Конспект урока "М. Шолохов «Тихий Дон» Своеобразие жанра романа - эпопеи. Духовный мир донского казачества" 11 класс

М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»
СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ.
ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ
текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донского казачества; формировать
умение анализировать текст; воспитывать нравственность учащихся.
ХОД УРОКА
1.Вступительное слово учителя о писателе, истории создания романа «Тихий Дон».
2.Сообщение учащегося «Судьба донского казачества».
3. Реализация домашнего задания. Характеристика жанра.
- Почему «Тихий Дон» можно назвать романом-эпопеей?
(1) Широкий пространственный и временной охват повествования;
2) обилие действующих лиц, представляющих самые разные слои и категории населения
России и Европы;
3) хотя временные рамки шолоховского романа не столь велики, они вместили в себя
события, во многом определившие дальнейшие судьбы мира (Первая мировая и
Гражданская войны, Февральская и Октябрьская революции) и судьбы казачества
(корниловский мятеж и мятеж генерала Каледина, Верхнедонское восстание и т.д.);
4) события общемирового масштаба стали неотъемлемой частью судеб главных героев, а
их судьбы влились в общий поток истории.)
- В чём отличие шолоховской эпопеи от толстовской?
(1) отсутствие у Шолохова философских обобщений, рассуждений о том, «какая сила
движет мирами» - в отличие от автора «Войны и мира», Шолохов не даёт в романе
теоретического обоснования своей исторической концепции;
2) моноцентричность шолоховской эпопеи если спросить, кто является главным героем
«Войны и мира», то в ответ можно услышать сразу несколько имён, на тот же вопрос
относительно «Тихого Дона» ответ будет один – Григорий Мелехов.)
4.Анализ текста. Духовный мир донского казачества.
- Именно судьба Григория Мелехова является основным стержнем повествования. Но
прежде чем говорить о его характере и судьбе, рассмотрим, в какой среде этот характер
формируется. Проанализируем ряд эпизодов 1-ой книги, в которых раскрываются
важнейшие составляющие этого мира.
Эпизод лугового покоса ( кн.1, ч.1, гл.9 ):
«С Троицы начался луговой покос…. Впереди рассыпанной радугой цвели бабьи
завески, но он искал глазами одну, белую с прошитой каймой; оглядывался на
Аксинью и, снова приноравливаясь к отцову шагу, махал косой».
- Каково настроение эпизода?
- С помощью каких художественных средств оно создаётся?
- Какую роль играют коллективный и индивидуальный портреты?
- Как изображена земля в прочитанном эпизоде?
- Какое чувство испытывают казаки от общения с землёй и друг с другом?
- Какие литературные ассоциации вызывает у вас этот эпизод?
(Яркая одежда, улыбки добрый, незамысловатый юмор казаков, портреты героев и
особенно весёлое лицо Дуняшки, как будто выражающее общее настроение , - всё создаёт
ощущение праздника. Крестьяне-труженики испытывают радость от общения с землёй, от
труда на ней. Подобное чувство переживают от близости с природой и друг с другом
герои романа Л.Толстого «Война и мир» в сцене охоты, где общее настроение позволяет
почувствовать радостный визг Наташи Ростовой.
Родство казаков и земли, ощущение её одухотворённости подчёркнуто метафорой
«луг вздыхал». На войне Григорий будет тосковать о крестьянском труде: «Хорошо бы
взяться за чапиги и пойти по влажной борозде за плугом, жадно вбирая ноздрями сырой и
пресный запах взрыхлённой земли, горький аромат прорезанной лемехом травы» (4-8-6).
- Однако казаки не только труженики, но и воины. Укажите эпизоды 1-ой книги, которые
наиболее наглядно характеризуют отношение героев романа к воинскому долгу.
(Сборы на службу Петра и Григория Мелеховых; среди причин, по которым Григорий не
соглашается уйти с Аксиньей на шахты, он называет и такую: «Опять же на службу мне на
энтот год» (1-1-12);
Пантелей Прокофьевич Мелехов, старый казак, получивший когда-то «на императорском
смотру первый приз за джигитовку», свои письма сыну на службу подписывает, указывая
своё воинское звание: «Твой родитель, старший урядник Пантелей Мелехов» (1-3-1);
ярчайшим доказательством того, какую гордость вызывает в нём воинская доблесть,
выказанная сыном, служит эпизод получения письма, из которого Пантелей Прокофьевич
узнаёт, что Григорий награждён Георгиевским крестом и произведён в младшие
урядники: «Жалко было глядеть на Пантелея Прокофьевича, ошпаренного радостью….
