Методическая разработка "Система подготовки учащихся к единому государственному экзамену по литературе"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гатчинский лицей № 3
имени Героя Советского Союза
А.И. Перегудова»
Система подготовки учащихся
к единому государственному экзамену
по литературе
(методическая разработка)
Автор : Титова Ольга Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
г. Гатчина
2019 г.
Система подготовки учащихся
к единому государственному экзамену по литературе
Литература занимает особое место в становлении личности, именно она
приобщает нас к культуре, опыту человеческих отношений, системе духовных
ценностей. В Концепции преподавания русского языка и литературы
1
сказано: «Литература это культурный символ России, высшая форма
существования российской духовности и языка. Литература воспитывает в
человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к
культуре, народу и всему человечеству». Преподавание литературы в школе
один из актуальнейших вопросов сегодняшнего дня, потому что это вопрос
будущего России. Для большинства обучающихся знакомство с классической
литературой заканчивается с окончанием школы. В связи с этим главная задача
учителя приобщить всех учеников к кладезю русской духовности, культуры,
дать им представление о путях развития литературы, о тех «вечных» вопросах,
которые поставила перед нами русская классика. В процессе обучения
литературе особое внимание необходимо уделить выпускникам, нацеленным на
получение профессионального филологического образования, работа с
которыми предполагает прежде всего подготовку к экзамену.
Единый государственный экзамен по литературе это экзамен по выбору.
Работу по подготовке к ЕГЭ можно вынести за пределы учебного расписания.
В то же время необходимо заранее познакомить весь класс с особенностями,
содержанием и структурой ЕГЭ по литературе, чтобы выпускники могли
заблаговременно определиться с выбором, ведь успех на экзамене во многом
зависит от того, насколько осознан это выбор, насколько ученик мотивирован в
достижении высокого результата.
Единый государственный экзамен по литературе это сложное испытание для
выпускников. И чтобы его выдержать достойно, необходимо серьезно отнестись
1
. Распоряжение Правительства РФ от 09.04.2016 N 637-р «Об утверждении Концепции
преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации».
к подготовке к нему. Но это испытание и для учителя тоже. Существует
множество методик подготовки учащихся к ЕГЭ по литературе. На мой взгляд,
используя опыт передовых учителей, методистов, необходимо искать свой
собственный путь, разрабатывать свою систему подготовки к ЕГЭ по
литературе. Своим достижением я считаю то, что на протяжении многих лет
мои ученики, независимо от профиля класса, в котором они обучаются,
выбирают литературу. Так, в 2018 году три выпускника физико-
математического класса поступили на филологический факультет Санкт-
Петербургского государственного университета.
Цель моей методической разработки обобщить многолетний опыт
подготовки обучающихся к ЕГЭ по литературе.
Задачи, которые я поставила:
познакомиться с эффективными методиками учителей по подготовке к
ЕГЭ;
систематизировать, структурировать методические приёмы своей работы;
предложить учителям-коллегам разработанный мною вариант подготовки
к экзамену;
У каждого учителя старших классов, чьи ученики выбрали литературу,
возникает вопрос: с чего начать? Следует подчеркнуть, что подготовка
начинается не в 10 классе, а гораздо ранее. Уже в среднем звене, начиная с
пятого класса, учащиеся на уроках литературы знакомятся с художественными
произведениями, с первыми теоретическими понятиями, работают над
развитием своей речи. К девятому классу школьники имеют достаточно
большой читательский опыт, знания по истории и теории литературы, владеют
навыками анализа произведения. Но целенаправленно и осознанно учащиеся
начинают готовиться к Единому государственному экзамену в 10-11 классах -
на обобщающих уроках, на занятиях кружка, факультатива, групповых и
индивидуальных консультациях. Эффективным является также принцип
преемственности: от ОГЭ к ЕГЭ. Учащиеся, сдававшие литературу в 9 классе,
имеют фундамент, массив знаний, необходимых для получения высоких
результатов в 11 классе.
Содержание, структура ЕГЭ
Единый государственный экзамен по литературе проверяет у выпускников
уровень сформированности читательской, речевой и литературоведческой
компетенций. Читательская компетенция это способность ученика
внимательно читать текст, уметь извлекать из него нужную информацию.
Речевая компетенция — умение выразить мысли по определённой теме в устной
и письменной форме. Литературоведческая компетенция это умение
интерпретировать текст, анализировать его в единстве формы и содержания.
