Внекласное мероприятие "Смешное рядом..." 6 класс

«Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 г. Иркутска»
Внеклассное мероприятие по литературе для
учащихся 6 классов
«Смешное рядом...»
(по рассказу Н. Тэффи «Шляпка»).
Подготовила учитель
русского языка и литературы
Федус Ольга Вячеславовна
Иркутск, 2018
Учащиеся пытаются сформулировать цель урока, опираясь на тему.
Цели урока:
1. познакомить с биографией и творчеством Тэффи;
2. формировать у учащихся умение анализировать художественное
произведение, внимание к тексту, к его деталям;
3. найти смешные моменты в рассказе Тэффи;
4. развить умение работать в группах;
5. развивать литературный кругозор читателей и умение
сопоставлять прочитанное с жизненными ситуациями;
Оборудование урока: портреты Тэффи, выставка книг Тэффи,
обложки книг Тэффи, иллюстрации, презентация, текст рассказа Тэффи
«Шляпка».
Структура урока.
I. Организационный этап.
Приветствие. Деление класса на 6 групп.
Сегодня мы с вами познакомимся с биографией и творчеством
замечательной писательницы 20 века Тэффи.
Два заранее подготовленных ученика одновременно рассказывают
о биографии Тэффи.
1 ученик. Надежда Александровна Лохвицкая (псевдоним Тэффи)
русская писательница, автор юмористических рассказов, стихов, фельетонов,
сотрудник знаменитого юмористического журнала «Сатирикон» (1908-1913)
и «Новый Сатирикон» (1913-1918) белоэмигрантка, мемуаристка.
Точная дата рождения Н.А. Тэффи неизвестна. До сих пор одни
биографы склонны считать днём её рождения 9 (21) мая, другие 24 апреля (6
мая) 1872 года. Первоначально на надгробном камне у могилы писательницы
(Париж, кладбище Сент-Женевьев де Буа) значилось, что она родилась в мае
1875 года. Сама же Надежда Александровна, как и многие женщины, при
жизни была склонна намеренно искажать свой возраст, поэтому в некоторых
официальных документах эмигрантского периода, заполненных её рукой,
значатся и 1880, и 1885 годы рождения. С местом рождения Н.А. Тэффи-
Лохвицкой тоже не всё ясно. По одним сведениям, она родилась в Санкт-
Петербурге, по другим в Волынской губернии, где находилось имение её
родителей.
2 ученик. Отец, Александр Владимирович Лохвицкий, был известным
юристом, профессором, автором многих научных трудов по криминалистике
и юриспруденции, издателем журнала «Судебный вестник». О матери,
Варваре Александровне Гойер, известно лишь то, что она была обрусевшей
француженкой, из семьи «старых» эмигрантов, любила поэзию и
великолепно знала русскую и европейскую литературу.
1 ученик. О детстве Надежды Лохвицкой не сохранилось никаких
документальных источников. Мы можем судить о нём лишь по множеству
весёлых и грустных, но удивительно светлых литературных рассказов о
детях, которые наполняют творчество Тэффи.
2 ученик. Трудно себе представить, но «жемчужина русского юмора»,
искромётная, ни на кого непохожая Тэффи скромно дебютировала как
поэтесса в журнале «Север». 2 сентября 1901 года на страницах журнала
появилось её стихотворение «Мне снился сон, безумный и прекрасный…»,
подписанное девичьей фамилией – Лохвицкая.
В 1910 году, уже после смерти своей знаменитой сестры, Надежда
Александровна под именем Тэффи выпустила стихотворный сборник «Семь
огней», о котором обычно упоминают лишь как о факте в биографии
писательницы или как о её творческой неудаче.
1 ученик. Из автобиографии. «Прятаться за мужской псевдоним не
хотелось. Малодушно и трусливо. Лучше выбрать что-нибудь непонятное, -
ни то ни се. Нужно такое имя, которое принесло бы счастье. Лучше всего имя
какого-нибудь дурака дураки всегда счастливые. И тут вспомнился мне
один дурак, звали его Степан, а домашние называли его Стеффи. Отбросив из
деликатности первую букву, я решила подписать пьеску свою Тэффи и, будь
что будет.
