Конспект урока "История создания и публикации романа «Доктор Живаго» Бориса Пастернака" 11 класс

В настоящее время изучению литературно-критических работ в школе
отводится второстепенное место, а процесс их изучения носит поверхностный
характер. Недостаточно внимания уделяется личности критика, текстам
критических статей, нет разнообразия в формах работы школьников: основным
видом деятельности учащихся является тезирование или конспектирование. При
обращении к критике используются далеко не все возможности для активизации
самостоятельной работы учащихся. Данные проблемы не остаются в стороне и при
изучении старшеклассниками скандально известного в советской критике романа
Бориса Пастернака «Доктор Живаго».
В программе по литературе (базовый уровень) В.Я.Коровиной,
В.П.Журавлёва, В.И.Коровина, И.С.Збарского, В.П.Полухиной на изучение данного
произведения отводится 2 часа (обзор). 1 час выделяется для изучения истории
создания и публикации романа и 1 час на изучение цикла «Стихотворения Юрия
Живаго» и его связи с общей проблематикой романа.
В данном приложении представлена разработка конспекта урока по изучению
романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго» с применением данных, полученных в
ходе исследования литературно-критических статей, посвящённых данному роману.
Урок составлен в соответствии с тематическим планированием по литературе для 11
класса.
Конспект урока.
Тема: История создания и публикации романа «Доктор Живаго» Бориса
Пастернака.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-лекция с элементами групповой работы.
Цели:
1) Обучающая:
- познакомить учащихся с основными этапами создания вершинного
произведения писателя;
- показать учащимся на примере мнений современников автора
неоднозначность романа «Доктор Живаго»
2
- выявить причины диаметрально противоположных мнений о
произведении.
2) Развивающая.
- развивать навыки письма;
-развивать у учащихся навыки отбора материала для конспектирования
и тезирования;
- развивать у школьников навыки критического мышления.
3) Воспитательная:
- воспитывать у учащихся эстетический вкус;
- формировать собственную позицию по отношению к роману;
- воспитывать примере суждений о «Докторе Живаго» толерантность по
отношению к мнению других.
Оборудование:
- портрет Б. Пастернака;
- учебник: Русская литература XX века. 11 класс. В 2-хчастях / под ред.
В.П.Журавлёва. М.: Просвещение, 2007.
- рабочие тетради;
Оформление доски:
- тема урока: «История создания и публикации романа «Доктор Живаго»
Бориса Пастернака.
- портрет Бориса Пастернака.
- План лекции:
1. История создания романа.
2. История публикации.
3. Разнообразие трактовок романа.
4.Проблематика и поэтика «Доктора Живаго».
Краткий конспект урока.
1. Организационный момент (1 мин).
2. Подготовка к восприятию (1 мин).
3
3. Объявление темы, целей урока (2 мин).
4. Изучение нового материла с элементами беседы и групповой
работы (32 мин).
5. Первичное закрепление материала (5 мин).
6. Обобщение (3 мин) .
7. Д/з (1 мин)
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель (У.:): Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада вас видеть на нашем
уроке. Проверьте всё ли готово к уроку.
2. Подготовка к восприятию.
У.: Всякое гениальное произведение, прежде чем прийти к читателю,
проходит сложный и тернистый путь. Не является исключением и скандально
известный роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго», вызвавший широкий
резонанс его идей и трактовок.
3. Объявление темы, целей урока.
У.: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с историей создания этого
романа и с множеством его оценок в литературной критике. Сегодня у нас с вами
необычный урок. Он пройдёт в форме лекции. План нашей лекции следующий:
1. История создания романа.
2. История публикации.
3. Разнообразие трактовок романа.
4. Проблематика и поэтика «Доктора Живаго».
Ваша задача: внимательно слушать и записывать основные положения, тезисы
изучаемого материала. Открываем тетради, записываем число, тему урока и план
лекции. Во время лекции я буду обращать ваше внимание на важные моменты,
которые следует записать (выделено жирным шрифтом).
4. Изучение нового материла.
4
4.1. История создания романа.
У.: Роман «Доктор Живаго» создавался почти десять лет с 1946 по 1955
год. Современники писателя по-разному описывали историю формирования
замысла произведения, но сходятся все в одном для автора «Доктор Живаго» был
вершинным свершением. По оценке самого Пастернака он был подготовлен его
интенсивными художественными и духовными поисками, предшествующей прозой.
