Конспект урока "«Война ВСЕ спишет?..» (урок-размышление по повести В. Распутина «Живи и помни»)"
ТЕМА: «Война ВСЕ спишет?..»
(урок-размышление по повести В.Распутина «Живи и помни»)
ЦЕЛИ: 1. Создать условия для совершенствования умений и
навыков анализа текста, понимания основной идеи
произведения, развития умения видеть его художественные
особенности.
2. Вызвать у детей размышление о прочитанном, душевный
отклик и чувство ответственности человека за свой выбор.
3. Способствовать обучению школьников работать с разными
видами информации, выстраивать коммуникацию с текстом.
ХОД УРОКА
1 ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ
Урок сегодня будет очень насыщенным, поэтому рекомендую вам по ходу
работы составлять план, отмечая важные этапы, героев, основные события.
Не той, что из сказок, не той, что с пеленок,
Не той, что была по учебникам пройдена,
А той, что пылала в глазах воспаленных,
А той, что рыдала,- запомнил я Родину.
И вижу ее накануне победы
Не каменной, бронзовой, славой увенчанной,
А очи проплакавшей, идя сквозь беды,
Все снесшей, все вынесшей русскою женщиной.
К.Симонов
Сегодня мы говорим о войне. О ней говорить всегда сложно.
За время войны в СССР погибло около 27 млн. человек, 40% - мирное население,
погибшее в концлагерях, а по неофициальным данным потери составили более 40
млн. человек.
Страшные цифры, в стране не было семьи, которая не пострадала бы во время
войны. Это огромное огненное колесо прошло по судьбам, искалечило души людей.
Порой совершались тяжкие проступки, но многих прощали. А все ли можно
оправдать войной?
Эту проблему: «Война все спишет?..», мы попытаемся сегодня решить на
примере повести Валентина Распутина «Живи и помни».
Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году. Современный русский
писатель, коренной сибиряк, всегда жил и живет на Родине, пишет о тех, кто рядом,
кого он знает и любит. Его творчество отмечено многими государственными
наградами и литературными премиями. За повесть «Живи и помни», вышедшую в
1974 году, удостоен Государственной премии.
Замыслом сюжета этой повести явились воспоминания детства: «Я помню, как
недалеко от нашей деревни обнаружили дезертира. Он долго скрывался, жил в
стороне от человеческого жилья Он озлобился, убил теленка, у кого-то что-то украл.
Я помню, как через всю деревню вели заросшего, страшного человека. Это детское
впечатление отложилось в памяти и через много лет проклюнулось зернышко
сюжета».
2 АНАЛИЗ ПОВЕСТИ.
Учитель: Перескажите кратко содержание.
Учитель: Речь пойдет об Андрее Гуськове.
Удачна ли иллюстрация? Как художнику удалось передать состояние героя?
- Его поза (он повернулся спиной), сгорбленная фигура, нестриженые волосы
говорят о том, что этот человек опасается чего-то, ему есть что скрывать.
Учитель: Итак, Андрей совершает преступление. А можем ли мы так безоговорочно
назвать его преступником? Как он воевал, как к нему относились? Мнения будут
разные, поэтому для ответа на этот вопрос делимся на две группы, одна защищает,
другая – обвиняет.
Учитель: Но вместо фронта он решает пойти домой. Как он шел, с какими
чувствами?
- «Сказать ему было нечего даже самому себе. Он как-то враз опостылел себе,
возненавидел себя. Он теперь был неизвестно кто. Все в нем сдвинулось,
перевернулось, повисло в воздухе.» По дороге прятался, осторожничал, постоянно
озирался.
Учитель: Что почувствовал, когда дошел?
- Никаких чувств не испытывал. Не в состоянии был испытать. В своей бане упал,
как мертвец.
Учитель: Андрей налаживает связь с женой, которая пытается вернуть его к людям.
Чем он объясняет свое нежелание выйти к людям и покаяться?
- Забота о родных, чтоб не тыкали пальцем. Ребенка не хочу марать.
Учитель: Для кого придумывает Андрей эти оправдания, кого хочет успокоить?
- Себя. Ведь, чтобы выйти к людям, нужно совершить поступок, на него Андрей
был неспособен.
Учитель: Он противопоставляет себя остальному миру, постепенно теряя
человеческие качества. Давайте найдем примеры этого противопоставления.
- Людям начинает пакостить (ворует рыбу, выкатывает на дорогу пень, хочет
поджечь мельницу). Пусть его не видят, но подозревают, что он есть.
Учитель: Что чувствует, когда тайком наблюдает за деревней, за отцом?
