Презентация "Обобщение и систематизация материала по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»" 9 класс

Подписи к слайдам:
Тема урока «Обобщение и систематизация материала по Повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п. Красная Кудрявка Н.В.Черноситова Цели урока Обобщить знания учащихся по содержанию, тематике, характеристике героев, нравственной проблематике, позиции автора повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»; формировать умения видеть отличительные черты сентиментализма в произведениях искусства; тренировать умения и навыки выборочного чтения, воспитывать у детей гармонию рассудка и чувства в любви; гуманное отношение к человеку;  .   Актуализация знаний 1.Что такое сентиментализм? 2.Назовите отличительные черты сентиментализма? 3.Назовите представителей сентиментализма в литературе? Сентиментализм – литературное направление в литературе и искусстве 2-й половины 18 века. Отличительные черты сентиментализма. 1.Интерес к человеческому чувству. 2.Эмоциональное восприятие окружающего мира. 3.Герой – человек простой, незнатный. 4.Пейзаж – не фон, а кусок живой природы, воспринятый не умом, а сердцем. 5.Литературный язык сближается с разговорным.  Ярким представителем сентиментализма в литературе является Н.М.Карамзин   Н.М.Карамзин (1766 – 1826)
  • «Московский журнал»
  • «Письма русского путешественника»
  • «Наталья, дочь боярская»
  • «Бедная Лиза»
  • «История государства Российского»
Организация исследовательской деятельности по проблематике, характеристике образов повести, выявлению позиции автора. Задания 1 группе История любви
  • Как называется повесть Н.М.Карамзина?
  • Что положено в основу повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»?
  • Назовите героев повести.
  • Что автор говорит о Лизе, её семье?
  • Как встречаются герои повести?
  • Что можем сказать о любви Лизы к Эрасту?
Орест Кипренский Орест Кипренский Русский живописец и рисовальщик. Содержание портретов Кипренского — духовность, сложная внутренняя жизнь человека, творческая индивидуальность Орест Кипренский Незаконный сын помещика А. С. Дьяконова, записанный в семью его крепостного человека А. К. Швальбе. Получив вольную, учился в петербургской Академии художеств (1788-1803) у Г. И. Угрюмова и Г.-Ф. Дуаена. Жил и работал в Москве (1809), Твери (1811), Петербурге (с 1812), в 1816-22 и с 1828 — в Риме и Неаполе. О.А. Кипренский "Бедная Лиза" 1827 Из всех портретов, написанных Орестом Адамовичем Кипренским, этот, пожалуй, более всего интересен своей предысторией. Поскольку связан не только с известной повестью Н. Карамзина «Бедная Лиза», но и с биографией самого художника. Художник пишет свою «Бедную Лизу» в 1827 г. Многие отмечали, что он в этой работе милосердием своим превзошел Н.М. Карамзина. Глядя на картину, мы можем увидеть в ней отражение типичных черт сентиментализма: интерес к простому, незнатному человеку, проявление человеческих чувств любви, тревоги, печали. Работая над портретом, он скорее всего вспоминал мать, любовь которой была разбита, жизнь исковеркана. Художник пишет свою «Бедную Лизу» в 1827 г. Многие отмечали, что он в этой работе милосердием своим превзошел Н.М. Карамзина. Глядя на картину, мы можем увидеть в ней отражение типичных черт сентиментализма: интерес к простому, незнатному человеку, проявление человеческих чувств любви, тревоги, печали. Работая над портретом, он скорее всего вспоминал мать, любовь которой была разбита, жизнь исковеркана. Кипренский, сам немало переживший, не мог не видеть реальных причин, погубивших девушку. Ведь его собственная мать была жертвой крепостнических законов. Не случайно он обратил внимание на слова Лизы: «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои, рожден был простым крестьянином...» Предчувствия не обманули девушку: возлюбленный бросил ее и женился на дворянке, «пожилой богатой вдове». Кипренский, сам немало переживший, не мог не видеть реальных причин, погубивших девушку. Ведь его собственная мать была жертвой крепостнических законов. Не случайно он обратил внимание на слова Лизы: «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои, рожден был простым крестьянином...» Предчувствия не обманули девушку: возлюбленный бросил ее и женился на дворянке, «пожилой богатой вдове». Картина написана на сюжет повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» (1792), с восторгом встреченной публикой. В основе повести тема, чрезвычайно популярная в литературе сентиментализма: трогательная и трагическая история юной, чистой душой девушки из поселян, соблазненной молодым дворянином. Слова Карамзина «и крестьянки любить умеют» стали девизом целого поколения просвещенной дворянской молодежи. Повесть воспринималась как быль. Окрестности московского Симонова монастыря и место гибели героини, «Лизин пруд», стали надолго местом паломничества образованной публики. Кипренский как бы возвращается к образности эпохи сентиментализма. Художественный язык прост, но символически насыщен. Кипренский и изобразил Лизу в тоске и печали. Юная миловидная девушка с мольбой смотрит на того, с кем ей должно расстаться. Сочетание розового и белого в одежде героини означает чистоту и свежесть юности, гвоздика в ее дрожащей руке – нежную искреннюю любовь.
  • Мог ли Кипренский иначе написать крестьянку, с чувствами которой никто и никогда не будет считаться? Ведь у ее любви нет будущего. И повинно в том социальное неравенство. Художник прекрасно понимал, что, воссоздав на полотне всем известный литературный образ, он старается если не укорить общество в несправедливости его законов, то хотя бы вызвать слезы сострадания в чувствительных душах.
История любви
  • Что автор говорит о жизни Эраста? Подберите цитаты из текста.
  • Почему встреча с Лизой заставила героя отказаться от света, светских развлечений?
  • Чем является любовь Лизы для Эраста?
