Обучающая игра "Библейские сюжеты в изобразительном искусстве"

Подписи к слайдам:
Обучающая игра «Библейские сюжеты в изобразительном искусстве» Цель урока: познакомиться с живописными полотнами русских и зарубежных художников, в основу которых легли библейские сюжеты. Цель урока: познакомиться с живописными полотнами русских и зарубежных художников, в основу которых легли библейские сюжеты.

1

2

3

4

5

4

3

2

1

5

2

3

4

5

1

4

1

2

3

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

ВОПРОСЫ

1 Праздники

2 Люди из Библии

3 Библейский сюжет на картине

4 Ветхий или новый завет

5 Назови

художника картины

6 Назови по описанию картину и художника

5

7

6

8

6

7

8

6

8

7

6

7

8

6

7

8

6

7

8

Альпинист сорвался!!! (два хода назад) Прибыла подмога!!! (два хода вперед) Привал!!! (пропусти ход)

Илья Репин 1890 г.

ОТВЕТ

1 Праздники

Илья Ефимович Репин. «Рождество Христово». 1890. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Картина «Рождество Христово» Ильи Репина была написана в 1890 году для церкви в имении Тарталеи Нижегородской губернии.

Изображённая сцена согласуется с описанием в Евангелии от Луки: Иосиф и ожидающая первенца Мария отправились в Вифлеем на перепись населения, устроенную по повелению римского кесаря Августа. В Вифлееме младенец появился на свет, и Мария «спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице».

Репин избирает композицию, где представлены лишь три самых важных участника чудесного события, опустив часто включаемых в сюжет поклоняющихся им ангелов, животных и других персонажей.

На изображённой им тихой сцене в полумраке выступают освещённые тёплым сиянием пламени фигуры святых: стоящий слева Иосиф трепетно склоняется к яслям, Мария с любованием придерживает младенца. В окно хлева светит рождественская звезда, возвестившая миру о радости рождения Спасителя.

https://nikonova-alina.livejournal.com/938432.html

Андрей Иванович Иванов.

1 Праздники

Преображение. Андрей Иванович Иванов. Между 1807 и 1809 гг.

Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург 

Сюжет «Преображения Господня» – хрестоматийный в иконописи и религиозной живописи. Александр Иванов вводит иллюстрацию этого евангельского отрывка в череду своих «Библейских эскизов». Для художника момент Преображения Христа — не просто история о чудесной метаморфозе, для него это момент столкновения земной реальности и небесной. Традиционно иконографическая композиция «Преображения» делится на три уровня, где в центре и выше всех изображается Спаситель, чуть ниже пророки, а у ног Христа – апостолы. Александр Иванов растягивает композицию вдоль переднего плана и помещает всех героев на одной невидимой оси, таким образом, подчеркивая, что все описанное в Писании происходит сейчас и здесь, с этими людьми, на этой горе. Фигура Христа помещена в светящееся облако, которое рассекает диск из расходящихся лучей. Художник, безусловно, был знаком с учением о Фаворском свете, и в своем эскизе он визуализирует божественную энергию Творца. Из блистающего облака вырисовывается контур огромного глаза — глаза Бога Отца, который присутствует незримо, но во всеуслышание свидетельствует о возлюбленном Сыне. Слева от Христа парят над землей два пророка — Моисей и Илия. Они предрекали приход Мессии, и теперь становятся свидетелями преображения. Справа расположена группа учеников. Иоанн и Иаков отвернулись от невыносимого свечения, и только Петр, указывая на Христа, предлагает остаться на Фаворе навсегда, потому что здесь так хорошо.

https://vk.com/wall-196669698_2485

современного российского художника Игоря Сушенка

1 Праздники

С праздника Входа Господня в Иерусалим, отмечаемого за неделю до Пасхи, в Церкви начинается особое время. Церковные богослужения и евангельские тексты напоминают нам о последних днях жизни Христа, и каждый христианин призывается прожить эти дни с Ним. С праздника Входа Господня в Иерусалим, отмечаемого за неделю до Пасхи, в Церкви начинается особое время. Церковные богослужения и евангельские тексты напоминают нам о последних днях жизни Христа, и каждый христианин призывается прожить эти дни с Ним. В Вербное воскресенье, так еще называют этот праздник, мы вспоминаем день, когда Христос пришел в Иерусалим на праздник иудейской Пасхи. Молва о Нем и Его чудесах уже разлетелась по всей Иудее, и за Ним шло множество народа. Особенно впечатлило всех чудо воскрешения Лазаря. Многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. Это переполнило чашу терпения иудейских первосвященников, и они задумали убить и Его, и Лазаря.

«Вход Господень в Иерусалим»

современного российского художника Игоря Сушенка

На картине Игоря Сушенка «Вход Господень в Иерусалим», которая находится в здании Института модернизации русского реалистического искусства в Москве, запечатлена эта атмосфера ликования, охватившая Иерусалим, когда Христос въезжает в город на ослике.

В Иерусалиме Спасителя, как свидетельствуют евангелисты, встречали толпы горожан и паломников, пришедших в Иерусалим на Пасху со всего света — из Рима, Греции, с Кавказа и даже из Эфиопии. И все это пестрое людское море приветствовало Христа, держа в руках пальмовые ветви (символ победы у иудеев) и восклицая: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! («Спаси, помоги, благослови, Боже!» — хвалебное обращение к Богу).

https://foma.ru/vhod-gospoden-v-ierusalim-na-kartine-igorya-sushenka.html

Сандро Боттичелли. 1489–1490.

1 Праздники

Благовещение Честелло - Сандро Боттичелли. 1489–1490.

