Разработка урока "Русские народные праздники и песни годового календарного круга" 3-4 классы

Управление культуры Брянской городской администрации
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования детей «Детская школа искусств №2 им. П.И. Чайковского»
Разработка урока
« Русские народные
праздники и песни годового
календарного круга»
Работа преподавателя теоретических
дисциплин Звонниковой Натальи Эдвардовны
г. Брянск
2016 год
1. Пояснительная записка
Работа представляет собой видеоряд, объединённый в слайдовую
презентацию с текстовыми пояснениями для каждого файла. Если на
вашем компьютере презентация не будет запускаться, то используйте
отдельные видео файлы, которые прилагаются.
https://yadi.sk/d/Ywe2AyoXrSNYN это ссылка на скачивание файлов.
Урок « Русские народные праздники и песни годового календарного
круга» по предмету « Слушание музыки» представляет собой итоговое
занятие I-ой четверти с учениками 3-его года обучения в детской школе
искусств (по программе Царёвой Н.А.). Также он может быть проведён в
качестве внеклассного мероприятия с учащимися 3-4 х классов в
общеобразовательной школе. К этому времени у учащихся начальных
классов накапливается определённый « эстетический багаж»: они уже
умеют слушать и учатся понимать серьёзную музыку, учат стихотворения,
достаточно много читают и интересуются жизнью людей в прошлом, им
знакомы многие картины русских художников о природе.
Основными целями данного урока являются:
заложить основы культуры слушания русских народных песен,
создать предпосылки для дальнейшего музыкального и
личностного развития.
Задачи урока:
расширить представления детей о жизни через воздействие ярких и
доступных их пониманию музыкальных произведений,
дополнить и усилить слуховые ассоциации зрительными
картинами,
дать целостное представление о русских песнях и праздниках
годового цикла.
Прохождение темы « Русские народные праздники и песни годового
календарного круга» начинается с того, что ученики рисуют на большом
альбомном листе год в виде круга, разделяя его на четыре разноцветных
сектора по временам года и отмечая 12 месяцев. Затем, каждый ученик
отмечает на своём круге праздники, которые он отмечает: семейные (дни
рождения свой и своих близких), государственные ( День защиты детей, День
Победы, День знаний, Новый год и другие). Спрашивая родителей, а так же
бабушек и дедушек, дети добавляют праздники на свой круг. Постепенно
круг пополняется, получает более полную градацию праздников
государственных, православных и народных (трудовых - земледельческих).
Таким образом, учащиеся приходят к пониманию годового круга как вехи,
малого цикла в жизни русского человека, которому сопутствовали в каждый
конкретный месяц и даже день свои праздники и песни.
Хочу добавить, что прохождение всего музыкального материала по
теме рассчитано на 8 10 уроков. О каждом празднике я рассказываю
подробно. На уроке мы слушаем с учениками несколько разных песен,
наиболее понравившиеся разучиваем, разыгрываем в действе (например:
Колядки или Веснянки). Итоговый урок, который предлагается вашему
вниманию не предполагает воспроизведения всего музыкального материала.
Его задачи вспомнить основные песни, праздники и картины русской
жизни.
2.План урока
«Русские народные праздники и песни годового календарного круга».
Годовой календарный круг это народный календарь, соединяющий в
себе праздники земледельческого, православного и государственного
календаря. Это - годовой цикл обрядов и песен, совокупность духовной
жизни славянских народов России. Осень, зима, весна, лето шли в своей
круговой череде из года в год, из века в век времена года. И каждому
времени года на Руси соответствовали свои праздники, обряды и песни.
1. Дожиночные ( Обжиночные) песни.
В XV - XVII веках Новый год на Руси праздновался 1 сентября. После
сбора урожая, когда амбары были заполнены зерном, убраны на хранение
овощи и фрукты, можно было праздновать и веселиться. Сейчас этот день
совпадает со старинным праздником « Дожинки» или « Обжинки», который
отмечают в деревнях России и Белоруссии 28 августа (по православному
календарю « Успение Пресвятой Богородицы»).