- «Там изболелся, исстрадался, готов был что угодно отдать, чтобы хоть одним
глазком взглянуть на свою Атамановку. А вот пришел – и душа пустая». «Ему надо
было прийти сюда, чтобы наяву, вблизи убедиться, что никогда не бывать ему в
родном доме, не говорить с отцом и матерью, теперь он понимал, что сюда ему хода
нет».
Учитель: Связь с односельчанами порвана, он идет по земле, на которой когда-то
работал, надеясь, что земля его вспомнит. Принимает ли его природа?
- Нет. Он нарушил не только нравственные законы, но и законы природы. Он
разрушает саму природу и посягает на ее главный стимул – продолжение жизни на
земле.
Учитель: В повести две сцены убийства животных в 8 и 15 главах. Как ведет себя
Андрей в сценах убийства животных? (зачитать).
- Козулю не добивает, смотрит, как она умирает. Он заглянул животному в глаза,
желая увидеть там приближение смерти, а увидел свое отражение. Для этого
животного он и был той самой смертью.
А теленка убивает 1-го мая, не потому, что нечего было есть, а от злобы на
людей, желая досадить тем, кто может жить и веселиться открыто, ни от кого не
прячась. И эта злость у человека переходит в ярость, он становится против природы.
Учитель: Сравните, как ведет себя человек и животное в этом эпизоде?
- «Гуськов совсем озверел», «корова закричала». Животное ведет себя, как человек,
а человек – как животное. Примечательно еще и то, что в начале эпизода автор
называет героя по имени, затем по фамилии, а в момент самого убийства просто
человек. Распутин забирает у него самую главную принадлежность человека – имя,
считая, что Гуськов его не достоин.
Учитель: Автор использует прием расчеловечивания героя, то есть лишает его
качеств человека. Мы доказали, что внутри Андрея Гуськова человек умер.
Изображая внутреннее расчеловечивание героя, автор показывает и внешние
изменения. Давайте посмотрим, как менялся внешний облик Андрея Гуськова.
(РАБОТА ПО ТАБЛИЦЕ).
АНДРЕЙ ГУСЬКОВ
РАСЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ ГЕРОЯ
Глава 2
Сильные, жесткие руки, голос хриплый, ржавый. Лица она не могла
рассмотреть, лишь что-то большое и лохматое смутно чернело перед
нею.
Глава 6
Наконец-то Настена могла разглядеть его: все та же корявая, слегка
вывернутая вправо фигура и то же широкое, по-азиатски приплюснутое
курносое лицо, заросшее черной клочковатой бородой. Глубоко
посаженные глаза смотрели вызывающе и цепко.
Он знакомый, близкий, родной Настене человек, и все же чужой,
непонятный.
- Чудной ты с этой бородой. Как леший.
- Сбрею. Хотя нет, не буду. Чтобы не походить на себя. Уж лучше на
лешего.
Глава 8
Однажды увидел волка, который стал приходить к зимовью и выть.
Гуськов, желая отпугнуть зверя, приоткрыл дверь, и в злости,
передразнивая, ответил ему своим воем. Ответил и поразился: так близко
его голос сошелся с волчьим. …Гуськов, догадавшись надавливать на
горло и запрокидывать голову, убрал из своего голоса лишнюю хрипотцу
и научился вести его высоко и чисто. В конце концов волк не выдержал и
отступил от зимовья.
Глава 10
Настене постоянно мерещилась подмена, обман. Ей казалось, что она
сама покрывается противной звериной шерстью.
Глава 13
Нельзя по-настоящему почувствовать себя зверем, пока не увидишь, что
существуют домашние животные.
Глава 15
Спал он теперь урывками. Лунные ночи стали беспокоить его. И чем
ярче сияла луна, тем неспокойней – удушливей ему было… Гуськов
замирал, как зверь, чутко отзываясь на каждый звук. Он научился
проникать туда, куда человеку доступ закрыт.
Он шел и внюхивался, всматривался, озирался, сторожил свой шаг,
огибал открытые места, прятался. В такие минуты ему словно бы застило
память, он отказывался верить, что был на войне, жил среди людей, а
казалось, что всегда так вот один и шатался, не имея ни дома, ни дела.
Глава 18
Лицо его сильно заострилось и высохло. Глаза застыли и смотрели из
глубины с пристальной мукой. Борода казалась уже не черной, а грязно-
пегой. Голову держал, подав вперед, словно постоянно всматриваясь или
вслушиваясь во что-то. Волосы на голове он недавно подбирал и остриг
на ощупь, они висели неровными лохмами. Больше всего напугали
Настену глаза: так они изменились с последней встречи, настолько
зашлись тоской, потеряли всякое выражение, кроме внимания.
