Конспект урока "Тема дороги в русской литературе"
Клецкая Светлана Венадьевна
МОУ СОШ №61 г. Волгоград
Учитель русского языка и литературы
Тема дороги в русской литературе.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
В жизни каждого человека бывают такие мгновения, когда хочется выйти на
простор и отправиться «в прекрасное далеко», когда поманит вдруг тебя
дорога в неизвестные дали. Но дорога – это не только путь следования. В
литературе ХΙХ века образ дороги представлен в разнообразных значениях.
Это многообразие понятия дороги помогает читателю глубже осознать и
понять величие творения классиков, их взгляды на жизнь и окружающее
общество, на взаимодействие человека и природы. Пейзажные зарисовки,
связанные с восприятием дороги, зачастую несут в себе идейную
направленность всего произведения или отдельно взятого образа.
Дорога - это древний образ-символ, поэтому его можно встретить как в
фольклоре, так и в творчестве многих писателей-классиков.
- Какие ассоциации вызывает у вас слово «дорога»? Запишите цепочку слов,
словосочетаний.
- Давайте посмотрим, как трактуется слово «дорога» в словаре С.И.Ожегова
ДОРОГА – 1. Полоса земли, предназначенная для передвижения, путь
сообщения. 2. Место, по которому надо пройти или проехать, путь
следования. 3. Путешествие, пребывание в пути. 4. Образ действий,
направление деятельности (средства достижения какой-нибудь цели;
жизненный путь).
Индивидуальное сообщение «Эволюция образа дороги».
Русские дороги. Бесконечные, утомительные, способные успокоить и
растревожить. Именно поэтому образ дороги занял особое место в русском
фольклоре: он присутствует в песнях, сказках, былинах, пословицах.
Дорога в сознании русского народа связывалась с горем и страданиями: по
дороге молодых парней угоняли в рекруты; по дороге крестьянин нес на
базар свои последние пожитки; по дороге пролегал скорбный путь в ссылку.
Именно с фольклора начинается история развития мотива дороги,
подхваченная потом писателями ХVΙΙΙ века. Ярким примером произведения с
четко прослеживаемым мотивом дороги стало «Путешествие из Петербурга в
Москву» А.Н. Радищева. Основная задача автора состояла в том, чтобы
«заглянуть» в русскую социальную действительность.
Знакомство читателя с главным героем пушкинского романа «Евгений
Онегин» происходит именно тогда, когда “молодой повеса” летит “в пыли на
почтовых” в деревню к умирающему дяде. “Забав и роскоши дитя” бежит от
высшего света в деревню, а через некоторое время, пресытившись
помещичьей жизнью и испытывая угрызения совести от печального финала
дуэли с Ленским, Онегин вновь отправляется в дорогу…
Лермонтовский герой Григорий Александрович Печорин (роман «Герой
нашего времени»), метко названный В.Г. Белинским “младшим братом
Онегина”, не только путешествует (судьба заносит этого столичного
аристократа то в Пятигорск, то в Кисловодск, то в казачью станицу, то “в
скверный городишко” Тамань, то даже в Персию), но и умирает в дороге,
“возвращаясь из Персии”.
“Гений копейки” Павел Иванович Чичиков (Н.В. Гоголь. «Мёртвые души») в
первом томе поэмы, дошедшем до читателя, собственно, и представлен как
энергичный путешественник, совершающий сугубо меркантильную поездку
по одной из российских губерний. В разрешённом цензурой издании даже
название изменено “в дорожную сторону” — «Похождения Чичикова, или
Мёртвые души».
Можно вспомнить, что с путешествия Аркадия Кирсанова из Петербурга в
родовое имение Марьино и с его поездки по родным местам (вместе с ним
приезжает университетский товарищ Евгений Базаров) начинается роман
И.С. Тургенева «Отцы и дети». Да и в течение всего действия произведения
друзья недолго остаются на одном месте: едут то в губернский город, то в
имение Анны Сергеевны Одинцовой, то в гости к старикам Базаровым, а
затем вновь возвращаются в поместье Николая Петровича Кирсанова. Этим
писатель словно подчёркивает их неуёмную молодую энергию, жажду
узнавания нового, в отличие от поколения “отцов”, которые, в силу возраста
и привычки к размеренному укладу жизни, по меткому выражению Арины
Власьевны Базаровой, “как опёнки на дупле, сидят рядком и ни с места”.
