такой степени к ней не идущее! Ну вообразите себе: голова как у
лошади Пржевальского (подметил Лев Адольфович), под челюстью огромный висячий
бант блузки торчит из твердых створок костюма, и рукава всегда слишком длинные.
Грудь впалая, ноги такие толстые - будто от другого человеческого комплекта, и
косолапые ступни. Обувь набок снашивала. Брошка у нее была – эмалевый голубок
Соня хорошо готовила. Она любила детей она была романтична и по-своему
возвышенна
Сестра Льва Адольфовича, Ада женщина острая, худая, по-змеиному элегантная.
Ада была в своей лучшей форме, хотя уже и не девочка, - фигурка прелестная, лицо
смуглое с темно-розовым румянцем, в теннис она первая, на байдарке первая, все ей
смотрели в рот. Аде было даже неудобно, что у нее столько поклонников, а у Сони –
ни одного
Счастьем этим она была обязана всецело этой змее Аде Адольфовне
поскольку идея была Адина, Лев называл его "адским планчиком"
Она уже сама стала немного Николаем
И две женщины на двух концах Ленинграда, одна со злобой, другая с любовью,
строчили друг другу письма о том, кого никогда не существовало.
Чеховский хронотоп. Что вы можете сказать о времени, его течении в рассказе?
(Временное пространство организовано так точно и плотно, что на 4 страницах
Толстая смогла рассказать о судьбах двух женщин. Только А.П.Чехов мог вместить
судьбу героев в несколько страниц. Рассказы «Ионыч», «Крыжовник», «О любви».
Своеобразие поэтики Толстой в мастерстве художественной детали. Найдите детали,
определяющие время действия (блокаду, прежде всего); детали портрета,
определяющие образы двух героинь (камея, голубок, томатный сок).
Какие пронзительные детали описания блокадной жизни Ленинграда вы
нашли?
{«Сварила кожаные туфли», «пила горячий бульон из обоев». Ещё одна деталь -
баночка томатного сока, спасшая Аду - Николая, превращается в символический
образ. Толстая афористично пишет: «Соку в ней было ровно на одну жизнь».)
Внимательный читатель должен заметить, как любит писательница метафору. Это её
конёк.
«Но напрасны попытки ухватить воспоминания грубыми телесными руками»,
«Стыло бульонное озерцо», «Кристалл Сониной глупости засверкал иными гранями»,
«Голубков огонь не берёт». Получаешь истинное эстетическое удовольствие, читая
такую литературу.
«АДСКИЙ планчик» Заметим каламбур: «адский планчик». В чём суть розыгрыша,
устроенного Адиной компанией( кстати, как он был назван Львом Адольфовичем)?
- Что было самым чудесным в жизни Сони? (Ее эпистолярный роман с Николаем)
- Кому обязана своим счастьем Соня? (Аде)
Была ли Соня счастлива?
Ада обязана Соне жизнью, а Соня Аде - своим счастьем. Так всё удивительно
переплелось в жизни. Самое чудесное в жизни Сони - эпистолярный роман с
Николаем - Адой. Толстая дарит Соне мечту, сказку («И вот надо же ~ жизнь
устраивает такие штуки! - счастьем этим она была обязана всецело этой змее Аде
Адольфовне», - иронизирует автор.) В сказке было всё: королева, королевич, живая
вода - томатный сок. Однако конец истории трагический, не сказочный.
Почему же рассказ не об Аде?
Да потому, что самое большое чудо в своей жизни она не заслужила. И не заслужила
не потому, что предала любовь, отреклась от неё: «всё ложь, что она всех ненавидит,
что Соня - старая дура и лошадь, что ничего не было и что будьте вы все прокляты». И
обвинять её в этом сложно. В блокадном Ленинграде не до любви. Но вот Соне же
было до любви. Потому рассказ и о Соне.
Мотив времени - один из основных мотивов рассказа. («Жил человек и нет его»,
«время всё съело»). Эти метафоры повторяются дважды: в начале рассказа и в конце.