   На полотне изображен момент, когда спустившийся с небес ангел сообщает Деве Марии, что она ожидает ребенка, зачатого промыслом Божьим от Духа Святого. Ее будущему сыну суждено стать Спасителем мира. Такая новость пугает и удивляет будущую Богоматерь.    Картина выполнена очень чистыми и точными линиями, характерными для работ мастера. Немаловажную роль в этом играет техника и используемый материал. В отличие от масляных красок темпера дает более гладкую поверхность, позволяющую придать полотну удивительную четкость и графичность. Все детали картины тщательнейшим образом проработаны и завершены. В этой работе использованы знания о перспективе, что подчеркнуто геометрическим узором напольной плитки и архитектурными деталями заднего плана.    Затемненный, приглушенно-серый цвет стены красиво оттеняется виднеющимся вдалеке пейзажем. Мы можем любоваться блестящей лентой реки, эффектным фигурным мостом и острыми шпилями башен замка, расположенными по обе стороны реки. Тона пейзажа приглушенные, зеленоватые, оливковые и коричневые. На фоне темной, нейтральной стены и пейзажа фигуры ангела и Девы Марии смотрятся особенно ярко и красочно.    Коленопреклоненный ангел с золотистыми крыльями одет в верхнее красноватое платье, под которым виднеется желтое одеяние. Дева, смиренно склонившая голову и протягивающая руки посланцу небес в невольно протестующем жесте, также носит яркое пышное платье. Оно прикрыто сверху широким синеватым плащом с черным подбоем и воротником. Плащ украшен достаточно широкой золотой отделкой. За плечами ангела и на голове Мадонны есть тончайшая прозрачная вуаль, мастерски изображенная художником. В руках ангела крупная ветка белоснежных лилий – символа невинности Девы Марии.    Позы обоих персонажей манерные, вычурные и неестественные, однако манера письма и проработка лиц и мелких деталей абсолютно реалистичная.

https://muzei-mira.com/kartini_italia/2236-blagoveschenie-chestello-sandro-bottichelli-opisanie-kartiny.html

РАФАЭЛЬ САНТИ. 1499-1502

1 Праздники

РАФАЭЛЬ САНТИ. ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТА. 1499-1502

В своей картине «Воскресение Христа» Рафаэль в основном использует традиционную иконографию эпизода, хотя в некоторых моментах все же творчески переосмысляя канонический текст.  Центральную часть картины занимает изображение роскошной мраморной гробницы с цветными вставными панелями. Гроб стоит посреди живописной долины в окружении зеленых холмов, между которыми протекает река (либо это морской залив). Крышка гроба сдвинута, так, чтобы мы могли понять, что он пуст. Между тем фигура воскресшего Иисуса Христа в его плотском воплощении парит над гробницей.

        Далее мы видим четверых воинов, охранявших гробницу, двое из которых повержены на землю, а двое убегают в ужасе, потрясенные невероятным зрелищем, открывшемся перед их взорами. На заднем плане по песчаной дорожке, вьющейся между зелеными холмами, к гробнице движутся жены-мироносицы. Справа и слева от Иисуса в небе летят ангелы, держащие в руках свитки, очевидно с текстом пророчества о приходе Мессии и Его Воскресении. Рафаэль изображает их в практически зеркальных позах

        Сам Иисус в одной руке держит белый флаг с красным крестом, иначе называемый флагом Воскресения, который символизирует победу Иисуса над смертью и начало крестового похода против сатаны. Другая Его рука поднята в небо, как бы указуя на путь спасения, возможный для любого человека. Его жест повторяется в жестах ангелов, как бы троекратно усиливаясь.

        Художник фактически создает декоративное панно, где фигуры людей и ангелов (и их направленная жестикуляция) организуют ритмическое обрамление центрального образа Иисуса Христа.

        Показательно, что Рафаэль трактует достаточно драматический сюжет в мажорном тоне, используя яркие цвета, почти локальные цвета – красный – символ Воскресения, синий, указывающий на стремление к Богу, и охристый, означающий отречение от мира. Картина производит впечатление ясности и спокойствия , хотя ее «идеальная выстроенность», яркость и блеск придают ей некоторую искусственность и нарочитость. С учетом достаточно юного возраста художника. невозможно не восхищаться тем, как точно он изобразил фигуры персонажей в различных, достаточно сложных позах, и при этом гармонично объединил их в единое композиционное целое

       

https://nikonova-alina.livejournal.com/1220701.html

2 Люди из Библии

Что есть истина? –

Николай Николаевич Ге.

Холст, масло. 233 x 171 см

Что есть истина? - Николай Николаевич Ге.

Картина, написанная Николаем Ге на широко известный библейский сюжет, вызвала у зрителей и критиков массу эмоций, как положительных, так и отрицательных. Связано это с тем, что и образы на полотне, и трактовка самого сюжета, и даже художественные особенности – все было новаторским и неординарным.    Широко мыслящие люди приняли картину и высоко ее оценили, но представители высшей церковной власти, люди косные и стремящиеся придерживаться многовекового канона, остались крайне недовольными, даже возмущенными дерзостью и свободомыслием художника. При этом и некоторые его соратники по искусству также не поняли новизны и новаторства произведения Ге.    Хотя сюжет картины использовался неоднократно, до Ге никто не трактовал библейскую сцену подобным образом. На его полотне всего две фигуры – это Иисус Христос и Понтий Пилат, прокуратор Иудеи. Картина изображает момент допроса Христа Пилатом, после которого тот признал Иисуса невиновным. Вроде бы все как обычно, но трактовка совершенно необычная.    Фигура Христа покрыта тенью, в то время как на Пилата падают яркие солнечные лучи. Человек, осудивший богочеловека на смерть, вычурно и броско одет, имеет крупную выразительную фигуру, к тому же и расположен на переднем плане. При этом Христос худ, некрасив, одет скромно, если не сказать бедно. Это настоящая пощечина традиционному искусству, ведь классические изображения Иисуса трактовали его как красивого молодого человека с тонкими чертами лица, длинными ухоженными кудрями, одетого в чистые белые одежды.   

https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/2858-nikolaj-nikolaevich-ge-chto-est-istina.html

2 Люди из Библии

Александр Андреевич Иванов.

Бумага, акварель. 26,5 x 39,5 см

Христос и Никодим - Александр Андреевич Иванов.

Один из лучших эскизов – «Иисус и Никодим» - исполнен в 1855 году на коричневой бумаге акварелью и белилами.    Известный библейский сюжет о том, как учение Христа затронуло душу Никодима, очень образованного для своего времени человека, одного из иудейских начальников. Мессия разъясняет смысл крещения, говорит о новом духовном перерождении, о том, что не изменив себя нельзя войти в Царствие небесное. Никодим поражен услышанным, он открывает для себя простые истины, и, в конце концов, становится последователем и учеником Христа.