С выхода из тесной каморки и бесцельного блуждания по “серединным”
петербургским улицам, на которых сосредоточены доходные дома и грязные
распивочные, героя Достоевского Родиона Раскольникова берёт начало
роман «Преступление и наказание». И вообще писатель, болеющий душой за
“униженных и оскорблённых”, нередко разворачивает действие на фоне
городского пейзажа летнего Петербурга, где “жара стоит невыносимая…
пыль, кирпич, известняк… вонь из лавочек и распивочных” и где “люди так и
кишат”, словно “чувство глубочайшего омерзения” толкает их покинуть свои
убогие, нищие “углы” и, выйдя в город, слиться с толпой “всякого сорта
промышленников и лохмотников”.
А знаменитые некрасовские “странники”! Именно так называет поэт семерых
крестьян, отправившихся в дорогу с целью найти того, “кому живётся весело,
вольготно на Руси”. Перехожим торговцам-офеням, путешествующим со
своим товаром (“полна, полна коробушка, есть и ситцы, и парча”) по
деревням, посвящена и лирическая поэма Некрасова «Коробейники».
Для многих героев русской литературы XIX века дорога, путешествия
являются неотъемлемой частью жизни, и, может быть, именно поэтому
умный, добрый, но вялый и бездеятельный Илья Ильич Обломов в
одноимённом романе И.А. Гончарова выглядит атипично (не случайно в
произведении показан его антипод — энергичный, постоянно находящийся в
движении Андрей Штольц), а критики называют Обломова “лишним
человеком среди лишних людей”.
Но ведь слова дорога, путь многозначны: они могут обозначать не только
отрезок пространства между какими-либо пунктами, но и этапы жизни как
отдельного человека, так и целой нации. И в этом смысле мы можем
говорить о коротком пути героини пьесы А.Н. Островского «Гроза»: от
счастливого детства (“я жила — ни об чём не тужила, точно птичка на воле”)
до преждевременной смерти, которую вольнолюбивая Катерина
предпочитает жизни в доме деспотичной свекрови и безвольного мужа; о
жизненных исканиях любимых героев Л.Н. Толстого Андрея Болконского и
Пьера Безухова (роман-эпопея «Война и мир»), живущих активно и
“беспокойно”, потому что, по мнению автора произведения, “спокойствие —
это душевная подлость”. Наконец, здесь же можно рассматривать и путь
русского народа в Отечественной войне 1812 года (роман-эпопея «Война и
мир»), когда разные слои населения — от главнокомандующего Кутузова до
“самого нужного человека” в партизанском отряде — Тихона Щербатого и
“старостихи Василисы, побившей сотню французов”, — сплотились в едином
патриотическом порыве освобождения России от иноземных захватчиков.
А каким величественным представляется читателям поэмы «Мёртвые души»
образ дороги, по которой, “что бойкая, необгонимая тройка”, несётся Русь!
“…Грозно объемлет меня могучее пространство, — восклицает писатель. —
… Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далёка тебя
вижу…”
Таким образом, тема дороги в русской литературе обширна, многогранна и
глубока.
Учитель:
Сегодня мы с вами отправимся по дорогам А.С.Пушкина, М. Ю. Лермонтова,
Н.А. Некрасова. У каждого поэта свое видение пути, дороги. Разные грани
этих дорог мы и должны сегодня увидеть и понять. Свои выводы будем
оформлять в таблице.
Вопросы
А.С.Пушкин
«Бесы»
М.Ю.Лермонтов
«Тучи»
Н.А.Некрасов
«Железная
дорога»
Какое настроение вызывает
стихотворение? Меняется ли оно по
ходу текста?
Какие образы и картины рисует
поэт?
Какие художественные средства
использует поэт в создании образов
и картин дороги?
В каком значении выступает слово
«дорога»?
Сначала стихотворение выразительно читают наизусть заранее
подготовленные ученики, затем следуют индивидуальные сообщения,
заполнение таблицы.
