Внеклассное мероприятие "В мире искусства" 6-7 класс

МБОУ «Кваркенская средняя общеобразовательная школа»
Внеклассное мероприятие по музыке
для учащихся 6-7 классов.
Подготовила:
учитель музыки
I категории Киселева Т. Ю.
с. Кваркено 2012г.
«Вдоль по Питерской»
Тема: В мире искусства.
Цель: Приобщение детей к искусству.
Задачи:
- Познакомить с творчеством великого певца Ф.И. Шаляпина и художником Б.
Кустодиева.
- Воспитывать чувство патриотизма у подрастающего поколения.
- Развивать любовь и уважение к классической музыке и живописи.
Форма проведения: Внеклассное мероприятие.
В программе: песня в исполнении Ф. Шаляпина, аудиозаписи, портреты Б. Кустодиева,
автопортрет Б. Кустодиева, сценка-миниатюра.
Ход мероприятия:
1. Вступительное слово.
2. Выступление ведущих.
3. Слово чтецов.
4. Сценка-миниатюра.
5. Слово биографов.
6. Заключительное слово.
Звучит песня «Вдоль по Питерской» в исполнении Ф. Шаляпина
Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Сейчас прозвучала песня в исполнении Ф. И.
Шаляпина- гениального певца. К сожалению, мы не сможем уже никогда побывать на его
настоящих концертах. И всё же сила воображения, а также возможности современной
техники позволит вам соприкоснуться с творчеством Ф. Шаляпина.
Звучит аудиозапись любой песни в исполнении Ф. Шаляпина, музыка постепенно
стихает на её фоне учитель продолжает говорить.
Учитель: В 1873 году в семье крестьянина Вятской губернии села Логуновское И.
Шаляпина родился сын Федор, в будущем - великий русский певец.
В то время Шаляпины поселились в шести верстах от Казани в деревне Ометово, потом
переехали в город Казань. Быт вокруг был тяжелый, во всей слободе одни и те же сцены:
пьянство, побои, бедность, грызня. Жизнь складывалась не просто, мальчика Федора
отдали в ученики к сапожнику Тонкову, а потом к плотнику. Федя с детских лет
наблюдал, как труженики находили утешение в песне, рассказывая в ней о своем горе.
Женщины под жужжание веретен пели о белых пушистых снегах, девичьей тоске и о
лучинушке.
Так в Федоре Шаляпине родилась любовь к песне. Учение у плотника кончилось, и
Федя поступил на работу к переписчику.
Ученик: Но где же он учился пению?
Ведущий 1: Хороший вопрос, и вы будете удивлены. Народные песни и были первой
школой пения Шаляпина. Народ пел о своей горькой судьбе, и, естественно, пел и
подросток Шаляпин. Ему хотелось петь так, что бы хватало за душу.
В 1893 году в Тифлисе он нашел себе учителя пения- оперного артиста Усатого, это
был его первый и единственный учитель.
Усатов обращал особое внимание на выразительность пения, учил его понимать смыл
произносимых слов и чувств. О своём учителе Шаляпин сохранил добрую память.
Благодаря своему уникальному таланту Шаляпин стал тем, кем и должен был стать-
всемирно известным певцом на оперной сцене.
Звучит любая песня в исполнении Шаляпина.
Ведущий 2: Ф. И. Шаляпин был проникновенным исполнителем русской народной
песни, которую передавал с неподражаемой тонкостью и понимание духа русской
песенности. Выступал он и в качестве оперного режиссера и даже киноактера.
Многогранное художественная одаренность Шаляпина влекла его к живописи и
скульптуре. Талантливый рисовальщик, он сам создавал гримы для своих ролей.
Увлечение живописью способствовало знакомству с творчеством современника
Шаляпина Б. Кустодиева.
Учитель рисования: Творческий диапазон Кустодиева удивительно широк. Блестящий
живописец известен как мастер портрета, жанровые картины и пейзажа, почти всегда
обогащенного присутствием человека. Его многочисленные иллюстрации, работы в
области графики имеют большую художественную и познавательную ценность.
«Автопортрет Кустодиева» 1912г.
«Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда либо
видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве, - писал Шаляпин, -
Все культурные русские люди знают, какой это был замечательный художник. Все его
типические русские фигуры, созданные им по воспоминаниям детства, сообщают зрителю
необыкновенное чувство радости. Только неимоверная любовь к России могла одарить
художника такой веселой меткостью рисунка и такой аппетитной сочностью краски в
неутомимом его изображении русских людей!...»
