Внеклассное мероприятие "Связь литературы и искусства. Мотив змееборства в литературе и изобразительном искусстве. Иконопись и литература"

«СВЯЗЬ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА. Мотив змееборства в литературе и
изобразительном искусстве. Иконопись и литература".
Методическая разработка рассчитана на внеклассное мероприятие,
длящееся от 40 до 60 минут.
7 класс Учитель: Ершова Ирина Николаевна, МОУ СШ 48
Оборудование: литературно-фольклорные тексты, презентация.
Цели и метапредметные результаты:
Личностные: воспитание уважительного отношения к русской культуре,
литературе (на примере жития («Повести о Петре и Февронии муромских»,
иконописи, мотива змееборства в житийной и былинной литературе).
Метапредметные результаты: умение подбирать аргументы для
подтверждения собственной позиции, умение анализировать информацию.
Предметные результаты:
в познавательной сфере: понимание связи литературных произведений и
произведений изобразительного искусства с эпохой их написания,
(особенности изобразительно-выразительных средств в литературных и
произведениях иконописного искусства) выявление заложенных в них
вневременных, непроходящих нравственных ценностей.; умение
анализировать произведения искусства (картины, иконы, литературные
тексты), сопоставлять их.
В ценностно ориентационной сфере: приобщение к духовно-нравственным
ценностям древнерусской литературы и искусства.
В коммуникативной сфере: восприятие на слух литературных произведений
разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; умение
создавать устное монологическое высказывание разного типа.
Ход мероприятия
1. Вступительное слово учителя о мотиве змееборства в литературе и
изобразительном искусстве
«По мнению некоторых исследований, сюжет «Повести о Петре и Февронии
Муромских» настолько необычен, что она напоминает не столько житийное
произведение, сколько народную сказку или художественное сочинение о
силе любви. Определенную сказочность подчеркивает и стилистика
«Повести», выдержанная в ярком повествовательном ключе, близком к
притчам. Подобная неординарность «Повести» побуждает многих
исследователей считать ее в большей степени литературно-художественным
произведением, нежели классическим житием.
Мы сегодня познакомимся с мотивом змееборства, известным атрибутом
литературы (фольклорной) и изобразительного искусства.
Змееборчество это символическое обозначение великого подвига во имя
веры, не случайно на Руси столь популярным был культ великого змееборца
Георгия Победоносца. Впрочем, змееборчество Петра не представлено в
«Повести», как конкретный подвиг, и сохраняет максимально абстрактное
религиозное значение это какая-то великая победа над дьяволом,
покушающегося на чистоту и целомудрие светских правителей. Победа Петра
обеспечивается небесными силами, которые послали Петру меч, священное
оружие, заложенное в церковной алтарной стене.
Змей чаще всего олицетворяет дьявола, язычество или иноземного
завоевателя».
Данный мотив прослеживается в житийной литературе и иконописи.
Сегодня мы на уроке попробуем прочитать и проанализировать не только
литературный текст, но и, если хотите, иконописный «текст», а также картины
и фольклорные произведения, демонстрирующие борьбу человека и змея.
2.Доклад учащегося. (В конспекте предлагается лишь отрывок).
«Знаменитая "Повесть о Петре и Февронии" написана известным духовным
писателем середины XVI века священником Ермолаем (в монашестве Еразм).
Почти сразу же она становится любимым чтением русского народа и
распространяется в огромном количестве списков. До нашего времени их
сохранилось около 350. Многие из этих списков украшались миниатюрами, а
вскоре появились и житийные иконы местно прославленных Муромских
святых Петра и Февронии, в иночестве Давида и Евфросинии. Мы предлагаем
вам прочитать эту повесть по клеймам одной из икон XVII века. Причем
первое, заглавное клеймо иконы начинает и заканчивает собою повествование.
Изображения сожалению, с некоторыми утратами) сопровождаются
переводом, максимально приближенным к авторскому тексту».
БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
-Ребята, как вы думаете, почему сегодня мы решили вынести для внеклассного
мероприятия именно это произведение? Почему же обсуждать будем именно
его?
-Дома вы читали эту повесть? Актуальна ли она сейчас? Почему?
-Какие сведения о данных святых вы почерпнули из книжки, а какие узнали из
телевидения и сети Интернет?
-Ребята, мы знаем эти имена уже потому, что в нашей стране введен праздник
«День Семьи, Любви и Верности», символами и покровителями которого
являются Петр и Февронья, праздник отмечают в Муроме-столице веры.
Расскажите об этом празднике.
ДАЛЕЕ ИДЕТ СООБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ О СОВРЕМЕННОМ
ОТНОШЕНИИ К СВЯТЫМ.
3. Сейчас мы углубим представление о этих святых. Проанализируем
текс и иконы, другие тексты, связанные с мотивом змееборства.
Демонстрация икон. Аналитическая беседа.
1. Посмотрите на икону и обратитесь к тексту повести. Какие средства
используют Ермолай- Еразм и иконописец в создании мотива змееборства
и изображения змия?( Ермолай –Еразм обращается к приему превращения,
указывает, что «змей пришел», тем самым использует олицетворение. В тексте
указано, что в итоге хитрость женщины превосходит хитрость змея.