2 ученик. Настоящая слава пришла к ней после выхода первой книги
«Юмористических рассказов», которые имели ошеломляющий успех. Второй
сборник поднял имя Тэффи на новую высоту и сделал её одним из самых
читаемых писателей России. Вплоть до 1917 года регулярно выходили новые
сборники рассказов («И стало так…», «Дым без огня», «Ничего подобного»,
«Неживой зверь»), неоднократно переиздавались уже изданные книги.
Обобщение по материалам, подготовленным учениками.
С самого рождения и до смерти, забравшей ее в Париже в 80 лет, у
легендарной Тэффи было два качества, на первый взгляд
взаимоисключающих. Она писала так просто и ясно, что была понятна и
высшему обществу, и приказчикам, и швеям, и адвокатам. Но при этом в ней
самой простоты не было и на грош.
Впрочем, иначе имя великой Тэффи, не было бы вписано в историю
литературы XX века золотыми буквами. А она вошла в нее, оставила
колоссальное литературное наследие, ввела моду на «женский юмор» и ушла,
так и оставшись загадкой даже для ее биографов.
II. Фронтальный опрос.
Что вы узнали о Тэффи?
Что вам показалось интересным и увлекательным в ее биографии?
III. Изучение нового материала.
После знакомства с биографией и творчеством писательницы следует
прокомментировать учащимся, что сегодня на уроке они будут работать,
используя прием «Шесть шляп мышления».
Каждая группа выберет себе одну шляпу (по жеребьевке). В
зависимости от цвета вы получите задание по тексту рассказа Тэффи
«Шляпка». Кроме задания учащимся будет предложен текст рассказа Тэффи
«Шляпка».
Для того, чтобы выполнить полученные задания, учащиеся в течение
десяти минут внимательно читают текст рассказа и делают в нем
необходимые пометы.
Работа по тексту.
Желтая шляпа.
Найдите в тексте все положительные (позитивные) моменты.
Цитаты из текста:
- «проснулась веселая»;
- «новая шляпка – настоящая синяя птица счастья»;
- «поэт Синеус Труворов обещал повезти ее сегодня кататься»;
- «поэт был очень интересен»;
- «может быть лукавой и задорной, мечтательной»;
- «поэт улыбался и восторженно смотрел на нее»;
- «глаза не могу оторвать от вас»;
- «улыбнулась в ответ»;
- «на улице было так хорошо»;
- «цвела весна»;
- «солнце было настоящее»;
- «облачка веселые, весенние, барашковые»;
- «Варенька почувствовала себя богатой и важной»;
- «она сомтрела ему вслед влюбленно и ясно, торжетсвующе»;
- «напевая, она вошла в комнату».
? О чем говорят все радостные моменты, произошедшие с Варенькой в
этот день?
Вывод. Ситуация, произошедшая в рассказе, позитивная. Несмотря на
то, что утром Варенька не выспалась, она находилась в хорошем
расположении духа. У нее была новая шляпка, которую она наденет для
прогулки с интересным поэтом. По мнению девушки, именно эта шляпка
настоящая синяя птица счастья, поможет ей привлечь внимание псевдопоэта.
Кроме этого, новая шляпка обязательно даст ей право почувствовать себя
богатой и важной. Как это не удивительно, даже природа подыгрывала
обладательнице уникальной шляпки: помогала ей обливать прохожих грязью.
Значит, шляпка – залог богатства и власти.
Черная шляпа.
Найдите в тексте все отрицательные (негативные) моменты.
Цитаты из текста:
- «не выспалась»;
- «пока что стихов не сочинил»;
- «была надменной»;
- «старый отслуживший черный колпак»;
- «насильно надел пальто и потащил к выходу»;
- «весна, пахнущая плесенью»;
- «мальчишка вопил истошным голосом»;
- «жидкая грязь»;
- «как мужчины плохо разбираются в цветах»;
- «покачнулась, рухнула и нечем было заткнутьоставленное ею пустое
место».
? О чем говорят все негативные моменты, произошедшие с Варенькой в
этот день?
Вывод. Из-за невнимательности Вареньки, ее поспешности,
безрассудства, безалаберности встреча с поэтом, по мнению девушки, была
омрачена старым черным колпаком. Несомненно, природа и здесь
подсказывала ей, что она заблуждается в своей надменности. Старый
отслуживший черный колпак опровергает философскую теорию о счастьи
людей, богатых шляпами.
Красная шляпа.
Оцените ситуацию, которая произошла с Варенькой.
