Конспект урока "У войны - не женское лицо" 8 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №32
Урок внеклассного чтения в 8 классе
«У войны - не женское лицо» (анализ
стихотворения Юлии Друниной «Зинка» в
группах).
Автор: Туголукова Елена Николаевна,
учитель русского языка и литературы.
г. Братск
2015г.
Цель: 1. обучающая: продемонстрировать женское восприятие войны на
примере стихотворения Ю.Друниной «Зинка»; показать, как все уровни
текста помогают выразить чувства и переживания женщины на войне
(композиция, подбор лексики, выбор средств художественной
выразительности и т.д.)
2. развивающая: способствовать развитию мыслительных процессов
учащихся;
3. воспитательная: способствовать воспитанию патриотических,
гражданских чувств; воспитывать внимательное отношение к слову.
Оборудование: женские портреты разных художников разных эпох, портрет
Ю.Друниной (желательно, в военной форме).
Ход урока.
1. Интрига.
1)Эвристическая беседа.
• На доске подобраны иллюстрации к сегодняшнему уроку. Как думаете,
о чём будем говорить сегодня?
• В чём основное предназначение женщины, с вашей точки зрения?
• Почему невозможно совместить понятия «женщина» и «война»?
Следовательно, тема урока «У войны – не женское лицо».
2)Слово учителя.
Женщина… Сколько о ней сказано и написано. Во все века ей поклонялись
художники и поэты, музыканты и композиторы. Она была мечтой, улыбкой и
грустью, вселенской радостью и безграничной печалью. Её звали Лаура,
Беатриче, Елена, Мария… Многие из этих имён стали символами:
преданности и верности – Пенелопа,
красоты и женственности – Елена,
вдохновения и почитания – Лаура и Беатриче,
всепочитающей, заступнической любви к людям – Мария.
Женщина, призванная давать жизнь…Женщина – величайшее из творений.
Война… Она тоже женского рода, война, отнимающая жизнь, дарованную
женщиной. Война – величайшее из проклятий.
Женщина и война… Женщина на войне. Женщина и на войне остаётся
женщиной, хранительницей Любви, Добра и Сострадания.
Даже война не вытравила из души Юлии Друниной ни чистоты, ни любви к
людям, к родной земле, к жизни. В хватившей «окопного лиха» девочке,
перетаскавшей под огнём несчитанное число раненых и столько раз
видевшей, как на морозе у бойца «исчезает облачко у рта», жило сострадание
к замученным бедами, хворями «солдатикам», её ровесникам, вроде той
Зинки – Героя Советского Союза Зинаиды Самсоновой, её однополчанки.
2. Первичное восприятие текста.
1)Чтение наизусть сихотворения учителем (текст прилагается).
2)Рефлексия.
• Какие чувства вызывает стихотворение? (Буря чувств: и сострадание, и
сожаление, и негодование. Описать их достаточно сложно).
3. Анализ текста.
1)Слово учителя.
Для Юлии Друниной война – это проклятие, отнимающее самое дорогое,
самое ценное: дом, родных, друзей и любимых… Это хорошо
прослеживается на всех уровнях текста. Стихотворение одновременно
лирическое, доброе и жёсткое, в нём звучит то песня-тоска по родному дому,
то жёсткий военный марш.
Поэтессой стихотворение поделено на три части, которые отличаются друг
от друга и содержанием, и эмоциональной окраской.
2) Работа в группах.
1 группа.
• Какими автор показывает бойцов в минуты затишья? ( Девчонки-
подружки, которым интересно поболтать обо всём на свете. Это вовсе
не герои, а обыкновенные люди, вчерашние школьницы. Автор не
случайно выбирает совершенно не характерную для стихотворения
форму – диалог, во время которого девчонки изливают друг другу
душу, говорят о самом сокровенном. Наверное, можно даже сказать,
что присутствует некий исповедальный мотив ).
• О чём говорят девчонки? Из каких деталей складывается образ малой
родины? Как думаете, с какими чувствами героиня говорит о доме?