Дожиночные песни – пелись во время работы жниц, которые дожинали
последние участки неубранной нивы. Короткие, повторяющиеся фразы,
узкий диапазон мелодии, минорный лад песни «Жнеи, мои жнеи»
сопутствует однообразным трудовым движениям и усиливает настроение:
большая усталость от тяжёлого труда.
Мелодии, звучащие на празднике по случаю окончания жатвы, иного
характера. В них преобладает мажорный лад, подвижный темп, чередуются
светлые и задорные девичьи, и удалые и мощные молодецкие интонации.
2. Традиции зимних праздников ( Заклички зимы, зимние
посиделки, Рождество и колядование, рождественские
гадания.
К середине октября в средней полосе России уже выпадал первый снег.
(14 октября – праздник Покров). В деревнях после осенней распутицы
ждали большого снега, установления санного пути. Песня этого времени
закличка «Зазимка зима». Короткие повторяющиеся мотивы, ладовая
неопределённость (всего 4 звука) говорят о её древних, языческих корнях.
С ноября, длинными холодными вечерами начинались зимние посиделки
засидки. Они сопровождались пением песен, рассказом историй и сказок,
игрой музыкантов - умельцев на балалайке или гармошке.
Девочки подростки и девушки пряли пряжу, мечтая под мерное
потрескивание лучины и жужжание прялки о женском счастье или
переживали свои сердечные страдания. Об этом песня « То не ветер
ветку клонит». Она известна многим любителям русских песен. Широко
льётся мелодия, восходящие скачки заполняются плавным поступенным
движением. Спокойный ритмический рисунок сочетается с минорным
ладом мелодии, придавая музыке характер неторопливой исповеди.
Музыку этой песни сочинил известный русский композитор 19 века
Александр Алябьев, но воспринимается она слушателями, как истинно
народная.
Рождество - один из самых значимых зимних праздников на Руси.
Огромно многообразие песен этого времени - колядки, авсеньки, таусеньки,
щедровки, виноградья, величальные, подблюдные. Колядовать значило в
ночь накануне Рождества (в Сочельник), ходить по домам соседей и петь
песни – колядки. Ходили дети и молодёжь, обязательно со звездой и
колокольчиком, обрядившись в маски и костюмы (медведя, козы, птиц и
др.). Придя к соседям, ряженые славили хозяев, желали им здоровья и
богатства, а те в ответ должны были одарить пришедших орехами,
конфетами или мелкими деньгами. Многие песни такого праздника
сопровождались припевом со словами «коляда».
От Рождества до Крещения 7-го по 19-е января) время девичьих
гаданий. Гадали на петухе, воске, зеркале, блюде. Поэтому гадальные песни
называют ещё подблюдными. Вот одна из них:
Уж я золото хороню, да хороню, Моё золото пропало, чисто серебро пропало,
Чисто серебро хороню, хороню. Пал перстень в калину - малину, чёрную смородину.
Я и у батюшки в терему, в терему, Очутился перстень у дворянина да у молодого
Я и у матушки в высоком, в высоком! На правой ручке, на малом мизинце.
С 1800 года по указу Петра 1 Новый год на Руси стали отмечать как в
Европе, в ночь с 31-го декабря на 1-е января. А песни в народе пелись те
же, только слово « коляда» заменялось на «авсень» или « таусень», что
говорило о их принадлежности Новогоднему празднику.
3 Проводы зимы. Масленица.
Масленицу, один из передвижных праздников, почитали на Руси
особо. Ведь означала она окончание долгой и суровой зимы. Широкая
масленица – настоящий русский карнавал со своим сценарием, играми,
забавами и щедрым угощением, уходящий своими корнями в языческое
прошлое Руси. Праздновалась масленица целую неделю.