   На картине изображен момент, когда Никодим только пришел, он явился тайно, поза его искусственно угодлива, он хочет расположить к себе этого человека, о котором много говорят в городе. Иисус же открыт к разговору, об этом свидетельствует рука, протянутая ладонью вверх.    Коричневая бумага является основным фоном, центр – это Мессия в красном одеянии. Можно легко представить, как бы великолепно этот эскиз смотрелся в росписи на стене.   

А мыслил Иванов глобально - он мечтал, что по его эскизам будут расписаны стены какого-либо общественного здания, а не храма или церкви. Но задумка его не осуществилась и эскизы так и остались, в общем-то, малоизвестными, хотя, по словам экспертов искусства, многие из них являются просто уникальными художественными работами по своему смысловому содержанию и исполнению.

https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/2670-hristos-i-nikodim-aleksandr-andreevich-ivanov-opisanie-kartiny.html

2 Люди из Библии

Александр Андреевич Иванов. Холст, масло, 242 x 321 см

Явление воскресшего Христа Марии Магдалине

Александр Андреевич Иванов.

За основу живописного произведения художник взял распространенный евангельский сюжет явления Иисуса Марии Магдалине. Благодаря темному фону и фронтальному расположению фигур, Иванову удалось добиться эффекта присутствия зрителя, будто наблюдающего за этим чудесным событием. Художник не стал изображать ничего лишнего, чтобы не отвлекать смотрящего от двух важных персонажей - Христа и Магдалины.

Мощный визуальный эффект дает контраст между героями картины. От Иисуса Христа словно исходит сияние, что подчеркивается белыми драпировками савана. Его образ исполнен величия и кажется неземным. Останавливающий жест руки строг и полон любви. «Не прикасайся ко мне, ибо я еще не взошел к Отцу моему», - говорит он склонившейся Марии Магдалине. Женщина протягивает к Спасителю руки, опустившись перед ним на одно колено. Художник смог изобразить радость сквозь слезы на ее изумленном лице. Только что она плакала, не обнаружив тело Учителя в гробнице, и вот, Он сам стоит перед ней. Чтобы добиться такого эффекта, художник попросил натурщицу держать в руках нарезанный лук, а сам в это время смешил ее. Красные и терракотовые цвета одежды Магдалины подчеркивают ее приземленность. Она - живой человек и остается в этом мире, чтобы донести всем о чуде Воскресения Сына Божьего. Несмотря на некоторую статичность тщательно выписанных по всем канонам академизма фигур, художнику удалось передать глубокие эмоции героев картины. Несомненно, она является одной из самых значительных работ мастера да и во всей русской живописи.

https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/2639-yavlenie-voskresshego-hrista-marii-magdaline-ivanov-opisanie-kartiny.html

2 Люди из Библии

Суриков Василий Иванович

1874 | Холст, масло (140×210 см)

Суриков Василий Иванович

«Милосердный самарянин»

1874 | Холст, масло (140×210 см)

Сюжет картины описан в евангельской притче, рассказанной Иисусом Христом своим ученикам.

Суриков изображает момент притчи, когда самарянин склонившись над несчастным, пытается помочь ему. Вдалеке видны очертания фигуры удаляющегося левита. Художник вводит в картину фигуру слуги, не упоминаемого в притче. Этот дополнительный персонаж, необходим ему для создания уравновешенной композиции. Работая над картиной, Суриков демонстрирует все знания и умения, полученные за время учебы в Академии. Одно из ее достоинств – создание художником особой световоздушной среды: рассеянный солнечный свет, мягкие контуры, прозрачные тени позволяют зрителю чувствовать атмосферу горячей, безжизненной пустыни.

За это произведение художник был удостоен малой золотой медали Академии художеств. После окончания учебы Суриков подарил картину П.И. Кузнецову, своему «самарянину», в знак глубокой благодарности за оказанную ему поддержку во время учебы в Академии; так работа оказалась в Красноярске.

Самаряне (самаритяне) – этно-религиозная группа, проживавшая на западном берегу реки Иордан.

Жест милосердия – композиционный смысловой центр произведения.

Годом раньше Суриков провел лето в Хакасии, где много писал на открытом воздухе; эти уроки пленэра сказались в стремлении передать световоздушную среду: рассеянный солнечный свет, мягкие контуры, прозрачные тени.

На третьем плане изображена удаляющаяся фигура левита, не оказавшего помощь страждущему.

https://www.surikov-museum.ru/collections/vasilii-ivanovich-surikov-13/Beneficent-samaritan

2 Люди из Библии

Микеланджело Меризи да Караваджо 1602 г. Холст, масло, размер полотна 107х146 сантиметров.

Картина "Неверие апостола Фомы (Уверение Фомы)" Микеланджело Меризи да Караваджо Картина написана в 1602 году в стиле барокко. Холст, масло, размер полотна 107х146 сантиметров.

На картине изображен именно тот момент, когда апостол Фома влагает пальцы в рану от копья, нанесенную Иисусу Христу перед его Крестной смертью. Мы видим потрясенный, но все еще несколько недоверчивый взгляд Фомы, тогда как два других апостола, изображенные на картине, также с удивлением смотрят на происходящее, как будто и сами до конца не победили свои сомнения. Интересно, что Господь Иисус Христос изображен на картине без нимба над головой, что позволяет предположить, что Господь в этом случае явился ученикам в своей человеческой ипостаси. В центре композиции –две руки: рука Фомы и рука Христа. Христос влагает палец Фомы в рану на своем теле. Ладони освещены в темноте, ничто другое не имеет значения. Это делит пространство произведения на две части: в левой части находится ярко освещенная фигура Иисуса Христа, а в правой изображены фигуры трех апостолов. Все четверо несколько согнулись, пытаясь рассмотреть происходящее - их головы будто бы создают крест на темном фоне полотна. Контраст светотени – любимый прием Караваджо, и в этой работе он использует его в полной мере. Живописец освещает правую часть тела Иисуса светом, проистекающим с левой стороны, и фокусируется на открытой ране в груди. При этом лицо Иисуса и одного из апостолов находятся в тени, а лицо Фомы и еще одного апостола освещены. Фома, таким образом, как будто находится в исходящем от Иисуса Христа свете.