«История создания стихотворения «Бесы» А.С.Пушкина».
Стихотворение «Бесы» было написано А.С. Пушкиным в сентябре 1830
года, в первую Болдинскую осень. Первоначальное название его –
«Шалость». Однако затем оно было изменено поэтом. Точная история
создания произведения не совсем прояснена. Известно, что Пушкин
незадолго до работы над ним перечитывал «Ад» Данте.
«Бесы» – очень сложное стихотворение, несущее в себе глубокий
поэтический и философский подтекст. На этом произведении лежит
отпечаток и переломного, неоднозначного времени, и личных трудностей в
судьбе Пушкина, и его определенного душевного кризиса. Тридцатые годы
были очень непростым периодом в развитии русского общества той эпохи.
Развитие прогресса оборачивалось утратой юношеских идеалов, вечных и
незыблемых ценностей. Вот как писал о своем веке Е.А. Баратынский в
стихотворении «Последний поэт»:
Век шествует путем своим железным,
В сердцах корысть, и общая мечта
Час от часу насущным и полезным
Отчетливей, бесстыдней занята.
Исчезнули при свете просвещенья
Поэзии ребяческие сны,
И не о ней хлопочут поколенья
Промышленным заботам преданы.
Аналогичные чувства пронизывают и многие пушкинские произведения.
Кроме того, обстоятельства духовной и личной жизни поэта были очень
сложными, неоднозначными. Предстоящая женитьба не оставляла в
состоянии душевного спокойствия. Вот что писал он в письме к Плетневу:
«Милый мой, расскажу тебе все, что у меня на душе: грустно, тоска, тоска.
Жизнь жениха тридцатилетнего хуже тридцати лет жизни игрока. Дела
будущей тещи моей расстроены. Свадьба моя отлагается день ото дня
далее…» Перед женитьбой Пушкин поехал в Болдино для того, чтобы
устроить свои денежные дела. Однако из-за эпидемии холеры пришлось
задержаться там на три месяца. Поэт в тот период находился в «сквернейшем
настроении»: откладывалась поездка к невесте, он лишен был общения с
друзьями, складывались очень непростые отношения с критикой и публикой.
Все это, безусловно, наложило отпечаток на его мировосприятие и
творчество.
«История создания стихотворения «Тучи» М.Ю. Лермонтова».
Стихотворение «Тучи» М.Ю. Лермонтова, в отличие от пушкинских «Бесов»,
не проникнуто настроением отчаяния и страха: в нём как ведущий звучит
мотив элегической грусти. Но ощущение одиночества, скитальческой тоски
так же переполняет душу лирического героя. Поэт создал это произведение в
апреле 1840 года, незадолго до отправки во вторую кавказскую ссылку. По
воспоминаниям одного из друзей, на вечере в доме Карамзиных Лермонтов,
стоя у окна и смотря на тучи, которые, закрыв небо, медленно проплывали
над Летним садом и Невой, написал экспромтом замечательное
стихотворение, чья первая строка звучала так: “Тучки небесные, вечные
странники!” Уже в этих словах ощутим мотив странничества, мотив
бесконечной дороги. Перед читателем возникает метафорический образ
небесных “вечных странников”, “изгнанников”, мчащихся “с милого севера в
сторону южную”. Счастье этих “вечно холодных, вечно свободных”
обитателей небесной сферы в том, что над ними не властны ни зависть, ни
злоба, ни клевета. Им неведомы муки изгнания. Тучам просто “наскучили
нивы бесплодные”, поэтому они отправляются в путь. Судьба лирического
героя иная: он изгнанник поневоле, это его “гонит” с родной стороны
“судьбы… решение”, “зависть… тайная”, “злоба… открытая”, “друзей
клевета ядовитая”. Однако в главном он счастливее гордых и независимых
туч: у него есть родина, а вечная свобода небожителей холодна и сиротлива
именно потому, что они изначально лишены отечества.
«История создания стихотворения «Железная дорога» Н.А.Некрасова .