В первый день мастерились горки, делалось чучело масленицы, дети
сжигали собранное по домам ненужное тряпьё и пели: « Гори-гори ясно,
чтобы не погасло».
Второй день – «заигрыши»: катания на горках, качелях, девушки угощали
парней блинами. В среду шли на блины к тёще.
Четверг был днём всеобщего гуляния – «разгуляй». В этот день катались на
тройках лошадей, устраивались театральные постановки, кулачные бои,
взятия снежной крепости, ярмарки. В пятницу и субботу блинами угощали
молодые – зятья и невестки. В субботу вечером сжигали чучело масленицы.
Воскресенье было днём, когда люди просили друг у друга прощенье.
Назывался это день -«прощёное воскресенье».
В масленичных песнях сохраняется та же последовательность, что и в
праздновании: сначала масленицу зовут, потом величают, просят остаться,
оплакивают её уход и, наконец, гонят со двора. Один из лучших примеров в
русской классической музыке –сцена «Проводы масленицы» из оперы Н.А.
Римского-Корсакова «Снегурочка».
4. Весенние заклички. Пастушьи наигрыши. Егорьевские песни.
В первые весенние дни в деревнях проводился ритуал встречи весны.
Женщины и дети выходили на самое высокое место («красную горку») и
пели - гукали песни-веснянки. В руках дети держали на палочках
испечённых из теста жаворонков, поднимая их в такт с пением. Часть
фигурок крошили и рассыпали на поле, привлекая птиц. Этими песнями
люди старались скорей «накликать» приход настоящей, тёплой весны. С её
приходом начиналась подготовка к полевым работам.
Засидевшаяся за зиму в избах молодёжь, собиралась в свободное
время в излюбленном месте, обычно у околицы деревни. Наступало время
весенних хороводов. Пора готовиться и к первому выпасу скотины на
пастбище, на молодую травку. Происходило это не ранее праздника -
Егорьева дня (День Георгия Победоносца 6 мая). « Батюшка - Егорий,
спаси нашу скотинку»,- просили крестьяне.
Очень востребованным и уважаемым человеком на селе был пастух
не каждому мог хозяин доверить пасти свою кормилицу коровушку.
Вместе с взрослыми пастухами пасли стадо молодые подпаски. Игра на
самодельных духовых инструментах (дудочках, свирели, жалейках, трубах,
изготовленных из тростника, бересты, рогов), скрашивала долгие часы
работы на выпасе, не давала сморить сну и сгоняла стадо ко времени сбора
домой. Такой наигрыш так и называется – сгонный.
5. Летние праздники и хороводы (Троица. Гряная неделя. Иван
Купала).
Из всех праздников летнего времени наибольшим размахом
выделяется Троица, отмечаемая на 50-тый день после Пасхи. В России это
время цветения молодой растительности, конец июня. По традиции, к этому
дню берёзки украшали лентами. Растущим рядом берёзкам влюблённые
связывали верхушки (обряд Кумления). Ветвями берёзы украшали
помещения внутри избы, в церкви, из веток делали венки. Во время
празднования Троицы водили хороводы, делали и дарили куклы-обереги в
трёх юбках, люди ходили друг к другу в гости и щедро угощали. Весенние
и летние хороводы проходили на Руси как игровое действо – одна из форм
народного театра. Один из самых известных Троицких хороводов песня
« Во поле берёза стояла».
Приняв Христианство, русский народ сохранил в своих традициях
многие языческие представления, которые отразились в народных
праздниках. Один из них Русальная или Гряная неделя, которая шла сразу
после Троицы. Она считалась временем пребывания на земле русалок,
вышедших из воды после Вознесения. На Русальной неделе обычно
совершались обряды, связанные с прощанием с весной: вынос Троицкой
берёзки, «Проводы русалки», «Вождения коня». В песне Брянской области «
На гряной неделе» слышны те же магические гуканья, что и в веснянках,
которые говорят о древних, языческих корнях этих песнопений.