Экзаменационная работа состоит из заданий базового уровня (часть 1: 1-7,
10-14), повышенного уровня (часть 1: 8,9, 15,16) и заданий высокого уровня
сложности (часть 2: 17.1 17.4). Первая часть проверяет умение определять
элементы содержания и структуры прозаических (тематика, герои, события,
особенности повествования) и поэтических (лирический герой, поэтическая
интонация) произведений. Также выпускнику необходимо показать знание
некоторых основных фактов историко-литературного процесса. Вторая часть
работы требует написания полноформатного развернутого сочинения на
литературную тему объёмом не мене 200 слов.
Первый шаг работы - знакомство со структурой контрольно-измерительных
материалов ЕГЭ. Работая с демонстрационной версией, кодификатором,
спецификацией КИМ, обучающие учатся отделять друг от друга структурные
элементы, видеть разницу между вопросами базового, повышенного и высокого
уровней сложности. Кроме того, учащихся должны понимать принципиальные
методические отличия развернутого ответа ограниченного объема (5-10
предложений) от ответа на проблемный вопрос в объеме не менее 200 слов, так
как в этих заданиях разная логика, доказательная база, разные критерии
оценивания. Второй важный шаг знакомство с кодификатором (содержание
ЕГЭ). В кодификаторе изложены требования к уровню подготовки учащихся и
представлены списки художественных произведений, на основе которых
составлены задания. Третий шаг - изучение критериев оценки ЕГЭ по
заданиям. Знание и понимание учениками критериев оценки всех частей
КИМ— важная часть подготовки к ЕГЭ. В целом содержание и структура
экзаменационной работы должны проверить знание учащимися содержания
курса истории русской литературы, а также необходимый комплекс умений по
предмету:
умение воспринимать и анализировать художественный текст в его
жанрово-родовой специфике;
умение сопоставлять литературные факты и явления;
выделять и формулировать тему, проблематику произведения, давать
характеристику героев;
характеризовать особенности сюжета, элементов композиции, различные
виды тропов в произведении;
понимать художественные приёмы автора;
выделять позицию автора в произведении;
выражать свое отношение к прочитанному в форме письменного
высказывания на литературную тему;
Педагогические технологии, используемые
в подготовке к ЕГЭ по литературе
В Концепции преподавания русского языка и литературы говорится о
необходимости модернизации преподавания этих предметов, так как
«литературное образование столкнулось с серьёзным вызовом поиском
внутренней мотивации для привлечения детей и подростков к литературе,
выработкой аргументации и методик для повышения интереса к знакомству как
с русской классикой, так и с произведениями современной литературы».
Чтобы решить эти задачи, в современном образовании широко используются
инновационные технологии, так как они позволяют сформировать интерес к
изучаемому предмету, развить познавательные и творческие способности
учеников. Среди множества современных технологий наиболее приемлемыми в
подготовке учащихся к ЕГЭ по литературе, на мой взгляд, являются:
технология проблемного обучения
технология развития критического мышления
информационно-коммуникационные технологии
технология модульного обучения
исследовательская деятельность учащихся
В основе названных технологий лежит личностно-ориентированный подхода
в обучении, ставящий своей целью воспитание личности.
Технология проблемного обучения позволяет активизировать учебный
процесс, учит проникать в самую суть изучаемых произведений.
Технология модульного обучения применяется при повторении и обобщении
пройденного материала, помогает организовать самостоятельную работу
учащихся.
При изучении новых произведений актуальна технология развития
критического мышления. Она также способствует активизации учебного
процесса, использование её приёмов приучает думать, рассуждать, обсуждать
прочитанное. Особенно важно, что она позволяет организовать парную,
коллективную работу на уроке и факультативном занятии, что немаловажно в
группой работе над экзаменационными заданиями.
Ни один современный урок, в том числе и урок литературы, невозможно
представить без информационных технологий. Информационные технологии
значительно расширяют возможности предъявления учебной информации,
иллюстративного материала. Использование информационных технологий
позволяют ускорить темп подачи знаний, увеличить объём информации,
поднять интерес, изменить эмоциональный фон урока.
Но самым эффективным методом для подготовки к ЕГЭ по литературе я
считаю исследовательскую деятельность учащихся. Исследовательские
приёмы позволяют учащимся найти ответы на проблемные вопросы, помогают
в поиске материала для анализа произведения, сопоставления его с другими
произведениями художественной литературы.