Проходят годы, многое меняется в жизни, во взглядах людей на природу и
общество, однако существуют вечные ценности. Так, в стихотворении
"Железная дорога", созданном уже во второй половине XIX века, в 1864 году,
и посвящённом конкретному событию – открытию первой российской
железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. «Железная дорога»
написана в тот период шестидесятых годов, когда революционный подъем
великой эпохи был уже далеко позади... Он обращался в ней к тому
поколению, которое только что пережило крах своих недавних надежд,
развеянных «вихрем злобы и бешенства». Он писал ее во время горького
идейного сиротства, только что утратив своих ближайших товарищей,
Чернышевского и Добролюбова, с которыми сроднился на общей работе,
писал под улюлюканье победивших врагов, и все лее в этой поэме не слышно
ни горького стона, ни жалобы, и вся она, наперекор ликованию реакции,
проникнута непоколебимой уверенностью в окончательной победе народа.
Не столько к своему случайному спутнику Ване, сколько ко всему молодому
поколению шестидесятых годов, пережившему полицейский террор, он
обратился в «Железной дороге» с бодрящим утешением и призывом:
Да не робей за отчизну любезную...
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет все, что господь ни пошлет!
Вынесет все — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе...
У Некрасова это не звучало простой декларацией: незадолго до «Железной
дороги», в ту же эпоху разгула реакции, Некрасов создал поэму «Мороз,
Красный нос», где его убеждение в титанической мощи народа
подтверждалось монументальными образами. Этим «Мороз, Красный нос»
тесно связан с «Железной дорогой»...
В будущую победу народа Некрасов верил при всех обстоятельствах, и эта
вера, воспламенявшая все его творчество, особенно внятно сказалась в
приведенных стихах, написанных в такую эпоху, когда она не могла не
подвергнуться самым большим испытаниям.
Вопрос
ы
А.С.Пушкин
«Бесы»
М.Ю.Лермонтов
«Тучи»
Н.А.Некрасов
«Железная дорога»
Какое
настрое
ние
вызывае
т
стихотв
орение?
Тревога, отчаяние,
страх, душевное
томление,
мистический ужас,
надрыв. В первой
строфе перед
читателем предстает
Лирический герой
смотрит на вечно
бегущие тучи с тоской,
грустью. Он страдает,
его мучают страсти,
горечь от понимания
чужой зависти, злобы и
Гармония и
умиротворенность, добро в
первой части сменяется
жестокостью ,
несправедливостью.
Тяжелые условия труда, ,
угнетение, жестокость со
Меняетс
я ли оно
по ходу
текста?
страшная, но вполне
реальная картина.
Постепенно седоков
охватывает тревога,
переходящая в
отчаяние. Реальная
ночь наполняется
фантастическими
образами. Но
постепенно бесы
удаляются, а значит,
исчезает из души
страх, мистический
ужас, надрыв. Герой
постепенно
преодолевает
внутреннюю
дисгармонию,
дьявольский круг
размыкается.
Неизвестно, что будет
дальше. И все же
надежда остается
клеветы. Но герой
счастливее гордых и
независимых туч: у него
есть Родина. Поэтому,
как ни сильна тоска
героя, он не променяет
судьбу изгнанника и
свою печаль на холодное
равнодушие туч.
стороны начальства, гибель
людей – все вызывает
чувство тоски и
возмущения. Читателя
мучит не только
впечатление от картин
подневольного труда, но и
мысль о том, почему народ
терпит и покоряется своим
угнетателям.
Но автор верит, что в
далеком будущем путь
народа русского и всей
России будет светлым,
просторным и радостным, а
это вселяет оптимизм.
Какие
образы
и
картины
рисует
поэт?
Перед читателем
возникает образ
русской зимы
(Родина) с ее грозной
метелью, летучими
снегами. Тучи , хаос
вьюги, жалобное
завывание ветра,
колокольный звон,
измученные лошади,
отчаявшийся найти
дорогу ямщик и
путник, душу
которого терзают
бесы.
Прекрасная картина,
замечательные краски,
бездонное и бескрайнее,
как степь, небо, и по
нему бегут тучи. И в эту
картину «врывается»
слово, которое вносит
дискомфорт, грусть –
«изгнанники». Путь в
изгнание, бесконечная
дорога, острое чувство
одиночества.