Свой великий роман писатель начал создавать после Великой Отечественной
войны. Военные годы вдохнули в умы людей надежду на окончание сталинских
репрессий. Но с победой в ВОВ пришли не только радости, но и разочарования.
Впоследствии Б. Пастернак вспоминал: «когда после великодушия судьбы,
сказавшегося в факте победы, когда после такой щедрости исторической стихии
повернули к жестокости и мудрствованиям самых тупых и тёмных довоенных годов,
я испытал во второй (после 36 года) раз чувство потрясённого отталкивания от
установившихся порядков, ещё более сильное и категоричное, чем в первый раз…
Это очень важно в отношении формирования моих взглядов и их истинной
природы» [36, С. 585].
Писатель более не мог мириться с установившимися порядками в стране. В
начале 1946 года он начинает «Доктора Живаго». Начинает честный разговор,
раскрывающий его личное отношение к действительности.
Все мысли, идеи, события Пастернак описывал в письмах к своей сестре,
Ольге Фрейденберг.
(краткое сообщение учащегося об Ольге Фрейденберг)
В одном из писем сестре, О.Фрейденберг, Борис Пастернак так объяснял
замысел будущего произведения: «Собственно, это первая настоящая моя работа. Я
в ней хочу дать исторический образ России за последнее сорокапятилетие, и в
то же время всеми сторонами своего сюжета, тяжелого, печального и подробно
разработанного, как, в идеале, у Диккенса и Достоевского,- эта вещь будет
выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в
истории и на многое другое. Роман пока называется «Мальчики и девочки»...
5
Атмосфера вещи мое христианство, в своей широте немного иное, чем квакерское
и толстовское, идущее от других сторон Евангелия в придачу к нравственным. Это
все так важно и краска так впопад ложится в задуманные очертания, что я не
протяну и года, если в течение его не будет жить и расти это мое перевоплощение, в
которое с почти физической определенностью переселились какие-то мои
внутренности и частицы нервов». [33, С. 190]
Переписка писателя свидетельствует о крайней интенсивности работы над
произведением. К февралю 1946 года ему настолько становится ясен смысл
первой книги романа, что он высказывает надежды на её скорое написание.
«Смерти не будет» написал Пастернак на одном из вариантов рукописи первых
глав романа. Но сам он очень спешит, боясь не успеть выполнить своё главное
предназначение.
Написанные главы будущего романа автора выносил на суд друзей и
единомышленников, устраивая чтения глав романа у себя дома или у
знакомых. Следует отметить, что во время чтения первых глав романа
Пастернак всё ещё не нашёл для него названия, которое бы с наибольшей
точностью и полнотой передавало главную мысль. Первоначальное название
«Мальчики и девочки» с начала 1947 года исчезает из его переписки.
В рукописях автора частично сохранились следы настойчивых поисков
названия. В одной из черновой рукописи в центре было крупно написано
«Рыньва». Давайте выясним, почему «Рыньва» было одним из вариантов названия,
что послужило причиной этого. Дома вы подготовили материл об этом названии.
Сейчас мы это проверим.
Беседа.
Вопрос (В.): Как вы думаете, что же это за Рыньва? Это название встречается
в произведении?
Ответ (О.): Это название судоходной реки, на которой стоит город Юрятин.
В.: Какова причина появления это названия? Какова этимология этого слова,
как оно образовано.
6
О.: Исследователь творчества Бориса Леонидовича В.Борисов так объясняет
причину появления этого названия в «Материалах к творческой истории романа…»:
«Название это, в географии неизвестное, образовано Пастернаком, хорошо
знакомым с уральской топонимикой, по типу реально существующих местных
гидронимов (реки Вильва, Иньва и др.), но, на первый взгляд кажется
непонятным, что, помимо колоритного звучания, побудило его избрать это слово в
качестве заглавия романа о бессмертии. К ответу приводит нас контекст, в котором
упоминается Рыньва уже в «начале прозы 36 года»: «Это была Рыньва в своих
верховьях. Она выходила с севера вся разом, как бы в сознании своего речного
имени...»
В.: Как может быть переведено это название? Какими атрибутами наделена
эта река?
О.: «Речное имя» Рыньвы составлено Пастернаком из наречия «рын»
(настежь), встречающегося в одном из диалектов языка коми, и
существительного «ва» (вода, река) и может быть переведено как «река,
распахнутая настежь». Наделенная атрибутами одушевленности («сознанием»,
«созерцанием»» и т.д.) Рыньва «живая река», или, метафорически, «река
жизни», и текущая в ней вода, конечно, та же самая, что «со Страстного
четверга вплоть до Страстной субботы... буравит берега и вьет водовороты» в
стихотворении Юрия Живаго («На Страстной»). Это река жизни, текущая в
бессмертие.