Но многие ли знали, что сам этот веселый радующий Кустодиев был физически
беспомощный мученик - инвалид. Нельзя без волнения думать о величии нравственной
силы, которая жила в этом человеке которую иначе нельзя назвать, как героической,
доблестной.
В 1915-1916гг. им были созданы такие выдающиеся произведения как «Девушка на
Волге», «Красавица», «Купчиха», «Московский трактир», наполненные любовью к
родине, оптимизмом и радостью бытия. С чарующей живописной силой раскрыл в них
художник черты русского характера- величавое достоинство, цельность и широту натуры,
душевную чистоту. Эти картины характеризуют расцвет неповторимого, глубоко
национального его творчества, впитавшего задушевную красоту родной природы.
« Московский трактир» 1916г
Одним из лучших портретов является замечательный портрет Ф. И. Шаляпина. Он
явился как бы синтезом достижением Кустодиева- портретиста и мастера жанровой
картины. Монументальная фигура прославленного артиста дана на фоне яркого
масленичного гуляния- этим художник подчеркивает народные истоки могучего таланта
певца.
Ведущий 1: А теперь наши актеры покажут вам миниатюру-сценку «Встреча Шаляпина с
Кустодиевым»
В кресле сидит Кустодиев, его ноги укутаны пледом. Выходит чтец.
Чтец: Стояла долгая военная зима 1920 года. Мариинский театр топить было
нечем…/пауза/ но публика требовала зрелищ, и каждый вечер театра наполнялся
звуками./звучит аудиозапись песни/ Решили поставить оперу «Вражеская сила».
Шаляпин был режиссером спектакля и исполнителем. Он предложил оформление к
спектаклю заказать Кустодиеву. Кому же еще?! Он, можно сказать «Островский в
живописи», мастер русского пейзажа. Шаляпин приехал к Кустодиеву с директором
театра, и вместе они обсуждали характер декораций./пауза/ Через неделю Борис
Михайлович уже сделал черновые эскизы. /В комнату заходит Юлия она подходит к
мужу, поправляет ему одеяло/
Кустодиев: Юля, прошу тебя, пойдешь - будь осторожна. Кажется, подморозило,
скользко, Юленька….А мне хорошо бы еще один плед.
Юля: Я сейчас принесу /уходит, приносит плед./ Боря, там у нас висит ружьё охотничье.
Вдруг к нам придут с обыском?
Кустодиев: Ну, что, ты Юлик, иди пожалуйста и будь спокойна. Какое это ружьё? Старое,
охотничье, да и Федора Ивановича я жду, он должен прийти посмотреть эскизы к
спектаклю./ Юлия уходит/.
Чтец: Шаляпин шёл на Введенскую, снег летел ошалело, слепил глаза. Извозчика не
было, и Шаляпин чертыхался. Фёдор Иванович вошёл к Кустодиеву прямо в шубе,
шумно вздохнул и - белый пар остановился в холодном воздухе.
/ При последних словах Шаляпин заходит в комнату /
Шаляпин: Не жарко у вас, Борис Михайлович. Не жарко. Я бы на вашем месте
потребовал у местных властей побольше дров. Да, да. Побольше и посуше. Небось,
пальцы мёрзнут… в работе? А?
Кустодиев: Просил уже, Фёдор Иванович. Нет, говорят, больше дров. Какая на Вас
шуба! Фёдор Иванович, попозировали бы мне в этой шубе.
Шаляпин: Ловко ли, Борис Михайлович? Шуба хорошая, да, возможно, краденая она!
Кустодиев: Шутите, Фёдор Иванович?
Шаляпин: Да нет. Неделю назад получил я её за концерт от какого-то учреждения.
Денег или муки у них не было заплатить. Вот и предложили шубу.
Кустодиев: Ну а мы её закрепим на полотне. Закрепим.… Уж больно она гладкая да
шелковистая. Фёдор Иванович, сядьте, пожалуйста, посмотрите пока эскизы к спектаклю.
«Девушка на Волге» 1916 г.
/ Шаляпин садится, Кустодиев берёт карандаш, бумагу и делает наброски /
Повернитесь немножко, Фёдор Иванович. Чем-то Вы как будто расстроены?
Шаляпин: Да на днях было собрание работников театра, кто-то выступил за то, чтобы
актёры помогали рабочим в расстановке декораций: дескать, у нас равенство. Ну, я решил
их проучить. Вечером, когда собралась публика, и мне надо было петь Демона, я сказал: у
нас равенство, сегодня будет петь плотник Трофимов, а я декорациями займусь, так что
петь не могу. Конечно, проучил я их хорошо, а вот осадок на душе остался.
