Методическая разработка "Своеобразие творческой манеры Бориса Пастернака"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Архангельская средняя общеобразовательная школа имени Героя
Советского Союза Краснова Виктора Михайловича»
Методическая разработка урока литературы
Своеобразие творческой манеры
Бориса Пастернака
Козина Ольга Михайловна,
учитель русского языка и литературы
2015 год
Аннотация
В своей педагогической практике для развития ключевых компетенций
старшеклассников наиболее активно использую исследовательский метод
обучения. А составление исследовательских карт стало резервом
эффективности урока. Этот вид работы приобщает учащихся к
самостоятельному анализу прочитанного произведения, развивает умение
поисковой познавательной деятельности, прививает наблюдательность.
В 11 классе ученики знакомятся с творчеством Б.Л.Пастернака, узнают о его
незаурядных живописных и музыкальных способностях, открывают
разнообразные грани уникального таланта.
Долгие годы имя Пастернака умалчивалось, поэтому методических
разработок по его творчеству не так много. В основном они касаются романа
«Доктор Живаго». На уроке «Своеобразие творческой манеры Бориса
Пастернака» ученики должны будут выполнить исследовательскую работу
«Как живописные наклонности, музыкальные способности, знание
философии отразилось в лирике Пастернака?» и составить
исследовательскую карту « Роль искусства, музыки, философии в творчестве
Пастернака».
Методическую разработку урока можно использовать как дополнительную
литературу при подготовке к уроку или внеклассному мероприятию.
Введение
Главными целями изучения предмета «Литература» являются формирование
духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением;
формирование умений читать, комментировать и интерпретировать
художественный текст; овладение умениями находить и обрабатывать
необходимую информацию из различных источников.
Урок «Своеобразие творческой манеры Бориса Пастернака» нацелен на
формирование духовно нравственных качеств учащихся, способствует
проявлению интереса к изучению литературы, приобщает к работе с
поэтическим текстом.
Интерес к творчеству Пастернака не угасает в наши дни: песни на его стихи
звучат в кинофильмах, его строчки берутся писателями для заглавий
романов, пьес; немало его формул, образов, изречений вошло в
литературный обиход. Людям всегда будет нужна его одухотворенная,
чудесная и полная жизни поэзия. Пастернак внес незаменимый вклад в
русскую и мировую поэзию XX века. Высокое мастерство и неповторимость
стихов поставили Пастернака на одно из первых мест в поэтическом
движении прошлого столетия. Борис Пастернак один из самых самобытных
поэтов.
Он был талантливым человеком: хорошо, профессионально рисовал, сочинял
музыку, занимался философией за границей, знал иностранные языки. Он
лауреат Нобелевской премии. Пастернак родился в России, был сформирован
русской культурой. Ученики должны знать, какие литературные традиции
повлияли на становление и творчество поэта.
Пастернак вырос в удивительной семье, где все способствовало
пробуждению тяги к творчеству. В доме сложились все предпосылки для
будущего поэта: музыка живопись философия. Это еще раз доказывает:
все мы родом из детства, семья основополагающее начало каждого из нас.
Три стихии развивали поэзию Пастернака, формировали неповторимость и
индивидуальность творческого стиля, помогая выразить чувства.
Урок «Своеобразие творческой манеры Бориса Пастернака» - последний урок
в изучении темы «Б.Л.Пастернак. Лирика». Выполняя исследовательские
работы, учащиеся должны прийти к выводу: хотя ни живопись, ни музыка,
ни философия не стали в конечном итоге предметом его профессиональных
занятий, они не ушли из его жизни, а, соединившись в новом качестве,
определили своеобразие его поэтического стиля.
Основная часть
Предмет: литература
Класс: 11
Тема урока: Своеобразие творческой манеры Бориса Пастернака.
Место и роль урока в изучаемой теме: последний урок в теме
« Б.Л. Пастернак. Лирика»
Вид урока: информационно - исследовательский
Цели:
обучающие: рассмотреть влияние искусства, музыки, философии на лирику
Пастернака, отразить их роль в творчестве поэта; формировать у учащихся
представление о своеобразии творческой манеры поэта;
развивающие: развивать умение работать самостоятельно с дополнительной
литературой, развивать умение частично поисковой познавательной
деятельности, развивать коммуникативные качества;
воспитательные: воспитывать у учащихся толерантность, вдохновлять на
развитие такого навыка, как коммуникабельность и умение сотрудничать,
формировать нравственную культуру учащихся.
