Методическая разработка урока "Острова любви Марины Цветаевой" 11 класс

Методическая разработка урока
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ЛИТЕРАТУРА»
Автор-разработчик: преподаватель
высшей квалификационной категории
ГБПОУ РО «НАТТ»
Великанова С.Н.
2017
Цели урока:
образовательные познакомить с основными вехами жизни, заочно посетить «острова любви» М.И. Цветаевой, определить черты
личности поэта.
развивающие развивать чувство прекрасного, умение читать стихи и эмоционально на них откликаться,
воспитательные пробудить интерес к поэту, воспитывать уважение к чувствам другого человека, способность сопереживать.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок изучения теории с практической направленностью
Методы обучения: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности обучающихся (словесные - беседа;
наглядные демонстрация, наблюдение); проблемно-поисковые (исследование, сопоставление), методы стимулирования учебной
деятельности (мотивация, кроссворд); методы контроля и коррекции (тест, работа с текстом регионального содержания)
Приемы обучения: демонстрация, классификация, заполнение кластера, выписывание изучаемых единиц из текста, элементы анализа
поэтического текста
Средства обучения тексты стихов Марины Цветаевой, опорные конспекты, компьютер
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал
Место проведения: учебная аудитория
Время проведения: 45 минут
Планируемые результаты:
Формирование УУД:
Метапредметные.
Познавательные:
-извлекать информацию и структурировать её;
-сравнивать и оценивать информацию.
Регулятивные:
-осуществлять контроль по результату;
-выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;
-адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению ошибок.
Коммуникативные:
-предлагать помощь и сотрудничество;
-строить монологическое высказывание;
-вести диалог, слушать собеседника;
-осуществлять взаимный контроль.
Планируемые личностные результаты:
-готовность и способность к саморазвитию;
-самооценка на основе критериев,
- навыки сотрудничества, умение не создавать конфликты.
Предметные.
Расширить и систематизировать свои знания о жизни Марины Цветаевой, познакомиться с некоторыми ее произведениями.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
1.Организационный
момент
Приветствие, проверка отсутствующих
Приветствие, рапорт старосты
2.Мотивация.
Постановка темы и
целей урока
Организует мотивацию:
(слайд 1)
Имя человека – тайна, чудо, до сих пор не раскрытое и не разгаданное, хотя
многие учёные и поэты пытаются найти эту разгадку, размышляя о связи имени
человека и его характера.
Вопрос: Каким видит поэт своё имя?
«Имя человека – главная составляющая его личности, быть может, даже часть
его души», писал Зигмунд Фрейд .
(Слайд 2)
Я произношу: «Марина Цветаева…» Что слышите вы в этом имени?
Задание: Чтобы ответить на этот вопрос, составьте слова из букв имени и
фамилии.
Записывает их на доске: Море, мать, рана, царевна, ветер,
Вопрос: Какие ассоциации они вызывают? Дает задание в малых группах:
Ключевые
слова
Рана
Царевна
Мать
Море
Ассоциации
Трагизм
Величие
Женственность
Таинственность
Боль
Любовь
Необозримость
Смерть
Нежность
Нерв
Чтец: А.С.Пушкин «Что в имени
тебе моём?»
Отвечают на вопрос
(негромким, печальным,
навевающим грусть, тоску)
Работают в опорном конспекте:
Составляют слова из букв имени
и фамилии«Марина Цветаева…»
Записывают слова в кластер.
Формулируют ассоциации,
Записывают их в кластер.
(Слайд 3) Великолепную характеристику своего имени дала сама М.Цветаева в
стихотворении «Кто создан из камня…»
Вопросы: Кто, по вашему мнению, является лирическим героем этого
стихотворения? (Марина Цветаева и обыкновенные люди)
Чем они отличаются?
Дает задание в группах: Выписать характеристики
1 группа: 2 группа:
Марина Цветаева
Обыкновенные люди
Серебрюсь, сверкаю, измена, бренная
пена
Камень, глина
Крещена, поёт, непрестанно разбита
Плоть, надгробные плиты
Кудри беспутные, своеволие
Сердце, сети, земная соль
Дробясь, воскресаю
Гранитные колени
(Слайд 4) Учитель: О чем заставляют задуматься эти различия? (об
особенностях характера М.Цветаевой)
Вопрос: Вы догадываетесь, какова цель нашего сегодняшнего урока?