Этапы работы
Курс подготовки к ЕГЭ рассчитан на два года 10, 11 классы. Очевидно,
что при большом разнообразии заданий в КИМ необходимо разделить
подготовку к экзамену на несколько этапов. Принцип распределения прост: от
заданий базового уровня - к повышенному, а затем к заданию высокого уровня
сложности (сочинению). В 10 классе должны быть хорошо отработаны задания
тестового характера и сформированы навыки выполнения заданий №№ 8,9,15
(развёрнутый ответ ограниченного объёма). Всю работу 11 класса следует
сосредоточить на сопоставительном анализе лирических произведений
(задание № 16) и большом сочинении.
10 класс
1. Педагогический опыт и результаты ЕГЭ показывают, что главное в учебной
подготовке по предмету хорошее знание текстов произведений, именно оно во
многом определяет успешность на экзамене. Поэтому в начале 10 класса
следует систематизировать знания учащихся, полученные в 9 классе: по
творчеству поэтов и писателей XVIII века и первой половины XIX века, по
изученным произведениям.
2. Следующий этап работы повторение теоретико-литературных понятий,
необходимых выпускнику для написания экзаменационной работы. Знание
терминологии обязательно для выполнения заданий 8,9, 15, 16 и для написания
большого сочинения (17.1 17.4). Повторять литературоведческие термины
можно по группам, зафиксированным в кодификаторе. В кодификаторе
теоретико-литературные понятия даются в определённой системе. Сначала
даются самые общие, которые касаются понятий о художественном образе,
историко-литературном процессе, литературном направлении, роде, жанре.
Затем даются понятия, которые касаются содержания произведения: тема, идея,
проблема, авторская позиция, герой, персонаж, характер, тип, лирический
герой. Следующая группа понятий связана с особенностями формы
произведения: композиция, сюжет, фабула, портрет, пейзаж, деталь. Ещё одна
группа понятий, связанных с языком художественного произведения,
особенностями стихотворной речи. Также такие понятия, как историзм,
народность, психологизм. И эстетические термины: сатира, юмор, ирония,
сарказм
2
.
Обучающимся можно предложить терминологические диктанты по указанным
категориям понятий. Также полезно проводить терминологическую работу с
литературоведческими словарями, справочниками, энциклопедиями. Таким
образом учащиеся в процессе подготовки создают для себя
литературоведческий глоссарий, формируют понятийную модель
литературоведения.
3. Третий этап работы —обучение выполнению заданий с кратким ответом.
При этом необходимо использовать литературу, содержащую типовые задания
ЕГЭ. Тренировочные тесты ЕГЭ призваны проверить знания историко-
литературного процесса, содержание произведений, знания по теории
литературы. Успешное выполнение тестовых заданий невозможно без
определённых знаний и умений, таких, как:
понимание функции фрагмента текста (эпического или драматического
произведения) в целом произведении;
определение тематики фрагмента произведения;
определение жанровых особенностей произведения;
выявление мотивов поведения героев;
определение художественного метода;
определение темы лирического стихотворения;
2
Петухов С.В. Понятийный аппарат на ЕГЭ по литературе — 2018. - СПб, 2018.
знание стиховедческой терминологии (рифма, размер, стопа, строфа);
умение определять виды и функции тропов и стилистических фигур;
выявление пафоса, эмоционального тона стихотворения;
обобщение проблематики произведения, включение его в литературный
контекст;
4. В десятом классе обязательно надо начать подготовку по выполнению
заданий с развёрнутым ответом с объёмом 5 10 предложений с целью
подготовить базу для сочинения (№ 17). В заданиях № 8, 9 и 15, 16
экзаменуемому необходимо дать прямой ответ на вопрос, связанный с анализом
фрагмента художественного произведения. Например, задание 8 по
фрагменту романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «Владимир Ленский в ночь
перед дуэлью». Задание: «Как в приведённом отрывке раскрываются
особенности внутреннего мира Ленского?» Этот вопрос при всей его
психологической сложности требует конкретного ответа. Самое главное здесь
проанализировать фрагмент текста. Необходимо внимательно прочитать и
сам вопрос, и приведённый фрагмент. Подчеркнуть ключевые слова и эпизоды,
которые помогут ответить на вопрос, выбрать цитаты для аргументации.
