Презентация "Социалистический реализм в изобразительном искусстве 30-х гг." 11 класс

Подписи к слайдам:
  • Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования ЗАТО Северск «Детская школа искусств»
  • Презентация к уроку МХК в 11 классе
  • «Социалистический реализм в изобразительном искусстве 30-х гг.»
  • Автор: Колесникова Лариса Васильевна
  • преподаватель МХК
  • Северск, 2016
  • 26.07.16
  • <number>
  • http://aida.ucoz.ru
  • «Нет искусства ради искусства, нет и не может быть каких-то «свободных», независимых от общества, как бы стоящих над этим обществом художников, писателей, поэтов, драматургов, режиссеров, журналистов. Они просто никому не нужны...».
  • И.В. Сталин
  • Л. Соков. Очки для каждого советского человека
  • 26.07.16
  • <number>
  • http://aida.ucoz.ru
  • Как метод социалистического реализма повлиял на художественные принципы и содержание произведений изобразительного искусства?
  • Проблемный вопрос
  • 26.07.16
  • <number>
  • http://aida.ucoz.ru
  • Цель урока: влияние идеологии тоталитарного общества на художественные методы и содержание произведений изобразительного искусства.
  • Задачи:
  • 1. Определить черты искусства тоталитарной эпохи.
  • 2. Сформировать у учащихся представление об официальном направлении изобразительного искусства России советского периода.
  • 3. Рассмотреть закономерности, по которым происходило утверждение принципов социалистического реализма.
  • 4. Показать проявление тоталитаризма в различных областях и жанрах художественного творчества.
  • 5. Воспитывать интерес и уважение к культуре нашей Родины
  • Общими тенденциями в культуре 20-30-х гг. можно назвать переплетение двух процессов – развитие культуры и её идеологизация.
  • Повторение пройденного
  • В 1932 г. ЦК ВКП(б) принял постановление объединить «всех писателей, поддерживающих платформу советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей... Провести аналогичные изменения по линии других видов искусства».
  • Цель: установление тотального партийного контроля.
  • Повторение пройденного
  • С середины 30-х гг. начинается новый этап в развитии художественной культуры. Официальным и единственным художественным принципом становится принцип социалистического реализма. Он подразумевал создание произведений, раскрывающих вопросы социалистического строительства и рассматривающих через эту призму окружающую действительность.
  • Культурная революция
  • Запишите в тетрадь!
  • Определение социалистического реализма
  • Социалистический реализм - направление в советском искусстве, «правдивое и исторически конкретное изображение действительности в сочетании с задачей идейной переделки трудящихся в духе социализма».
  • Социалистический реализм как метод отражения действительности
  • Искусство, подчиненное партийной цензуре, обязано было следовать единственно верному художественному направлению — социалистическому реализму.
  • Политическая суть этого метода - мастера искусства обязаны были отображать советскую жизнь не такой, какой она была в действительности, а такой, какой она должна быть при социализме.
  • Основные принципы социалистического реализма
  • Народность. Новый тип положительного героя — созидателя, активного борца за идеалы коммунизма.
  • Партийность. Показать героические поступки, революционную борьбу за светлое будущее.
  • Правдивость. Показать мирный быт народа, поиск путей новой жизни с целью достижения счастливой жизни для всех людей в соответствии с принципами исторического материализма.
  • С. Герасимов. Клятва сибирских партизан
  • А. Пластов. Колхозный праздник
  • 26.07.16
  • <number>
  • http://aida.ucoz.ru
  • Б. Иогансон. Допрос коммунистов
  • В изобразительном искусстве главным считалось не мастерство художника, а идейная направленность сюжета. Его классиком стал Б. Иогансон, чья картина «Допрос коммунистов» была отмечена всевозможными наградами.
  • Социалистический реализм в живописи
  • Социалистический реализм в живописи
  • Признание получила официальная парадная живопись, а также картины на темы революции и гражданской войны, строительства социализма.
  • Ю.И.Пименов. Работницы Уралмаша на заводе, 1934
  • М.Б. Греков. Знаменщик и трубач, 1934
  • Историко-революционный жанр
  • Авторы решали свои задачи, используя различные приемы и традиции.
  • Одни во главе с И. И. Бродским выступали как историки-летописцы событий. Другие обращались к жанру картины-повести о народной жизни, создавая сложные многофигурные композиции. Некоторые стремились создать из своих полотен героические поэмы (А. Дейнека. «Левый марш»).
