Вариант № 1 по тексту В.А. Осеевой-Хмелёвой Динка огляделась. Настоящее искусство
Вариант № 1 по тексту В.А. Осеевой-Хмелёвой Динка огляделась.
Настоящее искусство
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе.
Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.
1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой
микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2–14.
(1)Динка огляделась. (2)Уютно белеющая в зелени хата вблизи оказалась
старой, вросшей в землю, облупленной дождями и ветрами. (3)Одной
стороной хата стояла на краю обрыва, и кривая тропинка, сбегая вниз,
приводила к заброшенному колодцу.
(4)Яков сидел у раскрытого окна на низенькой скамеечке перед изрезанным
сапожным ножом столиком и, склонившись, тачал сапоги. (5)Иоська,
размахивая руками, что-то весело рассказывал отцу, на щеке его
вспрыгивала лукавая ямочка. (6)Отец и сын сидели в единственной, но очень
просторной комнате с огромной русской печкой.
(7)Осторожно войдя в сени и заглянув в комнату, Динка остановилась от
неожиданности. (8)Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где
стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой
женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным
шарфом. (9)Она была изображена во весь рост и так, как будто торопилась
куда-то, накинув свой лёгкий шарф.
(10)Но больше всего поразили Динку её глаза. (11)Огромные, полные какой-
то внутренней тревоги, умоляющие и требовательные. (12)Остановившись на
пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета. (13)Казалось, она
где-то уже видела эти глаза, улыбку и ямочку на щеке.
(14)3абывшись, она молча переводила глаза с портрета матери на сына...
(15)Иоська смолк и насторожённо смотрел на непрошеную гостью. (16)Яков
тоже поднял глаза, и на лице его появилось уже знакомое Динке выражение
сосредоточенной строгости.
– (17)Здравствуйте, барышня! – сказал он, поднимаясь навстречу.
– (18)Здравствуйте, Яков Ильич! – низко кланяясь, прошептала оробевшая
Динка.
(19)Портрет Катри, её живые, горящие глаза, притихший двойник портрета,
Иоська, и сам несчастный, уединившийся здесь после смерти жены скрипач
– всё это внушало ей ужас. (20)Ноги её, казалось, приросли к порогу, и, не
зная, что ей делать, она жалостно попросила:
– (21)Сыграйте, Яков Ильич.
(22)Иоська с готовностью подал отцу скрипку. (23)Яков кивнул сыну и,
повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам...
(24)Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл. (25)Играя, Яков
смотрел на портрет и, двигая в такт музыке бровями, улыбался. (26)И Катря
отвечала ему нежной, строгой улыбкой. (27)А Иоська сидел на сапожной
табуретке и, сложив на коленях ладошки, смотрел то на отца, то на мать.
(По В.А. Осеевой)*
* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902–1969) – детская
писательница. Самыми известными её произведениями стали повести
«Динка», «Динка прощается с детством».
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая
для обоснования ответа на вопрос: «Почему Динку так поразил портрет
Катри?»
1) Динка не ожидала увидеть в стоящей на краю обрыва хате настолько
выразительный и наполненный жизнью портрет.
2) Портрет был необыкновенно большим, до этого Динке не приходилось
видеть таких больших полотен.
3) Динка удивилась, что в убогой хате вообще есть украшения и предметы
искусства.
4) Женщина на портрете была очень модно и красиво одета, и Динку
поразила изысканность её платья.
Ответ: ___________________________.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи
является фразеологизм.
1) Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял
сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой
женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным
шарфом.
2) Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого
портрета.
3) Иоська смолк и вопросительно и насторожённо смотрел на
непрошеную гостью.
4) Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок,
прикоснулся к струнам...
Ответ: ___________________________.
4. Из предложений 18–21 выпишите слово, в котором правописание
приставки определяется её значением – «неполнота действия».
Ответ: ___________________________.
5. Из предложений 14–18 выпишите слово, в котором правописание
суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в
слове, от которого оно образовано».
Ответ: ___________________________.
6. Замените книжное выражение «внушало ужас» в предложении 19
стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ___________________________.
7. Замените словосочетание «кружевной шарф» (предложение 8),
построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со
связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 21.
Ответ: ___________________________.
9. Среди предложений 17–21 найдите предложение с обособленным
приложением. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста
пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые
при вводном слове.
Ноги её,
(1)
казалось,
(2)
приросли к порогу,
(3)
и,
(4)
не зная,
(5)
что ей
делать,
(6)
она жалостно попросила:
– Сыграйте,
(7)
Яков Ильич.
Ответ: ___________________________.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 24. Ответ
запишите цифрой.
Ответ: ___________________________.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста
пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую
между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Уютно белеющая в зелени хата вблизи оказалась старой,
(1)
вросшей в
землю,
(2)
облупленной дождями и ветрами. Одной стороной хата стояла
на краю обрыва,
(3)
и кривая тропинка,
(4)
сбегая вниз,
(5)
приводила к
заброшенному колодцу.
Ответ: ___________________________.
13. Среди предложений 6–11 найдите сложноподчинённое предложение
с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого
предложения.
Ответ: ___________________________.
14. Среди предложений 3–7 найдите бессоюзное
сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном
листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием
сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
15.1.Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
известного современного лингвиста Н.С. Валгиной, которая считает, что
пунктуационные знаки «помогают пишущему сделать очень тонкие
смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать
их значимость». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из
прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или
применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая
тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами
Н.С. Валгиной.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),
не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или
полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл
финала текста: «Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл».
Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста,
подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или
применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то
такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите
сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящее искусство», взяв в
качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис,
приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши
рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста,
а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то
такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
К сочинению
Настоящее искусство
Что такое настоящее искусство? Мне думается, что это творения,
созданные человеком, способные удивлять, восхищать, завораживать,
радовать. Произведения искусства живут в веках, затрагивая струны нашей
души, никого не оставляя равнодушным.
Что мы понимаем под настоящим искусством? Это удивительные
шедевры, созданные талантливыми мастерами: художниками,
музыкантами, то, что воодушевляет, восхищает, удивляет, заставляет
чувствовать и сопереживать, вызывает бурю эмоций, заставляет
задуматься..
Искусство - это творческое отображение действительности в
художественных образах. Настоящее искусство волнует душу, даёт
ощущение счастья. Оно способно отвлечь человека от повседневности,
перенести в мир мечты и фантазии, вселить веру в чудеса.
Ответы
2. 1
3. 2
4. притихший
5. настороженно
6. пугало, ужасало
7. шарф из кружев
8. сыграйте
9. 19
10. 12
11. 2
12. 3
13. 8
14. 5
Литература - еще материалы к урокам:
- Конспект урока "Тайны поэтического слова" 5 класс
- Тест "По произведению Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»"
- Презентация "Мифы древней Греции. Двенадцатый подвиг Геракла" 6 класс
- Презентация "Русские народные сказки"
- Конспект урока "Хокку как способ познания мира" 7 класс
- Презентация "А.А. Фет. Жизнь и творчество поэта"