(Слайд 5)
Комментирует задачу урока.
(Слайд 6)
Преподаватель: Стихотворение собственного сочинения
Уход во мрак, полёт страстей,
Трагическая безысходность,...
Стать понятой, родной, своей
Ей не дана была возможность.
Чтец: М.Цветаева «Кто создан из
камня…»
Отвечают на вопросы.
Формулируют цель урока
Её несломленная стать,
И царственность, и величавость,
Любимая, жена и мать…
И боль душевная, усталость,
И крик души, и мир в душе
И кровоточащая рана,
И риск, и ураганный вихрь
Всё это в имени – МАРИНА.
Но всё же главное – ЛЮБОВЬ!
К родителям, к Отчизне, к детям,
К поэтам, к мужу…Без неё
Ей не прожить бы в мире этом…Любовь!
Вопрос: Итак, что же главное в жизни М.Цветаевой? (любовь)
(Слайд 7) Действительно, ничего не искала М.Цветаева в жизни, кроме Бога
любви. Она- морская, но в бурном море жизни ее существовали острова для
приюта души. Пусть наш урок будет урок – путешествие, заочная экскурсия по
«островам любви» М.Цветаевой .
Запишите тему урока.
Тему урока записывают в
конспект
3. Изучение нового
материала
Организует изучение нового материала
Преподаватель: Таких островов в жизни поэтессы было много, и на каждом из
них она разная: дочь, мать, патриот своей Родины, жена, поэтесса, любимая,
просто женщина… Мы увидим, что быть самой собой, не отступать от своих
жизненных принципов – таким было ее жизненным кредо. Только сильная
личность способна стать Поэтом с большой буквы. Ее жизнь, как и поэзия,
пронизана чувственностью, эмоциональной яркостью и личными
переживаниями.
(Слайд 8) Вот эти острова:
Остров Москва.
Москва
Коктебель
Революция и Гражданская война
Эмиграция
Елабуга
(Слайд 9) Наш первый остров – Москва.
Звучит «Воскресный колокольный звон» http://helphealer.ru/kolokol.htm
(Слайд 10)
(Слайд 11) 26 сентября 1882 года в Москве, в небольшом уютном доме по
Трёхпрудному переулку, в семье профессора-искусствоведа, основателя музея
изящных искусств Ивана Владимировича Цветаева и его жены Марии
Александровны Мейн, талантливой пианистки. От отца Марина унаследовала
необыкновенное трудолюбие, любовь к искусству и, в частности, к творчеству
Пушкина. У нее был “свой” Пушкин:
Пушкин – тога, Пушкин - схима,
Пушкин – мера, Пушкин – грань...
Пушкин, Пушкин, Пушкин – имя
Благодарное – как брань.
От матери у нее – любовь к стихам, музыкальность, пылкая романтическая
натура.
(Слайд 12) Москва в стихах Цветаевой– воплощение гармонии, символ
минувшего. Здесь и восхищение столицей, и любовью, и нежность к ней,
ощущение Москвы как святыни Отечества:
Облака - вокруг,
Купола - вокруг,
Надо всей Москвой
Сколько хватит рук!
Слушают и записывают.
Чтец : Стихотворение «Красною
кистью рябина зажглась…»
Жаркая и горькая рябина стала
символом жизни Марины
Цветаевой.
Слушают и записывают.
- Москва! - Какой огромный
Странноприимный дом!
Всяк на Руси - бездомный.
Мы все к тебе придём.
А один из циклов стихов она назвала «Домики старой Москвы».
- Вот такой первый остров любви родина.
Остров Коктебель
(Слайд 13) Следующий остров – Коктебель
(Слайд 14) По приглашению друга – поэта Максимилиана Волошина (Это он, в
то время уже именитый поэт, давая оценку первому сборнику Марины
Цветаевой «Вечерний альбом», назвал его «чудом») М.Цветаева приехала к нему
на дачу в Крым, в Коктебель.
