Разработка урока "Они пели страдания народные"

Разработка урока по литературе
Они пели страдания народные…
Гайсина Равиля Закиряновна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Амикеевская СОШ»
Муслюмовский район ,Республика Татарстан
Они пели страдания народные…
Цели урока:
1.Развитие знаний учащихся по творчеству татарского поэта Г.Тукая и
русского поэта Н.А.Некрасова.(2011 год в Республике Татарстан был
объявлен годом Г.Тукая, со дня рождения125 лет, а Н.А.Некрасову-190 лет)
2.Формирование умений и навыков самостоятельной исследовательской
работы.
3.Развитие творческого и ассоциативного мышления, умения анализировать
и сопоставлять художественные произведения.
4.Воспитание тактичности и чувства коллективизма(в ходе групповой
работы).
5.Воспитание нравственных качеств, эстетического вкуса учащихся
Оборудование: презентация к уроку, портреты поэтов, выставка книг.
Подготовка к уроку
Раздаются задания исследовательским группам (поисковые листы),
проводятся групповые и индивидуальные консультации( важно бережно
отнестись к мнениям учащихся), предлагается список литературы и книги по
теме урока, имеющиеся в кабинете и библиотеке.
Класс распределяется на 7 групп. Парты расставляются так, чтобы ученики
могли работать вместе. У каждой группы- таблички с условными названиями:
«Знакомство Г.Тукая с творчеством Н.А.Некрасова», «Тема поэта и поэзии в
творчестве поэтов», «Жизнь народа в творчестве г.Тукая и н.Некрасова»,
«Сатира в творчестве поэтов»,»Тема женской доли», «Тема борцов за
свободу», «Тема просвещения»
l этап урока-организационный.
Учитель объявляет тему урока и просит ребят записать ее.
ll этап урока-обсуждение в группах результатов исследовательской работы,
выбор выступающих.
lll этап- выступление старших в группах (выступающих может несколько, но
время ограничено –не более 5 минут.)
Поисковый лист 1-й группы
Направление исследования: знакомство Г.Тукая с творчеством русского
поэта Н.А.Некрасова.
Вопросы и задания
1.Когда Г.Тукай познакомился с творчеством Н.А.Некрасова?
2.Что узнали из воспоминаний переводчика стихов Г.Тукая П.А.Радимова?
Результаты исследования
Могучая некрасовская поэзия борьбы и труда на каждом этапе
освободительного движения в России все более раскрывала свое идейно-
художественное богатство. Высоко почитаемый современниками, Некрасов
уже в 19 веке завоевал умы прогрессивных представителей общества. Его
поэтические произведения, основанные на принципе:
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденья, за любовь…
Иди и гибни безупречно,
Умрешь недаром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь-
Всегда являлись большой действенной силой, расширяя круг своего
идейного и эстетического влияния на общество и литературу. Все это не
могли не видеть не только передовые русские писатели, но и лучшие
представители искусства и литературы других народов. В татарской
литературе одним из первых пропагандистов русского поэта Некрасова стал
Г.Тукай. Творчество самого Габдуллы Тукая по своему характеру оказалось
наиболее близким именно к Некрасову.
Эту близость Тукая к Некрасову отмечали многие, и в этом числе
известный татарский писатель А.Файзи: «Более всего Тукай тяготел к
Н.А.Некрасову, который привлекал его народностью и социальной
заостренностью своего творчества»
Тукай услышал о Некрасове и познакомился с его произведениями еще
в Уральске. Работая наборщиком в типографии местной газеты «Уралец»,
Тукай непосредственно соприкасался с материалами этой газеты,
пропагандирующими революционную поэзию Некрасова. В конце 1902 года
на страницах «Уральца» публиковались материалы, посвященные 25-летию
со дня смерти поэта-гражданина. Так, в №121 от 13 октября 1902 года было
напечатано обращение к читателям Уральска с призывом чествовать
Н.А.Некрасова. Своеобразное участие в чествовании памяти русского поэта
принял и Г.Тукай - он читал рабочим типографии стихотворение Некрасова
«Наборщики»:
Кто выдумал газетный
Бесчеловечный лист?
