Вариант № 3 по тексту Паустовского "На рассвеие мы с Ленькой…" Настоящее искусство

Вариант № 3 по тексту Паустовского «На рассвеие мы с Ленькой…»
Настоящее искусство.
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе.
Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.
1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой
микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 214.
(1)На рассвете мы с Лёнькой напились чаю и пошли на мшары искать
глухарей. (2)Идти было скучно.
(3)Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей.
(4)Чего рассказывать? – ответил Лёнька. – (5)Разве про старушек в нашей
деревне. (6)Старушки эти – дочери знаменитейшего художника
Пожалостина. (7)Академик он был, а вышел из наших пастушат, из
сопливых. (8)Его гравюры висят в музеях в Париже, Лондоне и у нас в
Рязани. (9)Небось, видели?
(10)Я вспомнил прекрасные, чуть пожелтевшие от времени гравюры на
стенах своей комнаты в доме у двух хлопотливых старух. (11)Вспомнилось
мне и первое, очень странное ощущение от гравюр. (12)То были портреты
старомодных людей, и я никак не мог избавиться от их взглядов. (13)Толпа
дам и мужчин в наглухо застёгнутых сюртуках, толпа семидесятых годов
девятнадцатого столетия, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием.
(14)Приходит как-то в сельсовет кузнец Егор, – продолжил Лёня. –
(15)Нечем, говорит, чинить то, что требуется, потому давайте колокола
снимать.
(16)Встревает тут Федосья, баба из Пустыни: (17)«У Пожалостиных
в доме старухи по медным доскам ходят. (18)Что-то на тех досках
нацарапано – не пойму. (19)Эти доски и пригодятся».
(20)Я пришёл к Пожалостиным, сказал, в чём дело, и попросил эти доски
показать. (21)Старушка выносит доски, завёрнутые в чистый рушник. (22)Я
взглянул и замер. (23)Мать честнáя, до чего тонкая работа, до чего твёрдо
вырезано! (24)Особенно портрет Пугачёва – глядеть долго нельзя: кажется, с
ним самим разговариваешь. (25)«Давайте мне доски на хранение, иначе их на
гвозди переплавят», – говорю ей.
(26)3аплакала она и говорит: (27)«Что вы! (28)Это народная ценность, я их
ни за что не отдам».
(29)В общем, спасли мы эти доски – отправили в Рязань, в музей.
(30)Потом созвали собрание, чтобы меня судить за то, что доски спрятал.
(31)Я вышел и говорю: (32)«Не вы, а ваши дети поймут ценность этих
гравюр, а труд чужой почитать надо. (33)Человек вышел из пастухов,
десятки лет учился на чёрном хлебе и воде, в каждую доску столько труда
вложено, бессонных ночей, мучений человеческих, таланта...»
(34)Таланта! – повторил Лёня громче. – (35)Это понимать надо! (36)Это
беречь и ценить надо! (37)Ведь правда?
(По К.Г. Паустовскому)*
* Паустовский Константин Георгиевич (18921968) русский советский
писатель и публицист, мастер лирико-романтической прозы, автор
произведений о природе, исторических повестей, художественных
мемуаров.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая
для обоснования ответа на вопрос: «Почему старушка не хотела отдавать
Лёньке доски, называя их народной ценностью?»
1) Старушка считала, что должна быть вознаграждена за то, что
сохранила гравюрные доски.
2) Старушка полагала, что гравюрные доски принадлежат только ей
как представительнице народа.
3) Старушка не хотела отдавать гравюрные доски Лёньке, так как
считала его ненадёжным человеком.
4) Старушка понимала художественную ценность досок, воспринимая
творчество отца как настоящее искусство.
Ответ: ___________________________.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи
является просторечная лексика.
1) Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей.
2) Встревает тут Федосья, баба из П стыни…
3) Эти доски и пригодятся.
4) Особенно портрет Пугачёва – глядеть долго нельзя: кажется, с ним
самим разговариваешь.
Ответ: ___________________________.
4. Из предложений 14–19 выпишите слово, в котором правописание
приставки определяется её значением «приближение».
Ответ: ___________________________.
5. Из предложений 20–25 выпишите слово, в котором правописание
суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях
пишется одна буква Н».
Ответ: ___________________________.
6. Замените просторечное слово «небось» в предложении 9
стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ___________________________.
7. Замените словосочетание «бессонных ночей» (предложение 33),
построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со
связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 35.
Ответ: ___________________________.
9. Среди предложений 14–19 найдите предложение с распространённым
приложением. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста
пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые
при вводной конструкции.
Приходит как-то в сельсовет кузнец Егор,
(1)
продолжил Лёня.
Нечем,
(2)
говорит,
(3)
чинить то,
(4)
что требуется,
(5)
потому давайте
колокола снимать.
Ответ: ___________________________.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 33. Ответ
запишите цифрой.
Ответ: ___________________________.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста
пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые
между частями сложного предложения,
связанными подчинительной связью.
Я пришёл к Пожалостиным,
(1)
сказал,
(2)
в чём дело,
(3)
и попросил эти
доски показать. Старушка выносит доски,
(4)
завёрнутые в чистый
рушник.
Ответ: ___________________________.
13. Среди предложений 28–32 найдите сложноподчинённое предложение
с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого
предложения.
Ответ: ___________________________.
14. Среди предложений 15–19 найдите бессоюзное
сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном
листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием
сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
знаменитого русского филолога Ф.И. Буслаева:«Только в предложении
получают своё значение отдельные слова, их окончания и
приставки». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из
прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая
тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами
Ф.И. Буслаева.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),
не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или
полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете
смысл финала текста: « Таланта! – повторил Лёня громче. Это
понимать надо! Это беречь и ценить надо! Ведь правда?»
Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста,
подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то
такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком
15.3. Как Вы понимаете значение словосочетания НАСТОЯЩЕЕ
ИСКУССТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами
определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое
настоящее искусство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента,
подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из
прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то
такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы:
2. 4
3. 2
4. приходит
5. вырезано
6 наверное
7 ночей без сна
8. понимать надо
9. 16
10. 23
11. 2
12. 23
13.30
14. 18