(Слайд 15) Здесь, в Коктебеле, Марина Цветаева встретила свою любовь,
будущего мужа – Сергея Эфрона, которому тогда едва исполнилось 17 лет.
Сергей и Марина встретились на пустынном морском берегу. Она собирала
камешки, он стал помогать ей – красивый и грустный, почти мальчик с
поразительными огромными глазами. Марина тогда загадала: если он найдёт и
подарит ей сердолик, она выйдет за него замуж….Конечно, он нашёл его тотчас
же, на ощуп, ибо не отрывал своих серых глаз от её зелёных, и вложил его ей в
ладонь.
(Слайд 16 Двухмесячное пребывание в Коктебеле явилось для Марины и Сергея
поистине пребыванием в раю. Природа тех мест стала на всю жизнь «местом её
души». Именно ему, Сергею Эфрону, любимому, мужу, другу, будут посвящены
лучшие стихотворения М.Цветаевой.
(Слайд 17) Позднее Марина напишет: «Я с вызовом ношу его кольцо,/Да, в
Вечности жена, не на бумаге.»
Обращает внимание на текст стихотворения в опорном конспекте.
(Слайд 18) Дает задание группам по анализу стихотворения:
1. Определить тему стихотворения.
2 Найдите черты портрета лирического героя. Определите средства образности,
Слушают преподавателя
Читают стихотворение…
Анализируют стихотворение
используя для подсказки Краткий словарь средств образности. (Приложение 1 )
3. В образе кого предстает Любимый в стихотворении?
4. В каких словах звучит идея стихотворения?
- Вот он 2-ой –остров - остров любви.
Остров Революция и
Гражданская война
(Слайд 19) Следующий остров – остров Революции и Гражданской войны.
Годы революции и гражданской войны были для М.Цветаевой трудными и
драматичными. Они не могли не оставить свой след в душе поэтессы. Именно в
это время наиболее обостренно Марина прочувствовала любовь к своей
многострадальной Родине и к мужу. Её терзала вынужденная разлука с Сергеем,
который вступил в Добровольческую армию Корнилова. Бурные события 1917
года разделили Марину с мужем почти на 5 лет. Он эмигрировал с остатками
белой гвардии. Мужественно боролась Цветаева за себя, за семью, за
поэзию. Революция, голод, разруха, потеря близких и друзей (среди них
младшая дочь Ирина (она умрёт от истощения в возрасте 3-х лет). Было всё.
Был сборник стихов «Лебединый стан», пронизанный сочувствием к белому
движению, был страх за мужа, о судьбе которого она, наконец, узнала.( В
июле 1921 года Марина получила от Сергея письмо. ) Спасало одно – поэзия, а
еще надежда на встречу с любимым. Стихов, посвященных разлуке, было
написано немало (они составили впоследствии книгу “Разлука”).
(Слайд 20) Чтец: «Я могу тебя очень ждать…»
Она ещё не знала, что должен пройти год, чтобы в июне 1922 года они, наконец,
встретились.
А мы с вами в нашем путешествии покидаем остров Революции и
Гражданской войны.
И в путешествии по жизни Цветаевой нас ждет следующий остров Остров
эмиграции.
Слушают преподавателя и чтеца.
Остров Эмиграция.
(Слайд 21) Итак, Остров Эмиграция.
Вы спросите: - И это тоже остров любви Марины Цветаевой? –Да!
Её эмиграция была не политическим актом, а поступком любящей
Словарная работа.
(Межпредметные связи
(физика, русский язык,
музыка, изобразительное
искусство)
женщины. В 1922 году Марина вместе с дочерью Алей уезжает за границу к
Сергею.
(Слайд 22) 17 лет она проживёт вдали от России. Германия, Чехословакия,
Франция- эмиграция стала величайшим испытанием для неё.
Читает со слайда воспоминания М.Цветаевой…
(Слайд 23) Из всех эмигрантских лет именно пражские оказались самыми
светлыми, там у нее родился сын Георгий (Мур).А потом…
Это было вскоре после убийства одного из известных деятелей русской
общественной диаспоры Игнатия Рейсса, в котором был замешан ее муж.
