Олимпиадные задания по литературе 9 класс

1
9 класс
Задание №1
Выполните комплексный анализ ОДНОГО из предложенных текстов
(на выбор).
Текст №1
А.Платонов
Цветок на земле
Скучно Афоне жить на свете. Отец его на войне, мать с утра до вечера работает
в колхозе на молочной ферме, а дедушка Тит спит на печке. Он и днем спит, и
ночью спит, а утром, когда просыпается и ест кашу с молоком, он тоже дремлет.
–Дедушка, ты не спи, ты уж выспался, сказал нынче утром Афоня дедушке.
–Не буду, Афонюшка, я не буду, ответил дед. Я лежать буду и на тебя
глядеть.
–А зачем ты глаза закрываешь и со мной ничего не говоришь? спросил тогда
Афоня.
–Нынче я не буду глаза смежать, обещал дедушка Тит. Нынче я на свет
буду смотреть.
–А отчего ты спишь, а я нет?
–Мне годов много, Афонюшка… Мне без трех девяносто будет, глаза уж сами
жмурятся.
–А тебе ведь темно спать, говорил Афоня. На дворе солнце горит, там
трава растет, а ты спишь, ничего не видишь.
–Да я уж все видел, Афонюшка.
–А отчего у тебя глаза белые и слезы в них плачут?
–Они выцвели, Афонюшка, они от света выцвели и слабые стали; мне глядеть
ведь долго пришлось.
Афоня осмотрел деда, какой он есть. В бороде деда были хлебные крошки, и
там жил еще один комарик. Афоня встал на лавку, выбрал все крошки из бороды
у деда, а комарика прогнал оттуда — пусть живет отдельно. Руки дедушки лежали
на столе; они были большие, кожа на них стала как кора на дереве, и под кожей
видны были толстые черные жилы, эти руки много земли испахали.
Афоня поглядел в глаза деду. Глаза его были открыты, но смотрели
Равнодушно, не видя ничего, и в каждом глазу светилась большая капля слезы.
–Не спи, дедушка! попросил Афоня.
Но дедушка уже спал. Мать подсадила его, сонного, на печку, укрыла одеялом
и ушла работать. Афоня же остался один в избе, и опять ему скучно стало. Он
ходил вокруг деревянного стола, смотрел на мух, которые окружили на полу
хлебную крошку, упавшую из бороды деда, и ели ее; потом Афоня подходил к
печке, слушал, как дышит там спящий дед, смотрел через окно на пустую улицу и
снова ходил вокруг стола, не зная, что делать.
–Мамы нету, папы нет, дедушка спит, говорил Афоня сам себе.
Потом он посмотрел на часы-ходики, как они идут. Часы шли долго и скучно:
тик-так, тик-так, будто они баюкали деда, а сами тоже уморились и хотели уснуть.
–Проснись, дедушка, просил Афоня. Ты спишь?
–А? Нету, я не сплю, ответил дедушка Тит с печки.
2
–Ты думаешь? спрашивал Афоня.
–А? Я тут, Афоня, я тут.
–Ты думаешь там?
–А? Нету, я все обдумал, Афонюшка, я смолоду думал.
–Дедушка Тит, а ты все знаешь?
–Все, Афоня, я все знаю.
–А что это, дедушка?
–А чего тебе, Афонюшка?
–А что это все?
–А я уж позабыл, Афоня.
–Проснись, дедушка, скажи мне про все!
А? произнес дедушка Тит.
–Дедушка Тит! Дедушка Тит! звал Афоня. Ты вспомни!
Но дед уже умолк, он опять уснул в покое на русской печи.
Афоня тогда сам залез на печь к дедушке и начал будить его, чтобы он
проснулся. А дед спал и только шептал тихо во сне неслышные слова. Афоня
уморился его будить и сам уснул возле деда, прильнув к его доброй знакомой
груди, пахнувшей теплой землею.
Очнувшись от сна, Афоня увидел, что дед глядит глазами и не спит.
