Презентация "Русские народные песни" 8 класс

Подписи к слайдам:
Русские народные песни
  • Учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия № 2» г. Кимры Тверской обл. Панина С. А.
Сказки и песни – два распространенных
  • Сказки и песни – два распространенных
  • на протяжении многих веков
  • жанра
  • устного
  • народного
  • творчества.
  • Устное народное творчество - фольклор.
  • Фольклор был неотъемлемой частью народного быта.
  • Он сопровождал первую пахоту
  • и уборку последнего снопа в поле,
  • молодежные гулянья
  • и рождественские или троицкие обряды,
  • крестины и свадьбы.
  • Слово фольклор в буквальном переводе с английского folklore означает народная мудрость.
  • Термин впервые был введен в научный обиход в 1846 году английским учёным В. Томсом.
Сказки и песни – два распространенных на протяжении многих веков жанра устного народного творчества.
  • Но сказка – «ложь», выдумка, красивое воплощение мечты, где герой всегда заслуженно награждается за силу и ловкость, ум и смекалку, доброе сердце и верность.
  • Песня – быль. В ней - невыдуманное чувство тоски по родине,
  • горечь разлуки с любимым и радость встречи,
  • память о войнах и походах и другое.
См. учебник-стр.6-8
  • Какие бывают песни?
  • Народные песни
  • Календарные
  • Лирические
  • шуточные
  • любовные
  • семейные
  • Обрядовые
  • причитания-плачи
  • свадебные
  • причитания
  • Исторические
Календарно-обрядовые песни
  • Все важные моменты в жизни человека, от рождения до смерти, а также многие календарные даты в старину сопровождались обрядами, и почти при всех обрядах исполнялись песни.
  • Обрядовые песни считались такой же обязательной составной частью обряда, как и основные обрядовые действия. Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.
  • Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем — распорядком работ по временам года.
Зимние праздники.
  • Зимние праздники.
  • Зимние святки – с 25 декабря по 6 января.*
  • Рождество – 25 декабря.
  • Святые вечера – с 25 декабря по 1 января.
  • Страшные вечера –с 1 по 6 января.
  • Крещение – 6 января.
  • Масленица – восьмая неделя перед Пасхой.
  • Весенне-летние праздники.
  • Пасха – первое воскресенье после первого весеннего новолуния.
  • Егорьев день – 23 апреля.
  • Русальская неделя – седьмая неделя после Пасхи.
  • Троица – воскресенье на русальской неделе, седьмое после Пасхи.
  • Иван Купала – 24 июня.
  • Петров день – 29 июня.
  • * Все даты даны по старому стилю
Календарные песни
  • Поэтому и исполнять их начинали с рубежа старого и нового года, на Святки, длящиеся 12 дней между праздниками Рождества и Крещения Господня.
  • Все эти дни по дворам ходили процессии ряженых. Наряжались животными ( козой, конем, медведем), стариками и старухами (часто ещё и мужчина представлял женщину, и наоборот), порой просто надевали шубы мехом наружу, а лица прятали под страшными масками или мукой, сажей.
  • Календарные обряды должны были обеспечить урожайный год, который принесёт благополучие и радость в каждую семью.
Колядки – особые величальные песни, исполнявшиеся во время зимних святок.
  • Ряженые ходили от избы к избе и пели под окнами или в домах колядки,прославляя Коляду – молодое солнце, дающее всем блага, требовали подарка. Хозяевам дома песней желали жизненных благ и требовали вознаграждения.
  • Песни адресовались либо всей семье (всему двору) , либо отдельно хозяину или хозяйке, были специальные песни для жениха и для девушки-невесты.
  • В песне рассказывалось о приходе Коляды или Овсеня (в припевах часто: Таусень) – существ, похожих на человека. Даже о самих христианских праздниках говорили как о живых людях: по мосточку, срубленному Овсенём, и приходят “три братца” - Рождество, Крещенье и Васильев день.
  • Коляда и Овсень – мифологические персонажи песен – должны были принести крестьянам обильный урожай и домашнее счастье.
  • Песни, исполнявшиеся при этом, в разных местах России назывались различно: колядки, овсени, виноградья.
Колядки исполнялись детьми или молодежью, которые несли на шесте звезду. Эта звезда символизировала Вифлеемскую звезду, которая появилась на небосводе в момент рождения Христа.
  • Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря.
  • Вот идем мы, пастухи,
  • Прощены нам все грехи.
  • К дому путь свой правим,
  • Христа Бога славим.
