Урок-размышление "Душа родилась крылатой"

Урок-размышление по феерии А.Грина "Алые паруса" на тему: "Душа
родилась крылатой" (опыт интегрированного урока)
Цели урока:
развивать ассоциативно-образное мышление, творческую активность
учащихся;
научить определять авторскую позицию, анализируя авторские отступления,
сюжет и внесюжетные элементы;
воспитывать культуру восприятия художественного текста, произведений
живописи и музыки;
учить анализировать роль изобразительно-выразительных средств для
раскрытия идеи произведения.
Оборудование:
репродукции картин: П. Миервалдис “Мечта”, Сесар Леаль Хименес “Мысли
без желания- мечты”, Т. Пяэсуке “Мальчик со скрипкой”;
фонограммы произведений Паганини, “Ноктюрн” из квартета Бородина,
фрагменты из оперы А.Богословского “Алые паруса”.
ХОД УРОКА.
I. Введение в тему.
Звучит мелодия (“Ноктюрн” из квартета Бородина).
Учитель музыки:
Какое у вас возникло ощущение при прослушивании этой мелодии? С чем она
ассоциируется?
(Ощущение безмятежности, спокойствия, хочется посидеть у огня, помечтать).
При помощи каких средств композитор смог передать это настроение?
Посмотрите на репродукции картин. Найдите среди этих полотен
прослушанную мелодию? Какие картины оживают под эти звуки? Чем они
созвучны?
Учитель литературы:
Какое единое название можно было бы дать этим картинам? (Мечта)
Какое настроение рождает слово МЕЧТА? Вслушайтесь в него. Подберите к
нему синонимы.
(Грезы, видение, фантазия).
Дайте толкование этим словам. Оно одинаково?
(Работа с “Толковым словарем” Ожегова).
Мечта 1 нечто, созданное воображением;
2 предмет желаний, стремлений.
Грезы мечта; первоначально “призрачное видение, сон”.
Видение призрак, привидение, что- нибудь, возникшее в воображении.
Фантазия 1 способность к творческому воображению;
2 мечта, продукт воображения.
Какое прилагательное вы употребили бы со словом “мечта”?
(Голубая, розовая, хрустальная).
Можно употребить в словосочетании со словом “мечта” прилагательные
“серая”, “черная”, “тяжелая”? Почему?
(Мечта – это что-то светлое, доброе. Прилагательные “серый, черный, тяжелый”
можно употребить со словом “думы”, но не “мечта”).
Ф. Сологуб сказал: “Я бог таинственного мира, весь мир в одних моих мечтах”.
А хорошо ли быть мечтателем? Что дает мечта человеку? Может быть это
бесполезное занятие?
Вспомните фольклор. О чем мечтали люди? Исполнились ли их мечты?
(Мечтали летать – летают. Мечтали попасть в подводное царство – попали.
Мечтали о сапогах-скороходах – имеем автомобили, поезда, сверхзвуковые
самолеты).
Возможно ли было это без мечты?
Значит, мечта материализуется в конкретные дела, она созидает жизнь. Не зря
говорят, что человек без мечты, что птица без крыльев. Если человек о чем- то
мечтает, то говорят, что он окрылен. У человека, не умеющего мечтать, душа
бескрыла.
II. Работа с текстом.
Учитель литературы:
Это ваше восприятие слова “мечта”. Сегодня на уроке мы попытаемся понять,
что вкладывает в это слово А. Грин в феерии “Алые паруса”.
Что такое феерия? Обратите внимание, у этого слова два значения:
представление с фантастическим сюжетом, красочными костюмами и декорациями,
с широким использованием сценических эффектов;
волшебное, сказочное зрелище.
В каком из этих значений А.Грин употребил слово феерия?
(Действительно, это что- то сказочное, волшебное).
Гераклит Эфесский (VI в. до н.э.) сказал: “Человек в ночи себе “свет” зажигает
собой”. Как вы понимаете эти слова? О каком свете идет речь? О какой ночи?
(Свет внутренний. Им должен быть освещен жизненный путь и сделать это
должен сам человек.)
О ком из героев можно сказать, что он “свет” в ночи себе зажигает собой?
Почему?
(Ассоль, Грей, Лонгрен)
Что же отличает Ассоль от других жителей Каперны?
