Конспект урока "Введение. Сложность и самобытность русской литературы XX века" 11 класс

1
1
11 класс (профильный уровень)
Урок 1. Введение. Сложность и самобытность русской литературы XX века.
Цель урока: познакомить с главными тенденциями в русской литературе ХХ века в качестве вводной
информации, представить сложность и самобытность литературы данного периода
Задачи:
Дать общее понятие о литературе Серебряного века, её хронологических параметрах. Её наиболее
известных авторов, основные направления, стилевые течения, условия возникновения и развития.
Развивать умение находить связь между явлениями литературы и общественной жизни.
Показать взаимное влияние литературы и общественной жизни на примере эпохи рубежа XIX XX
веков. Ввести в атмосферу культурной жизни России рубежа веков, показать значимые события и
явления этого времени. Охарактеризовать различные проявления духовного кризиса рубежа столетий и
основные черты нового мироощущения. Дать представление о новой концепции мира и человека,
сформировавшейся на рубеже XIX XX веков, раскрыть факторы её возникновения.
Ход урока.
Век мой, зверь мой, кто сумеет заглянуть
в твои зрачки?
О. Мандельштам
Вступительное слово учителя.
Ребята, давайте обратимся к эпиграфу сегодняшнего урока.
Как бы вы оценили то время, о котором пишет О.Э. Мандельштам?
Сегодня мы приступаем к изучению очень большого и интересного «Литература XX века», но затронем
лишь рубеж веков, который называют Серебряным веком русской культуры.
На уроке используйте приёмы конспектирования лекции
Что же надо записывать на лекции? Прежде всего - тему лекции, основные её вопросы, важнейшую их
аргументацию. Затем - некоторые яркие примеры, научные определения и выводы, которые даёт лектор
по материалу.
Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Конспект лучше
подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения,
формулы следует сопровождать замечаниями:ажно', 'особо важно', 'хорошо
Вы знаете, что литература тесно связана со всеми сферами человеческой жизни, поэтому можно
выделить факторы, влияющие на литературный процесс.
Факторы, повлиявшие на литературный процесс XXвека.
Исторические события;
Экономическая ситуация;
Концепция личности, представления о человеке, его сущности, его отношениях к окружающему миру,
другим людям, ценностям.
Диалог с учениками
Таким образом, о чём писать (темы, проблемы, характер конфликтов), как писать (жанр, средства
поэтики) и о ком писать (тип героя) диктует время и общественная обстановка в стране и мире.
2
2
Мы с вами живём тоже на рубеже веков, даже тысячелетий. А какие чувства испытываете вы? Что вы
можете отметить?
Ожидаемые ответы от учеников:
Сложность общественных процессов;
Перемены и перестройка во всех областях жизни;
Неоднозначные оценки этих перемен, борьба идей;
Попытки изменить страну, с одной стороны, путём реформ и, с другой, навязать свою волю
насильственным путём (терроризм);
Значительные научные открытия, особенно быстрое развитие в области информационных технологий,
что повлекло за собой кризис классического естествознания.
Если перенестись на сто лет назад и переложить сегодняшние свои ощущения и настроения на те
события, то можно понять, как ощущал себя человек рубежа XIX XX веков.
Давайте вспомним из истории, какова была внешнеполитическая обстановка. Какие важные
политические и исторические события происходили в России?
Ожидаемые ответы от учеников:
Россия пережила 3 революции (1905 г., Февральскую и Октябрьскую 1917 г.);
Русско-японскую войну 1904 1905 гг.
Первую мировую войну 1914 1918 гг.
Гражданскую войну.
Обобщение учителя
Очевидна была необходимость перемен, перестройки уже в начале века. В России противоборствовали
3 основные политические силы: защитники монархизма, сторонники буржуазных реформ, идеологи
пролетарской революции. Следовательно, выдвигались, соответственно, различные варианты
программы перестройки: «сверху», средствами «самых исключительных законов», приводящих «к
такому социальному перевороту, к такому перемещению всех ценностей…, какого ещё не видела
история» (А. Столыпин), и «снизу»,путём «ожесточенной, кипучей волны классов, которая
называется революцией» (В.И. Ленин). Средствами первого пути, например, были манифест 17 октября
1905 г., учреждение Думы. Средствами второго – теоретическая подготовка революции и террор.