  • За привет, за угощенье
  • Вы примите поздравленье!
  • Наделил бы вас Господь
  • И житьем, и бытьем,
  • И богатством во всем!.
  • Пришла коляда
  • Накануне Рождества!
  • Дайте коровку –
  • Масляну головку!
  • А дай бог тому,
  • Кто в этом дому:
  • Ему рожь густа,
  • Рожь ужиниста!
  • Хозяева дома одаривали колядовщиков печеньем, изображавшим различных животных, сладостями, пряниками
  • Коляда, коляда!
  • Подавай пирога,
  • Блин да лепешку
  • В заднее окошко!
  • Хозяева дома одаривали колядовщиков печеньем, изображавшим различных животных, сладостями, пряниками
  • Если хозяева скупились, то колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами, например:
  • Не дашь пирога —
  • Мы корову за рога.
  • Не дашь кишку —
  • Мы свинью за виску.
  • Не дашь блинка —
  • Мы хозяина в пинка.
Описание такого обряда мы можем встретить в повести Н.В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”. Святки. Гадания. Песни святочных гаданий
  • Людей всегда интересовало, что их ожидает в будущем. Чтобы узнать это, наши предки прибегали к гаданиям.
  • Гадания были разные, их было много. Некоторые из них сопровождались подблюдными песнями.
  • Песни святочных гаданий предвещали судьбу: богатство или бедность, скорую свадьбу или вечное девичество, удачное или неудачное замужество, разлуку, дальнюю дорогу, смерть
  • Песни, сулящие счастье и богатство.
  • Нивка узенька, снопики частеньки.
  • Ой люли!
  • Мы кому споём – и тому добро,
  • Кому вынется, тому и справдится,
  • Тому справдится, не минуется.
  • Сидит на перине, считает полтины.
  • Кому поем, тому сбудется, не минуется.
  • Песни, сулящие свадьбу.
  • Идут сваты богатые.
  • Лады!
  • Один сват в лаптях,
  • А другой в сапогах.
  • Кому поём, тому с добром,
  • Кому сбудется, не минуется!
  • Пала иголочка во ящичок.
  • Кому поём, тому с добром.
  • Кому сбудется, не минуется.
  • Песни,
  • сулящие бедность, болезнь.
  • Заехали в ухаб,
  • не выехать никак.
  • Кому сбудется, не минуется.
  • Идёт свинья из Питера,
  • Вся шильём истыкана.
  • Кому сбудется,
  • да не минуется.
Масленица – праздник проводов зимы и встречи весны. Восьмая неделя перед Пасхой
  • Последним зимним и первым весенним праздником была Масленица.
  • На Масленицу исполняли обряд проводов зимы, которая представлялась живым существом.
  • Из соломы делалось чучело, которое, как и праздник, называли Масленица. Чучело наряжали, разукрашивали и под обрядовые песни возили по селу, а потом сжигали.
  • Масленицу называли широкой, потому что это был веселый праздник: катались на санях с гор, на лошадях по деревне,
  • играли во взятие снежного городка,
  • устраивали ярмарки, балаганы, кулачные бои.
  • На Масленицу было принято печь блины, напоминавшие о весеннем солнце, которые затем поедались. Считалось, что чем больше блинов съешь, тем богаче и сытнее будешь жить в наступившем году. Недаром пели: «Как на масленой недели из печи блины летели...»
А мы Масленицу повстречали,
  • А мы Масленицу повстречали,
  • Повстречали, душа, повстречали.
  • На горушке побывали,
  • Побывали, душа, побывали.
  • Блином гору выстилали,
  • Выстилали, душа, выстилали.
  • Сыром гору набивали,
  • Набивали, душа, набивали.
  • Маслом гору поливали.
  • Первое упоминание о масленице
  • - 16 век.
  • К масленице начинали готовиться с середины предшествующей недели. Хозяйки наводили чистоту, закупали продукты, пекли блины. Строили ледяные горки, снежные крепости, городки, качели.
  • Развлечения на Масленицу:
  • угощение блинами
  • катание с гор
  • скоморошьи балаганы
  • подвесные качели
  • катание на лошадях
  • кулачные бои
  • взятие снежных городков
Как на масленой неделе
  • Как на масленой неделе
  • Со стола блины летели,
  • И сыр и творог-
  • Все летело под порог!
  • Как на масленой неделе
  • Из печи блины летели.
  • Весело было нам,
  • Весело было нам!