Голос его сорвался: он вообще часто ломался, то становясь некстати
суровым, то жалобным, чуть не плачущим – или от постоянного
молчания, или от одиночества, или от чего-то еще.И, увидев опять перед
собой провисшее и некрасиво заросшее, как замшелое, лицо Андрея, его
провалившиеся глаза, острые и измученные страданием, его
полусогнутую настороженную фигуру в грязной одежде; попав после
дождя в сырое темное зимовье с горьким запахом спертого, задушенного
воздуха, - увидев и ощутив все это, Настена содрогнулась.
слайд 6
Учитель: Он становится не просто зверем. Какое ощущение не покидает Настену с
самой первой встречи?
- Что это оборотень. Неслучайно Распутин выбирает для Гуськова обличье волка,
на которого тот становится похож. Но волк – это все-таки часть природы. На Руси
нечистую силу часто называли нежить. Если это слово разбить, получится НЕ
ЖИТЬ.
Андрей Гуськов тот, кому с людьми не жить.
Учитель: А кто виноват в таком его положении? Кого обвиняет Андрей?
- Для Андрея виновных двое – война и судьба. Он не готов, не хочет нести
ответственность за свои поступки, прикрывается ими. «Это все война, все она
проклятая!» «Андрей понимал: судьба его свернула в тупик, выхода из которого нет.
И то, что обратной дороги нет, освобождало его от лишних раздумий». Он не
задумывается о том, какие страдания приносит своим родным,
Учитель: А что мы знаем о его семье?
- Отец Михеич добрый, мягкий, всегда поддерживал Настену.
Учитель: Какая особенность в его отчестве может указать на его характер?
- Все согласные мягкие.
Учитель: Как он ведет себя после своей догадки о возвращении сына?
- Почувствовал близость сына, отдалился от людей, чувствуя свою вину за его
поступок.
Учитель: Почувствовала ли мать близость сына? Почему?
- Семеновна не ощутила близости сына. Возможно, это и есть слепая материнская
любовь – она даже не допускала мысли, что ее сын вернется иначе, чем герой.
Учитель: Итак, Андрей противопоставил себя всем: односельчанам, природе,
родным. Единственным звеном, которое связывало его с этим миром, была Настена.
Читая повесть, понимаешь, что не ради Андрея она писалась, а ради Настены.
Ради того, чтобы показать, как меняется человек под воздействием тяжелых
нравственных переживаний, выпавших на его долю. Что мы знаем о судьбе
Настены?
Учитель: Посмотрите на иллюстрацию. Это первая встреча героев. Сомневается ли
Настена в том, помогать или не помогать Андрею? Может ли она прогнать его
сейчас? Почему?
Учитель: Что понимает Настена? Как ей теперь придется жить?
- Настроена решительно, будет помогать, свою судьбу не отделяет от судьбы мужа,
но придется врать, хитрить, изворачиваться.
Учитель: Какие чувства она испытывает к Андрею?
- Любила, жалея, и жалела, любя. Это два чувства, которые ведут русскую женщину
по жизни. Думала только о том, где взять ту силу, которая поможет вернуть его на
место.
Учитель: А где вообще Настена брала силу? Откуда в ней эта моральная стойкость,
преданность?
- Все из детства. Именно там закаляется характер, формируется человек. Детство у
Настены и Андрея было разное, и личности получились разные.
Учитель: Сейчас нужно несколько слов сказать о композиции. Что-нибудь заметили
при чтении?
- У В.Распутина особое построение композиции – зеркальное расположение глав.
Схожие эпизоды повторяются через какое-то время.
Учитель: Как вы думаете, зачем автор так выстроил повесть?
- Повторение позволяет пристальней вглядеться во внутренний мир героев, увидеть,
как меняется состояние и сознание персонажей.
Учитель: Выясняя причины поступков героев, автор приводит нас в детство, туда,
где формируется личность. А затем события начинают развиваться стремительно, и
автор ведет нас к трагическому финалу. События повторяются, но герои уже другие.
Учитель: Посмотрите на иллюстрацию. Как изменилась Настена?
- Уставшая, постаревшая и ужасно одинокая.
Учитель: Она чувствует себя одиноко даже среди людей. В повести две массовые
сцены, доказывающие это (возвращение Максима Вологжина и день окончания
войны). Давайте посмотрим, что чувствовала Настена, находясь среди людей?
- Она чувствует себя одиноко, считает, что недостойна находиться вместе со всеми.
Она вынуждена доказывать себе, что имеет право радоваться со всеми, что и она
заслужила этот праздник.
Учитель: Но нет предела человеческим страданиям. Судьба посылает ей еще одно
испытание – будущий ребенок. Почему это испытание?
