Олимпиадные задания по литературе 10 класс
1
ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
10 КЛАСС
1. [30 баллов] ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Прочитайте три высказывания знаменитых писателей о поэзии (словесном
искусстве) и живописи, а также три предложения, теоретически объясняющие
различие этих двух видов искусства. Ниже представлена картина русского
художника – как некое остановившееся мгновение, как пространство, застывшее
во времени. Ваша задача – оживить картину с помощью слов, то есть дать
описание событий (или процессов, душевных переживаний), происходивших с
героем (героями) картины до начала запечатлённого на картине мгновения и
после него. Вы можете, кроме описания, при необходимости сочинить диалог
(монолог) героев (героя). Обращайте внимание на детали картины. Включите в
Ваше повествование также и момент, изображённый на картине.
Дополнительное задание
Найдите и укажите эпизоды (или персонажей) из произведений русской
литературы, сходные с изображёнными на картине. Назовите произведение,
автора и героев.
Остановись, мгновенье! (И.-В. Гёте)
Живопись изображает тела и опосредованно при помощи тел движения…
(Г.Э. Лессинг)
Мне кажется, что описать человека собственно нельзя; но можно описать,
как он на меня подействовал. (Л.Н. Толстой)
Живопись есть молчащая поэзия, а поэзия – говорящая живопись.
В поэзии – действие как процесс, как развёртывающееся во времени и
пространстве событие или лирическое переживание – вот что составляет основу
поэтического мира.
Живопись противоположна поэзии, потому что в живописи доминирует не
время, а пространство, не действие, а статуарность.
2
В.Г. Перов. «Рыболов» (1871)
3
Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную
четырёхбалльную систему. Так, при оценке по первому критерию 0 баллов
соответствуют «двойке», 5 баллов – «тройке», 10 баллов – «четвёрке» и 15 баллов
– «пятёрке». Безусловно, возможны промежуточные варианты (например, 8
баллов соответствуют «четвёрке с минусом»).
Критерии оценивания
Баллы
Связное и убедительное повествование, скреплённое динамическим
сюжетом, который включает события, предшествующие
изображённым на картине, сам момент изображения и финальную
развязку. Оцениваются оригинальность выдумки, наблюдательность
(описание значимых символических деталей на картине), умение
выстроить во времени ряд воображаемых событий.
Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15
15
Композиционная стройность текста, логика изложения, отсутствие
фактических ошибок, языковая и речевая свобода.
Шкала оценок: 0 – 3 – 5 – 10
10
Грамотность, отсутствие орфографических, пунктуационных,
речевых и грамматических ошибок.
Шкала оценок: 0 – 1 – 2 – 3
3
Дополнительное задание: убедительный(-е) и доказательный(-е)
пример(-ы) из произведений русской литературы
2
Максимальный балл
30
Ключ к дополнительному заданию: герои-рыбаки из рассказов А.П. Чехова,
отец героя-повествователя из «Записок об уженье рыбы» С.Т. Аксакова, Пётр
Петрович Петух из 2-го тома «Мёртвых душ» Н.В. Гоголя и пр.
Примечание: даны примерные варианты ответа, учащиеся могут использовать
собственные примеры.
4
[40 баллов] ЦЕЛОСТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
Выберите для аналитической работы ИЛИ прозаический, ИЛИ стихотворный текст. Пишите
связно, свободно, понятно, доказательно и грамотно. Рекомендуемый объём – 300–400 слов.
Дмитрий Владимирович Веневитинов (1805–1827)
СКУЛЬПТУРА, ЖИВОПИСЬ И МУЗЫКА
Откуда слетели вы к нам, божественные девы? не небо ли было вашей колыбелью? и для
чего променяли вы жилище красоты и наслаждения на долину желаний и усилий? Ваши
пламенные взоры горят огнём неземным. Вы расточаете ласки свои смертным; но черты
вашего лица, как бы предназначенного вечной юности, сохранили всю прелесть красоты
девственной. Кто вы, небесные, откройтесь. Вы мне уже знакомы; не ваши ли волшебные
образы летали предо мною в те счастливые часы, в которые я мечтал о лучшем мире? Не вас
ли везде ищет моё воображение?
– Мы сёстры, – отвечала первая богиня, – и все трое царствуем во вселенной; но не нам
принадлежит венец бессмертной славы, он будет вечно сиять на главе нашей матери. О
смертный! ты часто восхищался этим миром, с восторгом взирал на всё тебя окружающее; мы
всё видимое тобою украсили.
Я – старшая из сестёр, и меня первую послала мать для того, чтоб оживить вселенную в очах
твоих; я указала тебе этот круглый шар, который плывёт в воздухе; я вознесла взоры твои на
сие небо, которое, как свод, его обнимает; я рассеяла эти горы с утёсами, которые, как
великаны, возвышаются над долинами; мой искусный резец образовал каждое дерево, каждый
лист, каждую жемчужину, сокровенную на глубине раковины.
– Прелестно, – воскликнула вторая богиня, – прелестно было произведение сестры моей,
когда я слетела с неба; но взор напрасно искал разнообразия на земле бесцветной. Всё было
хладно, безжизненно, как те образы, которые представляют серые тучи в день пасмурный. Я
взмахнула поясом, и радуги со всех сторон посыпались на землю, ясное светило загорелось в
воздухе, по небу разлилась чистая лазурь и море отразило небо; долины и леса оделись
зелёным цветом, и я, довольная новым миром, возвратилась к престолу нашей матери.