Характеристика духовной культуры. водится понятие «декаданс»)
В духовной жизни России отразились и социальные противоречия эпохи, и противоречия русской
общественной мысли. В обществе возникает чувство некоего катастрофизма времени, завершённости
культуры. На этой почве в литературе и искусстве возникают апокалиптические мотивы завершённости
мира.
О том, как воспринималось и оценивалось это время можно судить по названиям популярных тогда
философских книг: «Вырождение» (Макс Нордау, 1896), «Закат Европы» тто Шпенглер, 1918 1922).
Появляется так называемая «философия пессимизма», у истоков которой стоял А. Шопенгауэр.
Он писал: «Мир порождён некой слепой волей, которая непредсказуема. Сущность мира страдание».
Макс Нордау («Вырождение») говорил: «Целый период истории, видимо, подходит к концу и
начинается новый. И все традиции подорваны и между вчерашним и завтрашним днем не видно
связующего звена…Господствовавшие до сих пор воззрения исчезли или изгнаны, как свергнутые с
престола короли…».
Время рубежа веков было временем внедрения в сознание русского общества различных философских
идей, направлений, течений. Идеи обновления христианского сознания были созвучны языческим по
сути идеям Ф. Ницше с его обличением христианства как помехи на пути личности к её
сверхчеловеческому состоянию «с переоценкой ценностей», его учением «о воле и свободе», с отказом
3
3
от морали, от Бога («Бог умер!»). то есть, по Ницше, упадок связан с кризисом христианства, вместо
богочеловека нужен новый «сверхчеловек», для которого не существует «старая» мораль.
Но в то же время эпоха представляется и временем некоего ренессанса, духовного обновления,
культурного подъёма. Важнейшей особенностью времени становится сближение философии и
литературы в осмыслении роли духовного начала в жизни общества.
Характеристика русской литературы начала века. Вводится понятие Серебряный век
Серебряный век. Произнесите это медленно и прислушайтесь Словно где-то в глубине души
прозвонил хрустальный колокольчик. Само словосочетание «серебряный век» ассоциируется в нашем
сознании с чем-то возвышенным и прекрасным. И поэзия этого периода очень музыкальна: по своей
внутренней сути она является как бы мелодией слов, своеобразным звукорядом. В советское время
«серебряный век» определялся чисто хронологически как литература конца XIX - начала XX века, а
принципиально новой на основании идеологического принципа считалась советская литература, якобы
возникшая сразу после революции 1917 г. Из-за грандиозного политического катаклизма единая
национальная литература была разделена на три ветви (беспрецедентный истории случай): литературу,
именовавшуюся советской, «задержанную» (внутри страны) и литературу русского зарубежья. У них
достаточно различные художественные принципы, темы, состав авторов, периодизация. Революция
определила чрезвычайно многое во всех трех ветвях литературы. А определяли ее лицо лучшие поэты
«серебряного века»: А. Блок, Н. Гумилев, А. Ахматова, В. Ходасевич, М. Волошин, В. Маяковский, С.
Есенин, внешне как бы затаившиеся М. Цветаева и Б. Пастернак. Разруха первых послереволюционных
лет почти полностью истребила художественную прозу (В. Короленко, М. Горький, И. Бунин пишут
сразу после революции публицистические произведения) и драматургию
Эмигрантская литература окончательно сформировалась в 1922-1923 годах.
Золотой и Серебряный век русской культуры.
Подъём общественных и духовных интересов, который начался с середины 90-х гг. и проявился в
области философии, литературы, изобразительных искусств, музыки, театра, балета позволил
современникам говорить о «духовном возрождении» России, о наступившем Серебряном веке русской
культуры.
Если следовать знаменитой формуле А. Григорьева «Пушкин наше всё!», то и этимологию
устоявшегося сочетания СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК стоит поискать именно в этом классическом периоде,
который называли пушкинской эпохой или ЗОЛОТЫМ ВЕКОМ русской литературы. Однако, в отличие
от него, СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК не может быт назван чьим-то одним – пусть даже великим именем; его
поэтику решительно невозможно свести к творчеству одного, двух или даже нескольких мастеров
слова. В том-то и особенность данного периода, что в нем жили и творили поэты, представляющие
многие литературные течения, исповедующие разные поэтические принципы. Иногда они затевали
яростную полемику, предлагая различные способы постижения бытия. Но каждый их них отличался
необычайной музыкой стиха, оригинальным выражением чувств и переживаний лирического героя,
устремленностью в будущее.