–Вставай, дедушка, сказал Афоня. А дед опять закрыл глаза и уснул.
Афоня подумал, что дед тогда не спит, когда он спит; и он захотел никогда не
спать, чтобы подкараулить деда, когда он совсем проснется.
И Афоня стал ожидать. Часы-ходики тикали, и колесики их поскрипывали и
напевали, баюкая деда.
Афоня тогда слез с печи и остановил маятник у часов. В избе стало тихо.
Слышно стало, как отбивает косу косарь за рекой и тонко звенит мошка под
потолком.
Дедушка Тит очнулся и спросил:
–Ты чего, Афоня? Что-то шумно так стало? Это ты шумел?
–А ты не спи! сказал Афоня. Ты скажи мне про все! А то ты спишь и
спишь, а потом умрешь, мама говорит тебе недолго осталось; кто мне тогда
скажет про все?
–Обожди, дай мне квасу испить, произнес дед и слез с печи.
–Ты опомнился? спросил Афоня.
–Опомнился, ответил дед. Пойдем сейчас белый свет пытать.
Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу.
Там солнце высоко стояло на небе и освещало зреющий хлеб на полях и цветы
на дорожной меже.
Дед повел Афоню полевой дорогой, и они вышли на пастбище, где рос сладкий
клевер для коров, травы и цветы. Дед остановился у голубого цветка, терпеливо
росшего корнем из мелкого чистого песка, показал на него Афоне, потом согнулся
и осторожно потрогал тот цветок.
–Это я сам знаю! протяжно сказал Афоня. А мне нужно, что самое
главное бывает, ты скажи мне про все! А этот цвет растет, он не все!
Дедушка Тит задумался и осерчал на внука.
3
–Тут самое главное тебе и есть!.. Ты видишь — песок мертвый лежит, он
каменная крошка, и более нет ничего, а камень не живет и не дышит, он мертвый
прах. Понял теперь?
–Нет, дедушка Тит, сказал Афоня. Тут понятного нету.
–Ну, не понял, так чего же тебе надо, раз ты непонятливый? А цветок, ты
видишь, жалконький такой, а он живой, и тело себе он сделал из мертвого праха.
Стало быть, он мертвую сыпучую землю обращает в живое тело, и пахнет от него
самого чистым духом. Вот тебе и есть самое главное дело на белом свете, вот тебе
и есть, откуда все берется. Цветок этот самый святой труженик, он из смерти
работает жизнь.
–А трава и рожь тоже главное делают? спросил Афоня.
–Одинаково, сказал дедушка Тит.
–А мы с тобой?
И мы с тобой. Мы пахари, Афонюшка, мы хлебу расти помогаем. А этот вот
желтый цвет на лекарство идет, его и в аптеке берут. Ты бы нарвал их да снес.
Отец-то твой ведь на войне; вдруг поранят его, или он от болезни ослабнет, вот
его и полечат лекарством.
Афоня задумался среди трав и цветов. Он сам, как цветок, тоже захотел теперь
делать из смерти жизнь; он думал о том, как рождаются из сыпучего скучного
песка голубые, красные, желтые счастливые цветы, поднявшие к небу свои
добрые лица и дышащие чистым духом в белый свет.
–Теперь я сам знаю про все! сказал Афоня. Иди домой, дедушка, ты
опять, должно, спать захотел: у тебя глаза белые… Ты спи, а когда умрешь, ты не
бойся, я узнаю у цветов, как они из праха живут, и ты опять будешь жить из
своего праха. Ты, дедушка, не бойся!
Дед Тит ничего не сказал. Он невидимо улыбнулся своему доброму внуку и
пошел опять в избу на печку.
А маленький Афоня остался один в поле. Он собрал желтых цветов, сколько
мог их удержать в охапке, и отнес в аптеку, на лекарства, чтобы отец его не болел
на войне от ран. В аптеке Афоне дали за цветы железный гребешок. Он принес
его деду и подарил ему: пусть теперь дедушка чешет себе бороду тем гребешком.