  • Прошла Маслена,
  • Кончилось гулянье,
  • Идем теперь
  • На отдыханье!
Изгнание зимы, сожжение Масленицы еще не означало появления весны. Весну нужно было зазвать, оповестить о том, что ее с нетерпением ожидают. Обряд закликания весны приходится на середину Великого поста.
  • Изгнание зимы, сожжение Масленицы еще не означало появления весны. Весну нужно было зазвать, оповестить о том, что ее с нетерпением ожидают. Обряд закликания весны приходится на середину Великого поста.
  • – Весна, Весна Красная!
  • Приди к нам с радостию!
  • С великою милостию!
  • Со льном высоким,
  • С корнем глубоким,
  • С хлебом обильным!
  • Жаворонушек на приталинке
  • Распевает, распевает,
  • Он зовет себе, он зовет себе
  • Весну красную, весну красную.
Во поле береза стояла
  • Во поле береза стояла
  • Во поле кудрявая стояла
  • Люли люли стояла
  • Люли люли стояла
  • Некому березу заломати
  • Некому кудряву заломати
  • Люли люли заломати
  • Люли люли заломати
  • Я ж пойду погуляю
  • Белую березу заломаю
  • Люли люли заломаю
  • Люли люли заломаю
  • Срежу с березы три пруточка
  • Сделаю три гудочка
  • Люли люли три гудочка
  • Люли люли три гудочка
  • Четвертую балалайку
  • Четвертую балалайку
  • Люли люли балалайку
  • Люли люли балалайку
  • Троица
  • (50-й день после Пасхи)
  • Девушки брали угощения и шли в лес, собирали травы, цветы и плели венки, которые потом бросали в воду, загадывая по тому, как они поплывут о своей будущей жизни и женихе.
  • Там же выбирали молодую березку и «завивали» ее, то есть украшали, вешали на нее ленты, венки, платки и загадывали желание.
  • Если через три дня венки не вяли на березе, то значит, желание должно было исполниться.
  • В песне «Во поле березка стояла» поётся:
  • Я пойду, пойду погуляти Белую берёзу заломати…
  • Пойду на новые на сени
  • Стану в балалаечку играти
  • Люли люли играти
  • Люли люли играти
  • Стану я старого будити
  • Встань ты мой старый проснися
  • Люли люли проснися
  • Люли люли проснися
  • Борода седая пробудися
  • Вот тебе помои умойся
  • Люли люли умойся
  • Люли люли умойся
  • Вот тебе рогожа утрися
  • Вот тебе лопата помолися
  • Люли люли помолися
  • Люли люли помолися
Обрядовые песни
  • На свадьбе жениха и невесту величали. Невеста
  • Без белил … белешенька,
  • Без румян щечки алые,
  • Без сурьмил брови черные.
  • Жених
  • На коня садится,
  • А конь веселится,
  • По улице скачет –
  • Вся улица сияет.
  • К роще подъезжает –
  • Роща защумела…
  • Величальные (свадебные)
  • Причитания-плачи
  • Рекрутские песни
  • Невесте перед свадьбой полагалось причитать: сожалеть о вольной,
  • девичьей жизни.
  • Все прошло да прокатилося,
  • Все да миновалося,
  • Девье да беспечальное житье…
  • О женихе пелось:
  • Вот он едет, погубитель мой,
  • Вот он едет, разоритель мой,
  • Вот он едет расплести косу,
  • Вот он едет – потеряй красу…
  • В конце свадебного пира пелись корильные песни, обращенные к его участникам. Они были полны шуточных, пародийных величаний:
  • Друженька хорошенький,
  • Друженька пригоженький.
  • Как на дружке-то кафтан
  • Весь по ниточке собран…
  • Башмаки хороши,
  • Только без подошвы.
  • СОЛДАТСКИЕ ПЕСНИ
  • возникли в солдатской среде.
  • Возникновение солдатских песен в России относится к XVIII в.
  • Глубокой грустью проникнуты песни
  • о трудном солдатском ученье, тяжелых походах.
  • Вдоль по Питерской широкой по дорожке
  • Тут и шли-прошли солдаты молодые,
  • А за ними идут матушки родные.
  • “Сколь вам, матушки, и гнаться — расставаться!
  • Всю Россеюшку за нами не испройдёшь,
  • Сыру землю всю слезами не намочишь!”