Формы работы учащихся: групповая, коллективная, индивидуальная.
Средства обучения: презентации, раздаточный материал с текстами
Пастернака, портрет поэта.
Рекомендации по проведению занятия: Перед проведением урока
необходимо дать групповые задания: 1 группа «Живописные наклонности
Пастернака». Исследовательские работы: 1)Композитор Скрябин говорил о
«цветности» поэзии Пастернака. В чем она заключается 2)Исследователи
творчества Пастернака указывали на метафористику Пастернака. Найдите
«неожиданные» метафоры в его стихотворениях. 3) Можно ли поймать
«мгновенную рисующую движение живописность» Пастернака?
2 группа «Музыкальные способности Пастернака». Исследовательские
работы: 1)Формы контакта поэта с музыкой (импровизации, вариации). Как
это проявляется в его творчестве?
2) Какие песни на стихи Пастернака исполняют сегодня? Подготовить диск
песен.
3 группа «Борис Пастернак философ». Исследовательская работа:
Составить буклет «Изречения – афоризмы Пастернака, ставшие крылатыми».
Учащимся необходимо к уроку выучить наизусть и проанализировать
стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать», «Давай ронять слова»,
«Золотая осень», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме».
План урока
I Организационный момент
Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического
климата. Готовность к совместной деятельности.
II Сообщение темы и целей урока
1.Вступительное слово учителя
2.Беседа
Учащиеся формулируют учебную цель.
Составляют исследовательскую карту, которую нужно заполнить в процессе
урока.
III Работа над темой урока
Сообщения учащихся
Исследовательские работы
Выводы по темам
Заключительное слово учителя
IV Рефлексия
Заполнение исследовательской карты
Достигли ли цели, поставленной на уроке?
Какова практическая значимость изученного материала?
V Подведение итогов урока
Выставление оценок
Домашнее задание.
Ход урока
I Организационный момент
II Сообщение темы и целей урока
1.Вступительное слово учителя:
Он награжден каким – то вечным детством,
Той щедростью и зоркостью светил,
И вся земля была его наследством,
И он её со всеми разделил.
Так писала о Борисе Пастернаке Анна Ахматова. Другая поэтесса Марина
Цветаева скажет о нем: «Пастернак большой поэт. Он сейчас больше всех:
большинство из сущих были, некоторые есть, он один будет…»
Композитор Галич сочинил песню «Памяти Бориса Пастернака». Владимир
Высоцкий исполнял песню на слова Пастернака «Гул затих».
Обратите внимание на портрет поэта, рассмотрите его внимательно.
Внешность поэта, речь были особенными. Он был поразительно красив:
огромные глаза, пухлые губы, взгляд горделивый и мечтательный, высокий
рост, гармоничная походка, глубокий, красивый голос, звучный как колокол.
Это был открытый и добрый, впечатлительный и чувствительный человек.
Существовала какая то таинственная связь между обликом, духовным
миром и характером его стихов.
Многие годы имя поэта оставалось под запретом, и вот вернулось,
заговорило, засверкало. «Наследие Пастернака завоевало любовь и
признание самых взыскательных и строгих ценителей поэзии. Знание этого
наследия становится насущной необходимостью» (Лев Озеров). В 1989 году
диплом и медаль Нобелевского лауреата были вручены в Стокгольме сыну
поэта Евгению Борисовичу Пастернаку.
Мы изучили творчество Пастернака, но наверняка у вас остались вопросы, на
которые вы хотели бы получить ответы.
Предполагаемый ответ: Познакомившись с творчеством Бориса
Пастернака, мы узнали, что он имел незаурядные живописные и
музыкальные способности, готовился стать философом. Он мог стать
замечательным художником, великим композитором, но выбор был сделан
человечество приобрело поэта. Возник вопрос: почему Пастернак из всех
увлечений выбрал поэзию? Второй вопрос: как живописные наклонности и
музыкальные способности, знание философии отразились на творчестве
Пастернака?