Вспомнить характеристику образа Ленского, юного романтика, мечтающего
об искренней и вечной любви. Увидеть и доказать, что и в этом эпизоде он
остался верен себе: ночью перед дуэлью он читает Шиллера, пишет стихи,
посвящённые Ольге Лариной.
Ответ на вопрос должен быть кратким и точным. Композиционно он
выстраивается так: тезис, аргументы (привлечение примеров из текста, цитаты),
вывод. Чтобы ответ был полным и глубоким по содержанию, выпускник
должен хорошо знать и понимать всё произведение и при необходимости мог
обратиться к другим примерам из текста.
Следует отметить, что к выполнению заданий подобного типа учащихся надо
готовить с пятого класса. При изучении произведений, помимо больших
итоговых сочинений, полезно учащимся задавать конкретные вопросы по тексту
произведения, учить их кратко и лаконично, в указанном объёме, отвечать на
них в письменной форме.
5. Задание 9 ЕГЭ по литературе считается одним из самых сложных. Это
объясняется тем, что в небольшом в объёме (всего 5-10 предложений)
необходимо дать развёрнутый ответ, включающий в себя не только понимание
исходного произведения, но и умение вписать его в литературный контекст,
показать литературные связи и сопоставить в заданном направлении с двумя
другими произведениями. Например, «В каких произведениях русской
литературы есть сцены ожидания дуэли и в чём их можно сопоставить с
приведённым фрагментом из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин?»
Экзаменуемый должен ответить на вопрос, указать два произведения и их
авторов, обосновать свой выбор и сопоставить эти произведения с
предложенным текстом в заданном направлении. В одном из примеров
допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит
исходный текст. Для выполнения задания необходима подготовительная
работа : нужно вспомнить произведения, в которых авторы для характеристики
героев используют сцены ожидания дуэли, составить список таких
произведений. Можно предложить для сопоставления такие произведения:
А.С. Пушкин «Выстрел», А.С. Пушкин «Капитанская дочка», М.Ю. Лермонтов
«Герой нашего времени». На мой взгляд, уместным будет сопоставление
данного эпизода из романа «Евгений Онегин» с фрагментом романа М. Ю.
Лермонтова «Герой нашего времени»: «Печорин в ночь перед дуэлью» ( повесть
«Княжна Мери»). В этом эпизоде, так же, как и в исходном тексте, глубоко
раскрывается характер главного героя. Это один из кульминационных эпизодов
романа. И в поведении и душевном состоянии Ленского и Печорина можно
увидеть много общего. Для второго сравнения можно выбрать повесть А. С.
Пушкина «Выстрел». Вся жизнь героя повести Сильвио была долгим
ожиданием дуэли с графом.
6. 15 вопрос по лирическому произведению. Этот тип заданий имеет
особую сложность. Анализ лирического стихотворения дается ученикам
намного сложнее, чем анализ отрывка из эпического или драматического
произведения. Связано это со спецификой стихотворного текста (сложная
образность, символичность, ассоциативность). Очевидно, что в школьной
практике необходимо развивать навыки анализа лирического стихотворения в
средних классах. В своей школьной практике я использую такой план анализа
лирического произведения :
1. Чтение и первичное восприятие текста (Прочитать стихотворение.
Разобраться в мыслях и чувствах, которые оно вызывает. Подчеркнуть
заинтересовавшие слова, словосочетания)
2. Отбор материала для анализа, а именно:
1) Дата написания (Может быть «говорящая» - особый день, год в истории
народа или в личной биографии поэта)
2) Характеристика эпохи и ее отражение в стихотворении. Реально-
биографический комментарий
3) Жанровое своеобразие. (Прокомментировать названный жанр: баллада
реальные и фантастические черты, философское стихотворение какие общие
проблемы бытия затрагивает, лирическое стихотворение особая
выразительность чувств лирического героя, послание — кому адресовано и т.д.)
4) Анализ лирического сюжета: ведущая тема, основная мысль, эмоциональная
окраска, преобладающие интонации (восторженные, задумчивые и т.д.)