Работа была написана не на заказ: позднее Маркиз Винченцо Джустиниани приобрел это произведение для личной галереи. Современники автора высоко оценили его творение. После продажи основной версии произведения, Караваджо создал еще и авторскую копию. Полотном восхищались многие художники, поэтому в XVII веке появилось немало его копий. В 1816 году распродается коллекция Джустиниани, и полотно «Неверие апостола Фомы» находит себе новое пристанище во дворце Сан-Суси (Потсдам, Германия), где хранится и поныне.

https://vk.com/wall-49638731_57091

3 Библейский сюжет на картине

Брак в Кане Галилейской - Паоло Веронезе.

1562-1563. Холст, масло. 666x990

Брак в Кане Галилейской - Паоло Веронезе.

1562-1563. Холст, масло. 666x990

Темой картины является чудо, совершенное Христом на брачном пире в Кане Галилейской, где он превратил воду в вино.           «На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою.              И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (Ин 2:1–11)               Действо разворачивается на фоне величественных сооружений. Роскошный и обильный пир идет своим чередом. Среди богато одетых гостей и множества слуг, подающих все новые и новые кушанья, выделяется фигура Христа. Он сидит в центре стола.        

Поза его спокойна и напоминает зрителю о другой евангельской трапезе, которой еще только предстоит свершиться, - о Тайной вечере. Впрочем, игра смыслов и подтекстов мало интересует Веронезе.           Куда больше он увлечен самим духом празднества, пышностью нарядов, яркими красками и живописными деталями. Воссоздавая атмосферу отнюдь не библейского, а современного ему венецианского пира, художник помещает среди пирующих и реальных персонажей.

https://proza.ru/2015/09/30/776

3 Библейский сюжет на картине

Христос и грешница (Кто без греха?) - Василий Дмитриевич Поленов. 1888. Холст, масло. 325x611

  Действие происходит у Иродова придела Второго Иерусалимского храма, широкая лестница которого уступами спускается вниз. Слева, освещая каменную стену храма, падают косые лучи заходящего солнца. На лестнице видны фигуры идущих людей, на уступах в равнодушных позах сидят нищие.         С одной стороны, исходя из соображений исторической достоверности, Поленов намеренно выбрал местом действия картины наружный дворик иерусалимского храма, так как во внутренний двор — так называемый «двор Израиля» — язычники и иностранцы не допускались под страхом смерти. Поэтому пёстрая толпа могла привести грешницу только к одному из внешних двориков, примыкающих к стенам храма.          События происходят на фоне обычной городской жизни: люди ходят по ступеням храма, общаются друг с другом, человек верхом на осле едет прямо на зрителя. В размеренный быт восточного города и вписан основной сюжет: толпа людей привели к Христу, беседующему с учениками,  женщину, уличенную в грехе прелюбодеяния,  и спросили его: «Что же делать с ней?» - ведь Моисей учил таких грешников бить камнями.

Христос и грешница (Кто без греха?) - Василий Дмитриевич Поленов. 1888. Холст, масло. 325x611

Иисус ответил: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень!» - после чего молча продолжил писать на земле. Все стали постепенно расходиться, а женщине Христос сказал, что если ее грех никто не осудил, то и он не осудит; велел ей идти домой и более не грешить.

https://proza.ru/2018/08/14/589

3 Библейский сюжет на картине

Воскрешение дочери Иаира - Василий Дмитриевич Поленов. 1871. Холст, масло. 173 х 280 см

Воскрешение дочери Иаира - Василий Дмитриевич Поленов. 1871. Холст, масло. 173 х 280 см

https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/2100-voskreshenie-docheri-iaira-polenov-opisanie-kartiny.html

Евангелие от Луки, восьмая глава, с 41-го стиха. «И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и падши к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом; потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержавши на врачей асе имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Кода же все отрицались, Петр сказал и бывшие с ним: Наставник! Народ окружает тебя и теснит, - и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?

Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто; ибо я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, падши пред Ним, объявила Ему пред всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему, и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя; иди с миром.

Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. Пришед же в дом, не позволили войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, Зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! Встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала; и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел не сказывать никому о происшедшем».

3 Библейский сюжет на картине

Хождение по водам –

Иван Константинович Айвазовский. Бумага, масло. 70 x 50 см

Хождение по водам –

Иван Константинович Айвазовский. Бумага, масло. 70 x 50 см

«Сразу после этого Он велел ученикам сесть в лодку и плыть на другой берег, не дожидаясь, пока Он отпустит народ. Расставшись с народом, Он поднялся на гору, чтобы помолиться в одиночестве. Когда наступил вечер, Он был там один. А лодка была уже на расстоянии многих стадий от берега, она боролась с волнами, потому что ветер был встречный. На рассвете Иисус направился к ним — Он шел по морю. Когда ученики увидели, что Он идет по морю, они перепугались. «Это призрак!» — закричали они в страхе. «Успокойтесь, это Я! Не бойтесь!» — тотчас заговорил с ними Иисус. Тогда Петр сказал Ему: «Господь, если это Ты, вели мне пойти к Тебе по воде». «Иди», — сказал Он. Петр вышел из лодки и пошел по воде, направляясь к Иисусу, но увидев, как силен ветер, испугался и стал тонуть. «Спаси меня, Господь!» — закричал он. Иисус сразу протянул руку и, подхватив его, сказал: «Маловер, зачем ты усомнился?» Когда они вошли в лодку, ветер стих» (Евангелие от Матфея, 14:22–32).

https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/2011-hozhdenie-po-vodam-ayvazovskiy-opisanie-kartiny.html

3 Библейский сюжет на картине

Рембрандт. Возвращение блудного сына. 1669.

Холст, масло, 262х206.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Рембрандт. Возвращение блудного сына. 1669. Холст, масло, 262х206.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

ПРИТЧА               У одного человека было два сына. Младший сын захотел получить свою часть имения, и отец разделил имение между сыновьями. Вскоре младший сын собрал все, что у него было, и отправился в далекую страну. Там он растратил все свое богатство на распутную жизнь. В конце концов он оказался в страшной нужде и был вынужден работать свинопасом.           Он так голодал, что готов был набить желудок помоями, которые давали свиньям. Но и этого он был лишен, т.к. в стране начался голод. И тогда он подумал: «Сколько слуг в доме отца моего и для всех них достаточно пищи. А я здесь умираю от голода. Пойду возвращусь к моему отцу и скажу, что согрешил я против неба и против него». И он вернулся домой. Когда он был еще далеко, отец увидел его, и ему стало жаль сына. Он побежал к нему навстречу, обнял его и стал целовать.            Тот сказал: «Отец, согрешил я против неба и против тебя и больше не достоин называться твоим сыном».