  • Что в итоге?
  • А как рассказчик относится к любви Эраста? Найдите слова в тексте.
  • Но как ведет себя Эраст после гибели Лизы?
  • О чем это свидетельствует?
  • Что открывают нам слова в конце повести: «Теперь, может быть, они уже примирились»?
  • Значит, возродилась душа, была прощена? При каком условии могло произойти примирение?
Выводы по исследовательской деятельности 1 группы
  • Карамзин сумел показать богатство души Лизы, глубину ее чувств.
  • В любовных отношениях Эраста присутствует некая двойственность. Это следствие «доброго сердца» и пагубной окружающей среды.
  • Карамзин на примере жизни Эраста убедительно показывает, какую большую роль играет чувство любви в формировании человеческой личности.
  •  
А теперь на примере повести попробуем исследовать «анатомию» любви. Задание 2 группе Проблема. Карамзин ставит вопрос о возможности и невозможности счастья в любви. 1. Что такое, по- вашему, любовь? (Высказывания учащихся) 2. Что такое счастье? 3. Поддается ли оно контролю? 4. Какое счастье бывает полным – бездумное или разумное? 1)Вспомним сцену счастья. Страстная дружба, где нет ни прошлого, ни будущего. Любовь живет настоящим. 2) Вспомним жизнь Эраста. Карамзин говорит, Что «исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви». Как вы это понимаете? Лексическое значение слов Любовь- 1.Чувство самоотверженной, сердечной привязанности.2.Склонность, пристрастие к чему-нибудь. Счастье- 1.Чувство и состояние полного удовлетворения. 2.Успех, удача Из Словаря русского языка С.И.Ожегова Выводы исследовательской деятельности 2 группы
  • Лизе и Эрасту суждено было испытать минутное счастье, когда они ничего не боялись, ни о чем не думали, отдавшись полностью течению чувств. И в этом всемогущая сила любви!
  •  Но на примере жизни Эраста Карамзин предупреждает нас о необходимости рассудка.
Тема рассудка. Проблема. Нужен ли рассудок в любви?
  • Тема рассудка начинает звучать в повести почти сразу. Где?
  • 2) Рассудком или чувствами жили в любви Эраст и Лиза?
Выводы Миг любви, когда человек весь отдается чувству, прекрасен, - это счастливый миг, но долгую жизнь и прочность чувству дает рассудок, разум. Гимнастика для глаз по системе Базарного Образ Природы. Задание 3 группе Проблема. Но существует, по Карамзину, высшие силы, который выносят свой приговор человеку: Лиза за то, что бездумно и безоглядно любила, обрекла себя на гибель физическую. Эраст за то, что не сдержал клятвы быть всегда с Лизой, обрек себя на гибель моральную.
  • В каком образе представлены высшие силы?
  • Что обозначают ландыши в руках Лизы?
  • Почему ландыши Лиза бросает в Москву-реку?
  • Иногда Природа точно осторожно «предупреждает» ее.. Когда?
  • Но чувства Лизы столь чисты, прекрасны, что Природа «не может не разделить» ее радость: ведь Лиза любит и любима. Подтвердите цитатами.
  • Природа «скреплена» с Лизой и в минуту ее беды — в минуту ее «заблуждения». Где?
  • 6)А связана ли Природа с Эрастом? Подтвердите свой ответ цитатами.
Выводы Можно сказать, что природа в повести всегда рядом с Лизой. Весна, утро, солнце, ландыши, заря, птицы, тихая луна, гроза,молнии, дождь — все принимает участие в ее радостях и печалях, все говорит о гармонических отношениях, установившихся между Лизой и Природой. В поведении Природы есть сочувствие, жалость к бедной Лизе, но нет проклятья, осужденья... Мы видим: Природа включена во все основные события повести, поэтому она рядом с героями, видит их и оценивает их полно, достаточно эмоционально и в то же время справедливо. Карамзин утверждает мысль, что Природа наделена разумом и не считаться с ее оценками невозможно.   Образ рассказчика. Задание 4 группе Проблема. Какова душа его? 1) Анализ описания. «На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада... Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь; еще далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьевы горы. Часто прихожу на сие место и почти всегда встречаю там весну, туда же прихожу и в мрачные дни осени горевать вместе с природою». Что мы можем сказать об авторе? Как он относится к своим героям? Какова его позиция? Выводы Автор- человек тонко чувствующий природу, любящий природу, способный видеть красоту природы, ощущать гармонию с природой. Автор не обвиняет своих героев, он объясняет их поведение, сочувствует Лизе, сожалеет о её гибели. В его позиции выражено гуманное отношение к человеку. Какие нравственные уроки Карамзина достойны вашего внимания? Все герои, стиль повести помогают нам осознать авторскую позицию как гуманистическую. Создавая свою повесть, Карамзин соединил категории «доброе» и «прекрасное» — нравственное и эстетическое. В небольшом по объему произведении Карамзин воспел любовь как чувство, способное обогатить человеческую душу, испытать и возродить ее; он выступил за гармонию рассудка и чувства в любви; он пропагандировал гуманное отношение к человеку, порицая его за отступления от законов морали. Нравственные уроки Карамзина достойны внимания и в сегодняшние такие сложные дни, тем более что это уроки человека, «твердый разум» которого, по словам В. А. Жуковского, «всегда смягчен был нежнейшим чувством». Обобщение Каким урокам нравственности учат нас произведения искусства? Рефлексия Чем мы занимались на уроке? К каким выводам мы пришли, прочитав повесть Карамзина? Что мы узнали нового о произведениях живописи? Какие нравственные уроки для себя извлекли? Кому было трудно на уроке? Почему? Что нужно, чтобы легко было работать на уроках?