5) Художественные особенности:
- как раскрываются категории времени и пространства
- как решается проблема взаимоотношения мира и человека
- тропы и фигуры: эпитет, олицетворение, метафора, сравнение, аллегория,
символ, гипербола, литота, ирония или самоирония, сарказм
6) Особенности речи:
- использование стилистически окрашенной лексики
- инверсия, повтор, антитеза
- параллелизм
- риторический вопрос, восклицание
- обращение
- особенности синтаксиса
7) Основные ритмические особенности стихотворения:
- ритм (ямб разговорное, повествовательные интонации; хорей, дактиль
строгость, торжественность; трехсложные размеры стиха или двухсложные с
пиррихием — особая напевность, сближающая с интонацией былины, народной
песни)
- способ рифмовки (рифма парная, перекрестная, кольцевая);
- строфика
- элементы звукописи
8) Черты лирического героя
9) Личное восприятие стихотворения
3. Написание чернового варианта анализа на основе собранного материала
Полагаю, что учащиеся, выбравшие литературу для экзамена, под
руководством учителя должны уделить анализу лирического произведения
большое внимание, особенно теории стихосложения. Анализ стихотворения
требует от ученика глубоких знаний, умения чувствовать слово, понимать
смысл стихотворения, умения выражать свои мысли письменно. Нельзя
пренебрегать и заучиванием стихотворений.
Полезно на этом этапе работы для дальнейшей подготовки к
сопоставительному анализу (заданию № 16) выделять стихотворения одного
автора в отдельные тематические блоки. Например, «Тема поэта и роли поэзии»
в лирике М.Ю. Лермонтова: «Смерть поэта», «Пророк», «Поэт», «Кинжал»;
«Тема Родины и природы»: «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина»,
«Прощай, немытая Россия...»; «Тема любви»: «Расстались мы, но твой
портрет...», «Я не унижусь пред тобою...»; «Судьба поколения»: «Как часто
пёстрою толпою окружён...», «Дума». А также составлять тематические блоки
по творчеству разных поэтов Философская лирика Пушкина, Лермонтова,
Тютчева и др.)
7. При организации повторения изученного ранее материала необходимо
помнить, что 10 класс важный период в изучении литературы, так как
содержание учебного материала русская литература XIX века – играет особую
роль в формировании русской национальной культуры. Центральное место в
программе по литературе занимают эпические произведения, причем больше
всего изучается проза: повесть, роман, роман-эпопея. В этом году изучаются
такие значительные произведения русской литературы, как романы И.А.
Гончарова «Обломов», И.С. Тургенева «Отцы и дети», Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание», Л.Н. Толстого «Война и мир». Необходимо
стремиться к тому, чтобы заинтересовать учеников предстоящим изучением
произведения, чтобы оно было прочитано не отдельными главами,
«хрестоматийными» отрывками, а полностью. Весь процесс обучения
литературе на уроках и факультативных занятиях при правильной организации
должен готовить учащихся к ЕГЭ. Для изучения эпических произведений
наиболее приемлемыми считаю технологию проблемного обучения,
технологию развития критического мышления, исследовательскую
деятельность учащихся.
Основным методом проблемного обучения является эвристический подход. С
помощью эвристических методов Мозговой штурм», метод «Если бы...»,
метод сравнения, метод исследования, метод «Верные -неверные утверждения»
и др.) можно организовать разнообразные формы работы над текстом
художественного произведения. Главное, чтобы в предлагаемом задании была
актуальная проблема или заложено противоречие. Особенно полезно решение
творческих задач, например, задание: «Поразмышляйте: если бы
литературный герой 19 века оказался в 21 веке...» Сильным ученикам
интересно будет поработать с литературными реминисценциями, которые
создают у читателя сложные ассоциации, обогащают восприятие произведения.
Можно предложить задание: «Какие литературные реминисценции использовал
А. С. Пушкин в своём романе «Евгений Онегин?» ( Например, при описании
могилы Владимира Ленского А. С. Пушкин создал ассоциацию с элегией Ш.
Мильвуа).
Уровень глубины постижения учеником литературного произведения
проявляется при выполнении заданий, требующих связного речевого
высказывания на литературную тему, в частности в ответах на проблемные
вопросы. На мой взгляд, после изучения произведений учащимся, готовящимся
к ЕГЭ по литературе, нужно предлагать темы сочинений обобщающего или
сопоставительного характера. Такие, как: «Образ Петербурга в творчестве А. С.
Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского», «Женские образы в романе И. А.
Гончарова «Обломов», «Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика»,
«Авторское и народное понимание счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на
Руси жить хорошо», «Вечные ценности в понимании героев Л. Н. Толстого».