Учитель: Сегодня на уроке мы понаблюдаем, как разнообразие талантов
поэта повлияло на его лирику. У вас на столах лежат исследовательские
карты, которые необходимо заполнить в течение урока. Трем группам
заранее были даны задания, ждем интересных ответов.
2. Беседа.
Учитель: Актуально ли творчество Пастернака в наши дни?
Предполагаемый ответ: Песни на его стихи звучат в кинофильмах, немало
пастернаковских формул, образов, изречений вошло в литературный обиход.
У Пастернака по-своему учились и учатся многие писатели. Пастернаковские
строчки берутся литераторами для заглавий романов, пьес. Людям всегда
будет нужна его одухотворённая, чудесная и полная жизни поэзия.
II Работа над темой урока.
Учитель: Пастернак писал: «Я сын художника, искусство и больших людей
видел с первых дней и к высокому и исключительному привык относиться
как к природе, как к живой норме». Расскажите о живописных наклонностях
Пастернака.
Сообщение ученика: Борис Леонидович Пастернак родился в семье одного
из первых русских художников импрессионистов, графика, мастера
жанровых композиций и книжной иллюстрации, академика, профессора
Училища живописи. Трудно сказать, в каком направлении художественного
творчества Л.О.Пастернак преуспел в наибольшей степени. Любители
книжной иллюстрации восхищаются его рисунками к роману Толстого
«Воскресение». Сторонники графических работ с удовольствием
рассматривают его литографии. Его написанные пастелью картины тоже
принесли художнику известность. Наконец, работы, написанные маслом,
свидетельствуют о незаурядном даре Леонида Пастернака как живописца.
Перед вами известные картины Леонида Осиповича. (Рассматривание
картин)
Когда Борису Пастернаку было 4 года, его семья переехала на квартиру в
Училище живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой. Это был едва ли не
самый лучший вуз страны, в котором преподавали самые известные и
талантливые художники того времени. Борис с детства рос в семье
интеллигенции, среди талантливых, гениальных людей. На его
мировосприятие огромное влияние оказывали художники, писатели,
музыканты. Среди гостей семьи Пастернак были Лев Николаевич Толстой,
художники В.Поленов, И.Левитан, В.Серов.
Борис с детства любил рисовать. На сохранившихся рисунках можно увидеть
и дом, и вид холма на церковь, и мост через речку. И хотя ничего
удивительного не было в том, что сын художника пробовал свои силы в
рисовании, однако уверенная рука, меткий глаз и упорство, с которым
мальчик, неоднократно повторяя рисунок, добивался все большего сходства с
натурой, говорят о явных способностях рисовальщика.
«Мог стать художником, если бы работал», - таково было заключение отца -
художника. Но в 13 лет Борис оставил живопись ради музыки. А уже через
10 лет он опубликует первое стихотворение «Февраль. Достать чернил и
плакать». Это стихотворение своеобразная визитная карточка поэта. Мир
здесь представляется очень образно: чернила, слякоть, проталины, колеса,
грачи, лужи, ветер. Все говорит о приближении весны, хотя используются
черные краски. Думаю, что такое внимание к предметам у поэта от отца.
(Ученик читает стихотворение наизусть)
Учитель: Как живописные наклонности Пастернака проявились в его
поэтическом творчестве?
Предполагаемый ответ: У живописи поэт учился говорить о себе, о своих
чувствах. С первых шагов в поэзии Борис Пастернак обнаружил особый
почерк, особый строй художественных средств и приемов. Композитор
Скрябин приметил «цветность» стихотворений Пастернака.
Групповая исследовательская работа. Попробуйте выяснить, какие цвета
преобладают в поэзии Пастернака.
Ответы учеников 1 группы: Мы взяли 15 стихотворений поэта из разных
сборников и выяснили, какие цвета преобладают в поэзии Пастернака.
В палитре Пастернака присутствуют разные краски: серая, серебряная,
синяя, сиреневая, сизая, лиловая, багровая, бронзовая, бурая, розовая,
вишнёвая, красная, белая, чёрная, жёлтая, янтарная, позолоченная. Чаще
всего употребляется синий цвет и оттенки синего 15 стихотворениях 10
раз).
