Презентация " «И крестьянки любить умеют!» (по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»)"

Подписи к слайдам:
«И крестьянки любить умеют!» (по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»)
  • Н.М.Карамзин
  • Военная служба
  • Смерть отца
  • Отставка
  • Симбирск
  • Увлечение масонством
  • Занятие литературой
  • Изучение истории
  • Симбирская губерния
  • Родовитая, но небогатая
  • дворянская семья
  • Светское образование
  • Знание иностранных
  • языков
  • Путешествие
  • по Европе
Сентиментализм
  • Художественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX веков.
  • От англ. SENTIMENTAL – чувствительный.
  • «Изящное изображение основного и повседневного» (П.А.Вяземский)
  • Классицизм
  • Линия сравнения
  • Сентиментализм
  • Воспитание человека в духе верности государству, культ разума
  • Основная идея
  • Стремление представить человеческую личность в движениях души
  • Гражданская, общественная
  • Основная тематика
  • Любовная
  • Строгое деление на положительных и отрицательных, однолинейность
  • Герои и
  • характеры
  • Отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям
  • Вспомогательная, условная
  • Роль пейзажа
  • Средство психологической характеристики героев
  • Трагедия, ода, эпопея, комедия, басня, сатира
  • Основные жанры
  • Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллия
  • Сравнительная таблица
История создания повести
  • Повесть
  • «Бедная Лиза» написана в 1792 году. В 1796 году повесть вышла отдельной книгой.
  • Эпигонство (от древнегреческого – «родившееся после») - нетворческое следование традиционным образам и назойливое повторение и варьирование известных литературных тем, сюжетов, мотивов, в частности — подражание писателям.
  • Эпигонство
Литературные реминисценции
  • Сентиментальная повесть «Несчастная Лиза» неизвестного автора (опубликована в журнале «Аглая» в 1810 году).
  • Сюжет «Бедной Лизы» явно отражён в повестях А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка» и «Станционный смотритель», причём в первом случае история отношений крестьянки и барина раскрывается как «комедия», во втором — как «трагедия».
  • История Эраста и Лизы обыграна в именах героев и сюжете романов Бориса Акунина «Азазель», «Весь мир театр».
Почему повесть современна?
  • Лучшие инсценировки:
  • 1989 — мюзикл «Бедная Лиза» — театр «У Никитских ворот», режиссёр Марк Розовский.
  • Камерная опера «Бедная Лиза» —Государственный театр наций, режиссёр Алла Сигалова, композитор Леонид Десятников, в ролях Чулпан Хаматова, Андрей Меркурьев.
Почему повесть современна?
  • Лучшие экранизации:
  • 1967 — «Бедная Лиза» (телеспектакль), режиссёр Наталья Баринова, Давид Ливнев, в ролях: Анастасия Вознесенская, Андрей Мягков.
  • 1978 — «Бедная Лиза», режиссёр Идея Гаранина, композитор Алексей Рыбников.
  • 1998 — «Бедная Лиза», режиссёр Слава Цукерман, в ролях Ирина Купченко, Михаил Ульянов.
  • «Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам».
  • Заочная экскурсия
  • по окрестностям Москвы
  • «Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Си…нова монастыря».
  • Симонов монастырь
  • «На другой стороне реки видна дубовая роща,
  • подле которой пасутся многочисленные стада:
  • там молодые пастухи, сидя под тенью дерев,
  • поют простые, унылые песни и сокращают тем
  • летние дни, столь для них однообразные».
  • Москва-река
  • «…подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь».
  • Данилов монастырь
  • «…ещё далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьёвы горы».
  • Воробьёвы горы
  • «… вдали село Коломенское
  • с высоким дворцом своим».
  • Село Коломенское
  • Пейзаж у Карамзина не только фон действия, но и средство психологической характеристики героя, «зеркало души».
  • Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства.
  • Роль пейзажа в повести
  • Рассказчик является полноценным героем повести.
  • Посредник между читателем и жизнью героев, воплощенной его словом.
  • Рассказчик задаёт эмоциональный тон повести своим переживанием за судьбы героев, его эмоции передаются читателю.
  • Образ рассказчика (повествователя) в повести
  • Герои повести
  • Эраст
  • Лиза
  • автор
  • мать Лизы
  • богатая вдова
  • подружка Анюта
  • «Золушка»
  • «Повесть о Петре
  • и Февронии Муромских»
  • «Барышня-крестьянка»
  • Шарль Перро
  • А.С.Пушкин
  • Ермолай-Еразм
  • Тема любви и
  • социального неравенства
  • бедная
  • Социальное положение
  • небогатая, живущая в бедности
  • Отношение автора
  • несчастная, горемычная,
  • её жалко
  • Социальный статус героини
  • Лиза
  • Эраст
  • Имя Елизавета означает «почитающая Бога».
  • Прекрасная душой и телом, «редкой красоты», «трудилась день и ночь», любезная и нежная …крестьянка.
  • Имя Эраст означает «возлюбленный».
  • «Довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем… но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии…»
  • Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры.
  • Сопоставление героев
  • Художник Кипренский
  • «Бедная Лиза»
  • В день своей первой встречи с Эрастом она появляется в Москве с ландышами в руках; при первом появлении Эраста под окнами Лизиной хижины она поит его молоком, наливая его из «чистой кринки, покрытой чистым деревянным кружком» в стакан, вытертый белым полотенцем; в утро приезда Эраста на первое свидание Лиза, «…смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе».
  • Мотив белизны, чистоты и свежести
Первая встреча
  • «…. Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы – и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?» – спросил он с улыбкою. – «Продаю», - отвечала она. – «А что тебе надобно?» – «Пять копеек». – «Это слишком дешево…….»
  • При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек; покупая Лизину работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены»; перед уходом на войну «он принудил ее взять у него несколько денег»; в армии он «вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение», из-за чего вынужден жениться на «пожилой богатой вдове».
  • Мотив денег
  • Лиза
  • трудолюбивая
  • кормилица
  • Божеская милость
  • отрада старости
  • милая
  • любезная
  • нежная
  • Лиза
  • любила матушку
  • трудолюбивая
  • самоотверженная
  • робкая
  • чистая
  • услужливая
  • радостная душа
  • прелестная
  • «Лиза рыдала — Эраст плакал — оставил её —
  • она упала — стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся — далее — далее — и, наконец, скрылся, — воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти».
  • Сцена расставания героев
  • Причины самоубийства Лизы
  • Потеря смысла жизни
  • Измена Эраста
  • Легкомыслие Эраста
  • Любовь к Эрасту
  • Обманутое доверие
«…Теперь, может быть, они уже примирились!»
  • Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью?
  • Как вы понимаете значение слов Карамзина:
  • «И крестьянки любить умеют»?
  • Почему повесть Карамзина так полюбилась читателю?
  • Как проявляются в повести черты сентиментализма?
  • Какие ее эпизоды показались вам особенно трогательными?
  • В чем смысл заглавия?
  • Какие, на ваш взгляд, чувства воспитывает в читателях повесть Карамзина?
  • Могут ли извлечь из нее современные молодые люди нравственные уроки? Если да, то какие?
  • Подведем итоги…
Домашнее задание
  • Подготовиться к зачетной работе по пройденным темам: «Древнерусская литература», «Литература 18 века».