Иконописец «играет» с расположением объектов изображения на иконе,
например, в различных ситуациях змей располагается выше или ниже святых;
по-своему автор иконы обращается к приему превращения на иконе. Сцена
появления змея в облике князя изображается достаточно интересно: автор
«рисует» двух похожих людей, но ориентация их тела к пространству
меняется, различается и одежда). Сам змей расположен то вверху, то внизу,
что свидетельствует о смене позиций: победитель и проигравший.
Иконописец выполнил икону в различных цветах: красный, белый, золотой,
черный.
Внутренняя часть дворцов и домов изображена в красных цветах, внешняя в
золотых и черных или серых. Это может быть связано и архитектурой Руси
того времени. Таким образом, мы можем предположить, что каждый из
«художников» сделал все, чтобы показать и читателю, и ценителю
изобразительного искусства данный сюжет. (Черный цвет - болезнь, скорбь,
зло. Красный - кровь, борьба. Золотой - счастье, избавление, присутствие Бога
(колокола и церкви изображены желтым цветом) (Если в сюжете отмечено
положительное событие, например, раскрытие тайны смерти змия или
окончательная победа над ним, что черного цвета на фрагменте нет).
2.Как меняется цветовая гамма на иконе с развитием сюжета в
литературно-религиозном тексте? Обратите внимание на текст былины
и картины художников XX века. Какие отличительные черты
изображения мотива змееборства в иконописи и житийной повести, в
былинах и картинах по их сюжетам вы можете отметить? (На полотне
иконы жития Петра и Февронии Муромских цветовая гамма меняется в
зависимости от характера сюжета, например, когда змей властвует над волей
человека, обманывает его, то автор иконы изображает все в черных и красных
тонах, победа над змеем ознаменована использованием более светлых цветов.
В самом тексте повести нет обращения к приему цветописи, но его заменяет
другой прием: характеристика происходящего через речь героя: «И вот
однажды, когда пришел к ней этот злой змей, она, крепко храня в сердце слова
мужа, обращается к этому злодею с льстивыми речами, говоря о том и о
другом, а под конец с почтением, восхваляя его, спрашивает: «Много
всего ты знаешь, а знаешь ли про смерть свою - какой она будет и от
чего?» Он же, злой обманщик, обманут был простительным обманом верной
жены, ибо, пренебрегши тем, что тайну ей открывает, сказал: «Смерть мне
суждена от Петрова плеча и от Агрикова меча». Жена же, услыхав эти слова,
накрепко запомнила их в сердце своем и, когда этот злодей ушел, поведала
князю, мужу своему, о том, что сказал ей змей. [1]. Подобно тому, как на
картине меняется цветоисполнение, так и в тексте меняется речь героини,
побеждающей змея хитростью (символическое змееборство).
Использование цветов в тексте повести проявляется скрыто. Зачитаем
отрывок: «И, взяв меч, называемый Агриковым, пришел он в покои к снохе
своей и увидел змея в образе брата своего, но, твердо уверившись в том, что
не брат это его, а коварный змей, ударил его мечом. Змей же, обратившись в
свое естественное обличье, затрепетал и умер, обрызгав блаженного князя
Петра своей кровью. Петр же от зловредной той крови покрылся струпьями,
и появились на теле его язвы, и охватила его тяжкая болезнь. И пытался он у
многих врачей во владениях своих найти исцеление, но ни один не вылечил
его». Мы понимаем, что в данном отрывке автор повести указывает на
красный цвет достаточно прямо. На иконе красный цвет изображен более
символично.
На полотнах художников XX века герои становятся более сказочными,
меняется исторический контекст, манера исполнения). Так как это светские
произведения искусства на фольклорную тему, а не религиозные, кровь на
многих из них изображена без использования символики красного цвета, мы
без труда можем догадаться, что это именно кровь, на ее изображение не
наложены рамки и каноны религиозного творчества. Змей уже становится
трехголовым, двенадцатиголовым, в несколько раз превышающим размеры
человека. Изображается в природном цвете, то есть зеленом с золотым. Тело
не сливается с общей композицией. Скорее всего это связано с манерой и
требованиями искусства в разные эпохи.
3.Как вы думаете, может ли цвет носить символический характер? Какие
бы цвета вы использовали, если бы сами писали икону? Использовали бы
вы прием цветописи при создании житийного текста? Напишите на
клеящихся стикерах выбранного вами цвета (картинная и литературная
цветопись) формулировку его символики.
В изобразительном и литературном искусстве цвет всегда является
символическим. Даже мы, обычные обыватели внимательно смотрим на цвет
одежды, цветов, которые покупаем. Тем более на цвет обращают внимание
«художники». Если бы мы создавали житие, мы бы попробовали использовать
прием цветописи, правда мы бы нарушили канон, но ведь Ермолай - Еразм
нарушил правила написания, тем самым сделав житие литературно-
религиозной повестью. Многие иконописцы тоже с легкостью отступали от
правил, тем самым выполнив оригинальные изображения, развившими
иконопись.
