Конспект урока "Библейские истории в изобразительном искусстве" 7 класс

7 класс.
Тема года: «Изобразительное искусство в жизни человека».
Тема четверти: «Великие темы жизни».
Тема урока: «Библейские истории в изобразительном искусстве».
Цели:
Образовательные:
Приобщить учащихся к образцам мировой художественной культуры;
Сформировать представление о сюжетно-композиционном центре картины;
Познакомить с приёмами и средствами выделения сюжетно композиционного центра на
полотне;
Способствовать формированию навыка грамотного построения композиции.
Развивающие:
Продолжить формирование умения анализировать произведения изобразительного
искусства.
Воспитательные
Способствовать формированию художественного вкуса и эмоциональной отзывчивости
через приобщение к образцам мировой художественной культуры;
Способствовать воспитанию уважения к православным традициям русского народа.
Методическое обеспечение:
презентация к занятию;
музыка с песнопениями о Рождестве, музыка для практического задания;
раздаточный материал текст о Рождестве, фигуры главных действующих лиц и основы
трёх картин (для практической работы), критерии оценивания творческой работы;
дидактический материал: на отдельных листах для магнитной доски заготовлены надписи
«сюжетно композиционный центр», «контрастность: освещенность, цвет», «укрупненное
изображение главных персонажей», «все персонажи картины обращены к её центру»,
«движения»;
корзины, шары разного цвета (для рефлексии).
Техническое обеспечение: интерактивная доска, проектор, компьютер, колонки, магнитная
доска, магниты.
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Формы работы: фронтальная, групповая.
Ход урока
1 слайд
( Открыт 1 слайд презентации, на котором отображена тема занятия. Дети входят в класс. Рассаживаются в 3
группы. Звучит рождественская музыка).
Организационный момент
Взаимное приветствие, представление педагога. Проверка готовности учащихся к уроку, организация
внимания.
Актуализация знаний
2 слайд
- Мы приступаем к изучению сложной и объёмной темы, которая включает в
себя несколько уроков «Библейские темы в изобразительном искусстве».
Мы живём с вами в многонациональном государстве, где люди
придерживаются различных религиозных взглядов. Для того чтобы жить в мире,
нужно научиться уважать религиозные чувства окружающих. А для этого
необходимо иметь представление об основных ценностях той или иной религии.
Сегодня на занятии мы познакомимся с одним из наиболее ярких библейских
сюжетов рождением сына Божьего Иисуса Христа, святость которого признаётся
многими религиями. Увидим полотна великих живописцев, обращавшихся к теме
Рождества, и на их примере рассмотрим основные принципы построения сюжетных
композиций. Итогом урока станет групповая практическая работа по сбору
композиции.
Подготовка к усвоению новых знаний
3 слайд
- Ребята, что представляет собой Библия?
( библия – это священная книга христианской религии)
- Верно. Она содержит собрания священных текстов христиан: произведения,
описания, послания, написанные апостолами и другими святыми людьми в течение
полутора тысячелетий. Библия состоит из двух частей: Ветхого и Нового Завета.
Ветхий Завет был написан до Рождества Иисуса Христа (сына Бога), а Новый Завет
на протяжении первого столетия после Рождества Христова.
- Рождества Иисуса Христа - наиболее таинственный и удивительный
библейский сюжет. С ним мы познакомимся наиболее подробно.
4 слайд
( Иллюстрации расположены на одном слайде, однако при нажатии на одну из иллюстраций, она
открывается в увеличенном варианте).
- Перед вами на слайде вперемешку расположены иллюстрации к истории о
Рождестве. Эти же иллюстрации и описание основных событий Рождества
находится у вас на столах. Вам нужно к каждой иллюстрации подобрать
соответствующее ей описание и выстроить события в хронологическом порядке.
Благовещенье Дорога в Вифлеем
Мария и Иосиф нашли пристанище. Рождение Иисуса Христа.
Пастухи узнают о рождении Сына Поклонение волхвов.
Божия.
