Методическая разработка урока "Символизм"

Министерство образования и науки
Краснодарского края
Государственное бюджетное образовательное
учреждение
среднего профессионального образования
«Краснодарский торгово-экономический колледж»
Краснодарского края
Беженова И.Н.
«СИМВОЛИЗМ»
методическая разработка урока
Краснодар, 2015
2
Автор: Беженова И.Н., преподаватель русского языка и
литературы государственного бюджетного образовательного
учреждения среднего профессионального образования
«Краснодарский торгово-экономический колледж»
Краснодарского края
Рецензенты: Машурова О.Е., методист государственного
бюджетного образовательного учреждения среднего
профессионального образования «Краснодарский торгово-
экономический колледж» Краснодарского края
Газарова М.Ю., преподаватель русского языка и литературы
государственного бюджетного образовательного учреждения
среднего профессионального образования «Краснодарский
торгово-экономический колледж» Краснодарского края
Методическая разработка отрытого урока литературы на тему:
«Символизм» подготовлена в рамках мероприятий,
приуроченных к празднованию 2015 года, объявленного
Президентом Владимиром Путиным Годом русской литературы.
Основная цель методической разработки поделиться опытом
проведения занятия на основе традиционной формы урока с
применением современных ТСО и метода мини-проектов.
утверждена на заседании цикловой методической комиссии
общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
№ __ от _____________ 2015 г.
председатель ЦМК
_________________ И.Г.Дуброва
3
Методическая разработка открытого урока по литературе
«Символизм» представляет собой обобщение опыта
преподавателя проведения уроков с использованием
современных ТСО и метода мини-проектов. Цели методической
разработки показать вариант проведения занятия,
основывающийся на работе преподавателя и самостоятельной
работе студентов в форме мини-проектов с использованием
современных ТСО.
Изучение темы «Символизм» преследует ряд целей:
образовательные: познакомить с символизмом в русской
литературе, с особенностями творчества старших и младших
символистов, выявить истоки русского символизма, обозначить
связь с романтизмом, организовать исследовательскую
деятельность студентов с целью выявления художественного
своеобразия и поэтического мастерства старших и младших
символистов;
развивающие: прививать интерес к русской поэзии,
способствовать развитию культуры речи;
воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, любви к
своему Отечеству, своей культуре, к русской литературе.
На уроке использовалось следующее оборудование:
интерактивная доска, мультимедийные презентации, сборники
стихотворений В.Брюсова, К.Бальмонта, Д.Мережковского,
4
З.Гиппиус, А.Блока, А.Белого, В.Иванова, их портреты,
иллюстрации произведений, аудиозаписи стихотворений поэтов
в исполнении известных артистов,рабочие тетради.
Тип занятия: урок проверки и сообщения новых знаний.
Вид занятия: урок смешанный.
Подготовительный и организационный момент:
1. Заранее разделить студентов на группы, которые должны
отобрать материал и выполнить мини-проекты - презентации о
видных представителях русского символизма.
2. Часть студентов учат наизусть стихотворения В.Брюсова,
К.Бальмонта, Д.Мережковского, З.Гиппиус, А.Блока, А.Белого,
В.Иванова и письменно выполняют анализ этих произведений.
Ход урока:
1. Организационный момент
(проверка присутствующих, подготовка рабочих мест) (1
минута)
2. Сообщение темы и целей занятия
(объявление темы урока, постановка целей, написание плана
конспекта) (1 минута)
3. Актуализация опорных знаний (5 минут).
Опрос по материалу предыдущих уроков, посвященных
серебряному веку русской поэзии:
5
Дайте определение серебряного века русской поэзии.
Перечислите основные течения серебряного века.
Назовите ярчайших представителей символизма.
Назовите выдающихся представителей футуризма.
Назовите известных представителей акмеизма.
4. Начальная мотивация учебной деятельности
Нам предстоит расширить свои представления о поэзии
серебряного века: сегодня на уроке мы рассмотрим основные
этапы жизни и творчества ярчайшей представительницы
акмеизма А.А.Ахматовой, попытаемся проникнуть в мир её
чувств и переживаний, выраженных в ранних и зрелых стихах. А
чтобы проникнуться настроением поэта, войти в мир его чувств
и переживаний, нужно узнать о жизни Анны Андреевны, о тех
событиях, которые вызывали всплеск этих чувств, переживаний,
волнений, стали источником озарения, поэтического
вдохновения.
5. Изучение нового материала
Просмотр презентации, работа над конспектом.
6. Закрепление полученных знаний (5 минут)
Тест по пройденному материалу
7. Обобщение и систематизация изученного материала(5
минут) Ответить на вопросы, выводы записать.
8. Итоговая часть занятия
6
Подведение итогов, выставление оценок.
9. Домашнее задание.
Завершающим этапом урока является подведение итогов
и оценка работы студентов. На этом этапе необходимо отметить
студентов, принявших активное участие в работе на уроке, дать
оценку деятельности студентов и студенческих групп,
создавшим презентации, указать их сильные стороны и
недоработки. Дать рекомендации студентам, чья работа была
недостаточно успешной.
