Презентация "Стихотворение Марины Цветаевой «Генералам двенадцатого года»" 9-11 класс
Подписи к слайдам:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с.п.п. Звёздный Чегемского района КБР
- Стихотворение Марины Цветаевой
- «Генералам двенадцатого года»
- Выполнила ученица 10 класса
- Жашуева Елена
- Руководитель: учитель русского
- языка и литературы
- Калайтанова Н.В.
- 2012 год
- Без стихов и поэм Марины Цветаевой невозможно составить ясное представление о русской поэзии двадцатого века. Откроешь любую страницу – и сразу погружаешься в её стихию – в атмосферу душевного горения, безмерности чувств. В поэзии Цветаевой нет и следа покоя. Она вся – в буре, в вихревом движении, в действии и поступке. Она могла нарисовать целостную поэтическую картину, создать человеческий характер.
- Перед вами - первые строфы очень известного стихотворения Марины Цветаевой, которое называется «Генералам двенадцатого года». Именно в таком виде это стихотворение было впервые опубликовано в 1915 году, в петербургском журнале «Северные записки». Стихотворение имеет авторскую датировку («Феодосия, 26 декабря 1913 года»; здесь и далее все даты указываются по старому стилю) и посвящение: «Сергею» (Марина Цветаева и Сергей Эфрон обвенчались 27 января 1912 года).
- Одним ожесточеньем воли
- Вы брали сердце и скалу, -
- Цари на каждом бранном поле
- И на балу.
- Вас охраняла длань Господня
- И сердце матери. Вчера -
- Малютки-мальчики, сегодня -
- Офицера!
- Вам все вершины были малы,
- И мягок - самый чёрствый хлеб,
- О, молодые генералы
- Своих судеб
- В посмертных изданиях этого стихотворения первая строфа отсутствует вовсе; кроме того, за счёт знаков препинания была несколько изменена и общая тональность стихотворения.
- Конечно, трудно сказать наверняка, когда, как и почему у поэта рождается тот или иной образ, то или иное его произведение. Непосредственный повод к написанию зачастую является всего лишь некоей «последней каплей». В следующих четырёх строфах Марина Цветаева говорит об этом так:
- Ах, на гравюре полустёртой,
- В один великолепный миг,
- Я встретила, Тучков -четвёртый,
- Ваш нежный лик,
- Эти строфы непосредственно обращены к одному из тех самых блестящих «генералов двенадцатого года» - Александру Тучкову. «Тучков четвёртый» был в своей семье самым младшим: в 1812 году ему исполнилось 35 лет. И он, и его старшие братья - Николай, Сергей, Павел, Алексей - все они были генералами и все (за исключением Алексея - предводителя дворянства Московского уезда) находились в 1812 году в действующей армии.
- О, как, мне кажется, могли Вы
- Рукою, полною перстней,
- И кудри дев ласкать и гривы
- Своих коней.
- В одной невероятной скачке
- Вы прожили свой краткий век, -
- И Ваши кудри, Ваши бачки
- Засыпал снег
- В 1806 году младший Тучков женился на 25-летней Маргарите Нарышкиной, аристократке высшей пробы. Брак Александра Тучкова и Маргариты Нарышкиной был браком по любви. Она была настолько очарована своим мужем и настолько боялась даже и не то чтобы потерять его, но просто разлучиться с ним на долгое время, что сопровождала молодого генерала во всех его походах - и в 1807 году, и в 1808 году, и в последующие годы.
- В апреле 1811 года у них родился сын, которого назвали точно так же, как старшего брата Александра Тучкова - Николай. Николенька Теперь уже втроём, они по-прежнему не расставались, и Александр был счастлив. Но продлиться их семейному счастью - было не суждено. Наступило лето 1812 года
- Три сотни побеждало - трое!
- Лишь мёртвый не вставал с земли.
- Вы были дети и герои, -
- Вы всё могли!
- Что так же трогательно-юно,
- Как ваша бешеная рать?
- Вас златокудрая Фортуна
- Вела, как мать.
- С противоположной от Семёновских флешей стороны располагался пехотный корпус, которым командовал Николай Тучков-первый, старший брат Александра Тучкова. По первоначальному плану, внезапное появление на поле битвы дивизий этого корпуса должно было оказаться для противника весьма неприятным сюрпризом. Но сюрприза не получилось: вначале Тучков-первый был вынужден отправить одну из своих дивизий на помощь защитникам флешей, а вскоре и остальные его войска вступили в ожесточённые бои с польским корпусом генерала Понятовского - поляки стремились прорваться в тылы русской армии и дрались отчаянно, но путь им преградили солдаты Тучкова-первого. Во время одной из контратак Николай Тучков получил пулю прямо в грудь. Его вынесли из боя, потом перевезли в Можайск, а потом и в Ярославль. Там, в Ярославле, он и умер несколько недель спустя: полученные им утром 26 августа раны оказались смертельными.