Железная дорога, природа,
«славная осень», которой
любуются попутчики из
окна вагона. А по сторонам
железнодорожного полотна
- толпы мертвецов – «нашей
дороги строители», «царь –
голод», Россия.
Какие
художес
твенные
средства
использ
ует поэт
в
создани
и
образов
и картин
дороги?
Многочисленные
повторы создают
особую
музыкальность, ,
символика («кони
стали» - человек
бессилен перед лицо
стихии, дорога -
судьба, вьюга -
жизненные невзгоды,
бесы – человеческие
страсти), сравнения
(«…будто листья в
ноябре»), эпитеты
(«мутно небо»),
инверсия («кони
чуткие),
олицетворение
(«вьюга злится, вьюга
Олицетворение (тучи-
странники), инверсия
(степью лазурною),
эпитет ( с милого
севера), метафора
(цепью жемчужною),
сравнение, контраст
Эпитеты (славная осень),
сравнения ( словно как
тающий сахар), инверсии (
лед неокрепший), антитеза,
горькая ирония автора
плачет»),
метафора(«вьюга мне
слипает очи»
В каком
значени
и
выступа
ет слово
«дорога
»,
«путь»?
Дорога – это
движение жизни,
жизнь – это движение,
а жизненная дорога –
это место и время для
размышлений о
многоликости
враждебных стихий,
опутавших личность и
сбивающих с пути
Россию.
Путь – это изгнание,
одиночество, но вместе с
тем – это
безостановочные поиски
истины.
Дорога – тяжкий отрезок
жизненного пути, который
прошли массы народные,
символ народных страданий
в настоящем и светлая мечта
о будущем.
Таким образом, исходя из анализа поэтических текстов можно сделать
вывод, что мотив дороги достаточно разнообразен, встречается во многих
произведениях, каждый поэт представляет дорогу в разных аспектах.
Романтическая дорога (М.Ю.Лермонтов) связана с мотивами изгнания,
бегства. Возникает образ одинокого путника. В основе философского
осмысления дороги – метафора: дорога- жизненный путь. Дорога предлагает
выбор (А.С.Пушкин). Мотив дороги соотносится с темой Родины
(А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов). Раскрытие темы дороги
позволяет авторам реализовать как пространственные, так и философские
задачи.
Домашнее задание.
Творческое задание: какой характер приобретает путь героя в различных
стихотворениях А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А.Некрасова? Чем важен
мотив дороги для поэтов?
Список использованной литературы:
1. Примерная основная программа образовательного учреждения.
Основная школа/ Сост. Е.С.Савинов.- М.:Просвещение, 2011
2. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1826-1830) М., 1967
3. Изучение «сквозных» тем в процессе преподавания литературы. 5-11
классы. Учебно-методич. пособие/ Сост. Г.М.Вялкова, Т.А.Чернова.-
М.: «Планета», 2012
4. Каменская Л.Я. Тема пути в русской литературе. – М.: Просвещение,
1994
5. Мальцева К. Изучение Некрасова в школе. М.1960
6. Мануйлов В. Летопись жизни и творчества Лермонтова. Москва, 1994
7. Пушкин. Школьный энциклопедический словарь. Под ред.
В.И.Коровина. М.,1999
8. Рез З.Я. М.Ю.Лермонтов в школе. Ленинград, 1959
9. Материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/
Литература - еще материалы к урокам:
- Конспект урока "Маленькая трагедия Пушкина "Моцарт и Сальери". Что в глубине души моей лежит?" 7 класс
- Методическая разработка урока "Писатели улыбаются. Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Ю.Ч. Ким «Рыба-кит»" 5 класс
- Урок внеклассного чтения "«Настоящая повесть о настоящем человеке» (Б. Полевой. "Повесть о настоящем человеке")" 6 класс
- Презентация "Стефани Морган Майер"
- Презентация "Итоговое сочинение 2017 - ПРИМЕРЫ ДЛЯ КОРРЕКТИРОВКИ"
- Конспект урока "И. Тургенев «Воробей»" 3 класс