(Малая родина живёт в душе каждого солдата:
близкие люди: мама, мамка, любимый;
родные просторы: яблочное захолустье, весна за порогом, дом, кус-
тики;
запахи дома, тепла и уюта: квашня, т.е. свежеиспечённого хлеба,
дым, т.е. русская печь.
Ощущение чего-то близкого, бесконечно родного, с одной стороны; а
с другой - грусть, тоска по родному дому).
• Первую часть стихотворения можно дополнительно разделить. Как?
(Затишье – разговор подруг – военные будни. На протяжении 1 части
даже ритм меняется несколько раз: от напевного до чеканного).
• От чего, с вашей точки зрения, зависит подбор эпитетов в первой
части? ( От ритма, заданного автором:
затишье – разбитая ель, гнилая, продрогшая земля;
разговор подруг – яблочное захолустье, беспокойная дочка;
военные будни – сырая шинель, светлокосый солдат – какое страш-
ное сочетание!)
Последняя строфа является связующей между 1 и 2 частями.
2 группа.
• Какие события нашли отражение во второй части? Какие чувства они
вызывают? Подтвердите свои мысли словами-опорами. (Окружение –
атака – бой – гибель Зинки. Окружение: «с каждым днём становилось
горше» – ощущение близости смерти, чего-то неотвратимого, страшного;
«потрёпанный батальон» - чувство безысходности; «шли без митингов и
знамён» - без энтузиазма, с поникшей головой; атака: «мы хотели со
славой жить» - стремление выжить; гибель Зинки: «кровавые бинты», «её
тело», «укрывала, зубы сжав» - боль от потери близкого человека. Война
всегда трагедия).
• Какие эпитеты помогают осознать горечь происходящего?
(Потрёпанный батальон, чёрная рожь, смертные рубежи, кровавые бинты,
посмертная слава. Какие страшные слова!)
• Какими красками окрашена война в памяти автора? (Кровавые бинты,
чёрная рожь). Почему?
• Найдите во второй части наиболее часто повторяющийся звук. Что даёт
этот приём? Как называется этот приём? (Звук р - имитация грохота боя,
ужас происходящего).
• Почему «яблочное захолустье» меняется на «рязанские глухие сады» ?
(Переход к третьей части. Словно даже природа тоскует о смерти
молодой, красивой, талантливой девушки).
3 группа.
• Как, с вашей точки зрения, меняется настроение по сравнению с первой
частью, хотя слова употребляются практически одни и те же? (Если в
первой части даже грусть светла, то в третьей она сродни безысходной
тоске. Возникает ощущение коварства и трагичности жизни в военное
время. Меняется и форма по сравнению с первой частью – монолог,
обращённый к погибшей подруге и самой себе).
• Каким предстаёт перед читателем образ матери? ( Типичный образ
матери, молящейся о своём ребёнке, просящей заступничества высших
сил. Возможно, образ родины, ведущей к победе. Символично
упоминание зажжённой свечи – огонёк надежды).
• Докажите текстом, что война отнимает у людей самое дорогое.
(Душевная боль героини подчёркивается недосказанностью,
употреблением многоточий, восклицательных и вопросительных
предложений. Страшно, когда родителям приходится хоронить детей!)
4. Подведение итогов.
В жизни каждого человека есть близкие женщины: мамы, бабушки, сёстры,
жёны, матери… Любите своих близких! Берегите их!
5. Творческая работа.
1) Если бы у вас была возможность задать автору вопросы, о чём бы вы
спросили?
2) Как могли бы сложиться судьбы подруг, если бы не было войны?
Выберете один из вопросов и ответьте на него письменно.
6. Д/З: читать повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие…»
Литература - еще материалы к урокам:
- Конспект урока "В.А. Сухомлинский «Почему плачет синичка?»" 2 класс
- Интегрированный урок "По книге Р. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»" 5 класс
- Презентация "Михаил Юрьевич Лермонтов. Адресаты любовной лирики поэта"
- Презентация "Жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой" 9 класс
- Презентация "Вводный урок. Русская литература ХIХ века в контексте мировой культуры" 10 класс
- Конспект урока "Тема любви в английской литературе 19 века" 10 класс