День Ивана Купалы (Ива
́
нов день, Купальская ночь) народный праздник
восточных славян, посвящённый летнему солнцестоянию и наивысшему
расцвету природы. Он отмечается 24 июня (7 июля по новому стилю) и
совпадает с праздником Рождения Иоанна Предтечи.
День и особенно ночь накануне праздника наполнены магическими
ритуалами. Днём девушки плели венки, собирали целебные травы, водили
хороводы с пением купальских песен. Вечером молодые прыгали через
костёр парами. Считалось, что огонь обладает могучей очищающей силой.
Вечером под пение купальских песен венки опускали в реку, гадая на
замужество. Ночью купались в водоёмах, ходили по лесу в поисках цветка
папоротника, который должен был одарить нашедшего его большой
магической силой, утром омывались росой. Купальские песни -
лирического характера и любовного содержания, или в виде шутливых
припевок-перебранок между парнями и девушками. В другое время
исполнять такие песни было не принято.
6. Лето, июльские хороводы, начало жатвы..
Июль - « макушка» лета. В народе его называют по-разному: липень,
серпень, ягодник, грозовик. В июле, идут самые обильные дожди с грозами,
проходит сенокосная страда, поспевают ягоды, цветёт липа, начинается
первый сбор мёда. В июле созревают колосовые и начинается жатва.
Дерево липа играло огромную роль в жизни русского крестьянина.
Липовый цвет был неизменным лекарством от простуды, липовый мёд
лечебным продуктом, едой и лакомством на столе. А из липового лыка
(внутренней части коры молодых липок) плелись лапти единственный и
незаменимый « демисезонный» вид обуви русского человека на
протяжении многих веков. К слову сказать, взрослый мужчина снашивал
липовые лапти за одну неделю. Сколько же пар обуви подарила за века
русская красавица липа.
Не зря воспевалось это дерево в народных песнях под липою, у околицы
деревни, водили хороводы девушки и парни, назначались свидания. В
опере Н.А. Римского - Корсакова « Снегурочка» звучит русская
хороводная песня « Как под липою» :«Как под липою бел шатёр, во том
шатре девица, во том шатре красная….»
Жатва – самое трудное и напряжённое время в жизни русских крестьян.
В народе говорится: « летний день год кормит». От собранного урожая
зависело, сытной ли будет жизнь весь последующий год, весело ли будут
отмечаться праздники и какие песни будут на них звучать. Но это уже
тема нового годового круга и следующего урока.
Список литературы.
Обязательная литература:
1. Царёва Н. «Слушание музыки» Методическое пособие. Издательство
« Росмэн», Москва, 2002 год.
2. Царёва Н. « Уроки госпожи мелодии», Учебное пособие по предмету
«Слушание музыки» 1-3 классы ДШИ. Издательство « Росмэн»,
Москва, 2002 год.
3. Царёва Н., Лисянская Е., Марек О. « Предмет « Слушание музыки» в
ДМШ и ДШИ». Программа, методические рекомендации, поурочные
планы. Издательство « Пресс - соло», Москва, 1998год.
Дополнительная литература :
1. Васина – Гроссман В. « Первая книжка о музыке». Издательство
« Музыка», 1988год.
2. Вендрова Т., Пигаева И. « Воспитание музыкой». Издательство
« Просвещение», Москва, 1991 год.
3. Кабалевский Д. « Про трёх китов и многое другое». Издательство
«Детская литература», Москва, 1972 год.
4. Клёнов А. « Там, где музыка живёт». Издательство « Педагогика»,
Москва, 1985 год.
5. Медушевский В., Огановская О., Энциклопедический словарь юного
музыканта. Издательство « Педагогика», Москва, 1985 год.
6. Рыцарева. М. « Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей».
Издательство « Музыка», Москва, 1994 год.