От частой недосыпки,
От пыли, от свинца
Мы все здоровьем хлипки,
Все зелены с лица,
Хоть целый свет обрыщешь,
И в самых рудниках
Тошней труда не сыщешь-
Мы вечно на ногах.
Как видим, первоначальная « встреча» Тукая с поэзией Некрасова была
вызвана повышенным интересом прогрессивной общественности к имени и
творчеству русского поэта-демократа. Некрасовская поэзия «мести и печали»
вошла в духовный мир Тукая рано и глубоко. Позднее Г.Тукай стал
переводить стихи Некрасова на татарский язык. Перевод Тукая отличался
точностью передачи некрасовской мысли.
О близости поэзии Некрасова к творчеству Тукая говорится и в
воспоминаниях одного из переводчиков Г.Тукая на русский язык известного
поэта и художника П.А.Радимова. П.А.Радимов жил в Казани в пору расцвета
творчества Тукая, был знаком со многими прогрессивными татарскими
писателями . Вот что он рассказывает:
«С Казанью у меня связаны воспоминания о моей работе и как поэта и
как художника. Я прожил в Казани с 1906 по 1930 год. Впервые же меня
познакомили с Тукаем мои ученики по Второму реальному училищу, где я
был преподавателем литературы и искусства. Я не помню фамилии моих
учеников, но хорошо помню их с книжечками Тукая в руках. Вот они и
привлекли мое внимание к стихам замечательного татарского поэта… Я
очень полюбил Тукая и стал его переводить. Мне самому более всего
нравится перевод стихотворения «Көзге җилләр” («Осенние ветры»). Это
очень хорошее стихотворение Тукая, передающее трагедию народа в
голодный 1911 год. Я был свидетелем этих страданий народа и хорошо
понимал чувство татарского поэта…
Я считаю, что по особенностям своего творчества Тукай близок к Некрасову.
Когда я переводил Тукая, часто вспоминал Русского поэта-демократа
Некрасова. Они оба - певцы горя народного и мечтатели о его лучшей
судьбе. Я до сих пор сохранил хорошую память о Тукае».
Поисковый лист 2-й группы
Направление исследования: близость творчества Г.Тукая и Н.А.Некрасова,
тема поэта и поэзии в творчестве этих поэтов.
Вопросы и задания
1.Анализ стихотворения Н.Некрасова «Поэт и гражданин». Роль поэта в
обществе.
2.Анализ стихотворения Г.Тукая «Поэт». Задачи поэта.
Результаты исследования
Докажем близость творчества Тукая к поэзии Некрасова на примерах. Есть у
Тукая замечательное стихотворение «Поэт». По степени понимания роли
поэта в обществе оно близко к некрасовскому «Поэту и гражданину». Как и
Некрасов, Тукай заявляет:
Душе состариться не дам я никогда,
Она останется сильна и молода.
Пока огонь стиха горит в груди моей,
Я годен для борьбы, я старости сильней.
(Перевод С.Липкина)
Убежденный гуманист, Тукай сливает задачи поэта с целями
гражданского служения народу. Этой стороной своего творчества Тукай
более всего приближается к некрасовской «музе мести и печали». Стихи
Некрасова вызывали недовольство существующими порядками в
самодержавной России. Особенная черта творчества обоих поэтов -
демократическая ненависть.
Поэт трибун, поэт гражданин, сознавая всю трудность избранного
им пути, Тукай бросал вызов реакционерам всех мастей:
Паразитам, обиралам стих мой кажется кинжалом,
В жизни есть у них одно лишь: грабить, жалости не зная!
Прекрати писать, Тукаев, есть острог у негодяев,
Повисеть в петле заставят,- помолчи, душа шальная!
Не страшны мне их угрозы, жгут меня народа слезы,
Я пишу, добру и правде никогда не изменяя.