После этого объявляется домашнее задание: выполнить
анализ стихотворения А. Ахматовой «Мне ни к чему одические
1)деталь 2)метафора 3)эпитет 4)олицетворение
7
Вариант 1
1. Соотнесите название модернистского течения и имена
поэтов, к нему примыкающих
1. символизм а) Гумилев б) Брюсов в) Ахматова
2. акмеизм г) Хлебников д) Белый
3. футуризм е) Маяковский ж) Бальмонт з)Мандельштам
2. Соотнесите модернистское течение и отношения поэтов
к творчеству
1. символизм а) Поэт — творец
2. акмеизм б) Поэт - бунтарь
3. футуризм в) поэт — ремесленник
3. Это течение способствовало созданию новой
философской культуры, нового мировоззрения,
отношению к искусству, как объединяющему людей
началу, утончению, изощренности поэтических средств
для лучшего выражения сложного мира современника
1. Футуризм
2. Акмеизм
3. Символизм
4. Символ — это
1. Поэтический образ, выражающий суть какого-либо
явления
8
2. Подробность пейзажа, портрета, выделенная с целью
подчеркнуть ее особенное значение
3. слово или оборот в иносказательном значении
4. художественный прием, основанный на преувеличении
5. Какой художественный прием положен автором в основу
стихотворения К. Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие
тени»
1. гипербола
2. контраст
3. метафоричность
4. олицетворение
6. О каком поэте серебряного века идет речь: В ранней
лирике этого поэта видно намерение эпатировать,
озадачить читателя. Искусство, по мнению поэта,
самоценно. Художественному дару, творчеству он
поклоняется как божеству.
Поклоняйся искусству,
Только ему, безраздельно, бесцельно.
7. О каком поэте идет речь: Видный поэт, критик и
переводчик «серебряного века», из группы «младших
символистов». Его творчество проникнуто и озарено
мечтой о Солнце, о Красоте. Любимый прием –
олицетворение. Понимал «поэзию как волшебство».
8. О каком поэте идет речь:Не только поэт, но и один из
крупнейших исследователей Африки. В 1912 году он
9
заявил о появлении нового художественного течения -
акмеизма. Романтика и героика основа мироощущения
поэта. Романтические мечты получили развитие в
сборнике «Жемчуга»
9. Кто автор стихотворения:
а) Пусть безумствует море и хлещет,
Гребни волн поднялись в небеса,
Ни один пред грозой не трепещет,
Ни один не свернет паруса.
б) Грудь предчувствием боли не сжата,
Если хочешь, в глаза погляди.
Не люблю только час пред закатом,
Ветер с моря и слово «уйди».
2 вариант
1.Соотнесите название модернистического течения и
основные принципы, ему присущие
1. символизм а) отказ от мистической
туманности, стремление к
конкретности, красочности,
предметности образов
2. акмеизм б) элитарность, возможность
увидеть за внешним «мистически
подозреваемую сущность». Ориентация на читателя -
соавтора
10
3. футуризм в) бунтарство, эпатажность,
отрицание культурных традиций, экспериментаторство
в области ритмики и рифмы
2.Соотнесите: какому модернистическому течению какой
вид искусства ближе
1. символизм а) живопись
2. акмеизм б) живопись, архитектура,
скульптура
3. футуризм в) музыка
3. Это течение провозгласило освобождение поэзии от
символистских порывов, возврат к материальному миру,
точному значению слова, провозгласило культ реального
земного бытия, мажорное восприятие действительности,
достоверность образа, четкость композиции.
1.символизм 2. акмеизм 3. футуризм
4.Художественная деталь — это:
1. Поэтический образ, выражающий суть какого-либо
явления
2. Выразительная подробность, несущая смысловую и
идейно-эмоциональную нагрузку
3. Художественный прием, основанный на скрытом
сравнении одного явления с похожим на него другим
явлением
4. Слово или оборот в иносказательном значении
11
5.Назовите основное средство художественной
выразительности, используемое в стихотворении Гумилева
«Жираф»
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
1. Сравнение 2.метафора 3. эпитет 4.олицетворение
6. К какому модернистическому течению относится данное
стихотворение?
Тень несозданных созданий
Колыхается во сне.
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
7. О каком поэте идет речь: Основные черты его
поэтического мира - подчеркнутая отчужденность от
пошлой современности, влечение к романтической
экзотике, ярким декоративным краскам, напряженный и
звучный стих. Он провозглашал «самоценность» явлений
жизни, культ искусства как мастерства?
8. О каком поэте идет речь:
Настоящая фамилия этого поэта Бугаев. Это человек редкой
одаренности: поэт – лирик, прозаик, исследователь русской и
мировой культуры, теоретик литературы, критик и публицист,
мемуарист. Автор 4 поэтических симфоний. В сборнике
«Пепел» ликующее мироощущение было потеснено наплывом
12
«мистических ужасов», которые виделись поэту в современной
ему России?
9. Кто автор стихотворения: а) Где я? Так томно и так
тревожно
Сердце мое стучит в ответ:
Видишь вокзал, на котором можно
В Индию Духа купить билет?
б)Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.
Ответы
1 вариант
1. 1б,д,ж 2а,в,з 3г,е
2. 1а, 2в, 3б
3. 3
4. 1
5. 2
6. Брюсов
7. Бальмонт
8. Гумилев
9. а)Гумилев
б)Ахматова
2вариант
13
1. 1б, 2а, 3в
2. 1в, 2б, 3а
3. 2
4. 2
5. 3
6. символизм
7. Гумилев
8. Белый
9. а) Гумилев
б) Бальмонт
14