Методическая разработка по русской литературе "Мотивы одиночества в творчестве Лермонтова"

Мотив одиночества в лирике
М.Ю.Лермонтова
Работу выполнила Лесукова Марина Валерьевна
План
Введение…………………………………………………….…………..…….3
1. Агентив одиночества в творчестве поэта…………………………..……….4
2. Мотив одиночества как выражение умонастроения М.Ю. Лермонтова….6
3. Опорные мотивы «пустыни», «пути», «свободы и покоя» как суть
творческого наследия Лермонтова………………………………….………...10
Заключение………………………………………………….………..……11
Список использованных источников………………….……………..………..12
Введение
Художественное наследие М.Ю. Лермонтова уникально. В неполные
тринадцать лет творческой деятельности (1828-1841) им было сделано так
много, что не укладывается в один век. В то же время его творчество –
явление типологическое, ставшее образцом национального самосознания
российской духовной культуры
1
.
Как отмечает Горланов Г.Е. Творчество Лермонтова до сих пор
представляет немало загадок для исследователей. Традиционный подход к
изучению его текстов даёт положительные результаты только в совокупности
с новыми достижениями в литературоведении, философии, истории,
политологии и культурологи.
Одним из базовых мотивов в творчестве М.Ю. Лермонтова является
феномен одиночества.
Герой Лермонтова определяет свое существование в координатах
промежутка, в частности в пространстве пустыни. Пустыня не располагает к
оседлой жизни, это место для кочевников и странствующих паломников,
обладающее одновременно и сакральной, и инфернальной силой. Именно это
промежуточное свойство образа пустыни и интересно лермонтовскому
человеку, который оказывается в онтологическом плане между раем и адом,
небом и землей, добром и злом. Эта метафизическая тюрьма промежутка и
обрекает лермонтовского человека на абсолютное одиночество
2
.
1
См. : Горланов, Г.Е. Творчество М.Ю. Лермонтова в контексте русского духовного самосознания :
автореф. дис. … док-ра. филол. наук / Г.Е. Горланов. М., 2010. – С. 3.
2
См.: Ситдикова, Г.Ф. Мотив одиночества и образ странника в лирике М.Ю. Лермонтова М.И. Цветаевой /
Г.Ф. Ситдикова // Восток-Запад: пространство русской литературы и фольклора : материалы Второй
Междунарудной научной конференции (заоч.), посвященнной 80-летию Д.Н. Медриша. Волгоград,
2006. С. 361.
Целью работы является изучение мотива одиночества в творчестве
М.Ю. Лермонтова.
1. Агентив одиночества в творчестве поэта
Творчество Лермонтова представляет собой несомненное и
органическое единство; естественно, что и мотивы его лирики
взаимосвязаны, тесно переплетены друг с другом, часто «просвечивают»
один через другой.
Лермонтовское творчество исповедь человеческой души,
обладающей исключительной натурой и особой эмоциональной
тональностью. Оно сочетает в себе традиции Байрона, Мюссе, Жуковского,
Пушкина, философские идеи Шеллинга и Фихте
3
.
Термин агентив в интерпретации Т.В. Бахваловой, которая
рассматривает в составе имен лица, деятеля лексемы со значением
«характеристика человека», формирующие в языке категорию агентивности,
подразделяемые на идентифицирующие и характеризующие. К числу
идентифицирующих относятся имена с семантикой «выделения того или
другого человека среди других окружающих нас людей» (начальник, брат,
ученик, артист). К характеризующим, или предикатным, агентивам
Т.В. Бахвалова относит имена существительные, выражающие то, что мы
думаем об окружающих нас людях, о том или ином человеке.
По мнению М. Бахтина, центральной проблемой поэзии является
проблема поэтического символа, которая во многом связана с аспектным
анализом лирики на лексико-семантическом уровне членения текста.
Выявление агентивов и иной эмоционально-оценочной и характеризующей
3
См. : Васильева, И.В. Феномен «обостренной восприимчивости» в художественном мире М.Ю.
Лермонтова / И.В. Васильева // Тарханский вестник. Выпуск двадцатый. М.Ю. Лермонтов в русской
культуре XIX-XXI веков. Материалы научно-практической конференции 27-28 июля 2006 года. Тарханы,
2006. С. 155.