(«Паразитам», 1906.Перевод Р. Морана.)
Как это родственно некрасовским представлениям о роли поэта-борца:
Ему тяжелый жребий пал,
Но доли лучшей он не просит:
Он как свои, на теле носит
Все язвы родины моей.
Горячо и последовательно отстаивая принципы народности и
гражданственности в поэзии, Некрасов и Тукай создавали произведения,
проникнутые духом современности. Тукай стал властителем дум потому, что
его произведения были остро современными, что он обладал способностью
подчинять свой художественный талант первоочередным задачам
современной ему жизни.
Поисковый лист 3-й группы
Направление исследования: Жизнь народа в творчестве Г.Тукая и
Н.Некрасова.
Вопросы и задания
1.Сравнительный анализ стихотворений «Осенние ветры»,«Дача»
Г.Тукая и «Размышления у парадного подъезда» Н.Некрасова.
Результаты исследования:
Близость Тукая к Некрасову выражается ,главным образом, в том, что какая
бы сторона народной жизни ни воплощалось в произведениях татарского
поэта, она всегда выражала настроения трудящихся масс. Начиная с 1911
года социальные противоречия в России, прежде лишь называвшиеся,
обозначавшиеся, занимают центральное место в творчестве поэта. Возьмем
стихотворение Тукая «Дача», которое он опубликовал с припиской «В
память о путешествии по Волге». В 1911 году все Поволжье охватил
страшный голод. Основную причину голода поэт видел в том, что народ был
ограблен богачами. Такую сцену, когда богач пользуется своим положением,
можно было наблюдать в каждом порту, он заказывал себе целый пароход. У
меня нет сведений о том, как это стихотворение написано. Тем не менее это
можно легко представить. Поэт не раз выходил, полюбоваться берегами, на
верхнюю палубу, где «узенькие» дамочки, развалившись в плетеных креслах,
кокетливо обмахивались веерами, любезничали кавалерами. Один из них
привлек его внимание. «Расфрантился как! Знать, немало шкур снял с
людей». Медленно и надменно прохаживался господин по палубе, не
обращая ни на кого внимания, прямой, словно аршин проглотил. На одной из
пристаней господин в сопровождении носильщиков, сохраняя все ту же
спесивую, горделивую осанку, сходит на берег и садится в фаэтон. И
воображение поэта рисует картину прибытия господина на дачу в голодную,
обездоленную деревню, где его особняк стоит напротив развалившихся
почерневших изб, как райская обитель против адских котлов. Тукай выразил
гневный протест против существующих законов, по которым жизнь одних
проходит в роскоши, а других - в вопиющей нищете. По способу выражения
этих идей произведение Тукая напоминает некрасовские «Размышления у
парадного подъезда». Нам известно история написания этого стихотворения.
В 1860 году за границей в газете «Колокол» (показ обложки) впервые было
напечатано стихотворение , которое издатель газеты, а это был Герцен,
сопроводил примечанием: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода
стихотворение нет возможности не поместить». В газете стихотворение
напечатано под названием «У парадного крыльца». Толчком к созданию
стихотворения послужили непосредственные наблюдения Некрасова. Вот что
пишет об этом его друг и помощник А.Я.Панаева: «Я встала рано и, подойдя
к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы
парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ.
Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое. По всей
вероятности, крестьяне желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку
явились к дому. Швейцар, выметал лестницу, прогнал их,; они укрылись за
выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и
промокая на дожде. Я пошла к Некрасову и рассказала ему о виденной мною
сцене. Он подошел к окну в тот момент, когда дворники дома и городовой
гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов сжал губы и нервно
пощипывал усы; потом быстро отошел от окна и улегся опять на диване.
Через два часа он прочел мне мне стихотворение «У парадного подъезда»
(Слайд о стих.)