Эмигрантские журналы перестали печатать ее стихи. Вокруг Цветаевой все
теснее смыкалась глухая стена одиночества. Но она выстояла. Эмиграция
обострила чувство Родины. М.Цветаева поняла, что вне России творчество
художника невозможно, а в России оно не нужно.
(Слайд 24) «Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст», в отчаянии пишет
Марина.
Студенту … было дано опережающее задание.
Одно из стихотворений этого периода подготовлено им для анализа языковых
средств образности.
(Слайд 25) Стихотворение «Расстояния: версты и мили»
Вопрос: Какие слова непонятны в названии? А что они обозначают?
Слушают преподавателя и чтеца.
Чтец: «Пригвождена…»
Чтец: Вдали от России Цветаева
чувствовала себя чужой.
Переписка с другом, Борисом
Пастернаком, стала тем
живительный источником,
который питал её желание писать
и жить. Ему посвящено это
стихотворение…
Слушают стихотворение,
Давайте разберем их. Нам поможет словарь физических терминов.
Верста русская мера длины, равная 500 саженям (1,0668 км). До 20 в.
существовала межевая верста (1000 саженей; 2,1336 км), употреблявшаяся для
межевания и определения расстояний между населенными пунктами
Миля единица длины, имевшая распространение в национальных
неметрических системах единиц и применяющаяся ныне главным образом в
морском деле. 1 миля (морская) = 1,852 км; в Великобритании 1 миля (морская) =
1,853 км, 1 миля сухопутная (уставная) = 1,609 км (применяется также в
настоящее время в США). Старая русская миля = 7,468 км.
- Какой общий синоним вы б подобрали к следующим глаголам в этом тексте:
«расставить», «рассадить», «расклеить», «распаять», «рассорИть», «рассОрить»,
«расслоить», «расселить», «расстроить», «растерять», «рассовать», «разбить»?
- Какая часть слова общая у них?
- Проследите за сменой настроения автора, какие чувства испытывает он? На
основании чего вы сделали такой вывод? Докажем это.
- Первая часть строка заканчивается многоточием. Почему?
А сейчас мы займемся звукописью. Вам надо понаблюдать по тексту
стихотворения и выяснить:
- Какие звуки, повторяясь, помогают передать чувства поэта?
выполняют задания по анализу
текста.
«Разлучить»
Приставка.
Боль, отчаяние, тоска от разлуки.
Нагнетание синонимов
(«расставить», «рассадить»,
«расклеить», «распаять»,
«рассорИть», «рассОрить»,
«расслоить», «расселить»,
«расстроить», «растерять»,
«рассовать», «разбить»)
Последние строки риторические
вопросы (отчаяние)
Такой приём звукописи называют аллитерацией.
Аллитерация приём звукописи, заключающийся в повторении одинаковых или
близких по звучанию звуков.
Дает задание в группах:
- Посчитать, каких звуков больше всего в стихотворении
1 группа – согласных;
2 группа – гласных.
Наибольшее превышение частности над нормой дали как раз «р», «с», «л», «т».
Сравним свои результаты с таблицей А.П. Журавлёва.
Звонкий дрожащий звук «Р» характеризуется как сильный, мужественный,
грубый и связывается в нашем сознании со значением активного шума, грохота,
раската (резкий, разъединяющий). Ассоциативно соотносится с черным цветом.
«С» и «Т» глухие, дают неприятное ощущение свиста. «Л» же наоборот самый
“светлый” (по наблюдениям Журавлёва) среди согласных.
Какой гласной звукобуквы больше всего в стихотворении?
А густо-красный
Я ярко-красный
О светло-желтый или белый
Е зелёный
Ё жёлто-зелёный
Э — зеленоватый
И синеватый
Ю голубоватый, сиреневатый
И синий
У тёмно-синий, сине-зелёный, лиловый
Ы мрачный, тёмно-коричневый или чёрный
—Поэт, сам того не зная, выстраивает математически точные соотношения
между частотами звуков, их окраской и цветом тех явлений и предметов, которые
описывает в стихотворении.