лексики в лирическом наследии Лермонтова помогает проследить генетико-
типологическую линию развития как жанровой системы поэзии Лермонтова,
так и литературно-стилевые тенденции в рамках литературного процесса
первой половины XIX века
4
.
Так, многократное использование поэтом агентива «я одинок»,
например:
Одинок я, нет отрады:
Стены голые кругом…
«Узник»
Лежал один я на песке долины…
«Сон»
Выхожу один я на дорогу
«Выхожу один я на дорогу…»
уже самим наименованием указывает на ключевую, центральную
поэтическую доминанту мотив одиночества в художественном
пространстве поэта.
Агентивные имена способствуют выявлению не только конкретной
авторской позиции, но и позволяют говорить об авторском мироощущении в
целом. Следовательно, они помогают выявить в художественном творчестве
Лермонтова круг проблем, оказавшихся в центре художественного сознания
поэта.
4
См. : Полякова, И.И. Агентивные имена в идиостиле М.Ю. Лермонтова / И.И. Поялкова // Тарханский
вестник. Выпуск двадцатый. М.Ю. Лермонтов в русской культуре XIX-XXI веков. Материалы научно-
практической конференции 27-28 июля 2006 года. – Тарханы, 2006. – С. 152-153.
2. Мотив одиночества как выражение умонастроения
М.Ю. Лермонтова
Мотив устойчивый смысловой элемент литературного текста,
повторяющийся в пределах ряда фольклорных (где мотив означает
минимальную единицу сюжетосложения) и литературно-художественного
произведения.
Мотив может быть рассмотрен в контексте всего творчества одного
или нескольких писателей, какого-либо литературного направления или
литературы целой эпохи, а также отдельного произведения. В поэзии
воплощается в ведущих темах, символах, сюжетных ситуациях, образах.
Мотивом нередко называют элементарную, неразложимую тематическую
единицу произведения. Согласно другим определениям, мотив есть образное
единство ситуации и действия; структурный элемент внешнего или
внутреннего процесса (последнее относится к лирике).
Одиночество мотив, пронизывающий почти все творчество и
выражающий умонастроение поэта.
Уже в раннем творчестве тема одиночества декларируется поэтом как
основная.
Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье – все готовы:
Никто не хочет грусть делить.
Один я здесь, как царь воздушный,
Страданья в сердце стеснены,
И вижу, как, судьбе послушно,
Года уходят, будто сны...
«Одиночество»
В творчестве Лермонтова мотивы детства, чистоты и открытой
доверчивости связаны с образами Кавказских гор: «Синие горы Кавказа,
приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих
одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с
той поры все мечтаю об вас да о небе…»; или «Воздух там чист, как молитва
ребенка…». Однако этот горний дом недостижим для лермонтовского
человека. Лермонтовская вселенная, вариантом которой является образ горы,
имеет три уровня: небо земля пропасть. Эта пространственная картина
мира напрямую ассоциируется с мифологической символикой рая земли
ада. В творчестве Лермонтова есть множество стихотворений, лирический
герой которых напрямую ассоциирует себя с падшим ангелом: «Я не для
ангелов и рая…», «Мой демон», «Демон» и др. Известно, что стихотворение
«Я не для ангелов и рая…» (1831) следует в автографе непосредственно за
третьей редакцией «Демона» и, вероятно, является черновым наброском
послесловия к поэме. Этот факт еще теснее сближает текст стихотворения с
текстом поэмы. Как человек, лирический герой занимает промежуточное
положение в иерархии неба и земли, и в то же время и среди людей ему нет
места, т. е. он чужой и вертикальному миру, и миру горизонтальному:
«Я меж людей беспечный странник, / Для мира и небес чужой». Как
падший ангел исключен из Дома-рая, так и лирический герой стихотворения
вынужден странствовать, ибо у него нет дома ни на земле, ни на небе.
Заметим, что образ рая -Дома наделен амбивалентными характеристиками: с
одной стороны, это место единения ангелов, человека и Бога, с другой
место искушения человека, начало его греховного пути. Таким образом,
небесный Дом одновременно является и сакральным (статичным), и
«сомневающимся» (становящимся) пространством. Однако промежуточное
положение героя (между небом и землей), его причастность сразу к двум
мирам и в то же время невозможность идентификации с каким-то
определенным миром делает одиночество лермонтовского человека
онтологическим
5
.