–Спасибо тебе, Афонюшка, сказал дед. А цветы тебе ничего не сказывали,
из чего они в мертвом песке живут?
–Не сказывали, ответил Афоня. Ты вон сколько живешь, и то не знаешь.
А говорил, что знаешь про все. Ты не знаешь.
–Правда твоя, согласился дед.
–Они молча живут, надо у них допытаться, сказал Афоня. Чего все цветы
молчат, а сами знают?
Дед кротко улыбнулся, погладил головку внука и посмотрел на него, как на
цветок, растущий на земле. А потом дедушка спрятал гребешок за пазуху и опять
заснул.
При выполнении анализа рассказа А.Платонова «Цветок на земле»
обратите внимание на следующие аспекты его художественной организации:
особенности повествовательной структуры (на чью точку зрения
сориентировано повествование?), особенности внешнего облика персонажей и
4
их речевого портрета, назначение пейзажных подробностей, сопровождающих
повествование, и символических образов.
Ваша работа должна представлять собой цельный, связный,
завершенный текст.
Текст №2
Е.Баратынский
Две доли
Дало две доли провидение
На выбор мудрости людской:
Или надежду и волнение,
Иль безнадежность и покой.
Верь тот надежде обольщающей,
Кто бодр неопытным умом,
Лишь по молве разновещающей
С судьбой насмешливой знаком.
Надейтесь, юноши кипящие!
Летите: крылья вам даны;
Для вас и замыслы блестящие,
И сердца пламенные сны!
Но вы, судьбину испытавшие,
Тщету утех, печали власть,
Вы знанье бытия приявшие,
Себе на тягостную часть!
Гоните прочь их рой прельстительный;
Так! доживайте жизнь в тиши
И берегите хлад спасительный
Своей бездейственной души.
Своим бесчувствием блаженные,
Как трупы мертвых из гробов,
Волхва словами пробужденные,
Встают со скрежетом зубов,
Так вы, согрев в душе желания,
Безумно вдавшись в их обман,
Проснетесь только для страдания,
Для боли новой прежних ран.
1823
При выполнении анализа произведения Е.Баратынского «Две доли»
обратите внимание на следующие аспекты его художественной организации:
жанр произведения, соотношение мечты и реальности, прошлого и настоящего,
5
особенности поэтической адресации, специфику фонетической организации
текста, особенности строфической и синтаксической структуры текста.
Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный
текст.
Задание №2
Как известно, Н.В. Гоголь предварил основной текст “Ревизора”
“Замечаниями для господ актеров”, в которых предложил краткие, но емкие
описания “Характеров и костюмов” наиболее важных действующих лиц. Вот как,
например, охарактеризованы Бобчинский и Добчинский: “Оба низенькие,
коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с
небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много
помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и сурьезнее
Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского”.
Выступите в роли “соавторов” Д.И.Фонвизина, придумав
подобные гоголевским “замечания” для актеров, исполняющих роли трех
персонажей комедии «Недоросль». Ориентировочный объем характеристики
каждого из выбранных вами персонажей – 50-100 слов. При составлении
“замечаний” учитывайте специфику драматургического жанра и речевой
колорит воспроизводимой в пьесе эпохи.
6
10 класс
Задание №1
Выполните комплексный анализ ОДНОГО из предложенных текстов
(на выбор).
Текст №1
А.П.Чехов
Дачники
По дачной платформе взад и вперед прогуливалась парочка недавно
поженившихся супругов. Он держал ее за талию, а она жалась к нему, и оба были
счастливы. Из-за облачных обрывков глядела на них луна и хмурилась: вероятно,
ей было завидно и досадно на свое скучное, никому не нужное девство.
Неподвижный воздух был густо насыщен запахом сирени и черемухи. Где-то, по
ту сторону рельсов, кричал коростель...