11 класс
В 11 классе учащиеся продолжают подготовку к ЕГЭ. Главной задачей на
этом этапе является подготовка обучающихся к выполнению заданий 16 и 17
(17.1 — 17.4).
8. Значительное место в программе 11 класса занимает поэзия: изучение лирики
поэтов Серебряного века, «поэтов-шестидесятников», знакомство с
творческими индивидуальностями. Поэтому целесообразно задание 16
отрабатывать именно в 11 классе. Сопоставительный анализ стихотворений -
задание 16. Это задание повышенного уровня сложности. Оно требуют
краткого связного ответа в объеме 5–10 предложений и является своеобразным
итогом работы с текстом лирического произведения. Указание на объём
условно; оценка ответа зависит от его содержательности. Задания этого типа по
существу представляют собой проблемный вопрос, который связан с
конкретным произведением и при этом нацеливает на рассмотрение
художественного текста в определенном литературном контексте. Выполняя
задания 16, выпускник самостоятельно подбирает для сопоставления два
произведения разных авторов одном из примеров допустимо обращение к
произведению того автора, которому принадлежит исходный текст). Ответ
необходимо аргументировать, опираясь на текст произведения, учитывая
авторскую позицию. Формулировки заданий можно разбить на два типа:
1.Задание состоит из двух частей. Первая относится к самому произведению, а
вторая проверяет умение сопоставлять литературные явления, находить
тематические, образные параллели. Например: «Каков философский смысл
стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...» и кто из
русских поэтов следовал лермонтовской традиции в изображении природы и
человека?»
2. Другой тип задания требует назвать авторов и произведения, соотносящиеся с
проанализированным текстом тематически, образно, эмоционально, а далее
самостоятельно обосновать выявленные параллели. Например: «Каким русским
поэтам близок С.А. Есенин своим отношением к Родине? С.А. Есенин. «Спит
ковыль. Равнина дорогая…» (Приведите 2 примера стихотворений и обоснуйте
свой выбор). Примерный план для развернутого сочинения на сопоставление
строится так же, как и в задании № 9:
1.Прямой, точный ответ на вопрос
2. Первый пример. Название произведение, автора, обоснование выбора
(общее, различия в теме, идее,приёмах)
3. Второй пример. Название произведение, автора, обоснование выбора (общее,
различия в теме, идее,приёмах)
4. Вывод
В экзаменационной работе привлечение контекстного материала основано
прежде всего на правильном понимании смысла вопроса. Экзаменуемый
объясняет, что дало ему повод для сопоставления, аргументирует свои
рассуждения цитатами и кратким комментарием, показывающим, на каком
основании сближаются в его сознании названные стихотворения. Например, «В
каких произведениях русских поэтов отображена духовная связь человека и
природы и как эти произведения соотносятся с лермонтовским
стихотворением «Когда волнуется желтеющая нива...». Первая часть ответа:
Стихотворение М.Ю. Лермонтова шедевр русской лирики, пример того, как
картины родной природы пробуждают в душе лирического героя состояние
покоя и гармонии. Вторя часть ответа (сопоставление): Эти мотивы получат
дальнейшее развитие в творчестве самого поэта Родина») и в творчестве
многих других поэтов: А.А. Фета Шёпот, робкое дыханье...», Ф.И. Тютчева
«Как хорошо ты, о море ночное...», С.А. Есенина «Отговорила роща золотая..»
и др. В стихотворениях этих поэтов выражаются философские идеи о
единстве человека и природы, смысле жизни, скоротечности жизни. Но
выражаются по-разному. Далее необходимо привести доказательства в виде
цитат и комментарии к ним.
9. Конечно, в центре вминания учителя в 11 классе — большое сочинение
(Часть 2). Задания 2 части ЕГЭ по литературе (17.1, 17.2, 17.3, 17.4)
представляют собой полноформатное развернутое высказывание на тему,
связанную с литературным произведением (сочинение). Они относятся к
заданиям высокого уровня сложности. В основе работы над сочинением во 2
части ЕГЭ лежит анализ художественного произведения, поэтому подготовка к
выполнению заданий 8; 9 и 15; 16 является также необходимым элементом в
работе над сочинением — заданием 17. Большую помощь в формировании
навыка создания собственного высказывания на литературную тему оказывает
подготовка к итоговому сочинению (ИСИ) как допуску к государственной
итоговой аттестации: в умении поставить проблемный вопрос, сформулировать
тезис, привести литературные аргументы.