У.: В рукописи это заглавие решительно перечеркнуто по-видимому,
Пастернак отказался от него из-за сложности ассоциативных ходов, требующихся
для его адекватного понимания [3, С. 243].
Устойчивое название романа «Доктор Живаго» - появилось только к
весне 1948 года, когда Пастернак заканчивал четвёртую часть под названием
«Назревние неизбежности».
Этой же весной, в апрельском номере «Октября» появилась статья Н.Маслина
«Маяковский и наша современность». В этой статье Пастернак обвинялся в том, что
7
приносит в жертву «любое содержание, не исключая разума и совести» и превратил
искусство в каталог «субъективных ощущений». Делался вывод о том, что
творчество Пастернака «нанесло серьёзный ущерб советской поэзии» [36, С. 678].
Положения этой статьи были повторены в пятом номере журнала «Новый мир»
Б.Яковлевым.
Ощущение опасности подгоняло ход работы над романом. Нужно было успеть
его дописать. И без того опасное положение усугублялась растущим интересом к
писателю на Западе. Его кандидатура, начиная с 1946-го, каждый год выдвигалась
на Нобелевскую премию.
В августе – октябре 1950 г. были закончены 5 и 6 главы второй книги.
В декабре 1951 года Пастернак, по свидетельству друзей, находился в явном
упадке духа. Обновление и преображение приходит к писателю только с
наступлением весны 1952 года, когда он заканчивает 7 главу романа.
В десятых числах октября 1952 года была отдана в перепечатку 10 глава
романа, а двенадцатого, Пастернак попадает в больницу с обширным
инфарктом. Он пробыл в Боткинской больнице до 6 января 1953 года.
Исследователь творчества и жизни писателя, Дмитрий Быков отмечает: «именно
здесь, в минуты, когда, казалось, он был совсем близок к смерти, Пастернак с
особой радостью ощутил своё соединение с вечной жизнью, свой природный дар
писателя от Бога и, как никогда прежде, с особой силой, захотелось ему говорить о
Боге, славить Творца всего сущего» [4, С. 735].
Летом, находясь в санатории Болшево, Борис Леонидович пишет ещё
одиннадцать стихотворений в «Тетрадь Юрия Живаго». Окончательный
порядок цикла «Стихотворения Юрия Живаго» будет установлен только в 1955
году.
Зима 1954 года была посвящена переделыванию последних глав романа.
Многое в нём было сокращено или переделано заново. Борис Леонидович
торопился закончить работу, боясь, что утяжеляет её подробностями. В разгар
работы над торопливым переписыванием последних глав романа из Ленинграда
8
пришло известие о болезни сестры, Ольги Фрейденберг. 6 июля 1955 года Ольга
умерла. Писавшиеся в те дни страницы эпилога окрашены горечью этой потери и
верой в творческое бессмертие духа. 10 октября 1955 года была поставлена
последняя точка в романе «Доктор Живаго.
4.2. История публикации.
Рукопись своего романа Борис Леонидович доверил журналу «Новый
мир». Между тем в мае 1956 года в Переделкино приезжает итальянец-
коммунист журналист Серджио Дэ Анджело. Он настоятельно просит Бориса
Леонидовича отдать ему один из неисправленных вариантов рукописи и
предлагает издать роман на Западе на итальянском языке. Автор «Доктора
Живаго» соглашается на это предложение, но с одним условием: чтобы выход не
опередил русского варианта. Тем временем в Советском Союзе с публикацией
романа явно не спешили. В отличие от редколлегии журнала «Новый мир»
итальянский издатель Дж. Фельтринели в этом же году поспешил выпустить
роман в свет на итальянском языке. Спустя ещё год «Доктора Живаго»
увидели уже и в Голландии, уже на русском. А в 1958 году автору романа
присудили Нобелевскую премию.
Публикация романа на Западе и присуждение писателю Нобелевской
премии вызвали широкую кампанию по отношению к Борису Пастернаку.
Началась травля автора известного романа. Пастернака называли
«самовлюблённым эстетом», «клеветником», «предателем». Лев Ошанин
обвинил Бориса Леонидовича в космополитизме, Борис Полевой назвал его
«литературным Власовым».