Как хорошо, Саша, как хорошо! говорила жена. Право, можно
подумать, что всё это снится. Ты посмотри, как уютно и ласково глядит этот
лесок! Как милы эти солидные, молчаливые телеграфные столбы! Они, Саша,
оживляют ландшафт и говорят, что там, где-то, есть люди... цивилизация... А
разве тебе не нравится, когда до твоего слуха ветер слабо доносит шум идущего
поезда?
Да... Какие, однако, у тебя руки горячие! Это оттого, что ты волнуешься,
Варя... Что у нас сегодня к ужину готовили?
Окрошку и цыпленка... Цыпленка нам на двоих довольно. Тебе из города
привезли сардины и балык.
Луна, точно табаку понюхала, спряталась за облако. Людское счастье
напомнило ей об ее одиночестве, одинокой постели за лесами и долами...
Поезд идет! — сказала Варя. — Как хорошо!
Вдали показались три огненные глаза. На платформу вышел начальник
полустанка. На рельсах там и сям замелькали сигнальные огни.
Проводим поезд и пойдем домой, сказал Саша и зевнул. Хорошо
нам с тобой живется, Варя, так хорошо, что даже невероятно!
Темное страшилище бесшумно подползло к платформе и остановилось. В
полуосвещенных вагонных окнах замелькали сонные лица, шляпки, плечи...
Ах! Ах! послышалось из одного вагона. Варя с мужем вышла нас
встретить! Вот они! Варенька!.. Варечка! Ах!
Из вагона выскочили две девочки и повисли на шее у Вари. За ними
показались полная пожилая дама и высокий, тощий господин с седыми бачками,
потом два гимназиста, навьюченные багажом, за гимназистами гувернантка, за
гувернанткой бабушка.
А вот и мы, а вот и мы, дружок! начал господин с бачками, пожимая
Сашину руку. Чай, заждался! Небось, бранил дядю за то, что не едет! Коля,
Костя, Нина, Фифа... дети! Целуйте кузена Сашу! Все к тебе, всем выводком, и
денька на три, на четыре. Надеюсь, не стесним? Ты, пожалуйста, без церемонии.
Увидев дядю с семейством, супруги пришли в ужас. Пока дядя говорил и
целовался, в воображении Саши промелькнула картина: он и жена отдают гостям
свои три комнаты, подушки, одеяла; балык, сардины и окрошка съедаются в одну
7
секунду, кузены рвут цветы, проливают чернила, галдят, тетушка целые дни
толкует о своей болезни олитер и боль под ложечкой) и о том, что она
урожденная баронесса фон Финтих...
И Саша уже с ненавистью смотрел на свою молодую жену и шептал ей:
Это они к тебе приехали... чёрт бы их побрал!
Нет, к тебе! отвечала она, бледная, тоже с ненавистью и со злобой.
Это не мои, а твои родственники!
И обернувшись к гостям, она сказала с приветливой улыбкой:
Милости просим!
Из-за облака опять выплыла луна. Казалось, она улыбалась; казалось, ей
было приятно, что у нее нет родственников. А Саша отвернулся, чтобы скрыть от
гостей свое сердитое, отчаянное лицо, и сказал, придавая голосу радостное,
благодушное выражение:
Милости просим! Милости просим, дорогие гости!
1885
При выполнении анализа рассказа А.П.Чехова «Дачники» обратите
внимание на следующие аспекты его художественной организации: сюжетно-
композиционные особенности, художественные детали, раскрывающие
характеры персонажей, соотношение мыслимого и написанного, назначение
пейзажных подробностей, сопровождающих повествование.
Ваша работа должна представлять собой цельный, связный,
завершенный текст.
Текст №2
Ф.И. Тютчев
* * *
Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла —
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его — лови скорей!
Смотри — оно уж побледнело,
Еще минута, две — и что ж?
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь и живешь.
1865
8
При выполнении анализа произведения Ф.И.Тютчева «Как
неожиданно и ярко…» обратите внимание на следующие аспекты его
художественной организации: принципы отбора объектов природного мира и
их расположение в пространстве, изображение подробностей поэтического
пейзажа и его соотношение с образом лирического героя, специфику
фонетической организации текста, особенности строфической и
синтаксической структуры текста.