Какие впечатления произвел на меня рассказ?
С одной стороны, ситуация, в которую попала Варенька Звездочетова,
будничная, обыденная. Она может произойти с каждым человеком. С другой
стороны, ситуация абсурдна из-за неоправданной гордости, высокомерия
девушки. Она с помощью нового атрибута своей одежды пытается завоевать
расположение поэта, считая, что он влюбится в нее из-за шляпки. Кроме
этого, она думает, что головной убор придает ей статусность, показывает, что
она богата и важна. Однако, вся ее теория рушится, когда она понимает, что
дело совсем не в шляпе.
? Происходила ли с вами подобная ситуация? Расскажите о ней.
Зеленая шляпа.
Предложите свой вариант развития событий с синей шляпкой
счастья.
В данном виде работы следует опираться на творческий потенциал
учащихся.
Белая шляпа.
Какой информацией мы обладаем? Какая информация нам
необходима?
В этом рассказе два главных героя: Варенька Звездочетова, хористка
частной оперы, и поэт Синеус Труворов.
Варенька примеряла всю ночь шляпки: новую синюю и старый черный
колпак.
Варенька и Синеус собирались кататься по городу.
Варенька чувствовала себя в новой шляпке богатой и важной.
Поэт осыпал комплиментами Вареньку.
Она, действительно, была в этот день необычайна.
Варенька понимает, что перепутала шляпки: вместо новой синей
шляпки она надела черный старый колпак.
Блестящая философская теория о счастьи людей, богатых шляпами,
рухнула.
Данная информация необходима нам для того, чтобы увидеть, как
реализуется юмор в рассказе «Шляпка».
Синяя шляпа.
Подведение итогов. Обобщите высказывания своих товарищей
и сделайте выводы.
Несомненно, каждый человек, приобретая новый предмет гардероба,
желает показать его окружающим и ждет оценки. Так и Варенька, хотела
похвастаться своей шляпкой перед молодым поэтом и ожидала комлимента,
но он, к сожалению, не обратил на нее никакого внимания. Скорее всего,
молодому человеку на самом деле нравится Варенька, но не из-за внешности,
а из-за других душевных качеств. Неслучайно она задается вопросом, ответ
на который ей еще предстоит найти в будущем. Этот рассказ несет в себе
поучительный смысл: не пытайся быть тем, кем ты не являешься на самом
деле.
Вопросы для индивидуальной работы.
? Вопрос из текста. Как бы вы ответили на этот вопрос.
«Но почему же я была так хороша сегодня
? Что, на ваш взгляд, было смешного в рассказе?
1. Синеус Труворов поэт без стихов. Он считает себя поэтом,
придумал себе псевдоним, но не написал ни одного стихотворения.
2. Поведение Вареньки во время катания с поэтом (ведет себя
надменно, богато и важно в старом черном колпаке).
3. Подмена шляпок.
4. Философская теория о счастье людей, богатых шляпами.
IV. Выводы.
Рассказы Тэффи насквозь пронизаны светлым юмором. Из обычной
повседневной ситуации получается не только смешная, но и поучительная
история.
V. Рефлексия.
Учащимся предлагается нарисовать синюю шляпку счастья из рассказа
Тэффи.
VI. Подведение итогов.
Выставление оценок за работу на уроке.
VII. Домашнее задание.
Напишите мини-сочинение на тему «В чем заключается счастье
людей?»
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%8D%D1%84%D1
%84%D0%B8
2. http://ptiburdukov.ru/%D0%A1%D0%BF%D1%80%D0%B0%
D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA/%D0%91%D0
%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B8/
%D0%A2%D1%8D%D1%84%D1%84%D0%B8
3. https://www.livelib.ru/author/30138-teffi
4. https://liternet.bg/publish24/nadezhda-
tefi/nashe_zhitie/shliapka.htm
Приложение
ШЛЯПКА
Варенька Звездочетова, хористка частной оперы, проснулась невыспавшаяся, но
веселая.
Не выспалась она оттого, что полночи примеряла новую шляпку - синюю, с синим
бантом и синей птицей - настоящей синей птицей счастья.
А веселая она была оттого, что поэт Синеус Труворов обещал повезти ее сегодня
кататься.
Поэт очень был интересен.
Он пока что стихов не сочинил, а придумал только псевдоним, но это не мешало
ему быть очень поэтическим и загадочным, может быть, даже в большей степени, чем
иному настоящему поэту с настоящими готовыми стихами.