Затем Пастернака несколько месяцев подряд «разоблачали» в крупнейших
литературных газетах «Правда» и «Известия», журналах, по радио и телевидению,
тем самым вынуждая отказать от присуждённой ему Нобелевской премии. Роман,
который в Советском Союзе никто не читал, осуждали на митингах, в
9
министерствах, в колхозах. Пастернака предлагали судить и выгнать из родной
страны.
В качестве обвинителей писателя привлекались не только люди, не имеющие
никакого отношения к литературе, но и профессиональные литераторы. Так,
например, Сергей Михалков написал басню про «некий злак, который звался
Пастернак» [4, С. 728]. Позже кампания по шельмованию Бориса Леонидовича
получила ёмкое саркастическое название «Не читал, но осуждаю!». Эти слова
часто фигурировали в речах общественных обвинителей, многие из которых не
брали в руки книг вообще.
Помимо травили публикация роман на Западе и присуждение его автору
Нобелевской премии привели к исключению Бориса Леонидовича из Союза
писателей СССР. Восстановлен он был лишь в 1987 году, посмертно. Среди
литераторов, требовавших высылки Пастернака быди: А. И. Безыменский, С. А.
Баруздин, Б. А. Слуцкий, Л. И. Ошанин. Публично голос в защиту писателя в то
время не возвысил никто. Но участвовать в травле отказались Всеволод Иванов,
Вениамин Каверин, Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, Белла Ахмадулина,
Евгений Евтушенко.
Эти события оказали огромную роль в жизни Пастернака. Он был вынужден
отказаться от Нобелевской премии. Вся горечь, боль отразились в стихотворении
«Нобелевская премия»:
(чтение учащимися стихотворения «Нобелевская премия»)
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
10
Будь что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора -
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Беседа:
1) Какие чувства вызвало у вас стихотворение?
2) О каком духе добра говорит автор?
3) Как передаётся состояние Бориса Пастернака в данном
стихотворении? Какое оно?
У.: Данные события подорвали здоровье Бориса Леонидовича, 30 мая в
23 часа 1960 года в Переделкине он умер от рака лёгких с метастазами в
желудок.
4.3. Разнообразие трактовок романа.
Но в истории романа, даже после смерти автора, не была поставлена
точка. Произведение продолжало издаваться в странах Запада. В России же роман
появился в лишь 1988 году, в период перестройки, на страницах журнала «Новый
мир».
Роман вызвал большое разнообразие мнений и суждений относительно
его жанра, особенностей, проблематики, идеи.
Ещё до того, как роман был закончен, варианты отдельных глав и частей
Борис Леонидович Пастернак выносил на суд друзей и единомышленников,
11
устраивая домашние чтения. Суждения относительно романа были зафиксированы
в личной переписке писателя и в дневниках. Давайте обратимся к высказываниям
современников автора о произведении.
Работа в группах:
Задание: Проанализировать высказывания о романе. Ответить на следующие
вопросы:
1) Как оценивали современники роман?
2) Какие достоинства/ недостатки видели в нём?
1 группа:
1) Б.Зайцев говорил: «Меня этот роман сразу покорил... в общем это
замечательно, и пусть со мной не спорят» [36, С. 641]
2) В. Шаламов: «Я давно уже не читал на русском языке чего-либо
русского, соответствующего адекватно литературе Толстого, Чехова и
Достоевского. «Доктор Живаго» лежит, безусловно, в этом большом плане»
[36, С.647].
3) А. Эфрон: «Всегда и на этот раз - почти пугает... мастерство в
определении неопределимого вкуса, цвета, запаха, вызываемых ими
ощущений, настроений, воспоминаний, и это в то время, как мы бы дали
голову на отсечение в том, что слов для этого нет, еще не найдены или уже
утрачены» [36, С.648].
4) Л.Чуковская: «Все, что изнутри - чудо. Чудо до тех пор, пока
изнутри...» [51, С. 50].
5) Б.Зайцев: «погрешность строения, отголоски словесного
излишества» [36, С. 659];
6) В. Шаламов: «лубочность народного языка» [36, С. 657];
7) А.Эфрон: «теснота... судеб, эпох, городов, лет, событий,
страстей», отсутствие в романе «простора и пространства», которое
предлагала исправить «заполнением антрактов» между эпизодами,
12
мотивированностью поступков, развертыванием кратких сухих отчетов о
действиях героев. [36, С. 650].
8) Л.Чуковская: «Забастовка дана извне, и хотя и хороша, но тут
чудо кончается...». [51, С. 50].