Учитель: Пастернак создает словесные картины пейзажи: он рисует осень,
зиму, весну, лето. А теперь такое задание: попробуйте выяснить, какому
времени года Пастернак отдает предпочтение в поэзии?
Ответы учеников 1 группы:
В стихотворениях Пастернака преобладают зимние пейзажи. Можно
предположить, что зима любимое время года поэта. Тем более Пастернак
писал Фрейденберг: «Какая непередаваемая красота жизнь зимой в лесу, в
мороз, когда есть дрова. Глаза разбегаются, это совершенное ослепленье».
Читая стихотворения Пастернака, можно отметить особый строй
художественных средств и приемов. Стихи изобилуют неожиданными
сравнениями: садились, как голуби, облака; гул ворвался, как шомпол; дождь
затяжной, как нужда; падает чайка, как ковшик; тоска, как оккупант;
войдёшь, как будущность; твоё присутствуе, как город; где воздух синь, как
узелок с бельём. Исследователи творчества поэта указывали на
пастернаковскую метафористику. Метафоры у него неожиданные: булки
фонарей, пышки крыш, плащи тополей, ширма лени, лагерь мрака, стекло
стрекоз, болтовня ручейков. Можно сказать, что стихотворение «Давай
ронять слова…» построено на метафорах. (Чтение стихотворения).
Лев Озеров скажет о Пастернаке: «Его стихи полны шорохов, звона весенней
капели, сияния синевы неба и синевы инея, раскатов грома, блеска радуги,
влюбленного шепота, звучанья музыки. Поэтический мир Пастернака
сливается с миром природы и души человеческой». Стихотворение «Золотая
осень» - образец мастерства Пастернака.
Поэзия Пастернака живописна. Он мог стать художником, но став поэтом,
сохранил в своем творчестве остроту художественного восприятия мира.
Природа превратилась в поэзии Пастернака в главного лирического героя.
При помощи метафор, сравнений, оживают сады, дороги, пространства.
Эпитеты делают стихотворения необыкновенными, яркими, образными.
Свою манеру написания Пастернак определил как стремление «поймать
живое», «мгновенную рисующую движение живописность». Пастернак
пейзажист рисует все времена года. Особенно удаются ему зимние пейзажи.
Чаще всего у Пастернака встречается синий цвет: это синева ледника, синий
рассвет, синие слёзы, лазурь реки, сиреневая ветвь, пепел сиреневый, голубая
прохлада.
Учитель: «Жизни вне музыки я себе не представлял. Музыка для меня была
культом, то есть той разрушительной точкой, в которую собиралось всё, что
было самого суеверного и самоотверженного во мне...» - скажет Пастернак в
«Охранной грамоте».
Как развивались музыкальные способности Пастернака?
Сообщение ученика: Борис Пастернак был щедро одарён от природы. Мать
поэта, Роза Кауфман – пианистка европейской известности, ученица Антона
Рубинштейна, привила сыну любовь к музыке. Занятия музыкой на шесть лет
стали для сына пианистки главным делом жизни и как будто определили
выбор профессии.
«Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней – Скрябина», -
писал впоследствии поэт. Знакомство с музыкой Скрябина состоялось для
Пастернака в 1903 году, когда семья Пастернаков и Скрябиных оказались
соседями по даче. Летом он случайно услышал работу Скрябина над Третьей
симфонией, а затем и лично познакомился с композитором. «Он играет –
этого не описать…». Пастернак изучает творчество Скрябина,
импровизирует, сочиняет и проходит цикл предметов музыкальной теории
под руководством Глиера. Под влиянием Скрябина у Бориса Пастернака
разгорелась страсть к импровизациям и сочинительству. Ему всё прощали
ради музыки. Но Пастернак оставил музыку. Он оставил тогда, когда все
кругом его поздравляли, так как понимал, что в этом деле он не может
достичь наивысшего совершенства. «У меня не было абсолютного слуха,
способного угадывать высоту любой произвольно взятой ноты, умения.
Музыку, любимый мир шестилетних трудов, надежд и тревог, я вырвал вон
из себя, как расстаются с самым драгоценным».