Шёл дальше в поисках другого грамотного» (1-3-17)
- Невозможно понять духовный мир, жизненный уклад казаков, не обратившись к их
семейным отношениям. Уже в 1 книге мы найдём множество эпизодов, раскрывающих те
принципы, на которых строится казачья семья. Остановимся на одном из таких эпизодов:
«Пантелей Прокофьевич, что-то булькая себе в бороду, зачикилял к дому….
Хлопнул дверью, по крыльцу протарахтели шаги и стихли» (1-1-10)
- На каких принципах строятся взаимоотношения в казачьей семье?
- Какие этические нормы лежат в основе этих отношений?
- Как и почему реагирует Григорий на угрозы отца?
- Как в этом эпизоде раскрывается сходство характеров отца и сына Мелеховых?
- Как поведёт себя Григорий, когда Пантелей Прокофьевич осуществит своё намерение
женить его?
(Читая этот эпизод, мы убеждаемся в том, что понятия семейной чести («Не страми
отца!»), общности с земляками («Не пакости соседу!») для казаков непоколебимы. В
семье царит «культ стариков»: отношения здесь строятся на строгом послушании
старшим, внушаемом подчас с помощью грубой силы. И даже если в первый момент
Григорий даёт жёсткий отпор отцу, то позже беспрекословно подчинится ему, женится на
Наталье Коршуновой. К тому же истоки буйной, вспыльчивой натуры Григория тоже
следует искать в семье. Это в нём от отца. Род, семья священные понятия для казаков.
Не случайно роман начинается с предыстории мелеховского рода, и уже в 1-ой главе
автор даёт семейный портрет:
«Под уклон сползавших годков закряжистел Пантелей Прокофьевич…. Вот и вся
мелеховская семья» (1-1-1)
- На каких чертах внешности героев останавливает автор своё внимание ?
этом портрете Шолохов особо подчёркивает черты родового сходства: пшеничного
цвета волосы по материнской линии, звероватое выражение миндалевидных глаз,
коршунячий нос по отцовской. Следует сразу отметить своеобразие шолоховского
портрета: он не только живописен, но и психологичен. В немногочисленных деталях
раскрывает автор темперамент, тип жизненного поведения героя, черты его характера, а
иногда одной фразой очерчивает его судьбу (именно таков портрет Ильиничны).
Что же касается семьи, то, несмотря на строгие, подчас жёсткие отношения, это
единый организм. Каждый ощущает свою неразрывную связь с ней, так же как и с
хутором, с родным куренём. Даже когда любовь к Аксинье гонит Григория из родных
мест, возможности уйти с хутора он не видит: «Дура ты, Аксинья, дура! Гутаришь, а
послухать нечего. Ну, куда я пойду от хозяйства?.. От земли я никуда не тронусь. Тут
степь, дыхнуть есть чем, а там?.. Никуда я с хутора не пойду».
- Однако у нас не должно складываться впечатления, что Шолохов идеализирует
жизненный уклад донского казачества. Найдите в 1-ой книге романа примеры
нравственной развращённости казаков.
(Разъярённая толпа хуторян жестоко расправляется с женой Прокофия Мелехова; сам
Прокофий разрубает до пояса батарейца Люшню; 50-летний отец Аксиньи насилует свою
дочь, за что жена и сын избивают его до смерти; Степан Астахов «обдуманно и страшно»
бьёт молодую жену на следующий день после свадьбы и т.д. Немало среди казаков и
нечистых на руку, причём во время войны воровство, мародёрство не только никого не
смущает, но едва ли не становится предметом гордости.)
Шолохов не скрывает дикости нравов, которая подчас царила в казачьей среде, но
не она, по мысли автора, определяет духовный мир казака.
5.Итоги урока
- Что же определяет духовный мир донского казака?
(Земля и труд на ней, воинский долг, семья, хутор, курень вот его важнейшие
составляющие, вот условия, которые сформировали характер Григория Мелехова.)
Дом.задание:
анализ эпизодов с участием Григория Мелехова:
сцена лугового покоса (1-1-9)
Григорий убивает австрийского солдата (1-3-10)
купание коня (1-1-3)
осмотр коней перед призывом на воинскую службу
сцена с вахмистром у колодезя (1-3-2).