Кустодиев: Полно, Фёдор Иванович, Вам ли расстраиваться!
Чтец: Шаляпину хотелось ещё сказать, что он возмущён тем, что в театр набрали новых
хористов, которые не знают музыкальной грамоты, что в театре масса беспорядков.
Сказать всё это Кустодиеву?.. Жаловаться на тяготы жизни художнику, который работает
в нетопленой мастерской…человеку, прикованному к креслу?../ Пауза /. Шаляпин
прокашлялся и сказал…
Шаляпин: А хотите, Борис Михайлович, я вам спою? /Звучит аудиозапись песни в
исполнении Ф. Шаляпина/
Чтец: Когда затих голос и последний звук ушёл куда-то, стало тихо, как после грозы.
Карандаш застыл в руке художника. Кустодиев боялся пошевелиться. Он прижмурил
свои зоркие глаза. Голос Шаляпина нарисовал целую картину русской жизни на Масленой
неделе, блины, самовар на столе и гармошка. И всё это делал один только голос
Шаляпина.../ После небольшой паузы исполнители ролей уходят /.
Ведущий 1: А теперь я предоставляю слово нашим молодым биографам, которые
расскажут вам ещё немало интересного об этом незаурядном человеке.
/ На сцену выходят Биографы1-3/
Биограф 1: «Онегин, я клянусь на шпаге,
Безумно я люблю Торнаги»…
Так со сцены Шаляпин объяснялся в любви к итальянской балерине Иоле Торнаги. Она
стала его женой Иолой Игнатьевной Шаляпиной. У них были дети - сыновья Борис и
Фёдор, дочери Марина, Ирина и Арина .
Биограф 2: Всем курортам мира Шаляпин предпочитал село Ратухино на берегу реки
Нерпы. « Это рай, » - вспоминал он годы спустя.
Биограф 3: Шаляпин не только пел, он ещё был гениальным артистом. Также он был
неразделимо связан с живописью, скульптурой, графикой. Не обделила природа
Шаляпина и литературными способностями. А играл он на рояле, скрипке и виолончели.
Биограф 1: Сам Шаляпин был такой огромный, что художнику трудно было охватить его
фигуру целиком. Нужно было отойти от натуры по крайней мере раза в два дальше
обычного. Так рассказывал биограф Б. Кустодиева В. В Войков.
Биограф 2: Савва Иванович Мамонтов был крупным промышленником, председателем
правления Московско – Ярославско - Архангельской железной дороги.
Он страстно любил искусство, был другом художников и многим помогал. В 1885г. Он
создал частную оперу. Она была гордостью Мамонтова.
Вот как говорил Савва Иванович Мамонтов о Шаляпине: «Великий артист. Лучшего
Ивана Грозного я не видел. Он любимец публики».
Октябрьскую революцию Шаляпин вначале искренне приветствовал, в 1918г. ему
первому присвоили звание народного артиста Республики. Однако со временем он увидел,
что вокруг творятся произвол, беззаконие, и решил навсегда покинуть Родину. Несмотря
на успешную карьеру за границей, до самой смерти тосковал Шаляпин по Родине. В
1984г. была наконец исполнена последняя воля великого артиста. Прах его был перевезён
из Франции в Россию и покоится теперь на Новодевичьем кладбище.
Кроме прочего, Ф.И. Шаляпин писал стихи. Вот одно из них:
Биограф 1:
Пожар, пожар! Горит восток!
На небе солнце кровью блещет.
У ног моих пучина плещет.
И сердце бьётся и трепещет,
И жизнь меня зовёт вперёд.
В лицо мне ветер свежий бьёт,
И тьмы уж нет, и утра луч,
Разрезал глыбы тёмных туч!
Биограф 3: Максим Горький сказал:
«Фёдор Иванович Шаляпин всегда будет тем, что он есть: ослепительно ярким и
радостным криком на весь мир:
Вот она – Русь, вот каков её народ – дорогу ему, свободу ему!»
Список использованных Интернет-ресурсов
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0
%BD%D1%8B%20%D0%9A%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0
%B5%D0%B2%D0%B0&rpt=simage&img_url=img1.liveinternet.ru%2Fimages%2Fattach%2F
c%2F2%2F71%2F661%2F71661559_kust.jpg&noreask=1&lr=11091&p=10- автопортрет
Бориса Кустодиева