Но отец сказал своим слугам: «Идите быстрее принесите ему лучшую одежду и оденьте его. Оденьте ему на руку перстень и обуйте в сандалии. Приведите откормленного теленка и зарежьте его. Сделаем пир и будем праздновать. Ведь мой сын был мертв, и вот он опять жив! Он был потерян и сейчас нашелся!» И они начали праздновать.                 Старший сын в это время был в поле. Когда он подходил к дому, то услышал, что в доме музыка и танцы. Он подозвал одного из слуг и спросил, что там происходит. «Твой брат пришел, — отвечал слуга, — и твой отец зарезал откормленного теленка, потому что сын его здоров и все с ним благополучно».                 Старший сын рассердился и не захотел даже заходить в дом. Тогда отец вышел и стал умолять его. Но сын сказал: «Все эти годы я работал на тебя как раб, и всегда исполнял все, что ты говорил. Но ты ни разу не зарезал для меня даже козленка, чтобы я мог повеселиться с друзьями.                 Но когда этот твой сын, который растратил все твое имущество на разврат, возвратился домой, ты зарезал для него откормленного теленка!» «Сын мой! — сказал тогда отец, — ты ведь всегда со мной, и все, что у меня есть, — все твое. Но мы должны радоваться тому, что твой брат был мертв, а сейчас он опять жив, был потерян и нашелся!»                Религиозный смысл притчи таков: как бы ни грешил человек, раскаяние всегда вознаградится радостным прощением.

https://proza.ru/2015/05/22/610

4 Ветхий или новый завет

Братья Иосифа находят серебряный кубок –

Александр Андреевич Иванов. Холст, масло. 49,7 x 63,2 см

Братья Иосифа находят серебряный кубок –

Александр Андреевич Иванов. Холст, масло. 49,7 x 63,2 см

ЭТО СЮЖЕТ ИЗ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

Художник изображает момент, когда слуги находят в мешке младшего из братьев Иосифа - Вениамина, якобы украденную серебряную чашу. Некогда Иосифа продали в рабство его братья, сообщив отцу о его смерти. Иосиф же стал знатным человеком в Египте. Узнав, что братья его прибыли в страну с торговыми делами, он пригласил их к себе, приютил и накормил. Замыслив хитрость, Иосиф приказал слуге положить в мешок младшего из братьев Вениамина серебряную чашу, чтобы обвинить его в воровстве и оставить у себя. Братья приходят в отчаянье. Один из них - Иуда, предлагает себя в рабство вместо Вениамина. Он знает, что отец не переживет потерю любимого младшего сына. Растроганный самопожертвованием Иуды, Иосиф открывается братьям.

https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/2642-bratya-iosifa-nahodyat-serebryanyy-kubok-ivanov-opisanie-kartiny.html

4 Ветхий или новый завет

Караваджо. 'Обращение Савла', 1601.

Караваджо. 'Обращение Савла', 1601.

ЭТО СЮЖЕТ ИЗ НОВОГО ЗАВЕТА

Обращение Павла из гонителя в апостола — хорошо известная библейская история. Согласно Новому Завету, Савл из Тарса был ревностным фарисеем, который жестоко преследовал последователей Иисуса, даже участвовал в побивании камнями Стефана . Он ехал из Иерусалима в Дамаск, чтобы арестовать христиан города. На картине изображен момент, описанный в Деяниях Апостолов, за исключением того, что Караваджо изображает Савла, падающего с лошади (которая не упоминается в рассказе) по дороге в Дамаск, увидев ослепляющий свет и услышав голос Иисуса. 

Эта картина стала источником мифа о том, что Павел был на лошади, хотя в тексте вообще не упоминается лошадь. В Деяниях 9: 8 говорится, что после этого 'Савл встал с земли и открыл глаза, но ничего не увидел. Они взяли его за руку и повели в Дамаск'.

https://vk.com/wall-100889_57101

4 Ветхий или новый завет

Чудесный улов - Рафаэль. 1515-1516

https://muzei-mira.com/kartini_italia/916-chudesnyy-ulov-rafael.html

Чудесный улов - Рафаэль. 1515-1516

ЭТО СЮЖЕТ ИЗ НОВОГО ЗАВЕТА

Чудесный улов рыбы — одно из чудес, сотворенных Христом, — первый сюжет в серии из десяти эскизов для гобеленов, которые Папа Лев X заказал Рафаэлю для Сикстинской капеллы в Риме. Рафаэль нарисовал эти эскизы в 1515-1516 гг.; скопированные многими ткачами, они получили широкую известность по всей Европе. В первом сюжете показан чудесный улов рыбы: согласно Евангелию, Христос посоветовал двум братьям, Симону (прозванного Петром) и Андрею, вновь забросить сети в озеро после безрезультатной ловли, продолжавшейся всю ночь, и призвал их стать «ловцами человеков».

Они послушались совета, и их сети пришли полны рыбы. И хотя Христос изображен незаметно сидящим у правого края картины, но именно он является драматическим центром композиции: жесты Петра и Андрея привлекают к нему внимание зрителя.

4 Ветхий или новый завет

Давид и Вирсавия. Рафаэль Санти

 Фреска, 1519

ЭТО СЮЖЕТ ИЗ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

Ветхозаветный сюжет о царе Давиде и Вирсавии был очень востребован западноевропейским искусством из-за возможности изобразить нагое женское тело. Согласно Священному Писанию, на вершине своего могущества, во время войны с аммонитянами, великий царь Давид впал в грех прелюбодеяния. В 11 главе Второй Книги Царств говорится, что, «Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива. И послал Давид разведать, кто эта женщина? И сказали ему: это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина» (2 Цар.11:2-3). Давид спал с ней и захотел взять её в жёны.

Обычно в этой сцене художники всегда изображают Вирсавию в центре сюжета, а фигуру Давида дают где-нибудь на периферии, незаметно наблюдающим за омовением красавицы. В этой фреске мастер также делает женщину центром повествования, показывая её сидящей на открытом балконе своего дома, который больше напоминает торжественный подиум, украшенный античными рельефами. Будущая жена царя Давида и мать царя Соломона, сидя на табурете, отжимает свои прекрасные длинные волосы, наклонившись над небольшим бассейном с прозрачной водой. Из лоджии противоположного дома, написанного как классическое ренессансное палаццо, на нее взирает Давид. 

https://kovlam.livejournal.com/2035596.html

Давид и Вирсавия. Рафаэль Санти

 Фреска, 1519

4 Ветхий или новый завет

Пир Валтасара - Рембрандт Харменс ван Рейн. 1635.