Важно уяснить, что речь идёт именно о явлении русской культуры, основанной на глубинном единстве
всех её творцов. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК не просто набор русских поэтических имен. Это особое явление,
представленное во всех областях духовной жизни России, эпоха, отмеченная необычайным творческим
подъёмом не только в поэзии, но и в живописи, музыке, театральном искусстве, в гуманитарных и
естественных науках. В тот же период бурно развивается русская философская мысль: достаточно
назвать В. Соловьева, П. Флоренского, Н Бердяева, Е. и Срубецких.
К этому списку можно добавить имена ученых, чьи достижения дали заметный толчок к дальнейшему
развитию науки А. Попов, И. Павлов, С. Вавилов.
Настроение всеобщего культурного подъёма нашло глубокое, проникновенное отражение в творчестве
композиторов С. Рахманинова, А. Скрябина, И. Стравинского.
4
4
Принципиально изменились способы воспроизведения художников. М. Врубель, И. Репин, М.
Нестеров, В. Борисов-Мусатов, К. Перов-Водкин создали полотна, говорившие с публикой на новом
языке.
На сцене творили В. Комиссаржевская, Вас. Качалов, Ф. Шаляпин, А. Павлова; К. Станиславский
создал современный репертуарный театр, позже блистал Вс. Мейерхольд.
Модернизм и реализм.
^ Модернизм как реакция направленная против реализма. Он включал в себя такие течения как
- импрессионизм (Франция)
- экспрессионизм ермания)
- футуризм (Италия, Россия)
- имажинизм
символизм (Франция, Россия)
акмеизм
конструктивизм
сюрреализм
Знакомство с понятиями Модернизм и Символизм.
Термин «модернизм» (от франц. «новейший, современный») в широком смысле представляет собой
общее обозначение явлений искусства и литературы XX века, отошедших от традиций внешнего
подобия. Основой чертой методологии модернизма в различных течениях искусства является
метафорическое построение образа по принципу ответвленной ассоциативности, свободного
соответствия выразительности формы характеру запечатлеваемых настроений.
А теперь обратимся к каждому течению в отдельности и составим таблицу, чтобы можно было сравнить
их между собой.
Самообеднение культуры России и её причины.
Но с самого начала 20-х годов начинается (точнее, резко усиливается) и культурное самообеднение
России.
Анализ фактов!
В 1921 г. умер от «отсутствия воздуха» сорокалетний А. Блок и был расстрелян тридцатипятилетний
Н. Гумилев, вернувшийся на родину из-за границы в 1918-м высылается из страны цвет ее
интеллигенции: добровольно покидают Россию будущие лучшие поэты русского зарубежья М.
Цветаева, В. Ходасевич и сразу затем Г. Иванов.
К уже эмигрировавшим выдающимся прозаикам добавляются И. Шмелев, Б. Зайцев, М. Осоргин, а
также - на время - сам М. Горький. Культурное самообеднение страны в тех или иных формах
продолжается с конца 30-х едва ли не преобладает) до конца 50-х - начала 60-х годов (1958 год -
моральная расправа над автором «Доктора Живаго» Б. Пастернаком, 1960 - арест романа В. Гроссмана
«Жизнь и судьба») и уже с конца 60-х, когда начинается третья волна эмиграции, возобновляется опять.
Эмигрантской же литературе, особенно первой волны, всегда трудно было существовать из-за
отсутствия родной почвы, ограниченности финансов и читательского контингента.
Свободные размышления учителя
Издавна писатель в России почитался учителем жизни. Литература была больше, чем только и просто
художественная словесность. И при царях, и особенно при коммунистах она во многом заменяла
россиянину, а тем более советскому человеку и философию, и историю, и политэкономию, и другие
гуманитарные сферы: в образах зачастую «проходило» то, что не было бы пропущено цензурой в виде
прямых логических утверждений. Власти, со своей стороны, охотно пользовались услугами лояльных
им литераторов. После 1917 г. «руководящая функция литературы получает исключительное развитие,
оттеснив и религию, и фольклор, пытаясь непосредственно строить жизнь по рекомендуемым
образцам...». Конечно, была и сильнейшая непосредственная идеологическая обработка советского
5
5
человека, но газет он мог и не читать, а к советской литературе хотя бы в школе приобщался
обязательно. Революцию советские люди представляли себе прежде всего по поэмам Маяковского
(позже - по кинофильмам о Ленине и Сталине),
коллективизацию - по «Поднятой целине» Шолохова.