В то же время здесь нужна и специальная работа. Следует учитывать, что во
второй части нет текста произведения, а само задание является более сложным,
представляя собой проблемный вопрос, требующий достаточно подробного и
аргументированного ответа. Для того чтобы успешно выполнить задание 17,
необходимо учитывать специфику экзаменационного сочинения в формате ЕГЭ,
что отражается в критериях его оценки. Среди пяти критериев главным
является Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие». В
соответствии с этим критерием оцениваются глубина и самостоятельность
понимания проблемы, сформулированной в теме сочинения. То есть
необходимо не только выдвинуть основной тезис, но и привести аргументы,
которые подтверждаются примерами, ссылками на текст. Такая работа требует
тщательного обдумывания не только того, что доказывать в сочинении, но и как
выстраивать систему доказательств. В своей работе с учащимися над
сочинением я пользуюсь материалами практического курса подготовки к ЕГЭ
Аристовой М.А.
3
В своём практикуме Аристова М.А. даёт методические рекомендации по
организации пошаговой работы над сочинением, приводит задания для
самостоятельной работы учащихся. Подготовку к написанию сочинения она
предлагает начать с составления плана сочинения (тезисного, цитатного).
Следующий этап работа над выбором иллюстративного (цитатного)
материала. Специально подобранные задания учат приводить аргументы в
форме комментированного пересказа или цитирования. Третья часть
практикума называется «Работа над вступительной и заключительной частями
сочинения». Приводя примеры сочинений, автор предлагает учащимся написать
к ним вступление и заключение. Четвёртая часть посвящена работе над
теоретико - литературными понятиями, используемыми в сочинении. Работе
над речевым оформлением сочинения посвящена пятая часть практикума. Все
эти виды работ являются необходимыми этапами для написания всего
полноформатного сочинения. Такая пошаговая методика мне кажется логичной
3
Аристова М.А. ЕГЭ. Литература. Полный курс. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. - М.:
Экзамен, 2017. - 287 с.
и эффективной в обучении написанию сочинения, я использую её на
протяжении нескольких лет.
Сочинение как вид учебной письменной работы сегодня приобретает новое
значение и начинает осмысливаться как метапредметный результат
образования. Сочинение позволяет проанализировать и оценить уровень
развития личностных, метапредметных и предметных компетенций,
функциональную грамотность обучающихся.
10. Завершение курса предполагает повторение учащимися как недавно
изученного, так и ранее пройденного материала, содержание которого
определено обязательным минимумом по предмету. В соответствии с этим
необходимо проводить различные тренировочные работы, проверяющие
содержание текстов, выявляющие качество речевых умений и навыков,
комплексные задания, проверяющие глубину освоения литературных
произведений.
Хочется надеяться, что данные методические рекомендации помогут учителям
в подготовке обучающихся 11 классов к государственной итоговой аттестации
по литературе в форме единого государственного экзамена. А в заключение
следует отметить, что от учителя русского языка и литературы зависит многое,
ведь жизнь русской классики и родного языка в школе - это условия
существования нашего народа, нашего государства, это, как принято сейчас
говорить, вопрос национальной безопасности. Не так важно, сдают
выпускники экзамен по литературе или нет, важно помнить: искусство слова
само по себе гуманно, но оно, как Синяя птица, может ускользнуть, если за
годы пребывания в школе ученик не сумел приобщиться к подлинным образцам
культурного наследия, не научился наслаждаться литературой, если она не стала
частью его жизни.
Источники
1. Распоряжение Правительства РФ от 09.04.2016 N 637-р «Об утверждении
Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской
Федерации».
2. Аристова М.А. ЕГЭ. Литература. Полный курс. Самостоятельная подготовка
к ЕГЭ. - М.: Экзамен, 2017. - 287 с.
3. Богданова О.Ю. Теория и методика обучения литературе / О.Ю. Богданова,
С.А. Леонов, В.Ф. Чертов. - М.: Академия, 2008. - 400с.
4. Зинин С.А. ЕГЭ — 2019 : Литература : 20 тренировочных вариантов
экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену /
С.А. Зинин, Л.В. Новикова. - Москва : Издательство АСТ, 2018. - 157.
5. Петухов С.В. Понятийный аппарат на ЕГЭ по литературе 2018. - СПб,
2018.
6. http://www.fipi.ru/