Холст, масло. 167x209 см

Пир Валтасара - Рембрандт Харменс ван Рейн. 1635.

Холст, масло. 167x209 см

ЭТО СЮЖЕТ ИЗ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

История, разворачивающаяся на полотне, такова: получив власть в Вавилоне после смерти отца, царь Валтасар устроил грандиозный пир, но когда гостям не стало хватать посуды, он приказал своим слугам принести ритуальные золотые кубки и другие приборы, которые вывез из Иерусалима ещё Навуходоносор. Осквернив таким образом святыни, вдруг все гости и царь увидели руку, которая старательно выводила надпись на стене - "Мене, текел, упарсин" . Послание не смог расшифровать ни один чернокнижник, лишь только Даниилу оказалось это под силу – таинственная рука предрекла гибель Вавилона. В этот же самый день город был взят персами и мидянами, а новоиспечённый царь убит.    Картина выдержана в обычных для Рембрандта тонах – золотистых, коричневых, красных. Герои выступают из темноты, освещённые таинственными буквами. Особым образом выполнена загадочная надпись на стене на иврите. Художник долго размышлял, как изобразить надпись, чтобы действительно её невозможно было прочитать, ведь если написать предсказание справа налево (традиционно для иврита), то прочитать её будет не трудно. Выход подсказал друг Рембрандта, Манассе бен Исраэль, который предложил разместить буквы вертикальными столбиками.

Большую часть полотна занимает сам царь, подле него находятся жена, наложницы, жрецы и охранники. Их лица искажены испугом. Ужас и оторопь – вот основные лейтмотивы полотна. Герои будто застыли, парализованы от увиденного. Даже для современного зрителя, невесомая рука, чертящая приговор всем собравшимся и государству, кажется весьма пугающей.    Известно, что работа над картиной заняла у великого голландца два года, в течение которых он не раз прибегал к консультациям у раввинов из Еврейской общины.

https://muzei-mira.com/kartini_gollandia/2229-kartina-pir-valtasara-rembrandt-opisanie.html

5 Назови художника картины

Явление Христа народу (Явление Мессии) 1837-1857.

Холст, масло. 540x570

Явление Христа народу (Явление Мессии) –

Александр Андреевич Иванов. 1837-1857. Холст, масло. 540x570

Сюжет полотна связан с событием, описанным в первой главе Евангелие от Иоанна, — явлением Иисуса Христа во время крещения людей у реки Иордан. В центре композиции находится фигура Иоанна Крестителя (Предтечи), указывающего на приближающегося Христа. Называя этот сюжет «всемирным», в полотне Иванов стремился показать человечество «в решающий, определяющий его судьбу момент». Содержание картины раскрывается не через образ Христа, а через реакцию людей на его появление . В 1858 художник вернулся в Петербург и привез с собой полотно, но оно не произвело на российскую публику и критику особого впечатления. Новаторские идеи, привнесенные Ивановым в искусство - широта постановки философских и эстетических проблем, глубокий интерес к истории, внимание к натуре, - были в полной мере оценены художниками конца XIX - начала XX века. Большую роль в произведении играет пейзаж. На многочисленных эскизах можно увидеть, как все более и более возрастает в картине значение ландшафта, в котором происходят события. Работая над панорамой мира, Иванов обратился непосредственно к природе, его колористические открытия в передаче солнечного света и световоздушной среды во многом предопределили искания импрессионистов второй половины XIX века. Источник: https://kulturologia.ru/blogs/161217/37016/

5 Назови художника картины

Распятие

1838, ХОЛСТ, МАСЛО, 510 X 315 (ВЕРХ ЗАКРУГЛЕН) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ МУЗЕЙ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Брюллов Карл Павлович

Распятие 1838, ХОЛСТ, МАСЛО, 510 X 315 (ВЕРХ ЗАКРУГЛЕН) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ МУЗЕЙ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Картина Брюллова повествует о важном событии, описанном в Евангельской истории – казни Иисуса Христа, его смерти на Кресте.Это ключевое событие в евангельской истории описывается, конечно же, всеми евангелистами. На картине мы видим иллюстрацию следующего момента из Евангелия:

«При кресте Спасителя стояли Матерь Его, апостол Иоанн, Мария Магдалина и еще несколько женщин, почитавших Его. Невозможно описать скорбь Божией Матери, видевшей нестерпимые мучения Сына Своего! Иисус Христос, увидев Матерь Свою и Иоанна, здесь стоящего, которого особенно любил, говорит Матери Своей: «Жено! вот, сын Твой». (Ин.19:26). Потом говорит Иоанну: «…вот, Матерь твоя». (Ин.19:27). С этого времени Иоанн взял Матерь Божию к себе в дом и заботился о Ней до конца Ее жизни. Между тем, во время страданий Спасителя на Голгофе произошло великое знамение. С того часа, как Спаситель был распят, т. е. с шестого часа, солнце померкло и наступила тьма по всей земле, и продолжалась до самой смерти Спасителя. Дионисий Ареопагит, был в это время в Египте, в городе Гелиополе; наблюдая внезапную тьму, сказал: "или

https://ekzeget.ru/mediateka/detail-raspatie-brullov-karl-pavlovic/

5 Назови художника картины

Поклонение пастухов 1505-1510.

Дерево, масло. 90,8 x 110,5

Поклонение пастухов - Джорджоне. 1505-1510.