Музыкантом, композитором Пастернак не стал, но музыкальное начало
заложено почти во всех стихотворениях поэта. Недаром многие стихи
положены на музыку. Мы провели опрос среди старшеклассников и
выяснили, что самой популярной песней на стихи Пастернака является
«Зимняя ночь». (Ученица читает стихотворение под музыку. Прослушивание
песни).
Учитель: Какое влияние на творчество поэта оказала музыка?
Ответы учеников 2 группы: Став поэтом, Пастернак не отрёкся от
музыкальных идеалов до конца жизни. В своих музыкальных пристрастиях
поэт оставался верен музыке Шопена, Листа, Вагнера, Чайковского,
Скрябина. Мы провели исследование и пришли к выводу, что в стихах
Пастернака чаще всего присутствует Шопен («Баллада»: Позднее я узнал о
мертвом Шопене, «Сон в летнюю ночь»: И сплошной поток шопеновских
этюдов, «Музыка»: Свой сон дописывал Шопен, «Всё утро с девяти до двух»:
Опять депешею Шопен к балладе страждущей отозван, «Опять Шопен, не
ищет выгод…»). Но это не поклонение автору любимой музыки, это как бы
обращение к знакомому, к собрату по профессии.
Любимая форма контакта Пастернака с музыкой – импровизации («Я
клавишей стаю кормил с руки Под хлопанье крыльев, плеск и клёкот») и
вариации («Оригинальная», «Подражательная», «Мчались звёзды. В море
мчались мысы…» и другие).
Некоторые исследователи (например, Н.А.Фатеева) определяют основные
созвучия и любимые музыкальные инструменты Пастернака: рояль, орган,
колокол. Мы решили проверить, какой музыкальный инструмент чаще всего
упоминается в стихотворениях поэта. Для исследования мы взяли 16
стихотворений из разных сборников.
В произведениях Пастернака преобладает стихотворный размер – ямб.
(В 10 стихотворениях ямб -7 раз, хорей – 1 раз, анапест – 2 раза).
Во всех стихотворениях, кроме одного, рифма перекрёстная.
Стихотворение «Никого не будет в доме» как раз отвечает всем
предпочтениям поэта, поэтому оно музыкально, и его поют до сих пор
(чтение стихотворения, прослушивание песни).
Поэзия Пастернака музыкальна. Поэт умело подбирал лексический материал
по звуковому ряду. Он, будто композитор, слагающий свои вариации из нот,
делает то же самое со словами. Перекрёстная рифма и четырёхстопный ямб
способствуют «певучести» стихов. А.Д.Синявский назвал Пастернака
создателем новой рифмы: в стихах рифмуются не только окончания строк,
но и любые слова внутри текста. Создаётся такое впечатление, что поэт смог
сделать невозможное – выразить музыку словами.
Сообщение ученика 2 группы: Сейчас не угасает интерес к песням на стихи
Бориса Пастернака. Мы решили узнать, какие стихи переложены на музыку,
кто их исполняет в настоящее время.
Самой популярной является песня «Свеча горела». Исполняют её Алла
Пугачёва, Лада Баламут, Александр Матюхин, Николай Носков, Константин
Головин, Мищуки Валерий и Вадим, Ирина Сказина. Песню «Гул затих»
исполнял Владимир Высоцкий. Песню «Никого не будет в доме» исполняет
Сергей Никитин. «Единственные дни» - Ростислав Чебыкин, «Колыбельная»
(«Ветер») – группа «Точка тишины», «Свидание» - Мишин.
(Звучит песня «Снег идёт»)
Учитель: Настоящий талант никогда не остается незамеченным. Именно
таким талантом был Пастернак. Всю свою жизнь он посвятил решению
важнейших философских вопросов. Что вы можете рассказать о
философских наклонностях Пастернака?