Красный- цвет боли, избавление от зла, омывание кровью зла, принесенной
людям, ядовитая кровь- кровь, в которой сохранилась злость существа.
Золотой- счастье, искупление, победа, цвет церковных колоколов.
Голубой цвет- цвет неба, чистоты, искренности, желания спасти окружающих.
Белый- цвет невинности, святости.
Итог мероприятия: какое значение имел мотив змееборства для
древнерусской литературы и искусства? Имел ли свое отражение в русском
изобразительном искусстве.
Приложение:
Добрыня-змееборец.
Когда Добрыня приехал к реке, его «одолили ты жары да непомерный», он
разделся и: стал купаться. Вдруг небо потемнело – «налетела люта змея».
Ай гром гремит, да шум велик идет:
Налетела на молодого Добрынюшку
А и змеинищо да то Горынищо,
А и о трех змеинищо о головах,
О двенадцати она о хоботах.
Говорила-то змеиило таковы слова:
А топерь Добрынюшка в моих руках!
Похочу – Добрынюшку в полон возьму,
Похочу-то я – Добрынюшку-то и огнем сожгу,
Похочу-то я – Добрынюшку-то и в себя пожру.
Молодой слуга Добрыни, испугавшись, угнал его коня, увез всю одежду и
снаряжение оставил только шляпу земли греческой. Этой шляпой Добрыня
и отбился от змеи, отшиб у нее три хобота. Змея взмолилась, предложила
заключить мир и пообещала:
А не буду я летать да по святой Руси,
А не буду я пленить больше богатырей,
А не буду я давить да молодыих жон
А не буду сиротать да малых детушек…
Добрыня «на ты лясы… приукинулся», отпустил змею. Однако впоследствии
он увидел, как змея летит по воздуху и несет дочку царскую: «Царскую-то
дочку княженецкую, Молоду Марфиду Всеславьевну»1. В варианте,
записанном Гильфом – племянницу князя Владимира Забаву Путятичну.
По велению князя Владимира Добрыня отправился «во Туги-горы, ко лютой
змеи» – выручать царевну. Мать дала ему с собой шелковый платок – утирать
лицо во время боя и шелковую плеть хлестать змею.На этот раз бой Добрыни
со змеей был долгим: он продолжался один, затем другой день до вечера.
Ай проклятая змея да побивать стала.
Ай напомнил он наказанье родительско,
Вынимал-то плетку из карманника.
Бьет змею да своей плеточкой. –
Укротил змею аки скотинину,
А и аки скотинину да крестиянскую.
Отрубил змеи да он eси хоботы,
Розрубил змею да на мелки части,
Роспинал змею да по чисту полю…
Затем Добрыня в пещерах «прибил… всех змиенышов, освободил княжескую
дочку и привез ее Владимиру» – вариант, записанный Гильф.
Отметим, что былинный Добрыня в отличие от сказочной трактовки
основного сюжета боролся не за свою невесту, а за русскую, полонянку. Он
убил врага, наводившего ужас на всю Русь.
Борьба со змеем, похищающим людей, традиционная тема мировой
мифологии. Былина о Добрыне полна разного рода мифологических
подробностей (волшебная река, чудесное оружие и др.). В то же время миф
этот переносится в обстановку былинного Киева: змей выступает как враг
государства, и Добрыня, побеждая его, совершает общенародный подвиг.
Аналитическая беседа: какие общие мотивы вы заметили в литературе
змееборства (змей в большинстве случаев появляется внезапно из своей
стихии, будь то небо или вода). Всегда ли данный фрагмент отображается на
картинах.
Трактовка характера богатыря в различных былинах
О том, что Добрыня пришел из мифа, приобретя облик исторического (в
условно-былинном смысле) героя, выразительно свидетельствует сюжет
«Добрыня и Маринка». Добрыня гуляет по Киеву и забредает на улицу, где
живет некая Маринка Игнатьевна, известная колдунья. У нее в это время в
гостях Змей Горынище. Добрыня поражает его стрелой (по другим вариантам,
так пугает, что Змей бежит без оглядки). Чтобы наказать богатыря, Маринка
привораживает его: вырезает следы его ног и произносит над ними заговор:
Как я режу эти следики Добрынюшкины,
Так бы резало Добрыни ретиво сердие
По мне ли, по Маринке по Игнатьевной.21
От этого заговора Добрыня становится совершенно беспомощным, он идет к
Маринке свататься, а та оборачивает его гнедым туром.
Поди-ка ты, Добрынюшка,
ко морю ко Турецкому,
Где ходят там, гуляют девять туров,
Подика ты. Добрынюшка,
десятым туром.
Список использованных источников:
1.Ермолай-Еразм «Повесть о Петре и Февронии муромских»
http://xreferat.com/49/801-1-byliny-o-dobryne-nikitiche.html
http://beta.diary.ru/~ratmir14/p183636250.html
2.Александр Обухов / Журнал «Чудеса и приключения» (№9, 2013) //