- Младший его брат Александр командовал бригадой в той самой дивизии, которую Николай Тучков отрядил на помощь защитникам флешей. Братья сражались рядом, их разделяли в битве всего лишь какие-то сотни метров, но они ничего не знали о судьбе друг друга. Примерно в те же минуты, когда Николай вёл в свою последнюю контратаку гренадер Павловского полка, его брат Александр, со знаменем в руках, повёл в контратаку на флеши солдат Ревельского полка, дрогнувших было под градом пуль. И так же, как и старшему брату, картечная пуля пронзила ему грудь
- Вы побеждали и любили
- Любовь и сабли остриё, -
- И весело переходили
- В небытиё!
- Феодосия, 26 декабря 1913 года для ещё одного из братьев Тучковых, Павла, последним стало сражение у Валутиной горы - менее чем за три недели до Бородина. Прикрывая отступление из-под Смоленска той самой колонны, которую вёл его брат Николай и в которой находился его брат Александр, Павел Тучков вместе со своими солдатами бросился в штыковую контратаку. Жизнь ему спасли лишь его золотые генеральские эполеты: исколотый штыками, весь в крови, он был захвачен французами. «Свет от выстрелов помог узнать его, и он был взят. Другие русские генералы погибли в этой бойне», - бесстрастно
- А для Маргариты Тучковой, вдовы Александра, весь смысл и всё устремление её жизни свелось теперь к её полуторагодовалому сыну Николеньке и к желанию отыскать то, что осталось от её мужа. И как только появилась такая возможность, она отправилась туда, на Бородинское поле. Трудно даже представить себе тот ужас, который испытала эта молодая женщина, бродя среди множества мёртвых тел, переворачивая их, заглядывая в их почерневшие лица, пытаясь найти хоть что-то, напоминавшее её любимого мужа Всё оказалось напрасно: никаких следов Александра Тучкова обнаружить она не смогла. Разве что маленький перстень, который Александр носил на мизинце правой руки, - так гласит легенда
- Маргарита Тучкова приезжала на Бородинское поле вместе с сыном Николенькой, который с годами становился всё более похожим на своего отца. Подрастал и молодой тополь, посаженный ими на месте гибели Александра в то время, когда ещё и храма-то никакого не было: глотая слёзы, Маргарита копала ямку, а шестилетний Николенька держал деревце своими ручонками
- И Маргарита Тучкова решила построить на этом месте храм - вечный памятник и Александру, и всем павшим в той страшной битве. Маргарита распродала свои драгоценности, заложила недвижимость
- Новый страшный удар судьба нанесла ей в октябре 1826 года. Возмужавший Николенька, которому уже исполнилось тогда 15 лет, её единственный свет в окошке, - простудился. Или так только казалось, что он лишь простудился. Во всяком случае, срочно собранный ею консилиум врачей уверил Маргариту, что здоровье и жизнь её сына - вне всякой опасности. Но вскоре после этого - в ночь на 16 октября - Николенька умер на руках у своей матери
- Тучкова похоронила сына на Бородинском поле, в склепе построенного ею храма. На поле Бородинской битвы, где навсегда остался и её муж. Ничто теперь не могло удержать её вдали от них, и Маргарита переселилась в «сторожку» - маленький домик, построенный ею там же, рядом с храмом. Спасский храм да «сторожка» - они стали самыми первыми памятниками на Бородинском поле. . Маргарита Тучкова, после смерти сына, приняла постриг, а в 1840 г. стала игуменьей Спасо-Бородинского монастыря.
- Цветаеву-поэта не спутаешь ни с кем другим. Стихи её узнаёшь безошибочно – по особому распеву, неповторимым ритмам, необщей интонации ,то верный критерий подлинности и силы поэтического дарования.
- 1. Емельянова Л.,Орнатская Т.России верные сыны. – Л.: Художественная литература, 1988.
- 2. Архипов В. Поэзия подвига. М.: Правда, 1969г.
- 3. Михалков С. Литература. Время. Жизнь. – М.:: Детская литература,1978.
- 4. Балязин В. Расцвет Российской империи. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.