Ваша работа должна представлять собой цельный, связный,
завершенный текст.
Задание №2
Как известно, Н.В. Гоголь предварил основной текст “Ревизора”
“Замечаниями для господ актеров”, в которых предложил краткие, но емкие
описания “Характеров и костюмов” наиболее важных действующих лиц. Вот как,
например, охарактеризованы Бобчинский и Добчинский: “Оба низенькие,
коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с
небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много
помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и сурьезнее
Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского”.
Выступите в роли “соавторов” А.Н.Островского, придумав
подобные гоголевским “замечания” для актеров, исполняющих роли трех
персонажей одного из произведений драматурга. Ориентировочный объем
характеристики каждого из выбранных вами персонажей 50-100 слов. При
составлении замечаний” учитывайте специфику драматургического жанра
и речевой колорит воспроизводимой в пьесе эпохи.
9
11 класс
Задание №1
Выполните комплексный анализ ОДНОГО из предложенных текстов
(на выбор).
Текст №1
И.А. Бунин
Холодная осень
В июне того года он гостил у нас в имении - всегда считался у нас своим
человеком: покойный отец его был другом и соседом моего отца. Пятнадцатого
июня убили в Сараеве Фердинанда. Утром шестнадцатого привезли с почты газеты.
Отец вышел из кабинета с московской вечерней газетой в руках в столовую, где он,
мама и я еще сидели за чайным столом, и сказал:
- Ну, друзья мои, война! В Сараеве убит австрийский кронпринц. Это война!
На Петров день к нам съехалось много народу, - были именины отца, - и за
обедом он был объявлен моим женихом. Но девятнадцатого июля Германия
объявила России войну...
В сентябре он приехал к нам всего на сутки - проститься перед отъездом на фронт
(все тогда думали, что война кончится скоро, и свадьба наша была отложена до
весны). И вот настал наш прощальный вечер. После ужина подали, по
обыкновению, самовар, и, посмотрев на запотевшие от его пара окна, отец сказал:
- Удивительно ранняя и холодная осень!
Мы в тот вечер сидели тихо, лишь изредка обменивались незначительными
словами, преувеличенно спокойными, скрывая свои тайные мысли и чувства. С
притворной простотой сказал отец и про осень. Я подошла к балконной двери и
протерла стекло платком: в саду, на черном небе, ярко и остро сверкали чистые
ледяные звезды. Отец курил, откинувшись в кресло, рассеянно глядя на висевшую
над столом жаркую лампу, мама, в очках, старательно зашивала под ее светом
маленький шелковый мешочек, - мы знали какой, - и это было и трогательно и
жутко. Отец спросил:
- Так ты все-таки хочешь ехать утром, а не после завтрака?
- Да, если позволите, утром, - ответил он. - Очень грустно, но я еще не совсем
распорядился по дому.
Отец легонько вздохнул:
- Ну, как хочешь, душа моя. Только в этом случае нам с мамой пора спать, мы
непременно хотим проводить тебя завтра...
Мама встала и перекрестила своего будущего сына, он склонился к ее руке, потом
к руке отца. Оставшись одни, мы еще немного побыли в столовой, - я вздумала
раскладывать пасьянс, - он молча ходил из угла в угол, потом спросил:
- Хочешь пройдемся немного?
На душе у меня делалось все тяжелее, я безразлично отозвалась:
- Хорошо...
Одеваясь в прихожей, он продолжал что-то думать, с милой усмешкой вспомнил
стихи Фета:
Какая холодная осень!
Надень свою шаль и капот...
10
- Капота нет, - сказала я. - А как дальше?
- Не помню. Кажется, так:
Смотри - меж чернеющих сосен
Как будто пожар восстает...
- Какой пожар?
- Восход луны, конечно. Есть какая-то деревенская осенняя прелесть в этих
стихах. "Надень свою шаль и капот..." Времена наших дедушек и бабушек... Ах,
Боже мой, Боже мой!
- Что ты?