Варенька быстро оделась, схватила новую шляпу и принялась снова примерять.
- Поразительно!.. Особенно так, в профиль!
О! Женщина в такой шляпе может себе позволит много такого, о чем в простом
колпаке и подумать не посмеешь!
Она может быть лукавой, и задорной, и мечтательной, и надменной. Она все может,
и все выйдет у нее хорошо.
Для контраста Варенька достала старый отслуживший черный колпак и надевала
по очереди то его, то синюю мечту. Прикалывала, завязывала вуаль и повторяла
одинаковые гримаски. Как пошло и жалко выглядели они под черным колпачком, и как
неотразимо - под крыльями синей птицы счастья.
Звонок, и знакомый голос заставил ее опрометью кинуться в переднюю.
Поэт без стихов стоял уже там, улыбался и восторженно смотрел на нее.
- Едемте, скорее, извозчик ждет...
Она хотела забежать к себе в комнату и еще раз взглянуть на себя в зеркало, но он
не пустил. Он насильно надел на нее пальто и потащил к выходу.
- Вы сегодня какая-то особенная! - шептал он, прижимая к себе ее локоть. Я не
понимаю в чем дело, но глаза не могу оторвать от вас.
- Я-то знаю в чем дело, - думала Варенька. - Дело в том, что на мне новая шляпка.
Но поэту она этого не сказала. Пусть думает, что она сама по себе так хороша.
Очень нужно признаваться, раз это невыгодно.
Она только улыбнулась в ответ, только чуть лукаво скосила глаза, и он прижал ее к
себе еще крепче.
На улице было так хорошо! Цвела городская весна, пахнущая плесенью и
каштанами. Но солнце было настоящее, то самое, которое светит в полях и лугах всего
мира, всей глупой, круглой земле, и облачка около него крутятся веселые, весенние,
барашковые.
На мосту мальчишка продавал ландыши, бежал за экипажами и вопил истошным
голосом, что торгует себе в убыток.
Извозчик дернул вожжами, и мальчишка отошел. Из-под колес брызнула жидкая
грязь, весенняя, веселая, брызнула на мальчишку и проходившую мимо даму, и Варенька
почувствовала себя богатой и важной и скромно поджала губы, чтоб не слишком
завидовали ей прохожие, которых она обливала грязью.
- Какая вы сегодня хорошенькая! - радовался поэт. - Вы совсем, совсем
необычайная...
Она, действительно, была в этот день необычайна. Сознание своей элегантности
придало ей смелости и веселья.
- Ах, если бы быть богатой и каждый день, каждый день надевать все новые
шляпки и быть каждый день по-новому красивой!..
- Вам нравится моя шляпка? - не выдержала она.
Он посмотрел рассеянно:
- Очень.
- Вы любите этот синий цвет?
- Синий? Да... Но она очень темная, почти черная.
Варенька усмехнулась. Как мужчины плохо разбираются в цветах. Даже поэты. Ах,
да! Даже поэты!..
На лестнице они попрощались. Он спешил куда-то, но, спустившись на несколько
ступенек, он вдруг снова взбежал наверх и поцеловал Вареньку прямо в губы.
А потом она, свесившись через перила, смотрела ему вслед влюбленно и ясно, и
торжествующе, как можно смотреть только в синей шляпке с синей птицей счастья на
полях.
Напевая, она вошла к себе в комнату.
- Ах, если бы быть богатой и каждый день надевать нов...
Она остановилась, приоткрыв рот, удивленная, почти испуганная: на столе рядом с
картонкой лежала ее синяя шляпа, новая синяя шляпа, с синим бантом и синею птицей.
- Господи! Что же это такое?
Подбежала к зеркалу.
Да на ней был старый черный колпак!
Это тогда, сравнивая и примеряя шляпы, она надела эту старую, а, когда вошел
поэт, растерялась и забыла, что на ней надето...
- Значите му понравилась я сама, а не шляпа. Как странно! Но почему же я была
так хороша сегодня?
Она села на кровать и задумалась.
Блестящая философская теория о счастьи людей, богатых шляпами, покачнулась,
рухнула и нечем было заткнуть оставленное ею пустое место.
Варенька вздохнула, села к зеркалу и стала по очереди примерять шляпы...