У Некрасов, с одной стороны, «владелец роскошных палат»,
«считающий жизнью завидною упоение лестью бесстыдною, волокитство,
обжорство, игру», с другой, - люди, несущие «неисходное горе в сердцах»,-
крестьяне-ходоки.
У Тукая мы видим подобное же противопоставление:
Оскорбить народ богачу коль на ум придет,
Первым делом он для себя наймет пароход.
На народ смотреть и не хочет он, тот богач,
Он спешит туда, где давно его дача ждет.
Если станет вдруг за такую спесь солнце жечь,
Он раскроет зонт, заберется в тень - пусть, мол, жжет1
Расфрантился как! Знать, немало, шкур снял с людей!
Вот бы вместе с ним да пошел на дно пароход.
(Перевод В.Тушновой.)
Оба поэта обличили виновников народного горя, стремились
взволновать читателей, призвать их к свершению революционного подвига.
Мрачные впечатления при виде бедствий народных рождают строки из
стихотворения «Осенние ветры» Тукая:
Осень. Ночь. Уснуть нет силы. За стеною ветер плачет.
То не ветер - люд голодный в страхе смерти лютой плачет.
«Мой любимый сын, рабочий, не имеет корки хлеба»,-
Это мать-земля родная, к нам заботливая, плачет.
( Перевод П.Радимова.)
Как близок Тукай к Некрасову, к тому, что писал русский поэт о
страданиях народа:
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
Под телегой, ночуя в степи…
( «Размышления у парадного подъезда».)
Однако в приведенных стихотворениях Некрасова и Тукая есть и
существенные различия. Некрасов обращается к «родной земле» со словами:
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал.
Поэт подсказывает читателю мысль: что нужно делать, чтобы «родная
земля» не слышала стонов народа. Естествен поэтому вопрос, обращенный к
народу:
Ты проснешься ль, исполненный сил?
Так Некрасов выражал революционные стремления прогрессивных
кругов русского общества той поры.
Тукай не обращается к «родной земле» с подобным вопросом.
Содрогаясь при виде жестокой картины угнетения бедняков, в стихотворении
Тукая «земля» сама заплакала. Если некрасовские ходоки еще надеются на
милость вельмож, то в эпоху, когда жил Тукай, люди уже перестали
возлагать на них надежды, научились им не верить. Здесь уже отражено
другое время, время, когда в освободительное движение включались все
новые и новые слои широких трудящихся масс, когда уже свершился первый
натиск революционной бури и начинал созревать следующий, еще более
мощный.
Поисковый лист 4-й группы
Направление исследования: сатира в творчестве Г.Тукая и
Н.А.Некрасова.
Вопросы и задания
1.Что такое сатира?
2.В каких стихотворениях поэтов можно наблюдать прием сатиры?
Результаты исследования
Одной из характерных черт, сближающих Тукая с Некрасовым,
является сатира. Сатира Тукая была новым явлением в татарской литературе.
Тукай создал жанр политической сатиры. Поэт, несомненно, использовал
традиции русской сатиры, в частности сатирической поэзии Некрасова.
В поэме «Современники» Некрасов нарисовал сатирический образ
барина:
Князь Иван-колосс по брюху,
Руки - род пуховика,
Пьедесталом служит уху
Ожиревшая щека.
Тукай в стихотворении «Паразитам» нарисовал сходный портрет
представителя господствующих классов:
Он узколоб и толстобрюх,
Аристократ и паразит,
И так обжора жрет,
Что взор лишь в удивлении глядит.
( Перевод С.Липкина .)
У Некрасова - скрытая ирония, показано умственное убожество
«героя». Тукай идет дальше, он более резок и категоричен, он отрицает
аристократа- паразита, рисует неизбежность его гибели .
Поисковый лист 5-й группы
Исследовательское направление: «Женская доля» в творчестве
Г.Тукая и Н.А.Некрасова.
Вопросы и задания
1.Как отражается «женская доля» в творчестве Г.Тукая и Н.А.
Некрасова?
2.В каких стихотворениях и как изображается судьба женщины?