Дерево, масло. 90,8 x 110,5

В отличие от многих своих современников, венецианских мастеров, Джорджоне не писал больших многофигурных композиций. В своих произведениях он был немногословен, суть выражал внутренним ассоциативным осмыслением сюжета, часто давая зрителю возможность самому додумать и понять картину.    В «Поклонении пастухов» помимо обязательных фигур Святого семейства и коленопреклоненных пастухов значительное место занимает пейзаж - не просто фон, а активный участник действия. Его уходящая в глубину перспектива на горизонте замыкается голубыми горами, что создает естественное ощущение пространства и воздуха. Особая роль у освещения, которое стало иным: ясная чистота раннего утра, характерная для работ кватроченто, сменилась неярким послеполуденным светом, что придает картине большую цельность и объемность. Темно-коричневый тон пещеры красиво и контрастно подчеркивает цвета одежд Иосифа, Марии и двух пастухов, чьи согнутые спины плавно и ритмично повторены в овальных линиях, очерчивающих вход в пещеру, возле которого расположены герои.

https://muzei-mira.com/kartini_italia/1071-poklonenie-pastuhov-dzhordzhone.html

5 Назови художника картины

Сикстинская мадонна 1513 г.

Холст, масло. 256х196

Сикстинская мадонна - Рафаэль Санти. 1513 г.

Холст, масло. 256х196

Считается, что это полотно появилось в 1513 году, хотя точная дата неизвестна. Зато известна предыстория появления этой картины — ее рассказал как-то сам Рафаэль своему другу. Однажды, еще когда он жил во Флоренции, он долго не мог уснуть, а когда наконец задремал, то увидел Саму Богородицу, явившуюся перед ним в неописуемо прекрасном свете. Со временем детали видения в его памяти потускнели, но на всю жизнь осталось ощущение дивной чистоты и сияния, как бы изнутри наполнявшего образ Пресвятой Девы. Все «Мадонны», которых писал с той поры Рафаэль, были последовательными попытками приблизиться к тому идеалу красоты и чистоты, к той несказанно прекрасной идее, которая была однажды ему открыта.

«Сикстинская Мадонна» предназначалась для алтаря монастырского храма в честь святого папы Римского Сикста II в провинциальном городке Пьяченце, примерно в 60 км от Милана. Сикст II жил в III веке, еще задолго до разделения Католической и Православной Церквей, и в обеих почитается как святой мученик. Титул «папа Римский» в те времена означал всего лишь «епископ города Рима».

https://foma.ru/sikstinskaja-madonna-glavnye-zagadki-velikoj-kartiny-rafajelja.html

5 Назови художника картины

Вавилонская башня 1563. 60х74,5

Вавилонская башня -

Питер Брейгель Старший. 1563. 60х74,5

В Библии есть рассказ о том, как жители Вавилона попытались выстроить высокую башню, чтобы добраться до неба, но бог сделал так, что они заговорили на различных языках, перестали понимать друг друга, и башня осталась недостроенной.    В Нидерландах эпохи Брейгели «вавилонское столпотворение» служило аллегорией людской глупости и греховной самонадеянности, но содержание его картины к этому отнюдь не сводится.    Мощное цилиндрическое тело башни вздымается над плоским побережьем. Оно поднялось уже выше облаков. В отличие от гор, созданных природой, оно обладает стройной закономерностью, геометрической правильностью объема. Это творение человеческого разума, человеческих рук. Пусть сами люди кажутся рядом с ним еле заметными темными точками, картине гордо прославляет величие их труда. Несмотря на сравнительно небольшой размер (60X74,5 см) она поражает мощью художественного языка, особой широтой воплощенного в ней взгляда на мир.

https://muzei-mira.com/kartini_gollandia/1036-vavilonskaya-bashnya-piter-breygel-starshiy.html

6 Назови по описанию картину и художника

В основе этой картины лежит момент первого появления Иисуса Христа перед народом, который Иванов считал ключевым в истории христианства. Это событие символизирует начало нравственного совершенствования человечества и познания истинного смысла жизни. Действие разворачивается на берегу реки Иордан, где происходит крещение и очищение от грехов первых христиан.

Центральной фигурой полотна является Иоанн Креститель, пророк, который первым узрел Иисуса, приближающегося к нему. Изображение Иоанна полно духовного волнения и вдохновения, его взгляд и жесты наполнены ожиданием и восхищением.

https://artforintrovert.ru/materials/tpost/4t41vlj1v1-yavlenie-hrista-narodu-razbor-kartini

Явление Христа народу (Явление Мессии) –

Александр Андреевич Иванов. 1837-1857. Холст, масло. 540x570

Главная картина в творчестве Александра Андреевича Иванова. Художник посвятил ей почти 20 лет жизни.

6 Назови по описанию картину и художника

Одно из самых ярких и знаковых своих полотен гениальный голландский художник написал в 1635 году после смерти своего первенца, сына Ромберта.

Библия была настольной книгой художника, а живопись стала для него языком переосмысления библейских сюжетов. В них он находил не только тему для творчества, но и утешение для мятущейся души. Живописец изобразил момент, описанный в Библии в книге Бытие (22:1-13).

Обреченный Исаак со связанными за спиной руками лежит навзничь на том месте, где через минуту должен заполыхать жертвенный костер. Центральная фигура картины — Авраам, обернувшийся к ангелу-избавителю. Ангел останавливает занесенную руку отца, из которой внезапно выпадает кинжал.

Рембрандт никогда не создавал простые иллюстрации. Его картина – это личная скорбь. Это скорбь отца, который только что потерял собственного ребёнка. Он просто хочет верить в милосердие, в то, что клинок смерти, занесённый над сыном, в последний момент будет остановлен. 

Рембрандт ван Рейн «Жертвоприношение Авраама». 1635. Холст, масло, 193×132 см. Эрмитаж (Санкт-Петербург).

https://velikoeporuchenie.ru/zhertvoprinoshenie-avraama-rembrant/

Драма, происходящая в тишине, становится еще более пронзительной. Художник смог запечатлеть любовь в христианском понимании. Автор прекрасно изображает богословскую параллель между агнцем и Христом. Здесь ощущается не только воля Бога, но и Его любовь, выраженная ангельским порывом. Так рождается вера, преображающая человека.

Лишь глубоко верующий человек может так пронзительно изобразить евангельский текст. Много позже Ван Гог сказал о Рембрандте следующее:

 «Надо умереть несколько раз, дабы так рисовать… Рембрандт проникает в тайну так глубоко, что вещает о предметах, для которых нет слов ни в каком языке».