  • Из солдатской песни «Что
  • победные головушки солдатские…»
  • Что не грозная туча подымалася,
  • Что не чёрные облака сходилися,
  • Что подымался выше облак чёрныё дым,
  • Загремела тут стрельба ружейная;
  • Что не алое сукно в поле заалелося,
  • Заалелася тут кровь солдатская…
  • Говоря о солдатских песнях, необходимо упомянуть о рекрутчине — страшном горе для многих крестьянских семей. Проводы рекрутов нередко сопровождались плачами — сродни похоронным и свадебным. Это проводы в другую жизнь, с небольшой надеждой на возвращение.
  • Проводы на 25 лет были равносильны смерти, именно поэтому в рекрутских причитаниях столько боли и тоски родных:
  • Не дай Господи
  • на сем да на белом свете
  • Уже жить да
  • в грозной службе государевой:
  • Как еденьице
  • солдатушкам – сухарики,
  • Как питемьице им
  • – водушка со ржавушкой…
Традиционные лирические песни
  • Песни пелись не только в связи с обрядами, но и просто для удовольствия: на посиделках, за повседневной работой.
  • Эти песни веками служили народу для выражения переживаний и чувств, поэтому их называют лирическими.
  • Каждый исполнитель
  • пел о себе, вкладывая
  • свою душу.
  • Лирические песни по-другому называют протяжными, «голосовыми», «долгими». Все эти определения указывают на неторопливый, распевный характер песни.
  • В песне основным является музыка. Передать содержание без музыки сложно, так как практически отсутствует рифма, и как стихи текст песни не воспринимается.
  • Ритмический рисунок возникает здесь лишь при пении, певец вставляет в текст многочисленные повторы, восклицания, междометия, что с одной стороны усиливает эмоциональность, с другой – подчеркивает ритм.
  • См. в учебнике – стр.8-10
К лирическим песням относят не только грустные и протяжные, но и веселые, шуточные, плясовые.
  • К лирическим песням относят не только грустные и протяжные, но и веселые, шуточные, плясовые.
  • Праздники не обходились без хороводов и плясок. Хоровод – круг подобен солнцу. Хождение по кругу в старинных игрищах уподоблялось хождению за солнцем, по ходу солнца и называлось «посолонь». Оно сопровождалось песней, которую исполняли все участники хором.
  • Хоровод объединял, сплачивал людей. Участники хоровода не только пели, двигаясь по кругу, но и могли приплясывать, разыгрывать действия
  • Содержание песни игрового хоровода разыгрывается всеми его участниками. В центре круга помещается столько действующих лиц, сколько их в песне, отражающей сценки из народной жизни.
  • По улице мостовой,
  • По широкой столбовой,
  • По широкой столбовой
  • Шла девица за водой.
  • За ней парень молодой,
  • Кричит: «Девица, постой,
  • Красавица, подожди!
  • Пойдем вместе за водой,
  • За холодной, ключевой».
  • – «Ах ты, парень-паренек,
  • Твой глупенький разумок!
  • Не кричи во весь народ,
  • Мой батюшка у ворот;
  • Зовет меня в огород
  • Чесноку, луку полоть».
Народной памяти удостаиваются только выдающиеся события и выдающиеся исторические деятели: это цари Петр I, Иван IV (Грозный), это и народные заступники – вожди крестьянских восстаний Степан Разин, Емельян Пугачёв, это и вольный казак, смелый покоритель Сибири Ермак Тимофеевич.
  • Народной памяти удостаиваются только выдающиеся события и выдающиеся исторические деятели: это цари Петр I, Иван IV (Грозный), это и народные заступники – вожди крестьянских восстаний Степан Разин, Емельян Пугачёв, это и вольный казак, смелый покоритель Сибири Ермак Тимофеевич.
  • Возникли во время борьбы с татаро-монгольским игом
  • В исторических песнях упоминаются вполне определённые исторические события, называются конкретные исторические лица.
  • Исторические песни выражали чувства безымянных авторов в связи с войнами, походами, народными восстаниями. Это народная оценка истории, её творцов, выражение души народа.
16 век.
  • 16 век.
  • Песни об
  • Иване Грозном
  • Еще как государь-царь Казань-город брал.
  • Он в овражке простоял - он и кашку расхлебал.
  • Он в другом постоял - он другую расхлебал,
  • Он подкопы копал под Казанку-реку,
  • Он подвод подводил под Казань-город,
  • Он подкатывал бочки, бочки дубовые
  • Как со лютым со злым черным порохом,
  • Затеплял же он свечу воску ярого.
  • Татарки-казанки, на стене они стояли,
  • На стене они стояли, жопы показали:
  • "Еще вот те, государь-царь, Казань-город взять!"