- Ничего, милый друг. Все-таки грустно. Грустно и хорошо. Я очень, очень
люблю тебя...
Одевшись, мы прошли через столовую на балкон, сошли в сад. Сперва было так
темно, что я держалась за его рукав. Потом стали обозначаться в светлеющем небе
черные сучья, осыпанные минерально блестящими звездами. Он, приостановясь,
обернулся к дому:
- Посмотри, как совсем особенно, по-осеннему светят окна дома. Буду жив, вечно
буду помнить этот вечер...
Я посмотрела, и он обнял меня в моей швейцарской накидке. Я отвела от лица
пуховый платок, слегка отклонила голову, чтобы он поцеловал меня. Поцеловав, он
посмотрел мне в лицо.
- Как блестят глаза, - сказал он. - Тебе не холодно? Воздух совсем зимний. Если
меня убьют, ты все-таки не сразу забудешь меня?
Я подумала: вдруг правда убьют? и неужели я все-таки забуду его в какой-то
срок - ведь все в конце концов забывается?" И поспешно ответила, испугавшись
своей мысли:
- Не говори так! Я не переживу твоей смерти!
Он, помолчав, медленно выговорил:
- Ну что ж, если убьют, я буду ждать тебя там. Ты поживи, порадуйся на свете,
потом приходи ко мне.
Я горько заплакала...
Утром он уехал. Мама надела ему на шею тот роковой мешочек, что зашивала
вечером, - в нем был золотой образок, который носили на войне ее отец и дед, - и мы
все перекрестили его с каким-то порывистым отчаянием. Глядя ему вслед, постояли
на крыльце в том отупении, которое всегда бывает, когда проводишь кого-нибудь на
долгую разлуку, чувствуя только удивительную несовместность между нами и
окружавшим нас радостным, солнечным, сверкающим изморозью на траве утром.
Постояв, вошли в опустевший дом. Я пошла по комнатам, заложив руки за спину, не
зная, что теперь делать с собой и зарыдать ли мне или запеть во весь голос...
Убили его - какое странное слово! - через месяц, в Галиции. И вот прошло с тех
пор целых тридцать лет. И многое, многое пережито было за эти годы, кажущиеся
такими долгими, когда внимательно думаешь о них, перебираешь в памяти все то
волшебное, непонятное, непостижимое ни умом, ни сердцем, что называется
прошлым. Весной восемнадцатого года, когда ни отца, ни матери уже не было в
живых, я жила в Москве, в подвале у торговки на Смоленском рынке, которая все
издевалась надо мной: "Ну, ваше сиятельство, как ваши обстоятельства?" Я тоже
занималась торговлей, продавала, как многие продавали тогда, солдатам в папахах и
расстегнутых шинелях кое-что из оставшегося у меня, - то какое-нибудь колечко, то
11
крестик, то меховой воротник, побитый молью, и вот тут, торгуя на углу Арбата и
рынка, встретила человека редкой, прекрасной души, пожилого военного в отставке,
за которого вскоре вышла замуж и с которым уехала в апреле в Екатеринодар. Ехали
мы туда с ним и его племянником, мальчиком лет семнадцати, тоже пробиравшимся
к добровольцам, чуть не две недели, - я бабой, в лаптях, он в истертом казачьем
зипуне, с отпущенной черной с проседью бородой, - и пробыли на Дону и на Кубани
больше двух лет. Зимой, в ураган, отплыли с несметной толпой прочих беженцев из
Новороссийска в Турцию, и на пути, в море, муж мой умер в тифу. Близких у меня
осталось после того на всем свете только трое: племянник мужа, его молоденькая
жена и их девочка, ребенок семи месяцев. Но и племянник с женой уплыли через
некоторое время в Крым, к Врангелю, оставив ребенка на моих руках. Там они и
пропали без вести. А я еще долго жила в Константинополе, зарабатывая на себя и на
девочку очень тяжелым черным трудом. Потом, как многие, где только не скиталась
я с ней! Болгария, Сербия, Чехия, Бельгия, Париж, Ницца... Девочка давно выросла,
осталась в Париже, стала совсем француженкой, очень миленькой и совершенно
равнодушной ко мне, служила в шоколадном магазине возле Мадлэн, холеными
ручками с серебряными ноготками завертывала коробки в атласную бумагу и
завязывала их золотыми шнурочками; а я жила и все еще живу в Ницце чем Бог
пошлет... Была я в Ницце в первый раз в девятьсот двенадцатом году - и могла ли
думать в те счастливые дни, чем некогда станет она для меня!