6 Назови по описанию картину и художника

Сюжет картины последняя трапеза Иисуса с учениками, во время которой он объявил, что один из них предаст его. Сюжет этот был очень популярен: его можно найти в мозаике, книжной миниатюре, витражах, шпалерах и, конечно, живописи. В XV веке фрески на эту тему были очень популярны в монастырских трапезных. Поскольку монашеские обители были обителями молчания, это диктовало и настроение фресок: вместо драматизма (как у Тинторетто) — состояние глубокой задумчивости. В картине художник добился изображения идеальной перспективы. Она была необходима, чтобы создать эффект присутствия. Фреска гениальна и своей композицией. Во-первых, точка схода перспективы приходится ровно на фигуру Иисуса. Во-вторых, художник собрал фигуры апостолов в группы по три, что имеет и символическое значение. В истории Христа всюду фигурирует эта цифра:  Троица, три волхва, 33 года.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря 1495-1498

Композицию «Тайной вечери» Леонардо да Винчи писал по заказу герцога Лодовико Моро, который правил Миланом в то время. Сюжет «Тайной вечери» изображался флорентийскими живописцами и до Леонардо , однако среди них можно отметить только работу Джотто (или его учеников) и две фрески Доменико Гирландайо.  

https://proza.ru/2015/02/25/1749

https://artforintrovert.ru/materials/tpost/o9ont8dfk5-razbor-tainoi-vecheri-leonardo

6 Назови по описанию картину и художника

Работу над картиной художник начал писать в 1867 году и завершил её лишь спустя пять лет. Он неоднократно перерисовывал полотно, бесконечно создавал новые и новые эскизы, чтобы в конечном итоге результат его душевных скитаний получился реалистично точным. Картина имеет размеры более 2-х метров в ширину и примерно 1,8 м в высоту, из-за чего занимает целую стену в Третьяковской галерее (где она хранится на сегодняшний день).

Иисус сидит на камне, и ждет восход солнца. Линия горизонта делит холст на две части: холодную каменную пустыню - с одной стороны, и небо - мир света и надежды, символ будущего преображения - с другой. Ровно в середине холста, на границе этих двух миров, изображены сомкнутые кисти рук Христа, которые вместе с его лицом представляют зрительный и смысловой центры картины. Здесь сконцентрирована зона наибольшего «напряжения» в момент приятия Спасителем уготованной ему судьбы.

Процесс создания данной работы доводил художника до исступления – глубоко верующий, чуткий и сострадательный он хотел запечатлеть того Бога, которого, по его мнению, сможет понять и принять каждый человек. Художник искал способ наиболее точно и возвышенно выразить Иисуса не как представителя высшей карательной силы, а как человека, наделённого своей собственной болью, своими страхами и душевными муками. Примечательно, что после того, как картина вышла «в свет», он не желал слышать мнения других людей касательно творения, в которое вложил всего себя. Несмотря на то, что его представили к награде Академии Художеств, художник от неё отказался. Объяснил он это тем, что создавал произведение не для этого.

Христос в пустыне –

Иван Николаевич Крамской. 1872. Холст, масло. 180 x 210

https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/272-hristos-v-pustyne-ivan-nikolaevich-kramskoy.html

Процесс создания данной работы доводил художника до исступления – глубоко верующий, чуткий и сострадательный он хотел запечатлеть того Бога, которого, по его мнению, сможет понять и принять каждый человек. Художник искал способ наиболее точно и возвышенно выразить Иисуса не как представителя высшей карательной силы, а как человека, наделённого своей собственной болью, своими страхами и душевными муками. Примечательно, что после того, как картина вышла «в свет», он не желал слышать мнения других людей касательно творения, в которое вложил всего себя. Несмотря на то, что его представили к награде Академии Художеств, художник от неё отказался. Объяснил он это тем, что создавал произведение не для этого.

6 Назови по описанию картину и художника

Художник был одним из самых влиятельных художников эпохи Возрождения в истории искусства. Наследие этого великого мастера и сегодня продолжает вдохновлять многих идти по его стопам. Помимо того, что он был одним из величайших скульпторов, он также был невероятно искусным в создании библейских картин. Именно поэтому Папа Климент VII поручил ему написать одну из самых известных на сегодня в мире религиозных картин в Сикстинской капелле. Фреска изображает второе пришествие Иисуса Христа и окончательный Божий суд над человечеством. Центральная фигура изображает Иисуса в окружении множества святых, а нижняя половина картины иллюстрирует воскресение мёртвых и сошествие проклятых душ в ад.

Несмотря на то, что это один из самых знаковых и знаменитых образцов религиозной живописи, который многие художники считают важным, он также стал предметом горячих споров. Художника обвинили в объединении языческой мифологии с христианскими повествованиями.

«Страшный суд» (1536–1541)

Микеланджело Буонарроти, найденный на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане, Италия.

https://dzen.ru/a/Y9FKA3XQKHHOMpeY

Тема картины была очень популярна в христианском искусстве и часто изображалась на больших фресках в церквях. Цель включения художественных работ на такую серьёзную тему, служила напоминанием христианам о последствиях, которые их ожидали, если они когда-либо откажутся от церкви

Библия 

 Брюсов В. Я.

О, книга книг! Кто не изведал, В своей изменчивой судьбе, Как ты целишь того, кто предал Свой утомленный дух — тебе!

В чреде видений неизменных, Как совершенна и чиста — Твоих страниц проникновенных Младенческая простота!

Не меркнут образы святые, Однажды вызваны тобой: Пред Евой — искушенье Змия, С голубкой возвращенной — Ной!

Все, в страшный час, в горах, застыли Отец и сын, костер сложив; Жив облик женственной Рахили, Израиль-богоборец — жив!

И кто, житейское отбросив, Не плакал, в детстве, прочитав, Как братьев обнимал Иосиф На высоте честей и слав!

Кто проникал, не пламенея, Веков таинственную даль, Познав сиянье Моисея, С горы несущего скрижаль!

Резец, и карандаш, и кисти, И струны, и певучий стих — Еще светлей, еще лучистей Творят ряд образов твоих!

Какой поэт, какой художник К тебе не приходил, любя: Еврей, христианин, безбожник, Все, все учились у тебя!

И сколько мыслей гениальных С тобой невидимо слиты: Сквозь блеск твоих страниц кристальных Нам светят гениев мечты.

Ты вечно новой, век за веком, За годом год, за мигом миг, Встаешь — алтарь пред человеком, О Библия! о книга книг!

Ты — правда тайны сокровенной, Ты — откровенье, ты — завет, Всевышним данный всей вселенной Для прошлых и грядущих лет!

Год написания: 1918