Отечественную войну - по «Молодой гвардии» А. Фадеева и «Повести о настоящем человеке» Б.
Полевого, а в иные времена - по другим во многих отношениях, но тоже литературным произведениям
Ю. Бондарева, В. Быкова, В. Богомолова, В. Астафьева и т.д.
Эмиграция, желавшая сохранить свое национальное лицо, нуждалась в литературе еще больше.
Изгнанники унесли свою Россию, в большинстве случаев горячо любимую, с собой, в себе. И воплотили
ее в литературе такой, какой ее не могли и не желали воплотить советские писатели. Б. Зайцев в 1938 г.
говорил, что именно эмиграция заставила его и других понять Родину, обрести «чувство России». Так
могли сказать многие писатели-эмигранты. Литература хранила для них и их детей русский язык -
основу национальной культуры. В быту они часто должны были говорить на иностранных языках, но,
например, И. Бунин, первый русский нобелевский лауреат, прожив последние три десятка лет во
Франции, французского языка так и не выучил. Довольно долгое время эмигрантов морально
поддерживало чувство некоего мессианизма. Многие из них считали себя хранителями единственной
подлинной русской культуры, надеялись, что обстановка в России изменится и они вернутся
возрождать разрушенную большевиками духовную культуру.
Установки в разных ветвях литературы были противоположны. Советские писатели мечтали переделать
весь мир, изгнанники - сохранить и восстановить былые культурные ценности. Но утопистами были и
те и другие, хотя первые - в большей степени. Построить земной рай, тем более с помощью адских
средств, было невозможно, но невозможно было и вернуть все на круги своя именно таким, каким оно
было или казалось на временном и пространственном расстоянии.
Что касается «задержанной» литературы, то тут не было устойчивой закономерности. Среди
уничтоженных тоталитаризмом прозаиков и поэтов, чьи произведения тут же вычеркивались из
литературы вместе с их именами, были не только О. Мандельштам, И. Катаев, Артем Веселый, Борис
Пильняк, И. Бабель, крестьянские поэты Н. Клюев, С. Клычков, П. Васильев и другие не очень
вписывавшиеся в советскую литературу художники, но и большинство ее зачинателей - пролетарских
поэтов, многие «неистовые ревнители» из РАППа и огромный ряд не менее преданных революции
людей. В то же время жизнь (но не свобода творчества) была сохранена А. Ахматовой, М. Булгакову, А.
Платонову, М. Зощенко, Ю. Тынянову и т.д. Часто произведение вовсе не допускалось в печать либо
подвергалось разгромной критике сразу или спустя некоторое время по выходе, после «его как бы
исчезало, но автор оставался на свободе, периодически проклинаемый официозной критикой без опоры
на текст или с передергиванием его смысла. «Задержанные» произведения частично вернулись к
советскому читателю в годы хрущевской критики культа личности», частично в середине 60-х-начале
70-х годов, как многие стихи Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама, «Мастер и Маргарита» и
«Театральный роман» М. Булгакова, но полное «возвращение» состоялось лишь на рубеже 80-90-х
годов, когда российский читатель получил и ранее скрытые от него (скрытые за исключением
некоторых, преимущественно бунинских) произведения эмигрантской литературы. Практическое
воссоединение трех ветвей русской литературы к концу века состоялось и продемонстрировало ее
единство в главном: высочайшие художественные ценности были во всех трех ветвях, в том числе и в
собственно советской литературе.
Домашнее задание: 1.Повторить лекцию по тетради.
2. Найти лирику И.Бунина («Листопад», «Осыпаются астры в садах»,
«Вечер» , «Родина», «У птицы есть гнездо», «Настанет день - исчезну я…»,
«Поэту», «Одиночество»)
3. Сообщения: 1. «Пейзажная лирика И.Бунина» 2. Сообщение «Тема России в
лирике И.Бунина» 3. Сообщение «Философская лирика И.Бунина»