Так и пережила я его смерть, опрометчиво сказав когда-то, что я не переживу ее.
Но, вспоминая все то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же
все-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер.
Ужели он был когда-то? Все-таки был. И это все, что было в моей жизни, -
остальное ненужный сон. И я верю, горячо верю: где-то там он ждет меня - с той же
любовью и молодостью, как в тот вечер. "Ты поживи, порадуйся на свете, потом
приходи ко мне..." Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду.
3 мая 1944
При выполнении анализа рассказа И.А. Бунина «Холодная осень»
обратите внимание на следующие аспекты его художественной организации:
сюжетно-композиционные особенности, специфику изображения
художественного времени и пространства, назначение пейзажных
подробностей, сопровождающих повествование, художественные детали,
раскрывающие характеры персонажей.
Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный
текст.
Текст №2
А.Блок
* * *
Петроградское небо мутилось дождем,
На войну уходил эшелон.
Без конца - взвод за взводом и штык за штыком
Наполнял за вагоном вагон.
В этом поезде тысячью жизней цвели
12
Боль разлуки, тревоги любви,
Сила, юность, надежда... В закатной дали
Были дымные тучи в крови.
И, садясь, запевали Варяга одни,
А другие - не в лад - Ермака,
И кричали ура, и шутили они,
И тихонько крестилась рука.
Вдруг под ветром взлетел опадающий лист,
Раскачнувшись, фонарь замигал,
И под черною тучей веселый горнист
Заиграл к отправленью сигнал.
И военною славой заплакал рожок,
Наполняя тревогой сердца.
Громыханье колес и охрипший свисток
Заглушило ура без конца.
Уж последние скрылись во мгле буфера,
И сошла тишина до утра,
А с дождливых полей всё неслось к нам ура,
В грозном клике звучало: пора!
Нет, нам не было грустно, нам не было жаль,
Несмотря на дождливую даль.
Это - ясная, твердая, верная сталь,
И нужна ли ей наша печаль?
Эта жалость - ее заглушает пожар,
Гром орудий и топот коней.
Грусть - ее застилает отравленный пар
С галицийских кровавых полей...
1 сентября 1914
При выполнении анализа произведения А.А. Блока «Петроградское небо
мутилось дождем…» обратите внимание на следующие аспекты его
художественной организации: специфику изображения художественного
пространства (соотношение личного и общего планов, «природного» и
«человеческого»), соотношение визуальных и акустических подробностей
изображаемой картины мира, назначение образов-символов, специфику
фонетической организации текста, особенности строфической и
синтаксической структуры текста.
Ваша работа должна представлять собой цельный, связный,
завершенный текст.
13
Задание №2
Как известно, Н.В. Гоголь предварил основной текст “Ревизора”
“Замечаниями для господ актеров”, в которых предложил краткие, но емкие
описания “Характеров и костюмов” наиболее важных действующих лиц. Вот как,
например, охарактеризованы Бобчинский и Добчинский: “Оба низенькие,
коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с
небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много
помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и сурьезнее
Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского”.
Выступите в роли “соавторов” А.П. Чехова, придумав
подобные гоголевским “замечания” для актеров, исполняющих роли трех
персонажей одного из произведений драматурга. Ориентировочный объем
характеристики каждого из выбранных вами персонажей 50-100 слов. При
составлении замечаний” учитывайте специфику драматургического жанра
и речевой колорит воспроизводимой в пьесе эпохи.