Сообщение ученика: После окончания московской гимназии в 1903 году
Пастернак поступает на историко – филологический факультет Московского
университета. Серьёзно увлекается философией. Для усовершенствования
философских знаний в 1912 году едет в Германию, где семестр учился в
Маргбургском университете. Тогда же им была предпринята поездка в
Швейцарию и Италию. По возвращении в Москву заканчивает университет в
1913 году. Охладев к философии, Пастернак полностью отдается
поэтическому искусству, которое становится делом его жизни. И хотя
окончательный выбор пал на поэзию, Пастернак на всю жизнь остается
привязан к философской тематике, которая органично входит в его поэзию,
не подавляя ее. Скорее, наоборот, лирика Пастернака только выигрывает от
такого сближения, обретая глубину и силу. Примером этому служит
стихотворение «Во всём мне хочется дойти до самой сути» (Чтение
стихотворения).
Учитель: Какова философская тематика стихотворений Пастернака?
Сообщение ученика 3 группы: Стихотворения Бориса Пастернака – это
всегда размышления о природе, любви, творчестве. Это три ценности,
которые составляют смысл жизни поэта.
Автор старался точно передать состояние природы, которая помогает
раскрыть душевные переживания лирического героя. Любовь для Пастернака
это смысл жизни, это слияние личного и общего, реального и идеального.
Именно любовь помогает герою преодолеть трудности. О творчестве поэт
размышляет много. В этих размышлениях звучит идея нравственного
служения: «Цель творчества – самоотдача».
Мы взяли два последних сборника Пастернака «Стихотворения Юрия
Живаго» и «Когда разгуляется» и провели исследования: на какие
философские темы чаще всего размышляет поэт.
- О законах природы автор размышляет в стихотворениях: «По грибы»,
«Тишина», «Стога», «Когда разгуляется», «Заморозки», «Золотая осень»,
«Первый снег», «Снег идёт».
- О переоценке ценностей, о самоотверженности – в стихотворении «Быть
знаменитым некрасиво».
- О трагедии талантливой личности – «Гамлет».
- О сути земного существования – «Во всём мне хочется дойти до самой
сути».
- О разладе творческого человека со временем – «О знал бы я, что так
бывает».
- О смысле жизни – «Август».
-О преодолении тьмы и сохранении в себе человека – «Гефсиманский сад».
- Мотив судьбы звучит в стихотворении «Зимняя ночь». Свеча здесь –
символ постоянства, символ непрекращающейся жизни, это и символ души
человека. «Сохранить себя, свою душу в любых условиях – в этом основная
задача человека», - звучит здесь эта мысль.
В стихотворении «Быть знаменитым некрасиво» автор как бы подводит итог
всему своему творчеству, он обращается к молодым поэтами и людям
искусства. Даёт им совет, наставляет на путь истинный. тение
стихотворения).
Вывод по теме: склонность к философскому осмыслению жизни
характеризует всё творчество Пастернака. Профессиональная философская
подготовка во многом определила особенности его художественного мира.
Поэт размышляет о времени, о правде, об искусстве, о любви, о женской
доле, о вере в жизни, в будущее. Философская тематика обогащает лирику
Пастернака.
Заключение
Три стихии – живопись, музыка, философия – развивали поэзию Пастернака,
формировали неповторимость его творческого стиля, помогали лучше
выразить чувства. Подчинив свой дар силе слова, он сохранил в своём
творчестве остроту художнического видения и чуткость музыкального
слушания мира.
Рефлексия.
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Домашнее задание. Сочинение – рассуждение «Пастернак пишет так, что
прочтешь и задохнешься от удивления». (Л.Я.Гинсбург)
Список ресурсов для обучающихся
1. www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия “Википедия»
2. Пастернак Борис. Лирика. М., Астрель, 2006.
3. Пастернак Борис. Синий цвет. М., Художественная литература, 1990.
4. Россихина В.П. Рассказы о русских композиторах. М., Детская литература,
1971.
Список ресурсов для педагогов
1.Альфонсов В.Н. Поэзия Бориса Пастернака. Л., 1990.
2.Вильмонт. О Борисе Пастернаке. Воспоминания и мысли. М., Молодая
гвардия. 1992.
3.Пастернак Борис. Стихотворения. М., Молодая гвардия.1990.
4.Пастернак Борис. «Услышать будущего зов». М., Школа – пресс. 1995.
5.Пастернак Борис. Собрание сочинений в пяти томах. Том первый. М.,
Художественная литература. 1989.