  • Эпизод с пушкарями, на которых разгневался Иван Васильевич, присутствует во многих песнях Казанского цикла. Он свидетельствует, что в народе знали сильные и слабые стороны характера своего царя. В этих песнях образ Ивана Васильевича отнюдь не идеальный, а близок к реальному образу, известному нам из описаний современников первой половины правления Грозного. Царь показан вспыльчивым, подозрительным, скорым на расправу, но и отходчивым, справедливым, готовым признать свою неправоту. В народе глубоко чтили ум Ивана Васильевича:
  • Старину я вам скажу стародавнюю
  • Про царя было про Ивана про Васильевича.
  • Уж он, наш белой царь, он хитер был, мудер,
  • Он хитер и мудер, мудрей в свете его нет.
  • Государево сердечко рассердитовалось,
  • Приказал он пушкарев казнить-вешать.
  • Выбиралися в полку люди умные,
  • Люди умные, люди разумные:
  • "Ох, гой еси, государь-царь Иван Васильевич!
  • Не приказывай, государь, казнить-вешати,
  • Прикажи ты, государь-царь, слово выговорить:
  • На ветру свеча скоро топится,
  • В захолустье свеча долго теплится".
  • Не успел же государь-царь слово выговорить,
  • Еще начало же Казань-город рвати,
  • Рвать-порывать, на все стороны кидать,
  • Татарок-казанок в реку всех бросать.
РАЗИН СТЕПАН ТИМОФЕЕВИЧ
  • Предводитель Крестьянской войны 1670–1671, вождь крупного протестного движения крестьян, холопов, казаков и городских низов 17 в.
  • Степан Разин казнен четвертованием 6 июня 1771 года в Москве на Красной площади близ Лобного места.
  • Казнь Степана Разина
  • Точно море в час прибоя,
  • Площадь Красная горит.
  • Что за говор, что там против
  • Место лобное стоит.
  • Плаха черная далеко
  • От себя бросает тень.
  • Нет ни облачка на небе,
  • Блещут главы, ясен день.
  • Вот толпа заколыхалась,
  • Проложил дорогу кнут.
  • Той дороженькой на плаху
  • Стеньку Разина ведут.
  • С головы казацкой сбриты
  • Кудри черные как смоль.
  • Но лицо не изменили
  • Казни страх и пытки боль.
  • «Что сейчас на черной плахе
  • Срубят голову мою,
  • И казацкой алой кровью
  • Черный помост я полью».
  • «Ты прости, мой Дон родимый,
  • Волга-матушка-река,
  • Помяните добрым словом атамана-казака!»
  • Поклонился он народу,
  • Помолился на собор,
  • И палач в рубашке красной
  • Широко взмахнул топор.
  • «Ты прости, народ крещеный,
  • Ты прости-прощай, Москва».
  • И скатилась с плеч казацких
  • Удалая голова.
  • Отрывок из исторической песни «Суворов приказывает армии переплыть море».
  • Как выходит тогда к солдатушкам
  • Генерал седой да Суворов-князь,
  • Да как глянул он на солдатиков,
  • Веселешенько улыбаючись:
  • – И по что, мои детоньки, призадумались?
  • Или устрашились моря синего,
  • А за морем силы неверной?
  • Ой, ты гой еси, да Суворов-князь,
  • Командир ты наш, начальничек!
  • Не страшна-то нам сила вражия.
  • Да страшен-то нам океан-буян.
  • Океан-буян, море синее...
  • Ой, вы гой еси, братцы-солдатики!
  • Вы снимайте-ка с плеч ранцы тяжелые,
  • Уж вы ставьте-ка в козлы ружья меткие.
  • Вы берите-ка топорики острые,
  • Вы срубите-ка мосты, плоты широкие!
  • То не гул идет по поднебесью.
  • То не шум шумит по темным лесам –
  • То плывет-летит наша армия.
  • Злая сила вражья испугалася,
  • По разным сторонушкам разбежалася.
  • Алекса́ндр Васи́льевич Суво́ров
  • (1729-1800)
  • Великий русский полководец, не
  • потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере
Русские народные песни бесконечно разнообразны. В каждом песенном жанре отражается какая-то сторона народной жизни: в любовных песнях звучат переживания молодежи; в семейных говорится об отношениях родителей и детей, мужей и жён; в солдатских – о службе, войнах, походах и т.д. А самое главное – песни охватывают жизнь народа целиком, в её прошлом и настоящем.