Результаты исследования
Важной темой, сближающей Тукая с Некрасовым, является еще
изображение «женской доли». В русской поэзии честь великого заступника
женщин бесспорно принадлежит Некрасову. Никто из поэтов 19 века не смог
выразить так ярко всю глубину горя и печали русской женщины- труженицы
и изобразить окружающую ее обстановку социальной несправедливости, как
это сделал Некрасов.
Г.Тукай также не отделял женский вопрос от других проблем общественного
развития, от целостного показа жизни всего татарского народа.
Некрасов связывал сущность своего поэтического творчества с образом
замученной женщины- крестьянки, принимая ее за сестру вдохновения:
Вчерашний день, часу в шестом
Зашел я на Сенную,
Там били женщину одну - крестьянку молодую,
Ни звука из ее груди - лишь
Бич свистел, играя,
И Музе я сказал: «Гляди-
Сестра твоя родная».
(«Вчерашний день, часу в шестом…»)
Тукаю также близок образ униженной женщины. Он писал о женщине-
татарке, которая испытывала самый многосторонний гнет, еще
усиливавшийся законами шариата.
Словно листья, желты твои щеки,
Ты стоишь на углу у столба…
Погляжу- и сжимается сердце,-
Как печальна такая судьба!
…Ты стоишь и не видишь поэта,
И не знаешь, что мимо тебя
Он проходит с истерзанным сердцем,
О судьбе твоей горькой скорбя.
(«Опозоренной татарской девушке», 1909г. Перевод В.Тушновой.)
В биографиях двух поэтов-Некрасова и Тукая - при всем различии их
социального происхождения было и нечто общее: оно касалось отношения
писателей к женщине- матери. У поэтов, рано лишившихся домашнего крова
и семейного очага, увидевших горе своих матерей, было чувство горькой
обиды за женщину-мать. На основе воспоминаний о детстве Некрасов в
стихотворении «Родина» воссоздал полный трагизма образ своей матери:
Вот темный, темный сад… Чей лик в аллее дальней
Мелькает меж ветвей, болезненно-печальный?
Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!
Кто жизнь твою сгубил… О! знаю, знаю я!
Навеки отдана угрюмому невежде,
Не предавалась ты несбыточной надежде-
Тебя пугала мысль восстать против судьбы,
Ты жребий свой несла в молчании рабы…
Обстоятельства жизни Г.Тукая были иные. Но и у него волнующие
воспоминания детства связаны с образом матери- страдалицы. «До сих
пор…помню,- писал Тукай в своих воспоминаниях, - увидев, как выносят
мою покойную мать, я, босой, с непокрытой головой, вылез из- под ворот и
долго бежал за процессией, захлебываясь слезами: «Верните маму! Отдайте
маму!». (Г.Тукай. Избранное в двух томах, том 2.Казань, Таткнигоиздат,1961,
стр.183.) Матери посвятил Тукай одно из лучших своих стихотворений
«Разбитая надежда» (1910г.)
Образ матери у Тукая несет в себе мысль о трагической судьбе самого
дорогого человека на земле. В мире насилия и гнета мать, рождая человека,
рождает еще одну тяжелую судьбу- таков грустный смысл стихотворения.
Оба поэта не создали еще образа героини, сознательно вставшей на путь
борьбы.
Поисковый лист 6-й группы
Направление исследования: тема «борцов за свободу» в творчестве
Г.Тукая и Н.А.Некрасова.
Вопросы и задания
1.Кого можем назвать борцом за свободу? Примеры.
2.Анализ стихотворения Г.Тукая «Светлой памяти Хусаина» и «Памяти
Добролюбова» Н.А.Некрасова.