Если бы вы создавали иллюстрацию к стихотворению, то какие цвета
Многоточие означает напряжение
в раздумье
Запись в тетради: Аллитерация
Производят звукопись
Подсчитывают звуки.
«А», «И», «О»
преобладали бы?
(Слайд 26) - Посмотрите на этот портрет Цветаевой, в нем те же тона.
- Итак, какое же общее настроение стихотворения?
Таким образом, не только слова, но и звуки обладают значимостью, а также
увидели, каким образом это свойство звуков используется в художественной
речи.
В 1939 году М.Цветаева восстанавливает советское гражданство и вместе с
сыном возвращается в Россию. Но тяжёлые удары судьбы вновь обрушились на
неё: арест сестры Анастасии, дочери Ариадны, расстрел мужа. Цветаева боролась
за жизнь в одиночку, без работы, без друзей, без жилья. Спасение было в
творчестве. Она продолжала писать, хотя ее не печатали. Бездомная, потерявшая
близких, ощущая себя никому не нужной, она несла свой крест. Надо было
держаться ради сына. И она держалась.
Черный, красный, синий, желтый.
ОТЧАЯНИЕ + ПРОТЕСТ.
Остров Елабуга.
(Слайд 27) Последний остров, который мы посетим, - это остров Елабуга.
(Слайд 28) Великая Отечественная война…
В августе 1941 года М.Цветаеву эвакуируется из Москвы в маленький татарский
городок Елабугу. Последнее пристанище поэта…
Органы НКВД не спускали с неё глаз, пытались шантажировать, склонять к
сотрудничеству.
Жизнь обрушилась лавиной, не оставляя ни одного уступа, чтобы зацепиться.
Тут и настиг М.Цветаеву ее «одиночества верховный час» - она решила уйти из
жизни. 31 августа 1941 года, в свою рябиновую пору, накануне листопада…
(Слайд 29) Видеоклип (А.Пугачева «Уж сколько их упало в эту бездну…»)
Разрыв. Творческая
работа по
стихосложению.
- Как на разрыв шли судьбаи творчество поэта Цветаевой, так я и назвала
последнюю часть нашего урока – «Разрыв»
Еще в начале своего творческого пути М.Цветаева написала пророческое
стихотворение, которое вам сообща прийдется собрать из разорванных строк:
Помните, в нем любимая рифма Цветаевой – перекрестная.
- Кто помнит, это какая рифма?
Группам раздаются строфы стихотворения «Моим стихам…»
разрезанные на строчки и слова.
(Слайд 30) «Моим стихам…»
- Такой черёд настал, её стихотворения читают, их чувствуют, ими живут
Рифмуются 1-ая и 3-я строчки,
а 2-ая с 4-ой…
Учащиеся собирают из них
строфы стихотворения,
зачитывают вслух
Рефлексия.
Учащиеся отвечают на один из вопросов:
Что на уроке оказалось самым трудным? Интересным?
Что нового я узнал о Марине Цветаевой? О себе? О своих одноклассниках?
Понравился ли вам урок? (Да, очень.)
Что вам понравилось больше всего? (Яркая презентация, чтение стихотворений
наизусть, музыкальное сопровождение)
Кого бы вы хотели поблагодарить? (чтецов, тех, кто подбирал музыку)
Кто вас сегодня больше всех удивил? (экскурсоводы, цтецы)
Заключительное слово (ведущий или учитель)
Марина Цветаева… она оставила нам сборники лирических стихотворений,
семнадцать поэм, стихотворные драмы, лирические эссе и философские этюды,
мемуарную прозу, воспоминания и размышления.
Цветаева – поэт «предельной правды чувства». Она со всей своей «не просто
сложившейся судьбой, со всей яркостью и неповторимостью самобытного
дарования по праву вошла в русскую поэзию…» (Вс. Рождественский)
Оценивание
обучающихся
Организует оценивание обучающихся.
Домашнее задание
(Слайд 31) Наизусть стихотворение М. Цветаевой о любви;
комплексный анализ стихотворения (по ОСК)
(Слайд 32) Спасибо за внимание!