2 группа:
1) М.Юдина: «это непрекращающееся высшее созерцание
совершенства и непререкаемой истинности стиля, пропорций, деталей,
классического соединения глубоко запечатленного за ясностью формы
чувства...» [36, С. 612].
2) Д.Спасский: «очень большая удача... получилось настоящее
повествование, настоящая книга» [36, С. 612].
3) О.Фрейденберг: «... Книга выше сужденья.,. Это особый вариант
книги Бытия... вот-вот откроется конечная тайна, которую носишь внутри
себя, всю жизнь хочешь выразить ее, ждешь этого выраженья в искусстве и
науке и боишься этого до смерти, так как она должна жить вечной
загадкой...» [36, С. 610].
3 группа:
1) А.Цветаева: «бледность и безразличие героев, их
непривлекательность, непонятная попытка писать, как другие, утрата самого
себя» [36, С. 607].
2) К.Чуковский: «Доктор Живаго» «сбивчив» [36, С. 606].
3) Вс.Иванов: «неотделанность манеры и разностильность
написанных глав» [36, С. 658].
4) А.Гладков: Б.Пастернак «пал жертвой ложного стремления к
занимательности, доступной драматичности, фабульности», «желая высказать
в прозе свои заветные мысли и наблюдения, но избрав для этого
традиционную форму романа, так сказать, для завоевания галерки»
[36, С. 606].
13
Заслушивание выводов по каждой группе.
У.: Как мы видим, единой оценки романа среди современников
Пастернака не было. Две из них были диаметрально противоположными:
решительное осуждение и столь решительное восхищение. Промежуточной была
позиция тех, кто отмечал великолепие отдельных страниц романа, эпизодов, но
наряду с этим выделяя и явно неудачные места. Они расценивали это произведение
как «полуудачу» автора .
Не приняли роман: А.Ахматова, Вс. Иванов, А.Гладков, А.Цветаева,
К.Чуковский. Они высказывали примерно одинаковые мнения, общий смысл
которых сформулировал сам Пастернак в письме к В.Авдееву: «Почти все близкие,
ценившие былые мои особенности, ищут их тут и не находят» [28, С. 227].
С определёнными оговорками признавали художественные достоинства
романа: Б.Зайцев, В.Шаламов, А.Эфрон, Л.Чуковская. Ими отмечается
глубина и сила впечатления, произведённого романом. Но эти самые люди и
упрекают Бориса Пастернака за явные, сильно бросающиеся в глаза
недостатки.
Безоговорочно приняли роман: О.Фрейденберг, М.Юдина, Э.Герштейн,
Д.Спасский, С.Дурылин. Все они признавали художественную целостность
произведения, гармоничное единство его формы и содержания.
Роман вызвал широкий всплеск мнений по поводу его истолкования.
Приведённые выше отзывы современников автора о романе были первыми
отзывами, но они не были предназначены для печати, а высказывались по
преимуществу в личном общении с писателем или переписке.
Первым официальным откликом на роман стало письмо редколлегии
журнала «Новый мир» в сентябре 1956 года, подписанное Б.Лавреневым,
Б.Агаповым, К.Фединым, К.Симоновым, А.Кривицким, которое
предназначалось лично Борису Пастернаку. Впоследствии, в октябре 1958 года,
когда разразился политический скандал в связи с выходом в свет романа «Доктор
Живаго» за рубежом и присуждением Пастернаку Нобелевской премии, оно было
14
опубликовано новой редакцией журнала «Новый мир» во главе с Александром
Трифоновичем Твардовским. В письме, которое было составлено в форме
критической статьи, содержалось обоснование отказа в публикации романа.
«Доктор Живаго» редакцией журнала «Новый мир» был отвергнут из сугубо
политических соображений, за инакомыслие. Это наглядно иллюстрирует один из
начальных тезисов статьи. В нём указывается на то, что суть споров по поводу
романа, в которую вступают авторы, заключается «не в эстетических
препирательствах» [1, С. 57]. «Доктор Живаго» толковался как «политический
роман-проповедь», воплотивший в себе «дух неприятия социалистической
революции», основанный на пафосе «утверждения, что Октябрьская
революция, гражданская война и связанные с ними последующие социальные
перемены не принесли народу ничего, кроме страданий, а русскую
интеллигенцию уничтожили или физически, или морально» [1, С.17].
За опубликованием письма последовала статья Д.Заславского «Шумиха
реакционной пропаганды вокруг литературного сорняка», напечатанная в
«Правде». Она состояла уже из поношения романа и грубых политических
выпадов и оскорбительных выражений в адрес Бориса Пастернака.