  • А.М. Герасимов. В.И. Ленин на трибуне
  • Мифы тоталитарного искусства Парадный портрет
  • Вождь — вдохновитель и организатор побед
  • Сложение композиционной схемы парадного портрета
  • Вождь — мудрый учитель
  • И. Бродский. Ленин в Смольном
  • И. Бродский. Портрет И. В. Сталина, 1937
  • Вождь — руководитель
  • Вождь — человек
  • (друг детей, рабочих, солдат...)
  • Вождь — человек
  • (друг детей, рабочих, солдат...)
  • Б. Владимирский. Розы для И.В. Сталина, 1937
  • Мифотворчество социализма -
  • радость и оптимизм свободного труда
  • С. Герасимов. Колхозный праздник
  • А.А. Дейнека «Работать, строить и не ныть!»
  • Физкультура и спорт, их необходимость и новизна для народа находят в его творчестве пластическое выражение. Художник видит спортсменов на фоне высокого голубого неба, в лучах солнца, вдыхает вместе с ними утренний воздух стадионов, чувствует динамику свободного бега. Его персонажи – юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетического сложения.
  • Плакат. Физкультурница. Работать, строить и не ныть! 1933
  • Вратарь, 1934
  • Бег, 1934
  • Лыжники, 1931
  • Велосипедистка, 1935
  • А. Дейнека. Мать 1932
  • А. Дейнека. Будущие летчики 1937
  • Главные черты творчества А. Дейнеки: четкий выразительный рисунок, эмоциональный строй композиции, лаконичный колорит. Молодость, спорт, радость труда, здоровый, гармонично развитый человек – такова тематика его картин.
  • За конкретным сюжетом чувствуется типичное в жизни и характере молодежи той поры, черты эпохи, аромат времени.
  • А.А. Дейнека «Раздолье»
  • Юрий Иванович Пименов – художник лирического типа. Он ищет новые явления советской жизни. Картина «Новая Москва» написана в 1937 году. Женщина за рулем машины – центральный образ, который олицетворяет движение в будущее, что соответствует нормам идеологии.
  • Образы будущего в творчестве Ю. Пименова
  • Ю. Пименов. Новая Москва
  • Ю. Пименов. Огни университета
  • По-своему подходил к решению новых задач М. В. Нестеров. Он стремился создать типичный для тех лет образ человека-творца. Основная тема этих портретов – активная духовная жизнь энергичной творческой личности.
  • Портреты М.В. Нестерова
  • Портрет В.М. Васнецова
  • Портрет художницы Е.С. Кругликовой
  • Портрет хирурга С.С. Юдина, 1933
  • Портрет скульптора В.И. Мухиной, 1940
  • Портрет П.Д. и А.Д. Кориных, 1930
  • Портреты М.В. Нестерова
  • Портрет академика физиолога И.П.Павлова. 1935
  • Всемирная выставка в Париже в 1937 г.
  • Павильоны Германии и СССР находились напротив друг друга, скульптурная композиция должна демонстрировать идеологическое превосходство коммунизма над нацизмом.
  • «Торжественную поступь я превратила во всесокрушающий порыв». В. Мухина
  • Скульптура воплотила символы и идеалы эпохи, стала выдающимся памятником монументального искусства. Скульптура была официально признана шедевром искусства ХХ века.
  • Создание огромного памятника из нержавеющей стали проходило в рекордно сжатые сроки с применением новейших технологий.
  • Высота - 25 метров, с постаментом - 58 метров, вес - 185 тонн.
  • «Рабочий и колхозница» — символ советского тоталитаризма
  • «Девушка с веслом» — воплощение идеалов эпохи
  • «Эх, хорошо в стране советской жить!»
  • 26.07.16
  • <number>
  • http://aida.ucoz.ru
  • 1. Тоталитарное государство создает новую художественную культуру по собственному образу и подобию, превращая искусство в орудие идеологии и средство борьбы за власть.
  • 2. В борьбе за души и мысли людей нужно было обращаться к широким массам на простом и доступном им языке. Власть потребовала от художников создания произведений, которые были бы понятны даже самому необразованному человеку.
  • 3. Все стили и направления, которые не соответствуют официальным установкам, осуждаются как реакционные и враждебные.
  • 4. Каждый художественный жанр включался в общую задачу внедрения в сознание народа марксистской идеологии: в портрете создавался образ Великого Вождя и Нового Человека, историческая картина прославляла героику революционной борьбы, пейзаж открывал величие Родины-Матери или успешность социалистических преобразований и т. д.