Что же осталось?
Остались имя - память, жизнь другого человека, эмалевый голубок. Ключевая
метафора текста «голубков огонь не берёт». В ней смысл произведения. Ещё одна
реминисценция: «рукописи не горят» (М.Булгаков). Брошка Сони - её единственное
украшение, этот голубок отправлен Аде (она оценила поступок Сони), письма Сони
сгорели, голубок - нет. Кстати, платье Ады украшает брошка...
Вот такие две разные брошки, две разные судьбы.
Толстая показывает, как мир оживает и обретает ценность, когда на него смотрят глаза
любви! Она создаёт своего «маленького человека», пробирается к ядру личности.
Интересно, что сама Толстая заявляла, что “маленький человек – это человек
нормальный”.
Известный современный русский писатель, эссеист, литературовед, критик,
радиоведущий Александр Генис говорил о героях Толстой так: «В ее рассказах
помещаются только маленькие люди – не Башмачкины, а Стойкие Оловянные
солдатики».
Никас Сафронов. Картины.
Домашнее задание: Попытайтесь выразить свое отношение к «маленькому» человеку.
Вот несколько афористичных высказываний на эту тему:
“Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть. Мы один раз, уж так
случилось, живем на земле. Ну так и будьте повнимательнее друг к другу,
подобрее…” В.М.Шукшин
"Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-
творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного
потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества
других"
Министр российского образования А. Фурсенко
«Я воинственно берегу свою нежность к простому человеку». (В.Шукшин)
«Даже самый маленький человек способен изменить ход будущего». (Джон Рональд
Руэл Толкин)
«Не страшно без оружия - зубастой барракуде,
Большой и без оружия - большой, нам в утешенье,-
А маленькие люди - без оружия не люди:
Все маленькие люди без оружия – мишени».( В.С.Высоцкий)
Напишите мини-сочинение, опираясь на одно из высказываний.
Удивительным образом, в каждом из нас, в «маленьком человеке», природа заложила
два начала, две противоположности, эту неделимую пару генных комплексов, которые
приводят в движение личность, направляя ее на пути самореализации. С одной
стороны, это «комплекс неполноценности», «образ маленького человека», «Я-
концепция». С другой, - «самовлюбленный Нарцисс», «сверхчеловек Ницше», Эдипов
(или Наполеонов) комплекс».Быть честным неудачником или обогатить себя любым
способом?
Да, человек создан для счастья, по словам Короленко, как птица для полета. И даже
самый «маленький человек».
Судьба любому из нас предоставляет шанс проявить трудолюбие, настойчивость,
упорство, предприимчивость, чтобы стать успешным и знаменитым; государство
помогает и поддерживает «маленьких людей» в малом бизнесе.
Вот и может показаться, начитавшись подобного, что и теперь Россия – это один
большой гоголевский «губернский город NN». Что в нём происходит?
А как же живуча гоголевская «Шинель»! На примере своих родителей знаю, что
последние 2-3 года они мечтают обновить свои куртку и шубку.
Моя сознательная жизнь только начинается. Кем хочу стать по профессии, еще не
определилась: переводчиком, юристом, психологом. Не за горами и выбор мой как
«маленького человека» - какой стать?
Что вы думаете??? Рефлексия.
Притча. У людей, выполнявших одну и ту же работу, спросили: «Что вы делаете?»
- Таскаю камни
- Зарабатываю себе на пропитание
- Строю Храм…
А чем вы сегодня занимались на уроке?
Литература - еще материалы к урокам:
- Презентация "«Тебя любить, обнять и плакать над тобой». Страницы жизни А.А. Фета. Стихи о любви"
- Тестовая работа по литературе в 9 классе за 1 четверть (по учебнику В.Я. Коровиной)
- Технологическая карта урока "Н.Н. Носов «Федина задача»"
- Контрольное тестирование по чтению за I четверть 6 класс
- Литературно-музыкальная композиция к 30-летию вывода войск из Афганистана
- Итоговый тест по литературе 7 класс (с ответами)