(По ходу беседы заполняется таблица)
Всмотримся в портрет Ассоль. Что же особенное увидел, почувствовал в ней
Эгль?
(“Каждая черта Ассоль выразительно легка и чиста, как полет ласточки…”,
“кроткая улыбка”, “глаза с оттенком грустного вопроса”.)
С помощью каких художественных средств донес до нас Грин самобытность
Ассоль?
(“Кроткая улыбка”, “прекрасная неизвестность”, “милая”, “что-то особенное”,
“крошка”, “дивное художественное полотно”, “…ее образ оригинально мил”,
“растение…”)
С каким растением ассоциируется образ Ассоль? Почему?
(С цветком, беззащитным, приносящим радость и не требующим ничего взамен)
Имя главной героини не кажется вам необычным? С чем оно созвучно?
(Эгль: “Хорошо, что оно такое странное”, “музыкальное, как свист стрелы или
шум морской раковины”. Созвучно с нотой “соль”. Это имя легче пропеть, чем
произнести.)
А что сказочник говорил о жителях поселка?
(“Я был в той деревне…, они не поют песен, они не рассказывают сказок…)
Могут ли они понять Ассоль? Какими душевными качествами они наделены?
(Это люди без романтики, без мечты, грубые приземленные)
Были ли единомышленники у Ассоль и Лонгрена среди жителей поселка?
Насколько одиноки они были?
(Жители Каперны не понимали отца и дочь, потому что им не дано “вознестись над
суетой”. Тем не менее Ассоль не отгораживается от мира. Она живет в нем,
чувствуя тесную связь со всем окружающим. Ассоль общается с природой. Природа
ее друг и единомышленник.)
Есть ли в произведении родственная Ассоль душа? Чем они сродни?
(Необычно имя – “Грей”. Хотя в нем только один гласный звук, но произносится имя
легко, как эхо, зовет вдаль. Грей, как и Ассоль, “родился с живой душой”; это
“…тип рыцаря причудливых впечатлений; мечтательный, верит, что чудеса можно
делать своими руками; у них обоих “странно летящая душа”, оба одиноки.)
Учитель изобразительного искусства:
К каким художественным средствам А.Грин прибегает чаще всего?
(Цветовым эпитетам, или цветописи)
Какими красками он рисует Ассоль, Грея, жителей Каперны?
(В рассказе о Каперне и ее жителях Грин не использовал ни одного цветового
определения. Говоря об Ассоль и Грее, он использует много красок. Основные –
красный белый цвета.)
Как вы думаете, почему “белый корабль”, “алые паруса”, “глубокая розовая
долина”?
(Белый цвет – цвет совершенства; красный цвет – цвет жизни, энергии; глубокая
розовая долина – теплый, нежный цвет; глубокий – духовная глубина?)
Найдите в тексте, как Грей выбирает ткань. Какую ткань он выбрал?
(“…совершенно чистый, как алая утренняя струя,…гордый цвет… цвет смешанных
оттенков огня, лепестков мака, игры фиолетовых или лиловых намеков… нет ни
синевы, ни тени, нет ничего, что вызывает сомнение. Он рдел, как улыбка
прелестного духовного отражения”.)
“Духовного отражения…”! Да ведь это отражение их душ: чистых, гордых,
прелестных, не ведающих сомнений в том, что их мечта исполнится!
Так какой мечтал увидеть автор жизнь своих героев?
(Совершенной, яркой, насыщенной, как этот корабль и алые паруса. Духовно
наполненной, сказочно прекрасной, как “глубокая розовая долина”.)
Учитель музыки:
Что значит для А.Грина и его героев музыка?
(Это неотъемлемая часть их жизни, мечты, поэтому Грей собирает оркестр. Это
необходимо для свершения мечты. В душе героев постоянно звучит музыка.)
С какими инструментами сравниваются герои?
(Циммер говорил, что он любит два инструмента – виолончель и скрипку.
“Виолончель – это моя Кармен, а скрипка – Ассоль – перебивает Грей”.)
“Я знаю, что в скрипке и виолончели всегда отдыхают феи…” Почему?
(Феи исполняют мечты.)
Поэтому и корабль с музыкой! Корабль- это метафора. Это исполнение мечты.
(Звучит фрагмент из оперы-феерии А.Богословского “Алые паруса”.)
Что вы услышали?