- Не может поделиться счастьем, порадоваться открыто. Она одна вынуждена
принимать удары судьбы. Устала она.
Учитель: И тогда приходит к ней простая и злая мысль: «Скорей бы конец. Любой
конец лучше такой жизни». Но была у нее надежда на помощь природы. Какое
время в жизни деревни так ждала Настена?
- Время сенокоса. Это время, когда все люди вместе, и чувствуется не только
единство людей, но и единство с природой. Ведь она всегда помогала Настене.
Учитель: Давайте вспомним описание природы в 10 и 19 главах. Почему такой
мрачный пейзаж?
- Природа пытается ее остановить, задержать.
Учитель: Но Настена так и не дождалась сенокоса. Она понимает, что Андрея
выследили, пытается его предупредить. С какими чувствами она отправляется в этот
последний путь?
- Стыдно было перед Андреем, перед людьми, перед собой. Устала она. Настена
задает себе вопросы, на которые нет ответа.
Учитель: Представьте себе ночь, тишина, переливается река и на этой лунной
дорожке в лодке одинокая женщина. Вот она встает, перевешивается через край, и
тишину разрывает крик: «Настена, стой, не смей, Настена!» И мы понимаем, что это
не только крик Максима Вологжина, это крик самого автора.
В.Распутин писал: «Я и смерть Настены склонен принимать не как победу зла, а как
суровое испытание нравственного закона, когда от него требуют: «Отступись», а он
сквозь слезы и мучения: «Не могу».
Учитель: Почему Настена решилась на самоубийство?
- Высокая степень самопожертвования привела ее в тупик, из которого она не
нашла иного выхода.
Учитель: Как вы думаете, решись Андрей на поступок, выйди он к людям, простили
бы его?
- Настену прощают, и его бы простили.
Учитель: Были ли в тексте детали, которые подсказали бы нам такой финал жизни
Настены, такую ее смерть?
- Боялась воды, кладбище утопленников. Это символы, намеки автора.
Учитель: А есть ли еще символические детали и какое значение они несут?
- Работа с символами ( зимовье и дом, Ангара, часы, топор, пещера).
Учитель: Такая деталь, как топор нас не относит в другую эпоху, к другому автору?
- Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание».
Учитель: Что общего?
- Мотив преступления, противопоставления себя людям, характеры главных
героинь, но финал разный.
Учитель: Изначально автор задумывал иной финал: Андрей в результате
мучительных раздумий, устыдившись суда Настены покончил с собой. Почему
автор поменял финал?
- Это возвышало бы его, снимало часть вины, превращало малодушие в
заблуждение. Но в этом случае он был бы главный герой, а ведь повесть не о нем.
!!! Главная задача автора - показать высшую меру ответственности за свою жизнь
перед собой и людьми, силу человеческого духа в образе Настены. Мера
нравственного падения Гуськова позволяет выявить и оттенить высокую духовность
Настены.
РАБОТА СО СХЕМОЙ
Вместе с Настеной и читатель постигает более высокую систему ценностей. И
заглавие обращено не к Андрею Гуськову, а ко всем читателям. В.Распутин
обращается к людям: «Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие
дни испытаний место твое рядом с твоим народом, всякое отступничество,
вызванное слабостью ли твоей, недоразумением ли, оборачивается еще большим
горем для твоей родины, народа, а стало быть, и для тебя…»
Учитель: Отвечая на вопрос, вынесенный в заголовок темы, что мы можем сказать?
- Война спишет многое, но есть высшие нравственные законы, которые никто не
имеет права преступить и оправдать такие поступки невозможно.
РЕФЛЕКСИЯ
Учитель: Возвращаясь к эпиграфу, скажите, с каким чувствами вы шли на урок, и
что изменилось, когда мы побывали на самом краю человеческой жизни?
Главный урок, который мы должны вынести – осознание того, что порой ценой
поступку может быть человеческая жизнь.
ИТОГИ УРОКА
Домашнее задание: письменная работа: «Мое отношение к…» (высказать свои
мысли, которые не смогли высказать на уроке).
Литература - еще материалы к урокам:
- Методическая разработка "Своеобразие творческой манеры Бориса Пастернака"
- Конспект урока "Сатирическое изображение действительности в сказках «Дикий помещик» и «Премудрый пескарь» М. Е. Салтыкова – Щедрина"
- Конспект урока "Сатирическое и фантастическое в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита""
- Викторина по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне» 3-4
- Конспект урока "М. А. Булгаков. Творчество" 11 класс
- Методические рекомендации по подготовке к написанию итогового сочинения 2017 уч. год