Произведение квалифицировалось как «политический пасквиль»,
«реакционная публицистика низкого пошиба, облеченная в форму
литературного произведения» [4, С. 759]. Как справедливо заметит уже в 90-е
годы поэт Е.Евтушенко, «самый нежный роман XX века» отплатил автору «такой
мстительной жестокостью. Век настолько параноидально зациклился на политике,
что принял этот роман за политический, а ведь он прежде всего о любви... Смысл
романа в том, что история любви выше истории как таковой» [4, С.753].
В русскую культуру роман «Доктор Живаго» был возвращен в конце 80-х
годов. Его «второе рождение» также было непростым. Роман далеко не сразу стал
читаться в контексте «большого времени» (термин М. М. Бахтина). А. Вознесенский
писал о крайнем удивлении и недоумении как о первой реакции на роман.
«Тридцать лет пропаганда наша, не прочитав его, не вдумавшись в лирическую
15
музыку его волшебного русского языка, выдавала роман за политического монстра,
за пасквиль против народа и революции... Кроме преступления против личности
поэта, совершалось многолетнее преступление против смысла романа. В результате
брани роман нельзя сегодня читать объективно. Читатель ныне тщетно ищет в книге
обещанную «крамолу», барабанные перепонки, ожидающие пушечной канонады, не
могут воспринять музыку Брамса» [6, С. 6]. И поскольку «политическая роль»
романа в конце 80-х годов еще «не остыла», появились «неопроработочпые
статьи» [42, С. 275]. В 1988 году Д.Урнов обвинил Б.Пастернака в том, что он, в
«безумном превышении своих сил» [42, С. 275], взялся за тему, уже исчерпанную,
по его мнению, русской и советской классикой, тему интеллигентского
индивидуализма, в которую ему не удалось внести ничего нового, кроме
банальностей. Подобная безапелляционность суждений, внехудожественный
подход, поучительный тон отличает и статьи П. Горелова, А. Суконика.
4.4. Проблематика и поэтика романа.
(сообщение учащегося).
Запись основных положений из доклада учащегося.
У.: «Доктор Живаго» - это проза поэта, насыщенная философскими
мотивами. Центральной проблемой романа является судьба интеллигенции в
XX веке. Это произведение о человеке, который в условиях революции, Первой
Мировой войны, Гражданской войны смог сохранить в себе личность.
Эпическая структура романа осложнена лирическим началом («Стихотворения
Юрия Живаго»).
Основные идеи:
1) Любовь – стихия, которая вторгается в жизнь человека.
2) История, мироздание, природа едины.
3) Конечная цель истории слияние души человека и природв,
единство небес, земли и человека.
4) Смерть не является непроходимой границей между живым и
мёртвым.
16
5) Искусство размышляет о смерти и непрерывно творит жизнь.
Существенная особенность поэтики произведения стихотворения Юрия
Живаго, которые связаны с сюжетом романа.
«Доктор Живаго» - произведение, не поддающееся равнозначной оценке.
Его жанровая сущность, слабые и сильные места долгое время являлись и
являются предметом дискуссий. Это произведение, вызвавшее широкий
резонанс идей относительно его толкования. И в настоящее время он является
предметом дискуссий, полемики. Точка в исследовании этого произведения
ещё не поставлена.
5. Первичное закрепление материала.
Опрос:
1) История создания произведения.
2) Почему роман вызвал в Советском Союзе осуждение?
3) С чем было связано появление романа в России?
4) Как оценивали современники автора роман?
6. Подведение итогов.
У.: Роман «Доктор Живаго», создавшийся почти десять лет является
неотъемлемой частью нашей культуры. В этом произведении отразились взгляды
автора на религию, смысл человеческого существования, историю, революцию.
Пастернак в этом романе поднимает широкий спектр проблем. Историю его
создания и публикации можно назвать трагической. «Доктор Живаго» долгое время
шёл к русскому читателю. Его запрещали, осуждали и в то же время широко ценили.
Это произведение стало итогом творчества великого русского писателя XX века.
7. Д/з
1) Выучить конспект лекции.
2) Подготовиться к уроку-семинару:
Тема: Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с основными
проблемами романа.
1. Человек и мир (роль и место человека в этом мире).
17
2. Человек и история.
3. Природа, жизнь человека в природе и антитеза этой жизни.
4. Жизнь и смерть, бессмертие.
5. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и их связь с проблемами,
поднятыми в романе.