Конспект урока "Всепобеждающая сила любви и творчества. По роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»" 11 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кувшиновская средняя
общеобразовательная школа №
Урок по творчеству М.А.Булгакова
«Мастер и Маргарита» в 11 классе
Всепобеждающая сила любви и творчества. По роману М.А.
Булгакова «Мастер и Маргарита»
Выполнила:
Ермолаева Галина Николаевна,
учитель русского языка и литературы,
высшая категория.
2013 год
г. Кувшиново
Тема урока Всепобеждающая сила любви и творчества. По
роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Цели урока:
1) углубить представления учащихся о личности М.А. Булгакова;
2) формировать навык анализа художественного произведения на основе
романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»;
3) развивать устную речь учащихся;
4) расширить литературный кругозор учащихся.
Технологии: информационно-коммуникационная технология
Методы и приемы: слово учителя, беседа, сообщения учащихся,
использование интерактивной доски, презентация по теме урока, просмотр
отрывков из кинофильма «Мастер и Маргарита».
Оборудование: презентация к уроку, фрагменты кинофильма «Мастер и
Маргарита» режиссера Бортко, иллюстрации М.А.Врубеля.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя.
Почему, зачем, откуда зло?
Если есть Бог, то как может быть зло?
Если есть зло, то как может быть Бог?
М.Ю.Лермонтов
Как мы уже знаем, роман «Мастер и Маргарита» - главный в творчестве
М.А.Булгакова. Он писал его с 1928 по 1940 год, до самой смерти, сделал 8
редакций и заплатил за него своей жизнью. Роман одно из загадочных
произведений русской литературы 20 века. Оно имеет множество вариантов
прочтения, ни один из читателей не остается равнодушным, хотя у некоторых
он вызывает чувство раздражения. В чем специфика этого произведения?
Что хотел сказать читателям автор? Попробуем вместе ответить на эти
вопросы.
2. Слово учителя.
Роман «Мастер и Маргарита» имеет несколько планов, композиция его
необычна и сложна. Литературоведы находят в романе три основных мира.
- Вспомните, какие?
Да, «древний ершалаимский», вечный потусторонний и современный
московский.
3. Обсуждение домашнего задания.
- Как связаны между собой эти три мира? Что или кто их объединяет?
(Роль связующего звена выполняет Воланд и его свита)
- Вспомните варианты заглавий романа.
«Гастроль», «Сын», «Черный маг», « Копыто инженера», «Консультант с
копытом», « Сатана», «Черный богослов» и др.
То есть этот герой (Воланд) не случайно появляется на страницах романа.
4. Сообщение подготовленного ученика о родословной этого
образа.
Воланд. Родословная этого литературного героя огромна: образ сатаны
привлекал великих художников. Вспомним трагедию Гете «Фауст», поэму
Лермонтова «Демон», оперу Гуно «Фауст», «Мефистовальс» Ференца
Листа, оперу Антона Рубинштейна «Демон», роман Жака Казота
«Влюбленный дьявол», трагедию Мильтона «Потерянный рай», роман
«Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского, полотна Врубеля «Демон
летящий», «Демон сидящий» и многое другое.
Более всего Воланд связан с Мефистофелем из трагедии «Фауст» Гете.
Связь эта закреплена и эпиграфом к роману, сначала он был выписан по-
немецки, потом переведен на русский. Но первым толчком к замыслу
образа была музыка опера Шарля Гуно, написанная на сюжет Гете и
поразившая Булгакова в детстве на всю жизнь. Вероятно, писатель видел в
роли Мефистофеля Федора Шаляпина, ибо одеяние булгаковского Воланда
повторяет костюм оперного певца.
Само имя Воланд также восходит к Гете. Оно возникает в «Фаусте»
один раз: так называет себя Мефистофель в сцене «Вальпургиева ночь»,
прокладывая себе и Фаусту дорогу на гору Брокен среди нечисти: Дорогу!
черт идет!
То есть Воланд это Сатана, черт (прослушивание арии Мефистофеля из
оперы Гуно «Фауст»
-У него есть свита. Кто входит в нее?
Азазелло. Имя Азазелло образовано Булгаковым от ветхозаветного Азазел.
Так зовут отрицательного культурного героя - падшего ангела, который
научил людей изготовлять оружие и украшения. Благодаря Азазелло
женщины освоили «блудливое искусство» раскрашивать лицо. Именно он
передает Маргарите крем, меняющий ее внешность.
Коровьев (Фагот)
Кот Бегемот
5. Беседа по теме урока.
Итак, Воланд со своей свитой оказывается в Москве 30-хх годов.
- Что происходило в стране в это время? (ответы учащихся + слайды)
- Зачем Воланд там появляется?
В евангельской легенде, с которой мы уже познакомились, заложены вечные
ценности, вечные истины. И если они будут забыты людьми, то это
непременно отразится на
нравственном состоянии общества. Вот Воланд и появляется, чтобы
совершить своеобразную моральную ревизию общества.
- Творят ли они зло? Наказывают ли пороки?
Нет!!! Роль их обнажить сущность явлений, высветить, усилить, вывести
на всеобщее обозрение черты и тенденции, которые скрыты от глаз.
Кадр из фильма «Люди как люди…»
- Давайте докажем справедливость наших суждений (учащиеся приводят
примеры)
«Массолит»( гл. 5)
Председатель «Массолита» Михаил Берлиоз (гл.1, 13)
Директор Варьете Степа Лиходеев (гл. 7)
Никанор Иванович Босой, председатель жилищного товарищества дома 302
бис (гл. 9)
Прохор Петрович (гл. 17)
Сеанс «черной магии» в Варьете (гл. 12)
Всего 3 дня Воланд со своей свитой в Москве, но рушится рутина жизни, т.е.
Воланд и его свита обнажают сущность явлений, высвечивают, выводят на
всеобщее обозрение черты и тенденции, которые скрыты от глаз. Это не
наказание, а доведение до видимого явного результата внутренних пороков
человека. Страшно становится. Когда начинаешь судить о человечестве по
этим людям. Вспоминается фраза, сказанная на краю отчаяния Пилатом: « О
Боги, Боги мои, яду мне, яду!..»
- Так в чем же трагедия этого времени, по мнению писателя?
Булгаков убежден, что в основе любого общества должны лежать не
материальные или политические, а нравственные основания. И если они
порушены, низвергнуты, это приводит к трагедии, а трагедия прежде всего в
потере веры. А вера – это величайшая нравственная ценность.
За безверие, за веру в мнимые ценности, за душевную лень наказаны
булгаковские персонажи. Наказаны болезнью, страхом, муками совести.
- Какой эпизод вам с связи с этим вспоминается? (Бал у Сатаны) (гл. 23)
Кинофрагмент.
5. Вывод: Булгаков показывает, что зло в мире не от дьявола, а от
человека, смешавшего понятия добра и зла, истины и лжи. А веру, истину,
смысл жизни, понимание вечных вопросов бытия каждый человек ищет и
находит сам, руководствуясь при этом собственной совестью. Из этих
индивидуальных вер складывается общая вера, идеал общества, времени.
6. Релаксация
Закончите предложения.
Сегодня я узнал, что…
На сегодняшнем уроке я понял, что…
Мне понравилось, что…