Текст о Рождестве (на столах у обучающихся по порядку)
Однажды Марии явился Ангел Господень. Он сказал, что скоро от Неё родится Сын Божий
Иисус Христос, Царь царей – Спаситель мира.
Через некоторое время в стране началась перепись населения. Правитель хотел знать,
сколько у него подданных. И пошли все записываться каждый в свой город. Дева Мария и
Иосиф отправились в Вифлием.
Гостиницы и дома в Вифлиеме были переполнены из-за переписи. Святая Дева с Иосифом
в поисках ночлега стучались в каждый дом, но везде получали отказ. Наконец они нашли
вертеп пещеру, где пастухи прятали овец от непогоды. Уставшие после долгого пути,
Мария с Иосифом были рады и такому приюту.
В эту ночь у Пресвятой Девы родился Младенец Господь наш Иисус Христос.
Богородица спеленала Его и положила в ясли – кормушку для скота.
Первыми о рождении Сына Божия узнали бедные пастухи. Ангел Господень явился им и
сказал, где найти Святого Младенца. Только Дева Мария и Иосиф оберегали Его покой.
Телёнок и ослик согревали маленького Христа своим дыханием.
В это время в Иерусалим пришли с востока волхвы предсказатели. Звезда, которую они
видели на востоке, шла перед ними и остановилась над пещерой, где родился Христос.
Волхвы увидели Младенца Христа и поклонились Ему до земли. Они положили у Его ног
драгоценные подарки.
(Обучающиеся выполняют задание. Найдя соотвествие, выходят к доске, передвигают иллюстрации в
хронологическом порядке, открывают каждую иллюстрацию и зачитывают текст к ней).
- Молодцы! Вы отлично справились с работой.
5 слайд
Усвоение новых знаний
- Построение композиции всегда начинается с определения сюжетного центра.
Для этого нужно определиться с темой композиции, её главными героями и
гармонично расположить объекты на полотне. Давайте посмотрим, как это делают
известные живописцы.
Михаил Нестеров Григорий Гагарин Корреджо
«Рождество Христово» «Рождество Христово» «Поклонение пастухов»
- Скажите, какой библейский сюжет объединяет эти три картины?
(Рождество Христово)
- Назовите главные действующие лица на картинах.
(Мария и Младенец, Иосиф)
- Какое основное действие здесь происходит? (учитель показывает на одну из картин)
(поклонение пастухов)
- Верно. Хочу обратить ваше внимание на то, что все эти картины написаны
художниками, которые жили в разные времена, в разных странах и у каждого из них
своя манера (техника) письма. Несмотря на это, изображая данный сюжет, они
используют похожие приёмы и средства композиции.
Общим для всех картин является способ выделения сюжетно
композиционного центра. Художники делают это с помощью игры цвета, игры света
и тени. Данный приём в изобразительном искусстве называется контрастностью.
Посмотрите на картину в центре. Сюжетный центр композиции младенец.
Он освещён ярким столбом света. На картине справа свет мягкий, рассеянный.
Создаётся ощущение, что младенец светится сам, принося свет и спасение миру.
Особенно явственно это видно по отношению к тёмному окружению. Вызывая
ассоциацию добра и зла. На картине слева художник выделил сюжетно
композиционный центр не только лучом света, но и яркой красной рубашкой
пастуха на сероватом фоне. Это и етсь контрастность – игра цвета, игра света и тени.
- Существует еще несколько приёмов. Когда кто-то пытается привлечь ваше
внимание к себе, как вы реагируете на это? Что делаете?
(поворачиваемся, смотрим и т.п.)
- И на картинах все персонажи так или иначе обращены к её центру, при этом
они либо движутся, либо поворачиваются, либо смотрят в этом направлении, либо
жестикулируют. Это тоже один из приёмов выделения сюжетно композиционного
центра. Кроме этого, художниками используется приём укрупнения фигур (учитель
показывает на одну из картин).
- А теперь, давайте вместе попытаемся сформулировать, что такое сюжетно
композиционный центр картины?