Результаты исследования
Еще одной из важных тем творчества Г.Тукая, сближающих его с
Некрасовым, является изображение личности, внутренне одухотворенной
идеалами борьбы за свободу народа. Такая личность изображается в
стихотворении Тукая «Светлой памяти Хусаина»(1912г). Тукаю удалось ярко
запечатлеть черты Х.Ямашева, революционера:
Словно море, сочетал в себе он силу с красотой,
Среди созвездий он сверкал недосягаемой звездой…
Тукай видит в Х.Ямашеве великого гуманиста, мысли которого
подобны лучам, согревающим людские сердца. Он подчеркивает огромную
любовь Х.Ямашева к беднякам, его честное и бескорыстное служение
интересам народа.
Ямашев поднят поэтом до степени образца для подражания:
Он, пройдя сквозь скверны жизни, чистоту свою сберег,
Сохранил в невзгодах жизни он своей души наряд.
Мы остановились на стихотворении Тукая «Светлой памяти Хусаина»
потому, что приближает татарского поэта к тому циклу произведений
Некрасова, которые можно назвать гимнами деятелям революции. К числу
таких стихотворений Некрасова можно отнести стихотворения разных лет:
«Белинский», «Памяти Добролюбова», «Н.Г.Чернышевский» и другие.
Строки из стихотворения «Памяти Добролюбова»:
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.
Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал, ты чистоту хранил…
И далее:
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
Произведение Тукая «Светлой памяти Хусаина», как видим, имеет тот
же смысл и характер: Хусаин Ямашев, деятель революции, кристально
чистый человек, перед которым с благоговением должны склонить голову
люди.
Поисковый лист 7-й группы
Направление исследования: тема образования, просвещения в
творчестве Г.Тукая и Н.А.Некрасова.
Вопросы и задания
1.На примере стихотворения «Школьник» Н.А.Некрасова и «Шакирд,
или одна встреча» Г.Тукая докажите отношение поэтов к образованию.
Результаты исследования
Поразительную близость обнаруживаем между стихотворением Тукая
«Шакирд, или одна встреча» и некрасовским стихотворением «Школьник»
(1856). Сходство здесь многостороннее- от темы до особенностей
характеристики героя и отношения к нему авторов. Некрасов видит идущего
учиться школьника и напутствует его:
Ноги босы, грязно тело
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! Что за дело?
Это многих славный путь.
Тукай говорит шакирду те же добрые слова, воодушевляя на трудный,
но благородный путь:
Ты, рваный, своей нищеты не стыдись,
И стоптанных валенок ты не стыдись.
О ласке забудь и о детстве забудь,-
В упорном ученье твой истинный путь.
А бедность пусть гордостью станет твоей,
Не стоит ни плакать, ни думать о ней;
Шли умные люди еще и до нас
Дорогой, которой идешь ты сейчас.
(Перевод П.Шубина,)
IV этап. Учитель выступает с заключительным словом, обобщая
сказанное.
Стихотворения Тукая нельзя считать простым, несколько
расширенным переложением произведения Некрасова. Отталкиваясь от
стихотворения Некрасова, Г.Тукай написал самостоятельные произведения,
отразив в них свое понимание современной ему народной жизни. Главное,
что объединяет Тукая с Некрасовым, заключается не в совпадении тем и
деталей, а в утверждении идеи: люди, которые будут стоять во главе
прогрессивного движения, выйдут из самого народа. Основа духовной связи
Тукая с русскими писателями заключалось в том, что ему было с ними «идти
по пути».Близость идей, образов Некрасова и Тукая рождалась едиными
целями борьбы за освобождение народа.
СПИСОК использованной ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Русско-татарские литературные взаимосвязи: методические
указания для студентов отделения «Русский язык и литература в
межнациональном общении»/ Казанский государственный
университет, филологический факультет, кафедра русского языка и
литературы в национальной школе. Сост. Э.Ф.Нагуманова. –
Казань, Казанский государственный университет, 2006.
2. Последние страницы – Тукай. И.З.Нуруллин. Глава
седьмая./Исторические художественные книги.
3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», «Первое
сентября».
4. И.Пехтелев. Тукай и русская литература/ Татарское книжное
издательство, Казань, 1968.
5. Сборники стихотворений поэтов.