(Великолепный дуэт Ассоль и Грея. Ассоль – это скрипка, а Грей – это виолончель.)
(По ходу беседы заполнялась таблица. Она может иметь примерно такой вид.)
Ассоль
Жители поселка
Внешний вид
Тоненькая, невысокая, хрупкая.
Каждая черта ее выразительно легка и
чиста, как полет ласточки.
У нее кроткая улыбка и глаза с
оттенком грустного вопроса.
“Ее образ оригинально мил”
Крупные, мясистые,
кряжистые.
У них грубые лица.
Имя
Странное. “Музыкальное, как свист
стрелы и шум морской раковины”.
Оно созвучно с нотой “соль”.
“Благозвучны, но
нестерпимо привычны,
чужды “Прекрасной
Неизвестности”
Внутренний
мир
Живая, поэтическая, “странно
летящая душа”. Постоянно в
ожидании прекрасного. Умеет видеть
Им не дано “вознестись
над суетой”.
Это приземленные люди,
в обычном необычное, сделать мир
чуть-чуть лучше. “Работа моя не
скучная, только все хочется
придумать что-то особенное”
В душе ее всегда звучит мелодия.
“Музыка смолкла, но Ассоль была во
власти ее звонкого хора”
Мечта – ее естественное состояние.
не способны чувствовать
прекрасное, могут соврать,
их раздражает
необычность Лонгрена и
Ассоль.
Не поют песен, не
рассказывают скаок, а если
рассказывают, то о хитрых
мужиках, жульничестве.
Это люди без романтики,
без мечты.
Отношение к
окружающему
миру
Чувствует окружающий мир “всей
душой”. Можно сказать, что она
обладает духовным зрением,
духовным слухом, ее душа отражает
все краски окружающего мира.
Любит все живое.
Полное слияние с природой.
Одинока среди людей, но природа
стала ее настоящим другом.
“Глухи к окружающему
миру”
“Да разве они умеют
любить?”
Не замечают природу.
“… как стая хищников”
Цветопись
Говоря об Ассоль и Грее, автор
использует много красок: прекрасный
цвет лица, алая заря, алые паруса,
белый корабль, глубокая розовая
долина. Ассоль – “Дивное
художественное полотно”
В рассказе о Каперне и ее
жителях Грин не
использовал ни одного
цветового определения
Звукопись
“Я знаю, что в скрипке и виолончели
всегда отдыхают феи…”. Ассоль
это скрипка, а Грей- это виолончель.
В их душе всегда звучит музыка.
Они не слышат музыку
Учитель литературы:
Ассоль и Грей – оба мечтатели, у них обоих “странно летящая душа”. Что
значит мечта для Ассоль, для Грея?
(Для Ассоль- естественное состояние души, для Грея- созидание, умение делать
чудеса своими руками)
А что значит “странно летящая душа”?
(Душа свободная, романтичная, чистая, легкая. Как сказала Марина Цветаева, у них
“душа родилась крылатой”)
Так что же такое мечта?
(Музыка и слово, поэзия и живопись, любовь и слияние с природой, это, наконец,
сама жизнь с ее духовными проявлениями)
Какими же мы увидели А.Грина- человека через его произведение?
(Это мечтатель, с душой живой и тонкой, любящего мир, с глубиной философского
отношения к жизни, бесконечно верящего в человека и его возможности)
А каким предстал перед нами А.Грин как художник слова?
(А.Грин – чрезвычайно многообразный писатель. Он и тонкий психолог, и
великолепный мастер интриг, и чудесный сказочник. Его произведения написаны
ярким, живым языком.)
(На фоне мелодии “Ноктюрн” из квартета Бородина звучат стихи К. Бальмонта
“Сказать мгновенью: стой!”)
Быть может вся природа – мозаика цветов?
Быть может вся природа – различность голосов?
Быть может вся природа – лишь числа и черты?
Быть может вся природа – желанье красоты?
У мысли нет орудья измерить глубину,
Нет сил, чтобы замедлить бегущую весну.
Лишь есть одна возможность
Сказать мгновенью: стой!
Разбив оковы мысли
Быть скованным – мечтой.
Тогда нам вдруг понятна
Стозвучность голосов,
Мы видим все богатство
И музыку цветов,
А если и мечтою не смерить глубину, -
Мечтою в самых безднах мы
Создаем весну.