В теме одиночества можно выделить повторяющиеся мотивы и образы:
1. Мотив тоски по родной душе.
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной...
(«Гляжу на будущность с боязнью...», 1838)
2. Мотив одиночества в обществе, в свете:
Стою, задумчивость питая.
Один, покинув свет, и чуждый для людей,
И никому тоски поверить не желая.
(«Элегия», 1830)
3. Мотив изгнанничества:
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
(«Листок», 1841)
4. Мотив заточения, узника.
Одинок я – нет отрады:
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем...
«Узник»
В поэму о Демоне также вложена центральная лермонтовская мысль о
красоте и величии одинокого бунта и о том, что одинокий бунтарь, который
5
См.: Ситдикова, Г.Ф. Мотив одиночества и образ странника в лирике М.Ю. Лермонтова М.И. Цветаевой /
Г.Ф. Ситдикова // Восток-Запад: пространство русской литературы и фольклора : материалы Второй
Междунарудной научной конференции (заоч.), посвященнной 80-летию Д.Н. Медриша. Волгоград,
2006. С. 363.
противопоставлен всему миру, какая бы правда ни лежала в основе его
протеста, неизбежно испытывает трагические последствия этого
противопоставления. Ведь герой лермонтовской поэмы находится в
состоянии разрыва не только с богом, но и миром, который назван в поэме
«божьим миром» и который, по Лермонтову как автору, не только полон зла,
но еще в большей мере и красоты (природа, прелестный образ Тамары).
Поэтизируя Демона, давая возможность почувствовать светлые и высокие
силы его души, Лермонтов не ставит вопроса об оправдании его демонизма и
показывает, что и сам Демон своим демонизмом тяготится («и зло наскучило
ему»). Этот основной мотив поэмы разочарование во «зле», которое как
таковое и вообще не вытекало из внутренней природы героя, служит
естественной предпосылкой любви Демона к Тамаре. В своей любви он
пытается найти утраченную гармонию и восстановить разрушенную связь с
мировым целым. Борьба Демона за обладание Тамарой и составляет
сюжетную основу произведения. Финальная катастрофа, постигшая Демона,
его вечная разлука с полной любви и глубокого человеческого страдания
Тамарой должна продемонстрировать непреодолимую трагедию его
одиночества – его вечную разлуку с миром
6
.
Одиночество, сознание бесприютности, бесплодности существования,
мертвая скука («жить для себя, скучать собой»), «бессменная» и жгучая, «как
пламень», печаль, обедняющее душу безразличие к красоте земли,
беспощадность в любви это не только страдания, причиненные «мировым
злом», но и «внутреннее возмездие», постигающее Демона.
6
См : Максимов, Д. Е. Поэзия Лермонтова / Д.Е. Максимов. М. ; Л. : Наука, 1964. – С. 49.
3. Опорные мотивы «пустыни», «пути», «свободы и покоя» как
суть творческого наследия Лермонтова
Как есть в художественных текстах опорные слова (у Лермонтова
«Бог», «душа», «Родина», «свобода», истина», «совесть», «честь» и другие),
выявляющие замысел стихов, прозы, драматургии, так есть и опорные мысли,
составляющие темы и тесно связанные с ними (синонимически) образы.
Опорные мотивы «пустыни», «пути», «свободы и покоя» выявляют суть
творческого наследия писателя в целом, и шире национальные черты
русского человека. Стремление его героев быть личностями ведёт, как
правило, к конфликту с обществом, привыкшему жить по старинке. Одной из
форм такого разрешения конфликта в русском архетипе становится «уход в
пустынь» или «юродство в миру». Последнее «юродство в миру»
сказывается в мотивах пророчества (образ «Пророка» у Пушкина и у
Лермонтова)
7
.
Для русского человека слово «пустыня» (далеко простирающееся
безлюдное пространство) ассоциируется с другим словом, близким по
звучанию, «пустынь». Лермонтов употребляет это слово в широком
философском смысле, включающем не столько какое-либо географически
расположенное место, а символ, содержащий в себе разные понятийные
оттенки: и географическое, и религиозное, и мистическое, и космическое.