( это часть картины, которая включает в себя главных действующих лиц и основное действие)
- Верно. По правилам композиции центр должен включать смысловую завязку,
основное действие главных персонажей. Композиционный центр, в первую очередь,
должен привлекать внимание.
- Давайте подытожим, какие приёмы и средства используют художники для
выделения сюжетно – композиционного центра?
(Учитель переворачивает по ходу ответов листы на магнитной доске с определением, приёмами и
средствами)
( контрастность: освещенность, цвет;
укрупненное изображение главных персонажей;
все персонажи картины обращены к ее центру;
движения)
- Правильно. Всё перечисленное вами присутствует на этих полотнах.
Проверка понимания и закрепление новых знаний
- У каждой группы на столах лежат силуэты главных действующих лиц
Рождества Христова и основа картины. Нужно выбрать из множества предложенных
персонажей тех, которые подходят по технике письма к данной основе картины и из
них с помощью уже знакомых вам средств и приёмов построить сюжетно
композиционный центр.
- По завершению практической работы вам предстоит оценить результат друг
друга по критериям, лежащим на столах. На работу отводится 5 минут.
Репродукция картины для 1 группы:
Эдвард Бёрн-Джонс. Звезда Вифлеема
Изображение фрески для 2 группы:
Перуджино Пьетро (Пьетро Вануччи)
Рождество Христово и поклонение пастухов
Dieric il Giovane Bouts.
Поклонение волхвов.
(Учитель ходит по классу, помогает. Пока дети работают в группах, звучит музыка)
Заключительная часть
- Заканчиваем работу. (Учитель размещает готовые работы детей на магнитной доске)
- Перед вами на столах критерии оценивания творческой работы. Давайте
теперь вместе оценим ваши композиции по этим критерием.
6 слайд
Критерии оценивания творческих работ:
1. Манера письма выбранных фигур сотвествует манере письма основы картины.
2. Младенец (Иисус Христос) является главным персонажем сюжетно композиционного
центра.
3. Главные действующие лица обращены к центру композиции.
4. Главные действующие лица расположены рядом.
(После взаимоанализа каждой группы, на слайде появляется репродукция картины. Обучающиеся
сравнивают с замыслом художника. Комментарии педагога по оцениванию групп).
Рефлексия деятельности
- Итак, давайте подведём итог нашему занятию.
- С каким понятием мы сегодня познакомились?
- Какие приёмы и средства выделения сюжетно композиционного центра вы
не использовали в практической работе в силу задания?
- Что показалось вам наиболее интересным на уроке?
- Испытывали ли вы сложности при выполнении задания?
- При выполнении практической работы, вами было продемонстрировано
понимание того, что такое сюжетно композиционный центр, с помощью каких
приёмов и средств его можно выделить. Теперь вы готовы использовать эти знания
при создании собственной композиции уже индивидуально.
Домашнее задание
- На следующем занятии вы продолжите изучать правила построения сюжетной
композици и начнёте выполнять индивидуальную работу. Поэтому необходимо
принести листы формата А3, простые карандаши, ластики.
Посмотрите на экран. Вы видите ещё две иллюстрации событий
рождественской истории, о которых мы не упомянули. Необходимо найти сведения
о царе Ироде. Какое кровавое событие связано с его именем? И почему святому
семейству (Марии, Иосифу и Младенцу) пришлось бежать в Египет?
Ирод не доволен известием о рождестве Бегство в Египет
нового Царя.
- Вместо Рождества индивидуальную сюжетную композицию вы можете
выполнить на любой другой библейский сюжет. А для этого нужно познакомиться с
с его содержанием к следующему занятию.
Эмоциональная рефлексия
- Спасибо за работу. Вы сегодня отлично потрудились. Перед уходом я попрошу
вас оставить в корзинах шары. Если вам было итересно, если вы узнали что-то
новое, оставьте в корзине красный шар, если вам было всё равно жёлтый, если
урок вам не понравился– синий. До свидания.