  • 5. В тоталитарном государстве искусство является мощным инструментом воздействия на духовную жизнь общества.
  • Итоги и выводы
  • Проверь себя!
  • 1. Вспомни портреты М. Нестерова и назови профессии людей, изображенных на них:
  • Юдин
  • Павлов
  • братья Корины
  • Мухина
  • 2. Назови имена художников и скульпторов, авторов следующих произведений:
  • «Рабочий и колхозница»
  • «Колхозный праздник»
  • «Трубачи Первой Конной»
  • 3. Какие качества ставились во главу угла с точки зрения метода социалистического реализма:
  • отточенность художественной формы;
  • высокая идейность;
  • лаконизм.
  • 4. Расшифруй аббревиатуры: ВДНХ, ВКП (б), ГТГ, РАПП, АХРР.
  • Домашнее задание
  • Вопрос-рассуждение (можно в форме сочинения-эссе).
  • Что, на ваш взгляд, в развитии СССР 30-х гг. можно назвать несомненным успехом страны в сфере культуры?
  • Спасибо за внимание
  • 26.07.16
  • <number>
  • http://aida.ucoz.ru
  • Литература
  • Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность. - М.: Юрайт, 1998. - 576 с.
  • Загладин Н.В., Семененко И.С. Отечественная культура XX-начала XXI века. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006. - 304 с.
  • Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие. - М.: Академический проект, 2001.
  • Советская культура и современная Россия. - режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/ffec/cult/cu3-7.html
  • Ссылки на изображения:
  • http://interneturok.ru/ru/school/istoriya-rossii/9-klass/rossiya-v-poiskah-perspektiv-1917-1927-gg-stanovlenie-sssr/kultura-iskusstvo-sssr-v-1930-e-gg
  • http://www.urokiistorii.ru/memory/ex/2009/11/pokhod-za-kulturoi
  • http://museum.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=13047&ob_no=13401
  • http://img-fotki.yandex.ru/get/4112/na-blyudatel.11/0_25122_8fce7436_L
  • http://www.artvoyage.org/sovietposters/images/1012.jpg
  • http://cccp-revivel.blogspot.ru/2012/03/eti-merzkie-sovetskie-ludi.html
  • http://epics.zabmedia.ru/e0976c5a41ba364df79e0edd613d665d.jpg
  • http://ourarts.ru/?p=1936
  • http://eng.plakaty.ru/p/?src=/upload/iblock/696/696d244d8505033fd6bbfd7755bb54e4.jpg&w=360&h=540&zc=2
  • http://www.chernorukov.ru/articles/?article=310
  • http://tphv-history.ru/kartiny/Nesterov/061.html
  • http://slavyanskaya-kultura.ru/images/rm_10_891.jpg
  • http://www.apn.ru/publications/article22174.htm
  • 26.07.16
  • <number>
  • http://aida.ucoz.ru
  • http://www.deineka.ru/images/works/kolhoznitca_na_velosipede.jpg
  • http://ukrmap.su/program2009/uh10/015/05.jpg
  • http://www.e-reading.club/illustrations/73/73824-i_082.jpg
  • http://back-in-ussr.com/2015/09/lyubimyy-stalin-schaste-narodnoe.html
  • http://pravdoiskatel77.livejournal.com/4069357.html
  • http://la-fa.ru/master88.html
  • http://www.davno.ru/assets/images/posters/big/poster-1939h.jpg
  • http://www.liveinternet.ru/users/g_b_s/post133284512/
  • http://www.etovidel.net/appended_files/big/4fd8d03f8ded0.jpg
  • http://www.perunica.ru/uploads/posts/2013-04/1367328767_0_2ca45_1a18453d_xl.jpg
  • http://img-fotki.yandex.ru/get/5813/86038939.7a/0_78356_68c86d09_XXL.jpg
  • http://www.russian-goldenring.ru/Sight.aspx?id=607
  • http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/234487
  • http://www.culture.ru/news/56245/romantizm-epohi-bolshevizma
  • http://www.liveinternet.ru/users/3090603/post329337574/
  • http://naklejki-na-avto.ru/images/product/l/2139258b6.png
  • http://img-fotki.yandex.ru/get/9492/16969765.231/0_8f8c4_640fc366_orig.png
  • http://painting.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st001.shtml
  • http://www.bovuna.ru/72-1.jpg
  • http://savok.name/229-kartiny_stalin.html