– Тогда и я слетела на землю, – сказала третья богиня; прелестны были произведения
сестёр моих; но я напрасно искала в них жизни; ничто не улыбалось мне в природе, мёртвая
тишина царствовала на земле и стесняла мои чувства; я вздохнула, и вздох мой повторился во
вселенной; чувство жизни разлилось повсюду; всё огласилось звуками радости, и все эти звуки
слились в общую волшебную гармонию.
– С тех пор, – продолжала первая богиня, – с тех пор воздвигнулись три алтаря на земле;
я первая встретила смертного и мне первой принёс он дары свои. Он был ещё странником на
новой земле; всё поражало его удивлением; всё питало в нём то чувство гордости, которое
невольно пробуждает первая встреча с незнакомым. Где найду я, говорил он, удовлетворение
бесконечным моим желаниям, где найду предмет, достойный моих усилий? Я услышала
сетования смертного и первая внушила ему смелую мысль похитить у бессмертных огонь,
дающий жизнь. Я вручила ему резец, и вскоре мрамор оживился под его руками, и человек
окружил себя собственным миром. Они ещё живы, священные памятники его усилий – его
славы. Их не коснулась всё истребляющая коса времени. О смертный! стремись туда, где на
развалинах столицы мира гений минувшего основал своё владычество и, вызывая из праха
протекшие столетия, кажется, посмеивается над настоящим. Вступи в сей храм бессмертный,
где герои древности, бледные, как произведения сна, в красноречивом безмолвии
5
возвышаются около стен; вступи в сей храм, когда утренний луч солнца озарит сие
величественное сонмище и будет скользить на белом мраморе; тогда ты познаешь моё
владычество и присутствие тайного божества поразит тебя благоговением.
– И мне повиновался смертный, – воскликнула вторая богиня, – и я была его спутницей.
Когда любовь пролила в сердце его свою очаровательную влагу, напрасно силился он резцом
сестры моей изобразить предмет своих желаний. Взор его напрасно искал в очах изображения
того же неба, которое таилось под ресницами прекрасной его подруги; напрасно искал краски
стыдливости на мёртвых ланитах мрамора; напрасно хотел он окружить образ возлюбленной
очарованием бесконечного, к которому стремилась душа его, и в котором являлся ему идеал
прекрасной. И что ж? я дала ему кисть, и чувства его вполне вылились на мёртвый холст, и
мысль о бесконечном сделалась для него понятною. О смертный! хочешь ли видеть небо на
земле? Взгляни на сию картину, – взгляни, когда яркий луч полдня прольёт на неё свет свой,
– ты невольно падёшь на колена и тогда познаешь моё владычество.
– Настало и моё царствование, – промолвила последняя богиня. – Случалось ли тебе в
безмолвии ночи слышать волшебные звуки, которые тайною силой увлекают душу, тешат её
надеждою и заставляют забывать всё окружающее? Это торжество моё. Ты переносишься
тогда в новый мир, ты думаешь быть далеко от земли, и ты в самом себе. В тебя вложила я
таинственную арфу, которой струны дрожат при каждом впечатлении, и служат как бы
дополнением всего, что ты чувствуешь в природе. Не пламенная радость, не улыбка гордости
выражают моё владычество; нет! слезы тихого восторга напоминают смертному, что мне
покорено его сердце.
– Мой слух прикован к устам вашим, бессмертные богини; но где та, которой вы
уготовляете венец славы – где храм, в котором возвышается престол её, из которого она
предписывает законы свои вселенной?
– О смертный! весь мир – престол нашей матери. Её изображал и мрамор и холст на
земле; её прославляли лиры песнопевцев; но она останется недосягаемою для чувств
смертного; наша мать – поэзия; вечность – её слава, вселенная – её изображение.
(1826)
Алексей Васильевич Кольцов (1809–1842)
СТЕНЬКА РАЗИН
Не страшна мне, добру молодцу,
Волга-матушка широкая, Леса
тёмные, дремучие, Вьюги зимние-
крещенские...
Уж как было: по темным лесам
Пировал я зимы круглые; По чужим
краям, на свой талан, Погулял я,
поохотился.
А по Волге, моей матушке,
По родимой, по кормилице,
6
Вместью с братьями за дóбычью На край
света летал соколом.
Но не Волга, леса тёмные,
Вьюги зимние-крещенские
Погубили мою голову,
Сокрушили мочь железную...
В некрещёном, славном городе,
На крутом, высоком острове
Живёт девушка-красавица, Дочка гостя
новгородскова...
Она в тереме, что зорюшка,
Под окном сидит растворенным, Поёт
песни задушевные, Наши братские-
отцовские.
«Ах, душа ль моя ты, душенька!
Что сидишь ты? Что ты думаешь?
Али речи мои не по сердцу? Али
батюшка спесивится?..
Не сиди, не плачь; ты кинь отца; Ты
беги ко мне из терема; Мы с тобою,
птицы вольные,
Жить поедем в Москву красную».
(1838)
7
Критерии оценивания
Баллы
Целостность проведённого анализа в единстве формы и содержания;
наличие/отсутствие ошибок в понимании текста.
Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15
15
Общая логика текста и логичность доказательств.
Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10
10
Обращение к тексту для доказательств.
Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5
5
Наличие/отсутствие стилистических, речевых и грамматических
ошибок.
Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5
5
Наличие/отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок (в
пределах изученного по русскому языку материала).
Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5
5
Максимальный балл
40
Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную
четырёхбалльную систему. Так, при оценке по первому критерию 0 баллов
соответствуют «двойке», 5 баллов – «тройке», 10 баллов – «четвёрке» и 15
баллов – «пятёрке». Безусловно, возможны промежуточные варианты
(например, 8 баллов соответствуют «четвёрке с минусом»).
Максимальный балл за все выполненные задания – 70.