Кроме того, сюда входят и отдельные ассоциативные моменты: одиночество,
грусть, поиски гармонии жизни, осмысление такого непонятного явления,
как смерть, использование библейской мифологии и метафизики, так как, по
7
См. : Горланов, Г.Е. Творчество М.Ю. Лермонтова в контексте русского духовного самосознания :
автореф. дис. … док-ра. филол. наук / Г.Е. Горланов. М., 2010. – С. 29.
евангельским историям, пророки обычно удалялись в пустынные места,
чтобы спокойно размышлять, психологически восстанавливать душевные
силы, слушать позывы Божии. По этой причине слово «пустыня» одно из
часто употребляемых в творчестве Лермонтова.
Заключение
М. Ю. Лермонтов романтик, но романтизм его особого рода. Это, по
сути, летопись жизни, но не одного человека, а определенной эпохи. В нем,
как в зеркале, отражаются события прошлого, настоящего, размышления о
будущем. Существует исследовательское мнение о том, что личность
Лермонтова несет в себе причастность к высшим сферам бытия. Возможно,
именно этим и обусловлен тот факт, что все творчество Лермонтова
пронизано мотивом одиночества.
Исследователями отмечается, что в эпоху сдвигов и переломов в
базовых сферах бытия художественно одаренные люди чувствуют себя
особенно одинокими. Герои ранней лирики Лермонтова часто переживают
катастрофу одиночества, ощущение тотального неуюта среди людей.
В зрелом Лермонтове крепнет стремление вырваться из круга
трагического одиночества, пойти навстречу людям. И в поисках выхода из
него Лермонтова уже не смущает проза обыденной жизни, соизмеримость с
ней и с жизнью других людей, «простого человека» Однако тяготение к
народной жизни, общим ценностям не устраняет одиночества
«лермонтовского человека»; отказ от прежних романтических иллюзий лишь
усиливает и углубляет испытанный реальностью трагический характер его
одиночества; для пророка сохранение связи с мировым «целым» возможно
лишь ценой вынужденного разрыва с людьми.
С одной стороны, основной источник лермонтовского одиночества
противостояние героя и мира; дистанция, разделяющая их, до конца остается
непреодоленной. С другой – лермонтовский человек стремится к успокоению
и гармонии с Космосом и в итоге принимает свое одиночество, растворяя его
в звучащем макропространстве.
Список использованных источников
1. Лермонтов, М. Сочинения / М. Лермонтов. – В 2-х т. – М. : Правда,
1988.
2. Азарова, Н.М. Пособие по русской литературе XIX века /
Н.М. Азарова. В 2-х Ч. –– М. Издательство МПГУ Прометей, 2000. –304 с.,
505 с.
3. Васильева, И.В. Феномен «обостренной восприимчивости» в
художественном мире М.Ю. Лермонтова / И.В. Васильева // Тарханский
вестник. Выпуск двадцатый. М.Ю. Лермонтов в русской культуре XIX-XXI
веков. Материалы научно-практической конференции 27-28 июля 2006 года.
Тарханы, 2006. – С. 154-158.
4. Горланов, Г.Е. Творчество М.Ю. Лермонтова в контексте русского
духовного самосознания : автореф. дис. док-ра. филол. наук / Г.Е.
Горланов. М., 2010. 43 с.
5. Лермонтов, М. Избранное / М. Лермонтов. Воронеж : Изд-во
ВГУ, 1981. – 576 с.
6. Лермонтов, М. Стихотворения. Поэмы. Маскарад. Вст. Статья
И.Л. Андронникова / М. Лермонтов. – М. : Худож. лит., 1974. – 384 с.
7. Максимов, Д. Е. Поэзия Лермонтова / Д.Е. Максимов. М. ; Л. :
Наука, 1964. – 266 с.
8. Полякова, И.И. Агентивные имена в идиостиле М.Ю. Лермонтова /
И.И. Полякова // Тарханский вестник. Выпуск двадцатый. М.Ю. Лермонтов в
русской культуре XIX-XXI веков. Материалы научно-практической
конференции 27-28 июля 2006 года. – Тарханы, 2006. – С. 149-153.
9. Ситдикова, Г.Ф. Мотив одиночества и образ странника в лирике
М.Ю. Лермонтова М.И. Цветаевой / Г.Ф. Ситдикова // Восток-Запад:
пространство русской литературы и фольклора : материалы Второй
Междунарудной научной конференции (заоч.), посвященнной 80-летию
Д.Н. Медриша. Волгоград, 2006. – С. 361-367.